В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. Принципы планирования и бизнес-планирования[править]. Планирование должно соответствовать следующим принципам[2][3]: Целенаправленность. Описанные в статье принципы обеспечивают возможность пользователям системы Business Studio решать задачи бизнес-планирования без привлечения специализированных программных продуктов. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес.
Принципы и функции бизнес-планирования
0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. Чтобы выполнить все эти требования, процесс бизнес-планирования должен осуществляться, базируясь на следующих принципах.
Бизнес-план: как его написать?
Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса. Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке. Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей. В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства.
Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1. Анализируем рынок и конкурентов Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них. Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1.
Выход на ЦА. Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов. Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин. После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов. Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик.
Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города.
Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов , кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т. На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет.
В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов — каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде экономика, политика, техника, конкуренция и т.
В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы как правило, на год с учетом и текущих тенденций спроса и предложения.
Назначение бизнес-плана Исторически бизнес-план используют как инструмент фандрайзинга. Некоторые могут использовать его для утопических целей, но стартап-командам, стремящимся представить актуальный бизнес-план именно для привлечения инвестиций , нужно обратить внимание на следующее: начало собственного бизнеса - весьма капиталоемкий процесс. Еще совсем недавно стартап-проектам для привлечения инвестиций нужно было составить бизнес-план, в котором доказывалась способность «шагать согласно идеальному плану». Однако, пишет эксперт, мир изменился. С более низкими затратами на запуск проектов и новыми методологиями, такими как Lean Startup, нам больше не нужны большие инвестиции. Мы можем начать снижать риски с самого первого дня. Наилучшим подтверждением плана, который будет работать, является не вымышленная история на бумаге о том, что может случиться, но фактическая история о том, что произошло, когда ваша идея встретила клиентов — понятие, также известное, как трекшн». Трекшн - это потенциал, с которым компания может монетизировать ценность своего продукта в глазах клиентов.
Маурья пишет: «если вы войдете в любой офис потенциальных партнеров с хоккейной клюшкой, вы этим создадите интригующий образ. Они как минимум заинтересуются и захотят понять, в чем заключается ваша идея». То есть инвесторы и предприниматели заинтересованы именно в притяжении, a не в плане для притяжения. Бизнес-план против бизнес-планирования Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Но и в этом, констатирует эксперт, не слишком много смысла.
Это не легкая работа, но даже тем, кто стыкается с такой задачей впервые, она под силу. На сегодня существует множество пособий и книг, написанных консалтинговыми фирмами, где все расписано до мелочей и изложено доступным для каждого языком. Нужно потратить лишь немного времени на их изучение, и вы поймете, что и как нужно делать. А в учебниках по экономике можно найти уже готовые тексты-трафареты, в которые нужно только добавить свои данные, что позволить сэкономить вам кучу времени.
Самое главное в бизнес-плане — это цифры. Текст важен, но его нужно отнести на второе место. Есть множество программных продуктов, вроде Project Expert, которые смогут вам помочь в написании плана, но иногда это может негативно повлиять на инвестора. Вообще-то кредиторы с небольшим доверием относятся к разработанным самостоятельно бизнес-планам, которые нуждаются в длительном и крупном кредитовании, так как не все бизнесмены хорошо ориентируются в экономике и юриспруденции, и могут ошибаться и упускать важные детали при его составлении. Помощь в составлении грамотных бизнес-планов предоставляют и некоторые банки. Вам нужно лишь обратится в такой банк и после их согласия они сами разработают план и дадут под него кредит. Но в случае отсутствия таких банков или не желание помочь и проконсультировать вас, единственно правильным выходом будет обратиться в консалтинговую фирму. Стоит лишь правильно подобрать грамотного специалиста. Не следует экономить на консалтинговых фирмах. В этом случае нужно понимать, что вы сюда пришли не деньги экономить, а делать презентабельный бизнес-план, который вам поможет привлечь капитал.
Опытные сотрудники грамотно подойдут к выполнению этого документа, смогут приукрасить некоторые цифры, да так, что никто и не заметит. Хотя как потом выполнять такой «идеальный» бизнес-план — это другой вопрос.
