«Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq
Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры. Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов. Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта.
Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)
Северные восстания Вскоре после этого в курдском населенном севере Ирака вспыхнула новая волна мятежа. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими органами курдских партий: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократическим Курдистаном. Партия ДПК. На севере дезертирство набранных правительства курдских ополченцев ополчения, известных как джаш , придало восстанию значительную силу. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение 10 дней курдский националист Пешмерга , исламист Исламское движение Курдистана и коммунист из ИКП и Коммунистической партии Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна , к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и армейских дезертированных по сообщениям, их было более 50 тысяч по всему региону , взяли под свой контроль все города на севере, кроме Киркука который в итоге перешел к ним 20 марта и Мосул.
Целые подразделения сдались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, не выпустившую ни единой пули. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру страшного Управления общей безопасности годы спустя здание, известное как Амна Сурака или «Красная безопасность» на курдском языке. В кровавой мести они без суда убили несколько сотен пленных баасистских чиновников и сотрудников службы безопасности; по сообщениям, в Сулеймании было убито более 900 сотрудников службы безопасности. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной Кампанией Аль-Анфаль , в ходе выполнения государственных органов систематически убивают десятки тысяч иракских курдов и других этнических меньшинств тремя годами ранее в 1988 году; 14 тонн этих документов было получено Хьюман Райтс Вотч. В отличие от юга курдскому восстанию предшествовали демонстрации с четкими политическими лозунгами: демократия для Ирака и автономия для Курдистана.
После взятия Мосула Джалал правительства использует Талабани маршировать на столицу Багдад. Наступление лоялистов 7 марта, пытаясь успокоить восстание, Саддам Хусейн Лидеры шиитов и курдов привлекают долю в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отклонили это предложение. В разгар революции правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака. Однако жители Багдада оставались в основном пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия и отколовшаяся партия Баас не смогли построить подпольные структуры в столице. В огромных трущобах Саддам-Сити , населенных шиитами, наблюдались лишь ограниченные волнения , в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной.
Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией. Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств.
Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность. Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд. Причина: Необходимость поддержки усилий ООН.
За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс. Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке. Авторы аргумента — Перл и Рамсфелд. Восстановить боеспособность своей армии Хусейн не смог.
Результаты известны: если в 1991 году война длилась 43 дня, то в 2003 году об окончании активного периода военных действий было объявлено через 26 дней. В ходе боев с регулярной иракской армией погибло 114 солдат и офицеров антииракской коалиции. Потери иракских вооруженных сил составили, по различным оценкам, 4. Причина: Чтобы защитить мир во всем мире.
Джордж Буш. Причина: Ирак представляет собой уникальную угрозу. Дональд Рамсфелд. Причина: Необходимость трансформации всего Ближнего Востока.
Ричард Перл.
Кувейт освобождён 27 февраля 1991 - Бомбардировка американской авиацией «Шоссе смерти» 26 февраля 1991 - Освобождён Эль-Кувейт 25 февраля 1991 - Иракская ракета СКАД падает на американские казармы в Саудовской Аравии 24 февраля 1991 года началась наземная операция «Меч пустыни», завершившая освобождение Кувейта от оккупационных сил Ирака. Командующий межнациональными силами генерал Шварцкопф нанес основной удар не на кувейтском направлении, где его ожидали иракские войска, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы. В залив вылилось около 8 млн баррелей нефт. Война имела тяжелые экологические последствия нанеся серьезный ущерб экологии Персидского залива.
Сенатор Доул Dole заявил: «Мы можем поблагодарить Саддама Хусейна, по крайней мере, зато, что он «разбудил» нас» [38]. Спустя день после того, как сенаторы использовали ирако-кувейтский кризис для спасения производства высокотехнологичного бомбардировщика В-2, они снова, сославшись на войну, предотвратили консервацию двух кораблей ВМС времен Второй мировой войны [39]. Через несколько дней тысячи американских солдат и бронетанковая бригада были дислоцированы в Саудовской Аравии. Этой масштабной операции было дано название «Щит пустыни». Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США.
Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний. Как написала американская газета «Вашингтон пост», «возможными бенефициарами» кризиса являются «различные предприятия военной промышленности» [40]. К сентябрю Джеймс Вебб James Webb , бывший помощник министра обороны и министр ВМС в администрации Рейгана, посчитал необходимым высказаться следующим образом: «Президент должен знать, что в то время как большинство американцев работают не покладая рук, чтобы поддержать его, за их внешним уважением кроется цинизм. Многие утверждают, что наращивание военной мощи — это не более чем очередная «игра Пентагона с бюджетом», направленная на предотвращение сокращений вооруженных сил, командование которых ищет способ их применения на фоне сокращения военных баз НАТО» [41]. Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание? К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43].
Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен. Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива. США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции».
В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45]. Однако Вашингтон и мировые средства массовой информации были недовольны сдержанной позицией Германии, которая не торопилась встать на сторону стран, выбравших путь войны. Немцы, о которых еще вчера говорили как о фашистах, прошедших маршем через Польшу, теперь обвинялись в «трусости» из-за массовых мирных демонстраций, прокатившихся по Германии. Вашингтон протолкнул через Совет Безопасности ООН десяток резолюций, осуждавших Ирак, вводивших против него жесткие экономические санкции и дающих «разрешение» на ведение против него войны. Только Куба и Йемен проголосовали против всех этих резолюций. Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46]. Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства?
Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну».
Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось.
Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения. Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями. Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов.
Агрессия Ирака против Кувейта.
Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах. После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов.
Двадцать лет позора: как США под фальшивым предлогом напали на Ирак
В докладе американского правительства под названием "Крылатые ракеты. Надежный потенциал" определены пять основных категорий целей, "включенных в план нападения на Ирак". Это пункты управления, промышленные предприятия, инфраструктура и войска. Есть также пункт об ударах, призванных сломить "волю населения". Далее в этом документе говорится: "Удары по таким объектам, как пункты вещания телевизионных каналов и радиостанции, а также электростанции и распределительные сети ослабят волю гражданского населения курсив автора. Удары по гражданской инфраструктуре и "воле населения" запрещены нормами международного гуманитарного права и являются военным преступлением. Если "ослабление воли гражданского населения" было одной из целей бомбовых ударов по электростанциям и распределительным сетям, то США наверняка преследовали ту же самую цель, что и после войны в Персидском заливе, когда упорно отказывались дать Ираку возможность отремонтировать эти объекты. Полное разрушение гражданской инфраструктуры Ирака Публично руководство США и их союзников отвергало наличие у него намерений нанести ущерб гражданскому населения и гражданским объектам. Однако их вооруженные силы наносили удары, выводили из строя, разрушали и причиняли ущерб крупным объектам гражданской инфраструктуры на всей территории Ирака.
