Новости кто убил митрополита филиппа

Житие митрополита Филиппа можно поправить, если подтвердится, что он не был убит Малютой Скуратовым, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Владислав Цыпин. Президент России Владимир Путин отметил наличие различных версий убийства митрополита Филиппа в Твери во времена опричнины Ивана Грозного. Освобождение наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя) из-под стражи имело последствия в виде ответа Украины. митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и объяснил, при чём здесь Малюта Скуратов. #ци Смотрите видео онлайн «Приказал ли Иван Грозный убить. Версию гибели митрополита Филиппа II без участия Малюты Скуратова на Восточном экономическом форуме во Владивостоке озвучил президент России Владимир Путин.

Please wait while your request is being verified...

митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и объяснил, при чём здесь Малюта Скуратов. #ци Смотрите видео онлайн «Приказал ли Иван Грозный убить. сам Путин назвал убийство митрополита Филиппа (Колычева) Малютой Скуратовым всего лишь одной из версий. Митрополита Филиппа, а до того игумена Соловецкого и простого инока Соловецкого очень любили на севере, на Соловецком архипелаге. Речь шла об убийстве московского митрополита Филиппа в 1569 году. 22 марта 1568 года произошло первое открытое столкновение митрополита Филиппа с царём Иваном Грозным. Митрополит Филипп активно и публично обличал существование опричнины, произнося против нее обличительные проповеди.

Песков прокомментировал слова Путина о причастности Малюты Скуратова к убийству митрополита Филиппа

Путин усомнился в убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. Через год Митрополит Филипп был найден мертвым. Согласно житию святителя Филиппа на сайте православной энциклопедии "Азбука веры", его убил помощник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Историки сходятся во мнении, что убийство бывшего митрополита было тайным указанием Грозного.

Иван Грозный и смерть митрополита Филиппа

Настоящее имя — Григорий Скуратов-Бельский. Считается , что прозвище он получил либо за малый рост, либо за присказку: "Молю тя…". Позже оно стало нарицательным названием палача и злодея.

А ехал он, как и другие военачальники, в Новгород, начало похода на который декабрь 1569 года совпало со смертью Фёдора Колычёва, томившегося в Отроч Успенском монастыре в Твери — на полпути из Москвы в Новгород. Иван Грозный вполне мог приказать убить опального митрополита, поскольку знал об эффекте, который произвели во времена Великой смуты письма, рассылаемые из заточения патриархом Гермогеном, но «мог» не означает, что он сделал это. Добросовестные историки давно указывали на сомнительное происхождение традиционной версии гибели Колычёва, авторами которой были служившие при дворе Грозного пленные лифляндцы Иоганн Таубе и Элерт Крузе.

Сбежав из Москвы и оказавшись после серии приключений в Польше, они составили отчёты о том, что видели в Московии, а в начале XIX века Николай Карамзин повторил эти сведения в своей «Истории государства Российского». Тогда эти данные работали на демонизацию Ивана Грозного. Но с выходом весной 2009 года фильма Павла Лунгина «Царь» сюжет наполнился новым содержанием. Из митрополита Филиппа слепили образ идеального главы Церкви, способного противостоять государю, обвиняя его во всех бедах страны. Судя по восторгу, с которым прогрессивная общественность восприняла этот неотличимый от продукции Голливуда «шедевр», у Лунгина всё получилось. Избранному в январе 2009 года патриарху Кириллу был предъявлен образец, которому он должен следовать.

Точнее всех эти настроения выразил протодиакон Андрей Кураев: «Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к патриарху Кириллу? До избрания патриархом митрополит Кирилл Владимир Гундяев в течение 20 лет возглавлял отдел внешних церковных связей ОВЦС Московской патриархии и занимался налаживанием взаимопонимания с Ватиканом. По иронии судьбы именно при нём в начале 2000-х разразилась череда скандалов, спровоцированная политикой Ватикана, который слишком буквально воспринял мирный настрой ОВЦС. Откровенное поощрение папским престолом прозелитизма и нарушений в отношении России принципа «канонических территорий», который строго соблюдался в Западной Европе, вызвало возмущение части церковных иерархов и православной общественности. В ответ представители не только отвергали факт прозелитизма, но и атаковали политику РПЦ.

Дальше всех в этой полемике зашёл кардинал Каспер, обвинивший РПЦ в экклезиологической ереси. Став патриархом, Кирилл, несмотря на предъявленный ему образ митрополита Филиппа, попытался занять взвешенную позицию, что вызвало разочарование либерального лагеря. Во время событий 2012-го окружение подталкивало его к активной поддержке протестов, но он, следуя в фарватере президента Медведева, ограничился невнятным заявлением о том, что протестующие — это тоже граждане России. Если верить слухам, сделано это было по просьбе опекавшей патриарха Светланы Медведевой. Нерешительность священнослужителя спровоцировала ответную реакцию в виде акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя и серии информационных кампаний: «часы патриарха», «квартира патриарха», «домоправительница патриарха». Сигнал был принят, и обе стороны сделали необходимые выводы.

Травля патриарха прекратилась, и он продолжил политику аккуратной поддержки церковных либералов и выращивания новых кадров.

Уже в ноябре 1568-го он осудил произвол опричников Ивана Грозного — и тогда его низложили и заточили в тверском монастыре. В 1569-м Филиппа задушили. В историографии убийцей митрополита называется Малюта Скуратов, а формальным поводом — отказ благословить опричников.

В 1652 году Филиппа канонизировала Русская православная церковь.

В разгар репрессий тридцатилетний Федор тайно покинул Москву и отправился пешком на Север. Как гласит житие будущего святого, накануне ему был глас в церкви во время литургии, вещавший , что «никто не может служить двум господам». Федор задумал пробраться на Соловецкие острова, где к тому времени возник самый северный в России монастырь. Он был принят в монастырь послушником. Тяжко трудился: рубил дрова, копал землю, таскал камни. По истечении полутора лет послушания игумен Алексий постриг Федора в монашество — с именем Филипп. За годы жизни в монастыре Филипп снискал уважение благочестием, умом и трудолюбием — и когда в 1548 году Алексий по старости сложил с себя сан игумена, он предложил Филиппа в качестве своего преемника. Став новым игуменом, Филипп с усердием занялся хозяйственной деятельностью.

Устроил сеть каналов на Большом Соловецком острове, поставил на них мельницы, возвел новые хозяйственные сооружения. При нем Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. При управлении Филиппа на острове построили Успенский и Преображенский соборы, Филипп впервые завел в монастыре колокола, воздвиг для братии двух- и трехэтажные кельи и больницу. Слава о рачительном игумене разнеслась по всей Руси. Однако за делами хозяйственными он не забывал и дел веры — и часто удалялся в пустыньку в двух верстах от монастыря, где проводил время в молитвах. По преданию, однажды в этой пустыньке к нему явился сам Господь в терновом венце со следами истязаний. За годы, пока Филипп отсутствовал в Москве, там произошло множество событий. Возмужал и полноценно сел на царство Иван Ва сильевич. Но пр екрасное начало первых лет его правления сменилось эпохой страха — царь, начав видеть всюду вокруг себя сплошные заговоры, всё чаще казнил и правых, и виноватых.

В 1566-м в Москве митрополичью кафедру по старости лет оставил монах Афанасий. Царь искал ему преемника — но выбранный им архиепископ Герман Полев вступил с государем в конфликт, требуя у него отмены истязавшей русский народ опричнины. Царь велел изгнать святителя Германа с митрополичьего двора, указав держать его под надзором — и вскоре Герман умер при не вполне ясных обстоятельствах. А новый выбор Ивана па л на игумена Филиппа, которого вызвали в Москву. На Соборе епископов 20 июля 1566 года Филиппу предложили принять митрополичий сан. Филипп с самого начала недвусмысленно принял сторону угнетаемых «земских» — среди которых были и его родственники. В связи с этим историк Руслан Скрынников предположил, что избрание Филиппа в митрополиты пролоббировала боярская группировка, которую возглавлял конюший Иван Челяднин — на тот момент, один из самых влиятельных людей в земщине.

Автор: Дмитрий Володихин

  • Житие митрополита Филиппа (Колычева)
  • Путин заявил, что убийство митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — версия
  • Филипп (Колычев)
  • Путин и Малюта Скуратов, или Кто убил митрополита Филиппа (Евгений Спицын)

Путин высказал версию гибели митрополита Филиппа, не связанную с Малютой Скуратовым

Освобождение наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя) из-под стражи имело последствия в виде ответа Украины. Президент России Владимир Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей рассказал о наличии нескольких версий гибели митрополита Филиппа, жившего во времена Ивана Грозного. Пересмотр основной версии смерти митрополита Филиппа ведет к реабилитации одной из самых мрачных эпох российской истории. Пожалуй, это самое надёжное свидетельство против мифа об убийстве Иваном Грозным митрополита Филиппа.

Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного

Но предпочтение отдавал молитвам и чтению книг. До 30-летнего возраста находился при дворе Василия III. В 1537 г. После этого род попал в опалу: одни отделывались заключением, других наказывали кнутом и казнили. Фёдор вынужден был бежать на север. В странствиях он добрался до берега Белого моря и переплыл на Соловецкие острова, где его приняли послушником в монастырь. Здесь прожил 8 следующих лет, после чего был утверждён в сане игумена. В последующие годы Фёдор проявил себя как положительный хозяйственник, построив несколько значимых для Соловецкого монастыря объектов: несколько каналов, объединивших многочисленные озёра между собой; возвёл несколько водяных мельниц; первый каменный храм на Соловецких островах; построил множество хозяйственных сооружений. В Соловецком монастыре пробыл с 1538 по 1565 год, до момента, когда был рекомендован царю Ивану Грозному на пост митрополита Московского и всея Руси. Деятельность на посту епископа Рисунок 3.

Митрополит Филипп изобличает Ивана Грозного Предложение занять высокий пост получил 20 июля 1566 г, после того, как казанский архиепископ Герман договориться с царём не смог. На аудиенции Филипп пытался поставить Ивану Грозному условия отказа от опричнины, однако, последний придерживался иного мнения. Посредством уговоров церковных иерархов Филипп согласился стать митрополитом Московским и всея Руси. На посту верховного епископа неоднократно вступал в споры с царём, пытаясь снизить кровопролитные действия опричников. Его деятельность подтверждается историками, в частности, Г. Федотов замечал, что в период нахождения Филиппа на посту «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреждение продолжало действовать,… но наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови». Отношение с Иваном Грозным Рисунок 4.

А потом в один из дней родился монах Филипп — началась его новая жизнь.

После пострига послушания не стали легче: инок работал в кузнице, затем опять в пекарне. А еще — каким-то образом успевал отстаивать все длинные монастырские службы, не в ущерб многим трудам, которые нес для братии. Больше того, даже во время работы — молился. Уголок для уединения был у него в пекарне — там был его любимый образ Богородицы, который после показывали паломникам, именуя «Хлебенный», ибо много молился пред ним «Филипп-хлебник». Игумен, молитвенник, строитель С 1546 г. Тогда же архиепископ Новгородский Феодосий рукоположил во игумена Филиппа. Соловецкой обителью он управлял несколько десятилетий, так что это время можно назвать целой эпохой, совершенно изменившей облик древнего монастыря. При игумене Филиппе: появились два храма — Преображенский, соборный, Успения Богородицы; в Преображенский перенесены мощи основателей обители, прпп. Зосимы и Савватия; написаны их «житийные иконы»; окрепло хозяйство обители: настоятель, сведущий в технических вопросах, говорят, сам разработал успешный проект соединения озер Соловецкого острова каналами, устройства мельниц; при нем же у обители появились соляные варницы; а еще здесь работал кирпичный завод — именно благодаря ему строились каменные храмы.

Игумена можно назвали бы теперь «крепким хозяйственником», да так оно и было. Филипп никогда не забывал, зачем на самом деле пришел в обитель. Он был столь же строителем, сколь и аскетом: часто уходил для молитвенных трудов в пустынь, недалеко от обители. Ее даже называли — Филипповой. Именно здесь в 1565 г. Господь был таким, каким стоял пред судом Пилата — носящим терновый венец, окровавленным. Когда же явление окончилось, на месте этом вдруг пробился источник чистой воды. Было это менее, чем за год до того, как Великим Постом 1566 г. За трудные последующие годы святой наверняка не раз вспомнил явление Господа.

Христос явно предупреждал его обо всем дальнейшем. И повелевал взять на себя этот крест. Синодальный том Деятельность митрополита Смысл видения будущему архиерею был понятен всякому, знакомому с происходившим тогда при царском дворе. По сути, это царский «удел», где монарх устанавливал собственные порядки, «изводил» «изменников», тем более, что у жестокого, гневливого Ивана действительно было немало критиков, открыто выражавших недовольство царем. Так начались казни — за неосторожно сказанное слово, или просто — «по подозрению». Но хуже казней было другое — духовное состояние государя, убежденного: его образ действий не только богоугоден, но… спасителен для подданных! Он, царь, присвоил себе право «вязать и решить», определять, кому жить, кому — погибнуть. Иван не останавливался перед кощунственной пародией на Церковь — его опричное войско было устроено наподобие монашеской общины. Сам царь также много молился, каялся в убийствах… чтобы снова убивать.

Президент также прокомментировал предложение построить церковь на месте гибели митрополита, подчеркнув, что для этого прежде всего нужно получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Митрополит московский Филипп в миру Федор Степанович Колычев родился в 1507 году, его произвели в сан митрополита в 1566 году. В 1568 священнослужитель осудил произвол опричников, за что был сослан в Отроч монастыре в Твери. Через год он скончался.

Имя Феодора Колычева стало известным самому великому князю Василию 25 марта 1479 — 3 декабря 1533 гг. Но вскоре князь умер. И только после воцарения его сына — Иоанна IV 25 августа 1530 — 18 марта 1584 гг. Феодор был призван на службу к царскому двору вместе с другими боярскими детьми. Иоанн IV Васильевич За свои прекрасные качества он был скоро приближен к государю, который вскоре полюбил Феодора.

И эта привязанность постоянно усиливалась. Какая блестящая карьера ожидала впоследствии этого молодого придворного! Но не могли прельстить Феодора его успехи в придворной жизни. Именно поэтому он не вступал в супружескую жизнь в том возрасте, в котором, по обычаю времени, вступали другие. И вот вскоре настал час, когда сам Бог призвал его к жизни лучшей. Правление Елены Глинской ок. В его поддержку выступили вместе с другими и некоторые из бояр Колычевых. Мало того что дело князя Андрея не увенчалось успехом, так еще он был заключен в темницу, где и умер. Его приверженцы также подверглись жестоким казням.

Эти несчастные события не могли не подействовать на впечатлительную душу Феодора. Он стал жалеть, что ранее не уединился от мирской жизни. Тут же он решил удалиться от мирской суеты. Еще в раннем детстве он слышал о Соловецком острове. Именно туда решил уйти Феодор. А было ему уже тридцать лет. Начало монашеского пути. Соловецкая обитель С тех пор Феодор непрестанно обращается к Богу с молитвой, прося себе помощи и духовного водительства. Сменив наряд царедворца на одежды простолюдина, Феодор тайно оставляет Москву, взяв с собой только хлеб.

Между тем его родители, не зная, куда скрылся их любимый сын, искали его по всей Москве и окрестным городам и селам. Но Феодор был тогда уже далеко. Соловецкий монастырь. Фото С. Прокудина-Горского Оказавшись на месте, он получил благословение от игумена Алексия и принял возложенные на него послушания. Вскоре Феодор был пострижен и наречен в монашестве Филиппом. Суровая подвижническая жизнь Филиппа не могла укрыться от общего внимания; все начали говорить о нем, как о примерном иноке, и весьма скоро своим смирением и благочестием он приобрел всеобщую любовь и уважение. А его наставник старец Иона, радуясь за своего ученика, пророчески предсказал о нем: «Сей будет настоятелем в обители нашей». С благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес, и стал там жить, незримый людьми.

Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа. Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала братия. Вскоре Филипп был рукоположен во пресвитера. Через полтора года упокоился настоятель обители игумен Алексий. И тот, сознавая себя законным настоятелем обители, с благословения архиепископа Феодосия снова принял игуменство. Вновь поставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров преподобным Саватием, обрел каменный крест, который когда-то стоял перед келией преподобного. Были найдены Псалтырь, принадлежавший преподобному Зосиме, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца. Обитель духовно начала возрождаться.

Филипп (Колычев)

Однако возникает и второй вопрос: почему всех лиц, в т. Здесь, как говорится, концы с концами не вяжутся. История взаимоотношений между царём и митрополитом не дают повода для обвинения их во взаимной личной ненависти. Царь сам подбирал его на кафедру московских святителей. В качестве главной причины для неприязни историки называют жесткую критику Филиппа в адрес Грозного. Обычно говорят, что Филипп выступил против опричнины и в качестве примера приводят выдержки из «Жития митрополита», но в других источниках свидетельств этих речей нет. Если причин для внутреннего конфликта не было, то нужно ответить на вопрос: кому выгоден был конфликт между царём и Филиппом? Вне всякого сомнения, конфликт между Иваном Грозным и Филиппом был.

Однако он разворачивался на фоне событий ставивших под угрозу существования России. Масштабы раскрытого заговора в 1567 г. Филипп, вначале поддержавший действия царя, усомнился и в компетентности опричного следствия, призвал упразднить опричнину и вести следствие вместе с митрополитом и Боярской думой. Имел ли митрополит право на подобные высказывания? Возможно, имел. Но в условиях войны подобное вмешательство было несвоевременным. Филипп сам разрушил их соглашение о невмешательстве в дела друг друга.

Теория «симфонии властей» окончилась конфликтом церкви и государства. Конфликт митрополита и государя был использован в карьерных соображениях отдельными представителями церкви, а имена недругов Филиппа известны — это новгородский архиепископ Пимен, епископы Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский. Ещё в 1566 г. С этого времени духовные лица приложили немалые усилия для того, чтобы оклеветать Филиппа в глазах царя. Мотивы их действий известны: продвинуть Пимена на престол митрополита. Безусловно, они не могли не учитывать соглашения о разграничении сфер влияния между митрополитом и царём достигнутого в июле 1566 г: митрополит не касался государственных дел, а царь не должен был вмешиваться в дела церкви. Разграничение полномочий произошла в строгом соответствии с пожеланиями набожного царя: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови».

Поэтому им пришлось приложить немалые усилия, чтобы втянуть царя в конфликтную ситуацию в церкви. Сначала интриганы попытались вбить клин между святителем и царем через клевету. Орудием послужил интриги для Пимена и его компании служил царский духовник Евстафий , который «явно и тайно носил речи неподобные Иоанну на Филиппа»135. После 1570 г. Обвинения в политической неблагонадежности митрополита Иван Грозный парировал требованием предъявления фактических доказательств, которых у них, не оказалось. Заговорщики прибегли к тактике сбора компрометирующих материалов. В Соловецкий монастырь была послана комиссия под руководством Пафнутия Суздальского.

В комиссию был включён видный опричник, князь В.

Несмотря на то, что мальчик прекрасно овладел воинскими навыками, он больше тяготел к книгам и молитвам. Однако в ходе придворных интриг семья Колычёвых оказалась в опале. Многие родственники Фёдора были казнены, и молодой человек был вынужден покинуть столицу. Соловецкий монастырь Фёдору удалось добраться до Соловецкого монастыря, в который был принят послушником. Наравне с прочими послушниками вчерашний баловень судьбы много и тяжело работал: носил камни, рубил дрова, копал землю. Спустя полтора года Фёдор принял постриг в монашество и получил имя Филипп.

В 1548 году соловецкий игумен в силу своего почтенного возраста сложил с себя сан и предложил назначить своим преемником Филиппа. Монастырский собор поддержал это решение, и Филипп единодушно был избран игуменом Соловецкого монастыря. Филипп проявил себя грамотным администратором, при котором Соловецкий монастырь в короткие сроки стал культурным и промышленным центром Северного Поморья. Московский митрополит К моменту выбора Московского митрополита сложилась непростая ситуация. Главный претендент на место, архиепископ Герман, открыто критиковал политику Ивана Грозного, в результате чего попал в опалу.

Сторонники канонизации Грозного пытаются доказать необоснованность данной версии. Ка писал 5-tv.

Вряд ли. При игумене Филиппе так было. И вот наконец третья его жизнь — митрополичья, когда он взошел на верхнюю ступень жертвенности, христианской жертвенности в судьбе своей. Митрополита Филиппа, а до того игумена Соловецкого и простого инока Соловецкого очень любили на севере, на Соловецком архипелаге. Именно там впервые сложился культ местного чтимого святого Филиппа. И иноки соловецкие отправили специальную, если можно так выразиться, делегацию к государю Федору Ивановичу и выпросили у него мощи святого Филиппа в 1590 году. Затем с севера почитание святого Филиппа шагнуло в коренную Россию. И с середины XVII века он уже общерусский святой. В 1652 году его мощи были перенесены в Москву и ныне они лежат в Успенском соборе Московского Кремля.

Приказал ли Иван Грозный убить митрополита Филиппа?/Александр Филюшкин

Кто-то из опричников «отработал» блистательную карьеру честной службой: воевал, вершил посольские дела, строил города и так далее. А иные умели только одно: быть хорошими… исполнителями. Потому и пошли, как Малюта, по карательной части. И вот является им на горе митрополит Филипп, говоря царю: «Опричнину — не благословляю! И даже когда Филипп уже не у дел, простить ему не может своего прежнего страха: а вдруг царь послушается, да и отменит?! К тому же, старику-иноку всегда можно вернуть митрополичье достоинство, пожелай этого государь… Филипп — живая угроза благополучию целого круга людей, коих в истории Отечества представляет лицо Малюты. Что же в действительности случилось в декабре 1569-го? Как ушел из земной жизни святитель Филипп? Все разнообразие интерпретаций трагедии, произошедшей в тверском Отроче монастыре, можно свести к трем основным версиям.

В соответствии с первой из них, никогда царь и великий князь Иван Васильевич не помышлял об умерщвлении Филиппа. Клеветники из числа неправедных церковных иерархов ложно осудили его и ввергли в заточение. За благословением во время большого опричного похода к нему был отправлен от государя Малюта Скуратов. Прибыв на место, он увидел в келье уже бездыханное тело, незадолго до того убитого Филиппа. Изменники, одним из которых был пристав Кобылин, жестоко тиранивший бедного старика в ссылке, уже сделали свое черное дело… Митрополит мог открыть монарху правду об измене, свившей гнездо в ближайшем окружении Ивана Васильевича, а потому насильственная смерть его была предрешена. Малюте осталось лишь попенять монастырским властям за нерадение, похоронить бывшего митрополита и доложить царю и смерти достойнейшего человека. Царь, расследовав это дело в подробностях, излил чашу праведного гнева на тех, кто подставил Филиппа под удар церковного суда, то есть на иерархов-«клеветников». Этой версии придерживаются современные сторонники канонизации Ивана IV.

Версия вторая по смыслу прямо противоположна предыдущей. В соответствии с нею, Иван Грозный велел прикончить Филиппа и специально для того послал верного палача Малюту. Было ли благословение опричному воинству условием, при соблюдении которого Пастырь мог сохранить жизнь, не было ли, Бог весть. Не исключается и такой вариант, при котором Филиппа непременно убили бы, даже и добившись от него благословения. Лишение сана показалось слишком малым наказанием за споры с царем, и правитель решил «подкорректировать» ситуацию. Эта версия близка тем, кто видит в царе полубезумного маньяка. Версию третью можно назвать промежуточной.

Клеветники из числа неправедных церковных иерархов ложно осудили его и ввергли в заточение. За благословением во время большого опричного похода к нему был отправлен от государя Малюта Скуратов. Прибыв на место, он увидел в келье уже бездыханное тело, незадолго до того убитого Филиппа. Изменники, одним из которых был пристав Кобылин, жестоко тиранивший бедного старика в ссылке, уже сделали свое черное дело… Митрополит мог открыть монарху правду об измене, свившей гнездо в ближайшем окружении Ивана Васильевича, а потому насильственная смерть его была предрешена. Малюте осталось лишь попенять монастырским властям за нерадение, похоронить бывшего митрополита и доложить царю и смерти достойнейшего человека. Царь, расследовав это дело в подробностях, излил чашу праведного гнева на тех, кто подставил Филиппа под удар церковного суда, то есть на иерархов-«клеветников». Этой версии придерживаются современные сторонники канонизации Ивана IV. Версия вторая по смыслу прямо противоположна предыдущей. В соответствии с нею, Иван Грозный велел прикончить Филиппа и специально для того послал верного палача Малюту. Было ли благословение опричному воинству условием, при соблюдении которого Пастырь мог сохранить жизнь, не было ли, Бог весть. Не исключается и такой вариант, при котором Филиппа непременно убили бы, даже и добившись от него благословения. Лишение сана показалось слишком малым наказанием за споры с царем, и правитель решил «подкорректировать» ситуацию. Эта версия близка тем, кто видит в царе полубезумного маньяка. Версию третью можно назвать промежуточной. Следуя ей, надо признать, что царь не отдавал приказа убить Филиппа и не хотел ему сделать ничего дурного, хотя о возвращении на митрополичью кафедру речь также не могла идти. Скорее, отправка Малюты была своего рода попыткой примирения. Но своевольный опричник то ли в ярости, то ли опасаясь какого-то дурного исхода своей миссии, то ли, может быть, испытывая к Филиппу личную неприязнь было за что! Государю же он доложил нелепицу о «зное келейном» и угаре, от которых задохнулся в келье Филипп… Таким образом, вина в насильственной смерти человека, когда-то возглавлявшего Церковь России, лежит исключительно на свирепом «кромешнике». Царь тут не при чем. Главный источник по «делу» об убийстве Филиппа — его Житие. Там ясно сказано: убит Малютой. Опричник вошел в келью, потребовал благословения на государев поход, а Филипп отказал. Вместо благословения он Филипп начал читать молитву, готовясь к скорой гибели: «Владыко, Господи Вседержителю! Прими с миром дух мой и пошли аггела мирна от пресвятыя славы своея, наставляюща мя усердна ко Трисолнечному Ти Божеству!

Реакция в РПЦ была незамедлительной. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, может быть отредактировано , если версия о его смерти от рук Малюты Скуратова окажется неправдоподобной. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на члена синодальной комиссии по канонизации святых и Межсоборного присутствия Владислава Цыпина. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным Писанием, которое не подлежит редактированию», — сказал Цыпин.

В 1568 году по настоянию Ивана Грозного был созван церковный собор, на котором Филипп с помощью лжесвидетелей был обвинен в различных преступлениях. Низложенного митрополита, обрядив в монашескую рясу, заточили в одну из обителей. Через год, когда Филипп находился в Тверском Отрочь монастыре, явившийся к нему опричник Малюта Скуратов задушил его, заявив монастырским властям, что митрополит умер по их небрежению. Художник попытался решить эту историческую сцену как нравственный поединок двух антиподов, как столкновение добра и зла. Описание В картине мы видим как рыжебородый Малюта Скуратов входит в келью к «разжалованному» митрополиту Филиппу. По лицам персонажей сразу видно классическое противопоставление добра и зла — митрополит Филипп уже ожидает смертного приговора, Малюта изображен как типичный злодей: с грубым, словно вырубленным топором лицом, в колпаке, похожем на одеяния палача, отворяющим дверь кельи старца.

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

Считается, что митрополита Филиппа Колычева, рискнувшего возвысить голос против жестокости Ивана Грозного, задушил Малюта Скуратов. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 22 марта 1568 года произошло первое открытое столкновение митрополита Филиппа с царём Иваном Грозным. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской.

«Митрополита не убивал». Путин заступился за Малюту Скуратова

  • Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная
  • Митрополит против опричнины
  • За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа - Православный журнал «Фома»
  • Путин озвучил вторую версию смерти митрополита Филиппа
  • Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего -
  • Telegram: Contact @rian_ru

Лента новостей

  • Путин назвал версию гибели митрополита Филиппа без участия опричника Скуратова
  • Почитание и канонизация митрополита Филиппа
  • За что русский царь убил главу русского православия
  • Правила комментирования
  • Первый священномученик — как убивали киевского митрополита Владимира
  • Наступает грозное время

Путин усомнился, что Малюта Скуратов убил митрополита Филиппа

В настоящее время от Успенского Отроч монастыря, который находился в центре Твери, остался лишь Успенский собор. Сейчас на месте древней обители находится руинированное здание Тверского речного вокзала, возведенное в стиле сталинского неоклассицизма. Постройку, которая является объектом культурного наследия регионального значения и архитектурным символом города, Руденя пообещал передвинуть ради восстановления монастыря.

На 30-м году жизни Федор был пострижен с именем Филиппа в Соловецком монастыре.

Через девять лет братия избрала Филиппа игуменом. Он оказался прекрасным организатором и сумел преобразовать суровый соловецкий край. Монастырь стал одним из самых богатых и известных в России, куда стекались тысячи паломников.

Филипп обладал суровым характером, непреклонностью, самостоятельным взглядом на происходящие события. Его поддерживали многочисленные родственники, которые были и в опричнине, и в земщине. Филипп публично потребовал, чтобы Грозный «оставил опричнину» и соединил воедино две части страны — опричнину и земщину.

В ходе долгих переговоров царь пытался доказать, что опричнина — это его личное и семейное дело, и митрополиту не следует вмешиваться в царские дела. Однако митрополиту можно пользоваться правом советования с царем и позволено заступаться за опальных. Такое право с основания опричнины было ликвидировано.

Филипп принял условия и 25 июля 1566 года был поставлен митрополитом. После избрания Филиппа митрополитом террор немного ослабел, но через несколько месяцев разразился с новой силой. Глава церкви взял под защиту боярина И.

Федорова , обвиненного в организации заговора по свержению Ивана IV. Чтобы припугнуть Филиппа, царь вызвал в Александровскую слободу его двоюродного брата Ф. Умного-Колычева, ездившего в Литву с дипломатическим поручением и не сумевшего его выполнить.

Выслушав отчет, государь сделал вид, будто остался доволен доводами боярина, одарил его и отправил в Москву. В пути на него напали высланные вперед опричники, отобрали не только подарки, но и одежду.

Об этом он сообщил в разговоре с главой Тверской области Игорем Руденей.

Губернатор рассказал российскому лидеру о планах восстановить монастырь Отрочь в Твери. Руденя отметил, что реконструкция затронет церковь, где помощник Ивана Грозного задушил митрополита.

Что касается строительства церкви, да еще по такому поводу, я думаю, что уж точно совершенно нужно получить благословение патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Ранее в прессе появлялась информация, что во время встречи с губернатором Тверской области Игорем Руденей президент усомнился, что митрополита Филиппа в XVI веке задушил именно Малюта Скуратов. Тогда же президент отметил, что существуют разные версии гибели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий