Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет. Московский государственный университет – свою альма-матер – он возглавляет уже больше 30 лет: с 1992 г. Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет.
Виктор Садовничий из шахты под Харьковом в МГУ
80 лет исполнилось ректору МГУ Виктору Садовничему | Более двадцати пяти лет В.А. Садовничий на посту ректора возглавляет Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. |
Юбилей ректора МГУ имени М.В. Ломоносова: Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 85 лет! | Наконец, 23 марта 1992 года на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ В. А. Садовничий был избран ректором. |
Путин поздравил Садовничего с 85-летним юбилеем и поблагодарил его за работу // Новости НТВ | Ректор Московского государственного университета отмечает 80-летие. |
Истинный украинец. К юбилею Виктора Садовничего - 13.07.2022 Украина.ру | Ректору МГУ Виктору Садовничему сегодня исполнилось 85 лет. |
Садовничий, Виктор Антонович — Вики ВМК МГУ | Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. |
Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает 85-летие / События на ТВЦ
Его стараниями в главном ВУЗе страны были созданы суперкомпьютер «Ломоносов» и целая космическая флотилия спутников. Ломоносова Всеволод Ткачук. Накануне юбилея Виктора Садовничего в Москву на Международный форум съехались больше тысячи гостей - представители научного сообщества из разных стран мира. И вот с какими словами Садовничий обратился к международной элите образования: «Все прогрессы бесчеловечны, если рушится человек", сказал наш поэт Андрей Вознесенский. Чтобы преодолеть глобальный кризис морали, наступление массовой культуры, необходимо развитие гуманитарного образования». Находит Виктор Садовничий в своем плотном графике время и для общения с будущими студентами.
Я бы никогда не выдержал, то, что выдерживает он. А еще он феноменально предан университету со студенческих лет. Вот, пожалуй, два основных его качества: нормальное отношение к людям и преданность Московскому университету.
Его "сватали" и в министры, и в президенты Академии наук - не пошел. А сколько всего он возродил в МГУ! Преданность ведь выражается не в словах, а в делах. Он возродил празднование Татьяниного дня, который сегодня превратился в День российского студенчества, проводы Масленицы около памятника Ломоносову, ректорские встречи с деканами, директорами институтов 1 сентября, концерты в актовом зале Главного здания... А еще очень важное дело рук и души Садовничего - ежегодные поездки со студентами к мемориалу в Ельне, где в 1941 году погибли больше тысячи наших студентов, преподавателей, сотрудников, ценой своих жизней задержавших наступление немцев на Москву на три дня. В этих поездках ректор всегда принимает участие лично. Это великая традиция. О порядочности Садовничего, кроме прочего, говорит еще и тот факт, что даже в сложные для экономики страны 90-е годы сотрудники Московского университета всегда вовремя получали зарплату.
Нужно было определить программу действий вуза в сложнейших условиях. Что делать, чтобы приблизиться к главной цели - возвращению на свою историческую родину? И какой вклад мы бы могли внести в решение этих задач? С такими мыслями я переступила порог кабинета ректора МГУ им. Виктор Антонович сразу увидел мое волнение. Предложил подойти к большим окнам, и мы смотрели на осенние Воробьевы горы, на перспективу дальнейшего строительства Московского университета. И потом была беседа, которая стала судьбоносной. Он сказал: "Донецкий университет надо сохранить, без университета у Донбасса не будет будущего.
Нужно сделать все, чтобы вам интегрироваться в российское образовательное пространство. Мы поможем". Первые шаги проговорили тут же - общие учебные планы, программы двойных дипломов, стажировки студентов, постоянные консультации. Так Виктор Садовничий стал нашим надежным другом, а по сути - человеком, предопределившим нашу судьбу. Он обладает широкой научной эрудицией, масштабностью мышления, мудростью, добротой, умением чувствовать и сопереживать. Отличается твердостью нашего шахтерского характера. Передо мной сидел человек обаятельнейший, с тонким чувством юмора. С ним можно было обсуждать любые проблемы: науки, его любимой математики, образования, культуры.
Я подумал: "Боже мой, передо мной современный Сократ, Платон, Аристотель. Вот мудрый, готовый дать ответ на все вопросы, подискутировать".
Виктор Садовничий: Я хотел бы, конечно, видеть лица ребят. Вот я вспомню Колмогорова — выдающегося математика последнего времени и вообще, наверное, всех столетий — я слушал его лекции, и как он их читал. Тогда был мел и доска и не было этих всех. И вот он читает, читает, ошибается, рукавом стирает формулу, пишет новую. Говорит очень неразборчиво, но мы сидели все так — это ж Колмогоров — ловили каждый жест. И вот он выходил в конце из аудитории, отряхиваясь от мела, весь белый такой, и мы бежали к нему что-то спросить.
Понимаете, вот этот контакт не заменишь. Виктор Лошак: Не заменишь. Я хотел вам задать вопрос, на который у меня самого ответа нет. С одной стороны, ребята получают образование и как-то привязаны еще в такие сложные годы к ВУЗу. С другой стороны, понятно, что это перепроизводство. Вот как вы к этому относитесь? Виктор Садовничий: Я даже боролся. Дело вот в том, что у нас была прекрасная система техникумов среднего профессионального, и был союз директоров техникумов.
А я возглавлял союз ректоров университетов. Мы очень много делали и собирались на большие собрания, чтобы отстоять вот эти ранние образования ребят по интересам, которые хотят что-то делать, быть технологами, мастерами. Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то... Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты? Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда. И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение. Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов.
Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать... Виктор Лошак: Но идет это трудно? Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов? Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно. Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы. Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах.
Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет. Любить свой университет, а не вот... Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное? Выиграть профессора или выиграть абитуриента? Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство? Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны.
Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется. Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают. Это нечасто, но это есть. Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество... Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется. Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае. Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить.
Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх. Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором. А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты? Виктор Садовничий: Были. Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат. Через два года началась война.
Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен. Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал. Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась. Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях. Ну вот. Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал.
Учителей не было. И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики. Говорит: «Давай кружок организуем». Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова. Но была история. Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе. Виктор Лошак: Паспорта не давали? Виктор Садовничий: Не было паспортов, и было ограничение при приеме.
Неформально, но оно было. Виктор Лошак: Ну понятно. Виктор Садовничий: И я решил разорвать это кольцо. Мы вчетвером договорились сесть на ночной поезд и ехать до первой шахты. Так мы и сделали, без билета приехали, всю ночь, увидели первую шахту, вышли. Это была Никитовка. Подошли к отделу кадров, там говорят: «Таких мы не берем. Ну куда вам в шахту?
Мы пошли пешком на эту шахту. Пришли, там говорят: «Хорошо, берем». Определили меня в забой, а других — коногонами. Дело в том, что шахта была сверхкатегорна по взрывам метана, и там только лошади возили вагонетки. И я работал два года в забое, 600 метров под землей. Впечатления хорошие. Мы были семьей. Вот если посмотреть на нас после смены, выходило полторы тысячи шахтеров из одной шахты: черные все шли в столовую перекусить.
Но я думал все-таки учиться; надо учиться, надо разрывать круг. Пошел в вечернюю школу при шахте, так называемая учеба там была. Ну и отработав два года, подал документы в Белорусскую сельскохозяйственную академию. Ну, наверное, потому, что я вырос в деревне и любил комбайн, трактор. А товарищ, начальник участка, тоже в школу вечернюю ходил со мной, говорит: «Ты же математик, куда ты подал? Он говорит: «А если я заберу и перешлю, ты согласен? Ну, поспорили на шахтерскую дозу. Утром он приходит, говорит: «Я твои документы переслал в МГУ на мехмат».
И показывает мне квитанцию. Оказывается, его супруга была начальником почты. И так мы с ним вдвоем приехали, он на юрфак, я на мехмат. Учиться было страшно трудно. После первого курса я решил, что там олимпиадники, я им был не ровня, плохо был подготовлен. Но сын Колмогорова, попечитель группы, сказал, что «ты талантлив, ты упрись и работай». И я, по сути, ночами весь первый курс, до 10 библиотека открыта, с 10 до 12 в аудиторию стулом закрывал дверь и работал. И вы знаете, произошел взрыв, полет.
Я окончил МГУ на отлично, стал первым кандидатом, первым доктором и, наверное, единственным академиком и даже ректором. Думаю, что сработало и упорство, и труд, и, наверное, все-таки то, что я говорю: талант или гены заложены. Все-таки это, наверное, так. Когда я уже вырос, стал заметным, конечно, на меня рассчитывал и деканат, я был замдекана по науке, мне было 29 лет. Моими подчиненными были академик Колмогоров, академик Александров, академик Ильюшин, академик Седов. Я их собирал, они очень уважительно относились. Потом я был зампроректора и фактически уже тогда стал вести университет, потому что ректор Анатолий Алексеевич Логунов, он летал выше, в своем Протвино установки; он физик, там была крупная установка. А университетом руководил я; какая должность — первый заместитель первого проректора.
Виктор Лошак: Когда вам было тяжелей всего? Виктор Садовничий: Вот это становление. Я переболел, переболел. Это на самом деле почти болезнь.
Ломоносова Виктор Садовничий в Главном здании университета во время выступления перед студентами в День знаний. Нигде больше я не был. У меня одно место работы. Всю жизнь. Для меня МГУ — это все! Он внес огромный вклад в развитие университета — и в целом высшего образования в современной России; но не меньше его вклад и в развитие науки.
85-летие ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Ректор МГУ Садовничий: Московский университет займется обновлением Концепции математического образования в России. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ. Ректор Московского государственного университета имени сова с 1992 года.
Виктору Садовничему — 75 лет
Ректору МГУ Виктору Садовничему - 80 лет! | 4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. |
Академик Садовничий Виктор Антонович | Более двадцати пяти лет В.А. Садовничий на посту ректора возглавляет Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. |
Ректору МГУ Виктору Садовничему присвоено звание Героя Труда | Ректору Московского государственного университета имени Ломоносова Виктору Садовничему сегодня, 3 апреля, исполняется 75 лет. |
Садовничий Виктор Антонович
27 лет работы ректором Московского государственного университета принесли академику Виктору Садовничему неплохие дивиденды: журналисты обнаружили у него несколько поместий в элитных местах Подмосковья. Ректор МГУ Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939, ему уже исполнилось 80 лет. ↑ САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович — Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Ректору Московского государственного университета Виктору Антоновичу Садовничему — 80 лет. С 1994 года В. А. Садовничий – президент Российского Союза ректоров, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Ректору МГУ Виктору Садовничему присвоено звание Героя Труда
Ректор МГУ имени М. Ломоносова Виктор Садовничий на общеуниверситетском субботнике. По инициативе В. Садовничего сохранены и поддержаны социально значимые движения студенчества, такие как студенческие строительные отряды, военно-патриотические походы по местам сражений Великой Отечественной войны. Большое внимание он уделяет организации научной работы студентов. Под его эгидой находится широкомасштабный международный студенческий форум по фундаментальным наукам «Ломоносов», собирающий десятки тысяч участников прямой и дистанционный форматы. В 1991 г. Татьянин день обрёл новый смысл как праздник образования и науки всей России с 2005.
Садовничий сыграл одну из главных ролей в восстановлении храма Святой Татианы при Московском университете. Учёный совет МГУ на заседании 20 декабря 1993 г. С этих пор литургия в Татьянин день является неотъемлемой частью торжества. Виктор Садовничий во время Божественной литургии в домовом храме мученицы Татианы на Моховой в Москве. Большую работу ведёт В. Садовничий по укреплению связей Московского университета с общеобразовательной школой. Он инициировал систематизацию огромного количества олимпиад, творческих конкурсов и интеллектуальных состязаний школьников, проводившихся в стране.
Под председательством В. Садовничего в 2007 г. Одновременно в Московском университете начала возрождаться планомерная работа со школьными преподавателями-предметниками. Университет стал площадкой для проведения разнообразных летних школ, курсов повышения квалификации, методических семинаров, а с 2010 г. В 2006 г. Садовничего был проведён первый Фестиваль науки, ставший уникальной формой коммуникации научных сообществ и широкой общественности. Деятельность в советах и комиссиях при Правительстве Российской Федерации, общественных организациях С 1993 г.
Садовничий — член Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, с 1995 г. Почётный иностранный член многих национальных академий наук. Член Высшего совета партии «Единая Россия» с 2005. Председатель научно-редакционной коллегии Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия» с 2020. Вклад в науку Одна из основных областей научных интересов В. Садовничего — спектральная теория линейных операторов , с которой он начинал свою научную деятельность и в которой были получены важнейшие фундаментальные результаты. Уже в первой работе была получена формула следа для операторов 4-го порядка, которая являлась большим продвижением в данной области на тот момент.
Позднее в серии совместных с В. Лидским работ был совершён принципиальный прорыв в теории регуляризованных следов регулярных обыкновенных дифференциальных операторов. Садовничим были предложены многочисленные приложения этой теории. Было введено важнейшее понятие следов с весом, предложен метод их нахождения, а также выявлена связь взвешенных следов со спектральной функцией оператора.
В тот день проходило научное заседание, на котором будущий ректор просидел практически до ночи, оставив молодую супругу скучать в одиночестве. Сразу после свадьбы, когда молодой муж учился в аспирантуре и жил в общежитии, молодой жене пропуска туда не выдавали.
Девушке приходилось лазить под забором, чтобы воссоединиться с супругом. Лишь после окончания аспирантуры Садовничему удалось встать на очередь и получить однокомнатную квартиру, к тому времени у пары уже родился первый сын Юрий. Впоследствии они стали родителями еще двух дочерей. Все дети пошли по стопам родителей и связали свою жизнь с математикой и физикой. При этом, по словам Виктора Антоновича, любовь к математике у детей возникла абсолютно добровольно, хотя, конечно, особая атмосфера в доме не могла не оказать на это своего влияния. Главным хобби Садовничий считает свой собственный сад.
На даче в районе Апрелевки ученый проводит все свободное время. Несмотря на плотный график, за сезон ученому удается сделать все необходимые садовые работы. А объем у них немалый: на даче растет около 50 фруктовых деревьев и 30 кустов, и все ежегодно плодоносят. Кроме того, ректор МГУ любит читать классическую литературу и исторические книги, а также признается, что в любую погоду каждый вечер гуляет полтора часа перед сном, даже после самого позднего заседания. По мнению ученого, в этом кроется в том числе секрет здоровья и долголетия. Через тернии к звездам За 27 лет, в течение которых Виктор Садовничий находится на своем посту, в Московском университете изменилось очень многое.
Сегодня МГУ — это крупнейший классический университет страны, в котором обучается более 45 тысяч студентов из разных регионов России. За последние 25 лет в вузе были открыты 22 новых факультета. При участии Виктора Садовничего при университете был возрожден свой собственный храм Святой Татьяны, покровительницы всех студентов. Кроме того, университет получил миллион квадратных метров новых площадей. В том числе были построены Ломоносовский и Шуваловский корпуса, корпуса юридического и экономического факультетов, а также библиотека. Также впервые при классическом университете был создан собственный медицинский центр.
В 1967-м он защитил кандидатскую работу, а спустя семь лет Садовничий успешно сдал докторскую диссертацию. На этом развитие карьеры Виктора Анатольевича не остановилось. В 1981-м он начал руководить кафедрой функционального анализа и его приложений на факультете вычислительной математики и кибернетики, а спустя год получил повышение. Садовничий был избран заведующим кафедрой математического анализа мехмата МГУ. Позднее Виктор Анатольевич продолжил свое восхождение по карьерной лестнице. В разные периоды он занимал должности заместителя проректора, проректора и первого проректора. Математика избрали ректором Московского государственного университета, причем на альтернативной основе. Завоевать доверие окружающих Виктору Анатольевичу удалось благодаря своей программе. Садовничий выступал за вузовскую самостоятельность и предлагал ввести выборность.
После вступления в должность Садовничий активно занялся развитием МГУ. Одними из главных его достижений считается увеличение числа факультетов университета с 16 до 42, а также открытие множества филиалов. Особенное внимание Садовничий уделял отбору абитуриентов. Ректор главного университета Москвы выступал против зачисления студентов на основе результатов ЕГЭ. Виктор Анатольевич считал, что единый государственный экзамен и его концепция таят в себе множество случайностей. В итоге, при отборе абитуриентов стали учитываться еще и результаты вступительных экзаменов. Садовничий критически относился к решению Минобразования РФ о присоединении России к Болонской декларации. Она предусматривала приведение стандартов высшего образования к европейскому стандарту, а также заменяла аспирантуру докторантурой. Ректор МГУ считал, что текущие программы оптимальны, а изменения могут разрушить сложившиеся структуры.
Виктор Анатольевич также считается противником повсеместного платного обучения. Он скептически относился к реформам, которые вынуждали университеты сокращать бюджетные места. В 2008 ректор МГУ выступал с предложением ограничить максимальный размер оплаты обучения для россиян, которые учатся на коммерческой основе. Плодотворная работа и стремление к улучшениям помогли Садовничему добиться огромного авторитета в сфере образования. Благодаря этому, Виктор Анатольевич несколько раз переизбирался на пост ректора МГУ и продолжает занимать эту должность по сей день. Он сыграл ключевую роль в открытии инновационного центра «Воробьевы горы». Целью заведения было развитие высоких технологий и поиск молодых ученых. Строительство велось на базе МГУ под непосредственным контролем ректора. Виктор Анатольевич неоднократно лично посещал мероприятия, посвященные науке и поиску молодых талантов.
Садовничий также встречался с победителями различных научных конкурсов.
Детство Садовничего нельзя было назвать легким. В школу он отправился в 7 лет.
Учебное заведение представляло из себя помещение на верхнем этаже здания, чудом уцелевшего после Великой Отечественной войны. Занятия у детей разных возрастов вела одна преподавательница. В 1950 году в Краснопавловке построили новую, двухэтажную школу и Садовничий перешел в нее.
Занятия в этом учебном заведении вели выпускники Харьковского педагогического института. Главным преподавателем для мальчика стал руководитель кружка «Сделай сам». После окончания средней школы юноша устроился работать на шахту в городе Горловке.
Тяжелый труд он совмещал с занятиями в вечерней школе. Несмотря на суровые условия и плотный график, учебное заведение Садовничий окончил с отличием. Студенческие годы В 19 лет юноша стал студентом механико-математического факультета ВГУ.
Поступление было тяжелым. Во время вступительных экзаменов выяснилось, что программа школы в Горловке оказалась неполной и выполнить некоторые задания Садовничий попросту не мог. Юношу спасла лояльность экзаменатора.
В качестве альтернативы он предложил абитуриенту выполнить персональную задачу. Студенческие годы Садовничего были вовсе не беззаботными. Юноше приходилось совмещать учебу с работой в комсомоле.
Более того, несколько раз в месяц он отправлялся разгружать вагоны в ночные смены. Невероятная нагрузка никак не сказалась на продуктивности Садовничего. В 1963 он окончил механико-математический факультет МГУ с красным дипломом.
Успеха юноша добился и в работе. К тому моменту он занимал пост комсорга всего факультета. Именно в таком статусе Садовничий поступил в аспирантуру.
Начало карьеры Аспирантуру Виктор Садовничий закончил в 1966 году. После этого будущий ректор МГУ с головой погрузился в науку. В 1967-м он защитил кандидатскую работу, а спустя семь лет Садовничий успешно сдал докторскую диссертацию.
На этом развитие карьеры Виктора Анатольевича не остановилось. В 1981-м он начал руководить кафедрой функционального анализа и его приложений на факультете вычислительной математики и кибернетики, а спустя год получил повышение.
Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему
Виктору Садовничему, возглавляющему МГУ на протяжении 27 лет, уже исполнилось 80 лет. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова с 1992 года. Бессменный ректор главного университета страны — МГУ. 80 лет исполнилось ректору Московского государственного университета Виктору Садовничему. : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
80 лет исполнилось ректору МГУ Виктору Садовничему
Садовничий полагал, что используемая во всём мире методика оценки развития науки по числу публикаций в ведущих журналах причиняет вред научным журналам , издающимся на русском языке. Он выразил опасение относительно того, что российские граждане будут узнавать о победе СССР над фашистской Германией в научных журналах, индексированных в поисковой платформе Web of Science. В 2013 году был сторонником деятельного взаимодействия университета с Русской православной церковью — в частности, благодаря его активной поддержке открыт и восстанавливается храм Мученицы Татианы при МГУ. Своё отношение к религии Шаблон:Нет в источнике Шаблон:Уточнить он высказал в интервью корреспонденту « Интерфакс-Религия », озаглавленном «У нас, академического сообщества, общие с Церковью задачи». Согласно некоторым источникам, «является православным христианином», однако о своих религиозных убеждениях сам Садовничий никогда открыто не говорил. В своих выступлениях он осторожно отмечал, что для него «связь с Православием не пустой звук» и он «всегда придавал особое значение нашим контактам с Православной Церковью», а также негативно отзывался о религиозных сектах «Секты — очевидное зло», «Конечно, с сектами надо бороться», «Если где-то появится хоть малейший намек на деятельность в Университете какой-либо секты — здесь нужна объективная информация — дальше пойдет административная работа. Мы должны защитить наших студентов от влияния сектантства, по крайней мере, в стенах Университета». Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы.
Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО.
С 1982 по 1988 год - профессор, и. В 1988 году - заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ. С 1980 по 1982 год - первый заместитель первого проректора МГУ.
С 1982 по 1984 год - проректор по учебно-научной работе естественных факультетов МГУ. С 1984 по 1992 год - первый проректор МГУ.
Организатор отдела космического землеведения в Музее землеведения. Лауреат Ломоносовской премии МГУ 1973. В Московском университете более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы лекций по математике «Математический анализ», «Функциональный анализ» и др. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967.
Садовничий известный специалист в области математики, механики и информатики. Государственные награды и премии других стран орден Республики ПМР, 9 октября 2000 года — за активную деятельность, проявленную при создании отделений социологии и политологии в Приднестровском государственном университете имени Т. Разница в возрасте между супругами — менее года, они создали семью в день получения дипломов и пригласили однокурсников на свадьбу с вином и колбасой. Все трое детей математиков пошли по родительским стопам. Средняя дочь Анна с отличием окончила мехмат МГУ, а затем сосредоточилась на риск-менеджменте и актуарных расчетах в страховании. В 2012 году Анна Викторовна стала членом совета директоров банка «Пересвет», но после санации финансового учреждения в 2017 году свое место в правлении утратила.
Младшая Инна с 2017 года заведует кафедрой фундаментальной и прикладной математики на факультете космических исследований Московского государственного университета. Оппоненты ректора упрекают Садовничего в клановости и сравнивают его династию с семьей петербуржца Михаила Пиотровского, отец которого, как и он сам, руководил Эрмитажем, а сын Борис Пиотровский 15 января 2021 года стал заместителем губернатора Северной столицы. Ходят слухи о несметном состоянии и элитной недвижимости Садовничего-старшего, зарплата которого в качестве ректора с 2014 по 2018 год увеличилась почти в 5 раз остальные доходы возросли в меньшей степени. Способности к царице наук уроженец Краснопавловки отмечает также у старшей внучки Дарьи.
Награжден российскими и зарубежными наградами. Один из главных противников реформы образования в России, проводимой под руководством главы Министерства образования и науки Андрея Фурсенко. Виктор Антонович Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Лозовского района Харьковской области. Отец, Антон Григорьевич, был рабочим. Мать, Анна Матвеевна — домохозяйкой. В 1963 году Садовничий окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, в 1966 году — аспирантуру.
С этого же года начал работать на мехмате МГУ, сначала в должности ассистента, затем доцента. В 1972 году был назначен заместителем декана факультета по научной работе. В 1974 году защитил диссертацию на соискание научной степени доктора физико-математических наук. В 1975 году стал профессором. В 1980 году занял пост первого заместителя проректора. В 1981-1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики.
Садовничий, Виктор Антонович
Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. 3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. Новости храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ 03-04-2024.
Владимир Путин присвоил звание Героя Труда ректору МГУ Садовничему
3 апреля ректору Московского университета Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 85 лет. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Свой 80-летний юбилей сегодня отмечает ректор Московского государственного университета имени сова, академик Виктор Садовничий. Ректору Московского государственного университета имени Ломоносова Виктору Садовничему сегодня, 3 апреля, исполняется 75 лет. Почетное звание ректору Московского государственного университета присвоено указом президента. Ректор Московского государственного университета.
Ректор МГУ, академик РАН Виктор Антонович Садовничий отмечает 85-летие
Сейчас он заведует кафедрой. Как эта охота происходит? И как живут и учатся дети, которые по возрасту еще не достигли возраста студента? Виктор Садовничий: Ну вот как: мы стараемся.
Хотя, конечно, работает и авторитет — это прежде всего; он работает на университет. Виктор Лошак: То есть сам университет притягивает? Виктор Садовничий: Сам университет притягивает и наши традиции; мы исповедуем фундаментальное образование.
Я противник вот таких быстрых теорий, преобразований, которые якобы ведут к успеху. Любое открытие, любой успех базируется на фундаментальном открытии. Только сделав его, можно получать новую технологию, новые успехи в экономике; это факт.
И Московский университет закрепил вот этот свой имидж — университет, который исповедует фундаментальное образование. Этот имидж работает. Ну и, конечно, огромная работа; это и специально сделано и это ответ на вызовы, например, школьные среды.
Это сами школьники Москвы требуют, чтобы был день, когда они придут вечером в МГУ и будут там, тысячи приходят по группам заниматься на разных факультетах. Виктор Лошак: И вы уже их видите, кто из них талант. Виктор Садовничий: Мы видим шестой, седьмой класс, знаем их; преподаватели знают.
Или школьные субботы у нас. Ну и, конечно, разные школы юных: школы юных геологов, школы юных биологов; на каждом факультете есть школа юных. Поэтому, конечно, огромное количество ребят, школьников младших классов уже вокруг университета; зайти в него в субботу — он детский, там ходят школьники и интересуются.
Виктор Лошак: А как вы вообще относитесь к онлайн-образованию, которое на нас нахлынуло в связи с ковидом? Виктор Садовничий: Я хотел бы, конечно, видеть лица ребят. Вот я вспомню Колмогорова — выдающегося математика последнего времени и вообще, наверное, всех столетий — я слушал его лекции, и как он их читал.
Тогда был мел и доска и не было этих всех. И вот он читает, читает, ошибается, рукавом стирает формулу, пишет новую. Говорит очень неразборчиво, но мы сидели все так — это ж Колмогоров — ловили каждый жест.
И вот он выходил в конце из аудитории, отряхиваясь от мела, весь белый такой, и мы бежали к нему что-то спросить. Понимаете, вот этот контакт не заменишь. Виктор Лошак: Не заменишь.
Я хотел вам задать вопрос, на который у меня самого ответа нет. С одной стороны, ребята получают образование и как-то привязаны еще в такие сложные годы к ВУЗу. С другой стороны, понятно, что это перепроизводство.
Вот как вы к этому относитесь? Виктор Садовничий: Я даже боролся. Дело вот в том, что у нас была прекрасная система техникумов среднего профессионального, и был союз директоров техникумов.
А я возглавлял союз ректоров университетов. Мы очень много делали и собирались на большие собрания, чтобы отстоять вот эти ранние образования ребят по интересам, которые хотят что-то делать, быть технологами, мастерами. Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то...
Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты? Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда.
И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение. Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов. Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать...
Виктор Лошак: Но идет это трудно? Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов?
Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно. Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы.
Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах. Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет.
Любить свой университет, а не вот... Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное?
Выиграть профессора или выиграть абитуриента? Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство? Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны.
Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется. Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают.
Это нечасто, но это есть. Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество... Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется.
Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае. Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить. Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх.
Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором. А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты?
Виктор Садовничий: Были. Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат.
Через два года началась война. Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен.
Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал. Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась. Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях.
Ну вот. Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал.
Учителей не было. И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики. Говорит: «Давай кружок организуем».
Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова. Но была история. Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе.
Виктор Лошак: Паспорта не давали? Виктор Садовничий: Не было паспортов, и было ограничение при приеме. Неформально, но оно было.
Виктор Лошак: Ну понятно. Виктор Садовничий: И я решил разорвать это кольцо. Мы вчетвером договорились сесть на ночной поезд и ехать до первой шахты.
Так мы и сделали, без билета приехали, всю ночь, увидели первую шахту, вышли. Это была Никитовка. Подошли к отделу кадров, там говорят: «Таких мы не берем.
Ну куда вам в шахту? Мы пошли пешком на эту шахту. Пришли, там говорят: «Хорошо, берем».
Определили меня в забой, а других — коногонами. Дело в том, что шахта была сверхкатегорна по взрывам метана, и там только лошади возили вагонетки. И я работал два года в забое, 600 метров под землей.
Впечатления хорошие. Мы были семьей. Вот если посмотреть на нас после смены, выходило полторы тысячи шахтеров из одной шахты: черные все шли в столовую перекусить.
Но я думал все-таки учиться; надо учиться, надо разрывать круг. Пошел в вечернюю школу при шахте, так называемая учеба там была. Ну и отработав два года, подал документы в Белорусскую сельскохозяйственную академию.
Ну, наверное, потому, что я вырос в деревне и любил комбайн, трактор. А товарищ, начальник участка, тоже в школу вечернюю ходил со мной, говорит: «Ты же математик, куда ты подал? Он говорит: «А если я заберу и перешлю, ты согласен?
Ну, поспорили на шахтерскую дозу. Утром он приходит, говорит: «Я твои документы переслал в МГУ на мехмат».
Докторскую диссертацию защитил в 1974 году тема — «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра». С 1975 года — профессор МГУ. В 1981—1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики. С 1982 года и по сей день является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета.
Работал в МГУ на следующих должностях: заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заместитель проректора, проректор 1982—1984 , первый проректор 1984—1992. В 1970-е — 1980-е годы занимал ответственные посты в приемной комиссии для абитуриентов на вступительных экзаменах в МГУ. В рамках последнего периода доктор философии и математик Георгий Шпиро включал Виктора Садовничего в число основных проводников дискриминационной политики на механико-математическом факультете МГУ, выражавшейся в массовом недопущении поступления на мехмат абитуриентов еврейского происхождения. Ректором МГУ избран 23 марта 1992 года на альтернативной основе. Переизбирался в 1996, 2001, 2005 годах на безальтернативной основе.
Многая лета! Ex oribus parvulorum» автор — Катарина Юровская.
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: Герой труда Российской Федерации 2024 Редактировать Биография Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области в простой семье. Отец — Садовничий Антон Григорьевич был рабочим, мать Анна Матвеевна — колхозницей, затем домохозяйкой. Учился в сельской школе. По словам самого Садовничего, он мечтал поступить в МГУ с восьмого класса, когда прочел о сооружении Дворца образования и науки на Воробьевых горах источник. Однако переехать в город не представлялось возможным: молодежь удерживали в сельской местности, даже не выдавали паспорта. Ради осуществления мечты Садовничий покинул родное село и устроился на шахту в Донбассе, где проработал в забое два года. Параллельно учился в вечерней школе. Окончил ее без золотой и серебряной медалей. По словам самого Садовничего, его медаль «пошла по назначению и сыграла хорошую роль для другого человека» источник. Изначально Садовничий планировал поступать в Белорусскую сельскохозяйственную академию в городе Горки.