Специалисты СПБГУ совместно с коллегами из РАН выяснили, что было на месте Петербурга до того, как его начали возводить.
Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города
В 1922 к университету был присоединен Археологический институт, в 1924 — Химико-фармацевтический институт, в 1925 — Географический институт. С 1924 вуз именовался Ленинградский государственный университет ЛГУ. Начавшиеся с кон. Во время войны в 1942 университет был эвакуирован в Саратов, в 1944 вернулся в Ленинград. Первые послевоенные годы в жизни университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, выдающимися научными открытиями, особенно в области астрофизики, математики, механики, физики, химии, биологии, геологии. С 1992 называется Санкт-Петербургский государственный университет. Редактировать Структура В составе университета 19 факультетов: биолого-почвенный, восточный, географии и геоэкологии, геологический, журналистики, исторический, математико-механический, медицинский, международных отношений, менеджмента, прикладной математики — процессов управления, психологии, социологии, физический, филологический, философский, химический, экономический, юридический.
В структуре вуза Академическая гимназия, Республиканский гуманитарный институт, 2 центра переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования, Учебно-методический центр по обучению и переподготовке аудиторов и аттестации профессиональных бухгалтеров, Центр современного искусства, подготовительные курсы, специализированные курсы, Василеостровский и Петродворцовый телекоммуникационные центры, музеи истории университета, минералогии, музей-архив Д. Научная часть включает Управление научных исследований, 12 научно-исследовательских центров: астрономический им. Соболева , биологический, вычислительной математики и процессов управления им. Зубова , географии, земной коры им. Левинсона-Лессинга , информационных технологий, комплексных социальных исследований, математики и механики им. Смирнова , радиофизики, физики, физиологии им.
Ухтомского , химии; а также Ботанический сад, государственное предприятие «Психологическая системотехника», Институт библейской текстологии и библейских переводов, отделение международных балтийских и арктических проектов, Экспериментально-опытный завод, Научно-конструкторское бюро «Интеграл», научные центры: гуманитарных исследований и социальных прогнозов, китайского языка и культуры, корейского языка и культуры, международных проектов и программ, изучения Германии и Европы, антиковедения, социологических исследований, теории игр, Конкурсный центр фундаментального естествознания, Рериховский центр, Ресурсный центр социально-гуманитарных исследований, Российский центр координации фундаментальных и прикладных исследований для медицины, Российский центр лазерной физики, Российско-Германский центр социальных наук, Центр коллективного пользования «Динамика», инновационный центр. Научная библиотека СпбГУ им.
Технологии 8 февраля Санкт-Петербургский государственный университет отметил 290-летний юбилей. Поэтому мы хотим устроить народный праздник и привлечь внимание не только к истории Университета, но и к нашим нынешним научным достижениям», - рассказал ректор Кропачев.
Не менее странные истории с увольнением преподавателей «Общая тенденция — зачем-то заменяются наши хорошие преподаватели, которые занимаются научной работой, которых любят студенты, на преподавателей со стороны, которые иногда превосходят по численным показателям количество статей и так далее. Однако мы не физики, у нас суть не в количестве, а в качестве. Поэтому тут тоже подозревается стремление сделать состав преподавателей более лояльным».
Это написала выпускница философского факультета. Но такое приходится слышать и от представителей других факультетов. Навязывание преподавателям — под угрозой увольнения — американской платформы электронного образования. Сокращения и увольнения сотрудников-совместителей из Российской академии наук впрочем, в ректорате СПбГУ говорят, что этого у них и в мыслях не было. А также нарушения Конституции, т. Еще — преследования и запугивания преподавателей, имеющих собственное мнение. И создание атмосферы страха в университете.
Также недовольные подозревают администрацию вуза в финансовых махинациях и просят провести финансовый аудит» из претензий, высказанных на митинге в 2016 году. Одно то, что сотрудники СПбГУ вышли с подобными претензиями на митинг на глазах у города, в самом его центре, о чем-то говорит. Есть какие-то совсем странные новации. В Главном здании перенумеровали аудитории. Десятилетиями никому не мешала историческая нумерация, теперь вот ввели. И все равно в объявлениях вынуждены указывать старые номера, чтобы не путаться. В тех же аудиториях заменили исторические дореволюционные столы на новодел, который уже выглядит старым и разрушающимся.
Просидев за прежними не один год, могу сказать: они были на века. Я не буду задавать вопрос «зачем?
Зубарева 28 января 1724 г. По нашему мнению, основные положения этой концепции являются ошибочными и глубоко искажают историю высшего образования в России. Прежде всего вызывает возражения попытка представить первым российским университетом учрежденные указом Петра I от 28 января 1724 г. На протяжении всей своей истории Академический университет не состоялся как самостоятельное высшее учебное заведение, являясь лишь структурным подразделением Академии Наук и выполняя задачу подготовки академических кадров. В нем отсутствовали такие необходимые черты университета, как детально разработанная учебная система, устойчивый состав предметов и профессоров набор которых определялся имеющимися в наличии академиками , самостоятельное управление, отличное от управления Академии Наук, а главное, права и свободы, которые являлись основой статуса университетских корпораций в Европе. Факт неполноправного существования Академического университета широко известен в современной отечественной историографии, и впервые со всей определенностью был указан еще Ломоносовым, писавшим, что "здешний университет не токмо действия, но и имени не имеет". Для придания полноты "имени" университета, по мнению Ломоносова, была необходима его торжественная инаугурация и объявление прав и привилегий для профессоров и студентов.
Идеи Ломоносова об открытии в России университета по европейскому образцу воплотились в утвержденном в 1755 г.
Беглов поздравил СПбГУ с 300-летием со дня основания
Учёный совет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) принял решение расформировать Институт истории с 1 июля 2023 года. Санкт-Петербургский университет — первый в России! 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. Один из крупнейших российских институтов, Санкт-Петербургский государственный университет, был учрежден по указу Петра Великого 28 января 1724 года. Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России.
СПбГУ – первый университет страны
По данным радиоуглеродного анализа, при строительстве использовались деревья возрастом порядка 200 лет. В изученных образцах были обнаружены следы злаков и сорных растений, которые произрастали на территории будущего города. Результаты изучения фрагментов указывают на то, что для этого места была характерна растительность заливных лугов и прибрежных ивняков. При этом окружающая территория была покрыта елово-березово-сосновыми лесами с примесью ольхи. Читайте также: Первый в России палеонтологический парк откроют под Петербургом 12 августа Также учёные изучили найденный при раскопках образец грунта с подошвы сапога.
Бывшие историко-филологический и физико-математический факультеты были преобразованы соответственно в 1-ое и 2-ое отделения философского факультета.
В течении 1836-37 учебного года 1-ое отделение философского факультета делилось на три разряда: историко-политических наук, общей словесности, восточной словесности. В дальнейшем сохранялось только разделение на два последних разряда. На базе разряда восточной словесности в 1855 г. Здесь к физике было присоединено преподавание физической географии и открыта новая кафедра технологии, сельского хозяйства, лесоводства и архитектуры. Кроме этих двух существовали следующие кафедры: математики, астрономии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии.
На протяжении почти тридцатилетнего действия устава 1835 г. В 1839 г. А министерство иностранных дел на свои средства учредило кафедру валахо-молдавского языка для подготовки чиновников для Бессарабии знающих, молдавский язык. Эта кафедра существовала почти 20 лет, до 1858 г. По аналогии с ней в 1845 г.
Туда поступали молодые люди, специально присылаемые с Кавказа для приготовления к разного рода государственной службе в этом регионе. Общим предметом для всех факультетов было объявлено богословие. Срок обучения в университете был увеличен до четырех лет. В январе 1837 г. В том же году студентам было предоставлено право носить шпаги и треугольные шляпы и при встрече с генералами отдавать им честь по-офицерски.
В 1850 г. Вследствие этого стали учреждаться разного рода государственные и частные стипендии для студентов. Например, князь Николай Юсупов пожертвовал 10 тысяч рублей, с тем чтобы на проценты от этой суммы были учреждены две стипендии для беднейших студентов, которые получат на вступительном испытании высшие балы по русской словесности и истории. При открытии факультета восточных языков 11 стипендий выделило министерство народного просвещения и 10 — министерство иностранных дел. Средний размер стипендии составлял 300 рублей в год.
