Территориальные претензии к Армении может предъявить Азербайджан, если Армения будет ставить под сомнение территориальную целостность Азербайджана, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 июня на открытии IX Глобального Бакинского форума. — То есть любое решение вопроса между Азербайджаном и Арменией по поводу Карабаха ослабляло наши позиции на Южном Кавказе?
Дело «Азербайджан против Армении» в Международном суде
Азербайджан и Армения начали процесс делимитации границ, а это важный шаг к разрешению территориальных споров. Я исхожу из того, что руководство Азербайджана будет руководствоваться, когда все территориальные вопросы решены, соображениями гуманитарного характера», — резюмировал глава России. Именно поэтому Армения официально признала территориальную целостность и суверенитет Азербайджана на встречах в Праге и Сочи в октябре прошлого года.
Премьер: территориальные претензии Баку к Еревану завели переговоры по Карабаху в тупик
Первые пограничные столбы, установленные в рамках процесса делимитации на границе Армении и Азербайджана Первые пограничные столбы, установленные в рамках процесса делимитации на границе Армении и Азербайджана В Армении не все этому рады. Говорят о предательстве интересов жителей Тавушской и других приграничных областей. Протестующие перекрывают дороги, жгут костры, скандируют антиправительственные лозунги. Некоторых задержали, в том числе в Ереване. А в аппарате Пашиняна пришлось давать разъяснения по чувствительной теме: "Азербайджан получает два с половиной села, потому что весь Кызыл-Гаджилы, значительная часть Ашагы-Аскипара и до этого находились под контролем Баку. А Республика Армения уменьшает риски, связанные с делимитацией границы и безопасностью". Сближение демонстрирует и Алиев. Сейчас мы говорим: эпоха беспредела должна закончиться — и с нашей стороны, и с их стороны", — добавил Пашинян. Процесс будет долгим "Формальный повод претензии Еревана к ОДКБ состоял в том, что мы отказались поддержать Армению в столкновениях на границе с Азербайджаном. По одной единственной причине — непонятно было, где какая страна. Включая предложение, чтобы Россия сама признала советские границы республик".
Где, казалось бы, армянская территория, все нормально, вдруг обнаруживается азербайджанское небольшое поселение. Или наоборот.
Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.
Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами.
В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий.
Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа.
В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».
Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха.
Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей.
Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях.
Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.
Документ 5 октября распространила пресс-служба Совета Евросоюза. Иван Шилов ИА REGNUM «Стороны остаются привержены всем усилиям, направленным на нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном, основанных на взаимном признании суверенитета, неприкосновенности границ и территориальной целостности Армении 29 800 кв. Пашинян уже признал Карабах территорией Азербайджана в октябре 2022 года, когда на встрече с Алиевым в Праге подписал Алма-Атинскую декларацию 1991 года, где регион также обозначили как часть азербайджанской территории. На следующий день стороны при посредничестве российских миротворцев договорились о прекращении огня на условиях Баку.
Процесс делимитации будет проводиться на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г. Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, — участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Местные жители боятся повторить судьбу карабахских армян, которые вынуждены были покинуть свои дома после военной операции Баку в сентябре 2023 г. Армения же идет на уступки из-за давления со стороны западных государств, которые требуют от армянских властей любой ценой урегулировать отношения с соседями, чтобы далее вывести Ереван из-под влияния Москвы, резюмирует эксперт.
Армения и Азербайджан разрешили многолетний спор по поводу принадлежности Нагорного Карабаха
К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. В Международном суде завершились общественные слушания по делу «Азербайджан против Армении» на основании предварительных возражений, выдвинутых Арменией. Спустя два месяца вооруженного противостояния Армения и Азербайджан при посредничестве России договорились прекратить огонь в Нагорном Карабахе.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
МИД Армении: Территориальных претензий не имеем, ожидаем того же от Азербайджана 8 сентября 2023 00:21 Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану и ожидает аналогичного подхода от Баку, который пока публично не подтвердил свою приверженность соглашениям, достигнутым 6 октября 2022 года в Праге, 31 октября того же года в Сочи и 14 мая 2023 года в Брюсселе. МИД Армении указывает, что азербайджанские пользователи соцсетей и СМИ ранее сами опубликовали свидетельства о скоплении живой силы и техники у армяно-азербайджанской границы и линии соприкосновения Азербайджана с Нагорным Карабахом. Армянское внешнеполитическое ведомство отмечает, что концентрацию ВС Азербайджана своих сил на границе с Арменией подтверждают и другие источники.
Не нужно использовать трибуну для необоснованных обвинений. Что касается Зангезурского коридора, о котором я говорил, если внимательно послушать мое выступление, в нем сказано, что Азербайджан инициировал создание Зангезурского коридора. И то, что поддерживается, в том числе и РФ, и другими, вовлеченными в процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном сторонами». Честно говоря, я об этом впервые слышу. Я знаю, что Россия поддерживает открытие всех транспортных и экономических коммуникаций в нашем регионе». Владимир Путин призвал стороны отложить разговор до трехсторонней встречи.
Российский президент подчеркнул важность принципиальных договоренностей сторон по вопросу территориальной целостности. По его словам, согласие по этому пункту может стать основой для консенсуса по другим вопросам второстепенного характера. О взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в пределах советских административных границ Пашинян сообщил на прошлой неделе. Это коснулось и Нагорного Карабаха, который тогда считался азербайджанским. При этом Пашинян добавил, что необходимо создать гарантии, которые исключат «продолжение политики этнических чисток» против живущих в регионе армян.
Пашинян неслучайно прилетал во Владивосток на переговоры с Путиным, он явно пытался заручиться поддержкой. Этого же хочет Азербайджан. Плюс сейчас Азербайджан разыгрывает такую карту, как возможность заместить часть российского газа и нефти для Европы. Когда Путин разговаривал с Пашиняном, была реплика, что много людей на фоне специальной военной операции уехали из России в Армению. Путин назвал цифру, что в России живет 2,5 миллиона армян.
Они ведь тоже, будучи гражданами России, требуют поддержать Армению. Азербайджанская диаспора у нас тоже очень большая, — рассказал Светов. По словам специалиста, в Армении есть силы, обвиняющие власть в поражении и утрате исторически важных для них областей.
При этом, нужно создать гарантии, которые исключат этнические чистки и геноцид армян в Нагорном Карабахе. Президент Азербайджана Ильхам Алиев также сказал, что у Баку нет территориальных претензий к Еревану.
Таким образом, после признания Арменией Нагорного Карабаха территорией Азербайджана, появилась возможность подписания мирного соглашения и нормализации отношении между странами, отметил он.
Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости", — говорится в сообщении. Стоит отметить, что армянское Минобороны уже отреагировало на эти сообщения. Ведомство сообщило, что военная полиция принимает меры для "выяснения личностей лиц в военной форме и оценки распространяемой информации".
Если границы между двумя странами не определены, то о каких участках на границе говорит Баку? С точки зрения Пашиняна, если подобные вопросы поднимаются, значит, границы определены. И предложение Армении о зеркальном отводе войск от этой линии остается в силе, подчеркнул премьер.
Как отметил премьер, делимитация и демаркация говорят не об отсутствии границ, а, наоборот, подтверждают и фиксируют "на земле" административную границу, существовавшую к моменту распада СССР, в качестве государственной границы между Арменией и Азербайджаном. Пашинян вновь повторил, что Армения привержена договоренности с Азербайджаном о заключении мирного договора на основе взаимного признания территориальной целостности в 29,8 кв.
Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости", — говорится в сообщении. Стоит отметить, что армянское Минобороны уже отреагировало на эти сообщения. Ведомство сообщило, что военная полиция принимает меры для "выяснения личностей лиц в военной форме и оценки распространяемой информации".
Он подчеркнул, что существуют серьезные предпосылки нормализации отношений на основе признания территориальной целостности друг друга. О взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в пределах советских административных границ Пашинян сообщил на прошлой неделе. По его словам, Баку признает 29,8 тысячи квадратных километров территории Армении, а Ереван - 86,6 тысячи квадратных километров территории Азербайджана.
Капитуляция Армении откроет путь «Великому Турану» и переделу Каспия
Но полную силу конфликт набрал в 1991-1994 годы. Боевые действия по своему масштабу напоминали чеченский конфликт. В итоге столкновения принесли колоссальные жертвы и разрушения — до 6500 погибших военных с армянской стороны из общих сил в 20 тысяч , и 11,5 тысяч погибших и пропавших без вести со стороны Азербайджана. Среди мирных жителей жертвами стали почти 20 тысяч человек. Фактически победу тогда одержали силы Карабаха и Армении — территория под контролем республики заметно расширилась, в том числе и за счет прилегающей территории Азербайджана. Но, несмотря на подписанные Бишкекские соглашения, последствия конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон были катастрофическими: Армения лишилась поставок энергоносителей и многих важных товаров, которые до войны поступали из Азербайджана и Турции. Как следствие — отключения электроэнергии по стране, иногда она подавалась на 2 часа в день. Азербайджан потерял часть территорий и столкнулся с волной беженцев, которые были вынуждены бежать с территорий, занятых армянской стороной. Экономику и политическую жизнь республики сотрясали перемены.
И по сей день ситуация с этой территорией остается неурегулированной. Сухопутный коридор в Нахичевань Нахичеванская автономная республика — крупный эксклав Азербайджана, зажатый между Арменией и Ираном. Это не спорная территория, ее принадлежность Азербайджану никем не оспаривается. Но расположение в 40 километрах от основной территории приносит республике серьезные проблемы. Особенно сложно все стало с 1988 года, когда транзит через Армению почти прекратился. Решить проблему Нахичевани может Зангезурский или Сюникский коридор — полоса шириной в несколько километров на территории Армении около границы с Ираном. По итогам Второй карабахской войны и при посредничестве России удалось достигнуть соглашения о том, что на территории Армении будет построен такой транспортный переход. Уже в 2021 году Азербайджан начал строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры, а Армения будет обязана обеспечить свободный проезд людей и грузов по ней.
Однако против статуса такого коридора выступает Армения — как власти, так и общественность. Например, Никол Пашинян заявил, что в послевоенном соглашении не упоминается «коридор», а речь идет лишь о разблокировке региональных коммуникаций. Говоря проще, даже если дорога будет построена, контролировать движение по ней будет армянская сторона. Примерно такого же мнения придерживается и глава Совбеза Армен Григорян — он считает, что на территории республики не может быть никакого коридора, принадлежащего другой стране. Хронология конфликта Суть конфликта Армении и Азербайджана восходит к истории вековой давности, но в случае с нынешним обострением предпосылки стоит искать в итогах Второй карабахской войны. Она существенно изменила расклад сил в регионе, а из-за проблем с мирным урегулированием война может начаться снова в любой момент. Основные вехи истории конфликта в Карабахе такие: 2018 год — в результате «бархатной революции» к власти в Армении приходит оппозиционер Никол Пашинян, которого парламент назначил премьер-министром. По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия.
Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались.
Эскалация конфликта в 2020 году В сентябре 2020 года в регионе вновь начались активные боевые действия, которые были прекращены лишь после того, как 9 ноября 2020 года лидеры России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян заключили соответствующее соглашение. Согласно договоренностям, стороны остались на занятых позициях, ряд районов Нагорного Карабаха перешел под контроль Баку, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора разместились российские миротворцы. По данным властей Азербайджана, жертвами боевых действий в Нагорном Карабахе в 2020 году стали порядка 3 тыс.
Власти Армении заявили, что с армянской стороны погибли около 4 тыс. В продолжение процесса урегулирования 11 января 2021 года в Москве состоялась встреча лидеров России, Армении и Азербайджана. На ней было подписано новое совместное заявление, которым, в частности, предусмотрено разблокирование всех экономических и транспортных коммуникаций в регионе. Акции протеста в Армении в 2020-2021 годах Подписание 9 ноября 2020 года Путиным, Пашиняном и Алиевым трехстороннего заявления о полном прекращении военных действий в Нагорном Карабахе спровоцировало в Армении массовые акции протеста. Оппоненты армянского премьера назвали подписанный документ "капитуляцией". В результате Никол Пашинян подал в отставку.
Однако летом 2021 года в стране прошли внеочередные парламентские выборы, по итогам которых его партия упрочила положение, получив абсолютное большинство в законодательном органе, а Пашинян вновь занял пост премьер-министра. Иски в Международный суд ООН 16 сентября 2021 года Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в Международном суде ООН в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске содержались обвинения в адрес Азербайджана в расовой дискриминации, продолжающейся на протяжении десятилетий и вышедшей на первый план в ходе эскалации конфликта в Карабахе в сентябре 2020 года. Азербайджан 23 сентября того же года подал встречный иск, в котором утверждалось, что Армения совершала и продолжает совершать ряд дискриминационных действий в регионе против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения. В рамках разбирательства обе стороны потребовали введения обеспечительных мер, которые устанавливаются судом для предотвращения эскалации напряженности между сторонами на время проведения разбирательства. Эти требования были частично удовлетворены 7 декабря 2021 года.
Международный суд ООН потребовал от Азербайджана и Армении предотвратить разжигание расовой ненависти в качестве обеспечительной меры на время проведения разбирательства по существу. Согласно вердикту, обе стороны должны воздержаться от действий, которые могут усугубить или углубить разногласия или усложнить разрешение спора. Кроме того, две обеспечительные меры касаются исключительно Азербайджана, который должен "защитить от насилия всех лиц, взятых в плен в ходе конфликта 2020 года, которые остаются в заключении, и обеспечить их безопасность и равенство перед законом", и принять все необходимые меры, чтобы предотвратить акты вандализма в отношении армянского культурного наследия.
Posted 20 сентября 2023,, 18:06 Published 20 сентября 2023,, 18:06 Modified 20 сентября 2023,, 18:08 Updated 20 сентября 2023,, 18:08 Карабах капитулировал. Проиграла ли от этого Россия? Военная «антитеррористическая» операция Азербайджана в Нагорном Карабахе закончилась так же стремительно, как и началась. Как эта ситуация повлияет на нашу страну? История сложных взаимоотношений в регионе началась ещё в 1991 году, когда Нагорный Карабах объявил о своей независимости.
Армения так и не определилась со статусом республики: с одной стороны, она так и не признала независимость Карабаха, с другой стороны — стремилась защищать от Азербайджана армянское население республики. К тому же многие высокопоставленные руководители Армении — выходцы из Карабаха. Второй президент Армении 1998—2008 годов Роберт Кочарян был первым президентом Нагорно-Карабахской республики, а третий президент Серж Саркисян был министром обороны Карабаха. Никол Пашинян, придя к власти в 2018 году, стал первым руководителем Армении, который полностью отрицал территориальные претензии Азербайджана на непризнанную республику. Для Пашиняна главным условием было определение статуса Карабаха. Ввод российских миротворцев по согласованию с Арменией и Азербайджаном тоже был выгоден Николу Пашиняну. Российский контингент в количестве 2000 человек прибыл в Нагорный Карабах после наступления азербайджанской армии, взявшей стратегически важный город Шуша. Это решение позволило отложить переход Нагорного Карабаха под полный контроль Азербайджана.
В вопросах признания независимости Арцаха Россия также была ближе к Армении. Формально РФ никогда не признавала независимость республики: об этом ещё в 2020 году после ввода миротворцев говорил Владимир Путин. Это означало, что, с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики. Окончательный статус Карабаха не урегулирован. Отдельно стоит упомянуть экономические отношения Армении и России.
В частности, Мирзоян указал на «Договор об установлении сотрудничества независимых государств», подписанный сторонами 8 декабря 1991 года, который подразумевает признание территориальной целостности друг друга. Что касается процессов демаркации и делимитации границ, а также разблокирования транспортной инфраструктуры в регионе, то по словам армянского министра, договоренности, изложенные в трехсторонних декларациях от 9 ноября 2020 г. Кроме того, Арарат Мирзоян коснулся и вопроса так называемого статуса «Нагорного Карабаха», однако ответ официального Баку на этот счет озвучивался не раз — президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что статус Нагорного Карабаха должен выйти из повестки, так как не способствует миру. Документ состоит из пяти пунктов: это взаимное признание суверенитета, отсутствие территориальных претензий, воздерживаться от угрозы безопасности, делимитация и демаркация границы, а также открытие транспортных коммуникаций. В ведомстве подчеркнули, что несмотря на многие позитивные шаги между Баку и Ереваном в последнее время, уже более года Армения не отвечает на предложение Азербайджана.
Между тем, накануне стало известно, что Армения в очередной раз обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ с просьбой организовать переговоры по мирному договору. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что Баку будет пресекать попытки Минской группы ОБСЕ заниматься карабахским вопросом, потому что он решен. Эвакуация продолжается Сегодня в МИД Азербайджана сообщили, что тела пятерых граждан Азербайджана, пытавшихся самостоятельно покинуть территории Украины из-за специальной военной операции, 15 марта будут доставлены в Азербайджан рейсом Стамбул-Баку и затем переданы близким родственникам. Все они мужчины. Известно, что четверо из них выехали из Одесской области и погибли при невыясненных обстоятельствах на молдавской границе, еще один мужчина погиб в Харькове. Между тем эвакуация граждан Азербайджана из Украины продолжается. На сегодняшний день более 9 200 человек вернулись из Украины на родину после начала специальной военной операции. Об этом сегодня заявил премьер-министр Азербайджанской Республики Али Асадов. Эвакуация продолжается». Добавим, ранее в МИД Азербайджана сообщили, что желающие покинуть Украину могут добраться на родину как с помощью организованных чартерных рейсов и автобусов, так и самостоятельно.
Процесс эвакуации граждан Азербайджана находится под личным контролем президента Ильхама Алиева. По его поручению национальный авиаперевозчик Азербайджана AZAL ежедневно выполняет эвакуационные рейсы для вывоза соотечественников, желающих вернуться на родину в связи с событиями в Украине, а в Молдове и Польше созданы координационные центры, которые помогают систематизировать и упорядочить эвакуацию граждан Азербайджана.
Карабах капитулировал. Проиграла ли от этого Россия?
Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем | | Новости | Азербайджано-армянский пограничный кризис — противостояние между вооруженными силами Армении и Азербайджана, которое началось 12 мая 2021 года и продолжается по состоянию. |
Армения и Азербайджан взаимно признали территориальную целостность друг друга | К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. |
Россия теряет влияние на Армению из-за сдачи Нагорного Карабаха | Глава армянского внешнеполитического ведомства отметил, что переговоры по мирному соглашению с Азербайджаном должны быть проведены без предварительных условий. |
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | 23 апреля протестующие против территориальных уступок в Тавушской области перекрыли самую длинную автомобильную трассу Армении Ереван — Севан. |
Премьер: территориальные претензии Баку к Еревану завели переговоры по Карабаху в тупик | По его словам, "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права". |
Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация
Дело в том, что территориальные претензии со стороны Азербайджана к Армении по-прежнему не теряют своей актуальности. К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. Правительство Пашиняна официально обязалось передать в ближайшее время Азербайджану территории, требуемые Баку на севере Армении. Азербайджано-армянский пограничный кризис — противостояние между вооруженными силами Армении и Азербайджана, которое началось 12 мая 2021 года и продолжается по состоянию.
Пашинян: Армения и Азербайджан согласовали основные принципы перемирия
К акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, где местные жители требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном, присоединились военнослужащие ВС Армении. "После его заявления окончательно в системе координат государства Армения Карабах является частью Азербайджана. ИФ), не завершились территориальные претензии Армении (к Азербайджану). "Установка пограничного столба означает, что у Армении и Азербайджана нет территориальных претензий друг к другу". Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. На заседании высшего Евразийского экономического совета в Москве Пашинян сообщил, что Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
На заседании президент России Владимир Путин выразил надежду, что в ходе этой встречи удастся обсудить все противоречия. Картина дня.
С треском провалилась и единственная попытка использовать в качестве провокаторов добровольцев из "Еркрапа".
В Арцахе все было сделано куда более грамотно - тогда засланцы Пашиняна развернулись в полную силу. Однако следует признать, что и сами жители Тавушского района допустили серьезные просчеты. Во-первых, никто так и не смог объяснить чего требуют возмущенные люди от властей.
Чего они НЕ хотят понятно, а что конкретно предлагают? Ведь очевидно, что Пашинян уже пообещал Алиеву села, и свое обещание должен выполнить. Для того что бы всё отыграть назад, необходимо отправить премьер-министра Армении в отставку.
Но ничего подобного на протестах не звучало, и вообще у сельчан не было единодушия. Все знали что надо было собраться, но требования у каждых групп протестующих свои, и то невнятные. В условиях односторонних уступок жизнь в этом селе станет просто невыносимой, а безопасность снизится до нуля", — цитирует одного из участников протестов Sputnik Armenia.
Ну а во-вторых, было понятно с самого начала, что время работает против митингующих. Очевидно, что в самое ближайшее время их начнут разгонять силовыми методами. И можно не сомневаться что разгонят, если очаги протестов не вспыхнут по всей стране, включая Ереван.
Это большая ошибка оппозиции, которая должна находится не в Тавуше, а в Ереване и поднимать всю республику в поддержку своих соотечественников. Фото: mk. МИД РФ в очередной раз демонстрирует удивительную беззубость, позволяя информационным шавкам Пашиняна соревноваться в полоскании Кремля.
Где демарши? Или в очередной раз ограничимся заявлениями представителя ведомства Марии Захаровой? Никто не умоляет заслуг Марии Владимировны, но сказанных ею слов явно недостаточно.
Почему не покажет свое лицо и не заявит жесткую позицию российский посол и наши пограничники, по поводу которых сейчас идут многочисленные спекуляции? Вспомните, как в свое время отмалчивались российские миротворцы, пока их поносила на все лады разная погань — сегодня мы в полной мере пожинаем плоды их постоянного молчания. К сожалению именно молчание и бездействие Москвы расцениваются в Ереване как слабость.
Чем для Армении грозят территориальные уступки Территории которые сдал Пашинян, находятся всего в 25 км от единственной трассы соединяющей Армению и Грузию М6. Но еще одна проблема состоит в том, что одно из сёл, Баганис, стоит в непосредственной близости с трассой H53, соединяющей северо-восточные области Армении с границей. Когда Баку займёт "отжатые" у Еревана села, то Армения лишится контроля над единственной транспортной артерией с северо-востока к Грузии.
Так же, с учетом технических возможностей Азербайджана, для Баку не составит никакого труда в считанные часы взять под контроль и саму трассу М6, полностью отрезав Армению от Грузии, что лишит Ереван возможности торговать со своими северными соседями.
В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу.
Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций.
Но я уверен, что они прекратятся. Уверен, что мы в результате предпринятых нами действий в постконфликтный период устраним территориальные претензии Армении", - сказал Алиев в пятницу, выступая на V Съезде азербайджанцев мира, проходящем в городе Шуша Карабах. При этом президент подчеркнул, что Азербайджан не имеет территориальных претензий к другим странам, но "и свою территорию мы никому не отдадим".