Произведение «Маленький принц» является не просто детской сказкой о путешествии по планетам, а настоящим ключом, дающим ответы на многие вопросы. Так как «Маленький принц» является произведением философским, писатель в нем поднимает в обобщенно-отвлеченном виде глобальные проблемы.
Предварительный просмотр:
- Смысл произведения Маленький принц
- Смысл произведения Сент-Экзюпери
- Содержание
- Ключевые слова
«Маленький принц» главная мысль
Анализ повести-сказки А. де Сент Экзюпери «маленький принц» *Общие критические статьи - | Философская сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери охватывает ряд глобальных проблем, ставя на первый план вопрос о смысле жизни. |
О чем и какой смысл произведения Маленький принц | Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. |
О чем и какой смысл произведения "Маленький принц" | это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. |
5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Анализ символического значения главных персонажей, событий и мотивов в книге 'Маленький принц'. |
Смысл произведения Маленький принц
Всё в «Маленьком принце» неспроста, даже самые коротенькие эпизоды имеют колоссальное значение и огромный смысл. Маленький принц приобретает на Земле мудрость, он выдерживает испытание и возвращается на свою планету, к своей розе, потому что каждый отвечает за свою планету и за тех, кого приручил. Написание сказки «Маленький принц» стало своеобразной отдушиной автора, его возможностью переложить на бумагу все свои мысли и переживания, оставить нынешнему и будущим поколениям пищу для размышлений о самых главных человеческих ценностях. Принц восхищался красивой розой словно девушкой, выполнял ее капризы, но устал от этого. 2 Свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына приятеля Сент-Экзюпери.
Ответим на ваш вопрос!
- О чем и какой смысл произведения "Маленький принц"
- В чем смысл произведения экзюпери маленький принц 👍 | Школьные сочинения
- Что означает маленький принц в "Маленьком принце? Значение символа и знака
- Знакомство с Маленьким принцем
- 5. Философские аспекты проблематики сказки а. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц": отзывы, главная мысль
Маленький принц понимает, в чем смысл жизни – узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить – значит полюбить. Что нам пытается сказать Маленький принц и как его послание помогает людям исцелить детские душевные травмы. В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии – история Маленького принца и история летчика. это Антуан де Сент-Экзюпери, только в детстве. Маленький принц, в некотором смысле, сбрасывает собственную кожу, покидая свою планету и отправляясь в путешествие самопознания. Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя.
"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери
Связь Лиса и мальчика — пример настоящей, крепкой дружбы. Лис, хоть и животное, но гораздо мудрее многих людей. Он делится с Маленьким принцем простыми истинами и учит его уважать, заботиться, любить и ценить то, что имеем. Перефразировать абзац В финале читателя ожидает непредвиденный поворот, но нет, не волнуйтесь, смерть Маленького Принца - всего лишь аллегория, на самом деле он освобождается от своего тяжёлого тела, чтобы вернуться к любимой Розе. Перефразировать абзац Вернуть оригинал Подводя итог, хочется отметить, что своим произведением автор призывает читателей сплотиться, чтобы вместе оберегать и защищать наш общий дом - любимую планету.
Писатель напоминает о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, ведь они, более слабые, нуждаются в нас. Но самый ценный совет автора — постараться до самой старости сохранить в своей душе частичку ребёнка: уметь радоваться мелочам, жить настоящим моментом, ценить окружающих тебя друзей и близких, а не деньги и славу. Перефразировать абзац.
Но всё-таки на Западе не придают такого особого значения этому произведению, как в России. Сказка стала известна у нас не только благодаря театру и радиопередачам, но и песням, а также фильму Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» 1967 год , где песню «Нежность», написанную в 1965 году поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым, а также композитором Александрой Пахмутовой, исполняла актриса Татьяна Доронина, там есть такие строчки: «Так же пусто было на Земле и когда летал Экзюпери». Примерно тогда же была написана песня «Маленький принц» композитором М.
Таривердиевым и поэтом Николаем Добронравовым, которую исполняла Елена Камбурова. В чём же секрет такой популярности Антуана де Сент-Экзюпери и его сказки в нашей стране? В трогательной нежности и доверчивости главного героя, в особой поэтичности и романтичности изображённых событий, в глубине философского смысла, в раскрытии истинных жизненных ценностей, причём делается всё это без навязчивой дидактики, с видимой простотой языка, с акварельной прозрачностью мысли. Искренний, живой и непосредственный взгляд ребёнка на мир «странных взрослых», помогает увидеть несовершенство общества. По своей жанровой принадлежности «Маленький принц» - это сказка-притча, где в иносказательной форме, в аллегорических образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота и чёрствость, закрытость человеческих сердец. Сказка посвящена другу писателя Леону Верту, но автор уточняет, что она посвящена Леону Верту, когда тот был маленьким.
Очень важная мысль раскрывается в этом посвящении: «…все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». А как хорошо бы было, если бы взрослые помнили себя в детстве, тогда они бы лучше понимали детей, и было бы меньше драм и жизненных трагедий. Сюжет этого произведения прост и в то же время фантастичен. Повествование идёт от первого лица. Рассказчик — лётчик, совершивший из-за поломки самолёта посадку в пустыне Сахара.
Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт. Артур Шопенгауэр Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Религиозные подходы и теории Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» Смысл жизни с точки зрения Христианства Истинный смысл жизни - в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем. В этом наше спасение и жизнь вечная. Мы примиряемся с Богом посредством Голгофской Жертвы Сына Божьего, - мы прощены, и искуплены, и оправданы, и приняты в вечные обители Иисусом Христом. И хотя мы ещё продолжаем жить на земле, но духом мы с Богом, - мы Его дети, наследники прекрасной вечности. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие. Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать». Смысл земного этапа жизни — в обретении вечной жизни, которое возможно только через личное принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, обещание служить Ему верной и чистой совестью, сопричастие к жертве Христовой и Его воскресению.
Серафим Саровский в 1831 году во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым говорил: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего». Иудаизм Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу. Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира. Ислам Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Согласно основополагающим догматам Ислама, «Аллах Бог властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ.
Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду. Буддизм Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание дукха , а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления нирваны — состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий. Я, конечно, уважаю мнение людей думающих, ищущих, но считаю, что смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, что христианство, а именно православие, помогает человеку считать себя рабом Божиим и быть счастливым от того. Основные идеи произведения И так, «Маленький принц»… Удивительные олицетворения и глубокие философские образы придают этому произведению особую индивидуальность и колорит. Я бы сравнила «Маленького принца» с алмазом с множеством граней: так и хочется подольше подержать его в руках, рассмотрев драгоценный камень со всех сторон.
Прежде всего, эта книга делает человека Человеком, затрагивая потаённые струны души, она формирует его личность. Маленький принц напоминает взрослым людям о том, что когда-то они тоже были детьми, учит видеть сердцем, ведь «самого главного глазами не увидишь». Можно бесконечно говорить о мудрости каждой главы сказки. Эти загадочные планеты с их обитателями, с которыми нас знакомит автор, олицетворяют собой многоквартирный дом, где в каждой квартире планете со своим собственным укладом и своеобразным внутренним миром живут различные люди. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота У некоторых в душе доминируют изъяны, как мечта о власти у короля, эгоизм и самолюбование у честолюбца, а некоторые рассказывают нам об истинных моральных ценностях как лис о дружбе и любви, фонарщик о преданности делу. В образах Маленького принца и Летчика, от имени которого ведется повествование, писатель воплощает самые светлые человеческие качества — человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Летчик и Маленький принц видят мир одинаково, по-детски: для них важно любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет.
Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души. В характере Маленького принца ярко запечатлены христианские идеи детской чистоты, открытости и кротости. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способно разделять себя и мир. Я — это весь мир, а весь мир — это я. Детское сознание не ограничено и экспрессивно, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. Поэтому необходимо помнить, что, обижая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость — мы разукрашиваем мир в тысячи цветов. Одна из ступенек ведущим к познанию смысла жизни — понимание того, что нужно жить с открытым сердцем.
Как дети. Маленький принц живет в укромном уголке души каждого человека. Он олицетворяет собой наши мечты, светлые помыслы и, наверное, совесть. Словно ангел-хранитель с золотистыми волосами, радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он скорбит и ждет нашего возвращения на праведный путь. Говоря о баобабах, автор пытается сказать человеку о его грехах. Раньше этого я, наверно, не понимала, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб — это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал».
Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения — тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов.
Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями.
Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета «Маленький принц» Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи.
Маленький принц анализ для итогового сочинения
Фантазер, добрый, мудрый, честный, отзывчивый. Маленький принц — умен не по годам, трудолюбивый, ответственный, чуткий и добродушный, обладает прекрасным воображением. Роза — обидчивая красавица со скверным характером и теплым сердцем. Лис — искренний, мудрый, дружелюбный. Хранитель главного секрета. Тема Все поднятые автором темы глобальны, среди них: поиск смысла существования, ответственность за близких людей и малую родину, отношения между женщиной и мужчиной, надежды и талант. Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты.
А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания. Главные герои Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными но не замутнённую опытом взрослого человека.
От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность внимательный уход за планетой и спонтанность внезапный уход в путешествие. В произведении он — образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию — злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях. Лис Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой.
Лис — это символ понимания природы привязанности и доверия. Роза Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя — Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви. Змея Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.
Маленький принц на Земле Последнее место, где побывал принц, — странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери «Маленький принц». Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она «соленая», «вся в иглах» и «совсем сухая». Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета — не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются.
Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды. Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей — зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет. Второстепенные персонажи Назвать остальных персонажей второстепенными можно лишь с большой натяжкой, так как из их образов и складывается смысл всей сказки.
Каждый из них олицетворяет какую-то черту характера человеческой личности: Король — властолюбие. Ему главное не владеть, а править, чувствовать подчинение, быть выше остальных. Честолюбец — честолюбие. Для него главное, чтобы им восхищались, при этом неважно чем. Это может быть внешность или умные мысли. Пьяница — лень.
Так начинается посвящение в её переводе: «Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки.
Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением. Он не только посещает одну планету за другой, но и ищет секрет дружбы, суть любви и смысл бытия. Он пытается познать не только окружающий мир, но и самого себя. Самопознание — его основная задача. Мальчик еще развивается, он олицетворяет нежные и невинные детские годы, потому писатель назвал его «маленьким». Но по какой причине принцем? На собственном астероиде он живёт сам, вся эта территория принадлежит только ему.
Он ответственно исполняет свою хозяйственную роль и, невзирая на детский возраст, уже научился ухаживать за собственной землей. Такое поведение наталкивает на мысль, что перед читателем благоразумный молодой человек, который управляет своей планетой, а как его еще можно назвать? Принцем, ведь он наделен властью и мудростью. Антуан де Сент-Экзюпери, будучи военным летчиком, в один из вылетов попал в авиационную катастрофу, это случилось в 1936 г. Новости о начале войны, воспоминания об авиакатастрофе и бередившие скрытые психологические детские травмы вдохновили Антуана де Сент-Экзюпери на создание сказки. Сказка была написана в 1942 г. Книга стала последним творением писателя и принесла Экзюпери мировую популярность. Посвящение книги своему приятелю с детских лет Леону Верту сделано не случайно. Тот был евреем, страдавшим от гонений во время Второй мировой войны.
Он как и маленький принц вынужден был покинуть свой астероид — свою родину. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. Философская притча «Маленький принц» была переведена с французского на 360 языков мира. Такое решение Фонд Антуана де Сент-Экзюпери принял по случаю 120-й годовщины со дня рождения писателя 29 июня 1900 г. В этом произведении деление сделано вовсе не по возрастным признакам. Например, пилот — уже не ребёнок, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. В этом их смысл жизни.
А детская душа жаждет другого — дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза дети и взрослые помогает раскрыть основной конфликт произведения — противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув свой дом, маленький принц на своем пути встречает «странных взрослых», понять которых он не в силах. Главный персонаж — маленький мальчик, но в тоже время он очень часто оказывается умнее взрослых, которые «очень любят цифры». Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надежностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась дома. В то же время он все еще растет и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на Земле, а свою любовь осознал лишь после разлуки.
Прототипом Розы стала жена автора — Консуэло, латиноамериканка с горячим нравом. Роза была особенным цветком, маленький принц узнал бы ее среди тысячи других роз, все остальные цветы были для него «пустыми». Она была хрупкой и уязвимой, поэтому мальчик накрывал ее стеклянным колпаком. Зато характер этой дамы был взрывным и капризным: она повелительно обращалась к собеседнику и часто настаивала на чем-то своем. Дружба с ней никак не складывалась.
Он увидел Маленького принца, который настойчиво упрашивал нарисовать ему барашка. В чем суть повести-сказки кратко: «Летчик, потерпевший крушение в безлюдной пустыне, неожиданно встречает пришельца с далекой звезды — Маленького принца. Таинственный мальчик кажется летчику любопытным. Пока он чинит свой самолет, они беседуют. Летчик узнает о крошечной планете и Розе, которую оставил там принц. Он побывал на многих удивительных планетах, встречал странных персонажей, подружился с Лисом. Маленький принц открыл летчику глаза на многие важные вещи.
"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери
Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? А как это - приручить? И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною.
Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба.
Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя.
Когда читаешь произведение, то понимаешь, Маленький принц — это душа автора, которая так и осталась маленьким ребенком. Кстати, на Земле принцу встретились тысячи прекрасных роз и он чуть было не разочаровался в своей единственной, но здесь пришел Лис, который и открыл истину, что звучала так: смотреть нужно сердцем, но не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили. Лис — еще один герой произведения Сент-Экзюпери, который является олицетворением дружбы, образом любви и желания быть нужным. В образе Розы перед читателями предстает такое чувство, как любовь, а в отношениях Розы и Принца, мы видим разность восприятия любви мужчиной и женщиной.
Коварная змея — это тот персонаж, который помог маленькому принцу вернуться к звездам. Она вызвалась укусить мальчика, а тот, из-за своей большой любви к Розе, согласился даже умереть, лишь бы вновь оказаться на своей маленькой планете, зато рядом с розой. Жанр, направление По жанру, произведение является философской сказкой-притчей. В тесном сплетении фантастики и реальности автор доносит до читателя все глубочайшие проблемы всех поколений. Антуан Сент-Экзюпери использует не поучительные высказывания, а, наоборот, в ненавязчивой форме подталкивает слушателей к размышлениям и анализу. Текст метафоричен и не буквален, его можно трактовать по-разному. Данный жанр смог позволить автору в завуалированной форме сказки выразить все волнующие проблемы современности. Однако вопросы, поставленные автором в произведении, применимы не только к двадцатому столетию. Тема утраты и обесценивания светлых моральных качеств была и будет актуальна во всем мире во все времена. Реализм, проскальзывающий в сказке, разбавляется отголосками романтизма и трагичности, что повышает интерес читателей и избавляет от литературной «сухости».
Произведение «Маленький принц» сочетает в себе черты нескольких направлений и относится к эпохе модернизма, которой свойственна эклектика. Реалистичны события, произошедшие с пилотом: он попал в аварию, чинил самолет, нуждался в воде и пище. Ему вполне могло померещиться общение с Маленьким Принцем. Романтизм истории прослеживается в истории Маленького Принца: он одинок, противостоит всему огромному миру на своей крохотной планете. Любовь приносит ему страдания, а в смерти он находит путь домой. Фантастичные элементы проявляются в обстоятельствах жизни Маленького Принца и его рассказах. Смысл названия Название произведения Антуана Сент-Экзюпери — это имя главного героя сказки. Маленький мальчик, совмещающий в себе детскую наивность и мудрость опыта, является принцем на своей планете, где нет больше никого, кроме Розы. Почему же тогда он не король? Потому что перед нами личность, которая все еще не определилась со своим статусом, местом жизни и планами на будущее.
Принц все еще ищет себя и не принимает судьбу, раз отваживается на путешествие. Значит, от рождения он прикован к своей планете и роли на ней, но примет ли он ответственность? Вернется ли? Это вопрос. Статус «принца» дает ему выбор, а «короля» — нет. Слово «маленький» демонстрирует не только возраст ребенка, но и его беззащитность против огромного мира, куда он пришел. Герой едва не потерялся в своем путешествии, ведь он мал, а мир вокруг слишком огромен и сложен для понимания. Но все же даже «маленькому» человеку удалось обрести мудрость и расставить приоритеты правильно. Это дает надежду всем нам, большим детям, отказавшимся от мечты, но еще имеющим возможность вернуться обратно. Композиция В произведении «Маленький принц» Антуана Сент-Экзюпери можно выделить основные две сюжетные линии — история Маленького принца и история летчика.
Сказка включает в себя двадцать семь глав, на протяжении которых герои путешествуют по планетам, решают межличностные конфликты, выживают в пустыне и познают смысл бытия. Автор применяет прием «рассказ в рассказе»: пилот вспоминает то, как маленький принц вспоминал о своей жизни. Два главных героя создают между собой некий мост между миром «взрослых» и миром «детей». Их встреча значило много для них обоих и повлекла за собой множество выводов. Читайте также: Краткое содержание Пушкин Бахчисарайский фонтан Главные герои и их характеристика Каждый герой сказки Антуана Сент-Экзюпери имеет свои отличительные особенности и черты характера. Главные герои «Маленького принца» перечислены в таблице от Многомудрого Литрекона. Главный герой произведения — Маленький принц Золотовласый мальчик, не по голам мудрый, но при этом, до знакомства с Лисом, не знал таких вещей, как дружба и любовь. Он добр, отзывчив и имеет богатое воображение. Он один понял причудливую живопись своего собеседника. Живет на своей крошечной планете, где есть всего лишь три вулкана и одна неповторимая Роза.
Мальчик очень ответственно относится к своей планете, убирает её по утрам, избавляет от опасных баобабов, терпит несносный характер Розы. В путешествии познакомился со многими взрослыми, но ни одного он так и не смог понять, все они казались слишком «странными». На Земле он познакомился с летчиком и Лисом, которые стали для него друзьями, и Змеёй. Именно тогда, он и находит ответ на свой вопрос о смысле жизни и своего места в нем, когда решает вернуться к своей единственной Розе. Летчик, он же рассказчик Взрослый, который ещё хранит в себе детские надежды и мечты. В ранние годы он хотел стать художником и, нарисовав удава, съевшего слона, был очень огорчен, что все взрослые видели в его рисунке шляпу. Потеряв веру в свой талант, автор стал пилотом, много путешествовал. Совершив вынужденную аварийную посадку в пустыне, встречает Маленького принца. Летчик, по просьбе мальчика, рисует ему маленького барашка. Так начинается их дружба.
Герой одарен фантазией, силой воли и добротой. Он делит с Маленьким Принцем все печали и радости, помогает ему. Роза росток, случайно залетевший на планету Маленького принца. Горделивый и жутко капризный цветок влюбил в себя мальчика с первого взгляда. Принц терпел её бесконечные требования и обиды, заваливал её комплиментами, ухаживал за ней и охранял.
Действительно, попытка разложить символы этой книги на составляющие и извлечь мораль выглядит не слишком убедительно. Можно согласиться, что баобабы представляют слепую силу и что им противопоставлен хрупкий и невинный цветок, но можно ли утверждать, что эти образы исчерпываются такими толкованиями?
Гипотеза: доказать неоднозначность образов и символов «Маленького принца». Основной целью данной работы является выявление образов и символов и их скрытого подтекста, значимости для сказки «Маленький принц». Указанная цель исследования подразумевает необходимость решения следующих задач: Выявить основные образы и символы «Маленького принца». Изучить и, по возможности, «раскодировать» выявленные символы и образы. Определить, какое значение имеют образы и символы в содержании сказки. Объектом для исследования послужило содержание «Маленького принца» и критическая литература на данную тему. Методологической основой работы являются исследования литературоведов и философов.
Метод исследования — теоретический — изучение и анализ произведения. Актуальность работы подтверждается интересом современного литературоведения к символам и образам произведения «Маленький принц», а также их неоднозначному трактованию. I Образ пустыни. Один из важнейших образов книги - образ пустыни, можно даже сказать, хронотоп пустыни, потому что даже время в пустыне Экзюпери отличается от бытового и суетного времени остального мира, которое измеряется перерывами между гудками скорых поездов, несущих неизвестно куда толпы людей. Время пустыни сакрально: у рассказчика есть только неделя, семь дней семь — число магическое в фольклоре и сакральное в христианской традиции , чтобы устранить неполадки в моторе самолета, которые можно рассматривать как символ глубокого духовного кризиса героя. Символико-ассоциативный ряд может быть примерно таким: самолет — крылья, поломка мотора - разбитые крылья. Духовный кризис героя вполне объясним фактами биографии, которые он приводит, вспоминая о своем детстве.
Его детское восприятие мира как чуда натолкнулось на полное непонимание со стороны «взрослых» возможно, символ рационалистического сознания современного человека в мире, где нет места чуду , и он «утратил веру в себя». Вот как он сам говорит о своей жизни: «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам»1. Кроме того, герой страдает оттого, что, живя со взрослыми, он «применился к их понятиям», стал «таким здравомыслящим человеком». Пустыня становится символом одиночества человека в людской пустыне, символом потери смысла жизни, а значит и символом страха смерти, который испытывает лётчик, но который настолько чужд Маленькому принцу. Кроме того, пустыня - образ-архетип, существующий в литературной традиции уже тысячи лет. Одна из самых важных ассоциаций для понимания образа пустыни у Экзюпери - пустыня библейская, место уединения и удаления от мирской суеты, место духовного очищения и религиозного откровения, место общения с высшим существом. Продолжение этой традиции изображения пустыни как сакрального места можно увидеть у современного нам автора Паоло Коэлья, в философской притче «Алхимик», где дана интересная оппозиция «пустыня - оазис».
Герою в пустыне открываются новые источники жизни: «— Знаешь, отчего хороша пустыня? Я был поражен». II Образ Маленького принца как побудителя духовного перерождения героя-рассказчика. Герою Экзюпери, который мог бы сказать о себе, подобно лирическому герою пушкинского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», - является в пустыне спасительное видение в религиозной терминологии , Маленький принц. Появление его окутано тайной, и герою-рассказчику оно кажется «таинственным и непостижимым», а просьба Маленького принца нарисовать барашка - «нелепой». Чудо кажется абсурдом закосневшему в рационализме герою, но спасает его именно абсурд или безумие, ведь можно рассматривать Маленького принца как порождение сознания, истощенного жаждой и стрессом героя; кроме того, сам Маленький принц намекает, что друзья сочтут героя сумасшедшим, когда он будет смотреть на небо и смеяться. Образ Маленького принца - сложный образ.
В нем можно увидеть очень многое. Если продолжать трактовать текст так, как это позволяет делать образ пустыни, то есть с точки зрения религиозной тематики, то Маленький принц - это вечное Дитя, Младенец, пришедший в мир людей, чтобы спасти их.
Сказка учит любить, дружить, предостерегает от одиночества. Кроме того, не стоит запираться на своей маленькой территории, отгораживаясь от всего мира вокруг.
Нужно выходить из зоны комфорта, познавать новое, искать себя. Экзюпери также призывает читателя слушать не только свой разум в принятии решений, но и свое сердце, ведь главного глазами не увидишь. Опубликовано 11. Она несет в себе простые истины, без знания которых жизнь не будет полной и насыщенной.
Каждая страница этой сказки-притчи пропитана теплом и светом, исходящим от главного героя — Маленького принца. Он наивен и мудр, казалось бы, — это несочетаемые качества, но в главном герое они лишь дополняют друг друга. О чем книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери Перед тем, как разобраться в скрытом смысле книги, нужно вспомнить все ее главное содержание. Маленький принц прилетает на Землю и знакомится с летчиком, от чьего лица ведётся повествование.
Именно ему мальчик рассказывает о своих интересных приключениях. Говоря от том, что улетел со своей планеты, пытаясь сбежать от капризного растения, к которому принц испытывал нежные чувства, но не смог справиться с возложенной на него ответственностью. Так принц полетел на планету самоуверенного короля, считающего, что всё в этом мире принадлежит ему. Правда это было не так, король лишь думал, что может управлять материей, на самом же деле он как и многие другие подстраивался под изменения великой природы.
Так общество глупого короля быстро надоедает принцу и тот отправляется дальше. На следующей планете мальчик встречается с самовлюбленным нарциссом. Того мучает вопрос лишь собственной популярности и ничего более. Нарцисс готов идти на любые жертвы, лишь бы только все вокруг любили его и восхищались им.
Общение с таким человеком тоже не слишком радует мальчика и он вновь улетает на другую планету. На этот раз наш принц встречается с неким пьяницей. Он не считает свою жизнь удачной, а наоборот полной бед и страданий, от этого и пьёт, чтобы заглушить боль сердца и вечную пустоту внутри. Теперь мальчик испытывает совершенно другие чувства к этому несчастному, по сравнению с другими встречавшемся ему людьми.
На этот раз принц проникается состраданием и жалостью к этому пьянице, но так как он ничем не может ему помочь, принц улетает. По пути к другим планетам маленький принц встречает счетовода. Этот деловой незнакомец вечно занимается счётом звёзд, думая, что таким образом каждая новая сосчитанная звезда становится его личной собственностью. Принц не принимает такой порядок вещей, считая такое мышление глупым, а жизнь бесполезной, из-за чего вновь улетает и от этого господина.
После этой встречи главный герой встречает одинокого фонарщика, который не покладая рук занимается своей работой. Это единственный человек за все путешествие ребенка, который делал что-то для других, что, конечно, цепляет принца. На последок мальчик встречает географа, любящего писать книги на любой мотив. Именно он становится причиной полёта маленького принца на Землю.
Во-первых, нахождение себя. Ведь во время путешествий принц менял свое отношение к миру, начинал думать не так, как думал прежде. Нахождение на разных планетах может служить отсылкой к тому, что в юном возрасте люди часто думают кем им быть по жизни. Есть тысячи вариантов поведения и образа жизни человека и как раз в переходный период многие проходят если не все стадии жизни, то точно большинство.
Вторым главным смыслом является настоящая любовь. Ведь из-за нее принц покинул свою Розу, а вернее сказать из-за неготовности любить. Чтобы чувствовать подобные чувства нужно не только время, но и желание заботиться и помогать своей возлюбленной, чего наш герой не хотел делать. В конце концов он понимает, что его Роза одна на миллион и таких больше нет, но сколько нужно было пройти времени для переосмысления любви.
И таких жизненных историй великое множество. Именно поэтому Экзюпери оставляет нам незаметные подсказки, говорящие зрителю о том, что «любовь это не просто смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Еще одной важной темой в произведении является тема дружбы. За время общения с Лисом Маленький принц учится дружить.
Небольшой зверёк всячески помогает ребенку, сопровождает его как может, даёт нужные советы, необходимые его другу, поддерживает его…Именно эти моменты показывают читателю настоящую крепкую дружбу и то, как ее можно построить. Антуан де Сент-Экзюпери поместил в легкую и небольшую сказку отражение реального взрослого мира с его достоинствами и недостатками. Местами это сатира, миф, фантастика и трагический рассказ. Поэтому многогранная книга нравится и маленьким, и большим читателям.
История создания книги «Маленький принц» «Маленький принц» родился во время Великой отечественной войны. Интересная история о мальчике, путешествующему по планетам, была написана французским автором, имя которого Антуан де Сент-Экзюпери. Этот человек был по совместительству летчиком и одно его крушение повлияло на написание книги.
Что нам хочет сказать Маленький принц и как его послание может исцелить детские травмы
Это обстановка, в которой герои взаимодействуют (применимо к МС) и обстоятельства, завершающие произведение, а также постиздательскую судьбу книги и смысл «Маленького принца» (применимо к IC). Маленький принц приобретает на Земле мудрость, он выдерживает испытание и возвращается на свою планету, к своей розе, потому что каждый отвечает за свою планету и за тех, кого приручил. Анализ символического значения главных персонажей, событий и мотивов в книге 'Маленький принц'. О чем и какой смысл произведения Маленький принц. Анализ произведения «Маленький принц» построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. В сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно выделить несколько важных тем, которые вместе помогают подойти в главной мысли произведения.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном
философская сказка с глубоким смыслом, содержит мудрость, не стареющею со временем, это вызывает к ней интерес человека любого возраста. 2 Свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына приятеля Сент-Экзюпери. В произведении «Маленький принц» затрагивается множество важных тем, которые звучат в унисон христианству. Бередившие старые раны, воспоминания о катастрофе и новости о начавшейся мировой войне вдохновили писателя на создание произведения.
О чем и какой смысл произведения "Маленький принц"
Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К. Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца 1872.
В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное.
Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок — инстинктом.
Братья Э. Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «... Живопись — это краски...
Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство». Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу, но во впечатлении от нее.
Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. В своих романах Э. Золя создавал целые полотна, сотканные из запахов, звуков, зрительных восприятий описание сыров в Чреве Парижа, выставка белых тканей в Дамском счастье.
Если герой смотрит на один и тот же предмет в разных состояниях, сам этот предмет словно изменяется. Точно так же в живописи импрессионистов один и тот же пейзаж получал разное отражение в сериях картин, поскольку изменяющиеся свет и состояние художника приносили новый образ этого пейзажа. Символизм, в противовес натурализму и реализму, стремился вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами.
Наиболее яркий образец поэтического импрессионизма — сборник стихов П. Верлена Романсы без слов — вышел в 1874 году. Верленовские «пейзажи души» демонстрируют, что в поэзии и в целом в литературе чистый импрессионизм невозможен, любая словесная «картина» ищет поддержку глубинного смысла.
Элементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов. В прозе черты импрессионизма проявились в стиле Дневников и романов братьев Гонкур, в Пейзажах и впечатлениях Ж. Лафорга опубл.
Особое качество импрессионистическая поэтика приобретает в жанре символистского романа. Здесь она выступает прежде всего как особый ассоциативный принцип строения текста, проявляющийся в нелинейности повествования, отсутствии традиционного сюжета, технике «потока сознания». В разной степени эти приемы развивали М.
Пруст В поисках утраченного времени, 1913—1925 , А. Белый Петербург, 1913—1914 Дж. Джойс Улисс, 1922.
Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У. Пейтер в книге Ренессанс говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства.
В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах Комментарии Г. Адамовича были опубликованы в 1967. Импрессионизм потерял свое значение в целом к середине 1920-х.
Футуристы были и в других европейских странах — Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке. Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.
Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.
В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры — вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных стихи, роман Мафарка-футурист Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика.
Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму — почти во всех произведениях итальянских футуристов.
Человек будущего, в их представлении, — это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. Фольгоре, Поджигатель Палаццески — говорят сами за себя.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал — «Слова на свободе! Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. Бум, бум…тарарх — разрыв снаряда.
Пик, пик, пик — ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, — это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы — все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.
Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Философами-экзистенциалистами были Ж. Сартр, К.
Ясперс, М. Хайдеггер, М. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко.
Например, герои А. Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе — утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения.
Так, главный герой романа Ж. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестаёт воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти.
Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула». Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной.
Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально весёлая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством.
Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену внутри неё растёт лилия и душит её , работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения.
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. Сартр и А. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С.
Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х.
Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. Достоевский и Ф.
Очень обаятельный, доверчивый, рассудительный. Романтичный, добрый, мечтательный. Одинокий и потому очень грустный. Очень хочет найти друга. Капризная красавица. Лучший друг Маленького принца. Суровая, мудрая, безжалостная.
Рассказал о чудесном цветке с шипами, его любимой розе. Принц отправился путешествовать и побывал уже на шести соседних планетах. В данном произведении затрагивается извечная тема добра и зла. Зло рассматривается с двух позиций — большое, которое может разрушить планету и маленькое, которое живет внутри человека. Маленькое зло представлено в образах обитателей планет, встреченных Принцем во время своего путешествия. Главный герой не понимает их и называет «Странными взрослыми». Экзюпери на данном примере показывает нам, как же часто большинство людей играют роли этих персонажей, придают большое значение ненужным мелочам, забывая о человеческих отношениях, искренности, бескорыстной дружбе. Люди взрослеют и слепнут душой. Описывая количество этих обитателей на планете Земля, автор подчеркивает, насколько увязло человечество в пороках, насколько оно маленькое.
Ничтожное, но с огромным самомнением. И с колоссальным «запасом» зла. Для примера он приводит площадь, на которой могут уместиться все люди планеты. Эта сказка отчасти является сатирой на нравы цивилизации. Но при этом Антуан де Сент-Экзюпери надеется, что так же, как и Маленький принц, жители планеты все-таки сумеют найти свою путеводную звезду. Большое зло в сказке представлено в виде баобабов. Как говорит мальчик, вовремя не убранные семена лежат до поры до времени в земле, потом прорастают, и если их не вырвать они могут разрушить планету. Это аллегория техники превращения ребёнка в «слепого» взрослого. Все дети рождаются ангелами, и только потом из них вырастают взрослые, способные разрушать.
Автор говорит нам: «Бойтесь баобабов», — если в вашей душе вырастет такой баобаб, то в конечном итоге, он разорвет вас на части. Макро и микро-зло, единый источник вселенского зла, находящийся в душе — «почве» каждого человека, и ожидающий своего часа. Стоит совсем немного «полить» семя баобаба, как он начнет осваивать вас, порождая всё больше и больше семян. Настанет день, когда душа превратится в сплетение баобабов, ничего живого и трепещущего в ней не останется.
Можно ли его считать христианским? Одна из главных идей книги — о ценности детства как главного периода человеческой жизни и о детях как природных пророках и философах-тайнозрителях — кажется мне сомнительной. Хотя с большинством утверждений книги — хрупкое нужно беречь, о слабых заботиться — спорить трудно, однако и особенные откровения среди этих утверждений мне разглядеть трудно. Пусть дети прочтут и увидят свое — Как Вы думаете, когда пятиклассники читают «Маленького принца», нуждаются ли они в каких-то комментариях взрослых, или лучше пускай просто читают, а понимать начнут, когда станут постарше? Это полезно и неизбежно при чтении для самого себя и довольно безответственно при чтении другому. Для чтения с детьми вполне достаточно «реального комментария», рассказа о том, что автор действительно был летчиком и его самолет действительно потерпел крушение в пустыне, а прототипом Розы была его жена Консуэло правда, тогда стоило бы сказать, что пять тысяч роз розового сада — тоже мотив вполне автобиографический.
Насчет «поймешь, когда вырастешь» — не думаю, что это правильно. Глубина этой книги, якобы, скрытая от глаз и раскрывающаяся со временем — по-моему, ее главная мистификация. В действительности тех, кто перечитывает Экзюпери в «сознательном возрасте», слишком часто постигает жестокое разочарование. Думаю, 10-13 лет — самый подходящий возраст для чтения «Маленького принца». Сентиментализм — вполне почтенная традиция, важный вклад в которую принадлежит именно французским авторам XX века; но лично мне в ней куда ближе мистерии Шарля Пеги или, если говорить о наших современниках, « Дитя Океан » Жан-Клода Мурлева. Если же хочется познакомить детей с настоящим романтизмом и качественной мистикой, — чем маскировать это желание, в общем вполне оправданное, стоит обратиться к признанным образцам жанра, Гофману и Новалису «Золотой горшок» в переводе Владимира Соловьева отлично читается с детьми , или «Черной курице» Погорельского, если говорить об отечественных примерах. Беседовал Виталий Каплан P. Наш разговор — не попытка «разоблачить» автора, которого искренне любят и почитают многие. Это скорее — начало диалога о том, как литературные «хиты» могут не открывать нам глаза на мир, а иногда затуманивать наш взгляд. Приглашаем вас, читателей «Фомы», присоединиться к этому диалогу в комментариях к публикации.