Памяти святителя Ермогена. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена
Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков.
Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений. А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом. Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству. Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века. Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов наших, но также и власти наши, и народ наш.
И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами, дабы это место продолжало оставаться великим символом мощи Российского государства и святости Русской Церкви.
Святитель Ермоген Святитель Ермоген Когда самозванец подошёл к Москве и расположился в Тушине, святитель послал изменникам два послания. Он писал о том, как важна Православная вера, заклинал изменников опомниться, чтобы не погибнуть до конца. Вскоре самозванец был убит, как и его предшественник, но в Москве находились поляки и изменники-бояре, которые были преданы Сигизмунду III. Ермоген рассылал грамоты по всем городам и селам, он убеждал русский народ подняться для освобождения Москвы. Москвичи подняли восстание, поляки в ответ подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Ермогена заключили под стражу в Чудовом монастыре.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев.
В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца. В воскресенье, 25 мая 1913 года, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену.
С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества. Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 2 марта — преставление сведения о жизни и подвиге помещены в этот день и 25 мая — прославление в лике святителей. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь 1607 , октябрь 1609 , ноябрь 1610 и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 ; послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках 1591 ; сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения 1598 ; патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу 1606-1613 и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской». Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием.
ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ
Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. По восшествии на московский престол Лжедимитрия I , Ермоген был вызван в Москву для участия в устроенном новым царем сенате, но не мог долго ужиться в столице рядом с царем, чуждым религиозной нетерпимости и склонным к сближению с иноземцами. Когда перед браком Лжедимитрия на Марине Мнишек возник вопрос, не следует ли предварительно произвести над Мариной обряд крещения в Православие, Ермоген был в числе тех духовных, которые наиболее настаивали на этом, и за такое противодействие намерениям царя был удален из Москвы в свою епархию. Новый царь Василий Шуйский решился возвести Ермогена, как врага предшествовавшего правительства, на место низложенного патриарха Игнатия. Патриаршество Свт. Ермоген Московский Митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца , а царь принес в дар новому Патриарху панагию , украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. В это время ему было более 70 лет.
Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах, благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием , который мало вызывал симпатий в Ермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому. Требование Сигизмунда , чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. В одном из них он писал: "...
Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых...
Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот... Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать.
В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого... Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил!
Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена! Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать! Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем... Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал.
Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами. Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед. И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала. А то, бывало, и молится по несколько дней. Иногда молитва быстро доходила.
Одному парню, труднику, помогавшему монастырю, что-то попало в глаз, мог ослепнуть. Но батюшка помолился, и тот прямо в келье у него получил исцеление. Помню, у матери Евлогии, монахини Шамординской обители, тетя Надежда была атеисткой-богоборицей, и Господь ей попустил тяжкое беснование. Мать Евлогия долго ее уговаривала подготовиться к исповеди и поехать к отцу Ермогену он тогда еще был в Пюхтице. Та все не соглашалась, но в конце концов они все-таки поехали. Очень тщательно подготовились вместе к исповеди, и тетя покаялась за всю свою жизнь. Возвращаются они после службы в келью, а там такой грохот начался! Мать Евлогия, не понимая, что происходит, от ужаса чуть под кровать не залезла… А потом, когда шум прекратился, смотрит: а тетя-то уже нормальная, не беснуется — выздоровела!
Исцеленная стала совершенно другим, глубоко верующим человеком, воцерковилась. Он даже иногда классифицировал, каким грехам какие недуги соответствуют. Очень переживал, что сейчас некоторые из мерзких грехов чуть ли не в норму возводятся: — Это смертный грех! Просто так этот грех не прощается. Отец Ермоген так рассуждал: не будешь нести какую-либо епитимью — тебе Господь Сам епитимью даст. Самой по себе современной жизни батюшка не гнушался. Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты? Каковы у них технологические особенности?
Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника. Так он мог к каждому найти подход.
Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев. В это время поляки несколько раз пытались заставить патриарха приказать ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью. Но святитель Ермоген был непреклонен - он не мог предать Православную веру. В 1612 году патриарх умер от голода, после более 9 месяцев тяжкого заточения. После его смерти успешно завершилось освобождение России. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году его перенесли в Московский Успенский собор. Память святителя Ермогена празднуется 1 марта.
Что, как луна, плывет по глади водной, Считая, что глубины знает превосходно. Христос выходит за пределы бытия, Начала и конца где сходятся края, Христос есть тайна вящая везде, От Рождества и до распятья на Кресте. С распятья крестного и вплоть до Воскресенья, Он Мера главная для каждого творенья. Он скорби укрощает в этом мире гордом - Где Божии святые выстояли твердо. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится». Обращаем Ваше внимание на график работы наших подразделений 19 января 2023 года. Церковная лавка м. Арбатская Москва, Арбатская пл.
"Православный календарь": день памяти священномученика Ермогена
Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман, приводя их к православной вере. Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген. Ермоген среди избранных святых. Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери.
Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх
Говоря о последних днях жизни отца Ермогена, нужно сказать, что Господь посетил его тяжелой болезнью, которая, возможно, или восполнила его покаяние, или очистила от грехов. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые. 1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления священномученика Ермогена
Священномученик Ермоген | В федеральный прокат вышел художественно-документальный фильм «Святитель», посвященный священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу. |
ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ - Древо | чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. |
«За молитву надо бороться»
4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском. В федеральный прокат вышел художественно-документальный фильм «Святитель», посвященный священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени. Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. От голода скончался святитель Ермоген, он был похоронен в Чудовом монастыре, а потом его святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Священномученик Ермоген
Летом 1610 года Боярская дума, в которой преобладали бывшие тушинцы, приняла решение о низвержении царя, мотивируя это тем, что Шуйский, выполняя волю «всего Московского государства всяких служилых и жилецких людей», согласился добровольно оставить престол. Освободившийся престол был предложен польскому королевичу Владиславу, в мгновение ока ставшему «всенародным избранником», а до тех пор покуда он не прибудет в Москву, организовывалось временное правительство из семи бояр. Заговорщики причудливо смешали не самые лучшие прецеденты политической истории Руси: совет из семи бояр уже управлял государством после смерти Василия III ввиду малолетства его преемника, будущего царя Ивана Грозного, да и призвание Владислава мало чем отличалось от почти мгновенного возведения Василия Шуйского на царство. В создавшейся ситуации Патриарх Гермоген оказался единственным законным носителем власти. И на этом этапе защита государства, неотделимая от защиты веры, выступила на первый план его служения.
Низложения Шуйского Патриарх не признал, а призванию польского королевича воспротивился, считая, что более достойными кандидатами на престол являются православные люди — князь Василий Голицын и четырнадцатилетний Михаил Романов, внучатый племянник царя Федора Ивановича. Вновь он пытался убедить с Лобного места народ: «Мне самому доподлинно известно королевское злое умышленье над Московским государством, хочет он им… завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить». К Патриарху прислушались: одним из условий избрания нового царя стало крещение в православие. Это решение, одобренное святителем Ермогеном при условии, что в намерении королевича не будет обмана , было более конкретизировано и ужесточено в грамоте послам в Смоленск, где в это время находился король Сигизмунд III.
Как и водится, послы были обмануты: король объявил, что его сын сам волен в крещении, кандидатуру же русского царя — королевича или самого короля — должен утвердить польский сейм. Пока же суть да дело, в Россию должны войти польские войска для совершенного ее усмирения. Семибоярское правительство впустило в Москву польский гарнизон. Началась иноземная оккупация.
Договор с королевичем Владиславом превратился в фикцию, поскольку стать вместо него русским царем изъявил желание Сигизмунд III. Именно действия поляков в Москве и Смоленске привели к кристаллизации идеи всенародного ополчения для освобождения столицы и восстановления законной царской власти. Идеи, которая горячо была поддержана святителем Ермогеном, которого действия поляков и их русских сторонников превратили в одного из главных организаторов ополчения. Патриарх пригрозил проклятием тем, кто пожелает передать престол польскому королю, и призвал к открытому неповиновению вошедшим в Москву полякам.