Среди прочего, было разрушено большинство электростанций и линий электропередачи, плотины различного назначения, нефтеперерабатывающие заводы, пищевые предприятия, склады продовольствия и семян, мелькомбинаты, один молокозавод, сахарные заводы, фабрика по производству шприцев, системы связи, ирригационные сооружения, городские системы водоснабжения и канализации. Пострадал даже завод по производству вакцин для животных. И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные. Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны. Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций.
Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт. Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления. Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году.
Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию". Да знали мы это. А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ?
В кувейтских вооруженных силах эта цифра достигла 4 тысяч. Так начались войны в Персидском заливе. В оккупированной стране была провозглашена марионеточная и зависимая от Багдада Республика Кувейт. Во главе этого квази-государства встали офицеры, согласившиеся стать коллаборационистами по отношению к Хусейну. Еще через неделю они попросили соседнюю страну о слиянии, что и было сделано.
На его заседании была принята резолюция, в которой организация требовала от властей Ирака вывести войска из соседней страны. Одновременно с этим западные державы арестовали все банковские счета багдадского руководства на своей территории и ввели оружейное эмбарго. После оккупации Кувейта на границе Ирака и Саудовской Аравии начались перестрелки. Руководства обеих стран стали стягивать к своим рубежам свои дивизии и полки. Ближний Восток всегда представлял собой кипящий котел. Теперь этот регион мог окончательно превратиться в море крови. Тем временем в самом Ираке начались аресты граждан западных стран, объявивших санкции против его властей. До конца войны в Персидском заливе эти люди фактически оставались заложниками.
Главным инициатором борьбы против Ирака стали США. К 1990 году холодная война фактически закончилась. Советский Союз был на грани экономического кризиса, а вся коммунистическая мировая система переживала свою агонию. В этих условиях США стали единственным государством, которое могло бы говорить с позиции силы с Саддамом Хусейном. Именно вокруг американской армии начала образовываться коалиция в основном из стран-участниц НАТО , которая позже будет переброшена в Ирак. Интенсивных боев в этот период не было, поэтому можно сказать, что это была организационная пауза, которую взяла война в Персидском заливе. Участники назвали мероприятия по переброске сил в Саудовскую Аравию операцией «Щит пустыни». На Ближний Восток доставлялась не только техника, но и продовольствие, топливо, медикаменты и много другое.
Все это делалось из расчета, что война может крайне затянуться. К началу 1991 года коалиции удалось сконцентрировать недалеко от границы Ирака значительные силы, превосходящие по мощности и возможностям технику противника. Удары наносились преимущественно ночью. Главной их целью была важная военная и экономическая инфраструктура страны. За два дня было совершено рекордное количество вылетов почти пять тысяч. Первая война в Персидском заливе подошла к своей решающей стадии. Коалиции сразу удалось завоевать преимущество в воздухе и уничтожить важные производственные предприятия. Одновременно с этим иракская наземная артиллерия начала бомбежки соседней Саудовской Аравии откуда происходили вражеские вылеты и Израиля.
В феврале атаки союзников затронули коммуникации, склады боеприпасов, позиции на которых стояли пусковые установки, объекты промышленности и т. Все это делалось для того, чтобы облегчить будущую наземную операцию. Первая война в Персидском заливе стала уникальным событием для своих современников именно из-за того значения, которое получила авиация. В ночь на 24 февраля 1991 года началась наземная операция коалиции. На побережье Персидского залива на территории оккупированного Кувейта был задействован американский десант.
Уже после войны, когда следователь на допросе спросил его, зачем нужно было вводить всех в заблуждение, Саддам ответил одним словом: «Иран».
Это был еще и вопрос мировосприятия: Саддам был убежден, что силы коалиции в 1991 году попросту испугались, что для защиты Багдада он пойдет на крайние меры — применит химическое и биологическое оружие. Это был еще один неопровержимый довод для поддержания иллюзии. После первой войны в Персидском заливе шоком стал тот факт, что иракскому режиму нужно было всего 16—18 месяцев для создания ядерной бомбы. Если бы Саддам вторгся в Кувейт в 1993 г. Буш сказал следующее: «Нельзя было полагаться на удачу, нужно было брать ситуацию в свои руки». На фоне событий 11 сентября война против Ирака должна была стать превентивной мерой, что соответствовало новой американской внешнеполитической доктрине упреждающих действий.
В результате в правящих кругах сложилось мнение, что «плюралистический и демократический Ирак» может запустить процесс трансформации на Ближнем Востоке. Израильтяне… опасались, что Ирак отвлечет внимание США от того, что они считали истинной угрозой, — от Ирана. В 2001 г. США ежесуточно импортировали из Ирака порядка 800 000 баррелей. Многие сомневались в том, что на обломках баасистского режима можно быстро построить стабильное, миролюбивое демократическое государство. Расскажите нам обо всех этих вещах, и мы дадим ответ, будем ли мы вкладывать капитал или нет».
По оценкам начальника штаба сухопутных войск США, для поддержания порядка в послевоенном Ираке потребуется порядка 260 000 военнослужащих. Война затянулась, и последующая оккупация обошлась американской казне более чем в триллион долларов прямых издержек. Военная операция в Ираке началась 20 марта 2003 г. Силы коалиции заняли Багдад 9 апреля. Хотя потенциал Ирака был колоссален, серьезные разведочные работы здесь не проводились с 1970-х гг. Была поставлена цель, выйти на уровень добычи в 3 млн баррелей к концу 2004 г.
Ближний Восток всегда представлял собой кипящий котел. Теперь этот регион мог окончательно превратиться в море крови. Тем временем в самом Ираке начались аресты граждан западных стран, объявивших санкции против его властей. До конца войны в Персидском заливе эти люди фактически оставались заложниками. Главным инициатором борьбы против Ирака стали США.
К 1990 году холодная война фактически закончилась. Советский Союз был на грани экономического кризиса, а вся коммунистическая мировая система переживала свою агонию. В этих условиях США стали единственным государством, которое могло бы говорить с позиции силы с Саддамом Хусейном. Именно вокруг американской армии начала образовываться коалиция в основном из стран-участниц НАТО , которая позже будет переброшена в Ирак. Интенсивных боев в этот период не было, поэтому можно сказать, что это была организационная пауза, которую взяла война в Персидском заливе.
Участники назвали мероприятия по переброске сил в Саудовскую Аравию операцией «Щит пустыни». На Ближний Восток доставлялась не только техника, но и продовольствие, топливо, медикаменты и много другое. Все это делалось из расчета, что война может крайне затянуться. К началу 1991 года коалиции удалось сконцентрировать недалеко от границы Ирака значительные силы, превосходящие по мощности и возможностям технику противника. Удары наносились преимущественно ночью.
Главной их целью была важная военная и экономическая инфраструктура страны. За два дня было совершено рекордное количество вылетов почти пять тысяч. Первая война в Персидском заливе подошла к своей решающей стадии. Коалиции сразу удалось завоевать преимущество в воздухе и уничтожить важные производственные предприятия. Одновременно с этим иракская наземная артиллерия начала бомбежки соседней Саудовской Аравии откуда происходили вражеские вылеты и Израиля.
В феврале атаки союзников затронули коммуникации, склады боеприпасов, позиции на которых стояли пусковые установки, объекты промышленности и т. Все это делалось для того, чтобы облегчить будущую наземную операцию. Первая война в Персидском заливе стала уникальным событием для своих современников именно из-за того значения, которое получила авиация. В ночь на 24 февраля 1991 года началась наземная операция коалиции. На побережье Персидского залива на территории оккупированного Кувейта был задействован американский десант.
Наступление было стремительным на всех участках фронта. Части, пересекшие границу Ирака на западном и центральном направлении, легко преодолели пограничные укрепления и за ночь продвинулись вперед на 30 километров. Еще через два дня иракская армия прекратила сопротивление на всех участках фронта. Ее техника была в массе своей уничтожена, а люди деморализованы. Сказалось превосходство коалиции в силе и технологиях.
Фактически изолированный Ирак воевал со всем цивилизованным миром, осудившим незаконную аннексию Кувейта. Итоги С наступлением мира все участники конфликта начали анализировать последствия войны в Персидском заливе. В коалиции самые большие потери пришлись на армию США. Погибло 298 человек, было уничтожено 40 самолетов, 33 танка и т.
25 лет после Войны в заливе: очевидец вспоминает, с чего начались потрясения в арабском мире
Буша-старшего на президентских выборах 1992 года, которые пестрили сомнительными утверждениями в духе того, что "персональный проект" американского президента свергнуть Саддама Хусейна провалился наихудшим образом и вместо смещения Саддама Буш сам "был свергнут… а Саддам Хусейн остался". Схожим образом сам иракский президент, присутствовавший на этом совещании, утверждал, что Дж. Буш проиграл выборы не из-за внутриполитической ситуации в США, а потому что он "не смог добиться" победы в Персидском заливе с. Для российского читателя особый интерес в исследовании К. Вудса представляют свидетельства того, что во время войны в Персидском заливе в Багдаде весьма скептически воспринимали как роль Советского Союза, так и его возможность влиять на ситуацию в мире. По мнению иракцев, СССР во многом утратил свои позиции на мировой арене, а его поведение определялось противоборством двух лагерей в окружении Горбачева: "проамериканского" во главе с Э.
Шеварднадзе и "проиракского", состоящего из старых партийцев, недолюбливающих США. Руководство Ирака считало, что наиболее сильным являлся "проамериканский" лагерь. В связи с этим в Багдаде возобладало мнение, что не СССР, а только Франция способна предотвратить проведение военной операции США против Ирака, особенно с учетом того, что эта страна имеет давние связи с Ираком и за ней может объединиться вся Европа в противовес США с. К тому же, как отмечает К. Вудс, сам С.
Хусейн не доверял СССР. Он приводит в пример ситуацию, сложившуюся после начала наземной операции США 24 февраля 1991 года, когда С. Хусейн, уверяя в оживленной переписке М. Горбачева в своем полном доверии и вручая честь Ирака и достоинство иракских вооруженных сил в руки СССР, в узком кругу приближенных лиц заявлял: "Я знаю: он [Горбачев] предаст нас, этот лжец" - и риторически спрашивал своих советников: "Возможно ли это, что их [русская] разведка не знала о ней [наземной атаке США]? Вудса приводится еще немало уникальных стенограмм заседаний высшего руководства Ирака, текстов посланий С.
Хусейна иностранным лидерам, расшифрованных аудио- и видеоматериалов, пропагандистских листовок, редких фотографий, карт военных действий и других интересных, а главное - ранее не публиковавшихся архивных материалов. Нельзя обойти вниманием и тексты личных интервью автора, полученных у иракских военачальников и политических деятелей, игравших значительную роль при режиме С. Хусейна, а также использование исследователем документов Конгресса и правительства США. Стоит поддержать надежду К. Вудса о том, что его исследование не только помогло восполнить существующие пробелы в изучении войны в Персидском заливе 1990-1991 годов, но и дает возможность американским политикам оценить свои действия, бросив на них взгляд через "зеркальную перспективу" представлений Саддама и его советников с.
В этой связи можно полагать, что книга окажется полезной и для отечественных ученых, занимающихся как ближневосточной тематикой, так и изучением военных операций США. Том 7. Январь-апрель 2009. Хусейн в своем выступлении 20 января 1991 г. Подробнее об этом см.
Joint Forces Command Report. Maryland, Annapolis: Naval Institute Press, 2008. House of Representatives, 109th Congress, 2nd Session. Pease, Williamson Murray, James Lacey. Project Leader , James Lacey.
Institute for Defense Analyses, 2007.
Тысячи мирных жителей погибли за это время, большинство — от бомбардировок и атак террористов-смертников, миллионы остались без крова и средств к существованию. Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке.
Союзническая авиация наращивала число боевых вылетов, и параллельно увеличивалось количество жертв среди мирных жителей Ирака. США называли это «сопутствующими потерями». Напуганные войной беженцы прибывали на иракско-иорданскую границу и рассказывали о многочисленных жертвах среди мирного населения, о перебоях в энерго- и водоснабжении Багдада. В связи с уничтожением одного из заводов случился скандал: Ирак заявил, что это был завод по производству детского молочного питания. США объявили, что удар нанесен по предприятию, производившему биологическое оружие. В среду 13 февраля американский бомбардировщик-»стелс» сбросил две бомбы с лазерным наведением на объект, который, как считали союзники, был командно-контрольным бункером. Оказалось, однако, что в этом убежище во время авианалетов скрывались мирные иракцы. По меньшей мере 315 человек были убиты, 130 из них - дети. Ирак, однако, попытался увязать свой уход с аналогичным уходом Израиля с оккупированных территорий и потребовал также, чтобы, в случае отказа, на Израиль были наложены такие же санкции, что и на Ирак.
И в самом Ираке, где люди высыпали на улицы, да и повсюду в мире это заявление вызвало радость и было воспринято как достаточное основание для прекращения огня. В самой же увязке не было ничего экстраординарного - во всяком случае, для довоенного периода. Так Саддам пытался ставить вопрос еще осенью 1990 года увязывая вывод своих войск из Кувейта со всем комплексом проблем Ближнего Востока - помимо палестинской, с сирийской оккупацией Ливана и израильским проникновением в Южный Ливан , и тогда такой подход нашел сочувственный отклик не только у министра иностранных дел Великобритании и президента Франции, но даже, в известной мере, и у самого Буша. Несомненно, важнейшую роль должна была сыграть позиция СССР, и останься линия его поведения прежней, события в Заливе могли бы развиваться иначе. Что до предложения Саддама, то оно было с порога отвергнуто: не помогли и запоздалые, притом весьма робкие попытки СССР поддержать подобную постановку вопроса. Американцы даже не сделали перерыва в бомбардировках, а переходя к наземной операции, вообще не контактировали с ООН. Сопротивление иракской армии было сломлено всего за 100 часов. Агрессоры высаживались в Ираке и Кувейте в нескольких точках вдоль саудовской границы. Сотни танков направились на север, где их уже ждала Республиканская гвардия Ирака.
Другие подразделения взяли под свой контроль дорогу от Басры к Кувейту и отрезали поставки нефти находившимся в Кувейте иракским войскам. Одновременно морские пехотинцы и ведомые саудовцами коалиционные войска вошли непосредственно в эмират. К 26 февраля Ирак объявил, что выводит свои силы из Кувейта, однако по-прежнему отказывался принимать условия всех относящихся к этому вопросу резолюций ООН. Иракские танки, БМП, грузовики и пехота, бежавшие от союзнического наступления, образовали громадные пробки на главной магистрали, ведущей от Кувейта к Басре. Союзники бомбили их с воздуха. Тысячи иракских солдат погибли прямо в машинах. Трасса получила тогда название «дорога смерти». Только во время наземной операции погибли от 25 до 30 тысяч иракцев. В 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш объявил, что с 4:00 следующих суток вступает в силу прекращение огня.
К этому времени союзнические войска взяли в плен десятки тысяч иракских солдат. Многие из них были голодны, измотаны и деморализованы и сдавались почти без сопротивления. В ходе операции союзники потеряли 148 солдат; еще 145 человек погибли вне зоны военных действий. Данные о потерях с иракской стороны разнятся - от 60 до 200 тысяч погибших солдат. Многие тела были погребены в братских могилах в пустыне. В соответствии с документом Ирак должен был прекратить все военные действия, аннулировать аннексию Кувейта, обнародовать данные обо всех имеющихся химических и биологических вооружениях, освободить всех иностранных заключенных и принять ответственность за жертвы и материальный ущерб, нанесенный в результате оккупации Кувейта. На следующий день в ходе встречи с американскими военными в палатке на захваченной иракской военной базе Савфан иракское командование официально приняло условия мира. Саддам Хусейн при этом не присутствовал. Уходя из Кувейта, иракские войска открыли кувейтские нефтяные скважины, и в Персидский залив вылилось более 1 миллиона тонн нефти.
По радио выступал Салах Омар аль-Али , бывший член партии Баас и Баасистского Совета революционного командования в изгнании. В послании Аль-Али содержался призыв к иракцам свергнуть «преступного тирана Ирака» и утверждалось, что Саддам «сбежит с поля битвы, когда он станет уверен, что катастрофа охватила каждую улицу, каждый дом и каждую семью в Ираке». Он сказал: Поднимитесь, чтобы спасти Родину из лаптатуры, чтобы вы могли посвятить себя, чтобы избежать опасностей продолжения войны и разрушения. Достопочтенные сыны Тигра и Евфрата , в эти решающие моменты вашей жизни, когда вы столкнулись с опасностью смерти от рук чужеземных войск, у вас нет выбора, чтобы выжить Революция Восстания на юге Многие повстанцы на юге Ирака, где начались восстания, были деморализованы и защищали родину, но положили конец диктатору и его преступной банде. Иракские вооруженные силы состояли в основном из призывников-шиитов и правительственных войск, быстро перешли на сторону и перешли на сторону повстанцев. Восстание в Басре сначала возглавил Мухаммад Ибрагим Вали, армейский офицер, который собрал отряд военной техники для нападения на правительственные здания и тюрьмы в городе; его поддержало большинство населения. Восстание в Басре было совершенно стихийным и неорганизованным. Новости об этом событии и радиопередачи Буша побудили иракский народ к восстанию против режима в других городах.
В Наджафе демонстрация возле большой мечети Имама Али превратилась в перестрелку между армейскими дезертирами и силами безопасности Саддама. Повстанцы захватили святыню, когда представители партии Баас бежали из города или были убиты; заключенные были освобождены из тюрем. Восстание в считанные дни распространилось по всем крупнейшим шиитским городам на юге Ирака: Амара , Дивания , Хилла , Кербела , Кут , Насирия и Самава. Меньшие города тоже были захвачены революцией. Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи базирующихся в Иране Бригад Бадра боевиков SCIRI, пересекли границы и присоединились к восстанию. SCIRI сконцентрировала свои усилия на священных городах шиитов Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не подписались под их шиитскими исламистскими программами и проиранскими лозунгами, за которые SCIRI позже подверглась критике. Вы повстанцев по всему региону входили мятежники сунниты военные, левые, такие как фракции Коммунистической партии Ирака ИКП , антисаддам Арабские националисты и даже разочаровали баасистов. К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были только в своем желании смены режима , поскольку у них не было общей политической или военной программы, единого руководства, а координация между ними была очень слабой.
Причины иракской войны
На мой взгляд, причин для вторжения в Ирак было немало: от идеологических до экономических. Ирак был одной из немногих на тот момент субъектных арабских стран, а также серьезной военной угрозой Израилю, ведь наша страна исторически ни в коем виде не признает и не желает мира с Израилем, западным форпостом на Ближнем Востоке. Также Багдад представлял военную угрозу для проамерикански настроенных стран Залива, в частности Кувейта. После ликвидации Ирака автоматически снималась какая-либо угроза американским союзникам на Ближнем Востоке. Очень важно иметь лояльных игроков на энергетическом поприще. Вспомните, как США при помощи Саудовской Аравии в 1980-е годы обвалили мировые цены на нефть, что болезненно отразилось на советской экономике. Саддам Хусейн и его концепция панарабизма находили отклик у всего Арабского мира: «арабская улица» всегда его поддерживала, будь то во время войны с Ираном и войны в Заливе. Если правящие режимы ряда арабских стран были негативно настроены к Саддаму, то простые граждане братских арабских стран были на его стороне, ведь для них Саддам был храбрым борцом с Израилем, Ираном и США, желавшим единства и интеграции арабов. Ещё Египет эпохи Гамаля Абдель Насера был внесён в «доктрину Эйзенхуаэра», поэтому в 1958 году американцы совершили военное вторжение в Ливан для предотвращения местного народного восстания с целью присоединения к союзу Египта и Сирии. Американцы просто раздавили танками восставших, удержав у власти непопулярный прозападный режим Нимра Шамуна. Обратите внимание, что целями Штатов всегда были страны арабского социализма, вроде Египта до 1970-х годов, ведь после Насера Анвар Садат все повернул «вспять», став американскими протеже , Ирака, Ливии и Сирии, палестинской Организации Освобождения Палестины.
А уж про то, чьим поданным был Усама Бин Ладен и где жила семья Бин Ладена, и говорить не приходится. Три приведённые мною фактора и были теми самым «истинными». Я упомянул итоги американского вторжения для Ирака, но хотел бы рассказать об итогах этого для самих американцев, ведь оно обернулось для них большим фиаско. После уничтожения Ирака они выпустили «иранского джина из лампы»: если раньше Ирак успешно сдерживал Иран, то уже после вторжения американцы уничтожили этот противовес, укрепив уже в самом Ираке иранское влияние на развалинах иракской государственности и допустив к власти шиитскую исламистскую партию «Дава», связанную с Ираном. Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет. Бесспорно, как говорил Николай Чернышевский: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта», и невозможно «обратить» время вспять. Однако не стоит забывать, что с 1990 года баасистский Ирак был под жесточайшими санкциями — это сдерживало его социально-экономическое развитие. Власть Саддам Хусейн, скорее всего, на первую пору без него оставил бы своему заместителю по партийной линии Иззату Ибрагиму ад-Дури. Далее, с высокой долей вероятности, пост президента занял бы его сын Кусай Саддам Хусейн — гордость своего отца. Скорее всего, Ирак был бы более «богатой версией» Ирана экономически, а также производил бы собственную военную технику, так как задатки были уже тогда.
Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля.
Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными.
Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы. Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну».
Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать. В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака.
Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны. В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось. Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения».
Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения. Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями. Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны.
По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов. Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий? Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег? И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]?
Высшее военное командование сопротивляться давлению не смогло, и это продлило войну. Американские военные и президент Буш должны были показать всю свою мощь, показать, что они могут вести самые современные, с использованием новейших разработок, войны, и никакие сигналы из Ирака о переговорах и миротворцы не должны были все испортить. Журнал «Форчун», в простой форме описывая стойкость Буша, так описал довоенный период: «Президент и его люди работали сверхурочно, чтобы устранить некоторых политиков в арабском мире, Франции и Советском Союзе, выступавших за мирное урегулирование конфликта. Ведь такие политики могли позволить Саддаму Хусейну сохранить лицо и выпутаться из устроенной Бушем ловушки. Снова и снова Буш повторял свою мантру: никаких переговоров, никаких сделок, никаких попыток сохранить лицо, никаких компенсаций и в особенности никакой увязки с палестинской мирной конференцией [пункт, на который Ирак обращал внимание несколько раз]» [57]. Стало известно, что в период рождественских праздников Джордж Буш корпел над каждой из 82 страниц исключительно детального доклада «Международной амнистии» Amnesty International об арестах, насилии и пытках в Кувейте со стороны иракских властей.
После праздников он сказал своим сотрудникам, что его совесть чиста: «Это ситуация, где черное противостоит белому, зло противостоит добру. Этот человек должен быть остановлен» [58]. К сожалению, нет сведений относительно того, читал ли когда-нибудь Буш хоть что-то из большого количества докладов этой неправительственной организации об аналогичных омерзительных случаях нарушений прав человека и вероисповедания, совершенных союзниками Вашингтона в Гватемале, Сальвадоре, Афганистане, Анголе и Никарагуа. Если он читал, то отчеты, очевидно, не произвели на него должного эффекта, поскольку он продолжал поддерживать этих союзников. В течение более 10 лет «Международная амнистия» также сообщала о жестокостях в Ираке, но только за несколько месяцев до августовских событий представители организации выступили с докладом о ситуации с правами человека в Ираке перед Сенатом. Но и тогда ничто не могло вызвать справедливого негодования у Джорджа Буша.
Приближалось 15 января — крайний срок для выполнения условий резолюции ООН, — и весь мир затаил дыхание. Возможно ли такое, чтобы в течение пяти с половиной месяцев никак нельзя было найти решение для предотвращения очередной ужасной войны на этой планете? Также, согласно иракской инициативе, в обмен на вывод войск из Кувейта должна состояться международная конференция, на которой будут рассмотрены жалобы палестинской стороны и проведены переговоры, на которых должен быть урегулирован спор между Ираком и Кувейтом. Дипломаты отметили, что иракский лидер намерен выждать день или два после того, как закончится отведенный резолюцией ООН срок на добровольный вывод войск, и тем самым продемонстрировать, что он действует не под нажимом. Для Соединенных Штатов, разместивших в Саудовской Аравии полумиллионную группировку войск, готовую к началу военной операции, такая инициатива иракской стороны была неприемлема. Как заявил госсекретарь США Бейкер Baker , Саддам Хусейн «пересечет черту в полночь 15 января», и он может не надеяться, что спасет себя, предлагая вывести свои войска из Кувейта после этого числа [59].
Многочисленные оправдания Джорджа Буша «Наши рабочие места, наша жизнь, наша собственная свобода и свобода дружественных стран по всему миру пострадают, если контроль над самыми большими в мире запасами нефти попадет в руки такого человека, как Саддам Хусейн» [60]. Как заметил Теодор Дрейпер Theodore Draper : «Причины начала войны были одновременно и обыденными, и невероятными. Буш упомянул о «рабочих местах» прежде всего для того, чтобы в рамках своей внутренней политики обратиться к избирателям через их кошельки. Однако в качестве одной из причин развязывания войны это выглядело полнейшей глупостью, тем более если речь идет о войне на другом конце земного шара» [61]. В ходе продолжительной подготовки к войне, во время самой войны и после нее никто по-настоящему не понял, почему Буш вторгся в Персидский залив и вверг Соединенные Штаты в эту войну. Конгрессмены, журналисты, редакторы, простые граждане продолжали просить, время от времени почти умоляя, чтобы президент ясно и однозначно объяснил свои мотивы.
От него ждали объяснений, которые бы не противоречили тому, что он сказал ранее. Экономисты и ведущие специалисты различных научно-исследовательских центров сочли, что с их стороны было бы не совсем профессионально соглашаться с неопределенными заявлениями президента. В этой связи ими было написано большое количество авторитетно звучащих, но абсолютно туманных работ. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Бедуины из Кувейта, превращенного солдатами США в полигон, сообщают, что "сотни трупов верблюдов, овец и птиц лежат в пустыне". За последние 10 лет катастрофически вырос уровень детских онкологических заболеваний. А детская смертность возросла c 1991 в 6 раз даже в 16 раз, по данным одного доклада.
Количество заболеваний раком выросло между 1991 и 1994 гг. К моменту снятия санкций с Ирака в 2003 г. В стране быстро распространяется холера, в 1990 году в Ираке не существовавшая.
Расходы на здравоохранение за период санкций упали с 90 до 12 долларов на человека в год. Для сравнения, представьте себе, что в течение года вы можете получить только одну баночку недорогого антибиотика или пачку витаминов. В год!
Из-за санкций 1990-2003 г. Благодаря санкциям 1. Треть детей в возрасте до 5 лет уже хронически больны.
Резко возросла смертность на 100. Страну бомбили почти ежедневно с 1991 по 2003. Вода загрязнена и заражена.
Вода — источник жизни — здесь сама является источником болезней. Случаи заболевания лейкемией возросли в 4 раза. Возрос уровень заболеваний раком; у мужчин увеличены легкие, бронхи, наблюдаются дисфункция желудка, кожные болезни.
Но самым показательным фактом является то, что на данный момент половина населения Ирака — дети не старше 15 лет... Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. В начале мая он получил от британцев звание "самого нелюбимого" соотечественника.
Результаты опроса 100 тыс. Вы видите, что даже самый воинственный народ Европы, не согласен с действиями своего руководства. Во время первой войны в Ираке в 1991 г.
А количество работающих школ сократилось с 1990 до 2003 г. Затраты на образование за период санкций упали с 230 до 23 миллионов в год. Деградировал уровень образования и грамотности населения.
Как всегда, американцы показали, что умеют лишь уничтожать, а не строить. После рекламной кампании, как они будут строить в Ираке школы и больницы, оказалось, что работы в этом направлении запланированы лишь символические, для отвода глаз. Уже в ноябре 2003 г.
Иракское нефтяное богатство — несколько триллионов долларов — по результату войны оказалось под фактическим контролем Соединенных Штатов. Текущая цена на нефть колеблется в диапазоне примерно от 55 до 60 долларов США за баррель. Таким образом, общая стоимость разведанных залежей составляет от 6,2 до 6,75 триллионов долларов или около 6 общих годовых бюджетов США, или 15,5 военных годовых бюджетов все тех же США.
Конечно, общие запасы нефти в Ираке могут оказаться гораздо значительнее. Компания, возглавлявшаяся с 1995 по 2000 год вице-президентом США Ричардом Чейни и еще сейчас ежегодно выплачивающая ему до 1 миллиона долларов КBR , будет эксплуатировать иракские месторождения и распоряжаться всей добываемой там нефтью. А что вы хотели?
Война в Ираке обходится США в 6,5 млрд. Так иракская нефть перешла в полное владение США, а заявления, что "иракская нефть принадлежит народу Ирака" оказались пустыми словами. Зато сам Ирак, в результате военных атак США и сохранявшихся в течение 12 лет санкций, оказался среди наименее экономически развитых стран мира.
Валовой национальный продукт Ирака за последние два десятилетия сократился в несколько раз. На американской листовке, которую разбрасывали над Ираком во время боевых действий, США грозит карой тем, кто будет каким-либо образом наносить вред нефтяным запасам Ирака. В 2004 году начался громкий международный скандал, который выявил коррупцию и связи с преступлениями ООНовских чиновников из крупнейшей операции по контрабанде иракской нефти в нарушение программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" в 1996-2003 гг.
Появились доказательства того, что высшие чиновники ООН, включая Генерального секретаря Кофи Анана, его сына Коджо Анана, и заместителя Генерального секретаря ООН Бенона Севана присвоили миллиарды долларов из средств, которые должны были пойти на гуманитарную помощь иракскому народу. Эти деньги были переведены на личные счета ООНовских чиновников. Захваченные в Ираке документы доказывают, что Севан и сын Анана очень хорошо заработали на программе "Нефть в обмен на продовольствие", помогая Саддаму Хусейну отмывать деньги, которые затем шли на закупку режимом Хусейна оружия и оплату роскошного образа жизни Хусейна.
Иракские мирные жители страдали от последствий торгового эмбарго, введенного миром против режима Хусейна. На образ жизни Хусейна это эмбарго разумеется не повлияло: он жил с роскошью, присущей древним вавилонским королям. В 1995 г.
В соответствии с программой Саддам мог продавать нефть и приобретать продовольствие, лекарства, средства для разминирования и строительства школ, больниц и водоочистных сооружений. Однако лишь малая часть денег от проданной нефти пошла на осуществление этих проектов, дабы уменьшить страдания иракцев. Сын Кофи Анана стал консультантом с восьмизначным окладом швейцарской компании Cotecna Inspection SA, которая одобряла и отслеживала контракты по продаже нефти по программе "Нефть в обмен на продовольствие".
Но огромная сумма растраты, и длительность времени, на протяжении которого она происходила, указывает на соучастие сотен высших чиновников ООН. Популярность бывшего иракского президента Саддама Хусейна среди жителей страны стремительно растет. Сообщается о десятках новорожденных детей, названных в честь диктатора, чего не наблюдалось даже в период его правления.
В населенных пунктах, где проживают сунниты, постоянно происходят столкновения между военными и гражданскими лицами, зачастую оканчивающиеся победой последних. Фактически временная администрация не контролирует эти районы и старается всячески скрыть факты своего бессилия. Жители Ирака недовольны тем, что американцы по любому поводу готовы применить оружие.
Погибнуть под огнем коалиционных сил в сегодняшнем Ираке можно занимаясь установкой телевизионной антенны и даже совершая утреннюю молитву. Нередки также случаи мародерства среди военных США, естественно, остающиеся безнаказанными. Всё это приводит к определённой "ностальгии" по свергнутому режиму.
В декабре 2003 г. Aмериканская армия пришла и оцепила весь квартал. Они просто вломились в школу, в каждый класс с оружием.
Они искали детей, участвовавших в демонстрации по фотографиям, которые сделали во время её проведения. Они буквально выволокли некоторых школьников за одежду по полу из классов. Захватчики использовали против школьников слезоточивый газ, стреляли поверх голов для устрашения.
Одного ученика избили так, что сломали ему руку. У них были электрические палки, и они били школьников. Некоторых рвало, некоторые плакали, и все дети были очень напуганы.
Школа была окружена танками, над нею кружили вертолёты... Детей отпустили только после 10-12-часовых допросов и издевательств.
Это причинило ущерб экологии залива, приведя к гибели 30 тысяч птиц.
При отступлении иракская армия подожгла скважины. После окончания войны из-за дыма от скважин разбился самолёт Саудовской Аравии с солдатами антииракской коалиции. На «высыхание» 320 нефтяных озёр ушло десятилетие.
Армии коалиции использовали боеприпасы с обеднённым ураном. По мнению американских экспертов это могло стать причиной роста заболеваний у солдат и местного населения. Эксперты ликвидировали 88 тысяч химических боеприпасов, 4000 тонн прекурсоров, 690 тонн реагентов и 980 единиц оборудования.
Ирак похитил около 600 кувейтских граждан и об их судьбе ничего не известно. Кувейт понёс экономические потери в результате войны. Стоимость тушения скважин и восстановления оборудования была оценена в 12 млрд долларов.
Содержание
- Начало войны в Ираке (март – май 2003 г.)
- Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе
- Читайте также
- Многонациональные силы
- КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990–91 • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru
Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта. Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры.
Операция «Буря в пустыне» 1991 года
Восстания 1991 г. в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге Ирака в марте и апреле 1991 г. во время прекращения огня во время войны в Персидском заливе. В основном нескоординированное восстание, часто называемое шаабанской интифадой среди шиитов. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века. Война в Персидском заливе («Война в Заливе», «Gulf War») — военный конфликт между армиями одного знаменитого усача и сборной командой ООН по военным действиям. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта.
Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе. Затем американцы инициировали «арабскую весну» и стали строить «демократический Большой Ближний Восток». В итоге там был создан «управляемый хаос», который в целом сохраняется до сих пор. Во-вторых, эту войну впервые в истории показывали практически в прямом эфире - ведущие телеканалы мира вели трансляцию непосредственно с мест боевых действий. Вклад стран был разный, не все предоставили свои военные контингенты, но политическая поддержка действиям коалиции была практически единодушной. Неужели тогда американцы строго придерживались мандата Совбеза ООН, который предполагал лишь освобождение оккупированной страны? Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива. Захватив Кувейт, Хуссейн грозил напасть и на других соседей, не выражавших необходимого почтения «новому Алладину», которым он мнил себя.
Глубоко эшелонированная и, по стандартам того времени, вполне современная система иракской ПВО, включавшая в себя в основном советские и французские образцы вооружений, понесла серьезные потери. Особенно следует отметить, что в ходе этой кампании американские генералы впервые широко использовали космические средства: еще до начала бомбардировок была развернута орбитальная группировка космических аппаратов, насчитывавшая более пятисот единиц, пятьдесят из которых относились к классу разведывательных.
У Саддама Хусейна, несомненно, видевшего все эти приготовления, имелся собственный план противодействия. Уже через шесть часов после начала бомбардировок Саддам Хусейн выступил с обращением к нации, в котором попытался разыграть антиеврейскую карту, обвинив в происходящем "международные сионистские организации". После этого Ирак начал обстрел территории Израиля ракетами "Скад" ракеты эти наделали среди израильтян больше паники, чем причинили реального вреда. Тем самым Хусейн хотел привлечь на свою сторону арабский мир, смотревший на его действия в ту пору весьма неодобрительно. Кроме того, Саддам решил поразить врага, так сказать, экологическим оружием: он распорядился сливать нефть из кувейтских скважин в Персидский залив и поджечь несколько месторождений. В целом он продолжал уповать на мощь своей армии, справедливо считавшейся тогда как и сегодня одной из самых мощных и боеспособных на Ближнем Востоке. Ирак к тому времени накопил немалое количество современных вооружений, а его военные инженеры, к примеру, славились своим умением возводить оборонительные сооружения. Однако МНС не спешили бросать в бой наземные войска. Продолжительные бомбардировки Ирака и иракских позиций в Кувейте, с применением всех новейших разработок военной техники, длились 39 дней.
Лишь 24 февраля, после того как военная инфраструктура Ирака была в целом сломлена, генерал Шварцкопф решил двинуть в бой сухопутные силы. При этом обе стороны развернули широкую кампанию по дезинформации противника. Так, десантное соединение МНС своими демонстративными действиями вынудило Багдад поверить в неизбежность морской десантной операции на побережье Кувейта, в результате чего иракцы стянули в противодесантную оборону до пяти дивизий своих войск, значительно облегчив этим наступление 1-й и 2-й экспедиционных дивизий морской пехоты США на другом направлении. В свою очередь Хусейн не упускал случая обмануть противника. Еще до начала боевых действий Ирак закупил у туринской компании МВМ множество макетов танков, боевых самолетов, ракетных установок, мостов, оборонительных сооружений и химических заводов из синтетических материалов, снабженных электронными устройствами и даже излучавших тепло. Эти ложные цели не могли опознать даже американские космические спутники.
Собственно, время между войной в Заливе и вторжением 2003 года для Ирака не было безоблачным. Были введены «бесполетные воздушные зоны» для иракской боевой авиации Ирака на севере и юге страны для защиты соответственно населенных курдами и шиитами. Американцы и британцы наносили ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов. А в декабре 1998 года, после отказа Багдада от сотрудничества с международными инспекторами, США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лис пустыни» под предлогом лишения иракцев способности производить и использовать оружие массового поражения. В 1998 году Конгресс Соединенных Штатов принял, а президент Клинтон подписал Закон об освобождении Ирака после того, как Багдад прекратил свое сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот закон возвел в ранг официальной политики США «поддержку усилий по отстранению от власти режима, возглавляемого Саддамом Хусейном». Ну, и само собой, действовали жесткие антииракские санкции, бившие прежде всего по обычным людям. Словом, напряжение нарастало — особенно в связи с приходом к власти в США республиканцев. На выборах 2000 года предвыборная платформа Республиканской партии призывала к «полному осуществлению» Закона об освобождении Ирака и смещению Саддама Хусейна. А ключевые советники Буша прежде всего вице-президент Дик Чейни, министр обороны Дональд Рамсфелд и его зам Пол Вулфовиц были давними сторонниками вторжения в Ирак. Именно они внесли свой вклад в опубликованный в сентябре 2000 года доклад проекта «Новый американский век», в котором говорилось об использовании вторжения в Ирак как средства для Америки «играть более постоянную роль в региональной безопасности Персидского залива». Выступая с обращением к нации в январе 2002 года Буш-младший начал закладывать общественную основу для грядущего вторжения, назвав Ирак частью «Оси зла» и заявив: «Соединенные Штаты Америки не позволят самым опасным режимам в мире угрожать нам самым разрушительным в мире оружием». И в 2002—2003 годах администрация Буша-сына предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама представляет опасность для мирового сообщества. На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация. Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса. С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами». Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша.
Республиканец Ли Гамильтон спросил Келли, верно ли, что если Ирак "перейдет границу и нападет на Кувейт", то Соединенные Штаты, "не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы". Представитель администрации Буша подтвердил, что, с его точки зрения, это действительно было так. Иракский излом Впоследствии, когда их войска уже высадились на берегу Персидского залива, США давали понять, что были услышаны неверно. По этой версии американцы не ожидали от Ирака полномасштабного вторжения, а в уме держали только возможность оккупации им спорных территорий. Однако Хусейн пошел гораздо дальше этого. Потрепанная в ходе ирано-иракской войны армия еще казалась ему внушительной силой: 900 тыс. Сравнения с этой военной машиной вооруженные силы Кувейта 16 тыс. И тем не менее они смогли задержать иракцев, навязав им бой в окрестностях Аль-Джухры к западу от столицы — Эль-Кувейта. Только к 4 августа сопротивление кувейтцев было полностью подавлено. Спустя всего сутки оперативное соединение американских ВМС отправилось в Персидский залив. Вместе с ним надвигались и экономические санкции. На торговлю с Ираком наложили эмбарго, а его активы в США заморозили. Президент Буш-старший заявил о необходимости осовременить американские вооруженные силы, а сенатор Роберт Доул, который в 1996 году выдвинется в президенты от республиканцев, конкретизировал, что имел в виду Белый дом: Саддам Хусейн, по его словам, "разбудил" Америку, наглядно продемонстрировав, что время сокращать военные расходы далеко не пришло. Оппозиция вынуждена была согласиться. Столкновение между демократами и президентом откладывалось на неопределенный срок. Вторую половину 1990 года заняла война нервов. Приготовившись к вторжению, американцы выдвинули Багдаду ультиматум: вывести войска с иракской территории до 15 января 1991 года. Осознав, насколько серьезен Белый дом, Хусейн пошел на уступки, но безоговорочно настаивал на сохранении лица. В начале декабря Багдад приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, дав всему миру понять, что собирается отвести войска по собственной воле. Однако это устроило не всех: оказалось, что Хусейн рассчитывает оставить за собой спорный нефтеносный район и выход к Персидскому заливу: не вернуться на прежние позиции, а "обрезать" Кувейт. Cроки ультиматума уже подходили к концу, когда напряжение достигло высшей точки. Разница подразумевалась небольшая: всего несколько дней. По сути, это было прошение о мире. Но США проигнорировали его, и 15 января в заливе разразилась Первая иракская война. Уже 12-го Пентагон объявил, что "практически все военные силы и средства Ирака… или уничтожены, или не способны к действиям".