Новости бынаты хицауы ахсав

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ – чествование Покровителя жилища – празднуется в первую ночь со вторника на среду в Новом году. Праздники осетин. Данная презентация раскрывает проведение праздников нашими предками и их значение для подрастающего поколения. К осетинским праздникам относятся "Ног аз", "Доныскъафан", "Бынаты хицауы ахсав", "Хайраджыты ахсав", "Ногбон", "Куадзан-пасха". Бынаты Ахсав у осетин. Россия, Северная Осетия-Алания. Осетины традиционно отмечают праздник Бынаты хицауы ахсав в первый вторник после Рождества, в этом году празднование приходится в ночь на 10 января 09.01.2024, Sputnik Южная Осетия.

Джеоргуба 2023 когда будет

Сначала справляли Цыппурс, затем уже Новый год (Ног Бон).В первую среду после Нового года отмечали Бынаты хицауы ахсав – ночь домового, в честь покровителя жилища. Бынаты хицауы ахсав (ночь покровителя жилища), или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Сначала справляли Цыппурс, затем уже Новый год (Ног Бон).В первую среду после Нового года отмечали Бынаты хицауы ахсав – ночь домового, в честь покровителя жилища.

13.01.2016 О традиционных обрядах осетин в канун Старого Нового года

  • НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ. » АЛАНИЯинформ
  • В Осетии отмечают праздник покровителя домашнего очага - 09.01.2024, Sputnik Южная Осетия
  • Культурная столица
  • В новогодние дни осетины и чертям дают попировать

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ

Алам так же посвящали покойному. Несколько всадников в зависимости от количества аламов везли их на кладбище. За всадниками бежали дети, подбирая упавшие сладости. На кладбище с аламов снимали оставшиеся сладости и раздавали детям, а аламы оставляли на могиле. Этот обычай сохранился и до наших дней. И сегодня на Баданта делают «кусарт», накрывают поминальный стол, мужчины обходят дома, где в течение года случились похороны, и зажигают свечи. Женщины идут на кладбище и посвящают покойному принесенные с собой яства. Праздник черпания воды Праздник черпания воды справляли через 6 дней после Нового года см. Чем раньше они это делали, тем лучше. Существовало поверье, что семью, которая в Доныскафан раньше наберет воды, ждет Божья благодать. Женщины, пришедшие за водой, бросали в воду басылта и молились: «Да будут угодны эти басылта русалкам и да помогут они нашим семьям, чтобы мы ни в чем не знали недостатка».

В каком возрасте можно резать кур? К убою могут быть готовы куры уже 3-4-месячного возраста, однако, чаще на мясо их пускают в возрасте 6 месяцев. Когда режут петуха? На один из них, Бынаты Хицауы Ахсав праздник покровителя жилища , в первую среду января режут петуха или курицу. В старину покровителю жертвовали барана или козленка. Мясо ставится на стол вместе с напитками и осетинскими пирогами.

У осетин нет описания внешнего облика покровителя жилища, у него нет другого имени, кроме Бынаты хицау, панибратство с ним не допустимо. Да и оставленной на ночь миской молока не не отделяешься. К ритуалу почитания Бынаты Хицау всегда подходили со всей ответственностью и цифровая третья декада третьего тысячелетия ничего не изменила. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву. На столе — мясо жертвенного животного. В старину умерщвляли преимущественно козлов — как «чёртовых любимцев», но сегодня допускаются и блюда из чёрной курицы. Птицу покупают живой. Ещё одно обязательное угощение — три пирога Заблаговременно варятся специальные ритуальные напитки — осетинское пиво и арака. Даже если арака готовилась в любое другое время года — обязательной оставляют для Бынаты хицау.

В полночь все члены семьи на некоторое время покидают комнату, где накрыт ритуальный стол. Прежде чем ступить за порог, старший обращается с просьбами о милости к Бынаты Хицау. Это единственное застолье, где не упоминают Бога всуе, дабы не рассердить покровителя жилья и потусторонние силы. Вернувшись к столу, первым делом осматривают яства: жертвенная пища должна быть нетронута, по существующему поверью, в противном случае в грядущем году кто-нибудь из домочадцев непременно умрёт. Только удостоверившись в сохранности блюд и напитков, семья усаживается за стол. Всё пригодное в пищу съедается, а оставшиеся куриные кости, пух, перья и тщательно собирают и закапывают в землю или топят в реке — их ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные урны. Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром, тебе… «То, что мы вам сегодня приготовили, да будет вам угодно, а более ни на что не претендуйте. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», —товорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать.

Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. Источник Задобрить покровителя жилища: в ночь на среду в Осетии отмечают «Бынаты Хицауы ахсав» В первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду в Осетии отмечают Бынаты хицауы ахсав Ночь покровителя Жилья. Да не станет это нашим последним даром, тебе. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», — говорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать. У каждой нации есть свои ритуальные праздники, которые отмечаются из поколения в поколение. Что за дом без домового, или Народные поверья у осетин Залина Кулумбегова Согласно поверью, для того, чтобы семья жила в счастье и достатке, необходимо заручиться покровительством домового. Под покровительством домового — у осетин он называется Бынаты хицау — находится энергетическая атмосфера в доме. Считается, что именно домовой отгоняет от жилья нечистую силу, охраняет покой спящих домочадцев, детей, домашних животных. Покровитель жилища Бынаты хицау играет большую роль в жизни осетин, они верят, что он охраняет дом от проникновения в него опасных для человека духов. По осетинскому поверью, у каждого жилища есть свой домовой.

Поэтому, чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. В противном случае домочадцев ждали неприятности. Очень часто можно услышать разные истории, связанные с этим домашним духом. Открыв глаза, увидела женщину в черном одеянии, которая злобно на меня смотрела. Я закричала. Домочадцы забежали в комнату, но никого не увидели. Свекор сказал, что это был домовой, который недоволен тем, что молодая невестка не уделила ему внимание. Потом мы испекли три пирога, вознесли молитву Бынаты Хицау. После этого я эту женщину уже не видела», — рассказывает жительница Цхинвала Инна. По народным поверьям домовой может принимать образ женщины или старика.

Но чаще всего это невидимая, но четко ощущаемая субстанция. Чтобы задобрить духа жилища, осетины отмечают «Бынаты хицауы ахсав» ночь домового. Для этого в году определен отдельный день — в ночь с вторника на среду после наступления Нового года. Обычно режут петуха, желательно темного окраса. Кроме того, пекут пироги, нарезают сыр, готовят сладости, достают соленья — все приготовленное ставят на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к Бынаты хицау с просьбой оказать покровительство семье. За ним слово берет старшая по возрасту хозяйка — молитвы женщин домовому наиболее приятны. После тостов в доме выключают свет, и все домочадцы выходят на улицу. Считается, что домовой в отсутствии жильцов должен отведать приготовленную в его честь еду.

Ближе к обеду возле костра накрывают поминальный стол с яствами. В некоторых ущельях Осетии этот день называют Баданта. Дело в том, что национальные праздники осетин имеют свои особенности в отдельных регионах. Баданта отмечают не в первую субботу , а по прошествии семи дней после новогоднего праздника. Праздник Доныскафан Его ещё называют праздником черпания воды. Он практически совпадает с православным Рождеством, так как отмечается на шестой день после Нового года. Для праздника изготавливались специальные булочки — басырга, которые выпекались ещё в Новый год. Утром чем раньше, тем лучше кто-то из молодых женщин семьи брал басыргу и шёл за водой к речке. В колодец или полынью бросались кусочки булочек, и набиралась вода. Одновременно молодая женщина произносила молитву, обращение к духам воды русалкам. Принесенная в дом вода считалась особой, ею кропили жилище, одежду, этой водой умывалась вся семья. При этом женщина, доставившая в дом воду, должна была хранить молчание. Эта вода является аналогом крещенской воды у христиан. Бынаты Хицауы Ахсав Праздник посвящён духу - покровителю осетинского жилища. Отмечается в ночь на среду, в первую неделю наступившего года. В старину в честь духа обязательно резали барана или козлёнка, сейчас нередко обходятся петухом. Важно, чтобы части жертвы оставались целыми тушку нельзя дробить. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища , просила его снисхождения и покровительства. Посторонних людей при этом угощать было нельзя.

Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии?

Скажите, вам это ничего не напоминает? Я уверена, первая ассоциация — Домовой , знакомый всем нам как герой славянского фольклора и старинных верований. Здесь существовал верховный единый бог Хацау, помощниками которого выступали святые покровители, небесные и земные духи. Вероятно, такая система могла сложиться с первыми веяниями христианства, поскольку она очень напоминает уклад этой веры если не считать земных духов, а небесных принять за ангелов. Ночь чертей и её особенности Увы, со сменой господствующей религии поменялось и представление о духах. Те покровители, что изначально считались нейтральными или добрыми, стали приравниваться к бесам. Именно поэтому старинных праздник Хайраджыты Ахсав переводится как Ночь чертей, хотя о бесах речь вовсе не идёт. На мой взгляд, второе значение более точно отражает суть праздника, ведь этот день посвящён домашним покровителям. Когда же отмечают Хайраджыты Ахсав?

В Осетии нет чётко обозначенной даты празднования, а чаще всего Ночь чертей попадает на первую среду после нового года. Суть того торжества сводится к почитанию своего духа-покровителя, который существует в каждом доме. Как несложно догадаться, эта традиция насчитывает уже много веков, выходя из тех времён, когда на Кавказке ещё не знали о христианской вере. Традиции Хайраджыты Ахсав Основным обрядом Хайраджыты Ахсав является принесение жертвы домашнему духу, которого называют Бынаты хицау.

Ещё в первом веке нашей эры одна половина кочевников решила осесть на территории нынешней Осетии, остальные — пошли дальше. Именно этот период положил начало истории традиционной кухни осетин. Кухня скифов-кочевников постепенно преобразуется в блюда народа Осетии.

А иначе и быть не могло, теперь осетины живут на одном месте, имеют свои дома и хозяйство. Самым важным продуктом питания для них в это время становится мясо. Слайд 5 Тип хозяйства Осетин. Хозяйство Северной Осетии хорошо развито. Первое место в нем принадлежит промышленности. Она дает свыше половины всей валовой продукции.