Особенности бизнес-планирования
Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Если вы разрабатываете бизнес-план с целью получить финансирование, учтите, что адресат в первую очередь будет смотреть сводный отчет. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Обоснованы основные принципы бизнес-планирования, которые ориентируют предприятие на достижение высоких результатов работы, а также рассмотрены основные этапы разработки успешного бизнес-плана.
Как составить бизнес-план
профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему. Бизнес-планирование – это отдельное направление в деятельности управленцев, напрямую связанное с предпринимательством. Основные принципы формирования и использования информации в системе бизнес-планирования состоят в следующем. При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо основываться на следующих принципах. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски.
Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Для получения кредита банки требуют предоставления информации в одной форме, государственные органы — в другой. Формируются, исходя из требований внутреннего распорядка. Ожидаемый результат Получить финансирование. Выделить ключевые задачи и пути достижения целей. Для получения финансирования от иностранных инвесторов необходимо ориентироваться на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских учреждений также ориентированы именно на эти стандарты. При получении субсидий в рамках государственной поддержки необходимо ориентироваться на действующие программы финансирования.
Например, по поддержке сельскохозяйственных производств, предпринимателей или безработных граждан. У каждой программы существуют собственные требования. При составлении этого документа нужно следовать следующим принципам: Соблюдение единой структуры. Все задачи, инструкции, цифры, расчёты, присутствующие в бизнес-плане, должны быть связаны друг с другом. Непрерывный ход действий. Каждый новый этап должен быть прямым продолжением предыдущего пункта.
Это поможет отслеживать статистику. Упростит планирование дальнейших действий. Возможность корректировок. При понимании, что разработанный сценарий не работает как надо, важно вовремя сменить направление движения. При серьёзных ошибках или просчётах возможно полное изменение данных с их последующим пересчётом. Точное описание всех процессов.
Все качественные составляющие должны иметь количественное отображение. Все разделы документа должны сопровождаться соответствующими расчетами. После завершения работы их необходимо тщательно перепроверить на каждом этапе. В рамках внутреннего и внешнего бизнес-планирования разрабатываются определённые виды бизнес-планов по смыслу, имеющие свои отличительные особенности. Его цель: убедить инвесторов в выгодности вложения средств. В нём прорабатываются варианты развития событий в рамках бизнес-проекта и необходимый объём финансовых вложений.
Направлен на получение кредита или займа в банковском или финансовом учреждении.
Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка. Для того, чтобы понять, существует ли потребность в продукте или услуге бизнеса, необходимо провести исследование рынка. В данном случае необходимо оценить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также определить спрос на производимые продукт или услугу. Описание продукта или услуги: важно подробно описать производимый продукт или услугу, включая его функциональность, уникальные особенности и преимущества. Разработка маркетинговой стратегии. Важно определить, как планируется продвигать продукт или услугу на рынке.
Необходимо рассмотреть различные каналы маркетинга, такие как реклама, партнерство, продвижение в социальных сетях и т. Финансовый план. Важно проанализировать финансы бизнеса, включая прогноз доходов и расходов, чтобы спрогнозировать покрытие затрат и получение прибыли. План действий. Важно составить план действий, который поможет достичь целей. Это пункт должен включать в себя конкретные действия и сроки для их выполнения. Этапы разработки бизнес-плана Основные ошибки при составлении бизнес-плана: Недостаточное исследование рынка и конкурентов. Одна из самых распространенных ошибок при составлении бизнес-плана — недостаточное исследование рынка и конкурентов.
Это важно, чтобы понимать, какие продукты или услуги востребованы на рынке, какие тенденции существуют, и какие конкуренты уже находятся на рынке. Нереалистичные финансовые прогнозы.
Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Таким образом, можно сказать, что стратегическое планирование — это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению. Поскольку стратегия развития определяется каждым предприятием, то принимаемый стратегический план в ходе планирования придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность.
При этом определенность не может быть неизменной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйственной среды. Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов , кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.
Это еще один из вариантов плана развития предприятия, поэтому функции бизнес-плана близки к функциям технико-экономического обоснования. Главное отличие технико-экономического обоснования от бизнес-плана заключается в том, что это специфический документ для создания и развития промышленных объектов, то есть особый акцент в структуре технико-экономического обоснования сделан на производственно-технический аспект проекта, в то время как коммерческие рыночные проблемы будущего бизнеса остаются нераскрытыми. С этих позиций можно говорить о гораздо узком специфическом характере технико-экономического обоснования, чем бизнес-плана. В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг проблем, с которым сталкивается предприятие или предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности рыночной ситуации.
Бизнес-план — это краткое, точное, допустимое, понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план — это необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношение с банками, с инвестиционными и сбытовыми организациями, посредниками, потребителями. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих предприятий. Он описывает процесс функционирования предприятия и показывает, каким образом руководители стараются достичь свои цели и задачи. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепцию производства новых товаров и услуг и выбрать рациональный способ их реализации. Организация, работающая в стабильной ситуации и производящая продукцию для достаточно устойчивого рынка, при росте объемов производства разрабатывает бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения издержек. Однако все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой продукции, услуг и формируют их в виде локальных бизнес-планов. Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планом освоения новых видов продукции, переходов на новые поколения изделий и т.
Если предприятие, наметив значительное производство новых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения дополнительных капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска новых партнеров, которым оно передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов. В любом случае на предприятии разрабатывают бизнес-план. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и в определенной мере при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле на накопление, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами.
Действующие стандарты бизнес-планирования в России
Если это внутренний план, он должен быть простым. Если это план для получения финансирования, он должен привлечь и захватить внимание читателя, тем самым подтверждая, что он может быть реализован. План, составленный с целью получения финансирования, должен: 1. Продемонстрируйте, что вы сможете справиться с этим. Речь идет о том, чтобы продемонстрировать, что вы подкованы в бизнесе, понимаете бизнес-модели, у вас есть креативная и инновационная стратегия и все механизмы для ее реализации например, проект или план действий, эффективное управление и т. По сути, чтобы выполнить план, нужны три вещи: навыки, ресурсы, наличные деньги.
Продемонстрируйте читателю, что вы понимаете, как будете получать все три элемента и как будете ими управлять. Неважно, что к началу работы вы уже соберете их: вам все равно нужно точно объяснить, как и когда вы планируете приобретать навыки и ресурсы в отношении управления денежными потоками и планирования проекта. Приведите цифры в порядок: вам нужно завоевать и умы, и сердца. Вы написали великий план, провели исследование, разработали очень ценное предложение, фантастический продукт — и завоевали полное внимание инвесторов. Такой сценарий мы очень часто видим на Dragons Den.
Выступающие завоевывают своей страстью сердца «драконов» только для того, чтобы те потом разорвали их в клочья, так как у несчастных новичков были идеи, но не было понимания цифр. Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован. Вдохните жизнь в свой план Хорошо поработав над бизнес-планом, не давайте ему затем покрыться пылью.
Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1. Выход на ЦА.
Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов. Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин. После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов. Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик.
Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города. А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании.
Шаг 2. Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса. Например, это: Выбор системы налогообложения.
Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников. Перечень прочих затрат.
Здесь применяются такие средства, как: анализ цепочки создания стоимости Value Chain для определения возможностей оптимизации; инструмент стратегического планирования — матрица Boston Consulting Group; PEST-анализ для исследования внешних факторов; SWOT-мониторинг и пр. В целом на основе указанных стандартов можно составить структуру собственного бизнес-плана, заимствовав то, что актуально именно для вашей компании и организуемого проекта. Как научиться составлять свою схему бизнес-плана Костяк любого бизнес-плана образует финансовая модель проекта: постоянные и переменные затраты, выручка, чистая прибыль, движение денежных средств и пр.
Конечно, в отдельных случаях расчеты можно произвести самостоятельно, но если проект сложный и объемный, то лучше доверить работу профессионалам — аналитикам, финансистам. Основные этапы планирования в формате общих бизнес-планов: сбор данных — анализ рынка, потребительской аудитории и др. Во многом, качество планирования зависит от того, насколько корректно и полно будет осуществлен сбор и анализ данных, представленных в бизнес-плане. Здесь потребуется рассмотреть весь массив информации, имеющей значение для проекта, и ее источники должны быть разнообразны: статистические данные, результаты опубликованных исследований, итоги опросов, мнения экспертов и т. Особое внимание следует уделить изучению конкурентов, чтобы понять, какой опыт можно у них перенять и за счет чего обойти их. Также необходимо исследовать ситуацию на рынке, чтобы появилась возможность сопоставить с внешними обстоятельствами собственные ресурсы и перспективы. Как правило, исходные данные в бизнес-плане включают в себя следующую информацию: Емкость и структура рынка, причем с учетом динамики за последние несколько лет.
Прогнозы по изменению рыночной ситуации — в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Важнейшие факторы, определяющие функционирование рынка. Перечень продуктов и составление образа среднестатистического потребителя. Конкуренты и анализ их деятельности — производственные и финансовые показатели, используемые бизнес-стратегии, сильные и слабые стороны. SWOT-анализ с целью адекватной самооценки. Общие выводы и рекомендации. Для разработки бизнес-плана, особенно его главного элемента — финансовой модели, можно использовать специальные программы и сервисы.
Простейшим вариантом является Microsoft Excel, но есть и приложения с более широким функционалом, заточенные именно на расчеты по предпринимательским проектам. Более того, сейчас несложно найти онлайн-конструкторы, благодаря которым составление бизнес-плана занимает минимум времени. Правда, подобные ресурсы вряд ли подойдут для оформления объемного проекта, но даже если на их основе делается часть документации, то польза от них будет. Типичные ошибки при составлении бизнес-плана Приведем список наиболее распространенных недочетов при составлении и оформлении бизнес-плана. Старайтесь избежать подобных ошибок: Небрежное оформление Если бизнес-план ориентирован на инвестора или партнера, то уделите внимание внешнему виду документа. Неряшливый текст с разными шрифтами, «гуляющим» форматированием произведет впечатление составленного кое-как, что наведет на подозрение, что и содержание не лучше оформления. Поскольку бизнес-план — своеобразный товар, который вы предлагаете покупателю-инвестору, то позаботьтесь о привлекательной его «упаковке».
Переизбыток специфичной терминологии Если без нее невозможно обойтись, то включите в текст словарь понятий, но в любом случае не злоупотребляйте словами, которые используются лишь в профессиональной среде. Перегруженность информацией Сведения, представленные в слишком большом объеме, отвлекают внимание и невольно вызывают у читающего усталость, переходящую в нежелание продолжать знакомство с проектом. Поэтому, чтобы инвестор не отложил ваш план в сторону, поддерживайте его интерес, выражаясь кратко и емко. Подробную информацию дайте в виде приложений. Стратегический план развития отдела продаж: пошаговая инструкция по составлению Вода в тексте Худший вариант — придание своему проекту «солидности» путем искусственного раздувания объема. Люди из мира бизнеса ценят свое время и не станут читать то, что не укладывается в их представление о финансовом проекте. Необъективность анализа и прогнозов Будет обречена на провал и попытка ввести инвестора в заблуждение приведением неподтвержденных сведений, явно завышенных ожиданий.
Опирайтесь только на корректные данные и не искажайте информацию по рынку. Ошибки в вычислениях Оценка бизнес-проекта главным образом строится на правильности и адекватности финансовых расчетов. Поэтому следует проверять эту часть плана особенно тщательно. Инструменты для составления бизнес-плана Сейчас выбор подобных инструментов велик, причем они предлагаются в самых разнообразных формах.
Тесты 11 Данный учебник, предназначенный для будущих менеджеров и начинающих предпринимателей, отражает наиболее важные аспекты бизнес-планирования. Рассматриваются классические и новейшие подходы к разработке бизнес-плана и соответствующий им инструментарий, типовое содержание бизнес-плана, нормативно-правовая база бизнеса, политика поддержки малого и среднего бизнеса в России и мире.
Функции и принципы бизнес-планирования
Принципы и концепции из экономической теории. Поскольку бизнес-планирование базируется на экономическом образе мышления, часто говорят, что экономический образ мышления предвзятый. Это означает, что не все наличные факты учитываются в равной мере — из широкого круга возможностей выхватываются лишь немногие, остальные отбрасываются. Любое решение следует рассматривать и анализировать с позиций того лица, которое и будет его принимать — с учетом соответствующих возможностей, предпочтений и проч.
Принцип альтернативной стоимости. Все издержки, связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями, то есть ценностью тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот или иной образ действий. Это очень важный принцип.
Здесь содержится указание, какую ставку сравнения ставку дисконтирования выбрать — рентабельность, стоимость и т. Альтернативные стоимости — всегда дополнительные или предельные затраты, то есть те затраты, которые возникают в результате принимаемых решений; при этом реальные затраты — это альтернативные стоимости, то есть ценность утрачиваемых возможностей. Настоящие затраты — это не доллары или рубли, а альтернативные возможности от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе.
Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей. Сами «вещи» не могут иметь стоимости, только действия связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям свойственны издержки. Эти два подхода важны при составлении модели — проведении упрощений реальной ситуации.
Из всего многообразия факторов и параметров следует выбрать именно те, которые меняются в случае следования тем или иным курсов и на которые мы еще можем повлиять Экономический анализ — предельный анализ так как решения принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат и выгод; никакие другие факторы не играют роли в принятии решений. Основа для выяснения какое же решение лучше без лишнего усложнения модели — анализ приращений, а все что не меняется при принятии решения — не учитывается. Принцип исключения из рассмотрения необратимых затрат sunk cost.
Текущие решения не могут влиять на прошлые расходы, эти расходы являются необратимыми затратами и поэтому не имеют значения в процессе принятия решений это не затраты, так как они не связаны ни с какой возможностью выбора. Мы не можем повлиять на прошлые события — точка принятия решения «здесь и сейчас», поэтому их не рассматривают. Эффективность — оценочная категория она связана с отношением ценности результата к ценности затрат; экономическая эффективность — получать как можно больше из доступных ограниченных ресурсов.
Точка зрения влияет не только на то, что включать или не включать в модель, какие возможные альтернативные способы действий рассматривать, но и на понятие эффективность. Один и тот же проект решение может быть эффективным и неэффективным например, эффективным с позиций проектоустроителя, но неэффективным с точки зрения инвестора — одна сторона получает достаточную компенсацию [доход], а другая — нет. Еще один принцип касается возможностей, о которых мы так часто упоминали.
Возможность, о которой вы не знаете — возможностью не является; поэтому информация — ценный ресурс, обладание которым позволяет людям увеличивать богатство. Ситуацию с доступностью информации хорошо иллюстрирует следующий рисунок. Видно, что существует момент, когда уже не выгодно дальнейшее уточнение это же можно трактовать и как барьеры входа на определенный рынок.
Лицо, эффективно принимающее решение, собирает дополнительную информацию лишь до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды выше предельных затрат.
Это связано с тем, что задача бизнес-плана и ТЭО одна и та же: обоснование экономической целесообразности разрабатываемого проекта, т. Однако, разработка ТЭО может вестись и для проектов, которые могут быть убыточными. В случае разработки бизнес-плана такая ситуация возможна только лишь для какой-либо части проекта, без которой весь проект не может быть осуществлен. Процесс бизнес-планирования в отечественной практике осложняется политической и экономической неопределенностью, несовершенствами в системе бухгалтерского и финансового учета.
Особенности бизнес-планирования в России состоят в следующем: 1 Постоянно меняющиеся экономические отношения заставляют менеджеров высшего звена самим следить за будущими шагами в развитии компании и вести конкурентную борьбу; 2 Некоторая часть руководителей компаний, при отсутствии опыта в управлении коммерческой организацией, не учитывают экономические проблемы рыночной среды; 3 Наличие необходимости использования российскими предпринимателями обоснования своих бизнес-планов для лучшего отражения эффективности использования инвестиций. Таким образом, большинство методик бизнес-планирования, принятых на Западе, неприменимы в России. Основные термины генерируются автоматически : Россия, подготовка бизнес-плана, особенность бизнес-планирования, проект. Похожие статьи.
Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия то есть принцип регламентирует установление важнейших исходных предпосылок и достижение договоренности о их использовании и распространении. Принцип плановых предположений очень важен для самого процесса планирования. Это имеет первостепенное значение в случае использования бизнес-планирования для управления предприятием или выработки сложного управленческого решения, участие в котором принимают разные отделы или подразделения. Таким образом, можно говорить о непрерывном обновлении предпосылок. Принцип информирования о стратегии и политике. Чем лучше будут понятны стратегия и политика, тем более взаимоувязанной будет структура планов предприятия.
Этот принцип продолжение предыдущего — стратегия и политика это тоже своеобразные планы предприятия. Некоторые руководители считают стратегию компании секретной, ограничивая доступ к ней — «только для некоторых высших менеджеров». Но реальная практика говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев, конкуренты так или иначе найдут способ «ознакомиться» с ней, а потери предприятия из-за ошибок в планировании незнание сотрудниками стратегии и политики приводит к нескоординированность планов — во много раз превышают потери от знания конкурентами стратегии. Принцип согласования по времени. Чем в большей степени планы будут составляться с целью создания согласованной по времени, взаимосвязанной сети производственных и вспомогательных программ, тем более эффективно и результативно они будут способствовать достижению целей предприятия выделяют горизонтальное и вертикальное согласование по времени. Для координации необходимо: 1 убедиться что производные планы согласуются с основными по мерам и срокам; 2 в производных планах четко установлены цели и делегированы полномочия.
Группа 3 предназначена для управления самим процессом планирования. Принцип ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, чем в большей степени возможно выделить и учесть те факторы, которые являются ограничивающими критичными для достижения желаемой цели, тем более определенно и четко можно выбрать самые предпочтительные альтернативы ключ к принятию решения — это решение проблемы путем нахождения и нейтрализации ограничивающего или стратегического фактора — то есть ответ на вопрос «что мешает? Этот принцип может помочь при выработке решения какой-либо проблемы: основное внимание следует уделить тому, что мешает достичь намеченной цели. Поиск и нейтрализация ограничивающих факторов — процесс, который не прерывается. Так как по мере проработки проблемы, возврата назад появляются новые ограничивающие факторы.
Принцип взятых обязательств. Логическое планирование охватывает такой период времени в будущем, который необходим для того, чтобы предусмотреть посредством ряда действий выполнение обязательств, связанных с определенным решением. Этот принцип следует использовать при выборе горизонта расчета длительности проекта. Многие параметры зависят от горизонта расчета. Например, с точки зрения предприятия период — жизненный цикл изделия, а с точки зрения кредитора — срок возвращения кредита и процентов. Принцип гибкости.
Чем большую гибкость можно придать планам, тем меньше вероятность убытков вследствие наступления неожиданных событий, однако затраты, связанные с обеспечением гибкости следует сопоставить с теми преимуществами, которые она дает. Этот принцип следует учитывать при составлении планов.
Речь идет о том, чтобы продемонстрировать, что вы подкованы в бизнесе, понимаете бизнес-модели, у вас есть креативная и инновационная стратегия и все механизмы для ее реализации например, проект или план действий, эффективное управление и т. По сути, чтобы выполнить план, нужны три вещи: навыки, ресурсы, наличные деньги.
Продемонстрируйте читателю, что вы понимаете, как будете получать все три элемента и как будете ими управлять. Неважно, что к началу работы вы уже соберете их: вам все равно нужно точно объяснить, как и когда вы планируете приобретать навыки и ресурсы в отношении управления денежными потоками и планирования проекта. Приведите цифры в порядок: вам нужно завоевать и умы, и сердца. Вы написали великий план, провели исследование, разработали очень ценное предложение, фантастический продукт — и завоевали полное внимание инвесторов.
Такой сценарий мы очень часто видим на Dragons Den. Выступающие завоевывают своей страстью сердца «драконов» только для того, чтобы те потом разорвали их в клочья, так как у несчастных новичков были идеи, но не было понимания цифр. Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован. Вдохните жизнь в свой план Хорошо поработав над бизнес-планом, не давайте ему затем покрыться пылью.
Используйте бизнес-план как механизм для реальных действий. Воплотите его в жизнь, встройте его в план проекта, распределите ответственность и права собственности в своем бизнесе, установите временные рамки и отмечайте прогресс в реализации целей и прогнозов. Правильное применение хорошо сформулированного плана повысит активность и мотивацию в вашей компании и поможет развитию культуры творчества и инноваций.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. Принципы, при которых планирование будет плодотворным. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (рис. 2). Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6]. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования.
Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов. Как свидетельствуют данные бизнес-плана, стратегии компании и их целевые показатели реалистичны и вполне достижимы.
Преимущества бизнес-планирования в период санкций
Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом.
Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру.
Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов.
Полный комментарий эксперта публикуем для наших читателей: 1 Общая информация В условиях современных реалий и экономической обстановки российский бизнес нуждается в поддержке и мотивации. Одним из проверенных механизмов является разработка бизнес-плана, о котором мы поговорим в настоящей статье. Если описывать бизнес-план простыми словами, то это документ, схема или диаграмма, которая содержит подробное описание вашего проекта с детальными расчетами и перспективой на ближайшие несколько лет.
Само по себе бизнес-планирование является весьма эффективным инструментом управления и активно применяется как для действующих предприятий, так и для вновь создаваемых. Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы. В реальном бизнесе не существует двух идентичных, совпадающих по всем параметрам компаний: компании могут отличаются принадлежностью к отрасли, структурой собственности, масштабами, степенью зрелости и многими другими характеристиками.
При этом ситуации, когда конкретной компании необходимо прибегнуть к разработке бизнес-плана в том или ином его формате чрезвычайно разнообразны. Означает ли это, что не существует универсальных подходов и алгоритмов, позволяющих оперативно и с соизмеримыми затратами подготовить бизнес-план для компании под конкретную задачу? Чаще всего бизнес-план разрабатывается для: Кредитования, чтобы обосновать банку привлекательность своего бизнеса в целях получения инвестиций; Получения государственных грантов и субсидий.
В последнее время органами государственной власти проводятся различные конкурсы на бизнес-инициативы, которые являются по своей сути бизнес-планом; Анализа рисков при входе в определенную нишу бизнеса. На сегодняшний день существует несколько наиболее популярных стандартов бизнес-планирования. Самый известный из них был разработан подразделением ООН по промышленному развитию UNIDO, который включает в себя: Резюме — созданное для краткого донесения информации о проекте; Описание отрасли компании, изготавливаемой продукции; Описание структуры продажи, маркетинга, который включает в себя анализ конкурентов, потенциальных покупателей, сегменты рынка; Раздел с оценкой эффективности проекта.
BFM Group разработала свой стандарт бизнес-плана, который акцентирует свое внимание на рыночном и финансовом положении компании и внедряемого продукта, расчете максимальной прибыли и анализе чувствительности финансовых показателей. В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны по всему миру. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта.
А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах. Изменились ли требования к бизнес-плану? Введение санкций существенно отразилось на бизнесе.
Российские предприниматели столкнулись с массой запретов и ограничений, экстренно меняли логистику, искали новых контрагентов и решали еще целый ряд проблем.
Здесь важно просчитать перспективность проекта, обойти возможные риски. Поэтому необходимо провести бизнес-планирование. Для оформления банковского займа. Некоторое время назад достаточно было технико-экономического обоснования, умещавшегося на паре страниц. На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее.
В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды. Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг.
На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов. Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей.
Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией. Кроме того, конкуренты стараются переманить к себе лучших ваших работников. И большая зарплата не всегда может оказаться действенным рычагом.
Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Никто из кредиторов не заинтересован в потере денег, а потому нужно особо тщательно отработать раздел, где будет отображена окупаемость бизнеса.
А потому консалтинговые фирмы подходят к отработке этой части плана с особой тщательностью. Проводится скрупулёзный анализ, что в итоге позволяет прописать все до мельчайших подробностей. Конечно, все это можно сделать и самому. Вы естественно не сможете так же профессионально отработать документ, но сделать вполне презентабельный бизнес-план и сэкономить при этом денег вполне под силу каждому. Не стоит заниматься завышением цифр дохода, все должно быть близким к реальности.
Со временем все встанет на свои места, а вы в итоге можете не только потерять инвестора, но и утратить доверие к себе со стороны кредиторов. А это приведет к полному фиаско ваших планов в будущем. Не стоит думать, что не возможно правильно составить самому бизнес-план. Это не легкая работа, но даже тем, кто стыкается с такой задачей впервые, она под силу. На сегодня существует множество пособий и книг, написанных консалтинговыми фирмами, где все расписано до мелочей и изложено доступным для каждого языком.
Нужно потратить лишь немного времени на их изучение, и вы поймете, что и как нужно делать. А в учебниках по экономике можно найти уже готовые тексты-трафареты, в которые нужно только добавить свои данные, что позволить сэкономить вам кучу времени. Самое главное в бизнес-плане — это цифры. Текст важен, но его нужно отнести на второе место.