Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни.
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость». биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советскую и украинскую актрису Марию Капнист.
Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер
Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД.
В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона.
В семнадцать лет её приняли в театральную студию при Ленинградском драмтеатре, но из-за дворянского происхождения исключили оттуда. Пришлось работать бухгалтером. В двадцать семь она получила свой первый срок — восемь лет лагерей.
Долго работала на руднике — и выжила, несмотря ни на что. Можно ли считать это везением? Судьба всегда сводила её с интересными людьми. Когда Мария жила в Сибири на поселении, у неё был короткий роман с польским инженером Яном Волконским. В результате она забеременела. Возможно, это было попыткой облегчения жизни узницы, но вышло наоборот.
Лагерное начальство пыталось заставить Марию сделать аборт, а она отказалась. Её били ногами, опускали в холодную воду и гоняли на работу в угольную шахту. Долгожданный ребёнок появился на свет вопреки всему. Мария назвала дочку Радой — в честь гордой цыганки из повести Горького. Малышка отправилась в лагерный садик, где попалась под тяжёлую руку воспитательницы-садистки. Увидев, как та обращается с её дочерью, Мария кинулась на обидчицу с кулаками — и получила ещё десять лет лагерей.
Маленькую Раду отправили в детский дом.
Граф и графское дело: Эксклюзивное интервью с продолжателем древнего рода [эл. Дочь известной актрисы Рада Капнист: Мама с детства получала уроки от Шаляпина [эл. Бронзовая птица со светлой отметиной. Судьба Марии Капнист — готовый сценарий для фильма ужасов [эл.
А в 1941 году она была репрессирована. Вслед за домом, имуществом, близкими людьми, свободой Советская власть отняла у молодой женщины былую красоту и здоровье. Семнадцать лет тяжелейшей каторги… Освобождена Мария Ростиславовна была лишь в 1958 году. Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания. Рассказывают, что после лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства.
Ей было 44 года, когда она начала сниматься в кино.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. В кино Мария Капнист снималась много.
Мария Капнист Графиня рудников
Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни.
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист. Отношения матери и дочери стали налаживаться, только когда Радислава стала подростком. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником [8]. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме « Таврия » молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко , где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В заключении из-за работы под землёй у Капнист развилась клаустрофобия , из-за чего она не пользовалась подземными переходами , что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы , у киностудии имени Довженко. Лечение травм осложнилось отёком лёгких. Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской Октябрьской больнице.
Но это не помогло. В первый же год ей обрезали косу и выбили зубы — чтобы не кусалась. А когда она всё-таки смогла полюбить и забеременела, отняли ребёнка и истязали его. Увидев, как сотрудница лагеря избивает беззащитную дочь, Мариэтта так избила её, что ей дали ещё десять лет лагерей, а дочь отправили в детдом. Мариэтта Капнист. Режиссёры Александр Муратов, В. Отца расстреляли большевики в Крыму в Гражданскую, там же на глазах у шестилетней Мариэтты убили тётку.
Из-за происхождения представительница древнего греческого рода Капниссисов была выгнана из театрального института в 1933 году. Переехала в Киев, стала работать бухгалтером, потом уехала в Батуми, снова вернулась в Ленинград. В начале 1941 года её арестовали по подозрению в "антисоветской пропаганде". Дали восемь лет лагерей, в которых она оставила красоту и молодость. Чтобы избавиться от внимания мужчин, Мариэтта разыгрывала сумасшедшую. Она работала на угольных шахтах, пасла отары овец в Казахстане. Там она встретила отца дочери — инженера Яна Волконского, который спас красавицу из пожара.
Чтобы не допустить рождения ребёнка, охранники топили женщину в ледяной ванне и били, норовя попасть сапогом в живот. Она выжила и родила. Выжила и её дочь, а Волконского расстреляли. В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет. Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом.
Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома.
Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее. Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене. Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте.
Но не тут-то было. В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде. Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером. Довженко Мариэтта называла себя итальянкой В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями.
Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль. Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась. Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы. Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах.
За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью. Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль.
Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре. Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени. Спасителем оказался вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Как оказалось, он давно был влюблен в девушку.
Но ребенка у нее отобрали и отправили в приют На свободу Мария вышла уже в возрасте 44-х лет. Сначала ей приходилось жить на вокзалах. Чтобы заработать денег на содержание дочки, она пошла работать дворником. Спустя время женщину заметил знаменитый режиссер Ю. Лысенко, который предложил ей сыграть небольшую роль в своей новой картине. В копилке нашей героини более сотни работ в кино.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Завязывается роман… В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад… Круги ада Арестованная как «неблагонадежный элемент» так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета.
Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров.
Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган.
Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда.
Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога».
Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт.
Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе.
Фото арестованной Марии Капнист В заключении Мария встретила Валентину Базавлук, срок отсидки которой подходил к концу. Валентина сумела добиться аудиенции у Анастаса Микояна , и благодаря ее усилиям, Мария вышла из тюрьмы в 1956-м. Если бы не ее участие, то свободу Капнист получила бы только в 1963-м. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Суд отменил все приговоры в отношении ее, так как не нашел в ее действиях состава преступления. Получив свободу, Мария Капнист вернулась в Киев. У нее не было ни работы, ни жилья, женщина едва смога устроиться дворником, потом массажистом.
Ночевала, где попало — на вокзале, в сквере и даже в телефонной будке. Фильмы Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. Однажды Капнист стояла возле кассы кинотеатра, в привычном своем наряде — фуфайке. К ней подошел молодой человек, и спросил, в какой картине она снимается. Это был Юрий Лысенко, начинающий режиссер. Он буквально силой затащил женщину на съемочную площадку, предложил ей роль игуменьи в фильме «Таврия». После этого режиссеры студии им.
Довженко наперебой предлагали Капнист роли в своих картинах. В 1972-м Мария сыграла роль одного из ключевых персонажей в ленте «Руслан и Людмила». Ей доверили образ Наины. В процессе съемок случился инцидент, который доставил актрисе немало переживаний. В сценарии ленты в кадре появляется волк, но режиссер Александр Птушко заменил его на другого хищника — тигра. Мария, естественно, об этом не знала. Когда она вошла в павильон, зверь зарычал, женщина оглянулась, и увидела, что животное готовится прыгнуть на нее.
Капнист так смотрела на хищника, что он быстро ретировался в клетку, а камера успела заснять взгляд актрисы. Кода режиссер сказал Марии, что она молодец, женщина обозвала его подлецом, и в сценическом наряде умчалась в гостиницу «Москва», где находился ее номер. Капнист потеряла сознание прямо у себя на этаже, и в течение нескольких дней не могла подняться с постели. Марии всегда доверяли играть характерных персонажей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. В приключенческой ленте «Бронзовая птица» актриса перевоплотилась в таинственную, вызывающую страх у пионеров, графиню. В картине «Новые приключения янки при дворе короля Артура» Марии досталось одновременно три образа — рыцарь, Фатум, игуменья. Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица» Есть в творческой биографии актрисы и одна главная роль — великосветская дама, персидская княжна Милица Федоровна из картины «Шанс», режиссера Александра Майорова.
Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева , которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку — Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина. Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье. Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие. Мария Капнист в фильме «Шанс» Мария часто выступала с благотворительными концертами.
Ей удалось вернуть имя своему славному предку — писателю Василию Капнисту. Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Личная жизнь Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию.
В знойных степях Караганды девушка добывала уголь: утром ее и других каторжниц опускали в шахту, вечером поднимали наверх. От изнуряющих работ у женщин нестерпимо ломило руки и ноги, но они работали с утра до вечера под палящими лучами солнца.
Замученных заключенных приходилось хоронить каждый день. Но хрупкой и сильной дворянке удалось выжить вопреки всему. Позже Мариэтту перевели в другой лагерь. Здесь работа была полегче: арестантки пасли овец. Однажды в степи начался пожар. Наша героиня чудом спаслась.
А помог ей в этом один из заключенных. Им оказался поляк Ян Волконский. Мужчина стал заботиться о новой знакомой. Она ответила ему взаимностью. В лагере Капнист родила девочку, которую назвала Радиславой. Рождение дочери вдохнуло в Мариэтту новую жизнь.
К сожалению, воспитывать ребенка ей не дали. Малышку отправили в детский дом. Все остальные годы, проведенные в тюрьме, Капнист только и думала о том, как отсидит положенный срок, вернется домой и обнимет свою малышку. Но сделать это ей предстояло еще не скоро. Мариэтте добавили срок за антисоветскую деятельность. В итоге вместо 8 лет она провела в тюрьме 15.
В паспортном столе города Киева, куда 44-летняя Капнист пришла за документами, ошиблись в написании имени.
Тяжкая и неповторимая судьба Вся наша жизнь — театр, а люди в ней — актёры, и реальная жизнь преподносит порой такие сюжеты, какие не прочтёшь ни в одной пьесе… «В огне не горит» — написано на гербе Капнистов. Мария Ростиславовна Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Графиней из ГУЛАГа называли эту талантливую советскую актрису, сильную и мудрую женщину, которой было посвящено мероприятие, проведённое ведущим библиотекарем отдела «Абонемент» ЦГБ им.
Белинского С. Мысягиной для получателей социальных услуг КЦСО.
Мария Ростиславовна Капнист
- Спасение от расстрела
- Мария Капнист - биография и личная жизнь актрисы
- Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
- Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
- Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
- Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста. Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово».
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. 25 Так грустно шутила Мария Капнист. « Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: “Я выбью из. Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель.
Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?
Сыновьям пришлось скрываться. Анастасия Байдак вынуждена была бежать из Судака вместе с детьми. Переодевшись в татарскую одежду, они уехали в Ленинград. Спокойной жизни они не нашли и там, через время судьба забрасывает Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. Капнист с приговором на 8 лет лагерей. Тяжелая работа в шахтах, на рудниках, на лесоповале, на обжигах кирпичей подкосила ее здоровье, но не сломила ее дух и желание жить.
В тюремной больнице Степлага Мария Капнист родила дочь Радиславу, но это не облегчило её участь. Наоборот, работать приходилось больше.
Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров.
Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел.
У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!...
Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!
А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев.
С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.
Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко.
Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными.
На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино.
Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые.
Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром.
Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы.
Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ.
В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану».
Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма...
Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя.
Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура.
Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет!
Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения.
Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему.
Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову.
Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего».
За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему.
В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон.
У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора.
Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома.
В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась!
Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!..
Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск.
Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу.
Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе!
А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а!
Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы!
Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну».
Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»...
Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова.
Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В.
Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать.
Свидетелям печального известия показалось, что она даже хотела утопиться. Потерянная, шла в глубину моря, пока с берега ее не окликнули. А на последнем своем дне рождения она сказала: «в следующем году меня, наверное, не будет, но знайте, что я с вами».
Как-то она поскользнулась недалеко от дома и загремела с травмой сначала в больницу, потом в санаторий.
До революции семья жила в Санкт-Петербурге. В их доме часто бывал Шаляпин, влюбленный в ее мать — графиню Анастасию Капнист Байдак , чей род происходил от запорожского атамана Ивана Сирко. В 6 лет Мария стала свидетельницей крушения царской России. К власти пришли большевики, в доме Капнистов провели 18 обысков. Отца арестовали и позже расстреляли, тетю убили у девочки на глазах.
Дом Капнистов был разрушен. Крымские татары помогли бежать Марии и ее матери, переодев их в свою национальную одежду. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г.
Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи».
Отец происходил из очень знатного древнегреческого рода, а мама была потомственной казачкой. Говорят, род Капнистов отличался мужеством, стойкостью и поразительной силой духа. И все эти черты унаследовала красавица Мариэтта.
Семья жила в фамильном особняке Капнистов на Английской набережной. С ранних лет девочка хотела стать актрисой. Как позже рассказывала Мариэтта, у них часто гостило много известных людей: Есенин, Айседора Дункан, Маяковский, Шаляпин. Последний даже организовал у них домашний театр и стал обучать ее пению и актерскому искусству.
Но грянул 1917 год, и дворянская идиллия рухнула. После Октябрьской революции семья бежала в Крым и обосновалась в своем поместье в Судаке. Однако новая власть добралась и туда. В 1921 году их дом разрушили, а отца расстреляли.
Матери же с дочерью чудом удалось спастись, переодевшись в татарскую одежду. Несколько лет они скитались по раздираемой гражданской войной стране. И лишь в 1929 году Капнисты снова оказались в своем родном городе. Мира, как ее ласково называла мама, поступила в студию при драматическом театре.
Позже сдала экзамены в Театральный институт имени Островского. Статной черноволосой красавице преподаватели прочили большое актерское будущее. Жизнь, казалось, налаживалась. Но вдруг случилось несчастье.
В 1930 году не стало мамы. А потом в институте узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда. Мариэтта перебралась в Киев, где окончила финансовый техникум и стала работать простым бухгалтером.
Однажды в разговоре с коллегами она в шутку назвала себя итальянкой. Но вскользь брошенное слово имело для нее самые серьезные последствия. Барышней заинтересовались компетентные органы. Припомнили ей дворянское происхождение, расстрелянного отца.
И в августе 1941 года ее осудили как «иностранную шпионку», дав 10 лет лагерей. У Капнист отобрали все — дом, благополучие, родных, а теперь еще и свободу.