Кара-Кыс Номзатовна Мунзук — советская тувинская певица, актриса, поэтесса, народная артистка РСФСР. Кара-кыс Номзатовна была исполнительницей и собирательницей народного фольклора. великая дочь тувинского народа», в номинации ««Душа вольная раздольная»» – диплом 2 степени. 1995) – Народной артистке РСФСР и Тувинской АССР, кавалеру ордена «Знак Почета» Кара-Кыс Мунзук действительно самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве.
К 105-летию со дня рождения Максима Мунзука
Новости города. Сообщить новость. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук — советская тувинская певица, актриса, поэтесса, народная артистка РСФСР (1975). Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из Большого Справочника.
Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна
Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из Большого Справочника. Подписка на новости. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук — советская тувинская певица, актриса, поэтесса, народная артистка РСФСР.
Тувинская АССР. Заслуженная артистка РСФСР Мунзук Кара-Кыс.
Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике (b) Урянхайского края (b) [К 1] в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. великая дочь тувинского народа», в номинации ««Душа вольная раздольная»» – диплом 2 степени. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края в многодетной семье охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. Обязательным условием конкурса являлся исполнение песни из репертуара Кара-Кыс Номзатовны Мунзук, узун ыры (протяжной песни) или кожамык своего кожууна и мелодические речитации при обряде приучения животных / мал алзыры (чучуулаары, тоотпалаары, хөөглээри). Кара-кыс Мунзук слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке.
Мунзук Максим Монгужукович
Смотреть видео онлайн 100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук. Длительность видео: 2 мин и 53 сек. Кара-кыс Номзатовна Мунзук внесла огромный вклад в становление тувинского театра. Именно легендарная актриса Кара-Кыс Номзатовна Мунзук, собиратель фольклора, в 1981 году выступила с предложением назвать это единым термином «хоомей». Песенный конкурс посвящен 100-летию Народной артистки РСФСР и Тувинской АССР Кара-кыс Номзатовны Мунзук.
КОНЦЕРТ К 100 ЛЕТИЮ КАРА-КЫС НОМЗАТОВНЫ МУНЗУК
Бережно и скрупулезно собирала и исполняла песенный фольклор тувинского народа [1]. В 1956 году с её участием был издан сборник «Тувинские народные песни». В 1973 году вместе с мужем Максимом Мунзуком издала два сборника тувинских народных песен. Писала стихи. В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году. Чыргал-оолом, А. Лаптаном, В.
Так почему именно «Хайыраан бот» стал визитной карточкой тувинского театра? Своим мнением поделилась ветеран тувинского театра Светлана Мунзук: «Потому что это были первые спектакли. В том числе и «Донгур-оол» С. Это два спектакля, которые были самыми первыми. Это была национальная драматургия, созданная на основе произведений именно тувинских авторов — Кок-оола и Тока. А Донгур-оол — это история советского времени, которая была актуальна в коммунистическое время. Это произведения разные по теме. Естественно, всем поколениям зрителей нравится история любви. Она вне времени.
Несколько лет трудовой деятельности он посвятил обучению молодых специалистов. В 1990 году Мергена Мунзука перевели на должность дежурного штурмана. Всякое случалось за годы работы, попадал в аварийные ситуации. Однажды после работы вернулся с огромным синяком на лице. Рассказал, что при посадке самолёта в районе на полосу сельского аэродрома неожиданно вышла корова. Столкновения борта с животным удалось избежать, чего не скажешь о лице лётчика и штурвале. А вообще, Мерген Мунзук не особо рассказывал про «внештатные ситуации», берёг семью от лишних переживаний. Дело вовсе не в форме В 1976 году молодой лётчик познакомился со своей будущей супругой Тамарой — преподавателем английского языка в Кызылском государственном педагогическом институте. Молодой человек в форме лётчика сразу понравился Тамаре Тонгаковне. Но скоро девушка поняла, что вовсе не в форме было дело: «Он был очень целеустремлённым, всегда держал своё слово. Это самое ценное качество в мужчине, так и очаровал меня. А узнав его получше, поняла, что он и есть мой человек, с которым я хочу быть всю свою жизнь», — вспоминает о своём супруге Тамара Мунзук. Летом того же года молодые люди поженились. Окрылённые счастьем и любовью, переживали невзгоды вместе. Так прожили в браке 46 лет. Вырастили двух сыновей — Максима и Мергена названых в честь деда и отца. О таких мужчинах говорят — опора семьи. И крепче той опоры было не найти. А ещё Мерген Максимович был воспитателем и другом для детей. Несмотря на работу и занятость, как и его отец Максим Монгужукович, всегда находил время для сыновей.
В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году. Чыргал-оолом, А. Лаптаном, В. Кок-оолом, Р. Кенденбилем и другими тувинскими композиторами на её стихи создано более 50 песен. Умерла 18 декабря 1995 года. Супруги прожили вместе 60 лет, в их семье было пятеро детей.
100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук
Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края (сейчас Чеди-Хольский кожуун Тувы) в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. Оригиналы фотографий Кара-кыс Номзатовны были подарены Сайлык Оммун и Шончалай Ооржак-Чооду. Кара-Кыс Номзатовна училась на втором курсе педагогического техникума, когда объявили набор талантливых ребят в театральную студию. 2:53 100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук.
Максим Монгужукович и Кара Кыс Номзатовна Мунзук - Доярка и комбайнер
Театр тогда размещался в клубе имени О. Шагдыр-Сюрюна старое здание музея, сейчас — Центр тувинской культуры. Именно в 1936 году Виктор Кок-оол поставил драму «Хайыраан бот». С канонической игрой этих актёров сравнивают работу всех, кто сыграл влюблённых позже. Именно эти образы являются самыми желанными для каждого поколения мастеров сцены. Спектакль, прочно вошедший в репертуар Национального театра, и спустя 83 года является любимейшей постановкой всех любителей тувинского театрального искусства. Без «Хайыраан бот» тувинский театр представить невозможно. Так почему именно «Хайыраан бот» стал визитной карточкой тувинского театра? Своим мнением поделилась ветеран тувинского театра Светлана Мунзук: «Потому что это были первые спектакли.
Дети артистов тоже не спали, вместе со зрителями заворожено смотрели представления снова и снова. И каждый раз — как в первый раз. Заинтересовавшись тувинским песенным творчеством, Ирма Петровна в 1948 году приехала в Кызыл. Познакомилась с исполнителями, в том числе с Кара-кыс Номзатовной. Услышав в исполнении Кара-кыс народную песню «Бай-ла Хемчиим» захотела включить ее в свой репертуар, но впоследствии написала певице: «Эта красивая песня — только твоя, Кара-Кыс». Кара-Кыс Номзатовна писала стихи, многие из которых стали песнями: их около пятидесяти. Первый сборник «Мои песни» Мээн ырларым вышел в свет в Кызыле в 1968 году — к пятидесятилетию актрисы, второй Ырым куттулуп кел — в 1989 году. Это сборник «Тыва улустун ырлары» Тувинские народные песни — результат их многолетнего труда. Действительно в этот труд было вложено много сил, они не только переложили песенный фольклор на ноты, обрабатывался текст. А на некоторые народные мелодии, чаще всего на частушки, они сочиняли совершенно новый текст. Так рождались их дуэты и особой популярностью пользовались: «А-шу, декей-оо! Собирательством народных песен они занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу. В 1973 году была издана вторая книга под таким же названием. Кроме этого, они были составителями сборника песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум» Страна моя богатая , и сборника о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Репертуар Мунзуки подбирали тщательно и постоянно обновлялся, многие песни исполняли на языке оригинала: русском, хакасском, казахском, киргизком, татарском и других. Песен в их исполнении хватало на несколько полноценных программ. Концертной деятельностью они занимались до конца жизни и на каждом представлении зритель просил исполнить их песни: «Бай-ла Хемчиим» - Кара-кыс Номзатовны, «Хоть седой, а молодой» - Максима Монгужуковича. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию - «на колесах», Мунзукам приходилось общаться с самыми разными людьми. Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их и эта любовь была взаимной. Кара-Кыс Номзатовна и Максим Монгужукович были людьми необыкновенно добрыми. Широта их душ покоряла всех. В свою очередь они восхищались и другими, искренне гордились ими. Роль И. Исполнева в Кызыл в 1940 г. Кара-кыс, уже носившая фамилию Мунзук, охотно и самозабвенно училась, хотя у нее уже была семья, дети. Годы учебы в театре-училище под руководством И. Исполнева и его товарищей поставили на ноги талантливую актрису. Она легко постигала законы сцены, росла по мастерству актера от одной трудной роли к другой. Симонова, хорошенькая и хитроватая дочь феодала Сержинмаа в «Тонгур-ооле» С. Токи, Любовь Гордеевна в пьесе «Бедность - не порок» А. Островского, Мартина в «Лекаре поневоле» Мольера. Кок-оола «Хайыраан бот» стала высоким взлетом актрисы и ее коронной ролью почти на три десятилетия. Как вспоминает Дадар Монгуш, актриса, пишущая о театре и его людях - «Эта непередаваемая роль игралась Карой Намзатовной. Монолог Кара Кара-кыс Мунзук исполнила в юбилейном концерте, посвященном ее 70-летию в 1989г. Значит, она продолжала жить этой ролью почти 55 лет». Кара-кыс Намзатовна была актрисой разноплановой. Михалкова «Я хочу домой». Заключение Любя пение, К. Мунзук в течение многих лет вместе с мужем М. Мунзуком в поездках по Туве слушали как поют мастера из народа, записывали их песни. Они издали несколько сборников народной тувинский песни. В своем интервью Светлана Максимовна сказала: Зрителям театра желаю возгореться желанием изменить мир к лучшему, каждый в силу своих возможностей. Чтобы у них был анализ в голове. Чтобы они мотивировались только для добрых, полезных, светлых, перспективных и конкретных дел. Чтобы за всеми их словами были конкретные дела.
Отец Номзат из рода оюн отдал её на воспитание родственникам. Кара-кыс скиталась по юртам и аалам, пока ни попала в начальную школу в селе Бай-Хаак. В школе проявился её певческий талант, она исполняла народные песни. В 1934 году поступила в Кызылскую объединенную школу на педагогический курс, участвовала в художественной самодеятельности, а затем стала учиться театральному искусству. В 1935 году преподавала на курсах ликбеза. С 1936 года была актрисой и исполнительницей народных песен.
Несколько обросли и решили привести себя в порядок. При стрижке ему, конечно же, пришлось снять свои черные очки и папина мечта сбылась — ему удалось глянуть в глаза этому удивительному человеку. Много он писал и о других эпизодах фильма, особенно нам запомнилось: « Сегодня снимали сцену с тигром. Да, «полосатый артист» заставил помучиться всю группу. По сценарию Дерсу должен при встрече с тигром сначала попросить его уйти и только после этого, от собственного бессилия, что ему не удалось уговорить по - хорошему свернуть его с дороги, стреляет. Прорепетировали раз, два, а затем решили снимать. Все было готово, но только дали команду «Мотор» «полосатый наш артист» решил отдохнуть. Достаточно много было потрачено пленки. А надо лишь, чтобы тигр после выстрела подпрыгнул, оскалился, и, присмотревшись, должен уйти в тайгу. Я наблюдал за ним и удивлялся: сколь же в нем терпения и выдержки! Этот эпизод снимался на территории киностудии «Мосфильм», а «полосатого артиста» пригласили из группы Запашного, известного у нас стране дрессировщика. Отец говорил, что Акира Куросава очень мечтал снять этот эпизод в натуре и с настоящим диким тигром. В основном в фильме присутствуют натурные съемки: Уссурийская тайга. Осенью 1974 года похолодало раньше обычного и от мороза на деревьях опали листья. Что делать? Еще не все снято? Это лишь на первый взгляд, а на самом деле он был очень озабочен такой ситуацией и после молчаливых раздумий дал задание привезти в тайгу искусственные листья. Буквально все работали над «оформлением» тайги, прикрепляли листочки. При просмотре фильма мы потом пытались определить - где же искусственные листья? Увы…до сих пор не знаем. Ведь мы, если не подробно, то в общих чертах знали некоторые подробности съемок, и часто при просмотре приходили мысли: надо же, в фильме некоторые эпизоды пролетают быстро, а столько сил, выдумки и терпения надо при этом, может, и не надо было совсем снимать? На что папа всегда отвечал: «Дети, в жизни все главное. Любая мелочь — составная главного, целого. Просто мы об этом не задумываемся, а если посмотреть вглубь — все имеет значение. Через мелочь мы постигаем главное». Этот разговор состоялся много лет назад и сегодня мы ясно понимаем, что для КУРОСАВА не было мелочей, именно через мелочи он добивался полной гармонии в достижении главного. И еще одна деталь. Он уходил туда, где повыше, где лучше обзор и откуда был виден прекрасный вид на Уссурийскую тайгу. Просто сидел и смотрел, никто не знал, о чем думал этот великий мастер кино. Отец говорил, в такие минуты мы старались не попадаться ему на глаза, не мешать. После премьеры фильма в Туве, к нам домой часто приходили друзья родителей, гости из-за САЯН и они дружно обсуждали фильм. Говорили, что фильм Куросава «Дерсу Узала» несколько отличается от других его фильмов. Некоторые добавляли, мол в книге Владимира Арсеньева можно было найти места конфликтные по сути, то есть крови можно было добавить. Другими словами некоторым не хватало остроты. И отец рассказывал, что с самого начала Куросава отказался от всего кровавого и просил автора сценария Юрия Нагибина взять самую главную тему: природа и человек, чистота окружающего мира. Фильм получился спокойным, красивым, философским и очень простой по своим художественным средствам. В этом фильме Куросава избрал самый простой, самый прямой путь к человеческому сердцу. Быть может, именно эти минуты единения с природой и помогали великому режиссеру в работе над фильмом. Отец наш несколько эмоционален и отличался довольно громким голосом. Отец по этому поводу говорил: «Находясь рядом с таким человеком, ты по неволе начинаешь подтягиваться к нему и становишься спокойным». И смеялся.
Место, где понимают друг друга
Среди них — зеркало Кара-кыс Мунзук. Светлана Максимовна рассказала интересную историю, связанную с ним. В 1951 году Максим Монгужукович, будучи директором, купил для театра первую грузовую машину. Когда та вышла из строя, зеркало от неё подарили Кара-Кыс Номзатовне. Она использовала его для нанесения грима перед спектаклями. Позже это зеркало перешло к детям как семейная реликвия, затем нашло своё место в музее. Рядом с этим экспонатом, хранится искусственная коса актрисы, которую она использовала в роли Кары в спектакле «Хайыраан бот» — «Сожаление». А чавагу — национальное украшение для косы — Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками.
Керни Нямсурен кунчуунга камныг; аажок хундуткелдиг , кунчуу-биле чугаалажырда «Авай» дээр. Ог-буле бир катап «Тайга» станциязынга дыштанып чорааннар. Кырган —ава машинадан душкеш чанында тейже кылаштап унупкен.
Элээн болганда чанынга чеде бээрге, хар кырында ийленип чыдып алган, бир холу-биле чаагын сыртанып, арнын хунче догеп, хулумзуруп каап чыткан. Оон чырык арын-шырайы, бугу мага-боду соок агаарны, харны, тайганын арыг-сериин агаарын чоктап, кузеп чоруурун, бодунун чурттап чораан черинге, чуртунга, холчок ынаан бадыткап турган. Тыва чоннун база бир онзагай огбези, энези Монге Сурасовна салым-чаянныг, чонунга хундуткелдиг улуг артист Демир-оол Кежиктигни остуруп кааны дээрге ие кижинин хулээлгезин куусеткени ол. Марта доржукаевна мышлявцева Физика-математика эртемнеринин бирги херээжен доктору, Омскунун куруненин техниктиг университединин профессору. Дээди математика кафедразынын эргелекчизи. Тыва республиканын шахматка херээженнер аразында 8 дакпыр чемпиону. Омск хоорайда 14 чыл чурттап, ажылдап чоруур. Россиянын бир улуг дээди ооредилге черинде бодунун билиин аныяк салгалга дамчыдып, эртем сайзыралынга улуг улуун киириштирп чоруур бистин чангыс чер чуртуувус - математик кадын Марта Мышлявцева «Силерге, тыва чонунга, ак орукту болгаш чугле экини кузеп, ада-иенерни камнап чоруурунарны кузеп;кижинин чуртталгазынын эгези-даа , тончузу-даа- ава-ачазынын ажы-толунге ынакшылында» деп чагып арткан. Максим Горький-биле вальстап турган Дакый-Сурун Дакый-Сурун Намбыраловна Торжу 1911 чылдын март 8 те лама кижинин ог-булезинге торуттунген Степан Агбаанович Максим Горькийнин «Чогаалдар чыындызынын» бир томундан узундуну номчуй берген. Ында мынчаар бижээн болган: «Мен тыва кыс биле танцылап турдум.
Ол узун,чинге белдиг, оон буттары — электри чагылары-ла. Кым билир, ол буттарынга та каш чыл туруп кээр кижи…» Шынап-ла, Дакый-Суруннун чуртталгазы узун болган: ажы-толдуг, хой уйнуктарлыг, аас-кежиктиг чуртталганы эрткен. Даштыкыда бистин тыва кыстар Тыва херээжен кижинин овур-хевиринде, оске чоннардан эн-не ылгалып турар унелиг чуул — биче сеткилдии, хундулээчели. Биче сеткилден бодарап унген эвилен — ээлдек, топтуг чугаа, чылыг, чымчак коруш — кыс кижинин эн-не кол чепсээ, оскелернин чуректеринче «алдын — дулгуур».
Жюри и зрители были приятно удивлены некоторыми выступлениями. Победителя определяло компетентное жюри под председательством Заслуженного работника культуры РТ, журналиста и общественного деятеля Светланы Мунзук. Вместе с ней лучшего исполнителя народных песен выявляли заместитель директора Республиканского центра народного творчества и досуга Виктория Хомушку, Заслуженная артистка Тувы, солистка фольклорного ансамбля «Тыва» Шончалай Ооржак-Чооду, директор Кызылского колледжа искусств им. Чыргал-оола Айланмаа Кан-оол. Конкурс исполнителей народных песен нужно сделать ежегодным, поскольку в последнее время молодежь активно участвует в конкурсах и фестивалях народного творчества, чаще интересуется народными песнями, такое мнение высказала Айланмаа Кан-оол, директор Кызылского колледжа искусств.
Она также отметила, что исполнить произведение a capella сложно, однако на данном конкурсе все участники с этим справились.
В течение 50 лет ею было сыграно более сотни ролей, созданы образы советской, русской и мировой драматургии. Бережно и скрупулезно собирала и исполняла песенный фольклор тувинского народа.
В 1956 году с её участием был издан сборник «Тувинские народные песни». В 1973 году вместе с мужем Максимом Мунзуком издала два сборника тувинских народных песен. Писала стихи.
В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году. Чыргал-оолом, А.
Лаптаном, В. Кок-оолом, Р.