Легитимность власти, сущностная черта правления, характеризующая добровольное признание обществом права политической элиты на принятие.
Песков: легитимность Зеленского вскоре окажется под сомнением
Легитимный альтернативный лидерство: В случае наличия нелегитимного президента может возникнуть оппозиционное движение или группы, которые объединяются вокруг легитимного лидера или идеологии и стремятся к смене режима или проведению новых выборов. Украина призвала Парламентскую ассамблею Совета Европы проверить легитимность российского лидера Владимира Путина. В настоящем докладе, с экспертной точки зрения оценивается легитимность различных составляющих выборного процесса по ходу президентской избирательной кампании 2018 года. Доктор юридических наук Владимир Плигин объяснил суть понятия «легитимность власти». Прошедшие выборы президента Российской Федерации были открытыми и легитимными, прошли на конкурентной основе. Об этом заявил председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания, передает ТАСС.
США объявили о нелегитимности Путина после поправок в Конституцию
При этом, в Европарламенте выразили сожаление, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поздравил Путина с его переизбранием. Депутаты призывают ЕС продолжать активно поддерживать независимые российские общественные организации, средства массовой информации и правозащитников», — подчеркнули в документе. Кроме того, Европарламент призвал Кремль освободить политических заключенных, а также журналистов Эвана Гершковича и Алсу Курмашеву.
Фото Reuters Правовые пробелы в вопросе признания легитимности последующего пребывания президента Украины Владимира Зеленского у власти, то есть по завершении нынешнего пятилетнего срока в мае 2024 года, существуют, подтвердила украинский политический аналитик Ирина Овчар.
Она также отметила снижение рейтингов доверия к президенту. В таких условиях парламентариям следовало бы обратиться за необходимыми разъяснениями в Конституционный суд Украины КСУ. Ранее представители партии «Слуга народа» заявляли, что не станут этого делать.
По мере приближения завершения срока полномочий действующего главы государства с такими запросами в КСУ могут обращаться депутаты от других фракций Верховной рады Украины, чтобы добиться дальнейшего снижения рейтингов Зеленского на фоне сохраняющегося уровня поддержки экс-главкома ВСУ Валерия Залужного. Несмотря на очевидное стремление украинских властей представить вопрос о легитимности власти президента Украины Владимира Зеленского и после истечения нынешнего пятилетнего срока его полномочий исключительно «нарративом Москвы», он все же закрепляется в повестке Киева. В опубликованной 5 марта в киевских СМИ статье политический аналитик, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований им.
Кураса НАН Украины Ирина Овчар не только признала наличие соответствующего пробела в правовых нормах, но также отметила, что и социологические рейтинги в качестве одного из инструментов подтверждения легитимности власти фиксируют снижение доверия к президенту. В подобных обстоятельствах для депутатов от пропрезидентской партии «Слуга народа» было бы логично обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Украины. Но они, видимо, опасаются, что КСУ признает необходимость проведения выборов.
Однако если она потеряет народное доверие, то станет нелегитимной, всё ещё сохраняя при этом свою легальность. А партия, пришедшая к власти нелегальным путём например, в результате революции , может заручиться народной поддержкой и тем самым обрести легитимность. Легитимная власть Легитимной называют власть, которую признаёт и считает оптимальной большинство населения. То есть, даже если стопроцентной народной поддержки у власти нет, она всё равно может считаться легитимной, если большинство соглашается с её политикой. Британский политолог Дэвид Битэм в своей монографии «Легитимация власти» предложил такое понятие как «структура легитимности». Оно включает 3 обязательных элемента условия : власть соответствует правилам, существующим в данном обществе. Таким образом легитимность связана с легальностью.
По сути, это показатель того, имеет ли право действующая власть занимать своё место и осуществлять свои полномочия от имени народа. И всё же это разные понятия. Легитимность отражает признание власти населением, а легальность — её соответствие действующему законодательству. Любая власть стремится поддерживать свою легитимность на максимально высоком уровне. Для этого она может прибегать к таким средствам как: поддержание в обществе законности и порядка; пропаганда, призванная повысить популярность принимаемых законов; использование народных традиций в законотворческой деятельности; принятие законов, оправдывающих выбранный властью путь развития страны. Признаки легитимности власти Как было отмечено выше, автором рассматриваемого понятия считается Макс Вебер. Чтобы лучше объяснить, что такое легитимность, он предложил следующие признаки, которыми обязательно должна обладать власть: Легальность.
