Как причащаться на последней недели поста: в среду, четверг?
Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей
И понятно, что азарт и спортивные страсти в процессе охоты могут распаляться очень сильно. Разумеется, с постом такие развлечения сочетать невозможно. Ведь для христианина пост - это не время диеты для снижения веса или укрепления здоровья, а время духовного очищения и нравственного возрастания. Во-вторых, на этот вопрос можно посмотреть и с совсем иной стороны. В одном детективе прозвучала такая мысль. Некий человек совершил два убийства в своей жизни.
В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи. Можно ли убираться в Страстную неделю? В народно-христианской традиции Страстная неделя была посвящена тщательной уборке и приданию дому надлежащего вида: все то, что нуждалось в починке и покраске приводилось в порядок. Эта традиция сохранилась и по сей день: хозяйки стараются навести порядок, правда, до Страстной пятницы - самого строгого и скорбного дня Страстной седмицы. Великий четверг в народной традиции носит название Чистый четверг, и этому есть два объяснения: четверг Страстной седмицы посвящен таинству Причащения, в котором верующие стараются принять участие; считается, что в этот день вода становится целебной, и если помыться, то можно смыть с себя грехи и болезни.
Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции. Посмотрим на второй аргумент — об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал. Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора — совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями. Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах. Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» 1Кор. Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот. Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение — «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину. Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию всецерковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят? Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной». Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика». Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили». Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов». Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше». И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися». То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают.
Готовить можно абсолютно все. Приветствуются супы, салаты, мясные и рыбные реже блюда, выпечка, рис, блюда из картофеля и любые другие блюда национальной кухни. На сухур обычно едят фуль и фаляфель или сэндвичи с сыром и йогурт забади.
Стригутся ли в пост
Великий пост ежегодно сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. Во время поста, особенно если он связан с религиозными обрядами, многие люди избегают бриться или стричься. Можно ли бриться во время поста Рамадан, запреты и ограничения в этот период. Подскажите пожалуйста можно ли во время Великого Поста причащаться? Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»?
Можно ли бриться в церковные праздники? Актуальный ответ священника может удивить!
Давайте прочтем, что пишет апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» 1 Кор 11:14-16. Вот так. Православные священники носят бороды в силу постановлений и норм, содержащихся в Постановлениях Стоглавого Собора, в Кормчей книге и прочих источниках, часто очень спорных. Носят её скорее в силу традиции.
Можно ли смотреть телевизор, фильмы, играть в компьютерные игры, гадать, разговаривать по телефону во время Рамадана? Во время поста очень важно сохранять спокойствие и напитывать душу положительными эмоции, поэтому лучше крайне редко пользоваться телефонами или компьютерами. Телевидение также не запрещается, но нужно знать, что именно смотреть, если это действительно религиозные программы или программы информационного характера только положительные новости. Что касается компьютерных игр — здесь вопрос двоякий, ведь по факту не запрещено пользоваться техникой, но в то же время, игры могут вызвать ряд неблагоприятных эмоций, что категорически запрещает Ислам. Лучше в период поста полностью посвятить свое свободное время на прочтение Корана, или погрузиться в сунны. Можно ли принять Ислам во время Рамадана?
Безусловно, человек, который хочет принять Ислам, неважно первая ли это вера для него, или вторая, может сделать это в любое время года. Даже в величайший пост для всех мусульман — Рамадан. Конечно, при условии, если человек, принявший Ислам, будет следовать всем правилам и требованиям поста. Необходимо не только воздержаться от слабостей и желаний, пития или же еды, но и правильно молиться, жертвовать деньги и еду бедным, помогать немощным. Весь оставшиеся дни месяца после принятия Ислама, нужно придерживаться поста и в полной мере отдаваться новой вере. Конечно, это касается полностью здоровых, совершеннолетних людей. Можно ли употреблять алкоголь, курить кальян во время Рамадана? Мусульмане проявляют стойкость и верность Аллаху через воздержания во время поста. Даже в самые жаркие дни постящиеся люди сдерживают себя от безумной жажды и голода. Рамадан — это период очищения и именно потому, про все пагубные привычки стоит забыть.
Несмотря на то, что пост начинается с восходом солнца и заканчивается с закатом, настоящий мусульманин сдерживает себя даже ночью, для полного очищения и полного исповедования грехов. Особенно в последние дни Рамадана, мусульмане полностью погружаются в молитвы. А с появлением молодого месяца на небе наступает новый праздник для всех постящихся — Ид Аль-Фитр. Это обозначает окончание поста, для мусульман это такой же праздник, как для нас Новый Год. Хотя кальяны очень распространены в мусульманском обществе, но следуя Корану, главное не навредить, ни себе, ни другим. А так как, курение табака, не важно, через кальян или сигареты — приводит к губительным последствиям, то во время Рамадана это запрещено. К тому же, это прекрасный повод бросить такую пагубную привычку. Можно ли принимать лекарства днем и ночью, ставить пиявки, уколы во время Рамадана? Принимать лекарства днем во время Рамадана, в принципе не разрешается, только в самых экстренных случаях. Капать в нос или в уши капли — запрещено, но можно пользоваться каплями для глаз.
Ставить пиявки по Корану запрещено во время Рамадана, так как нельзя терять кровь в период поста Рвать зубы можно в самых крайних случаях и очень важно быть осторожным, чтобы не проглотить кровь или слюну Во время поста стоит избежать уколов, если же человек болен или это необходимо для поддержания жизнедеятельности, то само собой, разрешается делать уколы. Больные люди не обязаны держать пост в полной мере, разве что по желанию самого постящегося. Существуют уколы, которые приносят насыщение организма энергией, но подобные процедуры стоит отложить на вечер, ведь чувство жажды и голода — это способ отдать дань и верность Аллаху. Можно ли вязать, вышивать во время Рамадана? В самый святой месяц мусульмане полностью погружаются в духовное состояние, очищаются от грехов и стремятся к совершенному образу, подобному Аллаху. Суть великого поста заключается в том, чтобы отречься от всех мирских потребностей и деяний. В период поста, необходимо говорить, думать о хорошем и приятном, избегать сквернословий и негативных эмоций.
Великий пост 2020 меню. Календарь Великого поста 2021г. Календарь поста 2021 Великий пост. Календарь поста Великого на 2021 по дням. Посты в 2019 году православные. Пост 2019 календарь. Пост в христианстве. Рацион питания на посту по дням. Великий пост питание на каждый день. Меню на каждый день в Великий пост по дням. Страстная неделя что модноечть. Питание в Великий пост страстная неделя. Питание в страстную неделю Великого поста. Пост в страстную неделю по дням. Великий пост 2019 питание по дням. Меню Великого поста 2021 по дням. Календарь питания в Пасхальный пост. Великий пост питание по дням. Календарь еды в Великий пост. Страстная неделя по дням питание. Меню на страстную неделю по дням. Питание ,меню в страстную неделю. Страстная седмица Великого поста по дням питание. Постный календарь 2020 Великий пост. Календарь питания в Великий пост 2020 по дням. Календарь Великого поста 2020 по дням. Великий пост в 2021 году календарь питания по дням. Календарь Великого поста по еде. Пост перед Пасхой. Петров пост питание. Календарь еды поста на 2022 год. Сухоядение в пост что это такое. Перечень продуктов разрешенных в пост. Сухоядение разрешенные продукты. Что можно есть в последнюю неделю Великого поста перед Пасхой. Как поститься в страстную неделю перед Пасхой. Страшная неделя перед Пасхой что нельзя. Четверг страстной недели Великого поста. Можно ли бриться в пост. Можно ли бриться на Пасху. Можно ли бриться в пост мужчинам. Можно ли бриться во время поста. Великий пост таблица питания по дням. Великий пост календарь питания по дням. Первая неделя поста что можно кушать. Последняя неделя поста питание. Еда в последнюю неделю поста по дням. Чего можно кушать в 1 день поста. Что можно кушать на Благовещенье в Великий пост. Что можно есть на Благовещение в пост. Что можно есть в Великий пост на Благовещение. Что можно кушать в Благовещение в пост. Стрижка волос по дням недели. Стрижка ногтей по дням недели. Стрижка ногтей по дням недели приметы. Подстригать ногти по дням недели. Стрижка по календарю. Благоприятные дни для стрижки Овнам. Астрологический день для стрижки. Календарь стрижки по зодиаку. Постриг в монахи. Пострижение в монашество.
Но я бы не рекомендовал это массово. При нашем климате, воде и воздухе, я считаю, что это чрезвычайно вредно. Но никто не запрещает, некоторые представители церкви рекомендуют. Это правильно? Это, наверно, не плохо, но к церковному посту это не имеет никакого отношения. Если не ходишь — это диета. К сожалению, многие сейчас хвастаются тем, что постятся. Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании» — Пост, с точки зрения диетолога, вреден? То есть питание несбалансированное. В этом плане вегетарианство, которое практикуется в течение поста, мы не можем отнести к здоровому образу жизни. Для здорового человека, у которого нет никаких противопоказаний к таким ограничениям. Польза, например, в обилии клетчатки в рационе. Сегодня доказано, что употребление продуктов, богатых клетчаткой это овощи, фрукты, бобовые , снижает риск сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Второй момент: в период поста ограничено употребление насыщенных жиров мясо, колбаса, жирные кисломолочные продукты, кокосовое масло. Изобилие этих жиров в рационе — фактор риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов. Орехи — растительные белки, содержат аминокислоты. В обычное время включить в рацион орехи часто забывают. Большое количество овощей и фруктов в период, когда организм перестраивается с зимы на весну, — это хорошо. Это растительный белок. Другая усвояемость, другой аминокислотный состав. Для здорового человека дневная норма потребления белка — 0,8 грамма на килограмм массы тела. Можно получить одинаковое количество белка из орехов и из мяса.
Обычаи на церковные праздники: можно ли посещать парикмахерскую для стрижки и покраски волос
Если волосы отросли и мешают, то их, конечно, лучше состричь, не смотря на пост. Но совсем иное дело, если Вы собрались к стилисту, чтобы стать красивее и больше нравиться мужчинам. Священники также не рекомендуют ходить в салон красоты вместо посещения храма. Записаться к парикмахеру можно и на другое время. Таким образом, и стричься, и краситься в пост, конечно, можно, если цель этого действия соответствует принципам православия, которые говорят о том, что в первую очередь надо задумываться о душе.
Поэтому градация такая: мясные продукты — молочные продукты и яйца — рыбные продукты — рыбная икра — пища с растительным маслом — пища без добавления каких-либо жиров без масла — невареная пища — хлеб с водой — полное воздержание от пищи. Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом». Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом особенно в мясоеды, по средам и пятницам.
Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам. Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия своего , если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост — это малодушие и чревоугодие.
Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Отвечает иерей Иоанн Курбацкий. Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению Сир. И апостол Павел говорит, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает Рим. Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды.
Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты? Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.
А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден.
Лапша прекрасно заменяет рис, доступных сочетаний десятки вообще их тысячи, но не заморачивайтесь. Макароны могут прокормить человека всегда, не вызывая скуки и отвращения.
Да, большинство соусов для пасты содержат сыр, яйца, сливки или мясо, но далеко не все. Взять хотя бы один из столпов — алла помодоро, с томатным соусом. Совсем без оливкового масла обойтись, конечно, трудно, но и необходимости такой нет. А разнообразные песто — смеси рубленых трав с маслом и орешками — можно делать и без сыра. Вместо гламурного итальянского песто из зелёного базилика можно сделать демократичный прованский писту из петрушки. Я варю домашний томатный соус из обычной банки помидоров в собственном соку с разными добавками: лук, сельдерей, маслины, копчёная паприка. С таким соусом можно, не задумываясь, съесть что угодно, а это нам и нужно.
Макароны могут прокормить человека всегда, не вызывая скуки и отвращения О десертах Казалось бы, сладкое вообще нужно исключить на время поста, но это опять издержки рвения новообращённых. Мёд всегда ели в пост, не использовали рафинад, потому как при очистке применялся животный казеин, но был постный сахар — я ещё застал, такой мягкий, не кристаллический. Можно и сейчас купить за большие деньги мусковадо для пущего благочестия, но много ли благочестия в соблюдении формальностей? Не лучше ли будет купить дешёвый песок, а разницу в 300 рублей раздать на паперти? Пост — как раз для этого время. Проблема сладкого отлично решается всякими ягодными киселями. На рынках можно по бросовым ценам купить мороженые ягоды, любой крахмал вполне доступен.
Чудесный кисель получается из смеси ягод: клубника, вишня, черная смородина, малина... Залейте ягоды холодной водой в пропорции 1:3, доведите до кипения, добавьте сахар по вкусу. В чашке аккуратно разведите крахмал холодной водой — я кладу 1 ст. Дайте снова вскипеть и выключайте. Если кисель для детей, взбейте растительные сливки и украсьте. Впрочем, взрослые тоже за милую душу такое съедят. На сладкое во время поста хорошо подать ягодный кисель Не могу и не хочу рекомендовать всякие заменители и обманки.
Вот это вот «соевое мясо» всякое, маргариновые спреды, «фитомайонез» и т. Не надо никого обманывать: ни себя, ни людей. Нет греха в слабости, грех — слабость не признавать или потакать ей. Лучше уж съесть бутерброд с колбасой, если так припёрло, чем юлить: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Повторюсь, не нужно создавать или намеренно попадать в ситуации, когда запреты придётся нарушать, но и оскоромиться лучше, чем обидеть, да ещё и возгордиться. Пару слов про алкоголь «Вино даётся постящимся в утешение» — это мы помним. Не следует при этом утешаться всё время.
В любом случае, важно помнить, что решение вопроса бритья в церковные праздники остается на усмотрение верующего и его духовного советника. Главным во всем этом является опора на принципы любви и уважения к другим, а также стремление к более глубокому пониманию духовных ценностей и их практическому применению в жизни. Влияние бритья на духовную практику Влияние бритья на духовную практику зависит от мотивов и намерений человека. Для некоторых верующих, бритье может быть проявлением покаяния или очищения души от грехов.
Оно может сопровождаться молитвами и медитацией, помогая сосредоточиться и обрести внутренний покой. Другие люди видят бритье как неотъемлемую часть духовной практики, позволяющую отделиться от материального мира и сосредоточиться на внутреннем развитии. Чистое и ухоженное лицо может служить символом духовной прозрачности и света. Однако, важно помнить, что влияние бритья на духовную практику может быть индивидуальным и зависит от мировоззрения и убеждений каждого человека.
Верующие люди часто придают много значения внешнему облику, внутренним состояниям и обрядам, поэтому для них бритье может иметь особое значение. Традиции и обычаи бритья в церкви В церковной традиции существуют определенные правила и обычаи, которые касаются бритья. Они основаны на древних религиозных заповедях и предписаниях. Бритье в церкви имеет свои особенности и подчиняется определенным правилам, которые должны соблюдаться верующими.
В первую очередь, стоит отметить, что в церкви существует особый день, когда бриться не рекомендуется — это день поминовения мертвых. В этот день верующим запрещается бриться, а также стричь ногти и волосы. Такое запретное действие связано с уважением и почтением к ушедшим душам.
Великий пост: что можно есть постящимся
А вот по отцу — Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями — точно я ответить себе не могу. Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода — это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции. Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного.
По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают — не у всех же священников растет борода — и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе. Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую. А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал. Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут.
А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Окружающий животный мир был очень жесток, вернется ли монах в монастырь или нет было неизвестно.
Поэтому они просили друг у друга прощения как перед смертью. И мы ведь не знаем, когда завершится наш жизненный путь. Поэтому всегда нужно жить в мире друг с другом. Православная Церковь уделяет посту очень большое внимание. Кроме четырех больших постов есть и однодневные посты, в том числе каждую неделю в среду и в пятницу. В среду — в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий Христа Спасителя. Это скорбные дни, когда христианину необходимо проводить наиболее сосредоточенно свою жизнь. К сожалению, для многих пятница — это день, когда после окончания рабочей недели они начинают веселиться, выпивать, забывая о том, какой скорбный это день. Замечал еще, что в дни Великого поста по многим телеканалам как будто специально может быть так и есть начинают транслировать разные развлекательные передачи, обращенные к самому низменному, что есть в человеке.
Телевизор в дни поста лучше не смотреть. Можно посмотреть, например, православную передачу, новости, концерт классической музыки, но не нужно впускать в свое сознание в эти дни все то, что служит развлечению. Нужно и читать в Великий поет не художественную, а духовную литературу, чтобы все помогало нам сосредоточить свои мысли на Боге, смысле нашей жизни. Брачное воздержание в пост важно, но здесь необходимо это решать внутри семьи.
Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».
Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью. Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают — это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни. В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь.
Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех. Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. Савве Сербскому.
В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное — дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты. Есть ли в Кормчей подлоги?
Увы — есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли? Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом. Большой Московский собор 1666—1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством».
Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле — разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария , не было других святых? Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься — а насколько вообще неправы отцы собора 1666—1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.
В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос. Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут — абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.
Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае — если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей. В связи с поднятым собором РПСЦ вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение.
Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь». Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги.
То есть нормы о бороде — факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского Пято-Шестого Вселенского собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков. Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасафа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце». Когда перестали выбривать гуменце?
Если за ней ухаживать, вовремя подстригать, борода будет выглядеть очень опрятно и красиво. На эту тему сегодня существует много мнений: кто-то считает, что бороду можно брить в Священный Рамадан, кто-то нет. Например, известный всем шейх Ибн Таймийя, говорил, борода обязательна для каждого верующего мужчины и ее нельзя лишаться. Но современные ученые утверждают: мы живем в другое время и в другом мире, поэтому у нас могут обычаи разниться, так и борода, возможно, была для наших пророков только обычаем. Каждый верующий верующий обязан уделять больше времени своему духовному развитию, чистоте своего тела и гигиене.
Великий пост: что можно есть постящимся
Можно, если читаете намаз и бреете бикини зону просто возьмёте заново тахарат и все, нельзя ПА заниматься, только после ифтара. Можно ли во время поста полоскать рот настойкой, если там содержится спирт? Из поколения в поколение миряне передают друг другу рассказы о том, что можно делать во время Великого поста, а что строго запрещено. Разрешается ли мужчинам бриться во время поста Рамазан? Разрешается ли мужчинам бриться во время поста Рамазан? Вопрос о том, можно ли бриться во время церковных праздников, достаточно часто обсуждается среди верующих.
Великий пост – время отсечь ненужное
Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать. Великий пост ежегодно сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. Можно ли играть свадьбу во время Петрова поста. Можно ли мужчине бриться на Благовещение Народные поверья, как и приметы, создавались веками, люди их собирали, записывали и передавали из поколения в поколение. — Обязательно ли в пост ходить в церковь?