Стоит отметить, что травами не только любимый вид транспорта владикавказцев, но и визитная карточка города. Кстати, история владикавказского трамвая началась в 1904 году, аж на три года раньше петербургского, и это тоже отдельная гордость местных жителей. Костры надежды Традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря по 1 января была в Осетии не всегда — как и в других регионах России , в дореволюционный период главный праздник отмечали с 13 на 14 января, а после 1918 года перешли на григорианский календарь, и конец года сместился на 31 декабря. Зимний цикл праздников у православных осетин начинался с Рождества, которое здесь называют Цыппурс, 7 января. Его считали днем духовного очищения — до наступления праздника местные жители держали строгий пост, водили детей в древние святилища и много молились Во второй понедельник января осетины отмечают Бынаты хицауы ахсав — праздник покровителя жилища, который, согласно поверью, есть в каждом доме. А чтобы семья жила в счастье и изобилии, домового, разумеется, необходимо отблагодарить за его труд. Именно поэтому осетины ежегодно приносят в жертву покровителю жилища черную курицу. Птицу разделывают так, чтобы все ее части оставались целыми. После захода солнца на праздничный стол ставят ритуальные блюда, в комнате гасят свет, и все члены семьи на некоторое время из нее выходят. Так они дают домовому возможность отведать блюда. Приметы и суеверия — это отдельная глава в жизни всех осетин. С давних времен местные жители разжигали костры на старый Новый год и следили за ними до самого утра. Они верили, что чем продолжительнее и ярче был огонь, тем дольше семья будет защищена от невзгод. Этот обряд сохранился у осетин и по сей день. Пока костер горит, старшие молятся: «Да исчезнут наши беды и горести, да сгорят они в этом костре». Село Фаснал в районе Дигории Фото: Shutterstock Наутро после празднования соседи обычно ходят друг другу в гости с угощениями. Однако особое значение придается тому, кто первый переступит порог дома в новом году. Это обязательно должен быть человек с «хорошей ногой», желательно молодой мужчина. Рай для гурманов и кофеманов Осетины, конечно, любят различные поверья и легенды, но то количество легенд, которые слагаются о владикавказской шаурме, трудно себе даже представить. Местные жители действительно считают ее лучшей в мире. Поэтому я всегда в первую очередь советую попробовать именно ее». Кстати, классическая шаурма в Северной Осетии готовится с говядиной. Если же внутрь кладут курицу, то блюдо называется таук В топе лучших кафе с шаурмой у местных — Syria, Express Shaurma, Vertel, «Хата». Кроме того, невозможно уехать из Осетии, не откусив хотя бы кусочек традиционного мясного осетинского пирога фыдджын. За ними советуют отправляться в заведения «Шелковый путь» или «Фыдджынарий на тюрьме». Он всегда отдельно подается на осетинский стол, это особое блюдо. Готовят такой пирог на бездрожжевом тесте с рубленым мясом», — поясняет владикавказец Альберт. Мало кто знает, что во Владикавказе также настоящий культ кофе. В городе много уютных и современных кофеен. Новое поколение жителей республики — кофейные энтузиасты. Они постоянно исследуют различные виды зерен, их обжарку и технику приготовления напитка. Излюбленные заведения горожан, Midov Coffee и «Минималист», расположены как раз в центре города. В меню представлены как классические, так и авторские напитки. А еще вкусный и недорогой кофе можно выпить в автокофейне Avenue на улице Горького.

Уастырджи прогнал чертей, однако люди продолжали бояться и, чтобы добиться их расположения, отмечали Хайраджыты Ахсав. Сегодня традиция сохранилась: стол накрывается в полночь, выставляются пироги и другие яства, режут петуха или курицу. Пищей, приготовленной в этот праздник, нельзя угощать посторонних. Осетинский Новый год по старому стилю Ногбон приходится на 12-14 января. На рассвете каждая семья разжигает огонь. Молодежь обходит костры с песней «Сой-сой». Почетное место на столе занимает артхурон — пирог, олицетворяющий солнце. Угощать им посторонних нельзя. Дыгуры Уастырджи Уастырджи Дигорского ущелья. Ежегодно 15 января этот праздник отмечают жители Дигорского ущелья. Торжество длится неделю, каждая семья печет пироги, жертвует ягненка или барана и молит Уастырджи о благополучии и здоровье. Отмечается в Дигорском ущелье на третьей неделе Нового года, в ночь на воскресенье. На Фацбадан нельзя в течение пяти дней ходить в соседние районы в гости. На протяжении четырех дней каждая семья праздновала Фацбадан дома, готовила пироги, шашлык и другие блюда, а на пятый устраивался коллективный кувд молитвенная трапеза в святилище Идауаги. Февраль Нафы Дзуара.

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

Вернувшись домой, горец рассказал об этом случае, и с тех пор, начали праздновать этот день", — рассказал он. Маргиев отмечает, что это семейный праздник, на который нельзя никого приглашать или самому ходить в гости, а жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи. После праздника все кости жертвенного животного необходимо было закопать в земле, чтобы собаки не могли до них добраться и молитвы семьи были услышаны, заключил историк.

На Хайраджыты ахсав - ночь чертей, осетины умасливали злых существ, которые когда-то, по народным поверьям, жили вместе с ними. На этот праздник закалывают обычно козленка, так как по преданию коз создали черти и поэтому такую жертву им приятнее будет получить. Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд и закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями и шкурой или перьями.

Стол накрывали в полночь.

Уацилла поклонялись еще наши предки - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней.

Многие семьи на Уацилла делают кусарт. В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность. На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и тд. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их. Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву.

Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец. На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый.

Если же пива стало меньше — жди неурожая. Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей. Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана.

К этому дню специально варят пиво и готовят араку. И уже когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился: - О Уастырджи! Помоги мне!. И тогда он услышал голос свыше: - Хетаг! Беги к лесу! Но к лесу Хетаг уже не успевал.

Тогда он опять услышал: - Лес к Хетагу! И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей. В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным. В Рощу Хетага приезжают из разных концов Осетии, в том числе и из Южной. Роща обустроена и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний.

Каждое село имеет своё место празднования. На День Хетага забивают быка, теленка, барана. Те же кто по объективным причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи. Как и на другие большие всенародные праздники Реком, Уацилла, Джеоргуба и тд. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. В Рощу следует приезжать только с кувинагта три пирога, физонаг по одной бутылке крепкой выпивки, пива и и воды.

Неправильно забивать жертвенных животных в самой Роще и устраивать бесконечные застолья. Из Рощи ничего уносить нельзя - Уастырджи накажет. Но это не касается того, что человек приносит с собой, в том числе и остатков пищи, посуды, мусора. Иначе, при том скоплении народа, которое наблюдается сейчас, не трудно представить, во что мы превратим Святую Рощу. Праздник обычно отмечается во второе воскресенье июля. Праздник был настолько почитаем осетинами, что многие называли июль «Кахцгананты май».

Раньше кахц делали только старшему мальчику, но со временем стали делать всем последующим, ибо рождение наследника в осетинской семье считалось событием очень важным. На мальчика возлагали большие надежды, он был не только продолжателем рода, но и будущим кормильцем в семье. Когда до Кахцгананта оставалось две недели, молодую мать с первенцем, с хуыном пироги, физонаг, арака отправляли к родителям за кахцом. Родители с почетом принимали дочь и сопровождающих ее лиц: накрывались столы, на «хуын» приглашались соседи. Семья молодой матери справляла ребенку все, что полагается. Более состоятельные дарили племяннику коня, а то и быка, менее состоятельные - барана.

Помимо этого соседи, знакомые и родственники дарили ему различные подарки. Подарки укладывались на подводу, за которой бежали лошадь, жеребенок или барашек. Возвращения молодой матери ждали все родственники: всем было интересно посмотреть, что подарили мальчику его родственники по материнской линии. Если случалось, что ребенку ничего не дарили, то он мог, будучи уже подростком, угнать у родственников по материнской линии коня или жеребенка. В доме новорожденного также готовились к Кахцга-нану: закалывали быка или барана. На кувд приглашались жители села, родственники ребенка по матери.

Выкупанного, одетого во все новое младенца подносили к старшему, когда тот произносил ритуальную молитву над хуыном, принесенным из цагата матери. Молитвы были в основном обращены к Матери Марии, к Уастырджи. После молитвы он брал младенца, макал его пальчик в чашу с дзыкка каша из муки с сыром или сметаной. Не сделать кахц считалось позором, но, кроме того, существовало поверье, что мальчик, в чью честь не сделали кахц, будет расти болезненным. Поэтому те, кому по каким-либо причинам не удалось сделать кувд вовремя, делали его позже. Со временем женщины перестали ходить в цагат за кахцом, теперь ее родственники сами приносят кахц: барана, пироги, различные подарки ребенку и т.

Это было в те времена, когда монголо-татары ступили на землю алан, беспощадно предавая огню поселения наших предков. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приветили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась.

Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Нана Задалеской.

Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Праздник Нана Задалеской — женский праздник. Все молитвы - о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. В горах нет такого селения, где бы не было святилища в его честь.

Одни отмечают праздник в третье или четвертое воскресенье июля, другие в октябре. Особенно почитаемо это божество женщинами.

Иначе проблем дома не обернетесь! Источник Праздник домового у осетин В первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду в Осетии отмечают Бынаты хицауы ахсав Ночь покровителя Жилья. Впрочем, ночь на среду считается Бынаты хицауы аехсаев в течение всего года. У дигорцев вторник так и называется — «георгибон». Согласно представлениям осетин, Уастырджи собирался в путь только по вторникам.

Считалось, что все добрые начинания вторника увенчаются успехом. Считалось, что вознести молитву покровителю жилища можно в любую ночь на среду, однако, мистическая ночь — именно в первую неделю Нового года, когда осетины пытались задобрить не только покровителя жилья, но и обитателей подземного мира Хаейраеджыты аехсаев. У осетин нет описания внешнего облика покровителя жилища, у него нет другого имени, кроме Бынаты хицау, панибратство с ним не допустимо. Да и оставленной на ночь миской молока не не отделяешься. К ритуалу почитания Бынаты Хицау всегда подходили со всей ответственностью и цифровая третья декада третьего тысячелетия ничего не изменила. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву.

На столе — мясо жертвенного животного. В старину умерщвляли преимущественно козлов — как «чёртовых любимцев», но сегодня допускаются и блюда из чёрной курицы. Птицу покупают живой. Ещё одно обязательное угощение — три пирога Заблаговременно варятся специальные ритуальные напитки — осетинское пиво и арака. Даже если арака готовилась в любое другое время года — обязательной оставляют для Бынаты хицау. В полночь все члены семьи на некоторое время покидают комнату, где накрыт ритуальный стол. Прежде чем ступить за порог, старший обращается с просьбами о милости к Бынаты Хицау.

Это единственное застолье, где не упоминают Бога всуе, дабы не рассердить покровителя жилья и потусторонние силы. Вернувшись к столу, первым делом осматривают яства: жертвенная пища должна быть нетронута, по существующему поверью, в противном случае в грядущем году кто-нибудь из домочадцев непременно умрёт. Только удостоверившись в сохранности блюд и напитков, семья усаживается за стол. Всё пригодное в пищу съедается, а оставшиеся куриные кости, пух, перья и тщательно собирают и закапывают в землю или топят в реке — их ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные урны. Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром, тебе… «То, что мы вам сегодня приготовили, да будет вам угодно, а более ни на что не претендуйте.

Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», —товорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать. Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. Источник Задобрить покровителя жилища: в ночь на среду в Осетии отмечают «Бынаты Хицауы ахсав» В первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду в Осетии отмечают Бынаты хицауы ахсав Ночь покровителя Жилья. Да не станет это нашим последним даром, тебе. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», — говорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать. У каждой нации есть свои ритуальные праздники, которые отмечаются из поколения в поколение. Что за дом без домового, или Народные поверья у осетин Залина Кулумбегова Согласно поверью, для того, чтобы семья жила в счастье и достатке, необходимо заручиться покровительством домового.

Под покровительством домового — у осетин он называется Бынаты хицау — находится энергетическая атмосфера в доме. Считается, что именно домовой отгоняет от жилья нечистую силу, охраняет покой спящих домочадцев, детей, домашних животных. Покровитель жилища Бынаты хицау играет большую роль в жизни осетин, они верят, что он охраняет дом от проникновения в него опасных для человека духов. По осетинскому поверью, у каждого жилища есть свой домовой. Поэтому, чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. В противном случае домочадцев ждали неприятности. Очень часто можно услышать разные истории, связанные с этим домашним духом.

Открыв глаза, увидела женщину в черном одеянии, которая злобно на меня смотрела. Я закричала. Домочадцы забежали в комнату, но никого не увидели. Свекор сказал, что это был домовой, который недоволен тем, что молодая невестка не уделила ему внимание. Потом мы испекли три пирога, вознесли молитву Бынаты Хицау. После этого я эту женщину уже не видела», — рассказывает жительница Цхинвала Инна. По народным поверьям домовой может принимать образ женщины или старика.

Но чаще всего это невидимая, но четко ощущаемая субстанция. Чтобы задобрить духа жилища, осетины отмечают «Бынаты хицауы ахсав» ночь домового.

Навигация по записям

  • Ночь чертей и её особенности
  • Праздник джеоргуба в 2023 году когда осетии
  • Зимние праздники осетин - фотоподборка
  • Похожие презентации
  • В новогодние дни осетины и чертям дают попировать

Священная роща Хетага эксклюзив

  • Рекомендуемое
  • В каком возрасте можно резать петуха? - Подборки ответов на вопросы
  • БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ - YouTube
  • Джеоргуба 2023 когда будет
  • Как праздновать День Хетага?
  • Ночь чертей и её особенности

Зимние осетинские праздники

Бынаты Хицауы бардуагмæ батабу кæн, цæмæй дæ хæдзар, дæ бынат амондджын уа, йæ хорзæх уа бынаты. Бынаты хицауы Ахсав. Бынаты Ахсав у осетин. Джеоргуба 2023 когда будет. Бынаты хицауы ахсав 2024. Праздник покровителя жилища у осетин. Бынаты хицауы ахсав обладают особой силой и значимостью для людей, исповедующих эту форму молитвы. В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Их всех принесли в жертву в осетинский языческий праздник «Бынаты Хицауы Ахсав».

Праздники регионов СКФО

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища) Cправляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. Бынаты хицауы Ахсав. Бынаты Ахсав у осетин. Джеоргуба 2023 когда будет. праздник покровителя жилища. Основным обрядом Хайраджыты Ахсав является принесение жертвы домашнему духу, которого называют Бынаты хицау. Речь идет о празднике покровителя жилища «Бынаты хицауы æхсæв» и так называемой «Ночи чертей».

Осетинские стихи на новый год

Причём масленичными блинами и яйцами на Пасху ограничиваются далеко не все! Вот, например, осетины на всякий случай подкармливают чертей и ублажают домовых. Мало ли что. Бынаты Хицауы Ахсав ночь домового — праздник покровителя жилища и по сей день активно отмечают в Северной Осетии. Рвение осетин понятно, ведь осетинский дух дома — обитающая в кладовой старуха-домовуха Бынаты Хицауы — неуважения не терпит: не получит сполна положенные ей почести — незамедлительно нашлёт на домочадцев болезни и горести. Заодно с Бынаты Хицауы осетины чествуют в эту ночь ещё и чертей — Хайраджыты Ахсав. Ведь помимо хранителя очага в доме обитают ещё и они, и так же, если не больше, нуждаются во внимании и уважении.

Сделав традиционные три пирога и шашлык из внутренностей, возносили молитву духам. Три треугольных пирога, шашлык и араку несли в святилище, где жрец возносил ритуальную молитву, обращенную к духам, просил, чтобы они покровительствовали собравшимся, чтобы те милостью покровительствующих им духов могли каждый год отмечать здесь праздник. После молитвы все садились за импровизированные столы, по три человека за каждый, и начиналось пиршество. В святилище собирались люди из разных сел, пели, веселились, посылали друг другу почетные бокалы в знак уважения. Женщины всегда сидели отдельно. В разгар пиршества молодежь устраивала танцы, которые продолжались и по возвращении домой. Все считали долгом пригласить соседей и на славу угостить их. В наши дни праздник отмечается менее широко, чем прежде.

УАЦИЛЛА Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-громовержцем. Уацилла поклонялись еще наши предки - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт.

В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность. На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и тд. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау. В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их. Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище.

Этим правом обладал только жрец. На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше - жди неурожая. Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей. Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла.

Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку. И уже когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился: О Уастырджи! Помоги мне!. Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал: Лес к Хетагу! И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей.

В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным. В Рощу Хетага приезжают из разных концов Осетии, в том числе и из Южной. Роща обустроена и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село имеет своё место празднования. На День Хетага забивают быка, теленка, барана. Те же кто по объективным причинам не может этого сделать, покупает три ребра от говяжьей и мясо, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи. Как и на другие большие всенародные праздники Реком, Уацилла, Джеоргуба и тд. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым.

В Рощу следует приезжать только с кувинагта три пирога, физонаг по одной бутылке крепкой выпивки, пива и и воды. Неправильно забивать жертвенных животных в самой Роще и устраивать бесконечные застолья. Из Рощи ничего уносить нельзя - Уастырджи накажет. Но это не касается того, что человек приносит с собой, в том числе и остатков пищи, посуды, мусора. Иначе, при том скоплении народа, которое наблюдается сейчас, не трудно представить, во что мы превратим Святую Рощу. Праздник обычно отмечается во второе воскресенье июля. Праздник был настолько почитаем осетинами, что многие называли июль «Кахцгананты май». Раньше кахц делали только старшему мальчику, но со временем стали делать всем последующим, ибо рождение наследника в осетинской семье считалось событием очень важным.

На мальчика возлагали большие надежды, он был не только продолжателем рода, но и будущим кормильцем в семье. Когда до Кахцгананта оставалось две недели, молодую мать с первенцем, с хуыном пироги, физонаг, арака отправляли к родителям за кахцом. Родители с почетом принимали дочь и сопровождающих ее лиц: накрывались столы, на «хуын» приглашались соседи. Семья молодой матери справляла ребенку все, что полагается. Более состоятельные дарили племяннику коня, а то и быка, менее состоятельные - барана. Помимо этого соседи, знакомые и родственники дарили ему различные подарки. Подарки укладывались на подводу, за которой бежали лошадь, жеребенок или барашек. Возвращения молодой матери ждали все родственники: всем было интересно посмотреть, что подарили мальчику его родственники по материнской линии.

Если случалось, что ребенку ничего не дарили, то он мог, будучи уже подростком, угнать у родственников по материнской линии коня или жеребенка. В доме новорожденного также готовились к Кахцга-нану: закалывали быка или барана. На кувд приглашались жители села, родственники ребенка по матери. Выкупанного, одетого во все новое младенца подносили к старшему, когда тот произносил ритуальную молитву над хуыном, принесенным из цагата матери. Молитвы были в основном обращены к Матери Марии, к Уастырджи. После молитвы он брал младенца, макал его пальчик в чашу с дзыкка каша из муки с сыром или сметаной. Не сделать кахц считалось позором, но, кроме того, существовало поверье, что мальчик, в чью честь не сделали кахц, будет расти болезненным. Поэтому те, кому по каким-либо причинам не удалось сделать кувд вовремя, делали его позже.

Со временем женщины перестали ходить в цагат за кахцом, теперь ее родственники сами приносят кахц: барана, пироги, различные подарки ребенку и т. Это было в те времена, когда монголо-татары ступили на землю алан, беспощадно предавая огню поселения наших предков. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приветили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли.

Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Нана Задалеской. Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог.

Праздник Нана Задалеской - женский праздник. Все молитвы - о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. В горах нет такого селения, где бы не было святилища в его честь. Одни отмечают праздник в третье или четвертое воскресенье июля, другие в октябре. Особенно почитаемо это божество женщинами. Семьи, в которых была молодая невестка или рождался ребенок, делали в этот день кусарт. В честь Хуцауы дзуара устраивали общесельский кувд, закалывали бычка. Люди шли в святилище с подношениями.

Победителю вручался кады нуазан бокал чести - чаша с пивом. Получить кады нуазан в день Хуцауы дзуара было очень престижно. Праздник продолжался целый день. Паломникам давали с собой фадзахсан: выпивку, пирог и шашлык с тем, чтобы это обязательно отведали домочадцы. В Осетии и по сей день много действующих святилищ Хуцау дзуара. Особую популярность приобрело святилище недалеко от Владикавказа, куда собираются не только владикавказцы, но и жители окрестных сел.

Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром, тебе...

Этот праздник отмечают в Осетии по сей день. В ночь с 13 на 14 января празднуется Ногбон новый день , соответствующий старому Новому году. Ногбон связан с солнечным циклом. Вероятно, поэтому молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день». Ночь накануне праздника считается особенно значимой. Каждый член семьи должен был съесть кусок этого пирога. Угощать посторонних им не разрешалось. Вечером перед домом разжигали костры.

Каждому хотелось, чтобы его костер был больше.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий