Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному.
ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
- Совет врача: Как подготовить свой организм к Великому посту?
- Священник пояснил, как следует готовиться к Великому посту
- Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- В чем суть Великого поста?
- Самое главное, что нужно знать о Великом посте -
- Главные новости
Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
- Недели подготовительные к Великому посту
- Что надо сделать перед вступлением в Великий пост
- Россиянам дали советы по подготовке к Великому посту : Псковская Лента Новостей / ПЛН
- Особенности рациона
- Навигатор Великого поста: не пропустите главное
- Великий пост-2024: как подготовиться к самому главному и строгому посту
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
В церкви к Великому посту готовятся за три недели до его начала: вспоминают притчи о добродетели, развивают свое духовное знание. Вы здесь: Главная Новости Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста. Как соблюсти пост без вреда для здоровья, в эфире Общественной службы новостей разбирались гости программы «Стоит задуматься». Подготовка начинается за три недели до Великого поста, когда меняется структура богослужения, читаются особые отрывки из Писания, а к обычным богослужебным книгам добавляется Постная Триодь. В этом году начало Великого православного поста выпадает на 27 февраля. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне.
Великий пост — зачем он нужен?
- Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста
- Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
- Самое читаемое
- Навигатор Великого поста: не пропустите главное
- У православных верующих начинается Великий пост
Россиянам дали советы по подготовке к Великому посту
Великий пост, начинающийся в 2023 году 27 февраля, – не просто период пищевых ограничений, но время духовной подготовки к самым скорбным для каждого христианина дням Страстной седмицы, и главное – к Празднику праздников и Торжеству торжеств. В молитвенном отношении Великий пост ассоциируется прежде всего с Великим покаянным каноном Андрея Критского и молитвой святого Ефрема Сирина. Подготовка к Великому посту. Готовиться к соблюдению поста верующие начинают за три недели до его начала: важно не только морально настроиться, но и постепенно исключать из рациона тяжёлую пищу. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе.
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
Сегодня он попостился три дня. В следующем году, может, неделю выдержит. А когда-нибудь и весь пост. Тенденция к росту числа постящихся есть. Другое меня беспокоит — что не всегда люди правильно это понимают и относятся к посту как к диете. А надо всё-таки к посту приложить ещё молитву храмовую. Тогда легче будет поститься и пользы будет намного больше», — уверен отец Игорь.
Молятся, собирают травы и ждут гостей: как живёт ставропольский монастырь у святого источника По мнению священника, практически любой человек может сделать для себя ограничения на время поста. Это потребует усилий, но не чрезмерных. Например, курильщики могут сократить количество сигарет, кофеманы — количество выпитых чашек любимого напитка, а любители поговорить по телефону — уменьшить время такого общения. И это тоже будет небольшим подвигом. Открыть Библию — почитать, открыть творения святых отцов — почитать. Быть может, даже с того же телефона», — советует священник.
Простые рецепты блюд к Великому посту Полезным будет и чтение произведений классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Чехова, раннего Толстого. Кроме того, в жизни всегда есть место добрым делам. Всегда можно найти, чем заняться полезным», — говорит священник. Но нередко бывает и так, что постится только муж или только жена. В этом случае пост не должен быть поводом для раздоров, убеждён отец Игорь. Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон.
Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь. Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь. Держать ограничения вполне естественно для тех подростков, кто родился и вырос в церковных традициях, а вот тем взрослым, кто только начинает выстраивать свою духовную жизнь, — не следует давить на своё чадо.
На утрене реально 9 марта, в субботу вечером поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Седмица 3-я: 11 по 16 марта— Сырная масленица — сплошная, поста в среду и пятницу нет из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально это молитвословие произносят на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром. Неделя 4-я: 17 марта — С ыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. На литургии читается отрывок от Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Заговенье на Великий пост. Последний день, когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба. После вечерни совершается Чин Прощения: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы примирившись войти в пост. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Обычно этот чин совершают после богослужение следует уточнять в храмах. Ликбез: Мясопуст и сыропуст перед Великим постом: что такое и когда — разбираемся и приводим в систему Особенности Перечисленные выше четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы подготавливают нас к Великому посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. Далее — краткие пояснения к каждому периоду.
Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу. Сохраните себе.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная 24 — 29 июня. День Святого Духа «Духов День» — 24 июня , понедельник. Неделя 1-я по Пятидесятнице — праздник «Всех святых» — 30 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный подвижный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых установлен на Поместном соборе 1917—18 гг. В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных — сначала вологодских, а затем и других — святых. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В Великую субботу православные верующие продолжают соблюдать Великий пост. Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Верующие начинают подготовку к Великому посту почти за месяц до него. Подготовка к Великому посту. «Перед началом Великого поста, в Прощеное воскресенье, надо попросить у всех прощения, примириться с окружающими.
У православных верующих начался Великий пост
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста. Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов - сыра, масла, сметаны, а также - рыбы. Но мясо уже нельзя. Отсюда и название.
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания. На Литургии читается отрывок Мф 6:14 -21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех.
Ключевая идея - тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощенного воскресенья. После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских».
В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста - встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
Что можно и что нельзя в Великий пост? Великий пост — строгий, не благословляется не только мясная и молочная как в нестрогие посты , но и рыбная пища за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Детям, пожилым, больным, беременным и кормящим пост смягчают о том, как это можно сделать, лучше посоветоваться со священником.
В Евангелии этого дня говорится и о том, как надо проводить пост, и о том, как его проводить не надо. Господь напоминает, что не надо ходить унылым, как это делают лицемеры. Не надо всем показывать, что ты постишься, как тебе из-за этого тяжко и как ты страдаешь. А напротив, надо быть веселым, радостным, улыбчивым, чтобы явиться постящимся не людям, которые будут тебя за это хвалить, а Отцу своему, втайне: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф.
Можно сказать, что вся земная жизнь человека — это дорога домой, в потерянное царство Отца. Мы рождаемся в состоянии отделенности от Бога, начинаем путь возвращения к нему в таинстве Крещения и продолжаем его всю жизнь. А Великий пост — эта та десятина жизни, когда мы особо стараемся подвизаться на этом пути. Вся жизнь должна быть подвигом возвращения в отчий дом, преодоления своих греховных хотений. Если бы человек каждый день своей жизни жил напряженной духовной жизнью, не было бы нужды в особом времени для этого, в особых церковных установлениях. Но на это способны далеко не все, а лишь святые. Большинство же людей, которые в большей или меньшей степени поглощены житейскими заботами, Церковь призывает хотя бы на некоторый промежуток времени отвлечься от этих забот, отложить житейские попечения и посвятить свои силы жизни духовной. Понятно, что и в Великий пост человеку надо работать, кормить семью, питаться самому, но следует постараться в этот период уделить время и духовным упражнениям. Священная история показывает нам, что все серьезные примеры покаяния сопровождались постом: Давид постился, когда согрешил и каялся, ниневитяне постились, чтобы их миновала кара Божия.
Пост — не просто диета, которая нужна для похудения или служит каким-то другим земным целям. Это духовное делание, дающее видение своих грехов и приводящее к покаянию. Что же раскаяние делает с человеком? Оно меняет его, меняет устроение его души.
Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи. Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих не злиться, не гневаться, не раздражаться. Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого. В эту седмицу благословляется коливо кутья. Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца.
Священник пояснил, как следует готовиться к Великому посту
Смотрите онлайн видео «Град креста. Подготовка к Великому посту. У православных христиан начинается подготовка к Великому посту. Сам пост, включая Страстную седмицу, будет с 18 марта по 4 мая. Протоиерей Максим Козлов в интервью РИА Новости рассказал, как к подготовится к этому событию. Соблюдая правила Великого поста, также нужно тщательно убираться дома и готовиться к светлому празднику Пасхи. В 2024 году начало Великого поста придется на 18 марта, последний день подготовки к Пасхе – на 3 мая. В Великую субботу православные верующие продолжают соблюдать Великий пост. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
У православных христиан начинается подготовка к Великому посту. Сам пост, включая Страстную седмицу, будет с 18 марта по 4 мая. Протоиерей Максим Козлов в интервью РИА Новости рассказал, как к подготовится к этому событию. Это время подготовки к Великому посту. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Перед Великим постом предстоят три подготовительные недели, последняя из которых — Масленичная (сырная).
Россиянам объяснили, как подготовиться к Великому посту
А покаяние помогает изменить это направление, отвергнуть грех и стать на путь, ведущий к Отцу. Это движение мы начинаем в последнее воскресенье перед постом, когда просим у всех прощения. Именно тогда, в самом начале Великого поста, мы делаем первый важный шаг — преодолеваем себя, свое смущение, нежелание переступить через свою гордыню и сказать ближним — родным, знакомым и незнакомым: «Прости меня»! Пост — это время, когда мы должны принести жертву Богу. И эта жертва — прощение. Вспомним, что сам Господь говорит в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Мф. Если Великий пост — это наш дар Богу, Которому мы приносим жертву своим временем, своими силами, интересами, отказом от земных привычек, то, чтобы этот дар был принят Богом, прежде нужно примириться с людьми. Поэтому Прощеное воскресенье предваряет пост. И если мы решим этот вопрос примирения, то пост действительно будет нелицемерным и нам будет легче его проводить. В начале поста мы примиряемся с людьми, а сам пост — это наше примирение с Богом. Мы примиряемся с людьми, чтобы дальше сосредоточить внимание на отношениях с Богом.
А если человек не примирился с людьми, он не сможет и с Богом примириться. Апостол Павел пишет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» 1 Ин. У кого же надо просить прощения? Прежде всего у тех, против кого мы могли согрешить, и самим прощать согрешивших против нас, тех, кто обидел, «зацепил» словом или даже вызвал ссору. Естественно, это должны быть не просто формальные слова «прости меня», а живое обращение от всего сердца и разума с просьбой о прощении, при этом и в своем сердце нужно простить этого человека.
В некоторых славянских языках — польском, болгарском, словацком, чешском и украинском — название дня, в который не делают дел, «неделя», сохраняется до сих пор. Приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань.
Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо. Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост. Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия только по субботам и воскресеньям. Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера. В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда исключение составляет суббота Страстной недели. В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей. Самый строгий пост — в первую и последнюю недели. В Великую пятницу есть не положено. В Великую субботу едят сырую пищу вечером. В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру. Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу. Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи. Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми.
Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные! Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку! Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание. За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет. Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие… Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом. Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним. Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом. Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему. Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется. Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали. Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы.