Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для борьбы с крупными кораблями, видимо, поэтому её применение в 80-х годах минувшего столетия против афганских моджахедов, вопреки ожиданиям советского командования, оказалось малоэффективным. Сверхтяжелые бомбы, сбрасывавшиеся на объекты военной инфраструктуры, могли нанести катастрофический ущерб и изменить ситуацию на фронтах, оставив противника без боеприпасов, современных систем вооружений, техники и топлива к ней.
ФАБ-3000М-54 - фугасная авиационная бомба
Она планирует и очень мощно поражает цель, рассказал обозреватель. Не было информации, чтобы к нему разработали УМПК. Для этого должна быть отдельная конструкция, в шесть раз мощнее, чем для ФАБ-500, добавил он. Но это не шахты глубокого заложения.
Вот такую воронку оставляет авиабомба ФАБ-3000. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 12 м и глубиной 4 м. В радиусе 14-21 м были повалены деревья, а в радиусе 24-34 м у деревьев с диаметром стволов 80-150 мм срубило верхушки. На основании размера воронки от взрыва ФАБ-1000 испытатели предположили, что ее действие произошло с замедлением 0,3 с, которое обеспечило более глубокое проникание бомбы в грунт. Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объяснили тем, что пять взрывателей были установлены на мгновенное действие, а кроме того, большое поперечное сечение бомб препятствовало большему заглублению новых боеприпасов в грунт. Несколько позже было также отмечено, что наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивает настильность взрывной волны, что чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам. По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо.
Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации. В прессе ранее встречалось упоминание, что впервые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 г. Впрочем, о таких ничего не известно. Железные дороги и склады с горючим в окрестностях Орла также были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля. ФАБ-5000 сбрасывались на наступающие немецкие войска, но очень ограниченно, все-таки задачей ФАБ-5000 было разрушение долговременных укреплений, а не уничтожение живой силы противника. Есть упоминания, что сверхтяжелые бомбы применялись и в районе Могилева Белоруссия 26 мая 1943 г. Хельсинки, где был уничтожен военный завод и железнодорожные мастерские, позже на военные объекты были сброшены ещё 2 бомбы.
Их прочный корпус обтекаемой формы встречаясь на очень высокой скорости с поверхностью земли, до момента детонации успевает глубоко уйти в грунт.
Подземный взрыв вызывает локальное землетрясение, повреждающее и разрушающее наземные и подземные сооружения противника. Десятитонный «Grand Slam» «Большой хлопок» стал самым мощным неядерным боеприпасом той войны. Что же касается 5,4-тонной сейсмической бомбы «Tallboy» «Верзила» , то его корпус, выполненный из прочной легированной стали, имеет совершенную аэродинамическую форму, обеспечивающую боеприпасу максимально возможную скорость падения. У сброшенной с высоты четыре километра и более бомбы показатель этой характеристики у поверхности земли превышает скорость звука. Читайте также Стабилизаторы специальной конфигурации придают боеприпасу вращательное движение, гася тем самым возникающие колебания. При атаке подземных объектов «Tallboy» оснащался тремя взрывателями, срабатывающими лишь после его глубокого проникновения в землю. Эта глубина составляла порядка тридцати метров грунта или пять метров бетона. Подземный подрыв 2358-килограммового заряда вызывал напоминающее землетрясение сдвиги окружающей породы, оставляющие на поверхности воронку диаметром сорок метров. Точность бомбометания обеспечивалась специально разработанным прицелом SABS Stabilized Automatic Bomb Sight , учитывающим температуру воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра и т.
Всего за период июнь 1944 — апрель 1945 гг. Необходимость создания прочного массивного корпуса британских сейсмических бомб вызвала проблему уменьшения массы взрывчатого вещества.
Характеристики ФАБ-3000, разработанной еще в советское время, опасны: бомба способна нести 1200 кг взрывчатки и предназначена для поражения промышленных, городских и портовых сооружений. Потенциальный радиус ее поражения указывается как 46 метров, а осколочное поле - 260 метров. На данный момент военные эксперты предупреждают о возможных катастрофических последствиях применения такого оружия на поле боя.
"Сплошные разрушения в круге диаметром 40 метров": на что способна ФАБ-3000
Авиабомба ФАБ-3000 М-54, имеет длину 3,32 метра, диаметр в 82 см, общую массу в 3067 тонны и массу боевой части в 1200 кг. Авиабомба создает фугасное действие на месте поражения: избыточное газообразное давление в результате взрыва, ударную волну в воздухе и грунте, с образованием сейсмической волны, а также большие осколки при дроблении корпуса. Ее прямой радиус поражения составляет 46 метров с разлетом осколков до 260 метров. Носители в зоне СВО. На данный момент, единственным носителем авиабомбы ФАБ-3000 М-54, является сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3 , в котором этот боеприпас располагается внутри фюзеляжа.
Ожидается, что авиабомба ФАБ-3000 М-54 может появится на подвеске российского тактического фронтового истребителя бомбардировщика Су-34М , который берет на узлы внешней подвески держателей вооружения, до 3 единиц авиабомб ФАБ-1500. Авиабомба сбрасывается при высоте носителя до 16 км и скорости до 1200 км.
Как отметил военный эксперт, возобновленное производство будет вестись по современным технологиям, которые позволят использовать эти бомбы практически в качестве высокоточного оружия. Так, в сочетании с баллистическими вычислителями сброса ФАБ-3000 будет "точно укладываться в цель с минимальным круговым вероятностным отклонением". Леонков добавил, что установка универсального модуля планирования и коррекции на авиабомбу позволит сбрасывать ее с большого расстояния, минимизируя риск для самолета-носителя от противовоздушной обороны. ФАБ-3000 будут еще страшнее, если начнут в новой версии применяться после нового производства в зоне специальной военной операции", — заявил он. Что известно о фугасной авиабомбе ФАБ-3000 Особенности и характеристики Фугасная бомба ФАБ-3000 была разработана еще в советские времена, однако по сей день считается одним из самых разрушительных авиационных средств поражения. Боеприпасы созданы для уничтожения разных типов сооружений включая бетонные , укрытий и укрепленных промышленных объектов.
Поделиться Фугасные авиационные бомбы Фугасные авиационные бомбы По данным из открытых источников, вес ФАБ-3000 достигает чуть больше трех тонн, при этом взрывчатка весит почти половину — около 1400 килограммов.
Что касается ракет, то дальность их действия невелика, всего 40-50 км, но урон намного больше. Даже украинские спикеры постоянно жалуются, что они ничего не могут сделать. Прямо сейчас мы используем ФАБ-1500, а в ближайшем будущем у нас будут 3000 и 5000.
Сегодня мы ежедневно используем для бомбардировок всего 5-7 самолетов. Я уверен, что это всего лишь тренировка. У нас много самолетов, и еще больше этих бомб. Когда начнется наступление Вооруженных сил Украины, мы просто увеличим количество "бомбардировщиков" в геометрической прогрессии.
Толщина стенок листовой заготовки у ФАБ-3000 М-46 составляла 20 мм. Хвостовая часть выполнялась из того же материала, представляя собой сварную конструкцию конусной формы. Хвостовой конус был довольно крутым, к задней части сходясь практически на нет до считанных сантиметров - размера донного гнезда запального стакана.
В отличие от прежних бомб крупных калибров, корпуса которых имели разъемную конструкцию для удобства заполнения взрывчатым содержимым, корпуса бомб образца 1946 года выполнялись цельносварными, что обеспечивало повышенную прочность и жесткость. Отличалась и система подвески: от повсеместно использовавшихся ранее стальных поясов-бугелей, охватывавших корпус и несших подвесные ушки, отказались, заменив приваркой ушков к средней части корпуса. Сами ушки у тяжелых бомб были изготовлены из легированной высокопрочной стали 30ХГСА, более качественной по сравнению с аналогичными деталями бомб меньших калибров у бомб в 250 и 500 кг ушки выполнялись из обычной конструкционной стали Ст45.
Можно заметить определенное влияние на конструкцию бомб модели 1946 года германских боеприпасов крупных калибров, включая оживальную форму головной части и устройство перисто-цилиндрического стабилизатора к слову, трофейные немецкие бомбы 5С1000 и 5С2500 калибра 1000 кг и 2500 кг в годы войны использовались в нашей авиации дальнего действия. Впервые подобные элементы конструкции в отечественных боеприпасах появились у ФАБ-2000 М-44 со ссылкой на те же трофейные немецкие бомбы. Бомбы снаряжались тротилом методом горячей заливки через головное отверстие корпуса.
Прежде для снаряжения крупных бомб служили специально оборудованные довольно крупные люки в корпусе, через которые заливался взрывчатый состав. Обойтись без лишних вырезов с крышками и крепежами позволил более рациональный процесс с использование современного технологического оборудования снаряжательных производств. Тротил в качестве взрывчатого вещества был хорошо освоен технологически, практически не воздействовал на металл, был мало гигроскопичен и стоек при длительном хранении.
"Сплошные разрушения в круге диаметром 40 метров": на что способна ФАБ-3000
Авиабомба ФАБ-3000 представляет собой один из наиболее заметных артефактов истории военного оружия, который переживает свое возрождение в современной эпохе. — Если бомба ФАБ-500 стала кошмаром для пехоты ВСУ, ФАБ-1500 называют дьяволом, то ФАБ-3000 будет концом пехоты ВСУ. Первое принятие на вооружение советскими ВВС фугасной авиационной бомбы ФАБ-3000 М-54 состоялось в 1954 году, в 90-е годы производство прекратилось (вместо таких "слонобоев" стали применять ракеты), но сейчас стартовало заново. Использование авиабомбы ФАБ-3000, производство которой начали в России, может создавать повышенные риски для самолетов-носителей.
Авиационные царь-бомбы. На что способны боеприпасы, находящиеся на вооружении ВКС России
А как только мы давали «ответку», загоняли технику в помещения. Впрочем, когда Россия применила авиабомбы ФАБ-3000, огонь с их стороны очень быстро сошел на нет», — рассказал офицер. В частности, в ноябре 2020 года Минобороны России опубликовало фотографии ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 с выложенными перед ним бомбами, включая ФАБ-3000. Американское издание The Drive тогда отмечало , что вооружение бомбардировщика, в том числе ФАБ-3000, «наводит ужас». При этом Леонков отметил, что на ФАБ-3000 не будут устанавливаться «крылышки» — модули планирования и коррекции, благодаря которым бомбами можно управлять. Ведь задача крыльев — удержать планирующий полет бомбы, а применение ФАБ-3000 избирательное», — подчеркнул специалист. По данным пресс-службы Минобороны РФ, свое крупномасштабное наступление ВСУ начали еще четвертого июня, но не добились никаких целей.
Если мы говорим о планирующих авиабомбах, наводящихся по сигналам глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС , то их «умная» начинка будет сопоставимой по своим характеристикам, что для боеприпасов массой 100 килограмм, что для боеприпасов массой 9 тонн. Понятно, что будут отличаться рули управления и их приводы, источник электропитания и ряд других компонентов, но самое главное — система наведения, обеспечивающая определение координат по сигналам ГЛОНАСС, будет везде практически одинаковой. Более того — именно количество УМПК, а не число неуправляемых боеприпасов, на которые они могут быть установлены, будет являться ограничительным фактором.
Ещё один фактор — эффективность поражения. В статье «Ударом на удар: кассетные БЧ на высокоточном оружии большой дальности» мы уже говорили о том, что в большинстве случаев несколько боеприпасов обеспечивают большую площадь поражения при одинаковой массе с одним боеприпасом большего могущества, разумеется, если речь не идёт об уничтожении какого-то сильно защищённого объекта. К примеру, радиус поражения немецкой кассетной авиабомбы АВ 250-3 времён Второй мировой войны в десять раз превосходил зону поражения моноблочной авиабомбы массой 250 килограмм 300 метров против 30 метров. Таким образом, при прочих равных целесообразность применения УМПК на боеприпасах большего калибра явно выше, чем на боеприпасах меньшего калибра.
Его слова передает РИА Новости. Однако эти бомбы были из советских запасов, и их производство было возобновлено только недавно. Леонков объяснил, что в сочетании с баллистическими вычислителями сброса ФАБ-3000 превратятся в «высокоточный боеприпас, который будет точно укладываться в цель с минимальным круговым вероятностным отклонением» Кроме того, можно установить универсальный модуль планирования и коррекции, который позволит сбрасывать бомбы с безопасного расстояния за пределами зоны действия ПВО противника.
ТТХ бомбы: длина — 2,1 — 2,3 м; диаметр — 392 — 447 мм; масса — 500 кг; масса ВВ — 213 — 226 кг; размах стабилизатора — 570 — 600 мм; бронепробиваемость — 1,2 м бетонного перекрытия или 0,8 м железобетонного; радиус повреждений — 80 м. В период войны выпускались такие 1000-килограмовые бомбы: ФАБ-1000св выпускалась в 1932-1943 гг. При взрыве на глубине 4 м образовывалась воронка диаметром 17 м. ТТХ бомбы: длина — 2765 мм; диаметр — 630 мм; масса — 1000 кг; масса ВВ — 674 кг; бронепробиваемость — 1,8 м. Масса — 2,5 т. ТТХ бомбы: длина — 3 м; диаметр — 642 мм; масса — 1400 кг; масса боевой части — 1200 кг; масса ВВ —675 кг; толщина стенок — 18 мм; радиус повреждений — 160 м.
Бомба ФАБ-2000св была принята на вооружение в 1934 г. Она имела корпус сварной конструкции, головные и донные взрыватели с замедлением 0,3 с. В 1943 г. В 1945 г. При взрыве бомбы на глубине 4 м. ТТХ бомбы: длина — 4,5 м; толщина стенок — 12 мм; бронепробиваемость — 1,8 м.
Бомба относилась к авиабомбам сварной конструкции и была принята на вооружение в 1943 г. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали. Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, проваривая двухсторонним швом все стыки. Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Бомба имела 6 взрывателей — по одному в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя с установкой на мгновенное действие. Наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивало настильность взрывной волны, что было чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам.
Носителем бомбы являлся ПЕ-8. При этом створки бомболюка закрывались лишь на одну треть. ТТХ бомбы: длина — 3107 мм; диаметр — 642 мм; масса — 4900 кг; масса ВВ — 2207 кг. Она комплектовалась контактными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5—15 м. При взрыве бомбы образовывалась воронка диаметром 5 м. ТТХ бомбы: длина — 1065 мм; диаметр — 273 мм; масса — 100 кг; масса ВВ — 30,7 кг; радиус поражения — 50 м; бронипробиваемость — 40 мм.
В период войны выпускалась бетонобойная бомба БетАБ-150 ДС с дополнительной скоростью с ракетным ускоритетелем для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту. Боевая часть бомбы представляла собой 203-мм артиллерийский снаряд. Бомба проникала в скальный массив из мрамора на глубину 1,7 м. При взрыве бомбы в грунте образовывалась воронка диаметром 1,8 м и глубиной 2,5 м. ТТХ бомбы: длина — 2097 мм; длина — 210 мм; масса — 165 кг; масса боевой части — 102 кг; масса ВВ — 14,5 кг; масса ракетного заряда — 17,2 кг. Бомба изготавливалась на базе «морских» 203 мм полубронебойных артснарядов без задней части, к которым сзади крепился обтекаемый конус с донным взрывателем и большим четырёхпёрым стабилизатором.
ТТХ бомбы БрАБ-200: длина — 2054 мм; длина — 278 мм; масса — 213 кг; масса боевой части — 150 кг; масса ВВ — 12,3 кг; масса ракетного заряда — 19,2 кг; бронепробиваемость — 182-260 мм. Корпуса бронебойных авиабомб новой изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой к имели конусную форму, суживающуюся к хвостовой части. Головные части авиабомб, отливали из высоколегированной стали. Крылья стабилизаторов крепили к коническим обтекателям на клепке посредством стальных угольников. Для размещения на внешних горизонтальных бомбодержателях самолетов авиабомбы оснащали основными и дополнительными бугелями с подвесными ушками соответствующих весовых групп. ТТХ бомб изложено в таблице.
В 1941-1944 гг. Все они относились к боеприпасам интенсивного и сосредоточенного действия. Их общим недостатком оказалось то, что они были эффективны лишь при прямом попадании в цель, и их легко можно было потушить. Зажигательные авиабомбы калибра 1,5—2,5 кг снаряжаются термитными составами. Бомбы калибром более 10 кг считались боеприпасами индивидуального применения — на самолете их размещали на замках бомбодержателей и сбрасывали в ходе одиночного, серийного или залпового бомбометания. Всего было выпущено 5,8 млн.
Бомба предназначалась для поражения целей посредством загущённой зажигательной смеси, имеющей высокую температуру горения бензин, керосин, толуол. Огнесмесь прилипала к различным поверхностям и трудно удалялась с них. Горение происходило за счет кислорода воздуха, поэтому в радиусе действия бомбы образовывалось значительное количество отравляющей двуокиси углерода. Благодаря прочному корпусу бомба была способна пробивать стены и крыши зданий, поражая внутренние помещения. Основными целями для ЗАБ-500 являлась авиационная техника на стоянках, автомобили, установки РЛС, небольшие здания и живая сила противника. Минимально допустимая высота применения 750 м.
Всего было выпущено 3,5 тыс. ТТХ бомбы: масса — 500 кг; масса боевой части — 480 кг; длина — 2142 мм; диаметр — 321 мм.
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине
Как показывает практика использования ФАБ весом 250, 500 и 1500 кг, более тяжелые бомбы планируют на меньшее расстояние, но это все равно позволяет в условиях значительно подавленной системы украинской противовоздушной обороны осуществлять бомбометание на определенном удалении от линии болевого соприкосновения, указал аналитик. По его мнению, это позволит российской авиации работать ФАБ-3000 "в похожем рисунке", как это было с бомбами меньшего калибра. Носителями трехтонных бомб могут выступать фронтовой бомбардировщик Су-34 или оперативно-тактический бомбардировщик Ту-22М2, уточнил Анпилогов. ФАБ 3000 "выроет" большую воронку и окажет большее разрушительное действие", - добавил военный эксперт.
В ходе серийного выпуска в конструкцию авиабомб вносились различные изменения, что отражалось в номерах чертежей. По конструкции бомбы 1946 года, вне зависимости от калибра, были однотипны и отличались только размерами и некоторыми деталями.
Корпус бомбы выполнялся сварным из нескольких деталей: литой головки, средней цилиндрической части и хвостового конуса. Все части выполнялись из стали повышенной прочности Ст25. Литая головка оживальной формы отличалась увеличенной толщиной стенок, у головного среза достигавшей 160 мм. Ранее в устройстве бомб крупных калибров основное внимание уделялось фугасному воздействию, и головки выполнялись относительно тонкостенными; в новых боеприпасах наличие мощной головной части повышенной прочности обеспечивало лучшие качества при пробивании прочных преград и проникании в грунт, что давало повышение эффективности при воздействии по укрытиям, заглубленным и защищенным сооружениям. Средняя часть выполнялась из листовой стали, свернутой в цилиндр и сваренной продольным швом.
Толщина стенок листовой заготовки у ФАБ-3000 М-46 составляла 20 мм. Хвостовая часть выполнялась из того же материала, представляя собой сварную конструкцию конусной формы. Хвостовой конус был довольно крутым, к задней части сходясь практически на нет до считанных сантиметров - размера донного гнезда запального стакана. В отличие от прежних бомб крупных калибров, корпуса которых имели разъемную конструкцию для удобства заполнения взрывчатым содержимым, корпуса бомб образца 1946 года выполнялись цельносварными, что обеспечивало повышенную прочность и жесткость. Отличалась и система подвески: от повсеместно использовавшихся ранее стальных поясов-бугелей, охватывавших корпус и несших подвесные ушки, отказались, заменив приваркой ушков к средней части корпуса.
Как отметили аналитики, Ту-22М3 стандартно несет две ФАБ-3000 свободного падения, но из-за УМПК, который увеличивает габариты бомбы, самолет сможет брать только один боеприпас такого диаметра. Выглядит мощнее всего лишь одной «трехтонки», правда? Иначе говоря, перед нами — уникальное оружие для тоже в значительной мере уникального носителя. Значит, и цели будут для этого оружия выбираться соответствующие. Те, которые никак невозможно взять бомбами меньшего калибра. Например, мосты через Днепр», — предположили эксперты.
И неспроста в Минобороны сообщили, что организовано массовое изготовление ФАБ-3000. Значит, эти бомбы действительно появились. И это хорошо. Они сыграли важную роль в освобождении Авдеевки. Такие бомбы мощные, и их можно оснащать модулем УМПК или унифицированным модулем планирования и коррекции. Этот комплекс превращает, по сути, обычную бомбу в планирующую и управляемую. Бомбы с УМПК можно сбрасывать с большой высоты — около 10 км, после чего они летят на большое расстояние. Порядка 50—60 км. При этом бомба маневрирует и корректирует свой полет. Важно, что сбить ее практически невозможно. А во-вторых, эти бомбы помогают нашим бойцам и спасают их жизни.
Эксперт о бомбах ФАБ-3000: более точные и разрушительные
Короли денацификации | Пикабу | Авиационные бомбы (Россия) — авиационные бомбы, созданные и эксплуатируемые на территории СССР или России. |
Фугасные авиабомбы (ФАБ) | Кроме того, многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500. |
Российская трехтонная фугасная авиационная бомба ФАБ-3000 М-54 с модулем УМПК
ФАБ-3000 с УМПК: что известно об умной российской авиабомбе | РИАМО | РИАМО | Первый вариант авиабомбы ФАБ-3000 был создан еще в сороковых годах, а через несколько лет появилась модификация обр. |
ФАБ-3000: что она может разрушить | Типы бомб. Авиационные бомбы (Россия). Технические характеристики ФАБ-250. Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54. |
В России началось массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000 - Новости | Самая мощная неядерная бомба России и СССР ФАБ-9000 уходит под землю на 12 метров уже с 4,2 тоннами взрывчатки. |
1954 Авиационная бомба ФАБ-3000 М-54 - экспонат музея | | В России начали производство управляемых авиабомб ФАБ-3000, имеющих колоссальный разрушительный эффект. |
«ФАБ-3000» - это самая мощная и самая эффективная фугасная авиабомба в мире.
В России начали производство управляемых авиабомб ФАБ-3000, имеющих колоссальный разрушительный эффект. Самая мощная неядерная бомба России и СССР ФАБ-9000 уходит под землю на 12 метров уже с 4,2 тоннами взрывчатки. Авиационные бомбы, известные как ФАБ, обладают своей основной разрушительной силой за счет взрыва их боеголовки. Изначально это были бомбы весом полтонны (ФАБ-500), затем ФАБ-1500 весом полторы тонны, а сейчас и трёхтонные ФАБ-3000. Фугасные бомбы ФАБ-3000 предназначены для уничтожения на большой площади личного состава противника, его техники, а также особо прочных сооружений, рассказал «ПолитЭксперту» заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов.
Авиационные царь-бомбы. На что способны боеприпасы, находящиеся на вооружении ВКС России
Использование авиабомбы ФАБ-3000, производство которой начали в России, может создавать повышенные риски для самолетов-носителей. При подвеске ФАБ-1500 М-46 самолет мог взять до восьми бомб, по четыре в переднем и заднем бомбоотсеках, с общим весом боевой нагрузки 11840 кг. Авиационные бомбы (Россия) — авиационные бомбы, созданные и состоящие/состоявшие на вооружении РСФСР, СССР и Российской Федерации.