МОСКВА, 14 июл – РИА Новости. Запуск первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург запланировали до 2030-го, сообщил в интервью РИА Новости.
ВСМ Москва – Петербург даст России три преимущества
Протяженность высокоскоростной магистрали составит 679 км, время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом – 2 часа 15 минут. 14 марта 2024 года официально началось строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт‑Петербург — Москва. Премьер-министр России Михаил Мишустин дал поручение по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Скоростные Магистрали. Авторский канал про историю, новости и развитие скоростного железнодорожного движения в России и мире. Бот для связи: @vsm_contact_bot. Это скоростная автодорога, которая изначально претендовала на роль платного дублера трассы М-7 на участке Москва — Казань. Часть Курского вокзала будет реконструирована под терминал высокоскоростных поездов, но он будет всё же в центре столицы, а не на окраине, как на Южном вокзале Пекина.
Опубликован проект высокоскоростной магистрали через Тверскую область
Сама система высокоскоростных магистралей со скоростью до 400 километров в час, которую предлагают в рамках нацпроекта, — это 4 здоровых щупальца из столицы по сторонам света и. Озвученные правительством планы построить в России четыре высокоскоростных автомагистрали за 10,8 трлн рублей вызвали сомнения в экспертной среде и спровоцировали. Сама система высокоскоростных магистралей со скоростью до 400 километров в час, которую предлагают в рамках нацпроекта, — это 4 здоровых щупальца из столицы по сторонам света и. На сайте министерства экономического развития России опубликован проект высокоскоростной магистрали, которую собираются построить в том числе через Тверскую область. Дороги и транспорт - 21 февраля 2023. Долгое время о скоростной магистрали напоминал лишь огромный котлован у Московского вокзала (там, где сейчас ТЦ «Галерея»).
Опубликован проект высокоскоростной магистрали через Тверскую область
Фрагмент карты с портала mnp. Затем трасса пройдет через лес и частично затронет частные строения в селе Алабушево — в том месте, где строительство автомобильного тоннеля через Октябрьскую железную дорогу. Напомним, в ноябре 2020 года мэрия Москвы.
Он добавил, что поездки на ВСМ классической протяженностью от 400 до 700 километров имеют большее временное преимущество по сравнению с самолетом, так как обычно вокзалы находятся в центре городов, а до аэропортов добираться гораздо дольше. Так что можно с уверенностью сказать о том, что ВСМ на коротких маршрутах точно экономически выгоднее и интереснее. Изначально сообщалось, что проект будет окупаемым и практически не потребует поддержки со стороны федерального бюджета. Вместе с тем Сбербанк выразил готовность участвовать в финансировании проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По его словам, для России с ее огромными расстояниями такой проект крайне важен.
По словам Валентина Иванова, в ближайшее время будет собрана рабочая группа по вопросам финансирования проекта. Помимо прочего, будут также проработаны вопросы, касающиеся бюджетных средств и использования денег из Фонда национального благосостояния. А самое главное - людей", - сказал глава РЖД. Роменский считает, что с учетом уже имеющихся наработок и современных технологий, построить ВСМ по всем направлениям можно достаточно быстро. Реализация проекта движется очень быстро, хотя это тоже достаточно объемный и сложный по трудоемкости процесс. В этом плане возведение высокоскоростной железной дороги практически не отличается от строительства скоростной шестиполосной автомобильной дороги. Однако, есть нюансы: ВСМ можно построить как на 250 километров в час, так и на 400.
От выбранного решения будет зависеть уровень применяемых технологий, что также повлияет на конечную стоимость проекта. Нужно ли строить всю магистраль на 400 км в час или же какие-то участки можно сделать на 250 - вопрос пока открытый, на эту тему было много споров. Из-за этого срок строительства первой ВСМ в России может затянуться до пяти лет, однако при наличии опыта и массовом строительстве такие дороги реально возводить за три-четыре года. На чем поедем Разработка отечественного высокоскоростного поезда была поручена совместному предприятию РЖД и "Синара - Транспортные машины" - "Инжиниринговому центру железнодорожного транспорта" ИЦ ЖТ. В процессе также принимают участие научно-отраслевой комплекс холдинга и большое количество партнеров, которые занимаются разработкой систем и компонентов. Благодаря такой вовлеченности планируется создать высокоскоростные поезда с максимальным использованием российских составляющих. Пока ведется разработка поездов двух типов - "Бизнес" и "Стандарт".
Поезд "Бизнес" будет включать повышенные классы обслуживания, а "Стандарт" вместит в себя пять классов обслуживания: бизнес, эконом, семейный, туристический и бистро. Первые три категории будут иметь возможность поворота пассажирских кресел на 180 градусов, чтобы максимальное количество пассажиров могло сидеть лицом по ходу движения поезда. В 2025 году планируется выпуск полного комплекта конструкторской документации, а в 2027 - производство первого поезда. Сборку головного образца поезда планируется начать в первой половине 2026 года. Завершить - в 2027 году. До конца 2028 года подвижной состав должен будет пройти соответствующие испытания и сертификацию". Таким образом, скорость поезда сможет оставаться стабильно высокой вне зависимости от особенностей участков пути.
Как это всё построить? Общая стоимость переваливает за 14 триллионов рублей, и это даже сложно назвать примерной стоимостью — настолько мало определенности по технологическим и бюджетным решениям. Ориентироваться можно разве что на магистраль Москва — Петербург, где Минэку хотя бы предложили на рассмотрение конкретную модель : заинтересованные регионы создают компанию-концессионера при поддержке РЖД и игроков рынка, получают льготный заём от ФНБ и льготный лизинг от ГТЛК на закупку подвижного состава, кредитуются у госбанков и претендуют на налоговые льготы от субъектов. В правительстве обсуждается распределение рисков. Опыт показывает, что в этом случае компенсация от государства, которое выкупает объект, должна покрывать все кредитные обязательства перед банками например, в ВСМ Москва — Петербург это почти триллион рублей и ФНБ. Если строительство само по себе сильно дорожает по сравнению со сметой а такое происходит сплошь и рядом , то в большинстве проектов у государства есть выбор — дофинансировать его или, опять же, расторгнуть соглашение досрочно. А каждый лишний процент на средства фонда — это плюс 60 миллиардов рублей прямой, то есть невозвратной государственной поддержки.
Говоря о необходимости ВСМ, чиновники в первую очередь обращаются к опыту Японии, Китая и Франции, везде отмечая рост экономики, туризма и населения. Бюджетный эффект в России тоже измеряют триллионами — 8,5 триллиона от южного направления, 9,4 триллиона — от восточного.
Проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань завершено Следующий этап — проектирование участка до Екатеринбурга Заместитель генерального директора РЖД Олег Тони сообщил, что проектирование участка трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ между Москвой и Казанью завершено. Он упомянул об этом на заседании совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ при Совете Федерации.
Скоростные мифы и реальности: будет ли ВСМ до Москвы и электричка до Пулково
Что известно о ВСМ Москва – Санкт-Петербург | СМИ об РЖД | Компания | Высокоскоростные магистрали Высокоскоростные железнодорожные магистрали — современные специализированные транспортные системы со скоростью движения до 400. |
ВСМ «Москва – Казань»: какие регионы соединит и сколько будет стоить | Компания «Российские железные дороги» заявила о планах возведения высокоскоростных магистралей из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону, пишет ТАСС. |
Когда появится высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Петербургом | Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей. |
Что известно о ВСМ Москва - Санкт-Петербург | Безусловно, высокоскоростные магистрали, которые мы будем строить, и первая из них – это Москва – Санкт-Петербург, они коренным образом изменят транспортный ландшафт отрасли. |
Через Москву пройдет скоростная транзитная магистраль без светофоров. Что думают эксперты?
Стали известны некоторые интересные детали постройки высокоскоростной магистрали, которая уже в 2028 году свяжет Москву и Петербург. Ее длина — 679 километров, время в пути. Скоростную железнодорожную магистраль Москва — Петербург, проект которой утвердили еще в 2021 году, могут начать строить уже в ближайшее время. Скоростных ж/д магистралей появится несколько по стране.
Скоростные мифы и реальности: будет ли ВСМ до Москвы и электричка до Пулково
Иванов подтвердил, что в настоящее время основным вариантом по реализации проекта рассматривается заключение концессии. Трассировка проекта ВСМ изменится относительно обоснования инвестиций, которое было разработано в 2014 году, добавил замминистра. Президент проект поддержал. После этого в пресс-службе Минтранса РФ РИА новости сообщали, что министерство ведет работу над реализацией проекта этой ВСМ и будет создана соответствующая рабочая группа совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти, организациями и представителями субъектов РФ.
Эффект Как считают в правительстве, прямые расходы федерального бюджета на строительство — 327,9 млрд собственно капитальный грант на выкуп земли и субсидия концессионеру на работу. Между тем, только за счет налогов и взносов в бюджет и внебюджетные фонды государство рассчитывает до 2047 года получить 487,4 млрд рублей, а за счет дополнительных доходов еще 1,116 трлн. В регионах ждут суммарного бюджетного эффекта в 1,4 трлн — за период стройки и первый 20 лет эксплуатации. На Петербург приходится порядка 75,6 млрд — в основном за счет эффекта от экономии времени в пути. Коме того, учитываются дополнительные доходы на средства ФНБ и еще одно: доходы акционеров, среди которых есть и регионы, в качестве дивидендов в 2045—2063 годах 9,7 трлн всего, 4,9 трлн — регионы, Петербург — 889,9 млрд. На совещании много говорили о рисках, которые Минтранс осознает, но считает необходимым обсудить. Из очевидного — это недостача пассажиропотока, снижение стоимости проезда, срывы в поставках подвижного состава, рост ключевой ставки ЦБ, строительные риски. Напомним, Минтранс предлагает подписать концессионное соглашение уже в апреле 2024 года, чтобы можно было размещать заказ у производителя подвижного состава. Стоимость петербургского участка магистрали оценивается в 68,5 млрд рублей. В данный момент Росжелдор изымает участки в городе под строительство, очередь должна дойти и до жилых кварталов Фарфоровского поста. Прибывать составы ВСМ должны будут на специальный терминал, который появится у Московского вокзала. Первоначальная концепция предполагала снос большого количества исторических зданий складов Кокоревых, так что ее отправили на доработку.
Глава города подчеркнул, строительство будет синхронизировано с размещением вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2». Сейчас идет проектирование магистрали по территории города — планировочные решения проходят градостроительные согласования.
Граница Владимирской и Нижегородской обл. Дзержинск тоже будет обойден севернее, однако ВСМ-станция у него предполагается, см. Нижний, как я понял, будет ключевой точкой трассы. Ока проходится мостом выше по течению. По части прохода Суры пока нет точной утверждённой трассировки, и существует два варианта красный и синий. Выбор будет сделан по результатам инженерно-геологических изысканий. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, у красного на 1 станцию больше. Чебоксары трасса пройдёт дальним югом, но вокзал предполагается. Как и с Владимиром, проектировщики считают, что развитие города дальше должно пойти в зону тяготения ВСМ. Подход к Казани.
Петербуржцы с Фарфоровского поста встревожены тихим стартом проекта ВСМ
Скоростные Магистрали. Авторский канал про историю, новости и развитие скоростного железнодорожного движения в России и мире. Бот для связи: @vsm_contact_bot. Время высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Петербург, о которой говорили последние 30 лет, наконец настало, объявил на этой неделе президент Владимир. МОСКВА, 14 июл – РИА Новости. Скоростные магистрали. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Магистраль Санкт-Петербург — Москва: что известно на сегодня
Как отметил Дорофеевский, для проекта уже зарезервирована земля. Сегодня анализируем те проекты, которые есть. У нас зарезервирована земля, мы от нее не отказались, она так и есть. Сейчас актуализируются все данные, тут надо сделать предпроектные расчеты, — сказал начальник ГЖД.
Если с привычной дороги уйдут «Сапсаны», то получится восстановить движение пригородных электричек, которые разгоняли ради обеспечения «окон» для «Сапсанов». Товарные поезда смогут идти не в обход, а напрямую — плата за километраж сократится, товар станет дешевле. Это существенно, - отметил Валдин в разговоре с Spb. Грузовым поездам станет свободнее - после появления ВСМ им не придется ездить в обход, а значит плата за перевозки снизится. Соответственно, и перевозимый товар станет дешевле. Раз скоростная магистраль встанет особняком, да еще и транспорт на ней будет собственный, то привычным «птичкам» не найдется в городе дела. С обычных путей, считает Владимир Валдин, скоростные поезда должны уйти насовсем. Нынешний проект пока вызывает вопросы — лучше сдвинуть срок финала к 2030-м годам, но построить качественный вокзал, который смог бы конкурировать с лучшими вокзалами мира.
В целом не существует волшебных рекомендаций, следование которым позволит окупить ВСМ. Опросы пассажиров показывают, что основными пассажирами ВСМ являются преимущественно мужчины, имеющие доход выше среднего, с высшим образованием и занимающие руководящие должности. Большую их часть составят бизнес-пассажиры, то есть осуществляющие поездку по служебным вопросам. Туристы обычно экономят на поездке, поэтому их выбор будет определяться стоимостью билетов», — напоминает наша собеседница. Согласно поручению президента Владимира Путина, правительство в 2025 году выделит из Фонда национального благосостояния ФНБ не менее 300 млрд руб. В связи с последними поручениями и их статусом я думаю, что проект начинает перетекать в более предметную плоскость. Те территории, которые пересекаются магистралью транзитно, зачастую ухудшают свою транспортную доступность. Для того, чтобы реализовать все конструктивные возможности подвижного состава, необходимо строить новый путь, новую трассировку без использования существующей Октябрьской железной дороги, рассказал vgudok. В этой трассировке единственные неизвестные пока вводные — это заходы на петербуржские и московские железнодорожные узлы.
Вторая вводная, которая обсуждалась: будет ли вход в Москву тупиковым или транзитным с возможностью выезда в Нижний Новгород. И третья вводная — по трассировке из Москвы в Питер: будет ли получен проезд в районе Великого Новгорода. Потому что саму станцию в городе невозможно использовать для пропуска ВСМ. Она находится в очень плотной застройке. Поэтому в Великом Новгороде потребуется на окраине города строить новую железнодорожную станцию, такую же как в Твери планируется сделать. Но Тверь всегда фигурировала в проекте, а вот Новгород периодически то рассматривался, то нет. Теперь он в конфигурацию трассировки вошёл и это уже оптимальный и спланированный, на мой взгляд, маршрут с возможными двумя промежуточными остановками», — рассказал эксперт. Если же говорить о строительстве других ВСМ в России, надо понимать, что такие проекты рассчитаны на расстояние до 700 километров. Это расстояние, в котором ВСМ наиболее конкурентоспособно по сравнению с авиацией.
Если брать плечи более 700 километров, то скоростные электрички уже не будут выигрывать. Поэтому у ВСМ есть свои ограничения. На плече Москва — Санкт-Петербург я ожидаю, что воздушный транспорт просто умрёт, его не будет.
Соответствующее поручение опубликовано на сайте правительства России.
Мишустин поручил учесть возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. Ранее глава Минтранса РФ Виталий Савельев сообщил , что большинство членов российского правительства поддерживает идею создания высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
РЖД показали карту высокоскоростной магистрали Москва — Петербург
+ Если считать, что скоростные ж/д магистрали способны себя окупать при протяжённости максимум до 700 км, то напрашивается решение о создании в России не только московского. Озвученные правительством планы построить в России четыре высокоскоростных автомагистрали за 10,8 трлн рублей вызвали сомнения в экспертной среде и спровоцировали. В Великом Новгороде на встрече участников проекта первой российской высокоскоростной магистрали (ВСМ) обсудили строительство и расположение ее остановок. Помимо строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург "Российские железные дороги" (РЖД) намерены построить ВСМ Москва-Казань и. Если по СНТ проложат скоростную железную дорогу, часть дач снесут, а оставшиеся дома окажутся запертыми между скоростной автодорогой М-11 и скоростной магистралью. Глава РЖД заверил, что компания готова построить высокоскоростную магистраль (ВСМ). В РЖД обещают, что поезд будет двигаться со скоростью до 360 км/ч.
Момент настал: ВСМ Москва – Петербург получила президентское ускорение
Через Москву пройдет скоростная транзитная магистраль без светофоров. Что думают эксперты? | По информации главы Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина, строительство высокоскоростной магистрали Петербург — Москва планируется завершить к 2027 году. |
«Лучший вариант – поднять дорогу над землей»: Путин вернул ВСМ Москва – Казань к жизни? | Уточним, что высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная ж/д линия для поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. |
«Восток» — дело быстрое: дублера М-5 от Челябинска до Москвы планируют сдать на год раньше
Опубликована схема будущей высокоскоростной ж/д магистрали Москва–Санкт-Петербург | Думаю, что время в пути до черноморского побережья сократится за счет скоростной магистрали, которая входит в железнодорожный мегапроект России», — сказал он. |
Беглов показал, как будет выглядеть терминал ВСМ «Петербург-Москва» | Дороги и транспорт - 21 февраля 2023. |
Как пройдёт ВСМ Москва – Казань (трассировка линии) | Скоростная магистраль М-12 полностью открыта. Старт движению в ходе торжественной церемонии дал Владимир Путин. |
"Мосгипротранс", проектировавший ВСМ Москва - Казань, требует 2,2 млрд руб от "дочки" РЖД | Пришло время для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, считает президент РФ Владимир Путин. |
Проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань завершено | 2 часа 15 минут. |
В Госдуме раскрыли детали новой скоростной ж/д магистрали до Черного моря
Он отметил, что проект требует вложения больших ресурсов, однако уже нашлись инвесторы, готовые вложиться как в само строительство железной дороги, так и в создание поездов для нее. Также Савельев не исключил, что в перспективе магистраль могут продлить до Минска. При этом предварительно потребуется оценить стоимость и целесообразность такого решения, подчеркнул он.
Минфин РФ засомневался в окупаемости магистрали и убедил главу страны перенаправить деньги, выделенные на ВСМ, на другие проекты, несмотря уже потраченные миллиарды. В 2019-м федеральные власти сконцентрировались на проектировании ВСМ от Москвы до Петербурга, полагая, что эта дорога будет более выгодной для экономики. Но и этот проект заморозили.
На данный момент строительство ни той, ни другой ВСМ так и не началось.
RU Власти России приняли решение продлить высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе — до Иркутска и Владивостока. Об этом 21 февраля во время оглашения послания Федеральному собранию заявил президент РФ Владимир Путин. Глава государства отметил, что нужно сосредоточить партнерскую работу государства, регионов, отечественного бизнеса. В первую очередь — в рамках расширения внешнеэкономических связей и выстраивания новых логистических коридоров. Это в том числе существенно расширит наши экономические связи с рынком Южной Азии, — сказал Путин.
Это негативно влияет на транспортную подвижность населения и совокупный платежеспособный спрос.
Однако совокупность факторов кризиса гражданской авиации и резкого роста спроса на туристически привлекательные маршруты перекроет общие негативные тренды. Таким образом, реальный пассажиропоток на линиях ВСМ может оказаться даже выше, чем прогнозировалось на этапе разработки технико-экономических обоснований. Важное преимущество создания выделенной высокоскоростной железнодорожной линии — разгрузка существующей инфраструктуры. Запуск «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом привел к необходимости практически полностью ликвидировать грузовое движение на главном ходу Октябрьской железной дороги, а также кардинально сократить количество пригородных электричек, выполняющих социально значимую функцию. Грузовые поезда между Москвой и Петербургом теперь следуют через Сонково Тверская область или Ярославль, а это большие перепробеги и финансовые потери грузоотправителей. Такова была цена попытки совместить несовместимое — скоростное и классическое движение на одной линии. Создание специализированной выделенной линии ВСМ помимо прочих преимуществ решило бы и эту проблему. Как следствие, была бы достигнута экономия средств на модернизацию и поддержание в нормативном состоянии существующей железнодорожной инфраструктуры.
За счет специализации линий перестанет возникать «конфликт ниток графика», когда для пропуска одного скоростного поезда требуется снять несколько медленных грузовых или пригородных. За счет этого возникнет общесетевой синергетический эффект, совокупная пропускная способность инфраструктуры в данной корреспонденции вырастет. Разгон экономики Сейчас в большей степени, чем когда-либо за последние десятилетия, требуется разогрев внутреннего спроса в экономике, а столь масштабный проект — это огромный заказ для отечественных предприятий в области строительства и машиностроения. ВСМ — это не только рельсы и шпалы, а в первую очередь создание большого количества искусственных сооружений, таких как мосты, тоннели и эстакады. На базе остановочных пунктов ВСМ должны быть построены крупные транспортно-пересадочные узлы, которые помимо транспортных могут сочетать в себе функции торгово-развлекательных и деловых центров. Высокоскоростные магистрали требуют создания инновационных систем диспетчеризации движения. Существенного усиления потребует также энергосетевое хозяйство: понадобится модернизация действующих и строительство новых тяговых подстанций. Наконец, потребуется создание высокоскоростного подвижного состава, только на линии Москва — Санкт-Петербург должно быть не менее 40 поездов.
И подавляющая часть этих высокотехнологичных производств будет локализована на территории России. Мировая история знает множество примеров, когда за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов существенно сглаживались пики экономических кризисов, восстановление после них происходило гораздо быстрее. Аргументы против Почему же при наличии такого количества разнообразных плюсов ни один проект ВСМ пока так и не был реализован в России, более того, дискуссии о том, быть им или не быть, продолжаются уже второй десяток лет. Что заставляет сомневаться? Прежде всего, это неочевидная рентабельность проекта. Высокоскоростная магистраль из Москвы в Санкт-Петербург, как и любой подобный проект, имеет значительные риски окупаемости, причем для всех участников — бизнеса, государства, населения. Как показывает мировой опыт, частные инвесторы участвуют в таких проектах преимущественно при условии наличия гарантий со стороны государства. В случае с проектами ВСМ в России, как правило, именно в этом заключалась одна из основных проблем.
Но финансовые модели и по проекту Москва — Санкт-Петербурга, и по проекту Москва — Казань, включали значимую долю рыночных инвесторов. И без предоставления стопроцентных гарантий от федеральных властей инвесторы отказываются участвовать в проекте. Агломерационный эффект ВСМ Центр экономики инфраструктуры Для государства эффект от реализации крупного транспортного проекта должен выражаться в повышении экономической активности населения и бизнеса. Но основным условием возникновения социально-экономических эффектов является платежеспособный спрос. И тогда даже при адекватно спрогнозированном пассажиропотоке остается риск изменения экономических условий, при которых могут падать доходы населения и их возможность пользоваться новым видом транспорта. Кроме того, отличие России от более успешных в создании ВСМ развивающихся стран заключается в том, что нам еще с советских времен досталась высокоразвитая железнодорожная инфраструктура, потенциал модернизации которой не исчерпан до сих пор. В Китае, Индонезии, Марокко первые высокоскоростные линии в свое время вызвали революционные изменения транспортной доступности на фоне их слаборазвитой, зачастую неэлектрифицированной железнодорожной сети с низкими скоростями движения. Даже развитые Япония и Испания свои первые ВСМ строили именно для решения остро стоявших проблем связности их территории: по имевшимся железным дорогам между Токио и Осакой, как и между Мадридом и Барселоной, нельзя было проехать быстрее чем за пять часов, а перспективы их модернизации отсутствовали из-за высокой извилистости линии, обусловленной сложным рельефом.
На участке Москва — Тверь преодолен рубеж двухчасовой доступности даже в пригородном сообщении. Это значит, что потенциальные агломерационные эффекты уже частично реализованы. Конечно, все это было достигнуто с большими косвенными издержками в виде перепробегов грузовых поездов, а также замедления и сокращения количества электричек. Но противники ВСМ замечают, что для решения этих проблем существенно дешевле было бы расширять инфраструктуру для грузового движения на альтернативных малодеятельных линиях, а главный ход Октябрьской железной дороги развивать как специализированную линию для пассажирского движения, в том числе высокоскоростного, делая упор на точечное расширение узких мест. Так или иначе, на ключевых пассажирских направлениях удалось добиться частичного результата, ожидаемого от ВСМ, при значительно меньшем объеме капитальных вложений. Надо рискнуть Инновационные проекты такого масштаба всегда сопровождаются повышенными рисками для рыночных участников и вызывают соблазн обойтись более дешевыми полумерами. Но значение ВСМ для страны не ограничивается увеличением объемов перевозок и генерацией внутреннего спроса на стройматериалы: на кону судьба социально-экономического ландшафта территории на десятки лет вперед.