Эти честные интеллигентные люди сообщают нам в самом начале: «Биография написана коллективом авторов на основе тщательного изучения документальных источников и литературного наследия Надежды Константиновны Крупской». Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Гончарова, Л. Крупская Н. Крупская; Гос. Ленина, научно-метод. Крупская; вступ. Чубарьяна; Гос. Крупская о детской литературе и детском чтении: избранное. Крупской Боброва Е.
Дридзо В. Конюшев В. Крейдина Л.
И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность? Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной.
Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548.
В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1.
Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг. Николай Яковлевич Крупский действительный статский советник, в 1893 г. Тифлис ныне г. Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи.
Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода.
Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками.
И плоды многолетних трудов этой женщины невозможно стереть, как нельзя стереть и ее всеобъемлющую любовь, бесконечную верность и преданность. Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы. Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества.
После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй.
Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок.
Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных.
В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила.
Надеюсь, это сегодня никого не смущает?
Время доказало, что в унижении женщины нет ничего хорошего. Хотя у нас по-прежнему с несправедливым заведомым скепсисом относятся к женщинам в политике. Даже Крупскую иногда демонизируют… Жена и секретарь Осенью 1891 года она начала работать учителем в вечерне-воскресной школе в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте, под Петербургом — до ареста, который последовал через 5 лет. Проводила агитацию среди рабочих — и оказалось, что они готовы ей внимать. Надежда Крупская после окончания гимназии в 1887 г.
Фото: Wikimedia В 1894 году она познакомилась с Владимиром Ульяновым, который на 24-м году жизни уже носил кличку Старик — за ум и лысину. Вместе они стояли у истоков социал-демократического марксистского движения в России. Конечно, Надежда Константиновна играла куда более скромную роль. И по характеру не годилась и не стремилась в лидеры. По существу, она была секретарем-референтом супруга.
И выполняла эту хлопотную работу, по воспоминаниям современников, замечательно. Сохранилась легенда — ее подтверждала сама Надежда Константиновна, — что руку и сердце он ей предложил из ссылки в Шушенском, письмом. А она ответила: «Ну, что ж, женой так женой». И отправилась к нему из своей уфимской ссылки в сибирскую. Ни в этом принятии своей судьбы, ни в поспешной поездке не прочитывалось обреченности.
Скорее, она сразу разглядела, что это — ее выигрыш, прямая дорога к воплощению мечты. Там она, не без помощи супруга, но все-таки самостоятельно, написала свою первую брошюру — «Женщина-работница». Только в 1905 году ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена», — вспоминала Крупская.
В этом манифесте она хотела показать, что, «лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки». Книга оказывала сильное воздействие на читательниц. И писала Крупская убежденно — разве что слишком много цитировала любимого Некрасова. Надежда Крупская в молодости. Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви.
Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества.
Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства. По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым.
Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции.
Есть там и характеры — прежде всего, его и ее. Но не только! Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил.
Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки.
Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время. И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
по приказу а, который вообще с женщинами не церемонился, как и с мужчинами. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась. Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. Жаль, но имя Надежды Константиновны Крупской в последние десятилетия вспоминают или в контексте анекдотов, или смакуя пикантные подробности личной жизни ее супруга — вождя пролетариата Владимира Ленина.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
Биография Надежды Константиновны Крупской. Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Но проникнуться идеями революции девушка могла лишь вследствие доверительного общения с ним. Он снабжал Надежду запрещенной литературой, в которой говорилось о равенстве и свободе. Жизненный путь В 1889 году пошла на Бестужевские высшие женские курсы один из первых вузов для женщин в России , но вскоре попала в марксистский кружок, и работа в нем оказалась для нее важнее учебы. Спустя год она совсем оставила курсы. Марксизм захватил девушку, и она полностью погрузилась в социальную и политическую деятельность. С 1891 и до 1896 года она преподает в вечерней школе для рабочих, одновременно занимаясь пропагандой социалистических идей. В 1894 году через знакомых по кружку узнала молодого и рьяного марксиста Владимира Ульянова. Общность взглядов и приверженность делу сразу сблизили молодых людей. Владимир хотел объединить разрозненную деятельность марксистских кружков в одну организацию. В результате совместной работы с Крупской в 1895 г.
В 1896 году участие в «Союзе борьбы» привело к аресту Надежды и еще нескольких сот членов организации, а спустя семь месяцев заключения она отправлена в ссылку в Уфимскую губернию. В следующем году сослан был и Ульянов — в село Шушенское. В это время в переписке пара решила пожениться. Тогда Надежда обратилась к властям с просьбой переместить ее к возлюбленному, ссылаясь на запланированную свадьбу. Разрешение было получено, и остаток срока она отбывала с Лениным. В 1898 году состоялось венчание. Молодые к этому времени уже не были верующими, но на церковном браке настояла мать девушки. В том же году была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, и Крупская стала ее членом. Соратники уважали девушку и считали ее самой умной и преданной делу женщиной в партии.
В 1899 году Надежда Константиновна написала книгу о положении женщин рабочего класса в России «Женщина-работница». В ней девушка показывает плачевное состояние трудящихся представительниц прекрасного пола и говорит о необходимости их присоединения к классовой борьбе. Издать книгу удалось только за границей и под псевдонимом. Вскоре снова начались аресты, и в 1901 году вместе с мужем Крупская уехала за границу. В Германии они организовали выпуск революционной газеты «Искра», и Надежда стала секретарем этого издания, а также партийных газет «Вперед» и «Пролетарий». В 1905 году супруги возвращаются в Россию и принимают участие в Первой русской революции, Крупская становится секретарем Центрального комитета. Когда восстание было подавлено и не привело к желаемым результатам, она снова покинула страну. Во второй эмиграции она продолжает работать в революционных изданиях и налаживает контакты зарубежных активистов с российскими. На ней же лежит и забота о политических беженцах, которым она искала работу и проживание.
Одновременно Надежда не оставляла и собственные интеллектуальные поиски и занялась изучением педагогики. Бывшую учительницу волновала проблема образования в России, и она искала пути его эффективного устройства, обращаясь к литературе просветителей и опыту европейских государств. В 1915 г. Весной 1917 года возвращается на родину и помогает Ленину в организации Октябрьской революции. После победы большевиков взяла на себя социальную работу и вопросы просвещения. Именно под ее руководством был создан комсомол и движение пионеров, а в стране появилась система детских садов и площадок Важной задачей школьного образования считала коммунистическое воспитание и поддерживала внедрение цензуры и антирелигиозной пропаганды. После смерти мужа в 1924 году потеряла свою политическую волю. Она не соглашалась с решениями Сталина и даже поначалу поддерживала его противников Зиновьева и Каменева, но бороться за свою позицию не стала, хотя имела значительное влияние в партии. Оставив политику, Крупская продолжала заниматься просвещением и много работала с детьми В 1937 году стала доктором педагогических наук.
В 1939 году Надежда Константиновна отпраздновала свое 70-летие и на следующий день скоропостижно скончалась. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам. Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними.
Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи.
Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да». Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно. Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда. У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина. Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём. Занималась его перепиской, помогала работать с бумагами, прессой, с ним вместе работала над подпольной газетой «Искра». Настолько же доверенным лицом была для Владимира только его Инесса Арманд. Она выполняла для Ленина переводы. Крупская также была связной, когда Ленин скрывался от очередного ареста — ездила к нему на конспиративную квартиру и привозила указания прочим революционерам. Но современники, очевидцы их молодой совместной жизни замечали другое: революционер Григорий Петровский считал, что по Ленину видно — ему иногда «попадает». Он же отмечал, что все речи Владимира проходили придирчивую проверку Крупской — она указывала на несуразности, застревание на какой-то детали. Например, раскрывала связь между повальной проституцией в среде фабричных работниц и оплатой их труда на фабрике — женщинам при тех же нормах платили во много раз меньше, чем мужчинам, и оплата эта никак не учитывала ни стоимость наидешёвейшего жилья, ни необходимость кормить детей. До Крупской были больше слышны вздохи морализаторов: мол, докатились, нынешнее поколение женщин просто пало от желания красивой жизни... До революции же вышла её книга «Народное образование и демократия», высоко оценённая соратниками.
Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг. Николай Яковлевич Крупский действительный статский советник, в 1893 г. Тифлис ныне г. Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи. Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае.
Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками. Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы. Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. История болезни Надежды Константиновны до сих пор засекречена - должно пройти 90 лет после ее кончины. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская.
Крупская: жена Ленина и мама советского образования
О молодежи. Советским детям: сборник статей. Константинов и Н. Избранные педагогические произведения. Каиров гл. Гончаров и Н.
О культурно-просветительной работе: Избр. Россия, 1957. Воспоминания о Ленине. О библиотечном деле: Сборник. О юных пионерах.
Педагогические сочинения: В 11-ти томах 1957-1963 ; Крупская Н. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. Об учителе: Избр. О самообразовании: Сборник. О вожатом и его работе с пионерами.
О воспитании в семье: Избр. Октябрьские дни: [Из книги «Воспоминания о Ленине»]. Избранные педагогические произведения: [Пособие для студентов пед. Озерская и Н. О Ленине: Сборник статей и выступлений.
О Владимире Ильиче Ленине: [Книга для чтения на англ. Воспитывать достойную смену : Избр. Дети — наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. Педагогические сочинения: В 6-ти томах 1978-80 ; Крупская Н. О библиотечном деле: Сборник трудов.
В 6-ти томах 1982-87 ; Крупская Н. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. Воспитание молодежи в ленинском духе.
Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на сьезде комсомола в мае 1928 г. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им.
Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина , но впоследствии признала эту позицию ошибочной [4] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина , за исключение из партии Л. Троцкого , Г. Зиновьева , Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных , но большей частью безрезультатно.
Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. В 30-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа» , но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Она не поддерживала репрессии Иосифа Джугашвили Сталина , передавала корреспонденцию Ленина Ульянова для Льва Троцкого , сотрудничала с антисталинской оппозицией.
Занимала должность заведующей отделом внешкольного образования. Этот пароход был специально оборудован и приспособлен для ведения агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы среди населения прифронтовых районов и мест, освобожденных Красной Армией от белогвардейцев. Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. На пристани был проведен митинг, где с речью выступила Н. На следующий день она встретилась с работниками просвещения города. В своих работах «Библиотечная семинария», «Краеведение и библиотека», «О детской библиотеке и детской книге» и многих других она обосновала необходимость открытия самых разных библиотек: как специализированных, так и общедоступных, призванных воспитывать потребность в книге и чтении. Крупская в Сарапуле Деятельность Н. Крупской сыграла большую роль в становлении новой системы народного просвещения и культуры в нашем крае. Важнейшим событием того времени стало посещение Надеждой Константиновной города Сарапула в составе коллектива агитпарохода «Красная Звезда», который курсировал по Волге и Каме летом 1919 года. Двигался агитпароход только ночью, дни проводил на стоянках. Утром 29 июля 1919 года агитпароход «Красная Звезда» прибыл в Сарапул. На пристани его встречали несколько тысяч красноармейцев и местных жителей. Здесь же был проведен митинг, в котором принял участие командир 28-й дивизии Второй армии В. На митинге с речью выступила Н. На следующий день, 30 июля, в Сарапуле было созвано совещание работников просвещения, на которое собрались около ста учителей города и уезда. Совещание проходило в одном из известных исторических зданий города — бывшем доме купца Н. Смагина, где располагался тогда городской Дом учителя. Самое активное участие в этом совещании приняла Н. Крупская, которая выразила желание побеседовать с местными учителями и помочь им разобраться в интересующем всех вопросе — проведении в жизнь идей новой трудовой школы. Надежда Константиновна подробно рассказала о положении в стране, о задачах организации новой единой трудовой школы и о роли учителя в современной жизни, а затем ответила на многочисленные вопросы присутствующих. Впоследствии Надежда Константиновна отмечала, что сарапульские учителя держались свободнее, чем в предыдущих городах, и что по задаваемым вопросам было видно, что они серьезно задумываются над современными проблемами организации школьного образования. За два дня пребывания агитпарохода «Красная звезда» в Сарапуле его сотрудники провели огромную пропагандистскую и культурно-просветительную работу. В разных районах города на пристани, в Пушкинском саду, на Красной площади было проведено пять митингов, на которых присутствовало до 10000 человек. С книжного склада агитпарохода было продано несколько тысяч книг. Отпущено населению и расклеено по городу около 3000 плакатов и листовок. На семи киносеансах побывало свыше 8000 зрителей. Память о пребывании Надежды Константиновны Крупской на сарапульской земле сохранилась у жителей города на долгие годы. Очевидно, об этом событии вспоминала и заведующая Сарапульской городской библиотекой Галина Федоровна Рыжкова, когда в 1936 году решилась написать Надежде Константиновне Крупской письмо с просьбой о помощи в комплектовании библиотечного фонда. Ведь книг в то время было мало, особенно недоставало научно-популярной и технической литературы, изданий произведений современных авторов.
Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы. Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Надежда Крупская. Женой так женой
Её отец, Константин Крупский, был поручиком и состоял в Комитете русских офицеров. Отцом женщины то есть дедушкой Надежды Крупской был горный инженер Василий Иванович Тистров, управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом, Сузунским медеплавильным заводом, Томским железоделательным заводом. Отец и сын Фроловы, Козьма Дмитриевич и Пётр Козьмич, — знаменитые изобретатели и организаторы горнозаводского дела на Алтае. Пётр по своему проекту построил первую в России конно-чугунную дорогу между Змеевским сереброплавильным заводом и Змеиногорским рудником.
Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку.
Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком». Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость. После ареста Ульянов понял, что рядом должна быть не красивая женщина, а та, что угадывает каждое его слово.
Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой? Венчалась пара в Шушенском. И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения.
В детстве она страдала от одиночества. Может быть, поэтому Надежда так горячо приняла к сердцу детский вопрос и занималась вопросами превращения всякой детской жизни в СССР в коллективную. В двадцатые и тридцатые годы эта организация намного улучшила качество жизни советских детей.
Под пионеров стали строить «дворцы» с интересными кружками и читальными залами — куда многие дети буквально сбегали из трудного быта коммуналок или бараков. Для пионеров создавали лагеря летнего отдыха — и многие впервые увидели море, именно в лагерях узнали о новых требованиях гигиены, получили вдоволь времени для игр на природе, а не на улицах. Правда, при всей своей любви к коллективизму и труду методов Макаренко не принимала — всё казалось ей, что «казарменностью» лишает он детей детства. Правда, излишняя серьёзность Надежды Константиновны сыграла было плохую службу советским детям. Развлечений легкомысленней прогулки по грибы или для моциона она не понимала и не признавала. И обрушилась с критикой на Чуковского за его «Крокодила», фактически сгубив поэту карьеру и жизнь. Возмутило Крупскую то, что вместо познавательного чтения, рассказа о жизни крокодила, поэт предлагал детям какую-то буржуазную бессмысленную чепуху. Возможно, поэтому после смерти Крупской упрямо ходили слухи, что её отравил Сталин — прислал ей на день рождения торт с ядом.
Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. У них было нечто вроде холодного нейтралитета. Сталину Крупская нужна была как знак преемственности от самого Ленина. Правда, Сталин предпринимал все усилия, чтобы уменьшить политической влияние Надежды Константиновны. Оно очень заставляло его нервничать. Крупская Сталина не смогла бы сместить при всём желании и отлично это видела. В конфронтацию они вступали постоянно, в том числе — по вопросу биографии Ленина. Та, которую под руководством Крупской написала сначала Шагинян, Сталину представлялась вредительской.
Его мало интересовала правдивость или приукрашенность этой биографии. Просто была не тем, что требовалось лично Сталину из идеологических соображений. По его приказу Ленину буквально создали новый образ, новую биографию. Надежда Константиновна долго добивалась точно такого захоронения, как было указано в завещании покойного. Сталина последняя воля того, кого он звал учителем, интересовала мало. Ленин ему был нужен как ещё один зримый знак.
Крупской библиотечное дело в стране стало носить государственный характер, была создана общегосударственная централизованная система руководства библиотечным делом. Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…». Придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т. Крупская родилась в Санкт-Петербурге, где в 1887 г. Оболенской; с 1891 по 1896 гг. В 1894 г. В 1898 г. Была активным участником двух революций. После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г. Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола, пионерской организации, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке; уделяла большое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, организации дошкольного воспитания; была инициатором открытия многих музеев и т.