Новости кому отдавали первый блин на масленицу

Потому что разделение Масленичной недели на две части – первая называлась Узкой Масленицей, а вторая – Широкой, тоже имело свой смысл. Первый блин отдавали малоимущим на помин усопших. © РИА Новости. «Рамблер» рассказывает, как называются дни масленичной недели и что было принято делать в эти дни. Происхождение Масленицы. Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В давние времена первый блин всегда отдавали нуждающимся, птицам или бродячим животным.

Когда, почему и как празднуют Масленицу

Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы.

Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники».

Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.

Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.

Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов.

С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной.

Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки.

Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей.

Очередной сетевой скандал развернулся вокруг невинной традиции 27 февраля 2023, 09:18 Фото: Блог Ирины Якутенко Патриотические блогеры настаивали на том, что есть блины на Масленицу это чисто русская традиция, оппозиционные в знак протеста призывали вообще не есть блинов Сюжет Еда Иван Зубов У православных России начался Великий пост. Ему предшествовала Масленичная неделя, на которой, как известно, принято печь блины.

Кто бы мог подумать, что такая банальная вещь станет поводом для очередного сетевого скандала?! Впрочем, в нынешней ситуации, скандалом может обернуться все что угодно, и еда не исключение. Совсем недавно, в Сети на чем свет стоит ругали известного персонажа светской тусовки Алену Долецкую за то, что она в это суровое для страны время от души делилась своими впечатлениями от ассортимента рублевских ресторанов.

Теперь же под раздачу попали блины. Попали, как это водится, по привычной причине — банальной глупости: кто-то из патриотически настроенных блогеров заявил, что печь блины на Масленицу — это чисто русская народная традиция, иными словами «скрепа». Ну сморозил глупость, бывает.

Однако не тут-то было! Из оппозиционного лагеря сразу же последовало гневное опровержение. Известная радиожурналистка, живущая сегодня за границей тут же откликнулась: «Хочу сказать, что нет у меня никакой тяги к блинам.

Раньше в иные годы, для меня Масленица была любовью и традицией. Мы пекли блины, мы встречались с друзьями. Даже когда мы уехали - я пекла блины во время карнавала тут все совпадает.

Сейчас любое напоминание о русских традициях вызывает крик…» Другая журналистка тоже негодует: «Ведь это чистой воды имперский комплекс — взять блюдо, которое есть во всех без исключения кухнях мира, и присвоить его России.

Татьяна Смолкина, участница женского клуба «Берегиня»: — Хозяйка когда куколку закручивала, привязывала желание, чтобы все были счастливы, чтобы детки росли здоровыми, эта куколка хранилась целый год. Куклу хранили в красном углу, через год сжигали и делали новую.

Славянские традиции сохраняют в женском клубе «Берегиня». Его создали пять лет назад. Лидия Мурах, участница женского клуба «Берегиня»: — Мы бы хотели, чтобы наши потомки знали свои корни, силу рода, силу семьи, мы все этим сильны.

Задачей тещи было всячески уважить супруга своей дочери, побаловать его вкусностями, похвалить от души за его таланты. Словом, быть с ним ласковой и внимательной. Приметы говорили, что в этом случае ее дочери будет хорошо житься в семье мужа. Четвертый день — Разгуляй В четверг начиналась Широкая Масленица. Хозяйки откладывали в сторону все домашние дела и отправлялись на площадь, чтобы принять участие в народном веселье. Единственное, что разрешалось делать на Широкую Масленицу — печь блины, если их запасы дома заканчивались. Остальные хлопоты откладывали на потом, чтобы не навлечь на себя гнев богов. Сидеть дома в этот день тоже было нельзя. Это грозило болезнями, несчастьями, бедностью. Ну и осуждением соседей.

Пятый день — Тещины вечерки В пятницу наступал черед тещи пожинать плоды своего доброго отношения к зятю — она отправлялась в дом замужней дочери, где зять должен был встретить ее со всеми почестями, всячески угождать и вкусно накормить. Правда, блины полагалось печь его супруге, то есть, дочери тещи.

Другой праздник, или Первый блин комом

Есть версия, что знаменитая поговорка “На масленицу первый блин комом” изначально звучала по другому: “Первый блин комАм”, а не кóмом. В первый день Узкой Масленицы сваты ходили в гости друг к другу на блины. Также начинали печь блины, первый испеченный в понедельник блин отдавался малоимущим и на помин усопших. Славяне знали, что первый блин нужно отдавать «комам», то есть медведям. При этом первый блин не съедали, а отдавали неимущим для поминовения усопших.

Масленница. История праздника и традиции.

Поэтому первым блином на масленичной неделе поминали усопших: его принято было класть для покойных на окно или отдавать нищим, чтобы они помянули умерших родственников. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу. В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. Первый блин по обычаю отдают птицам. Хороводы с ручейками не просто так – за играми и танцами в старину присматривали будущую невесту и выбирали родню. Славяне знали, что первый блин нужно отдавать «комам», то есть медведям. Что нельзя делать на Масленицу: почему не стоит есть первый испеченный блин, использовать битую посуду, работать и убираться в доме.

Откуда пришла Масленица или почему первый блин комом

Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. У древних славян был распространен обычай первый испеченный блин отдавать Кóмам, и в оригинале знаменитая пословица звучала так: «Первый блин Кóмам, блин второй знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый — мне». Потому что разделение Масленичной недели на две части – первая называлась Узкой Масленицей, а вторая – Широкой, тоже имело свой смысл. Первый блин было принято отдавать нищим и больным, чтобы они молились за души умерших. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. "Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне" Именно так звучит эта добрая славянская присказка.

Начало Масленичной недели: первый блин подскажет, чего ждать в новом году

Началась Масленица. Почему важно испечь первые блины уже в понедельник - Мойка78.ру Новости СПб На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным.
Масленица: история, традиции и много блинов На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу.

«Надевали на голову и бежали гадать»: что делали с первыми блинами в Красноярском крае

Первый день Масленичной недели – это понедельник, его еще именуют «Встречей». Первый блин, выпекаемый в понедельник Масленичной недели, нужно отдать неимущим — на помин души усопших родственников. Первые упоминания о Масленице появились в летописях приблизительно в XVI веке. Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко “для душ родительских” со словами: “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!”. Следовательно, известная пословица звучала как "первый блин комам", а Масленицу называли "комоедицей".

Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять

Разгуляй — четверг Широкая Масленица начинается с четверга. Все приготовления к празднику уже закончены и можно от души гулять, развлекаться и, конечно же, печь и угощаться блинами. Девушки в эти дни водили хороводы, юноши участвовали в состязаниях на силу и ловкость, строили снежные крепости, играли в снежки. Скоморохи, ряженые, сани, лошади, крики, музыка — атмосфера непередаваемая. Тещины вечерки — пятница В этот день родители жены наведывались в гости к детям. Блины пекли дочери и угощали ими всю семью.

А зять должен был всячески угождать ее родителям, в первую очередь, конечно же, теще. Золовкины посиделки — суббота Молодые замужние женщины в этот день собирали у себя сестер мужа и незамужних подруг. Причем хозяйка вечера должна была не только напечь блинов на всех, но и приготовить подарки. Девушки ели, веселились, а еще гадали на суженых-ряженых.

Запрещалось прясть — по этой же причине — чтобы не засорить глаза умершим. Приметы Масленицы Русские люди считали, что погода в определенные праздники предвещала какие-то события, и считали важным уметь распознавать эти знаки. Такие знания передавались из поколения в поколение.

На Масленицу существовали следующие погодные приметы: Пасмурное и дождливое воскресенье перед Масленицей предвещало хороший урожай грибов весной; Мороз в канун Масленицы обещал не жаркое, но теплое лето; Плохая погода в конце Сырной седмицы предвещала ясную и теплую весну; Много сосулек на крышах во время Масленицы сулило урожай и успех в новых начинаниях в предстоящем году. Масленичные гуляния. Старики считали, что если перед Масленой неделей в воскресенье ненастно, то летом будет много грибов. Если ненастным оказывалось Прощёное воскресенье — ждали тёплой и солнечной весны. На самой неделе замечали, какой день ясный да тёплый. По поверьям, именно в такой день недели следовало начинать весной сев пшеницы. А хороший урожай предвещали появившиеся на Масленой неделе длинные сосульки.

Как праздновали: увозили девок в лес и запрягали тройки Проводы зимы немыслимы без сжигания чучела Масленицы. Многие из них дошли и до нашего времени. Понедельник: встреча В первый день Масленицы люди заканчивали строить снежные сооружения и делали чучело уходящей Зимы. Это чучело возили по улицам, встречая сам праздник. Свекровь и свекор отправляли невестку к ее родителям и собирались вечером у них, чтобы обсудить планы на празднование Масленицы. Во время встречи решали, где и когда пройдут гулянья, составляли список гостей. На кухнях уже начинали печь блины, а самый первый блин обязательно отдавали бедным.

Понедельник начинался с поминовения блинами родных. В этот же день начинали строить горки или заливали водой берега рек, чтобы замёрзло. Вторник: заигрыши Во вторник проводили смотрины невест — родня старалась сговориться до Великого поста, чтобы после Пасхи, на Красную горку, обвенчать молодых. В связи с этим под Тамбовом существовал интересный обычай, который нашёл своё отражение в сказке "Морозко" — засидевшихся в невестах девиц ещё в понедельник тайком увозили в зимний лес и оставляли их там "у пенька". В этот момент мать его жены должна проявить особую доброжелательность и любезность по отношению к гостю, так как от этого зависят ее будущие отношения с дочерью. Четверг-Разгуляй Четверг-Разгуляй — это начало широкой Масленицы. С этого дня начинаются различные гуляния, в городах и деревнях проводятся праздничные шествия и ярмарки.

Одной из ярких традиций Разгуляя является участие в костюмированных карнавалах. Люди наряжаются в разнообразных персонажей, таких как животные, сказочные герои, исторические фигуры и другие интересные костюмы.

Почему первый блин сами не едят? Бытует мнение, что поговорка «первый блин комом» происходит от славянской традиции отдавать первый блин медведям, которые считались животными-прародителями славян. Жители Царицына тоже никогда не ели свой первый блин сами.

Это было связано с традицией поминать в масленичную неделю предков. Чтобы угостить пращуров, выходили на улицу и отдавали первый выпеченный в доме блин первому встречному. Если на улице было пусто, то блин аккуратно вешали на веточку дерева или куста и оставляли птицам. В казачьих станицах вблизи Царицына прародителей поминали старики, которые садились трапезничать на кладбищах. Ели там и блины, и другие яства, а остатки в некоторых хуторах к югу от города было принято отдавать специально приходящим для этого калмыкам на следующий день.

Стенка на стенку, что водой не разольешь Помимо традиционных гуляний и катаний с горки на санках, дерюжках и других приспособлениях, на льду реки Царица устраивали кулачные бои. Сходились в битве жители правого и левого берегов — грузчики, мясники, бурлаки. Девушки внимательно наблюдали за мужскими забавами, выглядывая себе будущих женихов. Иногда в кулачных забавах участвовали по сотне человек с каждой стороны. Одним из самых популярных видов борьбы был бой «стенка на стенку».

Противники выстраивались в две шеренги друг напротив друга. Стоящие в одном ряду брались за руки накрест, образуя «стенку». Обычно все заканчивалось мирно, в конце все ели блины, выпивали и обнимались, но бывали случаи, когда пыл дерущихся не мог остудить ни мороз, ни смачные тумаки, ни окрики городового. Зафиксировано даже участие женщин в массовых масленичных сражениях. Разгонять разгоряченных царицан приезжали пожарные бригады, разливавшие соперников водой.

Как полагают культурологи и этнографы, традиция кулачных боев имела важное значение для русского общества — шуточные сражения снижали уровень напряжения, поддерживали мужиков в хорошей физической форме и способствовали удачному сватовству удальцов. У царицынских казаков была ещё одна забава — взятие снежных городов. Все вместе они строили крепость из снежных и ледяных блоков и кирпичей. Часть парней отправлялись защищать город, остальные — играли роль нападающих. Во время штурма города верховые казаки выполняли джигитовку, разные трюки и демонстрировали мастерство владения нагайкой.

А если кататься всю неделю — весь год будешь как сыр в масле кататься. С сайта cdt-4. Если же хозяйка не обладала кулинарным талантом и первый блин получался испорченным, то избежать плохой приметы можно было, скормив его птицам за окном. Во всех храмах совершается особенный обряд — священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения, чтобы с чистой и спокойной душой вступить в Великий пост. В этот день принято обращаться к родным и близким с просьбой простить те обиды, которые мы им нанесли за последний год.

С сайта multimama. В этот день прощаются все обиды. Принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины. Прощеное воскресенье — это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели. И самим простить тех, кто причинил нам зло.

По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, деликатно, тактично, дают возможность это сделать. Нужно искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста! И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю! Сейчас ритуал превратился всего лишь в завершающую точку торжества.

А наши предки ко всему относились куда серьезнее, и обряд не только символизировал уход зимы и наступление весны, но был залогом нового урожая. Яркий пышный костер являлся предвестником удачного года. Первые упоминания о традиции сжигания страшной куклы относится к временам существования древнерусского государства. Тогда среди языческих богов холодом и стужей повелевала Мара Марена. Она заставляла замирать все живое до самой весны, а с ее приходом Марена на время умирала.

Праздник, посвященный богине, назывался Комоедица. Наши предки верили, что обряд является не просто проводами зимы, но позволяет очиститься, избавляет от печалей и невзгод. Но даже больше, чем собственное благополучие, заботились люди в те времена о хлебе насущном. Сжигание чучела служило знаком возрождения плодородных земель. И смысл заключался в том, что жизнь появляется через борьбу, смерть, воскрешение, ведь именно так заново появлялась на свет, словно птица Феникс, богиня Мара.

Никакого религиозного подтекста в наше время ритуал не несет, разве что для верующих людей этой последний день перед Великим Пасхальным постом. В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли.

Масленица: история, традиции и много блинов

В какую сторону блин упадет, оттуда будет суженый. Если при этом залает собака — значит, ругаться будешь с мужем», — считали жители Рождественского, что в Казачинском районе. А в Тасеевском районе «Пекли блины с воскресенья, а потом — когда вздумается. Кто зашел в хату — угощали блинами: «Ой, на первый блин пришел!

А вы уже стряпали блины? Нет, некогда Нет, но планирую начать стряпать с четверга Оставлю это до выходных Всегда печем только в воскресенье Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.

Главным атрибутом Масленицы были блины — символ солнца, который дарует людям свет и тепло. Первый блин обычно предназначался умершим родственникам. Его откладывали или отдавали нищим. Праздничная неделя делится на два периода. Узкая Масленица отмечалась с понедельника по среду. В это время мужчинам разрешалось трудиться, а женщинам - заниматься домашними делами. Широкая Масленица проходила с четверга по воскресенье, когда все работы прекращались и начинались народные гуляния. В понедельник хозяйки начинали печь блины.

А мужчины строили снежные горки, качели. Из соломы и старых вещей мастерили чучело Масленицы. Его насаживали на кол и возили по улицам. Во вторник проходили смотрины невест. Молодых людей ставили к столбам и заставляли целоваться, осыпали снегом, катали на санях, забрасывали на счастье лаптями. В среде по традиции зять приходил к теще на блины. Женщина готовила угощение, чтобы мужчина хорошо обращался с ее дочерью. В четверг в деревнях начинались народные гуляния: устраивались кулачные бои и катания на лошадях, люди прыгали через костры, проходил штурм снежного городка.

При встрече говорили: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит», чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей. История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искренне радовались потеплению. Они ждали, когда скотина сможет насытиться зеленой травой, а на столе в достатке появится еда. Имя праздника произошло от слова «кома» — медведь. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Кстати, присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход цветущего сезона. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники, которые подавали с киселем. Ученые высказали предположение, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя в IX веке. Но популярность он обрел не сразу. Главным кушаньем долгое время считался «сладкий хворост». Блины перешли в разряд символа Масленицы лишь спустя семь веков. Бытует мнение, что народ подметил сходство румяного угощения с солнцем и сделал его ключевым блюдом праздничного стола. Кроме Велеса, древние славяне почитали Ярило — бога весеннего Солнца. В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару. Она означала смерть и рождение природы. Последний приготовленный на масленичной неделе блин выбрасывался в огонь, дабы задобрить богов. Традиция есть молочную пищу связана с тем, что в конце марта именно тогда раньше праздновали Масленицу , в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, а вместе с ним сметана и творог. Резать скот было крайне неразумно, а осенние запасы мяса уже были давно съедены, так что молочная пища и мучные изделия были основными блюдами. Она стала своеобразным компромиссом между язычниками и церковниками. Праздник поставили в определенные рамки — его разрешалось проводить строго до начала весеннего поста.

В течение недели мы будем знакомить вас с традициями Масленичной недели. Сегодня, 4 марта, началась Масленичная неделя. Это подготовка к Великому посту. Так что с понедельника православные уже не едят мясо. Хотя вкушение молока и яиц в течение всей седьмицы дозволяется.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий