Еще пару месяцев назад о существовании игры «Синий кит», она же «Тихий дом» и «Разбуди меня в 4.20», люди взрослые или как минимум преодолевшие переходный возраст и слыхом не слыхивали. Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены.
Игра «Синий кит»: Как уберечь ребёнка от групп смерти в социальных сетях
Теперь пресловутый «Синий кит» — а именно так часто называются группы смерти — активизировался в Telegram, который разблокировали в России. Организатором массового суицида названа игра “Синий кит”, в последнее время набирающая популярность в Интернете. "Игра-самоубийство" Синего кита подталкивает подростков к самоубийству, и теперь она достигла британских берегов. «Группы смерти» не ушли из России даже после громкого дела администратора «Синего кита» Филиппа Будейкина в 2017 году.
Что это за игра «Синий кит»?
- Обсуждение (2)
- Я вышла из игры: как журналист выполняла задания "Синего кита" - 02.02.2017, Sputnik Кыргызстан
- Что такое игра «Синий кит» и как от нее спасти своего ребенка? | Дом и семья | ШколаЖизни.ру
- «Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду | Аргументы и Факты
- Выжившие в испытании «Синий кит»: что они раскрыли?
«Беги или умри», «Синий кит». Как понять, что ваш ребёнок попал в группу смерти?
Игра Синий кит изначально была выгодна её создателю преследующего цель унести из жизни многих из подрастающего поколения. Александр Глазов, который ранее был «куратором» группы «Синий кит», провел урок по теме «С чего начинается патриотизм» в одной из школ Подмосковья. Еще пару месяцев назад о существовании игры «Синий кит», она же «Тихий дом» и «Разбуди меня в 4.20», люди взрослые или как минимум преодолевшие переходный возраст и слыхом не слыхивали. Игра «Синий кит» является опасной для подростков, в ее финале подстрекают к совершению самоубийства.
Почему организатор групп смерти получил «курорт» в колонии-поселении?
Она описала механику работы таких групп и пришла к выводу, что их администраторы причастны к самоубийствам по меньшей мере 130 школьников. Читайте также: Как не сесть за репост. Правила поведения в интернете Человек, взявший на себя ответственность за группы, участники которых ранее совершали суициды, известный под псевдонимом Филипп Лис Будейкин , сейчас находится под арестом. Следствие полагает, что помимо него администраторами групп были еще пять человек, среди которых обнаружили жителя Краснодара Филиппа Челова или Филиппа Море.
Продолжается ли его дело сейчас, никому точно не известно — группы с похожими названиями существуют, но, скорее, оказываются своеобразными клубами по интересам. Только с начала февраля Роскомнадзор нашел в соцсетях более 1 тыс. По словам главы ведомства Александра Жарова, раньше блокировались группы с количеством участников до 3 тыс.
В Роскомнадзоре полагают, что сейчас суицидальный контент распространяется не в группах, а через личные сообщения. В рассылке фигурировала цифра — 5 тыс. Призывы не пускать своих детей одних на улицу распространились так широко, что опровергать информацию пришлось правоохранительным органам.
Параллельно со слухами об опасности «синих китов» несколько месяцев назад распространялась не подтвердившаяся ничем информация о наркотической жвачке, которую раздают подросткам возле школ. Очень неудачно к ней в середине марта присовокупилась рекламная кампания Wrigley с игрой «Правда или действие». Всю партию с вкладышами игры, на которых предлагалось «забраться на самую высокую точку в городе и сделать селфи», теперь спешно изымают из магазинов.
Какой бы абсурдной и страшной ни казалась эта тема, обществу необходимо зацепиться за то, что хорошо известно каждому. Подростковый возраст — это период психологической уязвимости, а самоубийства среди подростков случались задолго до появления групп смерти. О подростковой психологии и о том, как выстраивать отношения с детьми в этом возрасте, о том, почему вредны запреты и гиперконтроль, мы поговорили с Кристиной Топаловой — психотерапевтом и психиатром с 17-летним стажем, специалистом по психотерапии детей и подростков, членом Международной ассоциации аналитической психологии.
Кристина Топалова, врач-психотерапевт: — Игнорировать проблему «синих китов» невозможно, как и подростковую депрессию, которая была во все времена. Это естественное переходное состояние от детства к взрослости. Это прощание с детством и это тот период, когда ребенок а это еще ребенок — при всей кажущейся взрослости раним, как новорожденный.
О том, стали ли подростки депрессивнее Человек в подростковом возрасте чувствителен и очень уязвим, это важный этап в развитии. Родителям стоит почаще вспоминать, какими подростками были они сами, контактировать со своим внутренним ребенком. В состоянии крайней ранимости подростки защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом.
Для взрослых подросток — это сплошные проблемы: то успеваемость снижается, то он объят тоской или тревогой, то раздражен, агрессивен и груб, то хохочет без остановки, то бродит ночами, то одержим какой-то идеей. Родители теряют в его глазах авторитет — этот период еще называют «возрастом вырывания корней», — зато его приобретают другие, часто старшие, люди не близкого круга. Они могут укрепить веру в себя и придать мужества в преодолении слабостей, а могут, наоборот, усилить сомнения во всем и поддержать депрессивное состояние.
Главные факторы подростковой депрессии: — депрессия одного из родителей или обоих; — если ребенок был нежеланным, в подростковом возрасте он снова переживает нежелание своих родителей иметь ребенка.
Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге.
Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать.
Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать.
Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом.
Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать.
Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет.
Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату.
Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой.
Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема.
Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети.
Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки?
Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать.
Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально.
И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат.
Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку. Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции.
Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже. Я решила проверить, не получится ли внезапно плюс из двух минусов и запустила для желающих пилотную группу на основе поведенческого тренинга DBT диалектической поведенческой терапии.
Их можно разделить на следующие подгруппы: а условия внешней социальной среды например, возможность использования «третьих лиц» для оказания воздействия, сложившихся социальных связей с жертвой и ее окружением и т. Третья группа включает угрозы, связанные с возможностями использования манипулятором внутренних, психологических, индивидуально-личностных характеристик жертвы в том числе, его состояния. Используя соответствующие приемы воздействия на различные психологические структуры личности жертвы, манипулятор достигает своих целей [3].
Однако с девиантологической точки зрения манипуляция - это скрытый психологический прием, инструмент целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные манипулятору действия. Немаловажный фактор манипулирования - сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать. И ярчайший пример этому - деструктивная интернет-игра «Синий кит», где подросткам обещают свободу и независимость, но на деле они становятся жертвами, безмозглыми рабами. Таким образом, не оправданные, не обдуманные и не просчитанные в большинстве своем радикальные социальные трансформации в российском обществе привели к тому, что почти все субъекты общественной жизни утратили свою прежнюю успешную идентификацию: базовые социальные институты семья, школа , занимающиеся социализацией подрастающего поколения, находятся в состоянии шоковой реорганизации, «шараханья» из стороны в сторону, стратегического и тактического неведения и безмолвия, некоторые - дезорганизации и дистанцирования; культурные ценности, нормы, социальные взаимосвязи и ориентиры ослабевают или уже отсутствуют вовсе. При всем разнообразии деструктивных социальных явлений их можно квалифицировать, как «моральная деградация» современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение моральности» [Giddens A. В таких условиях резко снижается эффективность позитивной социализации подростков и молодежи.
И как следствие - проявление устойчивой тенденции к увеличению деструктивной девиации в их сознании и поведении, а также устойчивой криминогенной ситуации в подростково-молодежной среде. Психологам хорошо известно, что подростковый возраст характеризуется не только стремлением подростков к увеличению амплитуды своей свободы и независимости от взрослых, но и стремлением к коллективному объединению. Именно в референтном подростковом объединении, субкультуре, социальной группе подросток реализует свои потребности в общении, самореализации и уважении, где часто именно сверстники становится для него авторитетом и образцом для подражания и которые помогут своему ровеснику принять ответственность за свои решения и выборы в кризисной ситуации. Американский психолог и педагог, один из основателей педологии, Грэнвилл Стэнли Холл 1904 одним из первых описал противоречивость и амбивалентность подросткового периода в жизни человека. Он считал, что подростковый период олицетворяет эпоху романтизма в истории человечества в целом. Подростковый период является промежуточной стадией между детством эпохой охоты и собирательства в истории развития общества и взрослым состоянием эпоха развитой цивилизации. Этот период, с точки зрения Г.
Холла, связан с хаосом, основанном на противоречиях, присущих подростковому возрасту. Он называл подростковый период в развитии человека периодом бунтарства и бурь. В целом подростковый период насыщен стрессами, конфликтами, пограничными напряженными ситуациями, нестабильностью для человека. Этот период связан с кризисом самосознания подростка, но, преодолевая такой период, человек приобретает индивидуальность [7]. В этой связи, наряду с поднятой нами проблемой, актуальным является скорейшее возрождение разрушенной системы социальной, психологической и специальной профилактики девиантного и противоправного поведения подростков и молодежи. Эта система должна быть ориентирована на создание психолого-педагогических условий, способствующих осуществлению профилактики суицидального поведения в образовательной среде, которая должна включать: проведение диагностики в области прогнозирования суицидального риска, анализ динамики, результатов профилактики и коррекцию всей профилактической деятельности, профилактику суицидов в образовательных учреждениях на основе внедрения единой комплексной программы по формированию навыков адаптивного поведения, совместную деятельность образовательных учреждений и отдельных социальных институтов по предотвращению суицидального поведения молодежи О. Ефимова, В.
Салахова, Н. Сероштанова, Н. Синягина, 2015. Эта система должна быть направлена также и на создание реальных условий для полноценного и интересного досуга детей, подростков и молодежи, развития у них способностей в творческой, познавательно-образовательной, спортивной, художественной и иной деятельности, условий, адекватных новым реалиям развития действительно демократического, правового и цивилизованного государства. Литература: 1. Буева Л.
Пересылаем друг другу смски о якобы готовящихся массовых самоубийствах подростков. Кричим о том, что виртуальное пространство нуждается в жестком цензурировании. Сможем ли мы, объятые ужасом перед новой угрозой, действовать адекватно, если наши дети решат сыграть в смертельную «игру»? В мутной воде Так кто же на самом деле разработал список из пятидесяти заданий и методику доведения до суицида? Кому выгодна и паника взрослых, и гибель детей? Однозначный ответ на эти вопросы пока не найден. Кроме версии с затянувшейся «шуткой», о которой мы говорили выше, популярна теория о том, что ниточки тянутся в запрещенную в Российской Федерации ИГИЛ или к зарубежным националистам. Цель — без особенных усилий уничтожить как можно больше нашей молодежи, а заодно и надолго деморализовать общество в целом. Согласно еще одной версии, через вирусное распространение идеи о «синих китах» западные специалисты отрабатывают на нашем обществе способы управления массовым сознанием. Мысль о том, что мы вместе с нашими детьми являемся для кучки мерзавцев подопытными кроликами, сама по себе отвратительна. Но еще более отвратителен тот факт, что в мутной воде «моря китов» принялись удить рыбку некоторые наши соотечественники. Семнадцатилетний челябинец Эдуард Кузнецов на волне подросткового интереса к взбудоражившей общество теме решил провести собственное расследование: разместил на своей страничке в соцсети статус «Хочу в игру» и подал заявку на вступление в несколько закрытых сообществ для подростков. В течение получаса ему поступило десять сообщений: «Привет. Я твой куратор». Остальные же начали меня «разводить»: «Чтобы стать «китом», ты должен перевести мне пятьдесят рублей на электронный кошелек». Или: «Узнай у родителей номер кредитной карты и пароль и перешли мне». Ни одно из поступивших заданий Эдик, слава богу, выполнять не стал — подал жалобу на каждого из написавших ему пользователей в администрацию «Вконтакте». Через сутки проверил — странички пользователей оказались заблокированы. Аналогичный эксперимент решили провести и мы, журналисты городской газеты. Я завела профиль в «ВК» от имени шестнадцатилетней девочки с поэтическим именем Ия Дождь. В статусе разместила объявление о поиске куратора, прилепила аватарку из японского мультсериала, вступила в несколько подростково-депрессивных сообществ и на всякий случай начала рисовать в «Фотошопе» кровавые порезы на руке. Через десять! Я готов стать твоим другом», «Ия, не позволяй каким-то гадам растоптать твою жизнь». Через час мою страницу забанили администраторы сети по жалобам пользователей. Сообщества, в которые я вступила, были заблокированы в течение суток. Вместо них подросткам теперь предлагается вступить в группу психологической поддержки «Твоя территория». Циничные сверстники Итак, паниковать из-за «групп смерти» не нужно — проблема доведения до самоубийства через интернет действительно существует, но не в космическом масштабе, как многим представляется. Контролируйте поведение ребенка в Сети. Только делайте это незаметно для него, ненавязчиво — просматривайте историю браузера, заходите в гости на его страницу в «Инстаграмме» или «Вконтакте». Постарайтесь держать себя в руках, даже если увидите, что ребенок включился в смертельную «игру». Вполне вероятно, что куратор, выдающий задания, — это обыкновенный циничный подросток, упивающийся своей властью над сверстниками. Вы, наверное, слышали историю о тринадцатилетней Еве Рейх, которая одновременно руководила несколькими «группами смерти»? Сначала она пыталась отговорить меня от участия в «игре», но я была как под гипнозом — просто не слышала ее доводов. Я поссорилась с подругой, переживала из-за плохих отметок по физике, считала, что родители намеренно доводят меня до слез — не разрешают сделать пирсинг, не позволяют гулять дольше восьми вечера, не покупают фирменные кеды-«конверсы». Когда я спала а спала я, в основном, днем, потому что ночью смотрела фильмы ужасов и ждала очередное задание , она зашла в мою переписку с куратором и написала ему: «Это родители Лизы. Мы написали заявление в Следственный комитет о том, что ты пытаешься довести нашу дочь до самоубийства». И что вы думаете? Мой куратор начал буквально умолять: «Я пошутил! Пожалуйста, заберите заявление! Это же просто игра. Мне всего лишь четырнадцать лет. Родители меня прибьют, если узнают, что на меня завели дело». Сначала я обиделась, что мама залезла в мою переписку, но потом, увидев, как она плачет, как боится за меня, поняла, что я чуть не совершила чудовищную ошибку. Мы долго с ней разговаривали, обнимались, вспоминали мое детство. Теперь мы значительно ближе друг к другу, чем раньше. Если ребенок влип Конечно, универсального рецепта по спасению юного поколения от «групп смерти» не существует. Все дети разные, поэтому папам и мамам нужно крепко подумать, какие шаги предпринять, если их ребенок влип. И все же попробуем сформулировать несколько общих рекомендаций. Попробуйте вывести ребенка на откровенный разговор. Если диалога не получилось, не стесняйтесь подключить специалиста — например, школьного психолога. Будьте готовы к тому, что и вам придется поработать над собой, пересмотреть свою модель поведения в общении с ребенком.
Умри или беги: «Синий кит» продолжает охоту на детей
Согласно BBC, «Синий кит», от имени людей, которые контролировали личную информацию своих жертв, шантажируя их, заставлял молодых людей продолжать игру. Александр объяснил, что познакомился с игрой через ссылку в приложении WhatsApp. На игру ты попадаешь по ссылке, где менеджер предлагает участникам выполнить различные задания в 2 часа ночи», - объясняет Александр. Каждый день в одиночку я должен был смотреть фильмы ужасов. Их цель — держать своих жертв в страхе... Это виртуальная смертельная ловушка...
Это очень мучительное испытание.
Десятки пабликов с городской тематикой размещали сообщения о страшной игре U19, которая убивает детей. Сотни родителей делали перепост, думая, что предупреждают других, но на самом деле лишь выполняли замысел преступника, распространяя информацию об U19 и вовлекая в его сети все больше подростков. Однако, даже находясь на карандаше у правоохранителей, юноша продолжил вести "группы смерти". Ощущая свою безнаказанность, он давал игрокам все более опасные задания. Дело привлекло внимание столичного главка — рецидивиста вновь арестовали и на несколько недель поместили в СИЗО, а обвинение утяжелили.
Сейчас он находится под домашним арестом, без доступа к интернету". Несмотря на поимку Петрова, Telegram и сегодня выдает по разным запросам множество открытых каналов, в которых дети ищут себе куратора и готовы "войти в игру". Каналы и чаты насчитывают от 20 до тысячи участников. На этих сетевых площадках пользователи делятся ссылками на группы и аккаунты кураторов, в том числе действующих на Украине. Участники "групп смерти" активно делятся с единомышленниками скриншотами переписки, где кураторы дают им задания, а также фотографиями, подтверждающими их исполнение, например, порезами на разных частях тела. Скриншоты переписки В качестве эксперимента корреспондент РИА Новости присоединился к одному из таких чатов, куда регулярно добавляются новые участники в надежде найти куратора.
Вслед за приветствием один из пользователей в этом канале предлагает новичкам связаться в личных сообщениях, чтобы получить задание. Аноним с ходу сообщил, что он куратор, и дал первое задание — нанести царапины на лицо или отрубить палец, а затем прислать фото как доказательство. Схожие задания в этой группе получали и другие пользователи, реагируя каждый по-своему. Например, одна девушка рассказала корреспонденту РИА Новости, что задания были для нее "ерундой" и она намерена искать другого куратора. Не исчезли окончательно "группы смерти" и из других соцсетей. К примеру, поиски кураторов продолжаются и в комментариях под фотографиями в Instagram.
Впрочем, в этой соцсети такой контент быстро блокируется. Кроме того, в случае поисковых запросов, связанных с "группами смерти", соцсеть предлагает пользователю обратиться за помощью к психологам или друзьям. В разговоре с корреспондентом РИА Новости руководитель общественной организации "Молодежная служба безопасности" Леонид Армер отметил, что в Telegram работа с кураторами также ведется, но в основном она строится на "методах социального инжиниринга" — один или несколько агентов разрабатывают легенду для общения с потенциальным преступником в зависимости от ситуации и поэтапно выуживают из него информацию. По его словам, за 2017-2018 годы усилиями волонтеров были нейтрализованы не менее 30 кураторов, в 2019-м — еще шесть. Скриншот переписки Бренд "Синий кит" С началом пандемии коронавируса и введением в России карантина работы у активистов прибавилось. Похоже, людям нечем было заняться на самоизоляции", — отмечает Армер.
Руководитель Центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов сообщил РИА Новости, что лишь за последние три недели его сотрудники передали в СК данные о 30 детях, которые находятся в потенциальной опасности. Со стороны государства выявлять и блокировать такой контент должен Роскомнадзор. С 2017 года ведомство ограничило доступ к 168 тысячам страниц с суицидальным контентом в социальных сетях "ВКонтакте", "Мой мир" и "Одноклассники". Отдельные каналы в Telegram РКН не отслеживает. При этом с апреля 2018 года ведомство пытается заблокировать сам мессенджер. Дураком был" Дело Лиса привело к изменениям в закон, где до этого была лишь статья о доведении до самоубийства 110-я.
В июне 2017 года в УК России добавили уголовную ответственность за склонение, призывы или содействие совершению суицида. Поправки, которые негласно назвали "законом о группах смерти", разработала команда депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Ириной Яровой. В частности, в Уголовном кодексе появились ст. За эти преступления законодатели решили наказывать тюремными сроками — вплоть до шести лет заключения. Как выяснило РИА Новости, после внесения поправок многие организаторы "групп смерти" продолжили уходить от наказания, даже в том случае, если оказывались пойманными правоохранителями. Суды над кураторами за последнее время можно пересчитать по пальцам.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, в 2018-2019 годах за склонение несовершеннолетних к самоубийству по ст.
Человек пишет какой-то призыв, добавляя к нему соответствующий хэштег. Затем координаторы игры Синий Кит отыскивают по тегам потенциальных участников и предлагают начать играть. Первое задание чрезвычайно легкое и действительно создает иллюзию игры: необходимо нарисовать на руке какое-нибудь подобие кита. Затем жертве предлагают выполнять различные задания, которых всего 50.
Это прощание с детством и это тот период, когда ребенок а это еще ребенок — при всей кажущейся взрослости раним, как новорожденный. О том, стали ли подростки депрессивнее Человек в подростковом возрасте чувствителен и очень уязвим, это важный этап в развитии. Родителям стоит почаще вспоминать, какими подростками были они сами, контактировать со своим внутренним ребенком. В состоянии крайней ранимости подростки защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом. Для взрослых подросток — это сплошные проблемы: то успеваемость снижается, то он объят тоской или тревогой, то раздражен, агрессивен и груб, то хохочет без остановки, то бродит ночами, то одержим какой-то идеей. Родители теряют в его глазах авторитет — этот период еще называют «возрастом вырывания корней», — зато его приобретают другие, часто старшие, люди не близкого круга. Они могут укрепить веру в себя и придать мужества в преодолении слабостей, а могут, наоборот, усилить сомнения во всем и поддержать депрессивное состояние. Главные факторы подростковой депрессии: — депрессия одного из родителей или обоих; — если ребенок был нежеланным, в подростковом возрасте он снова переживает нежелание своих родителей иметь ребенка. Такие дети считают себя лишними в семье, чувствуют свою вину за то, что родились. Ребенок убежден, что, уйдя из жизни, принесет радость матери, которая не слишком счастлива от того, что родила его; — травмы раннего детства физическое или психологическое насилие, потеря родителя, различные катастрофы ; — проблемы, снижающие самооценку подростка ожирение, низкий социальный статус родителей, общее неблагополучие семьи, проблемы со сверстниками ; — наличие каких-либо, особенно хронических заболеваний СДВГ, онкология, сахарный диабет, астма ; — злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками; — принадлежность к сексуальным меньшинствам; — развод родителей. Регистрация суицидов — многоуровневая процедура, включающая медико-правовые аспекты. В РФ обычен несовпадающий ведомственный и государственный статистический учет суицидов. Уровень смертности молодежи выше в «бедных» в сравнении с «богатыми» странами. В любой стране количество самоубийств среди мальчиков всегда больше, чем среди девочек. Но это официальная статистика, которая часто не отображает реальной ситуации в нашей стране по разным причинам. Эта статистика не должна дезориентировать профессионалов и общественность в период социально-экономического кризиса, формирующего низкую стрессоустойчивость на индивидуальном уровне. Во время социально-экономического кризиса взрослые часто погружены в решение задач, направленных на выживание. Поэтому часто дети остаются без внимания или внимание уделяется только тотальному контролю над ребенком, при этом игнорируется его внутренний мир и личные переживания. Поэтому, несмотря на «хорошую» статистику, актуальность подростковых суицидов сохраняется. О кризисе самоопределения подростков Все эти проблемы — а часто они идут в комплексе — и сложное психологическое и эмоциональное состояние только усиливаются тем, что ребенок, подросток, должен справляться с ними один. В наше время ни семья, ни общество не предлагают обряды инициации, не помогают перейти из одного состояния в другое, когда уходит детство и ребенок становится взрослым. Число подверженных депрессии подростков, которые хотят умереть, намного больше, чем обычно думают, но этим чаще всего не делятся с родителями. Поэтому очень важно взрослым самим как можно больше говорить с детьми на интересующие их темы. Желание покончить с жизнью реализуют те, у кого нет рядом человека, который любит их безоценочно и безоговорочно, просто потому, что они есть. Уходя, такие дети уверены, что облегчают жизнь взрослым и даже приносят радость. А ребенок, который знает, что его любят, не совершит суицид, даже если думает на эти темы и принадлежит к той или иной группе с идеологией притягательности смерти.
«INFORMING»
- Публикации
- Выжившие в испытании «Синий кит»: что они раскрыли?
- Атака с помощью фей
- Подростковое негативное поле
- «Синий кит» всплыл, когда о нем почти забыли. Группы смерти до сих пор собирают свою жатву
- Что нужно знать о группах «Синего кита»? | 360°
Не ради денег, а ради развлечения?
- Кит на свободе
- Игра «Синий кит» - что это за игра и как уберечь от нее ребенка?
- Московские новости
- «Синий кит»: игра, забирающая жизни детей (Al Araby TV, Египет) | 07.10.2022, ИноСМИ
- “Не хотела всерьез, но стала агрессивная”
Игра Синий Кит
Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение. В информационном пространстве стали появляться новости про самоубийства подростков, вступивших в некие тематические группы в социальных сетях. Мы собрали информацию о том, что известно о «синих китах», «группах смерти» и игре «Правда или действие» на сегодняшний день, и спросили врача-психотерапевта, как общаться с подростками, чтобы избежать худшего. это феномен социальной сети, возникший в 2016 году и, как утверждается, существующий в нескольких странах. «Синий кит» – это суицидальная игра, поразившая интернет.
Страшная игра подростков «Синий кит»: почему так привлекает, как уберечь ребенка от преступников?
Вся правда о смертельной игре "СИНИЙ КИТ". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Эта жестокая "игра" известна как "Синий кит". Задача «Синий кит» – это набор задач, которые заставляют человека «преодолевать страх», заставляя его попадать в ужасные ситуации. Новый выпуск документального проекта "Это реальная история. Дело "Синих китов" в четверг в 23:00 на ТВ-3.
«Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду
Берн 1992 , в рамках своего концептуального подхода к межличностному взаимодействию, разработал соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, позволяющий анализировать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно. Он пишет: «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом» [Берн, 1992, с. Если подросток не убьет себя, организаторы игры обещают умертвить его родных и близких. При этом модераторы игры владеют необходимой информацией об игроке, которой умело пользуются для манипуляторного воздействия на его несформировавшуюся психику. Совершенно очевидно, наше общество упустило очередное новое социальное явление, которое может стать большой социальной и психологической опасностью, способной уничтожать подрастающие поколения без всяких политических идеологем и войн. Эти процессы могут привести и уже приводят к таким отрицательным последствием, как исключение из активной социальной жизни части представителей молодого поколения. Это явление грозит обществу и государству в целом социальной катастрофой.
Оно опасно еще и тем, что по некоторым данным, исследование суицидальных и околосуицидальных сообществ в социальных сетях демонстрирует полную схожесть их методов с методами идеологов и пропагандистов «Исламского государства» «ИГ» , запрещенного в России и других странах. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности, подростков незаметно подводят к мысли о самоубийстве контингент суицидальных групп , либо убийстве других людей вербуемые в «ИГ». При этом условно-«игиловский» и условно-суицидальный контингенты частично могут объединиться феномен террористов-смертников [6]. Главный вывод, который делает исследователь, состоит в том, что в глобальном плане за обеими направлениями стоят одни и те же силы. Похоже, мы, как всегда, ждем «грома», когда уже будет поздно «креститься». Однако давайте попытаемся ответить на вопрос: что же это за силы, которые так ловко манипулируют сознанием наших детей, предлагая им «поиграть» в смерть? Предполагаю, что проект под названием «Исламское государство» потерпел фиаско, хотя и достиг своих деструктивных результатов, и поэтому потихоньку «сворачивается». Не исключаю, что у идеологов-игиловцев, сектантов и т.
Но совершенно очевидно, что идет апробация новых психосоциальных технологий и внедрение специально ориентированных игротехнологий. Это уже грозит обществу социокультурными и психологическими катаклизмами я уже не говорю об экономических и политических катаклизмах , это грозит подрыву государственности, наконец. Игра «Синий кит» как раз, не что иное, как трансформированная новая форма, по своим идеологическим сценариям близкая к идеологии «ИГ», мимикрирует к благодатной социальной среде - среде детей, подростков и молодежи, у которой имеются проблемы в семье, школе и в себе самой, превращая их в безмозглую жертву, коллективных камикадзе внутри своей страны. Кстати, настоящие камикадзе не были террористами, они отдавали жизнь за Родину и ее идеалы, и уж тем более не убивали детей, женщин и стариков! Идеологи, модераторы, администраторы и кураторы часто это старшие подростки с неадекватной психикой, которые не могут выразить себя другим способом , наученные взрослыми наставниками и используя свои деструктивные приемы и психотехнологии, шантаж и возможный некий компромат, ради сокрытия которого ребенок готов пойти на самоубийство, -«играют» не на страхе подростка слыть «слабаком», «трусом», быть заклейменным позором, и даже не на чувстве собственного самосохранения, а на страхе нанести моральный или иной вред своей семье. С девиантологической точки зрения, психологическое насилие, тайное принуждение личности, шантаж в сатанинской, дьявольской игре «Синий кит» выступают своего рода технологией психологического управления сознанием личности и изменения ее поведения, вербовкой модераторов-экстремистов, и построены исключительно на психологических манипуляциях слабостями, страхами, неопытностью и соблазнами детской натуры. Сюда добавляется романтизация образа смерти, уход от проблем, которые имеются у подростков; им предлагают уйти в иной мир одним «здесь и сейчас» - все это ориентировано на психологию подростков, наиболее внушаемых и менее социально опытных. К тому же, администраторы, зная психологическое состояние ребенка, связываются с ним каждые сутки в 4:20 - время, когда спят их родители, у ребенка сонное состояние, и он не может адекватно оценить и воспринять информацию.
С точки зрения психологии, если каждые 48 часов звонить в одно и то же время, то информация «оседает» в подсознании, человек к этому привыкнет. В этой связи актуальной является проблема информационно-психологической безопасности личности подростка, обеспечивающая ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой [3]. Сам процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять пошаговую процедуру алгоритм оказания манипулятивного воздействия на человека. У «Синего кита» протяженность игры составляет 50 дней и состоит из 50 заданий. Как видно из нашей схемы, наиболее уязвленной является «мишень» манипуляции, жертва - подросток.
Что нужно об этом знать? В России с ноября 2015-го по апрель 2016 года случилось более 100 детских суицидов — почти все погибшие были членами одних и тех же групп в интернете. Этот материал должны прочесть все родители, чтобы защитить своих детей от рокового шага, чтобы научиться распознавать малейшие симптомы надвигающейся трагедии, чтобы подсказать другим родителям и педагогам в школе. Игра стала настолько популярной среди российских подростков, что приобрела масштаб эпидемии.
Бьют тревогу и родители Казахстана, где тоже прокатилась волна детских суицидов, вызванных вступлением в смертельную игру. И если раньше группы смерти были распространены ВКонтакте, то теперь они перекочевали в Инстаграм. Суть и правила «Синего кита» до ужаса просты Игра длится 50 дней. Именно столько времени модераторы отводят участникам на то, чтобы покончить со своей жизнью. Начав играть, подросток регулярно получает различные задания. Первое из них — нацарапать на руке острым предметом кита или надпись «синий кит» и прислать кровавое фото в качестве доказательства прохождения этапа. Далее модераторы дают более сложные задания, и при этом всегда требуют фотоотчёта, чтобы убедиться, что подросток целенаправленно движется навстречу своей смерти. С каждым днём задания, которые получает ребёнок от администратора суицидального паблика, носят всё более депрессивно-ориентированный и суицидальный характер. Последним указанием в игре будет самоубийство.
Я никому не нужна. Мои близкие не понимают мир, в котором я живу, а мои друзья считают меня «чокнутой». Я уже пыталась покончить с собой, но у меня не получилось. Александра М. Еще давно наткнулась на страницу Филиппа Лиса — предводителя группы «смерти». Все, что я могу сказать: я готова к смерти. Никита С.
Мой друг недавно чуть не погиб из-за этого. Сейчас за ним наблюдают психологи. А его родители очень напуганы.
Дэн и Чип Хиз в своей книге «Made to stick: why some Ideas survive and others die» «Прилипчивые: почему некоторые идеи выживают, в то время как остальные умирают» рассказывают про 6 основных принципов создания «прилипчивых идей» и все они справедливы для «Синего кита»: Простота. Идеально, когда все аспекты идеи можно раскрыть одним предложением.
Идея игры «Синий кит» тоже проста: таинственные незнакомцы через социальные сети доводят детей до самоубийства. Для «Синего кита» любопытство — базовый механизм распространения. Особенно в среде подростков: с одной стороны страшно, с другой — очень интересно узнать, что же на самом деле случится, если ты напишешь кодовое слово. Дополнительной приманкой служит загадочность организаторов и непонимание их мотивов. Прилипчивые идеи полны конкретных образов и сенсорной информации.
В «Синем ките», например, время 04. Зачастую оно формируется вовсе не за счет цифр. Людям важна не статистика, а внутренняя уверенность. Так для родителей возможным источником доверия к реальности истории может стать тот факт, что игра «Синий кит» распространяется в социальных сетях. А по широкому убеждению, когда дети сидят в соцсетях — это плохо.
Таким образом, новая информация служит подкреплением уже существующему убеждению и начинает вызывать доверие. Люди будут интересоваться идеями, если мы заставим их почувствовать что-то. Излишне говорить, что забота о детях — одна из наиболее эмоционально волнующих тем для человека. Преподносится не россыпь фактов, а связный рассказ.