Налетел Кощей Бессмертный, изрубил в мелкие куски, сложил в смоленую бочку, скрепил железными обручами, бросил бочку в море и улетел в свой замок, а Марью Моревну с собой унес. главный отрицательный персонаж в русских сказках, хранящий в своей личности множество загадок и тайн. Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Кащей Бессмертный - Кащей Бессмертный Первоапрельские тезисы. Кащей Бессмертный — кто он? С самого детства этот вопрос не даёт покоя многим поколениям. Возник ли этот образ в народном творчестве под воздействием какой-то реальной личности или же это плод народной фантазии? Если был реальный прототип, то кто он? Вот такие сложные и незаурядные вопросы... Сможем ли мы на них ответить? Во всяком случае, постараемся.
Используя современные способы исторических исследований, как-то: сравнительный анализ различных текстов, эмпирико-статистические методы, глобально-хронологические карты и т. Поиграем в детективов. Примем к сведению версию, согласно которой Кащей является плодом народной фантазии. Если это так, то образ Кащея в народных сказках должен быть расплывчат и не конкретен. Однако, это совсем не так. У Кащея есть и место жительства, и свои злодейские обязанности, и даже яркие черты характера склонность к философии. Выходит, первая версия отпадает.
Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. Кто он? А что мы вообще знаем про Кащея? Каково его социальное положение? Иногда Кащея называют царём, иногда нет.
Слайд 4 Почему кощеи прервали всякие контакты с людьми? Понять охранителей древних жреческих знаний, которыми и являлись Кощеи, можно.
С того самого времени, когда княгиня Ольга привезла с собой в Киев греческих христианских священников, на Руси началась война против волхвов. Уничтожались не только идолы, но и уникальные дощечки с летописями, содержащие в себе уникальные наследия древнего культа славянских богов. Напомню, что восстания волхвов продолжались на Руси вплоть до 15 века. Поэтому, Кощеи и ушли глубоко в леса и прервали всякие контакты с людьми. Слайд 5 Почему кощеи воровали в сказках девушек? С распространением христианства, эти древние жрецы, решили, во что бы то ни стало, сохранить свои древние жреческие знания. Для этого они удалились в леса, прекратили всякие контакты с миром, и таким образом, оставили после себя память лишь в народном фольклоре.
Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Не побоюсь этого слова, Кощей — это языческий бог. Корень имени «кощ» и его происхождение среди исследователей вызывает бурные споры. Если верить Фасмеру, то имя данного языческого божества происходит от слова «кощун», что в переводе значит, тот, кто надсмехается, богохульник, одним словом.
Срезневский даёт более развёрнутое толкование слов с корнем «кощ»: «кощуна» — рассказ, сплетня, скорее клевета, которая не содержит в себе ничего правдивого; «кощунание»- предаваться делу нечестивому, грешить, «кощь»- костлявый, очень худой. То есть, мы определённо можем видеть, то негативное направление, которое принимает происхождение этого слова. Впрочем, это и не удивительно, ведь с приходом православия на Русь, всё во что веровалось до этого, было объявлено язычеством и бесовским учением. Поэтому возможно, что те, кого называют сейчас кощунами, были не просто язычниками и сказателями басен, но почитателями культа Кощея.
В бытовом понимании у слова кощей два значения, и они имеют разное происхождение: праиндоевропейское и тюркское. Сегодня мы используем слово кощей именно с тюркским пониманием, то есть худой, истощённый, нищий и даже раб. Если вспомнить те же самые старые русские народные сказки, то Кощей всемогущ, и он способен на многое. Но в более поздних пересказах появляется тот самый худой и истощённый Кощей, который в корне не соответствует изначальному лику языческого божества.
Здесь можно предположить влияние христианства, которое пытаясь укорениться на русской земле стало менять устоявшиеся образы, на более выгодные себе, чтобы постепенно вызвать у людей отторжение от языческих верований. Если идти другим путём и придерживаться праиндоевропейского происхождения слова кощей, тогда мы опять-таки возвращаемся с теории Фасмера, о том, что Кощей, значит костяной. Но всё же есть некая недосказанность в этих суждениях. Что если праиндоевропейский «host» претерпел изменение и вместо слышимого к, мы получили г?!
Тогда след уходит уже к английскому слову «ghost», что означает призрак, видение. То есть мы не теряем прежнее значение, костяной, но уже имеем потустороннюю подпитку для образа Кощея. Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды.
Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю. Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира.
Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога.
Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею.
Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках.
Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. Версия вторая: реальный прототип По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян.
Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях.
Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым! Значение его имени Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством.
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок
Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» а и обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Того, кто хранил эти бессмертное наследие, называли «КОщеем». Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности. У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться. Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки» До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.
В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.
Именно такими словами заканчивается большинство народных преданий, прочитанных нам бабушкой или мамой в раннем детстве. И никто не задумается, о мудрости народа, которую они несут в себе, о его радости и страхе, о вере и отчаянии. Вариантов одной и той же легенды может быть бесконечное множество, только смысл не меняется, идея остается той же — научить!
Не является исключением и сказка о кощее бессмертном. Многих это удивляет, но у этого существа, такого страшного для наших предков, был реальный прототип. Все дело в том, что еще совсем недавно, всего несколько веков назад, строились и процветали на побережье черного моря , города государства. Строили их генуэзцы, греки, татары и другие народы промышлявшие работорговлей.
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея. Как убить Кощея В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя».
А Гарри Поттеру хорошо. И Гарри пытается ему помочь, он хочет совершить что-то доброе и не может. Потому что это невозможно — двери ада заперты изнутри. И здесь мы видим очень точный глубокий образ я не знаю, как он попал в эту книгу — человек должен вырасти. Внутри себя. Он должен научиться любить. Если он отказывается от этого — он оказывается и неспособным к любви в вечности. Это не наказание, Бог никого не наказывает, Он всем желает спастись. Но человек, который добровольно сам себя отлучил от Бога, от людей, в этой вечной пустоте сам может сделать этот выбор и умереть этой второй смертью. И наша задача — не допустить этого. Умертвить эту вторую смерть. Сломать жало смерти в себе, в своей ветхости, в своей страстности, в своей немощи.
Кто такой Кощей Бессмертный?
Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед. Сундук Кощея Бессмертного является ярким примером филактерии. В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации.
Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео) | Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. |
Кощей — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Того, кто хранил эти бессмертное наследие, называли «КОщеем». |
Разыскивается Кащей Бессмертный | Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
- Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
- Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения
- Папу Кощея звали Боря | Статьи | Известия
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
- Символ Победы
- Почему Кощей бессмертный - Блог психолога Ольги
Символ Победы
- Значение слова «кощей»
- Откуда появился Кащей Бессмертный?
- Навигация по записям
- Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? (Геннадий Дергачев) / Проза.ру
- Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный? |
Почему Кощей бессмертный
Впрочем, среди современных фольклористов бытует стремление обелить злодея и сделать из него участника мистерии, играющего роль отца главной героини — молодой девицы. Примечательно, что образ Кощея не остался без внимания православных учений. Так, например, среди некоторых старцев Северной Руси считалось, что это падший Адам, которому противостоит «новозаветный человек» Иван Царевич. Согласно другой трактовке «народного Православия», сказочный злодей является воплощением греховной плоти; девушки, похищенные им - это чистые души человеческие, а гибель Кощея символизирует духовное очищение. Вот такие глубокие параллели проводит народ в связи с одним из самых популярных персонажей русских сказок, чья смерть спрятана в яйце, а яйцо — в ларце. И все это где-то там — далеко, далеко за океаном… Нравится: 5.
Она и жила, в основном, здесь, в глубоком лесу, в месте, скрытом от людских глаз особыми чарами узнаёте избушку, в которую без заклинания не войти? А еще Яга была очень мудрой. К ней за советом обращались иногда даже верховные боги. К людям она относилась нейтрально, но могла и помогать под настроение. Он обладал огромной магической силой, управлял всеми существами и сущностями потустороннего мира. Также был прекрасным воином, искусно владел мечом. Интересен образ его боевого коня: животное было наполовину живым и наполовину мертвым.
Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк- встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей — это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода — долгой зимы. Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь — Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь тепло обладает плодоносной силой. А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит увозится то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества — это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе. И Царь Кощей не мог быть исключением. Он погибает, чтобы возродится в молодом Царевиче. И Мара уже не в образе страшной старухи Смерти Масленицы , а молодой невестой вкусит плодов брака, соберёт урожай и вернётся опять к одряхлевшему супругу, который будет ждать её, скованный цепями жуткого холода Навьего царства. В заключении можно ещё добавить, что Кощей, несмотря на свой непривлекательный облик, и при этом, ошибочно считавшийся скопидомом, чахнувшим над златом, на самом деле не принёс в сказках особого зла. Его борьба с самим собой за жену и невесту — это всего лишь антураж неоднозначности образа хранителя и стражника добра в двойственности значения этого слова. Наверное, можно приводить много примеров как за, так и против подобной трактовки полусказочного, полу божественного персонажа русского фольклора, но ничто не рождается на пустом месте, и чтобы проследить последовательность его трансформации, нужно определить точку отсчёта. А такую точку, я полагаю, нужно находить в миропонимании славянского язычества и в культе божественного Солнца. Тогда станет понятно и происхождение слов, и понятий, и образов. Мне могут напомнить, что в упомянутом вначале «Слове о полку Игореве», «кощей» - это раб.
Бахметьев, У порога. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея». Царь , колдун , иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. Пушкина представляется скаредным и скупым «там царь Кащей над златом чахнет». Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду.
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» а и обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок.
Смотреть похожие работы
- Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле? - ЛИТИНТЕРЕС
- Telegram: Contact @russkiy_misha
- Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
- Кто такой Кощей?
- Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
- Комментарии:
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица?
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?!
Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил.
Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales!
Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью. Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени. В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой.
В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма.
В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага! Кстати, Кощей по- чеченски будет Хожа [3]. В ангольской сказке "Цари животных" [4] угадывается известный всем сюжет русской сказки "Иван-царевич и серый волк ": — Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей , он отдаст тебя на съедение своим подданным. Птица — в клетке... Клетка — в камне...
А камень — на дне моря... Использование образа Кощея в новое время В конце 1994 года известной российской рок-группой "Сектор Газа" был презентован новый альбом "Кащей Бессмертный". Позиционируемый авторами как "панк-опера", альбом представлял из себя не просто последовательность композиций, а сказку с классическим "кащеевским" сюжетом, рассказчиком, с вкрапленными в повествование песнями. Альбом стал одним из самых известных релизов "Сектора Газа". Сказки о Кощее.
Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным. В XII веке «кошем» называли аилы — основные ячейки половецкого общества. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды.
Два раза как нарицательные — «кощей по резане» и «седло кощиево». Один раз — как имя собственное: «Стреляй, Кончака, поганого кощея». В летописях половецкий хан Кончак неоднократно называется «поганым кощеем». И в этом определении нет ничего обидного. По мнению С. Плетневой, кощеями кочевники называли кошевых — тех, кто стоит на высшей ступени иерархии, является влиятельным главой рода из нескольких больших семей. В народном сознании половецкий хан ассоциировался со злом и бедами. Так, после набегов на Переяславские земли русские летописи писали, что хан Кончак «много зла сотворил крестьянам: одних — пленил, других — убил». Неудивительно, что репутация Кончака во многом легла в основу создания главного злодея русского фольклора.
Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра. Есть у него и вторая страсть — сокровища, которые он собирает в несметных количествах. И тщательно оберегает от посторонних глаз. При чём здесь матриархат Архаичное устройство общества когда главными были женщины, матери , нашло отражение и в сказках. Например, в одной из самых популярных, где персонаж предстаёт во всей красе «Марья Моревна» , красавица вовсе не становится жертвой. Это мощная, удачливая воительница, жена бессмертного колдуна. Да такая, что одержала над ним победу и сумела приковать к скале мощными цепями. И помогают Ивану царевичу мужья его сестёр — то есть родственники по женской линии. А вот подводит молодца милосердие. Дав старику напиться воды, он возвращает колдуну силу и невольно освобождает из плена. Только в одной сказке мы можем наблюдать романтичную субличность этого злодея. Она не хочет становиться женой немилого и злобного Ивана Годиновича, но тот её похищает. Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович. Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу. В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека. Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу. Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке. Во многих славянских племенах подростков лишали всех благ цивилизации и изгоняли в лес. Там подростки сбивались в общины и учились обеспечивать себе кров, еду, одежду, приспосабливались выживать в суровом мужском обществе, выстраивать иерархию. Сочтя, что достигли взрослости, они могли вернуться к людям, но снова проходили суровое испытание. Если выдерживали, то удостаивались звания мужчины и могли жениться. Девушек часто тоже вывозили в отдалённые лесные избушки. Но их инициация проходила мягче и была связана с ведением хозяйства. Так молодые люди символически умирали в своих детских ипостасях и возрождались во взрослых. В сказках этот переход получил несколько классических сценариев. Смерть любящих родителей и появление злой мачехи, которая устраивает испытания.
Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле?
Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. Существует ошибочное мнение о том, что Кощей Бессмертный являлся Богом, представляющим подземное царство. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных. Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Изначально — аналог Аида.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Кощей Бессмертный – многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной; он – волхв, наделенный страшной внешностью и владеющий магией. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве. Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность.