15 марта в актовом зале Факультета журналистики СПбГУ состоялся круглый стол на тему: «Миссия искусства, власти, бизнеса и СМИ в решении проблем детской безнадзорности. – Проведение V Российского культурологического конгресса – значимоесобытие для отечественной культурологии. Окончив программу по культурологии в СПбГУ, студенты получают широкий спектр карьерных возможностей.
Институт философии СПбГУ по направлению культурология
Алина представила типологию дешифровальных стимулов, описала типы отношений между адъективами, представила трактовку значений презентатива через интерпретативы. Студентка 1 курса магистратуры Татьяна Кириченко представила доклад «Модели описания сложносокращенных онимов», в котором рассказала о методике описания сложносокращенных онимов русского языка. Анна продемонстрировала результаты ономасиологического анализа сложносокращенных апеллятивов, входящих в аббревиатурную группу «энерго».
Эти науки условно можно разделить на общетеоретические, которые позволят вам понимать структуру и принципы развития культуры в целом, и локальные, которые дадут представление о том, как устроены частные культурные сообщества, от религиозных до национальных. Такое многообразие и широта культурологического образования даёт возможность выбрать ту область гуманитарного знания, которая ближе именно вам, и стать в ней не только теоретическим специалистом, но и практиком, умеющим работать с материальной культурой и языками. Закончив бакалавриат по культурологии, вы сможете работать преподавателем, учёным, музейным работником, искусствоведом или менеджером в сфере искусства и культуры.
Что вы будете изучать на культурологии? Советуем внимательно познакомиться с вашим учебным планом и рабочими программами дисциплин — в этих документах вы найдёте информацию обо всех предметах, которые вам предстоит изучать на протяжении 4 лет.
Глазунова, солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра художественный руководитель — народная артистка РФ Лариса Гергиева. Активное участие в мероприятии приняли и иностранные студенты-филологи университета, обучающиеся по образовательной программе «Русский язык как иностранный».
Пушкина «Я вас любил» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла». На музыкально-литературном вечере также выступили победители Всероссийского творческого конкурса имени Л.
Для одного — это будет икона, для другого — знаменный распев, для третьего — лирическое стихотворение, для четвертого — мизанкадр или мизансцена. Этот ряд характеризует собой расхождение эволюцию и инволюцию культур, рассматривающих названные создания в качестве произведений искусства. В обоих случаях осуществляется ценностно-цивилизационный акт избрания искусства — классического, модернистского или постмодернистского. В наиболее общем плане под классикой понимают совершенство в своем роде, но так как этих «родов» несчетное множество, то формальная родо-видовая трактовка классики приложима, по факту, к чему угодно — «классический авангард», «классический сюр», «классический китч» и т. В отличие от подобного произвольного словоупотребления, где «все кошки серы», на основании услышанного и продуманного на секции складывается понимание классического как символики присутствия совершенного в несовершенном — будь то храм Покрова на Нерли, «Пророк» Пушкина или «Всенощная» Рахманинова. Вторая ключевая категория, привлечённая в качестве эвристического инструмента в докладах на секции, и, вместе с тем, оппозиционная относительно классики — это модерн. Модерн предстаёт как антропоцентрическая норма искусства, переносящая — вопреки теоцентрической классике — смысловой центр культуры и всей цивилизации с совершенного на несовершенное, с божественного на человеческое. Проще говоря, модерн ищет совершенства в несовершенном, которое там, по определению, отсутствует кризис гуманизма.
Зародившись в Европе в эпоху Барокко, Реформации и Просвещения, модерн как принцип творческого сознания достиг своего апогея в начале ХХ века в лице т. Наконец, третья позиция эстетического сознания и художественно-культурной практики, обсужденная на секции, — это постмодерн, игроцентричная версия искусства и культуры, их направленность на самое себя. Как таковая, она имеет место уже в авангарде, но там она по большей части остается средством, а не целью. В постмодерне подобная направленность самоцельна. В культурологическом смысле постмодерн — это «целесообразность без цели», «игра стеклянных бус», не зависящая от совершенного и не ищущая его. Это постискусство, покинувшее дух, и само покинутое духом. Пользуясь средствами как традиционных, так и новейших «технических» муз виртуальная реальность, «симулякр» , постмодерн, по факту, не создает эстетического объекта, предпочитая коммуникацию по его поводу. Как раз этой цели служат разнообразные инсталляции, перформансы, флешмобы и просто «акции», конвертирующие упомянутую коммуникацию в информационный капитал — итоговую оценку того или иного проекта в условиях массового общества и спекулятивного арт-рынка. Таким образом, как показала состоявшаяся на секции дискуссия, основная теоретическая и практическая задача культурологии искусства стремится сегодня к тому, чтобы на различном творческом материале проследить историческую типологию порождающих моделей художественной культуры в их соотношении со смысловым ядром цивилизации прежде всего отечественной — в сравнении с иными социокультурными практиками. Произведение искусства — это символический экзистенциально-эстетический и, в конечном счете, религиозно-мировоззренческий выбор человека.
Ушинского, первый проректор Ярославского государственного театрального института. И значимость его обусловлена не только тем, что он продолжил традиции, заложенные Iкультурологическим конгрессом 2006 года, и подвел определенные итоги развития культурологической мысли в России. Успешная и плодотворная работа Vкультурологического конгресса продемонстрировала жизненную необходимость научного диалога, дискуссий, совместного поиска решения задач, стоящих перед современным гуманитарным знанием, в котором культурология занимает особое место. Хочу отметить, что, несмотря на все сложности перенос сроков проведения конгресса, дистанционный формат работы , конгресс состоялся и обозначил новые векторы развития культурологии. Многообразие его тем и проблем было заявлено на пленарном заседании, которое определило основные направления культурологических исследований от осмысления цивилизационного самоопределения России и концептов культурного наследия, массмедийного дискурса культурной политики и новых парадигм культурологии в контексте медиасферы, до выявления ценностных сдвигов и анализа региональных моделей развития культуры. Но для меня, несомненно, особое значение имела секция «Культурология личности», которую мы провели вместе с О. Ю Астаховым. Основой персоналистской парадигмы в культурологии является творческая личность, культурсозидающие возможности которой потенциально безграничны. Именно о личности в её философском, социокультурном, историческом, педагогическом, художественном аспектах шла речь на нашей секции. Особенно хочу отметить выступления, связанные с философскими концепциями личности и личностными проектами в культуре Ф.
Ким, М. Кобринец, Е. Розова, В.
СПбГУ опроверг закрытие факультета свободных искусств и наук
И надо ее создавать. А с этим пока сложности. Конвенцию ООН об охране всемирного культурного и природного наследия Россия ратифицировала, и благодаря ей, например, в центре Петербурга что угодно не построишь. Но есть и Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Ее Россия не ратифицировала. Я читал думские возражения по этому поводу. Они неубедительны и сводятся приблизительно к следующему: примем декларацию - и придется охранять в качестве памятника какой-нибудь жуткий обряд типа культа вуду. Вообще-то никто не обязывает признавать и охранять «жуткие обряды». Не все многовековые традиции нужно поддерживать в рамках государственной политики.
Но есть обычаи к примеру, коренных малочисленных народов Севера России , которые без поддержки погибнут. К примеру, в документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и других официальных документах, связанных с культурой, перечислены «традиционные национальные ценности». На каком основании они выделены? Где экспертиза специалистов по этому документу? Смущает то, что в разных документах эти «ценности» разные. И они абстрактны. К примеру, в указанном выше фигурирует «человеколюбие». Но любовь к человеку - это, если говорить с научной точки зрения, психический процесс.
Ценностью она становится, когда общество, культура вырабатывают свою концепцию, свой идеал любви. А он в разные эпохи меняется: от христианского варианта любви в человеке образа божьего до романтической идеи растворения двух индивидуальностей в чем-то едином. Культуролог, если объяснять просто, обращает внимание не на детали, а на целое культуры, на ключевые процессы в ней. Вот это главное: умение за единичными фактами видеть целостность, которая на эти факты влияет. Не бывает «традиционных ценностей». Они меняются, как меняется общество.