Что же касается ополчения, которое начал формировать в Рязани Прокопий Ляпунов, то святитель Ермоген благословил его служить королевичу Владиславу только в том случае, если он примет православие. В противном случае ополченцы освобождались от данных ему клятв и призывались в поход на освобождение Москвы. Авторитет святителя напугал поляков: на подобные меры тот имел полное каноническое право. Прямые переговоры, которые вели и поляки, и члены семибоярской думы со святителем Ермогеном, провалились, так как Патриарх не пожелал идти на компромисс и не подписал грамоты о принесении присяги Владиславу и Сигизмунду III, а также о сдаче Смоленска полякам.
Наоборот, от его имени в города России пошли грамоты, призывавшие защитить православие от «врагов креста Христова» и встать на защиту святынь Москвы. Перепуганные поляки и их сторонники в Москве упрашивали святителя написать ополченцам грамоты, чтобы они не шли к столице. Святитель был непреклонен: «Напишу, чтоб возвратились, если… все… изменники и королевские люди выйдете вон из Москвы… ибо вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу более слышать пения латинскаго в Москве». Престарелый Патриарх в то время он разменял восьмой десяток лет был взят под стражу и изолирован.
Правда, на Вербное воскресенье 1611 года 17 марта он был выпущен, чтобы совершить традиционное шествие на осляти. Достаточно было слуха, будто поляки хотят изрубить Патриарха и безоружный народ во время крестного хода, чтобы в Москве началось восстание. С трудом подавив его, поляки свели святителя Ермогена с престола и заменили его печально известным Патриархом Игнатием, которого Освященный Собор лишил и сана архиерейства. Но лишить законно избранного святителя сана и общерусского авторитета они не могли.
Когда на Светлой неделе к Москве подошло ополчение, поляки под угрозой смерти потребовали, чтобы святитель Ермоген велел ополченцам идти прочь от города, но получили отказ. Боюсь одного Бога… Я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Однако из-за распрей предводителей ополчение распалось. Патриарх Гермоген, заточенный поляками в подземную келью Чудова монастыря, только в конце августа смог отправить на волю последнее свое послание, ставшее его политическим завещанием: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру… Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлет в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили».
Именно эта грамота послужила толчком для создания Второго ополчения. Подвиг Патриарха был по достоинству оценен уже современниками. Уже в апреле 1611 года руководители Первого ополчения называли его «новым исповедником», «вторым великим Златоустом» и «истины обличителем». Его могила была найдена сразу же после освобождения Москвы в ноябре 1612 года и стала объектом поклонения ополченцев.
Позднее, в царствование Михаила Федоровича, святитель Ермоген был канонизирован как «новый исповедник», а в 1652 году его мощи были обретены нетленными. Справка Гермоген или Ермоген? Во всех издания до момента прославления в 1913 году патриарх именуется как Гермоген. Но после прославления он становится Ермогеном.
Афанасий Великий, архиепископ Александрийский Устами Афанасия премудрость просияла, И сразу Божья истина ясна всем людям стала, Познали люди: эта мудрость не вредна, Но всякому сладка, кто пьет ее до дна. Любому дорога она, кто за нее страдает, Кто в жизни сей надежду на Бога полагает, Кто ходит по миру, как средь могилы тесной, Все люди для него - как призрак бессловесный. А континенты - словно пять лачуг убогих, А океаны мелки - не замочишь ноги. Все мерит он Христом - мерилом вечным, И возрастает в эту меру бесконечно, От меры сей вовеки он не отречется: Иная тайна просто не найдется. Иная тайна будет слишком близорука, До Альфы и Омеги не дойдет наука. Что, как луна, плывет по глади водной, Считая, что глубины знает превосходно. Христос выходит за пределы бытия, Начала и конца где сходятся края, Христос есть тайна вящая везде, От Рождества и до распятья на Кресте.
С распятья крестного и вплоть до Воскресенья, Он Мера главная для каждого творенья.
В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас?
Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III — они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы скорее всего — список с подлинной , которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога.
Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский
Мины день. Что можно и что нельзя делать 23 декабря 2023 года | чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. |
Гермоген (патриарх Московский) — Википедия | Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. |
25 мая — день памяти священномученика Патриарха Ермогена | Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. |
Священномученик Ермоген | Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене. |