православный праздник, который знаменует Рождение Иисуса Христа и является одним из важнейших торжеств у верующих на протяжении 2023-го календарного года, уступая по значимости только Пасхе.
Что еще почитать
- Актуальные новости
- Казусы календаря: почему в России Рождество празднуют после Нового года
- Рождество Христово: история праздника и традиции
- Рождество Христово: история праздника и традиции
- Рождество Христово в 2024 году - какого числа?
- Рождество Христово 2024
Близкие понятия
- Комментарии
- В России встретили праздник Рождества Христова
- Как Русь встречала Вифлеемскую звезду — Статьи
- Прямая трансляция малого освящения и первой Литургии в крестильном храме собора Рождества Христова
- «Родися Отроча младо, Превечный Бог»: Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова
Как Русь встречала Рождественскую звезду
Вместе с россиянами Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января празднуют Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда. В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем. Пусть Рождество Христово наполнит ваши дома миром и уютом, теплом семейного круга, весёлым смехом детей и искренними улыбками ваших близких. «Раз в нашем граде появился такой прекрасный и величественный собор Рождества Христова, названный в честь разрушенного почти сто лет назад одноименного храма, значит, появляется преемственность, что-то движется, что-то меняется. Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы -
Рождество в 2024 году — история
- Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
- Почему в России Рождество отмечается 7 января, а в других странах — 25 декабря?
- Форма обратной связи
- Когда отмечают Рождество Христово в России?
- Содержание
- Сегодня Рождество Христово: 2021 год назад в мир пришел Спаситель
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Новый год и Рождество. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. До перехода на григорианский календарь дата Нового года гораздо более соответствовала христианским канонам, так как он всегда отмечался уже после даты Рождества Христова и, соответственно, после окончания Рождественского поста.
Рождество Христово 7 января 2023 года: как правильно встречать праздник
До нас дошли плат Пресвятой Богородицы, в котором Она была в ночь Рождения Иисуса, Ее риза и пелены, в которые Мария завернула Дитя — эти святыни в XX веке прошли множество экспертиз, подтвердивших их подлинность. Вспоминая о Рождестве Христовом, мы празднуем явление Бога, который пришел не царствовать и править, а жить рядом с нами. Стать ближним каждому человеку, родиться в немощи и зависимости от заботы родителей, взрослеть, испытывая жажду, голод, телесную немощь, перенести все скорби и испытания, даже до смерти. Иначе говоря, Бог не прекращая быть Богом, становится одним из нас навсегда, в жизни этого века и в загробной вечности. Это обОжение человеческой природы и открывает дверь к вечной жизни для всех людей. Тогда же царь повелел украшать ель. Не сразу нововведения Петра вошли в народный обиход, лишь к концу XIX рождественская елка стала частью всенародного празднования. А Новый год хоть и отмечался, но отходил на второй план, теряясь в Святках — праздничных днях между Рождеством и Крещением. Ведь в это время страна жила по старому стилю наше нынешнее 7 января по церковному календарю — 25 декабря, а Крещение выпадало на 6 января.
Но все изменила революция 1917 года. Троцкий призывает «рыхлить почву» для «семян атеизма и материализма» и большевики повсеместно стараются изгладить все религиозные праздники из памяти народа. Елку объявляют «буржуазным пережитком». В 1918 году принимают «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», перенеся Новый год на последнюю неделю перед Рождеством — период самого строго поста, во время которого неуместны увеселения. В Брянске накануне Рождества 1924 года безбожники разворовывают храм, чтобы сорвать богослужение.
Колядующих принято одаривать конфетами, деньгами, игрушками. После Рождества начинаются Святки, которые продолжаются вплоть до Крещения Господня, то есть длятся они 12 дней, с 7 по 19 января. Это время часто используют для гаданий. Праздничный стол Во главе стола на праздничный ужин всегда ставят кашу с фруктами и орехами сочиво или кутью. Из выпечки приветствуются козули — из теста, заведенного на сливочном масле и яйцах, делают фигурки в виде лошадок, барашков или овечек.
На праздничном столе приветствуется мясо разных видов, квашеная капуста, моченые яблоки. Из напитков обязателен взвар, настоянный на ягодах. Приметы В старину верили, что в рождественский Сочельник можно предугадать погоду на весь предстоящий год.
К слову, СССР был единственной страной, где новогодние обычаи впитали в себя рождественские атрибуты. После распада Советского Союза в 1991 году обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался во главе традиционных семейных праздников. Отмечать Рождество Христово по старинным традициям стали лишь православные верующие. РИА «Новости» Однако со временем Рождество привлекает все больше людей: они посещают торжественные службы в храмах, часовнях и церквях, вспоминая религиозный смысл праздника, рассказал священник.
Люди отмечают этот радостный праздник как начало жизни земной нашего Спасителя и как начало наших светлых дел. Рождественский пост и само Рождество — это всегда возможность улучшить и преобразить себя и мир вокруг. Николай Савченко священник Русской православной церкви, клирик Рождественские обряды, традиции и обычаи Как отмечают канун Рождества — сочельник Канун Рождества получил название «сочельник» — от названия ритуальной пищи в этот день — сочива, пояснила эзотерик. Сочиво или кутья — это разваренная каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом, маком или орехами. Хорошие хозяйки в Рождественский сочельник пекут пироги, а на тесто загадывают желание. Добавляют в него монетки — для богатства, изюм — для сладкой жизни или колечко — для вступления в брак. Бэла Белая эзотерик, молитвотерапевт По ее словам, в канун праздника стоит приглашать в гости своих крестных родителей либо навещать своих крестников.
На рождественской службе также были члены семей военнослужащих, погибших в зоне СВО. В ходе встречи с ними президент заявил, что государство окажет родственникам героев СВО всестороннюю поддержку. В обращении к россиянам по случаю праздника Путин отметил, что Рождество традиционно объединяет миллионы людей вокруг идеалов добра, милосердия и справедливости, которые на протяжении веков служат опорой для российского общества. Главное богослужение в храме Христа Спасителя провёл патриарх Кирилл. Глава Русской православной церкви после торжественной литургии призвал россиян быть сильными духом и сохранять веру. Праздничные службы также прошли в других храмах по всей стране, в том числе в Донецке и Мариуполе.
«Родися Отроча младо, Превечный Бог»: Лавра молитвенно встретила праздник Рождества Христова
Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера — с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды — Иисус Христос. Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Датировка Рождества Христова Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа.
Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества. Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима 4 г. Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой". С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово.
Синай, монастырь Св. Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления.
Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446.
Они смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для скота, где и родился Богомладенец. Христиане верят, что Мария зачала непорочно, от Святого Духа.
Таким образом младенец Иисус стал сыном и человека, и Бога. По преданию, первыми рожденному Спасителю мира поклонились местные пастухи, которым перед этим явились ангелы, и волхвы - древние мудрецы и звездочеты с Востока, которым тоже особым образом было возвещено о рождении Христа в Вифлееме. Но ни полюбить, ни обрадоваться, ни принять в сердце нельзя без свободы, потому христианская вера, растущая из опыта, радости и света Рождества, есть вера свободная", - писал доктор богословия, протопресвитер Александр Шмеман 1921-1983. Начало празднования рождения Спасителя, или праздника Боговоплощения, относится к апостольским временам.
Это было следствием иудейской традиции, в рамках которой было не принято отмечать дни рождения. Зато в Древней Церкви был праздник, называвшийся Богоявлением, который отмечался 6 января. Он был посвящен одновременно Воплощению, Рождеству и Крещению Христа. Такая традиция сохранялась вплоть до середины IV века, после чего Рождество Христово и Крещение Господне стали праздноваться раздельно. Однако богослужения этих двух праздников до сих пор имеют много общего. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику?
По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина.
Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами.
Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря.
Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер.
Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа.
Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении.
Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения.
Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в.
Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово.
Рождество Христово и Новый год. Парадокс календарей
После Литургии на площади у собора провели детские мастер-классы и концерт духовной музыки, всем гостям вручили постные угощения и памятные подарки. Отметим, что завтра, 29 апреля, митрополит Челябинский и Миасский Алексий возглавит Божественную литургию в освященном крестильном храме собора Рождества Христова. Начало богослужения — в 8. Затем службы в Христорождественском соборе будут проходить ближайшие две недели — с 29 апреля по 12 мая. После этого в храме продолжатся отделочные работы.
Накануне праздника было совершено всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма иерей Алексий Ишков. Обращаясь в словах проповеди к молящимся, он поздравил всех с великим торжеством - праздником Рождества Христова. В самый день праздника были отслужены две Божественные литургию.
После Рождества начинаются Святки, которые продолжаются вплоть до Крещения Господня, то есть длятся они 12 дней, с 7 по 19 января. Это время часто используют для гаданий. Праздничный стол Во главе стола на праздничный ужин всегда ставят кашу с фруктами и орехами сочиво или кутью. Из выпечки приветствуются козули — из теста, заведенного на сливочном масле и яйцах, делают фигурки в виде лошадок, барашков или овечек. На праздничном столе приветствуется мясо разных видов, квашеная капуста, моченые яблоки. Из напитков обязателен взвар, настоянный на ягодах. Приметы В старину верили, что в рождественский Сочельник можно предугадать погоду на весь предстоящий год. Еще одна примета — дарить подарки близким: чем интереснее и щедрее они будут, тем благополучней будет у вас год.
Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей. И так в течение всей жизни Христовой, когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви — но кто такие эти друзья? Враги — это не те, кто нас ненавидит; это те, которых мы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами. Христос врагов не знал.
Приметы на 7 января. Что нельзя делать в Рождество, чтобы не навредить своим детям
Новый кафедральный собор Рождества Христова строят около 10 лет, первые сваи были забиты в 2014 году. Что ответить россиянам, желающим праздновать Рождество Христово до Нового года, вместе со всем «цивилизованным миром»? Интерфакс: Порядка 1,5 млн граждан приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных Рождеству Христову в регионах РФ, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк. Рождество Христово – один из самых любимых и значимых праздников, который установлен в честь рождения у девы Марии сына Иисуса Христа в Вифлееме. В России праздник продолжает череду новогодних торжеств, и является ещё одним поводом собраться всей семьёй. последние известия. Рождество Христово в 2024 году: когда отмечают праздник, история и традиции.
Рождество Христово
Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). С рождеством россиян поздравил и Владимир Путин, он отметил особый созидательный вклад, который РПЦ вносит в единение общества, а еще подчеркнул роль церковных организаций в поддержке участников специальной военной операции. В 1929 году Рождество Христово в советской России было отменено. Вернулся праздник лишь в 1990 году, когда было принято постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1990 года «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днем». Напомним, строительство кафедрального собора Рождества Христова началось в сентябре 2013 года на пожертвования верующих и средства меценатов. Знаменательное событие для всех христиан – Рождество Христово православные россияне будут отмечать 7 января. Рождество Господа нашего Иисуса один из из двенадцати главных праздников Православной Церкви, второй по значимости после Пасхи.
Рождество Христово 2024
Там и родился Иисус. Новорожденного уложили в ясли — кормушку для животных. О рождении Спасителя сразу же узнали пастухи, сторожившие стадо: ангел сообщил им «радость великую, которая будет всем людям». Не теряя времени, крестьяне бросились в пещеру, где и обнаружили младенца. Одновременно над ночным Вифлеемом зажглась необычайно яркая звезда. Её увидели волхвы восточные мудрецы и поняли: это символ рождения того самого Сына Божьего, что упомянут в ветхозаветном пророчестве. Волхвы пошли вслед за небесным движением Вифлеемской звезды и прибыли в Иерусалим, где и встретились со святым семейством Иосиф и Мария принесли младенца в здешний храм. Мудрецы преклонили колени перед Иисусом и подарили ему золото, ладан благовоние для богослужений и смирну смола для помазания умерших.
Между тем, о сбывшемся пророчестве узнал и действующий царь Иудейский — Ирод Великий. Чтобы сразу избавиться от будущего конкурента, он приказал умертвить всех младенцев, недавно родившихся в Вифлееме и его окрестностях. К счастью, Иосиф был загодя предупреждён об опасности как всегда, устами ангела, явившегося во сне ; семья сбежала в Египет, где и проживала до смерти Ирода. Христианское вероучение наделяет историю рождения Христа глубоким смыслом, знаменующим начало спасения грешных людей. Господь явился в мир беззащитным младенцем, приняв образ человека. С первых своих дней он проходил через земные скорби и страдания, в итоге приняв смерть. Но затем своим Воскресением Бог-Сын проложил людям путь в Царствие Небесное, по которому может пойти всякий, кто уверует во Христа.
И ещё одна важнейшая концепция христианства, которой придерживаются все конфессии: непорочное зачатие Иисуса Христа. Забеременевшая Мария осталась девственницей «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя» , и именно поэтому её сын, свободный от первородного греха, получил неоспоримый статус Спасителя человечества. Переворот в летоисчислении: как праздник Рождества стал началом новой эры Практически с самого начала христианства начались споры между знатоками и толкователями этого вероучения. И касались они не только сугубо религиозных, но и вполне светских вопросов. В том числе — летоисчисления. Так, в Западной Европе позднеримского периода в астрономических и астрологических текстах был широко распространён отсчёт времени от начала царствования императора Диоклетиана 29 августа 284 года н. Но в 525 году Римский папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи, а «Диоклетианову эру» — выбросить на свалку истории.
Папа исходил из идейно-нравственных соображений, ведь римский правитель Диоклетиан был одним из самых жестоких гонителей христианства. Дионисий верно понял ход мыслей своего высшего начальника и взял за точку отсчета Рождество Христово. Правда, монах слегка ошибся и определил исходную дату с опозданием на несколько лет. Дело в том, что Ирод Великий, в царствование которого в мир пришёл Иисус, на самом деле умер… в 4 году до начала нашей то бишь христианской эры! А вот в нашем Отечестве всё было куда сложнее. Как известно, крещение Руси произошло в 988 году.
Есть также мнение, что эти три волхва представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор — старец, семит, Каспар — юноша, потомок Хама, Валтасар — возмужалый потомок Иафета. Кроме того, существует предположение, что волхвов было не трое, а больше в частности этому предположению находят основание в раннехристианском искусстве, в сюжетах, связанных с Рождеством Христовым и поклонением волхвов. Если Бог существовал прежде сотворения мира, то почему Представительница этого мира, Дева Мария, именуется Матерью Бога? Богоматерью Дева Мария именуется не в переносном значении, а в прямом, в связи с тем, что Она и действительно родила Бога, однако не по Божеству. В Лице Христа заключено два естества: Божественное и человеческое. Богородица же родила Спасителя мира по человеческой природе. В продолжение всего периода пребывания в утробе Матери Сын Божий, оставаясь неизменным по Божеству, развивался естественным образом по человеческой сущности. Когда пришло время родов, Богородица родила Его, как Человека, но сверхъестественным образом, без нарушения девства. Поскольку же Она родила не обыкновенного Человека, а Вочеловечившегося Бога, постольку и именуется Богородицей. Почему на иконах Рождества Христова Богородица изображается обращенной не к Своему Сыну, а в противоположную сторону? По этой причине лик Богородицы обращен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Христос. Стало быть, на иконе Богородица обращена к людям, в частности к тем православным христианам, которые, взирая на икону Рождества Христова, молитвенно взывают ко Господу как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Ходатаице и Небесной Царице. Когда праздновали Рождество Христово древние христиане? В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Тема Рождества Христова была центральной в празднике Богоявления. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу. Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». С 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится на один день, поэтому с 2101 года Рождество Христово будет отмечаться 8 января по новому стилю, что будет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники. Грех ли — петь рождественские колядки? Празднование Рождества Христова было сопряжено с древности с народными обычаями. К ним относятся и пение колядок.
Ангел Фигура ангела, который возвестил пастухам о рождении Спасителя. Вол, осёл Фигуры тех животных, которые согласно Преданию, находились в вертепе в момент рождения Спасителя, а потом согревали Его своим теплым дыханием. Вифлеемская звезда Небесное явление, названное так волхвами, согласно Евангелию от Матфея. Увидев её на восходе и решив, что родился «Царь Иудейский», Волхвы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала место, в котором они увидели Святое Семейство. Пастухи с овцами Фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю.
И начнём с сути самого праздника. Православная Церковь говорит, что его главный смысл заключается в приходе Спасителя на Землю, когда Бог воплощается в человека, помещаясь в крохотную утробу Своей непорочной Избранницы — Пресвятой Девы Марии. Сын Божий Иисус Христос становится Богочеловеком для того, чтобы, достигнув своего тридцатилетнего возраста, рассказать и показать людям как нужно жить, чтобы унаследовать Царствия Божьего: той самой желанной вечной жизни, где нет ни нужды, ни страданий, ни болезней, а есть лишь одна Любовь. Не удивительно, что светлый праздник Рождества Христова не только Великое торжество православной Церкви, но и государственный праздник во многих странах мира, в том числе и в России. Да что там праздник, всё летоисчисление текущей эры принято считать от Рождества Христова! Какое Рождество правильное? А какую дату принято считать Рождеством Спасителя? Как так получилось, что для одних это 25 декабря, а для других 7 января и почему в России празднуют 7 января? Похожим образом на Рождество украшают улицы городов во многих странах мира. Ответ ждёт нас в далёком XVI веке. В 1582 году глава Римской католической церкви Папа Григорий XIII провел реформу календаря, отказавшись от прежнего Юлианского, отстававшего к тому времени от солнечного года на две недели. В 1918 году, желая идти в ногу с другими странами, которые перешли на Григорианский календарь, советская власть издает Декрет за подписью председателя Совнаркома В. Ленина о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Споры о правильности этих календарей ведутся и поныне. Однако Православная церковь осталась верной Юлианскому календарю до сих пор. Отсюда и разница в датах. Между 25 декабря и 7 января как раз две недели. Кто и зачем «украл» ёлку? Кстати, традиция ставить елку на Рождество пришла к нам из Германии. Сначала, конечно, эта возможность была только у богатых.