Власть должна быть получена законным путём, а все решения политического руководства должны соответствовать действующему законодательству. Эффективная экономическая система. Экономика страны должна работать слаженно и полностью обеспечивать потребности населения или хотя бы развиваться в этом направлении. Ценность власти для населения. Население должно поддерживать власть и быть уверенным, что именно эта власть максимально соответствует его потребностям и действует в его интересах. Все наиболее заметные представители власти должны обладать харизмой и вызывать симпатию у большинства граждан. Признаки нелегитимности власти Легитимность и нелегитимность — это крайние состояния, но есть и промежуточные.
Когда у легитимной власти появляются признаки нелегитимности, этот процесс называется делегитимацией. Это сразу же отражается на состоянии общества, вызывает рост недовольства и социального напряжения в стране. В качестве основных можно назвать такие признаки нелегитимности власти как: несоответствие реально проводимой политики провозглашаемым целям и задачам; отсутствие поддержки реформ или выбранного курса развития со стороны населения; снижение уровня доверия к социальным институтам ; высокий уровень классового неравенства и его рост; ограничение прав и свобод населения; применение властью силовых методов для подчинения общества. Источники легитимности власти Источники легитимности — это факторы, обеспечивающие легитимность действующей власти. В качестве наиболее важных современная политология называет такие источники как: Система ценностей. Народ принимает и поддерживает провозглашаемую систему ценностей. Данный источник обеспечивает так называемую идеологическую легитимность.
Задействовать механизм принуждения: полицию, военных, суровые законы, карательные структуры. По этому пути идут диктатуры. Часто нелегитимные системы распадаются.
Яркий тому пример — это революции. Люди окончательно разочаровываются в действующем правительстве и агрессивными методами формируют новую верхушку. Что-то похожее сейчас наблюдается во Франции, где власть уже не пользуется поддержкой народа по сути, находится «у руля» нелегитимно.
Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, считая это нормой. Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже.
Поэтому легитимно — это не всегда справедливо или правильно. Легальность и легитимность — это одно и то же? Легитимность и легальность государственной власти — это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами.
Они оба характеризуют политический режим , но под разными углами. Легальность — это соответствие действующим нормам права. Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки например, депутатов или олигархов.
Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания. Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества. Хорошо, когда она сочетается с легальностью.
Но так бывает не всегда.
Легитимность власти
Но, вероятно, и оппоненты не заинтересованы в том, чтобы поставить юридическую точку в данном вопросе. Поскольку его сохранение служит хорошим поводом для критики текущего руководства страны и усиления негативных общественных настроений, указала Овчар. Следует отметить, что по тональности ее статья значительно отличалась, скажем, от появившегося в конце января в СМИ комментария судьи КСУ в отставке Николая Мельника. Тот хотя и признал, что в Конституции страны не содержится специальной нормы, которая предусматривала бы продление полномочий президента во время действия военного или чрезвычайного положения, подобно аналогичному пункту относительно парламента в ч. Впрочем, другие законодательные статьи вполне закрывают соответствующую проблему. Поэтому проведение следующих выборов в условиях продолжающегося военного конфликта нецелесообразно и идет вразрез с интересами государства, отметил Мельник. Сам Владимир Зеленский на пресс-конференции 25 февраля заявил, что проблема легитимности его власти является «нарративом Российской Федерации». Также западные партнеры называли ему фамилии тех, кто внутри Украины поддерживает этот нарратив. Все против этого, абсолютно все. Ну, будет здесь [президент Франции] Эмманюэль Макрон, ближайший из «семерки», можете задать ему вопрос — он ответит», — сказал Зеленский.
Допускаю, что да. В периоды больших потрясений на поверхность вместе с народом, желающим перемен, всегда всплывают и проходимцы, и преступники. Моли ли они совершать какие-то противозаконные действия? Очевидно, да, и наверняка совершали, особенно пока полиция была поглощена борьбой с протестующими. Но является ли эта кучка людей определяющей? Можно ли на основании того, что на многотысячном Майдане, как и в любой части любого общества, было некоторое количество преступников, говорить о том, что власть в Киеве захватили фашисты? Очевидно, нет. Более того, действия новой власти выглядят достаточно сдержанными и мудрыми. Все новые законы и назначения утверждаются Верховной Радой, которая не только в целом легитимна, но и легальна — то есть избрана на основе существующих законов.
В отсутствии легального президента именно Рада остается единственной легальной верховной властью. На данный момент неизвестно ни о каких расправах или сведении счетов, организованных новой властью еще раз, я говорю здесь именно о новой власти, а не об уличной преступности. Только одна, по моему мнению, принципиальная ошибка, была допущена в горячке первых дней — отмена закона о «двуязычии», который позволял регионам устанавливать второй язык в качестве государственного. Именно она стала основой всех последующих обвинений новой киевской власти в «притеснении русскоязычного меньшинства», но, к моему удивлению, и она уже исправлена! И снова о легитимности. Парламент — отчасти да, все остальные — нет, и уж точно совершенно нельзя сказать о легитимности исполняющего обязанности президента, там просто нет никакой легитимности. Есть юридически только один легитимный президент. Ясно, что у него нет никакой власти, понятно. Но я уже об этом говорил, хочу повторить: этим легитимным президентом чисто юридически, безусловно, является только Янукович», - это снова цитата из пресс-конференции Владимира Путина.
Однако наш президент ошибается. Учитывая все вышесказанное, очевидно, что никакой легитимности у Януковича на данный момент нет.
Они оба характеризуют политический режим , но под разными углами. Легальность — это соответствие действующим нормам права. Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки например, депутатов или олигархов. Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания. Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества. Хорошо, когда она сочетается с легальностью.
Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами. Типы легитимного правления Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели. Традиционный тип. Люди доверяют системе, потому что привыкли к ней. В обществе сложились определённые обычаи, традиции , моральные устои , которые никто не хочет нарушать.
Пример традиционного легитимного правителя — это королева Великобритании. Харизматический тип. Здесь легитимность власти базируется на личности вождя. Люди очарованы его харизмой, верят в обещания, восхищаются решениями. Удивительно то, что Гитлер в фашистской Германии действовал легитимно с одобрения большинства , хоть и попирал принципы морали и гуманизма.
Представитель Кремля заявил, что легитимность президента Украины вскоре окажется под сомнением Сегодня По его словам, это придется сделать даже с юридической точки зрения. Путин» официальный представитель российского руководства, заместитель главы администрации президента Дмитрий Песков прокомментировал ситуацию на Украине. В частности, пресс-секретарь высказался по поводу истечения полномочий украинского лидера Владимира Зеленского.
"Все диктаторы сидят в Евросоюзе": Лукашенко назвал себя легитимным президентом
Ну тоесть, просроченный Зеля — это легитимный президент и вообще это другое. Ну а Петр Первый, Александр Невский и прочие Чебурашки у нас на выборах создавали особую атмосферу страха и репрессий, это вообще не обсуждается. А насРАТЬ!!!
Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить.
Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил [1].
Закона РФ от 14. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и или занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Европарламент призвал не признавать Путина легитимным президентом
Более того, «Голос» объявил, что сбор подписей в поддержку Путина оплачен из госбюджета Можно полагать, что гарантированно лишь один кандидат, собиравший подписи, собрал достаточное количество достоверных подписей — это самовыдвиженец В. Путин, подписи в поддержку которого собирались с использованием колоссального административного ресурса и, в массе своей, их сбор не оплачивался с избирательного счёта кандидата. В целом, процедура регистрации по подписям оказалась полностью непрозрачной для общественности и отражала, как можно с высокой вероятностью предположить, лишь заранее запланированное политико-административное решение. Информирование о выборах и представление обществу активности кандидатов. Практика получения крупными СМИ «темников» из Администрации президента с указаниями по освещению политических событий работает на этих выборах во всей красе. Известные эксперты и политологи в СМИ и социальных сетях в открытую называют высокопоставленных чиновников, которые, по их мнению, отдают указания СМИ в связи с выборами Вайно, Кириенко, Громов и др. Достаточно привести примеры вопиюще некорректного отношения к П. Тема «зарубежных счётов» Грудинина освещается на ТВ до сих пор, даже в репортажах, тематически не связанных с этим. Невозможно себе представить, чтобы аналогичное освещение в СМИ получили версии о зарубежных счетах и имуществе, контролируемых другим кандидатом. Телевидение не поднимает тем, связанных с докладом Салье, слухами о «деньгах Михаила Ивановича», подробностями «Панамского досье», странными состояниями и финансовыми операциями Ролдугина и Пригожина и т.
Тема законности «делёжки паёв» в лихие 90-е поднимается на ТВ исключительно по отношению к Совхозу им. Ленина, но никогда — к г. Петербургу, где один из кандидатов курировал процессы приватизации. Эксперты отмечали странные задержки ВЦИОМа с публикацией предвыборных рейтингов и негативные комментарии директора ВЦИОМ по отношению к Грудинину при отсутствии таких комментариев в отношении Жириновского в симметричной ситуации — рейтинг кандидата ниже рейтинга выдвинувшей его партии. Равенство в освещении крупнейшими СМИ деятельности кандидатов. В свою очередь В. Особенно заметны перекосы при трансляции однотипных предвыборных сюжетов. Например, процедура выдвижения кандидатов на съездах партий. Или встречи кандидатов с доверенными лицами.
Путина пришлось более 90 проц. Применяется и другая методика анализа соблюдения принципа равенства кандидатов в освещении на ТВ. Например, движение «Голос» учитывает только информационные выборные блоки титрированные сюжеты, то есть обозначение телеканалами, что речь идет о кандидатах в президенты. Так, в отчете «Голоса» о медиамониторинге восьмой недели 5 — 11 февраля избирательной кампании по выборам президента России отмепчается, что интерес телеканалов к выборам прямо пропорционален активности Владимира Путина. Отсутствие значимых событий в его формальной избирательной кампании не ведет к большему освещению деятельности других кандидатов, а просто уменьшает общий объем «предвыборного» эфира. Например, в сравнении с предыдущей неделей Первый канал в этой ситуации уменьшил объем блоков, посвященных выборам, в 1,6 раза. С учетом активного освещения деятельности Владимира Путина в качестве должностного лица можно утверждать, что федеральные телеканалы целенаправленно создают у зрителей ощущение, что настоящую кампанию ведет только один кандидат, и занимаются манипуляцией общественным мнением, отмечается в докладе «Голоса». Вопиющим фактом неравенства стала демонстрация многосерийного фильма О. Стоуна на Первом канале.
Было показано три серии, четвертую по просьбе ЦИК отложили. Но другим кандидатам — Грудинину, Явлинскому ЦИК отказала в праве на демонстрацию подобных телевизионных фильмов. ЦИК РФ не реагирует на нарушения даже в неравенстве освещения одних и тех же типовых событий в кампаниях кандидатов, сначала затягивая рассмотрение жалоб, а потом отказывая в их удовлетворении. Аналитический доклад о характере информирования о событиях президентской выборной кампании на пяти федеральных телеканалах: данные с 14 января по 18 февраля 2018 года. В течение анализируемого периода в «информационных блоках» и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов нарастало негативное освещение деятельности кандидата П. Если в январе было зафиксировано 58,2 проц. Отмечена цикличность «вброса» негатива на федеральных каналах. По сути, информирование превратилось в пропаганду против кандидата от КПРФ, делается вывод в докладе. В уже упоминавшемся отчете «Голоса» о медиамониторинге восьмой недели 5 — 11 февраля тональности освещения кандидатов в президенты подтвержден прений вывод: «Сохраняется существенный дисбаланс в тональности упоминаний кандидатов.
Владимир Путин остается единственным кандидатам, кто за три недели мониторинга не получил ни одного негативного комментария в рассмотренных выпусках новостей, в то время как у Павла Грудинина доля позитивных комментариев остается мизерной при огромном количестве негативных». У троих кандидатов — Владимира Жириновского, Максима Сурайкина и Григория Явлинского — наблюдается стабильная, но небольшая коррекция в сторону уменьшения количества уделенного им времени. Господствующая тональность при их упоминании — нейтральная. Как видно, мониторинги телеканалов, осуществляемые как ЦИПКР, так и «Голосом» дают сходную картину вопиющего дисбаланса тональности при освещении предвыборной деятельности кандидатов. Кстати, правительственный ВЦИОМ, анализирующий по данным опросов восприятие легитимности выборов, отмечает: если в декабре 60,5 проц. И еще: если в декабре 38,7 проц. Учитывая, что новостной и информационный контент ведущих телеканалов, по оценке экспертов, жестко контролируются АП РФ, ЦИК РФ демонстративно не замечает нарушений и игнорирует жалобы кандидатов, то можно говорить о целенаправленной государственной информационной политике, ведущей в итоге к делегитимизации выборов по такому ключевому информационному направлению ведения выборной кампании. И данные правительственного ВЦИОМ фиксируют тревожные с этой точки зрения тенденции в общественном мнении россиян. Наличие информационных провокаций.
Последний пример — подмётные письма, якобы от имени штабов Грудинина руководителям торговых центров с вымогательством денег. Крупнейшие СМИ охотно публикуют любые обвинения, не давая кандидату адекватной возможности опровержения. Презумпция невиновности не работает. Можно смело полагать, что «фейк-ньюс» — стали политикой государственных СМИ в эту избирательную кампанию. Итоговая оценка по разделу: средний показатель по каждому параметру : п. Равные условия ведения кандидатами агитации. Равные условия предоставления кандидатам агитационных «площадок» Строгое требование оплаты агитации за кандидата из его избирательного фонда Подмётная «чёрная» агитация Запрет информационных и агитационных материалов Полицейское давление на штабы кандидатов и агитаторов. Равные условия предоставления кандидатам агитационных «площадок».
Легальность избрания Президент должен быть избран в соответствии с законом, который определяет процедуру выборов и условия, необходимые для участия кандидатов. Это гарантирует, что выборы были проведены справедливо и прозрачно, без использования незаконных методов и средств. Широкая поддержка населения Президент должен иметь широкую поддержку населения своей страны. Это может быть выражено в форме большинства голосов избирателей или в других показателях, указывающих на значительное доверие и поддержку народа. Правомерность власти Президент должен обладать правомерной властью, полученной в результате выборов или другим законным способом. Он должен быть признан правным представителем своей страны и осуществлять свои полномочия в соответствии с законом и конституцией. Международное признание Легитимность президента может быть подтверждена его признанием другими государствами. Если президент является признанным официальным представителем своей страны в международных отношениях, это укрепляет его статус внутри страны и гарантирует его легитимность на международной арене. Воля народа Воля народа может быть выражена через голосование. Граждане имеют право свободно выбирать президента и активно участвовать в политической жизни страны. Они могут принимать участие в предвыборных кампаниях, встречаться с кандидатами и анализировать их программы и обещания. Итоговые выборы должны отражать реальные предпочтения народа и быть признаны международными наблюдателями. Примером улучшения демократического процесса и уважения к воле народа являются переходы власти в результате мирных президентских выборов. Когда президент уходит по собственной инициативе или по результатам выборов, это признак стабильности и демократизации страны.
Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить.
Президент призвал жителей России прекратить участие в преступных действиях и уточнил, что те, кто организовал военный мятеж, ответят за свои действия. И это имеет решающее значение для сохранения единства страны», - подчеркнул глава областного центра Анатолий Локоть.
Путин: легитимность выборов должна быть абсолютно очевидной для всех
Статья 81 \ КонсультантПлюс | Прошедшие выборы президента Российской Федерации были открытыми и легитимными, прошли на конкурентной основе. Об этом заявил председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания, передает ТАСС. |
"Все диктаторы сидят в Евросоюзе": Лукашенко назвал себя легитимным президентом | Что такое легитимность простыми словами Рассказываем, что такое легитимность власти, Конституции и документа без сложных терминов и простыми словами. |
Понятие легитимности: значение термина, какие положения характеризует | В ПАСЕ призвали больше не признавать легитимность Путина на посту президента после 2024 года. |
Легитимность - понятие, типы, принципы, примеры | Президент призвал жителей России прекратить участие в преступных действиях и уточнил, что те, кто организовал военный мятеж, ответят за свои действия. |
Как президент Украины борется с угрозой утраты легитимности - | В резолюции говорится, что бесконтрольная президентская власть Владимира Путина, который управляет страной в качестве президента или премьер-министра с 2000 го. |
Что такое легитимность президента Путина
Песков: легитимность Зеленского вскоре окажется под сомнением | «Потому что самым главным результатом любых выборов в России является их легитимность», — подчеркнул президент. |
Легитимность президентской кампании 2018 года. Оценка первых этапов. Аналитический доклад ЦИПКР | Легитимность президента Украины Владимира Зеленского скоро будет поставлена под сомнение. Как передает , об этом заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. |
Вопрос о легитимности Зеленского утверждается в киевской повестке
Что такое легитимность простыми словами Рассказываем, что такое легитимность власти, Конституции и документа без сложных терминов и простыми словами. Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Хорошим примером персональной легитимности служит президент США, только, харизматической легитимностью он не обладает. Хорошим примером персональной легитимности служит президент США, только, харизматической легитимностью он не обладает.
Что значит легитимный президент?
Президент России Владимир Путин назвал Виктора Януковича легитимным президентом Украины, а нынешнюю власть – незаконной. Нелегитимность президента может также возникнуть в случае отсутствия легитимного процесса передачи власти. Примером легитимного президента может служить президент, избранный посредством честных и открытых выборов, признанный электоральными органами и не имеющий препятствий для осуществления своих полномочий согласно конституции. А он точно президент России ПОЧЕМУ ОН ДЛЯ АФРИКИ ДЕЛАЕТ БОЛЬ. Понятие "легитимный президент" является одним из важных понятий политической науки и юриспруденции.
Что значит легитимный президент?
Например, правительственный ВЦИОМ уже три месяца выводит индекс легитимности идущей президентской кампании с точки зрения общественного мнения. В настоящем докладе, с экспертной точки зрения оценивается легитимность различных составляющих выборного процесса по ходу президентской избирательной кампании 2018 года. Основные этапы и оценочная шкала В данном материале даны экспертные оценки следующих этапов избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации: Подготовительный этап от корректировки законодательства до назначения выборов Выдвижение и регистрация кандидатов Информирование о выборах и представление обществу активности кандидатов Равные условия ведения кандидатами агитации в настоящем докладе оценки даны по состоянию на начало агитационного периода в СМИ, то есть на 17 февраля. Эксперты рассмотрели легитимность и «чистоту», общественную приемлемость, доверие к каждому этапу выборов с точки зрения указанных далее критериев. По каждому критерию выставлена оценка по пятибалльной шкале.
Оценки подготовительного этапа Подготовка выборов. Выборы президента РФ были назначены в штатном режиме в связи с окончанием срока полномочий действующего президента 5 марта 2018 г. Процедура назначения выборов соответствовала закону и общественным ожиданиям. Однако, законодатели так исправили закон и выбрали день голосования, что он оказался максимально удобным для агитации за действующего президента.
И это вызвало критику не только экспертов, но и оппозиционных партий и части СМИ. Оценка: 4. Масштабные правки избирательного законодательства накануне выборов. Новая редакция закона «О выборах президента РФ» была принята в соответствии с законом в положенные сроки.
Однако, вновь введённое право граждан голосовать на любом избирательном участке страны и отмена открепительных удостоверений в прямом и переносном смысле — крупная законодательная новация. В прямом смысле, так как ключевой аспект — порядок включения гражданина в списки избирателей всегда регулируемый Законом в случае голосования избирателя по месту нахождения вынесен в инструкцию ЦИК и теперь не регулируется законом. С точки зрения же прозрачности и честности выборов данный шаг вызывает колоссальную критику по следующим аспектам: изменения порядка голосования фундаментальны — теперь на одном избирательном участке может не проголосовать никто, а на другом — весь город — неравенство избирательных участков списки избирателей дополнительные списки формируются в системе ГАС-Выборы и не подконтрольны избирательной системе. Сам порядок формирования этих доп.
При закрытости ГАС-Выборов от наблюдателей и представителей партий это делает формирование дополнительных списков полностью непрозрачным. При старой системе голосования наблюдатели и члены комиссий имели хотя бы теоретическую возможность препятствовать таким нарушениям. Сейчас же от членов комиссий не зависит ничего, они не в состоянии и не вправе отследить и исправить нештатную работу электронных систем. Фактически, выборы президента проходят по новым правилам, как их назвали в ЦИК РФ — это «отмена крепостного права для избирателей на выборах».
Новшества, в целом, общественностью восприняты с настороженностью, вызвали заметную негативную реакцию и критику. Даже если они будут восприняты по итогам позитивно, столь серьезные новации — это признак нестабильности избирательной системы. Оценка: 3. Новые избирательные механизмы.
Указанные выше новые механизмы голосования по месту нахождения апробировались лишь на региональных выборах 2017 г. Эта проверка отмечена следующими особенностями: новый порядок голосования, крайне сложный в реализации, был протестирован в 20 регионах РФ. Избирательные комиссии оставшихся 65 регионов будут использовать этот механизм на выборах президента впервые, без его отработки на менее важных выборах. Это связано с тем, что внутренние миграции в регионах ничтожно малы в сравнении с числом людей из «глубинки», работающих и живущих без прописки в крупнейших и богатейших регионах.
Таким образом, при единственном тестировании механизм отсева многократных заявок не работал в принципе. Несмотря на это, новации были введены в масштабах всей страны. Тестирование новой системы голосования по месту нахождения было недостаточным и, главное, провальным. Заставило ЦИК вносить коррективы в инструкции.
Насколько это окажется эффективным, пока никто не знает. Оценка: 2. Экспертная оценка качества избирательного законодательства. Качество избирательного законодательства России до последних правок следует оценить, как среднее.
Процесс его корректировки идет непрерывно, зачастую, в интересах партии власти. С одной стороны, в выборном законодательстве закреплены основные демократические нормы и многие механизмы контроля честности голосования. С другой стороны, по многим аспектам эти гарантии прав и возможности контроля явно недостаточны в реалиях нашей российской политики. Последние же изменения, как указано выше, носят негативный характер и централизуют управление процессом в системе ГАС-Выборы, которая, в отличие от «бумажной» части избирательной системы, крайне плохо описана в избирательном законодательстве и предельно закрыта и непрозрачна.
Готовность избирательной системы к корректной работе в полном соответствии с законом. До недавних пор «при Чурове» качество работы подавляющего большинства ТИК и УИК в России было глубоко неудовлетворительным, а степень беззакония зашкаливала во всех регионах. Новым созывом ЦИК и лично Э. Памфиловой предприняты серьёзные и действенные меры по борьбе с наиболее широко известными массовыми фальсификациями.
Многие избирательные комиссии в последние годы стали работать с оглядкой на закон. Однако, в ряде как русских регионов Саратовская, Кемеровская, Тюменская области и др. На этих территориях члены избирательных не знают избирательного законодательства и не приучены его соблюдать, действуя, нередко, с оглядкой на административную вертикаль. Информирование избирателей о назначении выборов.
Информирование избирателей о назначении выборов ведётся широко. Привлечение к информированию граждан о выборах сотрудников многофункциональных центров — МФЦ, их массовое принудительное введение в состав избирательных комиссий, поквартирные обходы ими жителей в городах с целью привода на выборы, грубо нарушают принципы демократических выборов. Повсеместно происходят попытки привода на выборы граждан, живущих не по месту прописки, тотальный сбор их персональных данных, уговоры подать заявление о голосовании по месту пребывания прямо на дому, а в ряде случаев — и агитация ими за определённого кандидата. Тонкая грань между информированием избирателя о выборах и принуждением к голосованию во многих случаях нарушается.
Самые вопиющие случаи — в трудовых коллективах, где работают преимущественно «приезжие», например, метростроевцы в Москве. Подключена даже система образования.
Масштабные правки избирательного законодательства накануне выборов. Новая редакция закона «О выборах президента РФ» была принята в соответствии с законом в положенные сроки. Однако, вновь введённое право граждан голосовать на любом избирательном участке страны и отмена открепительных удостоверений в прямом и переносном смысле — крупная законодательная новация. В прямом смысле, так как ключевой аспект — порядок включения гражданина в списки избирателей всегда регулируемый Законом в случае голосования избирателя по месту нахождения вынесен в инструкцию ЦИК и теперь не регулируется законом. С точки зрения же прозрачности и честности выборов данный шаг вызывает колоссальную критику по следующим аспектам: изменения порядка голосования фундаментальны — теперь на одном избирательном участке может не проголосовать никто, а на другом — весь город — неравенство избирательных участков списки избирателей дополнительные списки формируются в системе ГАС-Выборы и не подконтрольны избирательной системе.
Сам порядок формирования этих доп. При закрытости ГАС-Выборов от наблюдателей и представителей партий это делает формирование дополнительных списков полностью непрозрачным. При старой системе голосования наблюдатели и члены комиссий имели хотя бы теоретическую возможность препятствовать таким нарушениям. Сейчас же от членов комиссий не зависит ничего, они не в состоянии и не вправе отследить и исправить нештатную работу электронных систем. Фактически, выборы президента проходят по новым правилам, как их назвали в ЦИК РФ — это «отмена крепостного права для избирателей на выборах». Новшества, в целом, общественностью восприняты с настороженностью, вызвали заметную негативную реакцию и критику. Даже если они будут восприняты по итогам позитивно, столь серьезные новации — это признак нестабильности избирательной системы.
Оценка: 3. Новые избирательные механизмы. Указанные выше новые механизмы голосования по месту нахождения апробировались лишь на региональных выборах 2017 г. Эта проверка отмечена следующими особенностями: новый порядок голосования, крайне сложный в реализации, был протестирован в 20 регионах РФ. Избирательные комиссии оставшихся 65 регионов будут использовать этот механизм на выборах президента впервые, без его отработки на менее важных выборах. Это связано с тем, что внутренние миграции в регионах ничтожно малы в сравнении с числом людей из «глубинки», работающих и живущих без прописки в крупнейших и богатейших регионах. Таким образом, при единственном тестировании механизм отсева многократных заявок не работал в принципе.
Несмотря на это, новации были введены в масштабах всей страны. Тестирование новой системы голосования по месту нахождения было недостаточным и, главное, провальным. Заставило ЦИК вносить коррективы в инструкции. Насколько это окажется эффективным, пока никто не знает. Оценка: 2. Экспертная оценка качества избирательного законодательства. Качество избирательного законодательства России до последних правок следует оценить, как среднее.
Процесс его корректировки идет непрерывно, зачастую, в интересах партии власти. С одной стороны, в выборном законодательстве закреплены основные демократические нормы и многие механизмы контроля честности голосования. С другой стороны, по многим аспектам эти гарантии прав и возможности контроля явно недостаточны в реалиях нашей российской политики. Последние же изменения, как указано выше, носят негативный характер и централизуют управление процессом в системе ГАС-Выборы, которая, в отличие от «бумажной» части избирательной системы, крайне плохо описана в избирательном законодательстве и предельно закрыта и непрозрачна. Готовность избирательной системы к корректной работе в полном соответствии с законом. До недавних пор «при Чурове» качество работы подавляющего большинства ТИК и УИК в России было глубоко неудовлетворительным, а степень беззакония зашкаливала во всех регионах. Новым созывом ЦИК и лично Э.
Памфиловой предприняты серьёзные и действенные меры по борьбе с наиболее широко известными массовыми фальсификациями. Многие избирательные комиссии в последние годы стали работать с оглядкой на закон. Однако, в ряде как русских регионов Саратовская, Кемеровская, Тюменская области и др. На этих территориях члены избирательных не знают избирательного законодательства и не приучены его соблюдать, действуя, нередко, с оглядкой на административную вертикаль. Информирование избирателей о назначении выборов. Информирование избирателей о назначении выборов ведётся широко. Привлечение к информированию граждан о выборах сотрудников многофункциональных центров — МФЦ, их массовое принудительное введение в состав избирательных комиссий, поквартирные обходы ими жителей в городах с целью привода на выборы, грубо нарушают принципы демократических выборов.
Повсеместно происходят попытки привода на выборы граждан, живущих не по месту прописки, тотальный сбор их персональных данных, уговоры подать заявление о голосовании по месту пребывания прямо на дому, а в ряде случаев — и агитация ими за определённого кандидата. Тонкая грань между информированием избирателя о выборах и принуждением к голосованию во многих случаях нарушается. Самые вопиющие случаи — в трудовых коллективах, где работают преимущественно «приезжие», например, метростроевцы в Москве. Подключена даже система образования. Но при этом информирование о выборах явно ведется в русле агитации за основного претендента — действующего президента. По данному критерию чистые выборы отличаются умеренным, но достаточным информированием граждан. Плохо как замалчивание выборов, так и создание искусственного ажиотажа и попытки насильно затащить людей на выборы.
Итоговая оценка подготовительного этапа президентских выборов средний показатель по каждому параметру : п. Выдвижение и регистрация кандидатов. Информирование общества о ходе выдвижения кандидатов. Данная кампания отмечена определенным пропагандистским лукавством председателя ЦИК РФ по вопросу о числе кандидатов на выборах. Всего записей о подаче — 38 записей, из них 2 кандидата подавали документы дважды. Между тем, председатель ЦИК многократно, в интервью федеральным телеканалам повторила цифру о 70 кандидатах в президенты. Конечно же, у рядового избирателя такая информация вызвала неоднозначное отношение.
В документе говорится о недопустимости нарушения тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей. Также глава российского государства заявлял, что легитимность является самым важным индикатором того, что избирательная система развивается в правильном направлении. В ходе церемонии по случаю 30-летия ЦИК 15 ноября Путин назвал одной из эффективных форм гражданского и общественного контроля использование на выборах видеонаблюдения. Глава государства добавил, что избиркомы являются важнейшими государственными институтами, и указал на то, что использование современных стандартов при голосовании позволило добиться роста доверия россиян к выборам.
Более высокопоставленные западные лидеры выражались осторожнее. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 22 февраля назвала выборы внутренним делом Украины. За неделю до 31 марта последний возможный день проведения президентских выборов представитель госдепартамента США Мэттью Миллер подчеркнул, что выборы сложно провести из-за боевых действий. А какие последствия? А последствия очень простые — ни один из изданных им нормативно-правовых актов не будет иметь законной силы», — отметил он в своем Telegram-канале. В нем говорилось, что, согласно положениям конституции, президент Украины выполняет свои полномочия до вступления в должность новоизбранного главы государства.
Президент не имеет права передавать свои полномочия, а его отставка наступает только после заявления об этом. Диденко также отметил, что режим военного положения не позволяет проводить президентские выборы, поэтому полномочия Зеленского после 20 мая будут продлены автоматически до проведения выборов.