С 1860 г. Студенты стали жить на частных квартирах, но и там они находились под наблюдением университетского инспектора. Например, только в 1855 г. Устав предъявил жесткие требования к научной квалификации преподавателей, отныне лица, претендующие на профессорскую должность обязаны были иметь докторскую степень, а на должность адъюнкта — магистерскую. Упорядочивалась процедура получения ученых степеней и проведения публичных диспутов по защите диссертаций.
Студентам, отлично окончившим университет, степень кандидата присуждалась без особых испытаний, остальные должны были выдержать кандидатские экзамены и написать кандидатское сочинение или удовольствоваться званием действительного студента. Всего за период с 1836 по 1863 гг. Для получения докторской и магистерской степени было необходимо и выдержать экзамен и защитить диссертацию. Вследствие этого начались регулярные диспуты по обсуждению представляемых в факультеты диссертаций. Всего с 1836 по 1864 гг.
Среди получивших в это время ученые степени были знаменитые ученые: химик Д. Менделеев, математик П. Чебышев, ботаник А. Бекетов, историки М. Стасюлевич и М.
Сухомлинов, филолог В. Ламанский и многие другие. В 1855 г. В еще большей степени оживлению научных интересов в среде студенчества способствовало такое важное новшество устава 1835 г. Задачи выдвигались весьма серьезные, требующие от студентов самостоятельной научной работы.
Первым был удостоен золотой медали в 1838 г. Среди удостоенных медалей были: в 1847 г. Стоюнин, впоследствии знаменитый педагог и литературовед; в 1852 г. Пыпин и О. Миллер; в 1854 г.
Фамицын, впоследствии крупнейший ботаник. В 1860 г. Писарев, знаменитый литературный критик. В 1863 г. Важным событием в жизни университета стало его возвращение в здание Двенадцати коллегий, произошедшее в 1837—38 гг.
В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения. Второй этаж западной галереи был остеклен и превращен в колоссальный коридор, протянувшийся почти во всю длину здания и объединивший отдельные корпуса. Со стороны набережной Невы проделали вход и устроили лестницу, связавшую верхние этажи с новым вестибюлем. В центре были устроены парадная лестница, зал торжественных собраний и церковь.
Крупнейшей реорганизацией университета в эпоху действия Николаевского устава стало открытие факультета восточных языков. Попечитель Петербургского учебного округа М. Мусин-Пушкин, раннее бывший попечителем в Казани и усердно насаждавший там ориенталистику, выступил с предложением сосредоточить преподавание восточных языков в Петербурге. Этот проект получил высочайшее одобрение и указом от 22 октября разряд восточной словесности был преобразован в новый факультет с 9 кафедрами: арабского, персидского, турецко-татарского, монголо-калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского и маньчжурского языков. В таком составе факультет восточных языков начал с 1855-56 учебного года свою деятельность, в 1858 г.
Первым ректором, выбранным по новому уставу был историк И. Шульгин, а с 1840 по 1861 гг. Несущий на себе отблеск пушкинской эпохи, друг Пушкина и Гоголя, он пользовался уважением молодежи и как человек честный, чуждый чиновничьим интригам, в меру консервативный, был популярен среди своих коллег. Казенная квартира ректора Ректорский флигель , которую он занял с 1841 г. XIX века одним из популярных петербургских литературных салонов.
Здесь часто бывали писатели и поэты Н. Гоголь, И. Крылов, В. Белинский, И. Тургенев, И.
Панаев, П. Вяземский , В. Одоевский , Е. Баратынский и многие другие маститые и начинающие литераторы. В 1839-1840 гг.
Некрасов, а еще раннее университетский Благородный пансион закончил его друг и соратник, писатель и журналист И. Время действия устава 1835 г. Особенно успешно развивались точные и естественные науки. В течении всего этого периода кафедру физики занимал академик Э. Его основные научные интересы и выдающиеся открытия относятся к области электричества и магнетизма.
Создание петербургской математической школы связано с именами крупнейших математиков того времени: И. Сомова, В. Буняковского и П. Академик Буняковский, ставший профессором в 1846 г. Чебышев проявил себя и как талантливейший механик.
На основе своих же разработок в области теории механизмов, он создал целую серию оригинальных механизмов, превращающих простейшие движения в более сложные. Для Чебышева всегда было характерным стремление сблизить математику с практикой, использую математические расчеты, например, при черчении географических карт или даже в кройке тканей для одежды. C 1839 г. Савич — один из крупнейших русских астрономов XIX столетия. Его докторская диссертация была связана с решением важной геодезической проблемы — определением высоты уровня Каспийского моря, а его исследование об ускорении силы тяжести по русской дуге меридиана послужило образцом для всех подобных работ в России и за границей.
В это же время на кафедре химии начал работать А. С его именем связан ряд важных открытий в области органической химии: определение элементарного состава нафталина и хинной кислоты, выделение хинона и нового алкалоида теобрамина. Он же привел в порядок созданную М. Соловьевым химическую лабораторию и начал проводить в ней регулярные практические занятия со студентами. Учениками Воскресенского были многие выдающиеся химики Д.
Менделеев, Н. Меншуткин, Н. Бекетов, Н. Соколов, П. Алексеев и др.
В 1857 г. Развитие университетского естествознания в этот период определялось деятельностью С. Куторги, одного из первых русских биологов-эволюционистов. Кафедру ботаники с 1840 г. Шиховской, создавший первый университетский ботанический сад в сквере перед фасадом здания Двенадцати коллегий , насчитывающий более 600 образцов местной флоры.
Он же значительно увеличил собрания ботанического кабинета и ввел практические занятия с микроскопом. После смерти Шиховского, в 1854 г. Он был первым из русских ботаников, совершивших большое путешествие в Африку. На кафедре всеобщей истории блистал М. Он же, одним из первых среди университетских профессоров, стал активно насаждать семинарский метод в преподавании.
Кафедру русской истории до 1859 г. Заменил Устрялова на кафедре русской истории известный ученый и писатель Н. Его деятельность здесь была очень короткой три года , но оставила яркий след. На кафедре русской словесности, помимо Плетнева и Никитенко, в 1852 г. В 1856 г.
Кафедра истории и литературы славянских наречий, созданная по уставу 1835 г. Срезневского, основателя петербургской школы славистики. Он был одним из руководителей созданного в 1846 г. Кафедра всеобщей истории литературы, впервые созданная в 1860 г. Пыпиным, ярким представителем историко-культурной школы в литературоведении.
Заметным явлением в области преподавания общественно-политических наук стали в 1835-1847 гг. Порошина, излагавшего с немалой смелостью новейшие европейские учения, в том числе и социалистические. На юридическом факультете в эти годы работали многие известные ученые. Гражданское право преподавал К. В 1851 г.
Не менее был известен и его приемник — К. Кавелин, начавший преподавание с 1857 г. Из числа криминалистов следует отметить В. Спасовича, сочетавшего глубокую эрудицию ученого-юриста с практической деятельностью адвоката. Кафедру государственного права до 1860 г.
Калмыков, а кафедру международного права — И. В отделении восточной словесности до 1847 г. Сенковского, а его приемником на кафедре арабского языка стал ученый египетский шейх Мухаммед Айяд Тантави, человек необычной судьбы, родившийся в заброшенной деревушке под Каиром, он закончил свой путь профессором Петербургского университета. Уроженцем Кавказа был перешедший из Казанского университета в 1849 г. Он же стал первым деканом факультета восточных языков.
С образованием этого факультета в университете началась деятельность выдающихся ученых, создателей научных школ: В. Васильева китаистика и Д. Хвольсона гебраистика. Устав предусмотрел и выделение средств на развитие материально-учебной и научной базы университета. Библиотека стала ежегодно получать 9 тысяч рублей на приобретение новой литературы и выписку газет и журналов.
К 1861 г. Нумизматический кабинет не имел специальных сумм для пополнения и рос за счет пожертвований, к концу 1861 г. Минералогический и зоологический кабинеты получали по 500 рублей в год, а физическая и химическая лаборатории по 2000 рублей. Такая же сумма полагалась на созданный в 1841 г. Советская историография традиционно расценивала устав 1835 г.
Николаевский устав, действительно, в значительной степени ограничивал университетскую автономию, но нельзя не признать, что он во многом способствовал оживлению научной жизни, как среди преподавателей, так и среди студентов Вторая половина 50-ых гг. XIX века стала временем пробуждения студенческой инициативы. При редакции этого издания возникает студенческая касса взаимопомощи. В следующем году происходят первые столкновения студентов с полицией. В ответ на полицейские репрессии проходят бурные студенческий сходки.
Своей кульминации студенческое движение достигает к 1861 г. Дальнейшие события участие студентов и некоторых профессоров в похоронах Т. Шевченко и в панихиде по жертвам расстрела в Варшаве стали приобретать более ярко выраженный политический характер. В ответ министерство народного просвещения под руководством Путятина издало новые правила, запрещавшие любые студенческие собрания. Студенты, вернувшиеся с летних каникул, в основной массе отказались принимать матрикулы, начались новые многолюдные сходки и собрания.
Это шествие можно рассматривать, как едва ли не первую студенческую демонстрацию в России. Несмотря на заверения попечителя и гарантии неприкосновенности данные студенческим представителям, ночью несколько десятков студентов были арестованы. Этот факт вызвал возмущение не только самих студентов, но и широких слоев столичной интеллигенции. На новые митинги пришли даже офицеры для защиты студентов от произвола полиции. Всего в течении осени 1861 г.
В итоге, по распоряжению царя 20 декабря университет был окончательно закрыт до выработки нового университетского устава. Новый устав начал разрабатываться еще в 1858 г. В его основу была положена идея автономии университета как корпорации профессоров Главным и в значительной степени независимым органом управления университета становился его совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а также профессоров на вакантные кафедры. Университетский совет получал возможность по своему усмотрению разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов.
Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Хозяйственные и административные дела сосредотачивались в правлении, состоящем из ректора, проректора и деканов всех факультетов. Университет получал право учреждать ученые общества, вследствие чего при Петербургском университете возникли в 1868 г. Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей и Химическое общество, в1869 г.
Последнее в 1878 г. Его печатный орган — Журнал РФХО был единственным до революции регулярным изданием русских физиков и химиков, на страницах которого были опубликованы сотни выдающихся работ и открытий, вошедших в мировой фонд научных достижений. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г.
Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала и рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами и вне пределов университета. После 1863 г. Почти вчетверо увеличилась сумма на содержание и пополнение учебно-вспомогательных учреждений Петербургского университета, составив 21900 рублей серебром в год. Из них 7000 рублей предназначались библиотеке, которая к 1884 г.
Пополнились ранее существовавшие кабинеты и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 г. Помимо них устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов, которые не получали штатного жалования, но могли получать разовые вознаграждения из специальных средств университета по представлению факультетов. Эти меры позволили значительно обновить преподавательский состав, в первую очередь за счет привлечения молодых ученых. Университетский и факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке заграницу для завершения образования.
По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов. Только за десятилетие с 1863 по 1874 гг. Это почти половина от общего числа, то есть другая половина, приходилась на долю остальных шести университетов. С 1860-ых гг. Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета во второй половине XIX века становится одним из крупнейших в стране центров естествознания, что, естественно, привлекает к нему молодых людей.
Интересно отметить, что в период действия устава 1863 г. Редкина в 1873-1876 гг. Ленц 1863-1865 , химик А. Воскресенский 1865-1867 , зоолог К. Кесслер 1867-1873 , ботаник А.
Бекетов 1876-1883. На кафедре математики до 1882 г. Здесь же начали читать свои курсы его ученики — яркие представители, созданной Чебышевым, петербургской математической школы. С 1863 г. Коркин, обе диссертации которого были посвящены теории уравнений с частными производными.
В 1880 г. Марков, развивавший идеи и методы Чебышева в области теории вероятностей и теории чисел. Учеником Чебышева был и выдаюшийся математик А. На кафедре механики курс теоретической механики читал до 1876 г. Сомов, ставший в 1862 г.
С 1872 г. Бобылевым, издавшим в 1881-1883 гг. Эти работы стали первыми оригинальными и обширными руководствами в данной области и были переведены на иностранные языки. Кафедру физики после смерти Ленца в 1865 г. Ему принадлежал ряд работ по электричеству, магнетизму, оптики.
Но главная его заслуга была в том, что он положил начало в 1867 г. В то время это было внове не только в России, но и в мире вообще, например, в Кембридже практические занятия появились только в 70-ые гг. XIX века. Университетская лаборатория в течении долгого времени была образцом для русских лабораторий и только в XX веке появились более современные. Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В.
Лермантов родственник поэта М. Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д.
Менделеев и А. По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия.
В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов. По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г. Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г.
Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ. С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников.
Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов. В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г.
К 300-летию Российской академии наук». Ошибка в тексте?
Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время. Консервативные взгляды Уварова были противопоставлением тогдашнему девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство».
Однако, изучив исторические материалы, можно узнать, что Уваров был одним из самых высокопоставленных геев в Российской империи. Так, чиновник назначил своим заместителем в Академии наук князя Дондукова-Корсакова, приходившегося ему любовником, чему посвятил эпиграмму Пушкин.
Почему сломался первый в России социальный лифт? Начало и конец старейшего светского вуза России
Основанная в 1724 году 22 января, СПбГУ является самым первым Университетом начавшую свою деятельность в России. В Санкт-Петербургском государственном университете сообщили о резервных днях проведения финала ОШ СПбГУ 2023-2024. Санкт-Петербургский государственный университет основан по указу Петра I от 22 января 1724 года, введенным в действие указом Правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Санкт‑Петербургский государственный университет — первый университет России был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. Николай Кропачев, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета — "— Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах.".
Санкт-Петербургскому государственному университету исполнится 300 лет
Кафедру энциклопедии права в 1863 г. Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г. Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б.
Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г. Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э.
Вреден и Ю. Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В.
Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами. Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К.
С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета. Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г. Что касается студентов, то устав 1863 г.
Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий.
В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г.
Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е.
Конради, А. Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты.
Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы. Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г.
Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа. Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению.
Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством. Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными.
Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А.
Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток.
Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г. Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания.
За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их. Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры.
На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г. Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах.
Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии. На юридическом факультете устав 1884 г.
На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов.
Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О.
Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики. Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг.
Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел. В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики.
Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах. Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д.
Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г. Тищенко и А.
В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг.
В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов.
Наибольший ущерб устав 1884 г. Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании.
Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г. Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели.
С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг.
В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П. Никитин, Ф.
Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки.
Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р.
Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И.
Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г. Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А.
Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма.
Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг. Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ.
На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А.
Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И. Билибин, М. Врубель, И.
Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие.
Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века.
Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К.
Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П.
Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов.
Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества.
В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов.
Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г.
Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А.
Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием.
На нашем сайте студенты СПбГУ могут заказать контрольные работы по выгодным ценам. История и современность Существует две основные версии о дате основания Санкт-Петербургского университета. Согласно первой версии, сегодня принятой официально, университет основан 28 января 1724 года как Академический университет вместе с Академией наук по указу Петра I. При Екатерине II университет перестал существовать, на его базе было создано училище.
Знаменитые выпускники За трехсотлетнюю историю существования вуза, из его стен вышло немало людей, прославивших не только свой альма-матер, но и всю Россию: Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Окончил Академический университет в 1736 году. Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, окончивший философский факультет в 1836 году. Пьеха Эдита Станиславовна — российская эстрадная певица, народная актриса СССР, выпускница философского факультета в 1964 году. Николай Васильевич Гоголь — поэт, критик, драматург, признанный один из классиков русской литературы. Окончил историко-филологический факультет СПбГУ в 1834 году. Павел Валерьевич Дуров — программист, один из основателей социальной сети «ВКонтакте». Выпускник филологического факультета в 2006 году. Леонид Геннадиевич Парфенов — журналист, телеведущий.
Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г. По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств. С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию».
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший университет Российской Федерации, один из крупнейших и ведущих классических университетов. Санкт‑Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 г. В 2024 г. СПбГУ отметит свой 300‑летний юбилей.
20 февраля в 1819 году был основан Петербургский университет
Современный СПбГУ также называют преемником Санкт-Петербургского университета, который был основан в 1819 году после реорганизации Главного педагогического института. Бывший доцент Санкт-Петербургского государственного университета, историк Олег Соколов, который жестоко расправился с 24-летней аспиранткой Анастасией Ещенко, чувствует себя в колонии, как в санатории. Санкт-Петербургский государственный университет - 300-летие со дня основания. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) является преемником Академического университета — первого высшего учебного заведения в Российской империи.