Александр Романович Беляев (1884-1942) – один из основоположников советской научной фантастики, сумевший в своих произведениях соединить науку и жизнь, настоящее и будущее. Кассационная инстанция Краснодарского краевого суда признала все произведения писателя-фантаста Александра Беляева народным достоянием, сообщает РИА Новости со. Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом. Шестого января 1942 года скончался писатель-фантаст Александр Романович Беляев, которого часто называют "русским Жюлем Верном".
Писатель-фантаст А. Р. Беляев
Ребята посмеялись, и Саша выбросил глину в воду. А когда вернулись, узнали, что Вася тоже взял лодку и уплыл навсегда. Вскоре грянула другая беда — от саркомы умерла сестра Нина. По настоянию отца Александр окончил духовную семинарию. Но стезя священника его не грела, и он поступил в юридический лицей в Ярославле.
Попутно играл в народном театре. Когда в 1905-м отца не стало, вернулся к матери в Смоленск. Подрабатывал, давая уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипе в оркестре цирка. Во время Первой русской революции Беляев не остался в стороне от студенческих волнениях, строил баррикады, был связан с социалистами-революционерами, за что оказался под колпаком у жандармов.
В секретных отчетах он проходил под кличкой «Живой». За Александром была установлена слежка, его дом обыскали. Лицей он все-таки окончил. Вел юридическую практику в Смоленске.
За защиту богатого лесопромышленника получил столько, что хватило на путешествие в Европу. На счету Беляева-адвоката — громкий процесс, связанный с обвинением еврея в убийстве русского ребенка, совершенного якобы ради использования его крови для приготовления мацы. Для этого Александр Романович досконально изучил Талмуд, где о подобном обряде не нашел ни слова. Еврея оправдали.
После революции, в 1922-м, Беляев поступил на работу в канцелярию уголовного розыска младшим милиционером. По совместительству снимал на фото преступников и читал лекции по праву. До этого заведовал школой-колонией в Крыму, куда направляли трудных подростков. Правда, выдержал всего неделю.
Но всего через два месяца новобрачная изменила мужу с его же другом. Беляев взял вину на себя — только так Анна могла выйти замуж за любовника. Впрочем, после этого она часто жаловалась Александру: «Ты меня никогда не ругал, а этот бьет». Станкевич Беляев обязан знакомством со второй женой - слушательницей Московских высших женских курсов Верой Прытковой.
Россия, 1986. Эта книга, на мой взгляд, образец замечательной, оригинальной и талантливой научной фантастики. Писатель проявляет в этом романе лучшие черты своего собственного писательского дарования, лаконичным и точным языком создавая удивительную историю о летающем человеке. Книга была написана в 1941 году в СССР, но совершенно не похожа на то, что писали в советское время. Индия, Англия, США, размышления о религии, милосердии, человечности, поиски себя через падения и поражения. Роман написан не от первого лица, но читатель во многом воспринимает мир в нем глазами главного героя, Ариэля, который, в силу своих жизненных обстоятельств, «наивен» в социальном плане. В «Ариэле» Беляев, возможно, впервые в отечественной фантастике затронул тему «человек-сверхчеловек».
Увлекательный приключенческий сюжет, как и всегда у Беляева, выстроен с большим мастерством. Но параллельно этому в романе ясно прослеживается постепенное становление Ариэля как независимой личности, обогащение его внутреннего мира, отображены движения его души. И финал романа закономерно остается открытым — отныне дальнейшая судьба Ариэля находится в его руках. Ариэль вызывает симпатию и сочувствие именно потому, что он живой человек, неоднозначный и не всегда одинаковый, как каждый из нас. Сильный, храбрый, добрый, самоотверженный юноша обречен на неволю и на одиночество… Беляев, А. Александр Беляев - один из самых странных и удивительных писателей первой половины двадцатого века. Совершенно непонятно откуда в его голову приходили такие мысли и сюжеты его произведений, как, к примеру, "Властелин мира".
Произведение было создано в 1926 году, в стране была разруха, голод, головы всех были забиты думами о хлебе насущном, чем о каких-то фантастических реалиях будущего. Почему А. Беляев думал о "новых технологиях", о каких-то странных в те годы явлениях торсионных полей как сейчас их именуют, сказать сложно. Но, он думал, мечтал, творил и его разум проник в будущее лет на сто вперед. Что же описал А. Беляев в своем произведении? Мыслитель описал возможность создания способа управления людьми посредством звуковых и ультразвуковых лучей, сигналов, волн.
И сразу предупредил, что явления такие очень опасны для человечества, так как дают в руки их изобретателей огромную власть над людьми, а власть, как известно, можно использовать и в своих личных корыстных интересах, интересах противоречащих интересам человечества, государства, общества. Сегодня мы видим, как прозорлив был автор и как новыми информтехнологиями нынешние "властелины мира" опутывают и оболванивают людей, делают их рабами своих личных корыстных интересов. Самое страшное в этом "управлении людьми", что люди своего рабского положения просто не осознают и не понимают. Они становятся некими зомби, биоторпедами, биомассой, которую можно запустить как угодно и куда угодно… Для любого человека, интересующегося физическими процессами мироздания и тайнами человеческой психологии настоятельно рекомендую прочесть. Это очень качественная научная фантастика с весьма правдоподобными объяснениями хирургических чудес.
Скопив за это время недостающую сумму, он вернулся в Ярославль, доучился оставшиеся 4 семестра в лицее и получил в 1909 году диплом юриста. За год до этого Александр уже успел жениться и развестись из-за измены супруги. Гипсовая кровать и путешествие в будущее Незаметно пятилетний период стажёрства подошел к концу — к этому моменту Беляев стал полноправным адвокатом.
Казалось бы, нужно радоваться, но Саша опять всё передумал — и к тому времени уже решил уйти в журналистику. Получилось это у него не сразу. В 1914 году он стал главным редактором «Смоленского вестника» и впервые опубликовал в детском журнале свою пьесу. Однако меньше чем через месяц его предшественника восстановили в должности, а Беляева попросили уйти. Вернувшись к юридической практике, он выиграл несколько дел, но вскоре Александра настигло еще одно несчастье: он заболел плевритом. Местный врач, прокалывая плевральную полость, чтобы дать выход гною, случайно занес инфекцию в один из спинных позвонков, и у Беляева отнялись ноги. На тот момент он успел жениться во второй раз, но новая супруга сказала, что не собирается быть сиделкой, и оставила его о второй жене Беляева известно не больше, чем о первой: друзья семьи говорили, что это была капризная и избалованная девушка, которая часто ругалась с мужем. За Александром стала ухаживать мать — она искала врачей и объехала с парализованным сыном несколько городов В Ялте поставили диагноз — из-за врачебной ошибки плеврит перешел в костный туберкулёз, осложнившийся параличом ног.
В письме подруге Беляев писал: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем! Увы, только не моральным покоем! Будучи прикованным к такой «кровати», Беляев стал писать для ялтинской газеты, проводил юридические консультации на дому, принимал в гостях актеров и режиссеров местного театра, писал стихи и много читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского. К лету 1915 года Александра поставили на ноги. Чтобы продолжить лечение, он отправился в Ростов, где устроился штатным сотрудником газеты «Приазовский край» и стал писать передовицы от имени редакции. А уже в декабре опубликовал первое фантастическое произведение — очерк «Берлин в 1925 году». Заглядывая на 10 лет вперед, он описал будущее, где по улицам ходили женщины-шоферы, заказы в пивных отпускали автоматические ящики, а у инвалидов были высокотехнологичные протезы. В 1922 году Беляев снова перебрался в Ялту.
Он похоронил мать и начал искать работу. Сперва устроился заведующим в школу-колонию детский дом , но через неделю сбежал от клопов и плохого питания. Через знакомых удалось найти место в канцелярии уголовного розыска, где он был и младшим милиционером, и фотографом, и адвокатом, и лектором, который читал курсы по уголовному и административному праву. Но работа в отделе пришлась ему не по душе, и Беляев перешел в городскую библиотеку, где тоже не задержался надолго — друзья предложили место в Народном комиссариате почт и телеграфов в Москве. Александр согласился и уехал устраивать жизнь в новой столице. Несмотря на упаднические настроения, которым был подвержен Беляев в этот период, он женился в третий раз — на своей подруге Маргарите Магнушевской. В 1924 году у них родилась дочь, девочку назвали Людой.
Толстого в 90 томах, русская версия Детской энциклопедии Ларус в 20 томах и другие. Александр Беляев - советский писатель, один из основателей жанра советской научной фантастики, родился 6 марта 1884 года в Смоленске. По настоянию отца он поступил в духовную семинарию, но вышел из нее атеистом, получил юридическое образование и приобрел репутацию хорошего специалиста. Писать он начал, когда из-за туберкулеза был вынужден отправиться в ялтинскую больницу. В 1923 году вернулся в Москву, где устроился юрисконсультом. Здесь были созданы его знаменитые романы "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия" и "Голова профессора Доуэля".
"Нераскрытые тайны": Дар писателя-фантаста Александра Беляева
В свое время литератор Александр Беляев блистательной карьере адвоката предпочел денежно нестабильную профессию писателя. Кассационная инстанция Краснодарского краевого суда подтвердила в четверг, что все произведения фантаста Беляева признаны народным достоянием, сообщил РИА Новости. Беляев-фантаст: рассказы и романы. Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма.
Между наукой и фантастикой
В соавторстве с популярным советским писателем Борисом Пильняком, написал документальную книгу о бойнях — «Мясо» 1936 , посвященную московскому мясокомбинату имени Микояна. Последние годы жизни и смерть В 1947 году вышел последний роман писателя — «Властелин молний», герои которого решают проблему извлечения из земной атмосферы электричества, в частности, шаровых молний, и передачи его на большие расстояния. Умер в Москве в 1953 году. О чём писал, особенности Будучи одним из первых советских фантастов, Беляев, по мнению литературного критика Бритикова, «так и не избавился от влияния бульварной фантастики 20-х годов», а «в позднем «Властелине молний» С. Беляев лишь дополнил старую «кошмарную» манеру романа тайн новомодными приемами антитайны и антидетектива». Литературный критик отмечает, что несмотря на достаточно прогрессивные идеи и взгляды, творчество Беляева оставалось под серьезным влиянием других авторов и не смогло уйти от бульварных, приключенческих штампов. Это относится и к сюжетам о злодеях, мечтающих о мировом господстве, и о самих главных героях, исключительно светлых и положительных.
В своих произведениях Беляев делал научные предположения о существовании десятой планеты, о природе электричества и т. В стилистическом плане его произведения представляли собой короткие, отрывистые предложения, с нагромождениями эпитетов: «Юра самым вежливым образом подождал», «... Героев внешне, Беляев почти не описывал, их привычки, предпочтения и пристрастия в основном сводились непосредственно к науке, либо к научной деятельности. Его герои - мечтатели, но мечтатели с достаточно узким кругозором, поскольку они ограничиваются лишь тем, что видят сами. Как сам автор писал в послесловии к «Десятой планете»: Поэтому мечта академика Солнцева самому побывать на другой планете, где живут, работают, борются за свободу и счастье живые существа, имеет основания. Движение науки вперед немыслимо без мечты, без творческой фантазии.
Думается, это можно счесть доказательством того, насколько успешно вёл защиту Александр Романович. В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «...
В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей».
А первое путешествие оказалось и единственным. Беляев — не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" — "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане».
Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin.
Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры». Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями.
Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром». Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы.
Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило.
Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась...
Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее». А в кратере огнедышащего великана «... Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза.
И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара... Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души». Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях. Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии.
В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска. Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские.
Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна».
Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка». Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы.
Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях.
Жизнь в Ялте оказалась невероятно трудной, поэтому Беляев с семьей переселяется в столицу. По приезду он вплотную занялся литературой, его рассказы в жанре научной фантастики публиковались в журналах «Знание — сила», «Вокруг света», «Всемирный следопыт». Именно на страницах последнего из них был напечатан рассказ под названием «Голова профессора Доуэля». Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом. Он писал, что медицина шагнула вперед, хирургия развивается быстрыми темпами, поэтому он решил переделать рассказ в роман, и, опираясь на научную основу, сделать произведение еще более фантастичным. Это произведение положило начало целой эпохе фантастики Александра Беляева. Александр Беляев с книгой В некотором роде роман стал автобиографическим.
Сам писатель на протяжении трех лет был прикован к постели, и ему захотелось пофантазировать на тему существования головы без тела. Он писал, что руки в то время ему подчинялись, а вот все остальное тело он абсолютно не чувствовал, пребывал в состоянии полной анестезии. Вся его жизнь была похожа на существование головы отдельно от тела. На протяжении последующих трех лет писатель опубликовал еще несколько своих произведений — «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Борьба в эфире». Он никогда не подписывался своим именем, под каждым произведением стояли псевдонимы — Арбел, А. Ром, А. Романович, А. Роме, Б. Из воспоминаний супруги писателя стало известно, что вдохновило Беляева на написание этого романа.
Однажды он прочел заметку в газете о докторе из Буэнос-Айреса, который экспериментировал с людьми и животными, причем незаконно. Источником вдохновения для писателя стали и произведения его коллег-предшественников. Беляев прочел работу писателя из Франции Жана де ля Ира под названием «Иктанэр и Моизетта», а также произведение «Человек-рыба», написанное неизвестным русским автором. Роман «Человек-амфибия» Герберт Уэллс писал Беляеву, что с большим удовольствием прочитал два его великолепных романа. Известный писатель подчеркнул, что они очень отличаются от тех, которые изданы на западе, и что он завидует успеху своего коллеги. Он также отметил, что современная научно-фантастическая литература переполнена беспочвенными фантазиями, а вот мыслей в ней практически нет. В это время семья Беляевых переселилась в Ленинград. Но климат Северной столицы им не подошел, и они снова переезжают, на этот раз в Киев. С того самого времени начался тяжелый период в жизни семьи.
Не стало из старшей дочери Людмилы, младшая Света стала сильно болеть, сам Александр страдал от обострения болезни. Киевские издания отказывались печатать произведения Беляева, требовали перевести на украинский язык. Беляевы не долго думали, вернулись обратно в Ленинград, в начале 1931-го поселились в Пушкине. В те годы Александра всерьез заинтересовала человеческая психика — работа мозга, его влияние на тело и эмоциональное состояние. Результатом этих исследований стали несколько произведений — «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо». Писатель считал, что намного важнее осветить большую проблему, нежели передавать в своих произведениях то, что уже открыли ученые. Он верил, что цель научно-фантастического произведения — дать направление к самостоятельной научной работе, поиску нового и неизведанного. Беляев и космос В 30-х годах писатель серьезно увлекся изучением космоса.
Судьба великого писателя-фантаста». Ведущие познакомили ребят с биографией и творчеством писателя. Студенты с удовольствием ответили на вопросы викторины «Фантаст, предвосхитивший время».
Александр Беляев — меняя реальность. Как писатель программировал будущее
Похоже, «замазаны» в этой истории все. Кредитовавшиеся в банке офшоры Юров в своих показаниях разделяет на две группы: принадлежащие банку либо его акционерам. Значит, скорее всего, деньги вкладчиков «Траста» выводились Юровым? Сам Беляев говорит, что узнал о двух типах офшоров, изучая показания Юрова, — на встречах тот рассказывал, что все офшоры принадлежат акционерам «Траста».
По документам все офшоры принадлежат акционерам, отмечается в решении Высокого суда Лондона от 28 июля об отказе в размораживании активов бывших владельцев «Траста». Как подключилась «Альфа»? В этом месяце банковское сообщество всколыхнуло решение Генпрокуратуры рассмотреть обращение предправления «Альфа-банка» Андрея Соколова, обнаружившего нарушения при отборе инвесторов к повторному конкурсу на финансовое оздоровление «Траста».
ЦБ придется отменить отбор и отстранить от санации «Траста» банк «Открытие холдинг»! После заявления просто так выдавать льготные кредиты ЦБ не стал. Уже изменен план санации, предусмотрено выделение дополнительных средств по результатам конкурса, итоги которого еще не подведены.
Самое интересное, «Альфа-банк» незадолго до объявления победителя конкурса неожиданно отозвал заявку, сославшись на нарушения закона при проведении конкурса! Похоже, теперь «Открытие» не просто лишится «Траста» и финансирования, но и ответит за 127 млрд рублей, ранее переданных для санации. В итоге Генпрокуратура действительно, по заявлению «Альфы», согласилась и вынесла ЦБ представление.
К тому же, существует очень хороший одноимённый фильм, созданный по мотивам этого романа. Ихтиандру пересадили жабры. И он смог комфортно чувствовать себя не только на суше, но и под водой. Сюжет нет смысла пересказывать. Эта книга — не только о фантастическом научном открытии, но и о взаимоотношениях людей, о любви, о подлости, о благородстве.
Александр Беляев как-то писал: «Самое трудное для писателя — создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее общество…» И знаменитому фантасту удалось справиться с этой задачей. В книгах Беляева - обычно очень занимательный сюжет. Его романы хорошо написаны. Думаю, вам понравятся и другие произведения Беляева. Советую прочитать эту книгу всем, кто её ещё не читал!
Ксения на книгу: Человек-амфибия: романы Эту книгу нам задали читать в школе, поэтому наверное старалась отложить прочтение её в долгий ящик. Но всётаки я её прочитала. Хорошая книга.
И он не сдался.
Чтобы заработать на жизнь, Беляев стал писать для ялтинской газеты, проводил юридические консультации на дому, даже подрабатывал милиционером. Тогда же он опубликовал своё первое фантастическое произведение — очерк «Берлин в 1925 году», в котором по улицам немецкой столицы ходили женщины-шофёры, заказы в пивных отпускали автоматические ящики, а у инвалидов были высокотехнологичные протезы. Публикация имела успех, и вскоре один за другим начали печататься романы писателя: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия»… Примечательно, что каким бы невероятным ни был сюжет, Беляев соотносил его с законами науки. Так, «Голова профессора Доуэля» появилась по следам статьи об опытах профессора Брюхоненко.
Впрочем, что такое голова, отделённая от тела, хорошо знал и сам Беляев, проведший несколько лет в гипсе. Роман под названием «Звезда КЭЦ» написан так, как будто сам фантаст выходил в открытый космос. А в «Продавце воздуха» он предсказал экологический кризис, с которым до сих пор борется человечество. Впрочем, творческого прорыва могло бы и не быть, если бы рядом не оказалась главная женщина в его жизни — Маргарита Магнушевская.
Она работала медсестрой в Крыму и поддерживала Беляева в самые тяжёлые минуты болезни. А потом стала его подругой, женой и секретарём. Он надиктовывал ей тексты своих произведений, стараясь больше ничего не править — первый вариант писатель считал самым лучшим. Они обвенчались и переехали в Москву, где Александр Романович получил должность в Народном комиссариате почт и телеграфов.
У пары родились дочки Людочка в шесть лет она умерла от менингита и Светлана. Но болезнь Беляева напоминала о себе. Он пытался сменить климат и ритм жизни, сосредточившись на писательстве. В итоге полупарализованный, с женой и дочерью поселился под Ленинградом.
Там семья и встретила войну. Маргариту и Светлану немцы угнали в плен. Александр Беляев остался один — умирать от голода и холода. Ему было 57 лет… После войны жене писателя, вернувшейся из плена, вручили всё, что от него осталось: очки и ворох бумаг.
К дужке была привязана записка: «Не ищи меня на Земле. Здесь от меня ничего не осталось. Твой Ариэль»… Но это была неправда.
Александр Беляев - советский писатель, один из основателей жанра советской научной фантастики, родился 6 марта 1884 года в Смоленске. По настоянию отца он поступил в духовную семинарию, но вышел из нее атеистом, получил юридическое образование и приобрел репутацию хорошего специалиста.
Писать он начал, когда из-за туберкулеза был вынужден отправиться в ялтинскую больницу. В 1923 году вернулся в Москву, где устроился юрисконсультом. Здесь были созданы его знаменитые романы "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия" и "Голова профессора Доуэля". В 1928 году он с семьей перебрался в Ленинград и с этого момента занимается исключительно литературой.
Между наукой и фантастикой
Мальчишки пробрались в старый дом на окраине, где уже никто не жил, и стали простукивать стены. Нашли пустоту. Ударили сильно по стене — сверху упали камни, едва не придавив мальчишек. А ночью Саше приснился сон. Будто бы они с братом пробираются по темному туннелю.
Где-то впереди брезжит свет на выходе из него, но брат идти уже не может, остается где-то в темноте, а сам Александр мучительно, из последних сил все ползет и ползет к выходу… Через два года Василий и в самом деле погиб. Только не в тоннеле, а просто утонул, купаясь в речке. А Саша понял: согласно тому пророческому сну, ему еще предстоят долгие мучения. И неприятности не заставили себя долго ждать.
Отец решил, что сын должен продолжить семейную династию, и отправил его учиться в семинарию. Но Александр вовсе не собирался быть священнослужителем. Наперекор отцовской воле закончил Демидовский лицей и стал адвокатом. В 1907 году молодой адвокат Беляев начал собственную практику в Смоленске.
Вскоре по городу и его окрестностям пошла молва: Беляев выигрывает самые запутанные дела. Однажды к нему пришла с просьбой о защите молодая женщина. А теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти. Дескать, я им ее напророчила…» Беляев задумался.
Потом усмехнулся. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее. Беляев перестал улыбаться. И адвокат доказал присяжным: нельзя обвинять человека в том, что он видит дальше других.
Подзащитная была оправдана. А сам Беляев начинает всерьез изучать феномен ясновидения. Он даже собрался создать прибор для чтения мыслей. Но довести свою разработку до конца он не успел.
Началась Первая мировая война. Беляева не взяли в действующую армию по состоянию здоровья — дала о себе знать полученная в детстве травма спины. Ему-то и в суде становилось все тяжелее выстаивать перед присяжными часы судебного заседания. В 1916 году врачи ставят ему грозный диагноз — туберкулез позвоночника.
Предписывают смену климата и полная неподвижность. Он уезжает в Крым, в санаторий. Его заковывают в гипсовый корсет. Трудно сказать, как бы он выдержал три долгих года в гипсе, если бы не медсестра Маргарита Магнушевская.
Целые дни она проводила возле него. Ей он и стал рассказывать истории, приходившие ему в голову. А она записывала их. Так появились на свет первые рассказы начинающего литератора Александра Беляева.
Один из них — про голову, которая жила, будучи отделенной от туловища — даже напечатала ялтинская газета. В стране между тем бушует 1917 год.
Судьба великого писателя-фантаста» 16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. Беляев — первый советский писатель, посвятивший своё творчество такому трудному и увлекательному жанру, как научная фантастика. Он был настоящим его сподвижником и создал за свою короткую жизнь несколько десятков повестей и романов, множество рассказов, очерков, таких удивительных по смелости научной мысли, оригинальности сюжетов и яркости изображения.
Словом, А. Беляев ведет жизнь чеховского героя. И как чеховский герой, получив первый крупный гонорар за выигранный процесс, он уезжает в Европу. Швейцария, Германия, Австрия, Франция... Оттуда и достовернейший антураж среды обитания его фантастических героев. Вернувшись перед Первой мировой войной в Россию, Беляев пробует себя в режиссуре и даже знакомится со Станиславским, который прочит ему большое театральное будущее. И не зря. Александр Беляев создал свой театр - литературный. Все произведения его весьма сценичны, точнее, кинематографичны. Рано или поздно его читатели стали зрителями... С 1916 года тяжелая болезнь заковывает 32-летнего Александра Беляева в броню гипса. И это в то время, когда вокруг бушуют такие события, как революции, перевороты, войны. Для него вдвойне мучительно было не участвовать, а наблюдать кипение жизни с высоты... Прошел не один год, прежде чем ему удалось превозмочь себя, одолеть болезнь, встать с постели, включиться в ритм нового времени. Ему даже удается поработать в уголовном розыске - вот где обилие типов и сюжетных находок. Однако врачи рекомендуют ему найти более спокойную работу. И он становится воспитателем в детском доме. Но и это не синекура - из огня да в полымя. Чтобы выкроить время для литературных опытов, Беляев устраивается совслужащим в одну государственную контору, другую, третью... Наконец, перебирается из родного Смоленска в недалекую Москву, где вовсю бьет ключом газетно-журнальная жизнь. Беляев начинает сотрудничество с журналами, которые легли ему на душу, - "Всемирный следопыт" и старое доброе издание "Вокруг света". В 1926 году выходит первая его книга - сборник научно-фантастических рассказов "Голова профессора Доуэля". Затем вторая - "Современная почта за границей"... А через два года любители фантастики зачитываются "Человеком-амфибией". К Беляеву приходит известность. Он снова обретает возможность путешествовать, ездить. Пусть недалеки его маршруты - Киев, Ленинград... Но мир снова открывается душе очарованного странника, искателя приключений, великого выдумщика. Однако былая болезнь снова напоминает о себе, и в 1931 году Беляев перебирается подальше от столичной суеты - под Ленинград, в бывшее Царское, а тогда Детское Село ныне город Пушкин. Эти места, взрастившие пушкинскую музу, облюбовали к тому времени и Алексей Толстой, и Вячеслав Шишков, и Юрий Тынянов... Воистину Детское Село стало Писательским Селом.
В результате она из шведки превратилась в немку. А за компанию в немки записали и маму, несмотря на русские имя и фамилию. Я отлично помню, как они весело смеялись, вернувшись домой. Кто же знал тогда, что банальная ошибка паспортистки может обернуться лагерным сроком. Когда в Пушкин пришли немцы, они сразу зарегистрировали всех "фольксдойчей". В середине февраля 1942 года мы оказались в одном из лагерей в Западной Пруссии. Из СССР нас увозили, якобы спасая от советской власти, а потом почему-то посадили за колючую проволоку. Кормили так плохо, что очень скоро мы стали есть даже траву и одуванчики. По воскресеньям местные жители приходили поглазеть на нас, как на животных в зоопарке. Это было невыносимо... Начальник лагеря сбежал. И вот в город вошли советские танки. Многие из заключенных кинулись их встречать. Кричали на ходу: "Наши идут! Советские солдаты, видимо, приняли нас за немцев и готовы были всех смешать с землей. Родина встретила лагерями, где мы пробыли 11 лет. Позже я случайно узнала, что в Алтайский край нас отправили на несколько месяцев раньше, чем был подписан соответствующий приказ. То есть людей посадили "на всякий случай". Огромные по тем временам деньги, благодаря которым мы смогли перебраться в Ленинград. Первым делом бросились искать папину могилу. Оказалось, что могильщик сдержал свое слово. Правда, он похоронил отца не совсем в том месте, о котором мама с ним договаривалась. Сегодня на могиле отца стоит стела из белого мрамора с надписью: "Беляев Александр Романович - писатель-фантаст". Последнее пристанище - в братской могиле Первый же работник Казанского кладбища Царского Села, которого мы попросили показать стелу из белого мрамора, с готовностью откликнулся на нашу просьбу. Оказалось, памятник фантасту стоит вовсе не на могиле писателя, а на месте предполагаемого захоронения. Подробности его погребения выяснил бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер.
Произведения фантаста Беляева признаны народным достоянием
«Нет преград для мечты» — к 135-летию со дня рождения русского и советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884-1942), одного из. 16-го марта исполняется 140 лет со дня рождения основоположника советской научно-фантастической литературы, журналиста и адвоката Александра Романовича Беляева. Александр Романович Беляев – писатель-фантаст, с незаурядным умом и способностями, а жизнь его полна загадок и противоречий.
Портал правительства Москвы
Девятый арбитражный апелляционный суд взыскал с издательства «Астрель» 8,5 млн рублей в пользу издательства «Терра» за незаконное издание книг фантаста Александра Беляева. Фантасту Беляеву жена изменила через два месяца после свадьбы. 16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. К этому времени имя Александра Беляева было полностью реабилитировано, и он занял своё заслуженное место главного советского фантаста. АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ: смерть маленькой Людочки стала первым большим горем в семье фантаста. «Нет преград для мечты» — к 135-летию со дня рождения русского и советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884-1942), одного из.