Что такое эмоциональный интеллект (Emotional Quotient, EQ) и на сколько он важен для человека. Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1). Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные. Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять.
Применение эмоционального интеллекта в жизни
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции | РБК Тренды
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
К ней относятся два навыка:? Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;? Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями здоровыми способами! Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность — это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:? Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;? Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта.
Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе — это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта.
Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий. EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт.
Импульсивность никому не идет на пользу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самосознания, саморегуляции, социальных навыков и эмпатии. Распознавать и понимать эмоции, их влияние на мысли и действия действительно очень сложно. Те люди, которым удается развить свой эмоциональный интеллект, могут считаться по-настоящему взрослыми, зрелыми, разумными людьми. Все остальные люди - это просто большие дети, ведомые собственными эмоциями, импульсивные, не способные управлять ситуацией. Эмоциональный интеллект был впервые исследован психологами Питером Саловеем и Джоном Майером в 1990 году, а позже популяризирован писателем и научным журналистом Дэниелом Гоулманом. По словам Гоулмана, существует пять основных компонентов эмоционального интеллекта: 1. Саморегуляция — эффективное управление своими эмоциями, умение контролировать импульсивное или деструктивное поведение, способность направлять эмоции на продуктивные и позитивные действия; 3. Мотивация — стремление к достижению поставленных целей, несмотря на неудачи и препятствия, способность использовать эмоции для поддержки решимости и стремления к личностному росту и успеху; 4. Эмпатия — способность воспринимать и разделять чувства других, умение сочувствовать и сопереживать, возможность поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения, без осуждения; 5. Социальные навыки — способность выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, эффективное общение, поиск компромиссов, улаживание конфликтов, умение хорошо работать в команде. Преимущества высокого эмоционального интеллекта Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает относительно небольшое количество людей, независимо от их социального статуса, образования, положения в обществе и достатка. Это большой труд над собой, который длится всю жизнь. Купить рекламу Отключить К характерным преимуществам высокого эмоционального интеллекта можно отнести: 1.
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект Термин «эмоциональный интеллект» был впервые озвучен в научной сфере в 1990 году. Статью под заголовком «Emotional Intelligence» опубликовали соавторы П. Сэловей и Дж. Майер из университетов Йеля и Нью-Гемпшира. Почему именно сегодня тема исследования эмоционального интеллекта вновь приобрела актуальность На то есть несколько причин: Большое количество значимых открытий, начиная с конца XX столетия, совершалось на основе междисциплинарного подхода в развивающихся с большой скоростью науках о жизни. Известный крупный мультидисциплинарный проект называется «Программа генома человека» и занимается расшифровкой кода ДНК человека и его картированием. На этом этапе в центре внимания оказались эмоции — причем, ими заинтересовались не только психологи, но и лингвисты, нейробиологи, маркетологи, экономисты… Все они признали, что тема имеет перспективы в их сферах деятельности. Поэтому возникла необходимость в формировании единой концепции, включающей в себя все знания, накопленные о эмоциях. Постепенно стали терять эффективность многие методы бизнес-управления и выстраивания коммуникаций. Ведь среднестатистический человек не всегда думает и поступает согласно разумным решениям. Лауреаты Нобелевской премии Тверски и Канеман привели доказательства, что гораздо большую роль в принятии решений играет интуитивная составляющая. Эти соображения получили наименование «поведенческих эвристик». Сейчас, рассуждая об экономике, нельзя не учитывать эмоциональные факторы поведения людей На основе эмоций в мире возникло множество новых понятий — эмоциональное выгорание, офисный планктон, шопоголик, трудоголик и др. Всё это формирует необходимость более подробного изучения уровней эмоционального интеллекта. Что было известно об эмоциях раньше? Существует несколько ключевых тезисов, на основе которых будет формироваться дальнейшее понимание сферы: Эмоции могут полностью изменить отношение человека к миру. Простой пример — депрессия, когда всё вокруг кажется скучным, серым, печальным. А радостное настроение окрашивает мир в яркие краски, придает энергии, желания жить и действовать. На фоне определенных эмоций изменяются и физические ощущения. Например, в азарте какой-либо игры мы можем даже не почувствовать, что ударились или поцарапались. И напротив, напряженное ожидание боли перед кабинетом зубного врача увеличивает эту боль десятикратно. Эмоции влияют на интеллект. Взволнованный и испуганный человек чаще ошибается, промахивается, не может решить даже простейшие задачи. И наоборот, продуктивность значительно возрастает во время радостного настроения. Подавление эмоций приводит к проблемам со здоровьем. От того, что мы подавливаем их, они никуда не исчезают, а только сильнее накапливают заряд. Это чревато расстройствами нервной системы и психосоматики. Эмоциям всегда нужно давать выход. Часто из большого количества поданной информации наш мозг воспринимает только одну маленькую часть, которая носит для нас особую эмоциональную окраску неважно, отрицательную или положительную. Вот зачем развивать эмоциональный интеллект — чтобы лучше выделять важное из всей поступающей информации. В зависимости от испытываемых в текущий момент эмоций, мы по-разному воспринимаем происходящее. Страх и волнение отрицательно корректируют принятие новой информации. Прошлый эмоции, так называемый эмоциональный багаж, оказывает огромное влияние на работу интеллекта, на то, как мозг воспринимает новое. Проходили исследования с проективными тестами, на основе которых удалось установить: испытуемые, которые ранее накопили высокий уровень тревожности в новых обстоятельствах, вновь и вновь видели потенциальную угрозу.
Исследователь Дэниел Гоулман еще в 1990-е годы доказал , что у людей с развитым эмоциональным интеллектом состояние психического здоровья лучше, они более эффективны на работе и у них более развиты лидерские навыки. Эмоциональный интеллект — это способность эффективно коммуницировать с другими людьми, умение отслеживать свои и чужие эмоции, осознавать свое внутреннее состояние и контролировать эмоции. Он помогает каждому из нас понять себя и других людей. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам. В числе таких навыков — способность выработать мотивацию «на ровном месте» без очевидных благоприятных для этого условий, умение не ждать мгновенного удовлетворения для достижения цели и настойчиво стремиться к результату. То есть умение привести себя в состояние вдохновения и быть продуктивным и успешным. Для развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости нужно научиться осознавать свои мысли, распознавать, какое событие вызвало конкретную эмоцию. Не менее важна трезвая самооценка и уверенность в себе. Важно меньше сомневаться в правильности собственных решений.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Говорим о том, что такое эмоциональный интеллект: книга Гоулмана, измерение эмоционального интеллекта, модели эмоционального интеллекта. Определение эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект — это способность осознавать, понимать, управлять и эффективно использовать собственные.
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Расцвет теории EQ в Америке и Европе пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. Этому посвящались многие исследования, а также были разработаны первые тесты для оценки уровня эмоционального интеллекта. Для справки! О том, что такое интеллект, вы можете прочитать в другой статье нашего блога. Ведь именно навык коммуникации по сути и определяет, насколько успешным в жизни будет человек. Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным. Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей. Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном.
Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации. Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие.
У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов. Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс. Как развить эмоциональный интеллект Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению.
Борис Шпирт «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем». Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства.
Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт. Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина. Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа. Поиск мотивации Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться.
Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования. Выработка новой привычки Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства. А нам нужно создать новый способ реагирования — проложить ещё одну дорогу. Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому.
Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться. Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса. Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей.
Обратная связь После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны.
Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь.
Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности.
Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. K-AMPUS — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу.
Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение. Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете.
Чем лучше вы их осознаете, тем больше шансов, что в каждом конкретном случае вы сможете лучше видеть себя со стороны и верно оценивать обстановку. Но все равно перед тем, как это произойдет, надо немного подождать. Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос.
Отвлекитесь на физический мир. Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки. Придумайте мантру. Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте.
Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей. Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает? Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.
Во-первых, представьте условия, которые бы могли вывести вас на негативные эмоции. Постарайтесь как можно подробнее продумать эту ситуацию — так, как будто она вот-вот случится. Когда вы погрузитесь в контекст, вы услышите голос наставника, который скажет вам о том, что прямо сейчас случится непоправимое.
Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоционального, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание self-awareness , самоконтроль self-management , эмпатия empathy и навыки отношений relationship skills. Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Человек с низким ЕQ — полная противоположность. Он часто агрессивен и конфликтен, плохо контролирует свои сиюминутные желания и мимолетные импульсы, неуверен в себе, недоволен жизнью, не стремится к самосовершенствованию, не знает, чего хочет, не способен выразить свои чувства и не желает понимать чувства окружающих. Он нередко испытывает беспокойство, сожаление, чувство вины, холоден, замкнут, с трудом идет на контакт. У такого индивида шансы достичь успеха, по мнению Гоулмена, практически равны нулю. Развитый эмоциональный интеллект — важнейшее качество лидера, а если он развит плохо, то даже высокий показатель IQ не позволит стать хорошим управленцем. Гениями рождаются, лидерами становятся То, что уровень интеллектуального развития предопределен генетически, у ученых сомнений уже давно не вызывает. Многочисленные исследования показали, что IQ — величина постоянная и с возрастом практически не меняется. То есть увеличить свой IQ в течение жизни практически невозможно, можно лишь «набить руку» на прохождении соответствующего теста. Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет. Однако установлено, что с возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрастать. А значит, EQ можно и нужно развивать. Сегодня есть множество различных тренингов, на которых профессиональные психологи помогут всем желающим повысить уровень эмоциональной компетентности. Развитием эмоционального интеллекта занимаются как столичные, так и региональные компании.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient).
Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика
Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции. Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации.
И это внутреннее понимание контекста позволяет человеку принимать решения. Люди с развитым ЭИ умеют адекватно реагировать на ситуации и принимать верные решения. Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого? Определить уровень эмоционального интеллекта — задача не из легких.
Его сложно измерить точно и объективно, как, например, IQ. Однако существуют различные методы и инструменты, которые могут помочь приблизительно оценить уровень ЭИ. К примеру, тест Мейера — Саловея — Карузо, который состоит из 144 вопросов и почти полностью исключает субъективную оценку. В этом тесте человеку нужно ответить на вопросы, характеризующие его уровень восприятия, понимания, управления и использования эмоций — основных компонентов ЭИ.
Повторение подобных ситуаций неизбежно для человека с низким эмоциональным интеллектом, подчеркивает специалист. EQ — это суперспособность понимать чувства и эмоции окружающих людей, а также без труда разбираться в собственных. И она доступна практически каждому Христина Корляковакризисный психолог «Люди с развитым эмоциональным интеллектом действительно намного счастливее остальных», — убеждена эксперт. Она приводит несколько примеров сфер жизни, в которых развитый EQ будет особенно полезен. Как развить эмоциональный интеллект Изучение спектра чувств Для развития эмоционального интеллекта сначала будет неплохо познакомиться со спектром чувств, которые у нас есть, считает психолог.
Она предлагает посмотреть на колесо эмоций, представленное ниже, и ответить себе на следующие вопросы. В каких жизненных ситуациях приходилось испытывать подобное? Чего в тот момент хотелось? Когда и при каких обстоятельствах такие эмоции испытывали наши близкие? Чего хотелось им и что именно предприняли мы в тот момент?
Тогда вы усилили это чувство, постарались его ослабить, не придали значения или сделали вид, что ничего не произошло?
Однако почти все критериальные показатели были получены с помощью самоотчетов и на слишком незначительных выборках, иногда менее 30 человек. С учетом этих ограничений остаются сомнения в том, что SSRI измеряет ЭИ как особую индивидуальную характеристику, а не просто как набор личностных черт. Связи со способностями и с личностными особенностями. Многие данные свидетельствуют о том, что опросники на ЭИ не коррелируют с баллами интеллектуальных тестов. Такие данные получаются на разнообразных выборках с применением разных методик. Принято считать, что любые когнитивные способности должны умеренно положительно коррелировать с интеллектом. Отсутствие таких корреляций у опросников на ЭИ свидетельствует об их низкой конвергентной валидности.
В совокупности эти данные позволяют поставить вопрос о том, измеряют ли опросники на ЭИ нечто имеющее отношение к интеллекту Matthews et al. Вместе с тем неоднократно показано, что опросники на ЭИ коррелируют с известными личностными чертами. Особенно существенно пересечение этих методик с фактора- ми модели «Большая пятерка» — нейротизмом, экстраверсией, открытостью опыту, доброжелательностью, сознательностью. Наиболее сильная связь наблюдается с нейро-тизмом; корреляции часто бывают настолько велики, насколько позволяют коэффициенты надежности. В этих случаях можно говорить о том, что измеряется эмоциональная устойчивость, а не отдельный новый конструкт Newsome, Day, Catano, 2000. Связи у разных опросников на ЭИ с личностными чертами весьма разнообразны. Это свидетельствует о том, что эти методики измеряют разные аспекты ЭИ. Кроме этого, возникает подозрение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт.
В настоящее время методики для измерения ЭИ, основанные на самоотчете, сталкиваются со многими трудностями. Различные концептуализации конструкта ЭИ недостаточно согласуются друг с другом, и нет внятных оснований для того, чтобы утверждать, что люди способны адекватно оценить свои способности в области понимания эмоций и управления ими. В частности, по определению люди с низким ЭИ должны плохо осознавать свои способности в этой области. Эмпирические исследования позволили разработать достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валид-ностью. Однако эти шкалы пересекаются с методиками, измеряющими личностные черты, что свидетельствует о недостаточной дивергентной валидности. Дальнейшие исследования могут прояснить вопрос о связи личностных черт с ЭИ, однако пока нет данных, подтверждающих, что опросники на ЭИ измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту. Измерение эмоционального интеллекта на основе решения задач объективные тесты Основная модель ЭИ как способности была предложена Дж. Мэйе-ром и П.
Сэловеем например, Mayer, Salovey, 1997. В рамках этой модели ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре «ветви»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; 4 управление эмоциями. Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях. Способность распознавать и выражать эмоции первая «ветвь» является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач вторая «ветвь». Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции соб- ственных и чужих эмоций четвертая «ветвь». В нижней части таблицы 1 приведен список методик, используемых для измерения ЭИ в рамках модели способностей.
Каждое задание этого теста имеет несколько вариантов ответа, один из которых должен выбираться испытуемым. Для того чтобы определить, сколько баллов испытуемый должен получить за выбор того или иного ответа, тест был проведен на большой выборке стандартизации, репрезентативной по отношению к населению США. Каждому варианту ответа приписывается балл, соответствующий доле испытуемых в выборке стандартизации, выбравших этот ответ. Кроме такого способа подсчета баллов, основанного на консенсусе, применялся другой способ, основанный на экспертных оценках. В этом случае балл, присваиваемый тому или иному ответу, соответствует доле относительно небольшой выборки экспертов, которая выбрала этот ответ. В тесте EARS каждый пункт состоит из трех рассказов, вслед за которыми приведены 12 пар настроений. Испытуемый должен выбрать настроение, которое, вероятнее всего, испытывает персонаж рассказов. В тесте LEAS используются открытые задания без заранее заданных вариантов ответа.
Экспериментатор приписывает баллы ответам испытуемого по определенным правилам аналогично тому, как это происходит в традиционных тестах на понимание. Предполагается, что в ответах испытуемых можно различить 6 уровней понимания эмоций. В экспериментальной психологии существует еще ряд тестов, измеряющих конструкты, соответствующие четырем «ветвям». Примечательно, что методики, измеряющие способность распознавать эмоции в различных стимулах чаще в выражениях лиц, реже в голосах, ситуациях, музыкальных отрывках , обычно не рассматривались как тесты для измерения ЭИ. Вместе с тем многие задания, разработанные в рамках экспериментальной психологии, могли бы успешно применяться и в дифференциальной психологии для измерения ЭИ. Наиболее серьезная проблема тестов ЭИ состоит в определении метода подсчета баллов, так как все существующие подходы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма спорными. Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. По этому поводу идет острая полемика.
Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций, характерные для данной культуры. Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетным. Результаты эмпирических исследований противоречивы. Робертс, М. Зайднер и Дж. Мэттьюс Roberts, Zeidner, Matthews, 2001 обнаружили, что согласованность между баллами MEIS, подсчитанными на основе консенсуса и экспертных оценок, существенно разнится в зависимости от «ветви». Логическое затруднение в использовании консенсуса для подсчета баллов возникает при анализе трудности задания, так как по определению наиболее часто встречающийся ответ на очень трудное задание должен быть неправильным. Маккэнн с соавт.
MacCann et al. Несмотря на отмеченные проблемы, в целом тесты ЭИ обладают хорошими психометрическими свойствами. Подсчет баллов на основе консенсуса и на основе экспертных оценок дает приемлемые показатели надежности, хотя надежность отдельных субтестов оказывается невысокой MacCann et al. Надежность других тестов ЭИ не столь высока, поэтому пока они могут использоваться только в исследовательских целях.
Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;? Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями здоровыми способами! Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность — это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:? Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;? Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе — это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий. EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять.
Полное руководство по эмоциональному интеллекту
Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций.
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни.
Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами. Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей.
Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их. Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия». Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм».
Регулирование стресса шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость». Настроение шкалы «счастье» и «оптимизм». Смешанные модели понимают эмоциональный интеллект как сложное и многогранное психологическое образование, а не как строго когнитивную способность. Именно поэтому становится возможным использовать для оценки эмоционального интеллекта опросники, касающиеся личностных характеристик. Однако не доказан факт, что люди действительно могут отдавать себе правильный отчет о своих навыках и умениях, которые включены в понятие ЭИ.
Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях. Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные.
На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание. И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей.
В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах — гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания.
Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности. От этого дети не начинают вести себя лучше.
Как мы уже сказали, наоборот, они в совершенстве усваивать то клише, которое им дали самые близкие люди. Ребенок вырастает, но голос родители все еще звучит внутри него. Теперь он сам себе контролирующий и строгий, оскорбляющий родитель. Он сам себя критикует, упрекает, ругает. Из-за этого человек сдается при малейших трудностях или даже не пытается наладить свою жизнь. Что делать, если родители недодали любви? Научиться поддерживать самого себя, изменить внутренний голос, отказаться от клише, изменить отношение к себе, избавиться от деструктивных родительских убеждений. Все это можно сделать при помощи психотерапии.
Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни.
IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий. EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;?
Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни — от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;?
Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;? Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди. Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни. Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе.
Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он — это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект — самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах. Пятьдесят восемь процентов — задумайтесь, это больше половины!
И получается, что на такие важнейшие факторы, как IQ, профильное образование, прежний опыт и пр.
Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует.
Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент.
Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе». И наоборот.
Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций. Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом.
Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час.
Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция. Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. С 1960-х годов термин «эмоциональный интеллект» изредка использовался в психиатрии и литературной критике. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.
Что такое эмоциональный интеллект?
Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Авторами была разработана структу-ра эмоционального интеллекта, состоящая из трех компонентов (рис. 1). Она помогает измерить эмоциональные навыки и состоит из 141 вопроса. Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE).
Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать
Эмоциональная осознанность способность понять, какие именно эмоции вы сейчас чувствуете, и почему ; 2. Умение управлять своими эмоциями, каждую из них использовать для достижения личных целей саморегуляция ; 3. Способность влиять на чувства и эмоции других людей, управлять их состоянием; 4. Самомотивация способность замотивировать себя на позитивное и продуктивное использование собственных эмоций. Как вы думаете, насколько эмоциональный интеллект развит у вас?
И можно ли вообще его измерить? Да, измерить можно. Существует специальный тест на определение EQ — методика Холла. Она состоит из 30 вопросов.
Результаты описывают выраженность и особенность каждого из компонентов эмоционального интеллекта конкретно в вашем случае. Важен ли эмоциональный интеллект и нужно ли его развивать? Эмоции влияют на наши поступки, иногда не лучшим образом. Управление эмоциями и их понимание важно для осознанной жизни, развития и становления личности, высвобождения от токсичного прошлого.
Cтатистика На весь экран Игра загружается... Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. Как развить эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу.
Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого. Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Первым шагом в борьбе против любого врага разрушительных эмоций является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля. В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта.
Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя. Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным.
Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Уроки по развитию эмоционального интеллекта Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей. Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.
Задачей же курса является научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать. Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков: Урок 1. Понятие и важность Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество.
Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций.
Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать.
Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции?
Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция.
Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд.
Поэтому важно уметь копать глубже. Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину.
Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их.
Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это? Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах.
Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану?
Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаем о своих эмоциях только тогда, когда они нарастают и, наконец, выходят из-под контроля.
Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них.
Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом.
Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать. Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо? Выделить их можно по следующим признакам: Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта заводятся с полуоборота, всегда готовы вступить в жаркий спор и требовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений. Они тяжело проигрывают, винят окружающих в излишней чувствительности. Могут спровоцировать конфликт своими колкими словами, а позже свалить вину за возникший конфликт на оппонента.