СПбГУ расширяет сотрудничество с Китаем в области культуры и педагогики 2023-12-05 17:14 Во встрече приняла участие доцент СПбГУ, кандидат филологических наук Кира Щукина кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания. Стороны обсудили развитие академического партнерства и организацию совместных программ обучения.
Достоевского с женой научный руководитель — канд. Тема исследования соответствует одному из направлений научно-педагогической школы кафедры русского языка ПетрГУ — "Синтаксис художественного текста". Студентка убедительно доказала, что парантезы являются особенностью идиостиля писателя и человека Достоевского — это утверждение, учитывая новизну проведенного исследования, можно считать небольшим открытием молодого ученого.
С другой - если эти вещи насаждаются под видом «основ культуры», получаются насилие и тоталитаризм. Когда формулируют основы культурной политики, духовно-нравственного воспитания, «списки ценностей» и тому подобное - нужно все-таки привлекать специалистов. Но большая часть из них становятся потом неслучайными. Сегодня образование конструируется так, что у человека все больше возможностей для переквалификации, а культурологическое образование очень расширяет горизонты. И постоянно расширяется перечень знаний и умений культурологов и в целом гуманитариев. Оно позволяет создавать любые комбинации образовательных дисциплин: скажем, профиль «когнитивное знание» объединяет философов, биологов и математиков, изучающих когнитивные процессы, морфологию головного мозга человека и их математические модели. Культурологи могут очень эффективно кооперироваться с филологами. В РГПУ им. Герцена на возглавляемой мною кафедре есть лингвокультурологическая программа по скандинавистике: готовим специалистов по межкультурной коммуникации России, Финляндии и Швеции. В планах - Исландия, Норвегия, Дания, Эстония. Специалисты, окончившие такой двухпрофильный бакалавриат, будут иметь две квалификации в дипломе: «Учитель иностранного языка» и «Учитель-культуролог». В рамках этой программы мы учим тому, как выстраивается коммуникация в странах с разной контекстуальной культурой это термин лингвокультуролога Эдварда Холла : с низкой, где для общения можно обойтись знанием языка, без глубокого погружения в культурный контекст, и с высокой, где без этого совершенно не обойтись, как, например, в Китае, где языка совершенно недостаточно для любой деловой коммуникации, ошибешься хотя бы в одной детали этикета - провалишь переговоры. Это понятие предложил лауреат Нобелевской премии 1909 года по химии Вильгельм Оствальд, а программу исследований - американский антрополог Лесли Уайт. Последний был в тесном научном контакте с советским исследователем Эдуардом Маркаряном - так культурология переместилась в Советский Союз. Маркарян говорил о том, что все результаты человеческой деятельности объединены вокруг ключевых ценностей, и если мы сможем эти ценности установить, культурная политика в том числе то, что связано с самоидентификацией народа будет более осмысленна. А осмысленная культурная политика - залог национальной безопасности. На Западе существует аналог нашей культурологии - социальная и культурная антропология. Это авторитетная дисциплина. Есть, к примеру, знаменитый проект, который можно назвать культурологическим: World Values Survey «Всемирный обзор ценностей». Исследователи изучают влияние тех или иных ценностей на жизнь того или иного народа. В проекте участвует и Россия, в нашей секции представлено огромное количество результатов исследований ценностных ориентаций современных россиян. Но антропология в большей мере склоняется в сторону прошлого, современность изучается социологией, и она в свою очередь сосредоточена не на исследовании культуры, а на общественном мнении. Наша культурология - гораздо более интегрированное и систематизированное знание, лишенное такого рода раздробленности и лакун.
Культурология: программа бакалавриата СПбГУ
По приглашению руководства СПбГУ студенты Герценовского университета 11 ноября приняли участие в форуме «Культурный код — 2022». гораздо более интегрированное и систематизированное знание, лишенное такого рода раздробленности и лакун. На портале СПбГУ опубликовали архив лекций по искусствоведению, лингвистике, журналистике и другим темам. Санкт-Петербургский государственный университет приглашает вас принять участие в LII Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны.
Студентов СПбГУ перевели на дистанционное обучение из-за вспышки кори
Сегодня заключительный день работы XVIII Международного книжного салона. Уникальные книги о науке, истории и искусстве представил Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургский Институт истории РАН и Институт истории СПбГУ приглашают Вас принять участие в очередном заседании Древнерусского семинара, которое состоится 28. Главная» Новости» Спбгу конференции 2024. Санкт-петербургский государственный университет, философский факультет. Санкт-Петербургский государственный университет запустил виртуальную экскурсию по собственному гербарию.
СПбГУ выложил в открытый доступ архив лекций по истории, культуре и литературе
Они побывали на дискуссии «Экосистема творческого образования» и на нескольких других площадках. Вместе со студентами форум посетили директор института философии человека Алексей Воскресенский и заместитель директора по воспитательной работе Алёна Телькунова. Дискуссия «Экосистема творческого образования» в рамках молодежного форума «Культурный код — 2022», впервые организованного СПбГУ, была посвящена вопросам миссии творческого образования в эпоху технологической и социальной турбулентности. Цель дискуссии — привлечь внимание к актуальной повестке, которая позволит определить ценности творческого образования, внесет вклад в решение глобальных задач, среди которых — преодоление дегуманизации социума, развитие интеллектуальной и духовной жизни, равный доступ к культуре и образованию для всех. В обсуждении приняли участие признанные эксперты в области творческого образования и культуры, представители российских и международных образовательных и общественных организаций, определяющих культурную политику в России и мире. Я прикладываю эти вопросы к тому полю, которое изучаю сама.
Учебные модели Университет приобрел еще в 1897 году, но некоторые из них до сих пор используются на занятиях. Получить полное впечатление от каждого объекта гербария поможет текстовая информация и фотографии, которые сопровождают экскурсию. Посетители также в деталях увидят отреставрированную винтовую чугунную лестницу с драконами, которая ведет на второй этаж. Посмотреть виртуальную экскурсию по университетскому гербарию СПбГУ можно по ссылке.
Ранее энтомологи СПбГУ провели исследование бабочек на произведениях музея. Дата: 12 ноября 2022 Место проведения: Санкт-Петербург, Университетская наб.
В частности, обсудили темы, которые поднял накануне в докладе «Нерешенные загадки кантовской философии» заведующий кафедрой истории зарубежной философии МГУ им. Ломоносова Вадим Васильев. Как Кант отнесся к современному искусству — это, наверное, самый интригующий вопрос». Доктор философских наук Артем Радеев обратил внимание на то, что Кант — это не что-то до сих пор еще понятное, как и современное искусство. Поэтому, если говорить «Кант и современное искусство», самое интересное, что такое «и» между Кантом и современным искусством, — отметил Артем Радеев. Например, были даже в свое время тексты, которые назывались «Кант и кино».
Кудрин: вуз на базе факультета СПбГУ поможет другим университетам внедрять Liberal Arts
Информацию петербуржцы получили из оповещения по электронной почте. Согласно сообщениям, до 15 мая будут закрыты три корпуса высшей школы. Обучающиеся корпусов и проживающие в общежитиях вуза сдают анализы на антитела к инфекции. Также тех, кто не получил прививку в детстве, пригласили пройти вакцинацию в Николаевской больнице.
Так, пользователи могут познакомиться, например, с курсами истории русской литературы и культуры XVIII века, истории Библии или послушать о советской архитектуре первой половины XX века. Поддержите наш сайт Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
В основе коллекции — личные вещи писателя, первые издания произведений, большая научная библиотека, а также предметы, связанные с историей особняка и семьи Набоковых. Здесь же представлена уникальная, не имеющая аналогов в России коллекция бабочек, которую писатель собирал в течение жизни.
Из направлений традиционно предпочтение отдают медицине, инженерным специальностям, IT. Также выбирают экономику, финансы, естественные науки. После завершения обучения студенты имеют возможность приступить к научной деятельности или найти интересную работу.
Всероссийская научная конференция XVI Ковалевские чтения
Как Кант отнесся к современному искусству — это, наверное, самый интригующий вопрос». Доктор философских наук Артем Радеев обратил внимание на то, что Кант — это не что-то до сих пор еще понятное, как и современное искусство. Поэтому, если говорить «Кант и современное искусство», самое интересное, что такое «и» между Кантом и современным искусством, — отметил Артем Радеев. Например, были даже в свое время тексты, которые назывались «Кант и кино».
Хотя кино возникло уже через 150 лет после Канта, но, оказывается, даже кино в момент его зарождения уже содержало в себе какие-то намеки на кантовскую философию. С другой стороны, как с помощью современного искусства можно понять Канта, даже отчасти аморфную культуру под названием «эстетика Канта».
Вместе со студентами форум посетили директор института философии человека Алексей Воскресенский и заместитель директора по воспитательной работе Алёна Телькунова. Дискуссия «Экосистема творческого образования» в рамках молодежного форума «Культурный код — 2022», впервые организованного СПбГУ, была посвящена вопросам миссии творческого образования в эпоху технологической и социальной турбулентности. Цель дискуссии — привлечь внимание к актуальной повестке, которая позволит определить ценности творческого образования, внесет вклад в решение глобальных задач, среди которых — преодоление дегуманизации социума, развитие интеллектуальной и духовной жизни, равный доступ к культуре и образованию для всех. В обсуждении приняли участие признанные эксперты в области творческого образования и культуры, представители российских и международных образовательных и общественных организаций, определяющих культурную политику в России и мире.
Я прикладываю эти вопросы к тому полю, которое изучаю сама. И это разные вопросы.
Как писал "ДП" , информация о закрытии факультета появилась 15 октября. Утверждалось, что факультет будет закрыт уже в 2023 году. Вскоре появились опровержения.
Эти науки условно можно разделить на общетеоретические, которые позволят вам понимать структуру и принципы развития культуры в целом, и локальные, которые дадут представление о том, как устроены частные культурные сообщества, от религиозных до национальных. Такое многообразие и широта культурологического образования даёт возможность выбрать ту область гуманитарного знания, которая ближе именно вам, и стать в ней не только теоретическим специалистом, но и практиком, умеющим работать с материальной культурой и языками. Закончив бакалавриат по культурологии, вы сможете работать преподавателем, учёным, музейным работником, искусствоведом или менеджером в сфере искусства и культуры. Что вы будете изучать на культурологии? Советуем внимательно познакомиться с вашим учебным планом и рабочими программами дисциплин — в этих документах вы найдёте информацию обо всех предметах, которые вам предстоит изучать на протяжении 4 лет.
На фасаде здания филфака СПбГУ появится мемориальная доска Людмиле Вербицкой
11 ноября 2023 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного университета пройдет вторая ежегодная конференция СНО СПбГУ. Санкт-Петербургский университет запустил новый онлайн-курс «Культурология» специально для тех, кто хочет изучить феномен культуры на углубленном уровне, понимать ее. Санкт-Петербургский государственный университет приглашает вас принять участие в LII Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны. Леонов Иван Владимирович – доктор культурологии, доцент, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Всероссийская научно-практическая конференция «Иконниковские культурологические чтения»
– Проведение V Российского культурологического конгресса – значимоесобытие для отечественной культурологии. Санкт-Петербургский государственный университет приглашает вас принять участие в LII Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны. В конце этого февраля Алексей Кудрин заявил о намерении вывести факультет свободных искусств и наук из состава СПбГУ. Молодые исследователи из СПбГУ и СПбГИКиТ поделились своими подходами к решению научных проблем, которые стоят перед медиаисследователями в области социологии.