Новости советское воспитание

Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего.

Воспитание в СССР

Большую роль в «воспитании в человеке Человека» играла литература. Программа произведений, предлагаемых для изучения в школе и для внеклассного чтения, была составлена таким образом, чтобы способствовать духовному развитию учеников, формированию в их внутреннем мире гуманистических, истинно человеческих принципов бытия. Изучалась литература тоже так, чтобы развивать мышление школьников. Для получения высокой оценки недостаточно было высказать даже «самую правильную» точку зрения.

Нужно было своё мнение аргументировать, подтвердить материалом художественного произведения. Это помогало глубже осмыслить духовное содержание писательских творений и научиться ценить мастерство использования автором выразительных средств. А также исключало попытки «изучать» литературные произведения лишь по учебнику.

Благодаря общему развитию, полученному в школе и вузе, усвоенному на школьных уроках литературы подходу к изучению художественных произведений, я, окончив химфак Харьковского университета и проработав несколько лет химиком, сумел потом — не скажу, что без труда, но без особых проблем — переквалифицироваться в кинокритика. Добавлю к сказанному: уровень обязательного образования в СССР по мере развития страны повышался — от начального до полного среднего. Гарантом получения образования всеми детьми выступало государство.

Опять-таки подчеркну, что всестороннее развитие советских людей и воспитание в человеке Человека стали важнейшей задачей не только системы образования, но и всего общества. На создание условий, благоприятствующих её решению, было нацелено всё, начиная с принципов организации экономики. Американский философ и психолог Эрих Фромм, исследовавший в целом ряде работ воздействие социально-экономической системы капитализма на внутренний мир человека, пришёл к выводу, что экономическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования — прежде всего жажду денег, собственничество, индивидуализм.

А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления». Так вот, в Советском Союзе воплощение в жизнь принципа, который Сталин назвал «основным законом социализма» социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована не на погоню за прибылью, а на «непосредственное удовлетворение потребностей общества» , и создавало эти самые «другие условия», которые способствовали утверждению в сознании людей истинно человеческих ценностей и принципов бытия. Однако мало было создать условия, объективно благоприятствующие решению такой задачи, требовалось и организовать широкомасштабную работу, направленную на достижение этой цели.

И работа по всестороннему развитию народа активно велась в Советской стране. В школах, вузах, в Домах пионеров и Домах культуры создавались всевозможные кружки, секции, студии — спортивные, художественные, научно-технические. Можно вспомнить немало выдающихся музыкантов, художников, учёных, которым эта система детского творчества помогла выявить их дарования.

Конечно, большинство подростков потом могли избрать и избирали другую профессию. Но то, что они получали в этих кружках и секциях, способствовало их всестороннему развитию. В девятом классе у нас появился новый классный руководитель и учитель физики Георгий Иванович Астахов.

Выпускник физмата Белгородского пединститута, он в годы учёбы увлекался ещё и боксом — стал чемпионом области. Позже я слышал, что он, оставаясь преподавателем физики, заочно поступил в Литературный институт. Не знаю, окончил ли он его, но два сборника стихов Георгия Ивановича вышли.

А в Харьковском университете заведующий кафедрой химической метрологии, доктор наук и профессор Николай Петрович Комарь в молодые годы ещё и играл в футбол. Из какой-то повести о коммунистическом будущем запомнился термин: «Многолучевой человек». А я встречал немало таких людей в социалистическом настоящем.

Химики, математики, физики, с увлечением работающие по своей специальности и не променявшие бы её ни на какую другую, в то же время всерьёз интересовались живописью, восточной поэзией, философией, историей календаря, эллинской культурой не только художественной, а в широком смысле , историей и тому подобным. Мой шеф по дипломной работе Владимир Вассианович Киселевский любил кино и неплохо разбирался в нём.

Вот вам и система, хотя, казалось бы, все было выстроено жестко", - заметил Путин.

Я бы еще добавил: надо научиться хотеть того, что делаешь. Я бы не стал брать слово, уважаемые коллеги, если бы не хотел дополнить двумя вещами то, о чем здесь уже говорили.

Имею в виду вот что. Мы получили довольно много писем с беспокойством родителей по поводу того, не приведет ли этот закон к принудительному труду. Не приведет. Обращаю внимание на поправку, которая там включена в число принятых, она правильная. Там говорится о том, что если труд не предусмотрен образовательной программой, то должен действовать Трудовой кодекс. То есть всё только по закону.

Безосновательны разговоры о том, что дети будут строить дачи директорам, как уже упоминалось. Закон такого не позволяет. И последнее — о нашем наследии. На заседании комитета по просвещению возникла дискуссия, когда один из наших коллег высказался в том смысле, что система Антона Семеновича Макаренко безнадежно идеологически устарела. Вот с этим я согласиться категорически не могу. Не только потому, что, увы, Антон Семенович имел проблемы с советской бюрократией, а бюрократия, к сожалению, бывает в разных системах.

Не только потому, что движение макаренковское имеет международный характер, к чему я еще вернусь.

Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы. Принцип второй. Все — для коллектива «Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко. В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ. А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой — им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам».

Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время — значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все — сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе. Принцип третий. С детьми надо построже Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы — по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей. Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить!

10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Как воспитывали детей советские родители и почему все изменилось? У каждого поколения свое детство. Как воспитывали детей сегодняшние бабушки и почему сейчас это кажется дикостью? Тугое пеленание и одежда на вырост Считалось, что выпрямленные конечности полезны для развития скелета детей, а еще тугое пеленание помогает детям крепче спать.

Сейчас педиатрия пришла к противоположным выводам: обездвиженные дети развиваются хуже, поэтому рекомендуют либо использовать свободное пеленание, либо вообще от него отказаться. Еще есть ощущение, что пеленки связаны с дефицитом детской одежды и отсутствием подгузников. Дети постоянно писались, поэтому 40 пеленок, настроченных из бывших простыней, были разумным решением.

Кажется, отсюда же проистекает рекомендация доктора Спока покупать ребенку одежду на вырост: грудничку сразу костюм годовасика. Как хорошо, что придумали подгузники и больше нет проблем с детской одеждой! Кормили по часам и давали соску Соски-пустышки были у всех детей, их давали по двум причинам: 1.

Так дети ведут себя тише, и вообще соска успокаивает некоторых детей, но очень многих родителей. Следствие кормления по часам. Дети не всегда успевали наесться и, конечно, орали от голода.

Выждать время до следующего кормления помогала соска. Вообще кормление по часам сейчас кажется каким-то адом. Очень жалко голодных детей и их матерей, которые вместе рыдали, дожидаясь кормления.

Из-за того, что мамы редко прикладывали малышей к груди, у них снижалась лактация. Чтобы восполнить молоко, молодых матерей насильно кормили манной кашей и чаем со сгущенкой. Сейчас в роддомах неонатологи часто выступают против соски вообще, пусть лучше ребенок висит на груди хоть круглосуточно: частое прикладывание младенца стимулирует лактацию.

Логопеды не возражают против пустышек, но только до года — позже соска может испортить положение зубов они будут в кучку , а с ними и речевой аппарат. Жесткие методы борьбы с коликами Колики и газы бывают у всех детей в возрасте от двух недель — это следствие развитие пищеварительной системы и перехода на новый вид пищи с внутриутробного питания на молоко.

Насколько знаю, концепция правильного питания наши супы к разряду полезных не причисляет полезнее, мол, мясные бульоны без всего, овощные супы и крем-супы , но это так вкусно! На самом деле разумные комплименты формируют правильную самооценку и во многом определяют то, насколько человек будет уверен в своих силах, способностях и умениях. С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело!

Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица! Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет.

А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем?

Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком. А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим. Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила.

Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить». И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими.

Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются.

Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет!

Детей приучают к самостоятельности и растят в строгости, не жалеют и не сюсюкаются. С 1960-х и до распада СССР.

Принципы ответственности и общего дела пока никуда не делись. Но появились и другие: теперь родители уделяют больше внимания желаниям ребенка — речь даже о младенцах. В 1960-е в СССР набирают популярность статьи педиатра Бенджамина Спока и его книга «Ребенок и уход за ним» впервые опубликована в 1946 году, на русский ее перевели только в 1956-м. Основные установки — уважать ребенка как личность, показывать ему свои чувства, больше развивать в игровой форме. Родители, которые раньше сдерживали проявления любви, меняют подход к воспитанию. Влияют и советская музыка, кино и мультфильмы, которые чаще выводят на первый план человека с его характером и проблемами. После распада СССР ценности, в соответствии с которыми растят детей, сменились на индивидуалистические.

Многие лишились работы и понимали, что родина сейчас им не поможет. Причем сами родители, которых воспитывали в других парадигмах, вынуждены буквально на ходу менять свои стратегии. Социолог Лидия Окольская сравнила, какие качества родители хотели воспитать в детях в 1989 году, а какие — в 1999 году. И если в конце 80-х многие еще говорят про любовь к родине, честность и порядочность, то уже через десять лет таких становится значительно меньше. А вот умения продвинуться в карьере, думать о собственном благополучии и не упускать своего, наоборот, кажутся родителям адекватными времени. При этом в списке самых желаемых для ребенка профессий и в 1999-м лидируют типичные советские — врач, учитель, инженер, квалифицированный рабочий, говорится в исследовании советского и российского социолога и политолога Юрия Левады.

Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить. Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение. Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки. Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего. А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста. Современное воспитание Детство сегодня, в отличие от неустроенных детских лет времен СССР, — внушительная инфраструктура: под мамочек и детей «заточены» бренды, медиа, политика.

Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР

Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример.

Вы точно человек?

Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко».

5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться

5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования.
Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег.
Прекрасное ужасное советское воспитание были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время.

5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться

К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. В Советском Союзе важнейшей задачей строительства социализма было всестороннее развитие человека, воспитание в нём ценностей и приоритетов истинно человеческого. Рассказываем, почему советское воспитание – это плохой пример.

5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу

5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР.
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов.
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято.

17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют

Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности.
Воспитание детей в советском плакате Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины.
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения.
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | PSYCHOLOGIES Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий