Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков. Модель эмоциональной компетентности тренинговой компа-нии EQuator состоит из четырех навыков. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно.
Статьи и полезные материалы для HR
Вы некомпетентны, я напишу на вас жалобу и прослежу, чтобы вас понизили в должности. И это не последнее, что я сделаю! Его также ждет сверхважная встреча, которая должна состояться на следующее утро. Если он не улетит сегодня, его карьера будет разрушена. Он так же сильно раздосадован, но не кричит и не машет руками. И тем более не грубит Салли — девушке, способной стать его единственным спасением в этот день. Его поведение исследователи объясняют так: Джон знает, что он должен сохранять хладнокровие. В то время как недовольство и возбуждение большинства пассажиров нарастают, а Сэм продолжает бушевать у стойки, Джон начинает размышлять над другими, не менее скверными ситуациями, в которые ему случалось попадать. Он уже выходил из них целым и невредимым, и это его утешает и успокаивает, хотя он еще не знает, как выкрутиться из этой.
Одновременно он начинает инстинктивно реагировать на тирады Сэма. Я понимаю, что он разозлился. Мы все разозлились. Но это не способ добиться того, что ему нужно, и мне это не подходит». И Джон принимает верное решение: он подходит к Салли, обсуждает с ней недостойное поведение Сэма и обращается с просьбой как-нибудь решить его проблему и посадить на самолет, который привезет его в нужное время в нужный город. Салли идет ему навстречу. Она предлагает рейс, который хоть и дольше, с пересадками, но в итоге все же доставляет Джона в его отель к полуночи. Сделка спасена.
Заметьте, что успех и неудача участников по существу не имеют ничего общего с IQ, рангом или положением. Приключение Джона кончается хорошо в значительной мере благодаря тому, что он удачно воспользовался умением обращаться с людьми, в то время как Сэм потерпел неудачу, потому что не обладает этим умением. Все разработанные на сегодняшний день тесты экспериментальны, и единого, принятого во всем мире варианта, как, например, тест на IQ, пока не существует. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Кстати, как вы думаете, когда начинает формироваться эмоциональный интеллект, от чего зависит его развитие? Да, не просто так мы заговорили про это, упомянув токсичность. Фундамент EQ закладывается в раннем детстве.
Инструмент — слова родителей. Как вы думаете, что негативно влияет на EQ, из-за чего у взрослых возникают проблемы с пониманием и выражением эмоций, управлением ими, взаимодействием с другими людьми? Все дело в клише, «комплиментах», которые щедро отвешивают токсородители в детстве: «дурак», «дура», «бездарь», «неслух», «лентяй», «негодяй», «профурсетка» и т. А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься. Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким.
Значит, таким я и буду. Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает.
Эмоциональный самоконтроль Способность размышлять о собственных эмоциях и понимать, как можно управлять ими. Это навык позволяет определить, каковы наши эмоциональные модели поведения и как следует действовать на их основе в той или иной ситуации.
Самомотивация Способность фокусировать эмоции на поставленных целях и, таким образом, удерживать эти эмоции на протяжении всего процесса. Этот навык важен для упреждающего реагирования и разрешения непредвиденных ситуаций. Эмпатия Эмпатия — это способность сопереживать и распознавать эмоции окружающих. Данный навык позволяет нам устанавливать более тесные и прочные связи с окружающими людьми. Межличностные отношения или социальные навыки Хорошие отношения с другими людьми важны для собственного счастья и эмоционального здоровья.
При этом важна не только способность сопереживать, но и другие социальные навыки — ассертивность, активное слушание и т. Узнайте, как развить коммуникативные компетенции. Виды эмоционального интеллекта Как мы уже упомянули выше, говоря об эмоциональном интеллекте, мы имеем ввиду два вида интеллекта: межличностный и внутриличностный интеллект. Под межличностным интеллектом подразумевается способность устанавливать отношения с другими людьми. Внутриличностный интеллект, напротив, относится к самопознанию и связанным с ним процессам, таким как доверие к самому себе и самомотивация.
Внутриличностный или интраперсональный интеллект Его составляют ряд характеристик, определяющих отношение человека к самому себе. Речь идёт о следующих компонентах: Самосознание: осознание себя и своих способностей сильных и слабых сторон , эмоций и импульсов, а также того, как наши эмоции и поведение влияют на окружающих. Саморегуляция или регулирование собственных эмоций: способность управлять своими эмоциями и импульсами и фокусировать их.
Можно ли быть эмоционально неграмотным? В разговорной речи такие термины, как эмоциональная зрелость, эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект, часто взаимозаменяемы. И хотя все эти понятия семантически близки, они не могут рассматриваться как синонимы.
Эмоциональная зрелость понимается как способность переносить страдания, усиление позитивных, социально позитивных эмоциональных реакций , эмоциональная независимость от окружающей среды или способность помогать другим просоциальность. Однако, другие психологи приравнивают эмоциональную зрелость к отсутствию низкой самооценки , способности адаптироваться к группе, чувству реальности и способности приспосабливаться к обстоятельствам и отсутствию агрессивности. Эмоциональная зрелость демонстрируется способностью сознательно управлять эмоциями, способностью к саморефлексии, эмоциональным самообразованием, преобладанием гетеропатических чувств направленных на других над автопатическими направленными на себя и ответственностью за свои эмоциональные состояния. С другой стороны, эмоциональная компетентность — это определенные навыки, над которыми вы можете работать, изменять, развивать и контролировать. Набор эмоциональных компетенций состоит из 10 различных способностей: осознание собственных эмоциональных переживаний; способность различать эмоции и эмоционально описывать их словами; способность эмпатически проникать в переживания других людей; способность отличать эмоции, соответствующие общему выражению, от состояний, в которых нет выражения; знание культурных правил и эмоциональных норм; умение использовать знания о партнере, чтобы сделать вывод о его настроении; способность принимать интерактивную перспективу в межличностных отношениях; умение справляться с негативными эмоциями ; знание природы межличностных отношений; способность к эмоциональной самодостаточности, принятие эмоционального опыта, эмоциональное равновесие, эмоциональная самоэффективность и контроль над эмоциями. Эмоциональный интеллект — концепция Эмоциональный интеллект, как и рациональный интеллект, можно измерять с помощью психометрических инструментов и выражать уровень социальной компетентности в форме, так называемого, коэффициента эмоционального интеллекта EQ.
Термин эмоциональный интеллект появился в психологии сравнительно недавно: в 1990 году благодаря Питеру Саловей и Джону Майеру.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Чего хотелось им и что именно предприняли мы в тот момент? Тогда вы усилили это чувство, постарались его ослабить, не придали значения или сделали вид, что ничего не произошло? Каковы были ваши эмоции? И какая потребность на самом деле стояла за вашими действиями?
Самоанализ — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в освоении эмоционального интеллекта Христина Корляковакризисный психолог Пауза Умение брать паузу, казалось бы, слишком простое. Но сколько неприятных ситуаций и трудностей можно было избежать, если бы люди не действовали на эмоциях. Можно, конечно, потратить все деньги, сказать грубые слова.
Но в ситуации возникновения бури эмоций лучше просто сосчитать до 10, усиливая эффект медленным, глубоким дыханием — иногда этого бывает достаточно. А бывает, чтобы принять верное решение, необходимо физически покинуть «триггерное» место или человека, который пробудил негативные чувства. Фото: Unsplash Анализ эмоций Важно в течение дня фиксировать свои чувства и эмоции, размышлять, что привело к их возникновению, как они отразились на теле.
Лучше завести для этих целей специальный дневник, или же можно заполнять его в заметках в телефоне.
Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список. Допустим, вы заметили, что у вас никогда не бывает страха, это повод задуматься и понаблюдать. Возможно, вы запретили себе его чувствовать. Вспомните, почему вы решили, что страх — это плохо.
Так можно работать с любой эмоцией. Если разобраться самостоятельно не получается, можно обратиться к психологу. Для управления эмоциями важно знать инструменты, которые помогают восстанавливаться после сложных ситуаций. Найти их можно самостоятельно — пробовать разные виды хобби, спорта и отдыха и отмечать, что вам помогает в конкретные моменты. Например, чтобы безопасно выпускать раздражительность и гнев, можно начать заниматься боксом. А вот когда вы спокойны, вам может захотеться рисовать, и творчество поможет дольше оставаться в спокойном состоянии. Поэтому не сдерживаю себя и даю эмоциям выйти, так как считаю, что держать их внутри себя разрушительно.
Например, когда в 2020 году началась пандемия, я регулярно выезжала в лес и там кричала. Потом возвращалась к задачам в бизнесе и спокойно их решала». Наталия Франкель Если за несколько месяцев наблюдений вы заметили, что не сдерживаете эмоции и при этом не срываетесь на окружающих, можно переходить сразу к шагу 3. Это значит, что с управлением своими эмоциями у вас все хорошо. Шаг 3. Понимать чужие эмоции. Есть много способов, но начать можно с этих двух: Смотреть интервью и пытаться определить, какую реакцию вызывают у героя вопросы ведущего.
Смотреть части фильмов сначала без звука и пытаться определить, что происходит с героями, а потом включать звук и проверять себя. Когда вы научились уверенно распознавать чужие эмоции, можно переходить к заключительному шагу. Шаг 4. Управлять чужими эмоциями — то есть менять эмоциональное состояние другого человека для достижения своей цели. Приведем пример. Вы пришли на переговоры, но видите, что ваш собеседник постоянно отвлекается и много нервничает. Можно аккуратно спросить у него про самочувствие.
Он играет важную роль в нашей жизни, влияя на наше поведение, принятие решений и взаимодействие с окружающими. Значение эмоционального интеллекта проявляется во многих аспектах нашей жизни: Личная эффективность Эмоциональный интеллект помогает нам лучше понимать себя, свои эмоции и потребности. Это позволяет нам принимать осознанные решения, управлять своими эмоциями и строить более здоровые и счастливые отношения с собой. Межличностные отношения ЭИ также играет важную роль в наших отношениях с другими людьми.
Умение понимать и управлять своими эмоциями позволяет нам лучше понимать и эмпатизировать с другими людьми. Это способствует развитию более глубоких и качественных отношений, улучшает коммуникацию и помогает решать конфликты. Руководство и лидерство Лидеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают способностью эффективно управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Они могут вдохновлять и мотивировать свою команду, устанавливать эмоционально поддерживающую атмосферу и принимать решения, основанные на эмоциональной интеллигенции.
Успех в работе Эмоциональный интеллект также связан с успехом в работе. Люди с высоким уровнем ЭИ лучше справляются со стрессом, умеют эффективно управлять своим временем и эмоциями, а также лучше сотрудничают с коллегами и клиентами. В целом, эмоциональный интеллект играет важную роль в нашей жизни, помогая нам лучше понимать себя и других людей, улучшать наши отношения и достигать успеха в различных сферах жизни. Компоненты эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект состоит из нескольких компонентов, которые взаимодействуют между собой и влияют на наше эмоциональное состояние и поведение.
Рассмотрим основные компоненты эмоционального интеллекта: Распознавание эмоций Этот компонент относится к способности распознавать и понимать свои собственные эмоции, а также эмоции других людей. Важно уметь определить, какие эмоции мы испытываем в определенный момент времени, и как эти эмоции могут влиять на наше поведение и принятие решений. Управление эмоциями Этот компонент связан с умением эффективно управлять своими эмоциями. Включает в себя способность контролировать и регулировать свои эмоции, а также умение выражать их адекватно и конструктивно.
Управление эмоциями помогает нам справляться со стрессом, конфликтами и сложными ситуациями. Мотивация Этот компонент относится к нашей способности устанавливать цели, мотивировать себя и находить внутреннюю мотивацию для достижения успеха. Включает в себя умение управлять своими эмоциями и использовать их в качестве источника энергии и вдохновения. Эмпатия Этот компонент связан с нашей способностью понимать и сопереживать эмоции других людей.
Включает в себя умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы, эмоциональные выражения и настроение окружающих нас людей. Эмпатия помогает нам строить глубокие и качественные отношения с другими людьми. Социальные навыки Этот компонент относится к нашей способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Включает в себя умение устанавливать и поддерживать положительные отношения, слушать и понимать других, решать конфликты и сотрудничать в команде.
Социальные навыки помогают нам успешно взаимодействовать с окружающими и достигать совместных целей. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие каждого из них помогает нам стать эмоционально умными и успешными в различных сферах жизни. Развитие эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом саморазвития и позволяет нам лучше понимать и управлять своими эмоциями, а также эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Вот несколько способов, которые помогут вам развить свой эмоциональный интеллект: Самоанализ Первый шаг в развитии эмоционального интеллекта — это осознание своих эмоций и их влияния на вас. Постарайтесь быть внимательными к своим эмоциям и анализировать их причины и последствия.
Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 5 составляющих: самосознание, самоконтроль , самомотивация, эмпатия и социальные навыки. Фредерик Додсон Данная концепция также была включена в теорию множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом, а рядом относительно независимых способностей. Согласно данной теории, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. Понятие эмоционального интеллекта относят к двум последним. Внутриличностный интеллект — это способность понимать себя и управлять собственной жизнью. С другой стороны, межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми, замечать различия в настроении, мотивации или темпераменте окружающих.
Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. Составляющие эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект составляют 5 компонентов: Эмоциональное самосознание Это осознание наших собственных эмоций и того, как они влияют на нас. Важно понимать, как душевное состояние отражается на нашем поведении, способностях, каковы наши слабые и сильные стороны. Эмоциональный самоконтроль Способность размышлять о собственных эмоциях и понимать, как можно управлять ими. Это навык позволяет определить, каковы наши эмоциональные модели поведения и как следует действовать на их основе в той или иной ситуации. Самомотивация Способность фокусировать эмоции на поставленных целях и, таким образом, удерживать эти эмоции на протяжении всего процесса. Этот навык важен для упреждающего реагирования и разрешения непредвиденных ситуаций. Эмпатия Эмпатия — это способность сопереживать и распознавать эмоции окружающих.
Данный навык позволяет нам устанавливать более тесные и прочные связи с окружающими людьми.
Введение в эмоциональный интеллект
Чтобы активно и эффективно развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя это понятие. Основная цель настоящей статьи состоит в том, чтобы критичес ки проанализировать круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего пред ставления о его природе и структуре. Он рассматривал эмоциональный интеллект с точки зрения разности преуспевания людей в жизни и выделил пять сфер.
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Как же эмоциональный интеллект влияет на нашу жизнь и как его развивать, рассказала Маргарита Кевац — клинический психолог и исследователь, сооснователь проекта аутентичного саморазвития Care Space. Как развить эмоциональный интеллект у детей? Игры, упражнения и советы для развития эмоционального интеллекта. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.
Как работает эмоциональный интеллект
- Всё о методике: Эмоциональной интеллект EQ
- Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
- Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект?
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. По мнению известного психолога Дэниела Гоулмана, эмоциональный интеллект играет в достижении успеха огромную роль. Прежде чем углубиться в специфику эмоционального интеллекта, давайте сначала обсудим основные различия между EQ (Emotional Quotient) и IQ (intelligence quotient). Говорим о том, что такое эмоциональный интеллект: книга Гоулмана, измерение эмоционального интеллекта, модели эмоционального интеллекта. На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения.
Полное руководство по эмоциональному интеллекту
Дэниел Гоулман и его коллега Ричард Бояцис предпочитают использовать термин «ЭИ», который они подразделяют на четыре сферы: самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и управление отношениями. Все вместе эти сферы включают в себя двенадцать компетенций ЭИ, которые означают развиваемые умения и навыки, отвечающие за блестящую работу в качестве лидера см. Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь. А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться.
Представим, к примеру, что у Эстер есть коллега, который ведет себя самонадеянно и резко.
Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция. Это может быть беспокойство и любовь, потому что мужа не было целый час, и он не позвонил, не предупредил об опоздании. Это может быть ревность, потому что она больше не чувствует себя красивой и желанной, а тут еще и молодой человек задерживается на работе. У наших эмоций гораздо более серьезные причины, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому важно уметь копать глубже.
Так, девушка с развитым эмоциональным интеллектом, не стала бы кричать на опоздавшего парня, а сказала бы ему о своих переживаниях «Милый, я так тебя люблю и так переживаю, когда ты задерживаешься на работе и не предупреждаешь. Мне так важно, когда ты дома к ужину. Пожалуйста, позвони мне, если когда-нибудь снова придётся задержаться». Поощряйте критику Критика может задеть те слабые места, которые мы усердно пытались спрятать от себя или попросту не видели. Если вы слышите какие-то замечания в свой адрес, обдумайте их. Действительно ли это правда? Если да, то как можно исправить это?
Если какие-то ремарки вас задевают, задумайтесь о причинах. Сделайте паузу Для начала проследите, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях, как реагируете? Вините окружающих, порой даже неоправданно? Сильно расстраиваетесь, когда все идёт не по плану? Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаем о своих эмоциях только тогда, когда они нарастают и, наконец, выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.
В стрессовой ситуации, перед тем как ответить, накричать, сказать грубость, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10 и подумайте. Почувствуйте эмоции, проследите их причины, задайте себе вопросы и только потом выберете, как будете реагировать. Звучит невыполнимо. Но в этом и суть эмоционального интеллекта. Стоит хотя бы попытаться. Анализируйте коммуникацию Наблюдайте, как вы реагируете на людей. Обращайте внимание и на то, как другие люди ведут диалоги.
Как вы общаетесь? О чем разговариваете?
Выготского Российского государственного гуманитарного университета. Кандидат педагогических наук. Область научных интересов — связь эмоций с когнитивными процессами, культурная специфичность эмоций, эмоциональный и социальный интеллект.
Контакты: lyussin yahoo. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решить проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объективных тестов. Развиваются теоретические представления об ЭИ, проводится их сопоставление с существующими моделями способностей и личности.
Обсуждается значение ЭИ для прикладных отраслей психологии. Существующие эмпирические данные не позволяют говорить об ЭИ как о единой способности. Дальнейшая разработка подходов к измерению ЭИ может привести к достоверному выделению способностей, отличных от уже существующих психологических конструктов, которые могут играть важную роль в практической психологии. В психологии уже давно ведутся поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие, как Э.
Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т. К сожалению, конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операцио-нализации и различения с традиционными формами интеллекта.
На основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л. Кронбах Cronbach, 1970 пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Несмотря на такое обескураживающее начало, постепенно в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. В центре их интереса оказался эмоциональный интеллект. В широком смысле к эмоциональному интеллекту ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004.
Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии. К тому же ЭИ расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая дифференциальную психологию Carroll, 1993. Понятие ЭИ соответствует теории множественного интеллекта Гарднера Gardner, 1993 , особенно его взглядам на межличностный и внутрилич-ностный интеллект. Некоторые авторы считают, что ЭИ удастся связать с объяснением эмоциональных явлений с точки зрения процессов пере- работки информации; такой подход уже показал свою продуктивность при разработке научных моделей академического интеллекта Matthews et al. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы дать обзор по проблемам измерения ЭИ и его применения в практической работе, а также сделать попытку теоретического осмысления этого конструкта.
Научный статус понятия ЭИ пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотива-ционные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания см. Эти модели предполагают измерение ЭИ с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы Mayer, Caruso, Salovey, 1999. Важно отметить, что результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом; это вызывает вопросы относительно научной состоятельности этих двух подходов.
В первых двух разделах настоящей статьи анализируются походы к измерению ЭИ, основанные на самоотчете и на тестировании. В каждом случае рассматриваются теоретические допущения, психометрические данные и эмпирические данные относительно связи показателей ЭИ с другими переменными. В последних двух разделах проводится теоретический анализ понятия ЭИ и практических применений этого конструкта. В заключении высказываются предположения относительно будущих исследований, которые могли бы укрепить научный статус понятия ЭИ. Измерение ЭИ на основе самоотчета опросники Смешанные модели ЭИ характери-зуютсяся большим разнообразием и отличаются друг от друга тем, какие личностные характеристики в них включаются.
Эти модели трактуют ЭИ не как чисто когнитивную спо- собность, а как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу. Такой взгляд позволяет использовать для измерения ЭИ опросники. Концептуализация и измерение. Применение опросников предполагает, что люди способны давать точный самоотчет относительно своего поведения и своих умений и навыков, входящих в понятие ЭИ. Это допущение представляется сомнительным, так как установлено, что самооценки когнитивных способностей лишь умеренно связаны с результатами объективных тестов интеллекта РаиШш, Lysy, Yik, 1998.
Таблица 1 Характеристика основных методик для измерения ЭИ Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов Методики, основанные на самоотчете ECI Emotional Competence Inventory-360 Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет SSRI Schutte et al. Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения. Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики.
Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований. В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности. Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Например, Д. При этом эмоциональные способности могут быть направлены на свои или на чужие эмоции.
В противоположность этому опросник Р. Бар-Она EQ-i состоит из 15 первичных факторов, которые объединяются в 5 факторов второго порядка Bar-On, 1997. Опросник Н. Шутте с соавт. SSRI Schutte et al.
Мэйера, П.
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект ЭИ — это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Структурно эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов: внутриличностный — управление собой; межличностный — умение выстраивать отношения с другими. Благодаря ЭИ человек понимает, что эмоции могут влиять как на его поведение, так и на окружающих — причем не только позитивно. В диалоге с «Постньюс» практикующий психолог Мурат Сефербеков объяснил, что эмоциональный интеллект в первую очередь помогает человеку налаживать продуктивное общение, эмоционально оценивать ситуацию и понимать самого себя. Среди компонентов ЭИ можно выделить восприятие, понимание, управление и использование. Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции.
Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации. И это внутреннее понимание контекста позволяет человеку принимать решения. Люди с развитым ЭИ умеют адекватно реагировать на ситуации и принимать верные решения.
Каковы компоненты эмоционального интеллекта?
- Юлия Кондратьева
- Подкаст «Эмоциональный интеллект — что это, и зачем нужен»
- Эмоциональный интеллект
- Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь