Экспортные цены на энергетический уголь из России в III квартале 2023 г. перешли к росту после падения в середине лета и сейчас составляют $79–100/т. Экспорт энергетического угля из Индонезии достиг рекордного максимума.
Что еще почитать
- Главные котировки
- В заложниках у Севера
- Последние новости сегодня
- Уголь - ЭнергоНьюс
- Навигация по записям
- Европа резко нарастила закупки российского угля
"Атомный" Уголь России: Эльгауголь - Реалии и Перспективы
Энергетический уголь: причины коррекции рынка в 2023 и прогноз на 2024 | Морской экспорт российского угля для глобальной энергетики и металлургии держится на рекордном уровне, сообщило агентство Bloomberg. Поставки выросли примерно в 1,5 раза. |
Российские компании стали продавать уголь за границу с меньшими скидками // Новости НТВ | Экспорт энергетического угля из России практически перестал быть рентабельным из-за глобального снижения цен на сырье. Причиной стало удешевление другого топлива. |
Уголь России и Майнинг 2023 (Новокузнецк) | Снижение экспорта российского угля в конце 2023 года имеет исключительно экономическую причину — поставки стали не столь доходны, в целом по итогам года экспорт практически. |
В России вдвое выросло число убыточных угольных компаний
“С учетом конъюнктуры мировых цен на уголь отраслевые ведомства прорабатывают меры поддержки российской угольной отрасли. Одна из них – отмена экспортных пошлин. Новости угольных предприятий. Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 133 долл./т. вслед за европейским энергетическим рынком. Три четверти добываемого российского угля составляет интересующий нас энергетический уголь. Новости отрасли. Отраслевая новостная лента формируется и обновляется ежедневно. Таким образом, годовой спрос на уголь после 2023 года будет примерно на 20 млн тонн в год выше.
В поисках оптимального маршрута
- Евгений Ренге рассказал о перспективах российского коксующегося угля в стране и мире
- Российский уголь осваивается в Индии - Новости
- Актуальные материалы об угле и состоянии рынка угля
- В отсутствии российского газа «общечеловеки» готовы забыть про экологию
Актуальные материалы об угле и состоянии рынка угля
Текущая динамика рынка угля предполагает тенденцию относительно стабильного роста добычи сырья в этом году по сравнению со скромным ростом на 2,9% в предыдущем. Аналитики предсказывают, что востребованность российского коксующегося угля будет расти по меньшей мере до 2050 года, так как спрос на энергетический уголь будет снижаться. По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными и падение экспорта в основном обусловлено сокращением поставок энергетического угля.
Падают цены на российское угольное топливо
Сокращение экспорта наблюдалось на фоне снижения добычи. Ситуация, в частности, затронула энергетический уголь. При этом сохраняются стабильные объемы поставок за рубеж коксующегося топлива. Однако, аналитики ожидают суммарного годового сокращения экспорта на 190-200 млн т. Добыча падает на фоне снижения мировых цен на уголь и роста издержек на экспорт.
Таким образом, годовой спрос на уголь после 2023 года будет примерно на 20 млн тонн в год выше. Европа, скорее всего, сожжет около 60 млн тонн в 2023 году, хотя и меньше, чем 84 млн тонн в прошлом году, сказала Патель. По ее словам, большая часть дополнительных объемов будет поступать из Южной Африки, а другими ключевыми поставщиками будут США и Колумбия.
Действие экспортной пошлины на уголь может быть приостановлено на 4 месяца, начиная с 1 мая, пишет ТАСС со ссылкой на источники. По данным агенства, соответствующий проект постановления правительства уже подготовлен. Экспортная пошлина на уголь сначала была установлена с 1 октября 2023 г. В частности, предполагалось, что при курсе 80-85 руб.
Необходимость скорейшего решения данного вопроса неоднократно озвучивалась как угольными компаниямии, так и лично Губернатором Кузбасса Сергеем Евгеньевичем Цивилевым на возгавляемой им Госкомисии по энергетике. Отмечу, что на текущий момент цены на уголь упали до трехлетнего минимума, и эта отмена лишь смягчит тяжелую ситуацию в отрасли, которая в этом году стоит перед угрозой сокращения добычи.
В России вдвое выросло число убыточных угольных компаний
Общий объем груза, судя по декларациям, составил 132 тыс. А конечным пунктом назначения были указаны Нидерланды, которые являются мировым хабом по торговле углем. Uniper Global Commodities Se оказалась не единственным европейским трейдером, который продолжил получать российский уголь после эмбарго. Они получили 2,2 тыс.
Конечным пунктом назначения обоих грузов указана Польша. Независимый промышленный эксперт Максим Худалов полагает, что практика закупки российского угля европейскими компаниями может продолжаться, тем более что российский уголь приобретается с дисконтом, а перепродается по рыночной цене. То есть отклонение вниз контрактных наших цен, которые угольщики заключают, — они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем по рыночным ценам.
На нашей экспозиции проходили практические показы новейших решений для защиты, очистки и восстановления кожи рук работников, занятых в самых тяжёлых производственных условиях. В рамках деловой программы были проведены переговоры с рядом угледобывающих компаний на актуальную тему риск-ориентированного подхода и перехода с твёрдого кускового на жидкое крем-мыло, с целью улучшения условий труда и здоровья сотрудников. Выставка в очередной раз доказала правильность пути развития компании «Вентэил Групп» и важность производимых нами дерматологических средств индивидуальной защиты торговой марки GARDA!
Отгрузки в Турцию и Индию идут через порты северо-запада и юга России, однако экономика спотовых поставок упала до минус 500-2000 рублей за тонну. Дальневосточные поставки угля все еще рентабельны, но с начала 2023-го доход от экспорта снизился четырехкратно — менее чем до 500 рублей за тонну. В начале июня текущего года поставка тонны российского энергетического угля стоит около 80,2 доллара с отгрузкой на северо-западе страны, 82,8 доллара — на юге и 89,8-100,5 доллара — на востоке.
Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу.
Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля. И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она. В целом, по мнению Татьяны Кулаковой, всю ситуацию необходимо рассматривать с двух направлений. Здесь необходим мониторинг потоков угля, чтобы понимать, какой уголь на самом деле реализуется. Этим занимается Минэнерго. Прозрачности рынка может поспособствовать цифровизация сделок по этому пути пошел Казахстан еще в 2018 году. Сопоставление типа груза в транспортных накладных и таможенной декларации позволит увидеть расхождения. Роль трейдеров может быть уменьшена при приобретении компаниями, добывающими уголь, собственных морских судов. Вопрос усложняется, так как российские компании обращаются к зарубежным трейдерам, например, из ОАЭ и Кипра.
Падают цены на российское угольное топливо
С пониманием этого нужно с холодной головой подходить к неизбежной просадке финансовых показателей отрасли, которая последует в 2023 году. Не ждет падения потребления энегроугля в мире и промышленный эксперт Максим Шапошников: «энергетический кризис никуда не делся, более того, для отдельных стран он даже усугубится». В начале 2022 года еще функционировали, и прокачка по типовым маршрутам шла, а на более высоком уровне, напоминает он. Но интересно, что и за рубежом, за пределами Европы потребление угля падать сильно не собирается. Именно потому, что цены на газ взвинчены в Европе, и этот тренд так или иначе передается на остальные рынки. И это приводит к тому, что уголь остается все таки предпочтительным видам топлива», - описывает ситуацию Максим Шапошников. Зеленая повестка ЕС действительно является подвешенной проблемой, какого-то отказа от нее системного пока не видно, пока видно только то, что сроки модернизации энергетики переносятся на более поздние.
При этом говорить о том, что отказываются от водородных проектов, от прочих зеленых проектов, пока тоже нельзя, перечисляет эксперт. Об этом свидетельствуют и новости из ЕС. Так, например, власти Польши заявили, что страна начнет добывать уголь вопреки политике ЕС по декарбонизации. Это необходимо, чтобы заместить российский уголь, от которого стране пришлось резко отказаться. Однако Польше сначала придется перезапустить месторождения, на которых в текущий момент не ведется добыча. На это стране может потребоваться от 2 до 8 лет.
Исходя из данных 2021 года, перенаправлению подлежит 63 млн тонн из 172 млн тонн всего экспорта энергетического угля. Аналитики Sberbank CIB в майском отчете отмечали, что наиболее перспективным направлением выглядит Индия, как чистый импортер энергетического угля и второй в мире его потребитель после Китая. По данным «Металл Эксперт», российские экспортеры сейчас дают все более серьезные скидки покупателям, особенно в случае отгрузок из портов северо-запада. Тем не менее экспорт все равно остается выгодным даже на фоне удвоившейся стоимости транспортировки угля до порта после индексации тарифов ОАО РЖД и отмены скидки за дальность, говорит Сергей Гришунин из НРА. Евгений Зайнуллин.
Выйти из тени Россия реализует на экспорт два вида угля — энергетический, используемый для выработки электроэнергии и тепла, и металлургический коксующийся , являющийся главным компонентом сталелитейного производства, а также применяющийся при производстве других металлов, включая алюминий и медь. Несмотря на то, что на долю высококачественного металлургического приходится лишь четверть совокупной добычи угля, и, соответственно, объемы экспорта не столь велики, доходы от его продажи значительно превышают поступления от сбыта энергетических марок за счет более высокой — в несколько раз — цены. Экспорт дорогого металлургического угля позволяет производителям компенсировать выпадающие от продажи менее выгодного энергетического доходы. Однако часто они предпочитают использовать теневые схемы сбыта, продавая коксующийся уголь под видом более дешевого каменного и бурого «серым» трейдерам и тем самым занижая выручку, а после его реализации на экспорт как металлургического уже самими трейдерами — разделяя и выводя в офшоры сверхприбыли. Заинтересованное в получении высоких прибылей от экспорта угля государство никак не контролирует данный сегмент — качество продаваемых углей, как правило, отслеживают собственные углехимические лаборатории, которые выдают соответствующие сертификаты. В результате бюджет остается без необходимых поступлений, тогда как теневой рынок экспорта угля, напротив, процветает. На фоне периодически вбрасываемых в публичное поле опасений, связанных с сокращением мирового спроса на уголь к 2030 году и заменой его трудозатратной добычи экологически чистыми альтернативными источниками энергии, игроки рынка таким образом пытаются успеть заработать на теневом экспорте. Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто.
Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов. Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он.
Выставка в очередной раз доказала правильность пути развития компании «Вентэил Групп» и важность производимых нами дерматологических средств индивидуальной защиты торговой марки GARDA! Ждём Вас снова на «Уголь России и Майнинг» в новом 2024 году! Другие новости.
Fitch повысило прогнозы цен на энергетический уголь, снизило оценки для металлов
— Что касается энергетического угля, экспорт которого снизился на 6% в прошлом году, он, скорее всего, останется ближе к уровню 2023 года. Цены на энергетический уголь снижаются в моменте на фоне теплой погоды в Европе, которая и спровоцировала рост цен на него, когда спотовые цены на угли энергетических марок. Во-первых, уголь – это наиболее доступный для всех энергоноситель, во-вторых, при использовании правильных технологий он может быть экологичней водородной энергетики. Внутренние цены на коксующиеся марки угля выросли на 22% год к году, на энергетические — упали на 10%.
Угольный тупик. Почему отказались развивать угледобычу Инты и Воркуты
В первом квартале поставки российского энергетического угля в Индию увеличились год к году в 2,7 тыс. раз, до 573,2 тыс. тонн. В балансовых запасах угля восточных регионов преобладает энергетический уголь: 79,1 млрд т из 88 млрд т категорий A+B+C1 [3] или 90 % от объемов запасов. Читайте самые свежие новости и статьи о событиях на тему Уголь во всем мире на сайте LinDeal!
Российские компании стали продавать уголь за границу с меньшими скидками
Эти и другие угольные потоки устремились по БАМу и Транссибу к портам Дальнего Востока, равно как и эшелоны с другими экспортными товарами. Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта. Спрос на металлургический уголь в ряде стран Азии продолжает расти, особенно в Индии, где стремительная урбанизация создает дополнительный спрос на сталь в строительстве и на транспорте. Везти уголь через юг — по маршруту Тамань — Суэц и далее в Индию и Китай — зачастую быстрее и выгоднее, чем через Дальний Восток. Руководитель экспертного совета, директор ИРТТЭК Сергей Воробьев отмечает, что перспективы перевалки угля через тот или иной бассейн стоит рассматривать также через призму государственных интересов.
Мультимодальный международный транспортный коридор «Север — Юг» имеет протяженность 7200 км и свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Он предполагает форсированное развитие портов Азово-Черноморского АЧБ и Каспийского бассейна, железнодорожных подходов к ним и прочей торгово-производственной инфраструктуры. По азово-черноморскому направлению — почти на 70 процентов, до 300 миллионов тонн, по восточному — на 25 процентов, до 350 миллионов тонн», — говорил в прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин.
Импорт энергетического угля морским транспортом в Японию действительно вырос в декабре до 10,64 миллиона тонн с 8,79 миллиона в ноябре. Однако декабрьский объем по-прежнему более чем на 1 миллион тонн отставал от 11,87 миллиона тонн, импортированных за тот же месяц в 2022 году. Южная Корея импортировала 7,30 млн тонн в декабре 2023 года, по сравнению с 6,10 млн в ноябре, но ниже, чем 7,55 млн в декабре прошлого года. Пик нынешней северной зимы также значительно ниже пиков зимы 2022—2023 годов около 415 долларов за тонну , когда цены были очень высокими на фоне опасений, что потери поставок российского угля и трубопроводного природного газа в результате украинского конфликта вызовет энергетический кризис в Европе. Общая картина рынка морского энергетического угля в Азии такова, что предложение выросло настолько, что компенсировало высокий спрос со стороны Китая.
Перспективы на первый квартал 2024 года во многом будут зависеть от того, продолжит ли Китай отдавать предпочтение импорту или же внутреннее производство будет занимать большую долю производства электроэнергии, а альтернативы неископаемому топливу — гидроэнергетика, ветровая и солнечная энергия — также будут расти.
Это то, что помогает одним людям сохранить власть, а других удерживает от уличных протестов», — объясняет старший вице-президент по рынкам угля в исследовательской компании Rystad Energy Стив Халтон. В принципе, угля много, он есть практически у всех. У англичан имеется, у немцев тоже, есть и у французов, а также в других странах. Но проблема в том, что угледобыча разрушена.
Так, месье закрыли последнюю свою шахту аж 18 лет назад, и всё, что им нужно, импортируют. Точнее, уже закрывала — после введения очередного пакета «санкций» поставки прекратились. У немцев уголь поганый — в основном бурый. Но много, да, Добывают, хотя под давлением экологов всё меньше и меньше. Тем не менее, около четверти всей электроэнергии в ФРГ всё равно вырабатывается на угольных электростанциях.
Но не только из своего угля, из российского тоже. Которого и тут больше нет. Везде примерно одинаковая картина. Российский каменный уголь и закат своей добывающей промышленности. Впрочем, закат уже в прошлом.
Однако просто так, с кондачка, отрасль не возродить. Машины купить можно, хотя и они, как легковушки, в автосалонах не продаются. Под заказ, да и делать будут долго. Многие шахты затоплены, где-то что-то обвалилось, поменялись собственники, а невменяемые экологи неизбежно начнут вставлять палки в колёса. Хотя всё это мелочи перед одной проблемой.
Как говорил И. Сталин , «кадры решают всё».
Точнее, уже закрывала — после введения очередного пакета «санкций» поставки прекратились. У немцев уголь поганый — в основном бурый. Но много, да, Добывают, хотя под давлением экологов всё меньше и меньше. Тем не менее, около четверти всей электроэнергии в ФРГ всё равно вырабатывается на угольных электростанциях.
Но не только из своего угля, из российского тоже. Которого и тут больше нет. Везде примерно одинаковая картина. Российский каменный уголь и закат своей добывающей промышленности. Впрочем, закат уже в прошлом. Однако просто так, с кондачка, отрасль не возродить.
Машины купить можно, хотя и они, как легковушки, в автосалонах не продаются. Под заказ, да и делать будут долго. Многие шахты затоплены, где-то что-то обвалилось, поменялись собственники, а невменяемые экологи неизбежно начнут вставлять палки в колёса. Хотя всё это мелочи перед одной проблемой. Как говорил И. Сталин , «кадры решают всё».
Где же их взять, если отрасль более четверти века целенаправленно убивали?.. Бесспорно, на России в плане угля свет клином не сошёлся, мы только на третьем место по экспорту этого энергоносителя, уступая Австралии и Индонезии. Однако просто так, по щелчку пальцев, переориентировать потоки товара на терпящую бедствие Европу невозможно. Уголь продаётся по долгосрочным контрактам, расторгнуть которые добывающие компании не в состоянии. Себе дороже, обложат такими штрафными санкциями, что мало не покажется.