Дебютом Вячеслава Тихонова в кино стал фильм «Молодая гвардия» (1948), который, однако, не принес ему быстрой славы. Смотрите фильмы с участием Вячеслава Тихонова на телеканале «Мосфильм. В кино актер дебютировал в 1948 году, будучи студентом второго курса, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия» – в нем Вячеслав Тихонов сыграл небольшую роль Володи Осьмухина.
Студент ВГИКа из Подмосковья
- Вячеслав Тихонов: биография, любимые роли и трагедия в личной жизни
- День памяти Вячеслава Тихонова (04.12.2023)
- Список фильмов Вячеслав Тихонов
- Где вы находитесь?
Герой нового времени
- Vyacheslav Tikhonov.
- Первая любовь
- Тихонов, Вячеслав Васильевич
- Трагедия личной жизни Вячеслава Тихонова (Александр Щербаков 5) / Проза.ру
Вячеслав Тихонов: биография, любимые роли и трагедия в личной жизни
В кино актер дебютировал в 1948 году, будучи студентом второго курса, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия» – в нем Вячеслав Тихонов сыграл небольшую роль Володи Осьмухина. Но любовь к фильму, его главному герою и актеру Вячеславу Тихонову перешла к следующим поколениям зрителей. Вячеслав Тихонов и актер Владимир Ван-Зо-Ли в фильме Чрезвычайное происшествие (режиссер Виктор Ивченко). Вячеслав Тихонов в фильме «Молодая гвардия» (1948). Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова: прожили вместе 13 лет. Вячеслав Тихонов: смотреть фильмы онлайн. Смотреть бесплатно видео пользователя Таня Светлова в социальной сети Мой Мир.
Мысли против суеты
- Вячеслав Тихонов - биография
- Больше, чем Штирлиц: как Вячеслав Тихонов стал легендой советского кино
- Лучшие фильмы с Вячеславом Тихоновым в главной роли
- Лучшие роли Вячеслава Тихонова. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 08.02.2023
- Новости партнеров
- Последний герой. Вячеслав Тихонов
Вячеслав Тихонов: биография, любимые роли и трагедия в личной жизни
Сообщество, посвященное великому советскому и российскому актеру — Вячеславу Васильевичу Тихонову. в ней были и знаковые роли, и небывалая зрительская любовь, которой мало кто из актёров может похвастаться. Вячесла́в Васи́льевич Ти́хонов — советский и российский актёр кино и озвучивания. Герой Социалистического Труда (1982), народный артист СССР (1974), лауреат Ленинской премии. ОТР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15 февраля 2023 года в 22:10. 8 февраля 95 лет исполнилось бы одному из самых любимых актеров страны — Вячеславу Тихонову.
Вячеслав Тихонов решил уйти из кино после съемок в «Войне и мире»
Семнадцать мгновений весны 1973. Действия разворачиваются во время Второй мировой на территории Германии. Именно здесь и находится советский разведчик по фамилии Исаев, который для всех местных высокопоставленных военных командиров является Штирлицем, носящего звание штандартенфюрер. Что же будет ждать главного героя впереди и сможет ли он остаться незамеченным до конца войны? Они сражались за Родину 1975.
Роли в военных фильмах: «Семнадцать мгновений весны» и «Они сражались за Родину» В 1973 году на экраны вышел многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны». Вячеслав Тихонов сыграл советского разведчика Максима Исаева, который внедрился в службу безопасности рейхсфюрера нацистской Германии под именем Макс Отто фон Штирлиц.
Актер отмечал, что во время работы старался представить зрителю своего персонажа как можно более человечным, без подчеркнутого героизма, которым наделяли разведчиков и шпионов в литературе и кино. Тихонов вспоминал: «Когда я начал играть Штирлица, то постоянно думал о том, где взять человеческое, то, чему люди будут верить и с чем будут сверять себя». В работе над образом артисту помогло давнее знакомство. Он дружил с бывшим советским разведчиком в Англии Кононом Молодым, а тот делился с Тихоновым историями о своей службе.
Война и мир Пока Тихонов снимался в "Оптимистической трагедии" 1963 Самсона Самсонова впоследствии фильм получил приз Каннского фестиваля "За лучшее воплощение революционной эпопеи" , Сергей Бондарчук взялся экранизировать "Войну и мир" 1965—1967. Уже популярный к тому времени Вячеслав Тихонов так хотел сыграть князя Болконского, что сам предложил свою кандидатуру. Но Бондарчук отказал ему. Для Тихонова это стало ударом, он усомнился в своих способностях, ситуацию спасла Екатерина Фурцева: она настояла, чтобы актера утвердили. Когда я впервые надел лосины и ботфорты, то не смог ни шага ступить — ноги были, как костыли Вячеслав Тихонов Киноэпопея Бондарчука получила Главный приз ММКФ и премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке, а серия "Андрей Болконский", где больше всего был занят Тихонов, стала лидером проката — за один год ее посмотрели почти 60 млн человек. К "князю Андрею" пришла невиданная слава, однако он сам ушел в депрессию: съемки картины шли несколько лет и очень вымотали артиста.
Несмотря на всесоюзную любовь читатели "Советского экрана" назвали Тихонова лучшим актером 1966 года , он сомневался, удалось ли ему в полной мере раскрыть героя и собственный талант. Тихонов собирался погрузиться в семейную жизнь, но планы нарушил Станислав Ростоцкий — уговорил друга сняться в фильме "Доживем до понедельника" 1968. Вместе со своим героем, учителем истории Мельниковым, которому по сюжету тоже знакомы сомнения и чувство неудовлетворенности, Тихонов преодолевал себя и трудности. В итоге картина о школе понравилась и зрителям — они назвали ее лучшей в 1969 году — и самому артисту, он решил "отпустить" Болконского и остаться в кино. Удивительно, что следующей работой знаменитого Тихонова стала роль в короткометражке тогда еще никому не известного студента ВГИКа Сергея Соловьева — он снимал дипломный фильм по Чехову. Еще удивительнее, что Тихонов совсем не понравился Соловьеву на пробах: он делал замечания, объяснял свое видение, которое совсем не сходилось с тихоновским. В итоге Тихонов пошел на уступки и сыграл так, как просил начинающий режиссер. Среди них — полнометражный дебют Соловьева "Егор Булычов и другие" 1971 , драма Бондарчука "Они сражались за Родину" 1975 , фильм Ростоцкого "Белый Бим Черное ухо" 1977 , номинированная на "Оскар" как лучший на иностранном языке. Но главной, безусловно, стала работа "Семнадцать мгновений весны" 1973. С режиссером Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще студентом на съемках "Молодой гвардии", она тогда была ассистенткой Герасимова.
Формат "Семнадцати мгновений весны" был необычным для советских кинематографистов — телесериал из 12 эпизодов.
Всего за свою карьеру артист снялся более чем в пятидесяти кинокартинах и сериалах, принял участие в дублировании и озвучивании около шестидесяти фильмов. Творческий путь Вячеслава Тихонова к юбилейной дате со дня рождения актера — в галерее «Рамблера».
В последние годы Вячеслав Тихонов думал, что уже никому не нужен
Достоевского, где актёр предстал в образе Тихона. В 2005 году по просьбе дочери снялся в фильме своего зятя, режиссёра Н. Вороновского «Глазами волка». Жизнь без любви» 2006. Когда в 2008 году начал сниматься телесериал «Исаев» о молодости Штирлица, режиссёр Сергей Урсуляк размышлял о том, чтобы пригласить 80-летнего Тихонова на роль отца Исаева. Однако учитывая сложное отношение самого Тихонова к роли Исаева-Штирлица, а также желая, чтобы в памяти зрителей актёр остался в хрестоматийном образе, режиссёр в конце-концов отказался от этой идеи. Незадолго до кончины Тихонов застал премьеру сериала по телевидению, которая состоялась в октябре 2009 года. Об исполнении роли молодого Исаева актёром Даниилом Страховым Тихонов в интервью «Комсомольской правде» сказал, что молодой артист, хотя советов и не спрашивал, но на него похож, и это приятно. В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда. В мае 2007 года Тихонов был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце.
В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице. Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись на лучшее. Однако состояние становилось всё более тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции лёгких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова, «свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода». Соболезнования семье Тихонова выразили, в числе других, Президент России Д. Медведев , президент Белоруссии А. Лукашенко и Председатель Правительства России В.
Рост Вячеслава Тихонова: 185 сантиметров. Личная жизнь Вячеслава Тихонова Первым браком актёр был женат на актрисе Нонне Мордюковой с которой прожил 13 лет, до 1963 года. В браке родился сын Владимир Вячеславович Тихонов 1950-1990. Ломоносова, по специальности преподаватель французского языка, работала в ВО «Совэкспортфильм». С Тамарой артист познакомился на озвучивании главной роли во французском фильме «Мужчина и женщина», поженились во время съёмок картины «Доживём до понедельника». В этом браке, продолжавшемся 42 года, родилась дочь Анна род. Дети Анны Тихоновой от брака с режиссёром Николаем Вороновским - близнецы Вячеслав и Георгий родились в июне 2005 года.
После войны он и сам загорелся идеей стать актером. Когда Вячеслав сообщил о своем решении отцу с матерью, родители высказались категорически против. Мол, что ты там будешь делать с твоей-то светлой головой, золотыми руками да страстью к точным наукам.
Но за внука вступилась бабушка: «Пусть попробует. Не получится — всегда сможет выбрать другую профессию». Тихонов подал документы во ВГИК. Но на экзаменах его завернули, сочтя не фотогеничным. Однако парня приметил педагог Борис Бибиков и решил взять его на свой курс. Слишком красив для советского кино. В кино Тихонов дебютировал в драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Однако фильм не стал для него прорывом. Почти 10 лет молодой артист оставался в тени. В послевоенную пору ценились героические мужские типажи.
Внешность же Вячеслава была слишком артистократичной. Его красивое, интеллигентное лицо очень не нравилось киношным начальникам. В итоге Тихонов вынужден был перебиваться проходными ролями. Но в 1956 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил актера на одну из ключевых ролей в свой фильм «Дело было в Пенькове». Чиновники снова возражали. Негоже, мол, городскому интеллигенту играть простого деревенского парня. Однако режиссер, прошедший войну, сумел настоять на своем. И не прогадал.
Сыграть архивариуса Шарлеманя он пригласил Вячеслава Тихонова. Он человек-ангел, излучающий внутренний свет, доброту...
Захаров считал актера человеком тонкого вкуса и с удовольствием взял в картину его придумки по персонажу, например, фразы про "опасных" цыган. Жизнь без любви 2006 Кадр из кинофильма "Андерсен. Жизнь без любви", 2006 г. Жизнь без любви" был персонаж, именуемый "человек с добрым лицом и с нимбом на голове". Но, по сути, эта была роль Бога, требовавшая особенного исполнения. Эльдар Рязанов вспоминал: "Однажды на концерте, посвященном памяти Ми- каэла Таривердиева,... Я не встречал его несколько лет. Он изменился. Бывший князь Андрей, Штирлиц, мичман Панин постарел, отпустил бороду. Его лицо излучало доброту, значительность и достоинство".
Режиссер сразу понял, что нашел актера для картины. За короткое время съемок Рязанов и Тихонов успели подружиться. Это была последняя роль Вячеслава Васильевича.
Режиссеры с удовольствием брали его на роли молодых героев, например, в "Молодую гвардию". Затем были роли простого деревенского парня: "Чрезвычайное происшествие" и "Дело было в Пенькове". Образ потребовал от актера слишком большой самоотдачи, однако работа стала далеко не последней.
Фильмы с участием Вячеслава Тихонова в эфире телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
Наиболее узнаваемым кинообразом артиста стал разведчик Максим Исаев Макс Отто фон Штирлиц в 12-серийном телефильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Вячеслав Тихонов родился в 8 февраля 1928 года в Павловском Посаде в простой семье. После начала Великой Отечественной войны он учился в ремесленном училище, работал токарем по металлу.
Рассказ об отношениях великого сказочника с двумя главными женщинами его жизни: известной шведской оперной певицей Дженни Линд и Хенриеттой, дочерью морского адмирала. Андерсен безуспешно стремится добиться взаимности у обеих... Призы: Главный приз — «Гранатовый браслет» 13-го российского кинофестиваля в Гатчине «Литература и кино». Автор сценария и режиссер Станислав Ростоцкий.
Кинодилогия по одноименному роману М. Первый фильм дилогии — «Бэла». Поздняя осень. Ивашову пришлось делать много дублей, падая из лодки в ледяную воду. Актер простыл и сорвал голос.
Характеру своего героя актер хотел добавить человечности и романтизма, которых, по его мнению, не хватало образам разведчиков в других фильмах. И это у него получилось. К слову, самую трогательную сцену, безмолвное свидание Штирлица с супругой, придумал сам Тихонов, вспомнив рассказ одного знакомого разведчика о своем свидании с женой. В 23:00 кинокартина Марка Захарова «Убить дракона», где Вячеслав Тихонов исполнил роль отца Эльзы, интеллигентного архивариуса Шарлеманя. Пьесу, по которой снят фильм, Марк Захаров ставил в Студенческом театре МГУ, а во времена перестройки добился разрешения на съемки. И хотя изначально режиссер планировал пригласить в картину только актеров Ленкома, на роль архивариуса утвердил Вячеслава Тихонова. Смотрите фильмы с участием Вячеслава Тихонова на телеканале «Мосфильм.
Настоящий успех пришел к нему после лирико-комедийной роли в ленте Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Несмотря на очевидное дарование характерного актера, мимо аристократических внешних данных и голоса кинематограф пройти не мог, и Тихонов на долгие годы становится «идеальным героем» советского кино.
Vyacheslav Tikhonov.
В кино актер дебютировал в 1948 году, будучи студентом второго курса, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия» – в нем Вячеслав Тихонов сыграл небольшую роль Володи Осьмухина. С фильма «Дело было в Пенькове» и началась успешная кинокарьера Вячеслава Тихонова. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Вячесла́в Васи́льевич Ти́хонов — советский и российский актёр кино и озвучивания. Герой Социалистического Труда (1982), народный артист СССР (1974), лауреат Ленинской премии. Эта новость повергла Вячеслава в глубочайшие страдания. умер 4 декабря 2009 г. Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: Андерсен.
Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова. Лёд и пламя
Вячеслав Тихонов кадр из фильма «Дело было в Пенькове». Смотреть бесплатно видео пользователя Таня Светлова в социальной сети Мой Мир. Сообщество, посвященное великому советскому и российскому актеру — Вячеславу Васильевичу Тихонову. Вячеслав Тихонов: Советский и российский актёр театра и кино.
Вячеслав Тихонов решил уйти из кино после съемок в «Войне и мире»
К слову, брак их сына, актера Владимира Тихонова, с Натальей Варлей тоже оказался несчастным: Владимир подсел на наркотики в 70-е, когда это было совсем экзотикой , супруги в конце концов развелись. А в 1990-м Владимир Тихонов скончался в возрасте всего 40 лет. Итак, биография Михаила Ульянова. Узнать подробности Кинокарьера Вячеслава Васильевича в юности тоже складывалась не очень-то счастливо. Он не нравился Ивану Пырьеву , который был большим человеком на «Мосфильме» а потом стал директором этой студии. Он полагал, что у Тихонова какая-то нерусская внешность, что он больше напоминает кавказца. Так что актер чаще снимался на киевской студии Довженко, в полузабытых ныне фильмах — «Тарас Шевченко», «В мирные дни», «Звезды на крыльях». Только в 1957 году случился прорыв: режиссер Станислав Ростоцкий утвердил его на главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Первоначально планировали снимать звезду 50-х Сергея Гурзо.
Но Ростоцкий увидел Тихонова в спектакле Театра киноактера «Обыкновенное чудо», где тот играл Медведя, и заявил: «Я сделаю из него советского Жерара Филипа! Ему сильно проредили брови потому что у деревенских таких роскошных бровей якобы не бывает , хотели даже подтянуть с помощью грима нос — тот казался каким-то «городским» — но вовремя остановились… В результате «Дело было в Пенькове» в первый же год проката увидели 30 миллионов зрителей. Красавца Тихонова наконец рассмотрели, и с этого момента большие фильмы шли один за другим. Пригласил далеко не сразу. Он мечтал, чтобы князя играл Иннокентий Смоктуновский, но тот снимался у Григория Козинцева в «Гамлете». Министр культуры Екатерина Фурцева хотела, чтобы Болконским стал Олег Стриженов, но тот категорически отказался - намеревался выступать на сцене МХАТа, а не тратить несколько лет жизни на «Войну и мир» и роль, «которая, по существу, ничего нового в творческом плане не давала». Вот так князем и стал Тихонов, которого Бондарчук поначалу утверждать отказывался. Тихонов непосредственно перед этим снялся в «Оптимистической трагедии», и на первых пробах ходил вразвалочку, как положено матросу.
Вячеслав Тихонов роль Андрея Болконского в «Войне и мире» Сам актер вспоминал, что был в панике, когда узнал, что будет играть Андрея. Режиссер Сергей Соловьев рассказывал: «Он очень мучился, Вячеслав Васильевич, очень мучился, когда его утвердили на эту фантастическую роль. Он страшно переживал по поводу того, сможет ли он с его естественным, простым, настоящим отношением к белому свету, за которое его знали и любили все зрители, сыграть вот эту противоречивейшую фигуру». И работой своей в «Войне и мире» Тихонов был недоволен до такой степени, что собрался уходить из кино в театр. Отговорил его все тот же Станислав Ростоцкий, предложивший роль учителя истории Мельникова в «Доживем до понедельника». Которая стала его очередным триумфом. Потом были две роли у того же Соловьева — в «Семейном счастье» и «Егоре Булычове и других».
Знаковых ролей у актёра в этот период не было. По свидетельству режиссёра Сергея Соловьёва, он «не принял новое время, отказался вести актёрскую мастерскую во ВГИКе». Снялся во второстепенной, но яркой роли в фильме «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, в телесериале «Зал ожидания» Дмитрия Астрахана, в фильме «Берлинский экспресс». Однако настоящего удовлетворения от съёмок уже не получал, отмечает биограф Наталия Корнеева, а кардинальная смена духовных ценностей в обществе вызывала у него сильнейший внутренний дискомфорт. По воспоминаниям дочери Анны, продюсеры и режиссёры предлагали артисту воплощать на экране образы проворовавшихся шулеров, разнузданных депутатов, спившихся генералов. От этих предложений актёр наотрез отказывался. В 1998 году заметным событием стал фильм-гротеск Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где актёр в компании Михаила Ульянова и Олега Ефремова снялся в роли ветерана-фронтовика, шокированного происходящим в новой России и улетающего с боевыми друзьями за штурвалом на самолёте в неизвестность. Ещё одной ролью, которую отмечают критики, была роль Тихона в фильме Дмитрия и Игоря Таланкиных «Бесы» по роману Достоевского. В 2000 году поддержал возвращение мелодии Александрова в качестве гимна России. В 2005 году по просьбе дочери снялся в фильме «Глазами волка» своего зятя, режиссёра Николая Вороновского. Отказался сниматься в продолжении «Утомленных солнцем». Последним появлением на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» 2006. В 2008 году Урсуляк хотел пригласить 80-летнего Тихонова на роль отца Исаева в телесериал «Исаев» о молодости Штирлица, однако отказался от этой затеи из-за сложного отношения актёра к роли, желая, чтобы в памяти зрителей он остался в хрестоматийном образе. Незадолго до кончины Тихонов застал премьеру сериала по телевидению. Об игре Даниила Страхова он сказал в интервью «Комсомольской правде», что молодой артист, хотя советов и не спрашивал, но на него похож, и это приятно. Всего за долгие годы творческой деятельности актёр сыграл более пятидесяти ролей в фильмах и телесериалах. В нём родился сын — Владимир Тихонов 1950—1990 , актёр. Вторая жена с 1967 года до конца жизни — Тамара Ивановна Тихонова 1944—2014 , окончила филологический факультет МГУ по специальности преподаватель французского языка, работала в ВО «Совэкспортфильм». Познакомились на озвучивании фильма «Мужчина и женщина», поженились во время съёмок картины «Доживём до понедельника». В браке родилась дочь — Анна Тихонова род. Зять — Николай Георгиевич Вороновский род. Ближайшими друзьями Тихонова были Станислав и Андрей Ростоцкие, с которыми он любил рыбачить, семья директора киностудии имени М. Горького Григория Рималиса и шахматный гроссмейстер Лев Полугаевский.
Его отец, Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мама, Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. В 1941 году, после начала войны, в школе, где учился Вячеслав, разместился военный госпиталь, а 13-летний мальчик отправился в ремесленное училище учиться на токаря, затем с полученной специальностью работал на военном заводе. Тихонов с детства интересовался кино, хотя родители хотели видеть его инженером или агрономом. В 1944 году Вячеслав под влиянием отца поступил на нулевой курс Автомеханического института, но уже в 1945-м решил попробовать поступить на актерское отделение во ВГИК. Его не приняли, но после вступительных экзаменов профессор Борис Бибиков, увидев плачущего в коридоре юношу, решил зачислить Тихонова к себе на курс. Уже будучи студентом Тихонов начал сниматься в кино. В 1948 году состоялся его дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», за роль в котором он получил Сталинскую премию.
Горького Роль учителя истории в "Доживем до понедельника" Пригласив друга на роль переживающего кризис учителя, Станислав Ростоцкий не сразу понял, что эффектная внешность актера станет проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет кто-то из "старой школы" — Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не очень хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После Андрея Болконского к выбору ролей Тихонов относился очень болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актера их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему артисту десяток лет. Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало "Доживем до понедельника" слишком острым и опасным и отправило письмо в Министерство культуры. Пока письмо получали и рассматривали, Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учета мнения Минкульта. Сам же Тихонов говорил, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы. Горького Легендарный Штирлиц в "Семнадцать мгновений весны" Выразительно молчал на пробах С режиссером телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще на съемках "Молодой гвардии". Она была ассистенткой режиссера картины Сергея Герасимова. Но Лиознова поначалу не видела Тихонова Штирлицем. Претендентов на роль штандартенфюрера СС было несколько, и они нравились Лиозновой гораздо больше Тихонова. Например, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. Фаворитом, впрочем, был Арчил Гомиашвили — у Лиозновой в тот момент был с актером роман. Но против Гомиашвили восстало кинематографическое начальство: сочли, что грузин в роли русского, изображающего немца — это перебор. А Тихонова утвердили, сказав, что он умеет "выразительно молчать" перед камерой. Горького "Главное — глаза": как Тихонов придумал сцену встречи Штирлица с женой Умение Тихонова "выразительно молчать" особенно заметно в одном из самых пронзительных эпизодов "Семнадцати мгновений весны" — безмолвного свидания Штирлица с женой в кафе. Мало кто знает, что его придумал сам Тихонов. В сценарии, который был написан близко к тексту повести Юлиана Семенова, ничего подобного не было. Еще когда актер читал сценарий, он поймал себя на мысли, что в Штирлице ему не хватает какого-то человеческого тепла. Тогда он вспомнил историю знакомого разведчика, который рассказывал, как во время пребывания в другой стране ему помогли встретиться с супругой. Тихонов предложил Татьяне Лиозновой показать зрителям, что умный и расчетливый Штирлиц умеет любить, страдать и переживать. Эта сцена — одна из самых сложных в фильме. Ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова. Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: "Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой". То есть получился "обратный" процесс — не из литературы на экран, а наоборот", — вспоминал Вячеслав Васильевич. Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны — в Волгоградской области. Режиссер выкупил целую деревню, чтобы сжечь ее вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съемочную группу и актеров рыть окопы. Вячеслав Тихонов играл простого солдата, оглохшего после контузии, но снова вставшего в строй. Для того, чтобы вжиться в образ, актер начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причем, не только на съемочной площадке. На съемках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел.