Новости взрыв на автозаводской 2004

6 февраля 2004 года между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошёл взрыв, жертвами которого стал 41 человек (не включая террориста-смертника), ещё 250 человек получили ранения. 6 февраля 2024 - Новости Липецка - 20 лет назад, 6 февраля 2004 года. Если на «Автозаводской» действительно взорвал себя Ижаев, возникает очень много вопросов. 6 Февраля 2004 года взрыв в вагоне московского метро, произошедший между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», унес жизни 41 человек.

Два года назад прогремел взрыв в московском метро

Мощный взрыв произошел утром 6 февраля прошлого года во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" Замоскворецкой линии. После взрыва потеряла сознание, на нее отбросило десятки людей. После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России. 15) 6 февраля 2004 г. — взрыв на перегоне между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая”.

20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"

Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно. Подземный морг В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры.

Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы. Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта.

Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок.

Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая 06 февраля 2004 информация обновлена 05. Террористический акт был совершен террористом-смертником. В 08:32 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел взрыв. Взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте привел в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения.

Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.

Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника».

В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть. Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется.

От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов.

Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить. Некоторым нет. Это случайность. Мне работа нравилась. А как водители, которые попадают в аварию. Для меня это была случайность, и в эту случайность очень мало вероятности попасть снова. Среди них был прокурор-криминалист Лев Бертовский. Он работал с теми пассажирами, чьи тела остались на месте взрыва.

В основном люди умерли от баротравм физическое взрывание органов тела, вызванное разницей давления между внешней средой — газ или жидкость — и внутренней полостью. Естественно, всё это надо было доставить в морг. Мы тащили их в сторону «Автозаводской» и там сортировали: отдельно женские и мужские руки, ноги, головы. Милиция всё оцепила, работали технические службы, — вспоминает спустя годы криминалист. По ступенькам подземного перехода мельтешат работники прокуратуры, ФСБ, спасатели, пожарные. У бордюра — носилки все в крови. Врачи и милиционеры уносят вниз бутылки с питьевой водой, столы и брезентовые носилки — штук 50, не меньше. В вагоне поезда он увидел девять трупов, фрагменты тел. Они принимают огромное количество пострадавших и направляют их в больницы, где медики уже борются за их жизни. Скорые ходили вереницами.

Полное непонимание, кто и что и делает, — суматоха. Такого не было даже при взрывах домов на Каширском шоссе. Постепенно работа приходит в русло. А с другой, нужно создавать такую среду, чтобы она была безопасна. Идеология была, по телевизору фильмы шли с посылом: «Давайте любить друг друга». И все фильмы были направлены на то, что национальности — это замечательно. Но чем лучше наши правоохранители работают, тем меньше шансов на трагедию» Лев Бертовский, криминалист Для того чтобы человек распознал угрозу, он должен быть специалистом по безопасности очень высокого класса. А мы можем такого поставить на каждую станцию метро?

Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений. Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой. В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3]. По показаниям Хубиева, в последние дни жизни Анзор отправлялся на прогулки по улицам столицы [3]. Утром 6 февраля 2004 года Ижаев, надев рюкзак с бомбой, ушёл на станцию метро « Кантемировская » [4]. С собой он взял музыкальный плеер , чтобы по дороге слушать записи Корана [3]. Сев в поезд, Ижаев доехал до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», где взорвал себя [4]. Весной 2004 года сотрудники прокуратуры, ещё не зная, что Ижаева уже не было в живых, объявили его в федеральный розыск [46]. После опознания останков террориста-смертника розыск Ижаева был прекращён в связи с его смертью [51]. Арест террористов[ править править код ] Впервые спецслужбам удалось выйти на след одного из организаторов этого теракта во время расследования взрыва, совершённого террористкой-смертницей возле метро «Рижская» 31 августа 2004 года [52]. Бомба была взорвана преждевременно, и сопровождавший смертницу до станции метро организатор теракта — амир Карачаевского джамаата Николай Кипкеев [52] — получил тяжёлые ранения и позднее умер в больнице [45]. Когда оперативники нашли на месте взрыва мобильный телефон Кипкеева, из распечаток его телефонных разговоров им стало известно, что незадолго до теракта он связывался с уроженцем Кабардино-Балкарии Муратом Шаваевым [53] — сотрудником Федеральной службы судебных приставов при Министерстве юстиции России [54]. За годы работы в ведомстве Шаваев дослужился до звания полковника [55] и имел чин старшего советника юстиции [56]. В ходе расследования было установлено, что в конце августа 2004 года Кипкеев несколько дней проживал в одной квартире с Шаваевым [54]. Изучение круга общения Николая Кипкеева также позволило оперативникам вычислить организаторов серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже , которые произошли в 2004—2005 годах [52]. Одним из этих террористов оказался русский ваххабит Максим Панарьин «Муслим» [4] — участник возглавляемого Кипкеевым джамаата, поселившийся в Воронеже в 2003 году [57]. В феврале 2004 года он по приказу своего командира Идриса Глоова, приехавшего в Воронеж из Москвы после проведения теракта в вагоне метро [4] , организовал взрыв на городской автобусной остановке [57]. В июле того же года Панарьин по указанию Николая Кипкеева подготовил два аналогичных теракта [52]. После этого Панарьин выехал в Москву, чтобы принять участие в изготовлении бомбы, взорванной смертницей возле станции метро « Рижская » [58]. Затем он вернулся в Воронеж. Сотрудники спецслужб начали слежку за Панарьиным, надеясь выявить остальных членов его террористической группы. Когда в мае 2005 года поступили данные, что Максим Панарьин собирается устроить взрыв во время празднования Дня Победы , было принято решение задержать террориста. В том же мае 2005 года в Московской области был арестован карачаевский террорист Тамбий Хубиев исламское имя — «Абду-Салям» [4] [59] , а в Нальчике — судебный пристав Мурат Шаваев, который ранее уже проходил подозреваемым по делу о теракте возле станции метро «Рижская» [4]. Хубиев, изучавший минно-взрывное дело в учебном центре Хаттаба « Кавказ », рассказал на допросах, что Шаваев доставлял в Москву компоненты СВУ не только перед взрывом у «Рижской», но и в ходе подготовки к теракту в вагоне метро в феврале 2004 года, а в последнем случае также помогал конструировать бомбу, взорванную Ижаевым. Тамбий Хубиев сознался в том, что изготовил взрывные устройства для обоих терактов [4] в августе 2004 года бомбу для теракта он собирал вместе с Панарьиным и Кипкеевым [52]. Кроме того, согласно Управлению ФСБ по Краснодарскому краю , куда Хубиев был этапирован после своего ареста, Тамбий нёс ответственность за подрывы автобусных остановок в Краснодаре 25 августа 2003 года. По признанию Хубиева, эти взрывы являлись лишь отвлекающим манёвром и должны были побудить спецслужбы перебросить в Краснодар часть сил из Кабардино-Балкарии. Тем самым террористы рассчитывали дать Шамилю Басаеву, блокированному в тот день в одном из частных домов города Баксан , возможность вырваться из окружения и беспрепятственно покинуть территорию республики [59]. В июне 2005 года Генеральная прокуратура объединила уголовные дела Хубиева, Шаваева и Панарьина в одно производство, так как все трое обвиняемых были участниками одной и той же террористической группировки [4]. Показания подсудимых о взрыве в вагоне метро[ править править код ] В августе 2003 года на совещании Маджлисуль Шуры лидеры чеченских сепаратистов приняли решение организовать в России очередную серию терактов, направленных против гражданского населения. Координация действий террористов была поручена арабу Ахмеду Самбиеву, известному по прозвищам «Марван» и «Белый араб» [60]. По показаниям Тамбия Хубиева, в том же 2003 году он получил от Самбиева приказ перебраться в Москву и начать подготовку нового теракта. Приехав в столицу, Хубиев поселился в съёмной квартире на Бирюлёвской улице. Вскоре он приступил к закупке необходимых электронных компонентов СВУ с целью их последующей переправки в Нальчик, а также приобрёл селитру вместе с алюминиевой пудрой, которые использовал при изготовлении бомбы [4]. Завербованный террористами судебный пристав Мурат Шаваев в декабре 2003 года привёз Хубиеву из Нальчика взрывчатку, электродетонаторы и пластит , полученные от амира Карачаевского джамаата Идриса Глоова [61] [к 1]. В январе 2004 года в Москву приехал и сам Глоов [4] ; по свидетельству арестованных террористов, именно он руководил подготовкой теракта в московском метро [61]. Собравшись на съёмной квартире, Глоов, Хубиев и Шаваев, которого Тамбий ранее лично обучал паянию часового механизма для бомб [61] , вместе сконструировали взрывное устройство большой мощности [4]. По утверждению Хубиева, общий вес бомбы составил почти 19 килограммов. В её конструкцию входили поражающие элементы — болты и гайки. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4]. Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3]. Узнав из новостей по телевизору, что в тоннеле метро возле станции «Автозаводская» был взорван вагон поезда, Хубиев, Шаваев и Глоов сразу же покинули столицу [4]. Во время отъезда из Москвы Идрис Глоов едва не был задержан милицией при проверке документов. После того, как находившийся вместе с Глоовым Мурат Шаваев, сотрудник Министерства юстиции, показал милиционерам своё служебное удостоверение, террористам позволили уйти. В марте 2004 года Глоов и несколько боевиков из его группы были ликвидированы в ходе спецоперации в Ставропольском крае [61]. Суд над террористами[ править править код ] Арестованные участники Карачаевского джамаата обвинялись в терроризме, бандитизме, убийстве, незаконном приобретении оружия и изготовлении бомб. Вдобавок Максиму Панарьину и Тамбию Хубиеву инкриминировали участие в незаконных вооружённых формированиях и подделку документов [55]. Хубиев получил отдельное обвинение в вооружённом мятеже [55] , организации взрывов у станций метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и подрывах автобусных остановок в Краснодаре [62] [63]. Панарьин, по данным следственной группы, участвовал в подготовке теракта у метро «Рижская» и серии взрывов на остановках автобусов в Воронеже [62] [63]. Шаваев обвинялся в том, что содействовал Тамбию Хубиеву и Максиму Панарьину в организации московских терактов: пользуясь служебным положением, он ввозил в столицу компоненты взрывных устройств [62] [63]. Уголовное дело против террористов строилось на признательных показаниях Хубиева и Панарьина; Мурат Шаваев наотрез отказался признавать свою вину [62]. До начала суда Хубиев, Шаваев и Панарьин содержались в Лефортовской тюрьме. Во время пребывания в Лефортово Максим Панарьин некоторое время сидел в одной камере с мошенником Григорием Грабовым , возглавлявшим собственную секту. Грабовой предложил террористу тоже стать её членом, но получил отказ [61]. Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62]. Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63].

Теракт на "Автозаводской": год спустя

Страшный теракт произошёл 6 февраля 2004-го на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" погибли 42 человека. 6 февраля 2024 - Новости Владивостока - 6 февраля 2004 года в 08.30 на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв, жертвами которого стали 41 человек, еще 148 получили ранения. Мощный взрыв произошел утром 6 февраля прошлого года во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" Замоскворецкой линии.

20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"

Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России. 15) 6 февраля 2004 г. — взрыв на перегоне между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая”. Новости. Первый канал. Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская». Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года: picturehistory — LiveJournal. Мощный взрыв произошел утром 6 февраля прошлого года во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая" Замоскворецкой линии. 6 февраля 2004 г. в 08.30 страшный взрыв прогремел во втором вагоне поезда, следующего от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая" Замоскворецкой линии. 6 февраля 2024 - Новости Ростова-на-Дону - 6 февраля 2004 года в 08.30 на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв, жертвами которого стали 41 человек, еще 148 получили ранения.

Два года назад прогремел взрыв в московском метро

Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь?

Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку.

RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно.

В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой.

Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост».

У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная.

Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте.

Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой».

Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу.

Взрыв в подземном переходе под Пушкинской площадью, 8 августа 2000 года Другой теракт произошел в столице почти ровно через год после предыдущего. В начале августа в переходе на центральной станции московского метрополитена взорвалась бомба, которая была в сумке, оставленной около киоска. В момент взрыва погибли семь человек, еще шестеро скончались позднее от полученных травм. Ранения получили 118 человек, включая шесть детей. Организаторы и исполнители теракта до сих пор не раскрыты, уголовное дело закрыто. Взрыв в Дагестане, 9 мая 2002 года В центре Каспийска во время торжеств, посвященных празднованию Дню Победы, в толпе взорвали бомбу. В результате погибли 43 человека, включая 12 детей. Следствие признало организатором Раппани Халилова, уроженца дагестанского Буйнакска, который был лидером формирований из Чечни и Дагестана. Организатора теракта Халилова убили в ходе операции в Дагестане в сентябре 2007 года. Еще двоих участников теракта приговорили к 18 и 11 годам лишения свободы. Теракт на Дубровке, 23 октября 2002 года Один из самых громких и массовых терактов современной России произошел во время мюзикла Норд-Ост в театральном центре на Дубровке. Нападавших было более 40 человек, все из которых были ликвидированы в результате штурма. Большую часть заложников, по данным МВД, удалось спасти. Взрыв грузовиков в Чечне, 27 декабря 2002 года В конце 2002 года в комплекс Дома правительства Чечни врезались два грузовика, прибывших из Ингушетии и начиненных взрывчаткой. В результате теракта погибли 83 человека, еще порядка 500 получили ранения различной степени тяжести. Ответственность за террористический акт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев. Большую часть террористов и их сообщников ликвидировали, еще троих живыми взяли под стражу и приговорили к пожизненному заключению в колониях особого режима. Теракт на рок-фестивале «Крылья» в Тушино, 5 июля 2003 года Во время популярного рок-фестиваля на Тушинском аэродроме в Москве прогремели два взрыва.

Добравшись до Чечни, террористы отпустили захваченных людей и скрылись. Всего в результате этого теракта погибли 129 человек, а свыше 400 человек получили ранения. Большинство участников нападения впоследствии были убиты или арестованы. Шамиля Басаева ликвидировали в 2006 году в Ингушетии. Под завалами оказались более 100 человек, 67 из них, включая 20 детей, погибли. Разбор завалов после взрыва жилого дома в Каспийске Источник: YouTube Основной версией причин теракта была месть — в доме в основном жили семьи военнослужащих Каспийского пограничного отряда Северо-Кавказского пограничного округа. Виновные до сих пор не найдены. Сегодня на месте дома стоит стела в память о жертвах теракта. Читайте также Взрыв на рынке во Владикавказе 1999 год 19 марта 1999 года взрыв, прогремевший на Центральном рынке Владикавказа, унес жизни 52 человек. Еще 168 человек получили ранения. Исполнитель теракта — Магомед Цакиев, действовавший по приказу арабского террориста Амира ибн аль-Хаттаба, спрятал мешок с картошкой, в котором находилась бомба, под металлическим прилавком в самой оживленной части рынка. Впоследствии Цакиев был убит в боестолкновении, а четверо его соучастников в 2003 году были приговорены к тюремному заключению на срок от 10 лет до пожизненного. Взрывы в Москве, Волгодонске и Буйнакске 1999 год Меньше чем за две недели — с 4 по 16 сентября 1999 года — террористы подорвали четыре многоэтажных дома в трех регионах России. Первый взрыв в дагестанском Буйнакске прогремел 4 сентября. Около пятиэтажки, в которой жили семьи российских офицеров, был взорван грузовик с более чем 2,5 тоннами смеси алюминиевого порошка и аммиачной селитры. Два подъезда жилого дома были разрушены полностью, 64 человека погибли, 146 получили ранения. Четырьмя днями позже террористы взорвали девятиэтажный дом на улице Гурьянова в Москве. По официальным данным, в результате взрыва погибли 106 человек, 690 человек получили ранения различной степени тяжести.

Заместитель мэра Москвы В. Шанцев выехал на место происшествия. Первые пострадавшие поступают в 13-ю городскую больницу. Пожар в тоннеле потушен. Пострадавшие в тяжелом состоянии поступают в НИИ им. Спасательные работы на месте взрыва в московском метро завершены. Около 1000 человек, запертых в тоннеле, выведены на поверхность. Замглавы МДВ А. Чекалин сообщает о 30 жертвах и 30 раненых. Сотрудники ГУВД определили мощность взрыва - около 1 кг в тротиловом эквиваленте. Места для пострадавших готовятся во всех больницах и военных госпиталях Москвы. Для доставки раненых в больницы задействован самолет Центроспаса. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что взрывное устройство было оставлено в чемодане и приведено в действие без участия смертника. Движение поездов от станции "Новокузнецкая" до станции "Речной вокзал" восстановлено. Спасатели, которых цитирует корреспондент НТВ, предполагают, что число погибших возрастет до 50 человек. Минздрав РФ: В стационары Москвы доставлено около 80 человек с ранениями различной степени тяжести, полученными в результате теракта. Всем оказывается необходимая медицинская помощь. Еще 130 пострадавшим была оказана помощь на месте. В 7-й городской больнице находятся девять пострадавших: у двоих тяжелые ранения, у остальных - средней тяжести. В НИИ им. Склифосовского доставлены 37 человек.

Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка

Они должны были сфотографировать эти объекты и переслать информацию полевым командирам в Чечню. Говорят, Басаев ставил перед бойцами «джамаата» и глобальную цель - захват власти в Карачаево-Черкесии. В конце осени 2003 года Анзор Ижаев уехал в Ингушетию, где вербовал наемников для отряда Басаева. Потом как в воду канул.

Его объявили в федеральный розыск. Задержали шестерых. У них нашли две простыни, наполненные видео- и аудиокассетами ваххабитского толка, и несколько тетрадок со схемами взрывных устройств.

Ижаева среди задержанных не было. Он числился в розыске. Если на «Автозаводской» действительно взорвал себя Ижаев, возникает очень много вопросов.

Судя по сведениям силовиков, этот боевик - чрезвычайно ценный кадр для Басаева. В его обучение вложено много денег. И он как расходный материал используется в Москве?

Версий две. Либо он подорвал себя случайно, перевозя смертоносный груз. Либо слишком засветился перед российскими спецслужбами, и его отправили на последнее «дело» свои же братья-ваххабиты.

Мать террориста Николая Киткеева: Он всегда думал о смерти!

Сразу после взрыва по салону распространился огонь, который перекинулся на большую часть состава. Пожару была присвоена пятая, самая высокая, степень сложности.

Когда высокое напряжение было снято, пассажиры смогли покинуть задымленные вагоны. По тоннелю они направились в сторону станций. Часть вышла на «Павелецкой», а другая — на «Автозаводской», которая была ближе.

Со слов очевидцев, несмотря на едкий смог в тоннеле, эвакуация проходила организованно и без паники. Первую помощь пострадавшим оказывали сами пассажиры. В результате теракта погиб 41 человек.

Более 200 пассажиров получили ожоги, осколочные ранения и травмы. Как и кого будут защищать новые профессионалы в этой области Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция Первые спасательные подразделения начали прибывать на станцию спустя 15—20 минут. В ликвидации последствий взрыва участвовали 15 расчетов спасателей, свыше 60 бригад скорой помощи и медицины катастроф, а также три бригады психологов.

В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

В результате взрыва 48 человек погибли на месте, еще 23 позднее умерли в больницах. Более 600 человек получили ранения разной степени тяжести. В доме проживали семьи военнослужащих Каспийского пограничного отряда Северо-Кавказского пограничного округа. Мощность бомбы составляла до 150 кг в тротиловом эквиваленте. Виновные не были найдены. Теракт в Буйнакске, 1999 Вечером 4 сентября 1999 года в Буйнакске в непосредственной близости от жилого дома на улице Шихсаидова взорвался автомобиль ГАЗ-52, в нем было более 3,7 тонн взрывчатки. В результате обрушились два подъезда жилого дома, 64 человека погибли, в том числе дети. В пятиэтажке проживали семьи военнослужащих 136-й мотострелковой бригады ВС РФ. Теракт на Центральном рынке Владикавказа, 1999 19 марта 1999 года взрыв прогремел на Центральном рынке Владикавказа.

В 10 часов утра террорист Магомет Цакиев заложил бомбу в центральной части рынка и скрылся. Взрыв произошел спустя полтора часа. В результате погибли 52 человека, 168 человек пострадали. Организатором теракта, по данным силовиков, был Эмир аль-Хаттаб, также ответственный за теракты в российских городах в сентябре 1999 года. Теракт в электричке Кисловодск — Минеральные Воды, 2003 5 декабря 2003 года террорист-смертник подорвал себя в электричке Кисловодск — Минеральные Воды в районе станции Ессентуки. Мощность бомбы составляла 7 кг в тротиловом эквиваленте, погибли 47 человек, еще 170 получили ранения. Теракт в Каспийске, 2002 9 мая 2002 года во время парада, посвященного Дню Победы, в Каспийске произошел взрыв.

Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело».

Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка

Следующий крупный теракт в столице — захват заложников на Дубровке, начавшийся 23 октября 2002 и закончившийся 26 октября 2002 года. Группа вооруженных чеченских боевиков удерживала работников, зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в здании Театрального центра. В результате теракта, по официальным данным, погибли 130 человек. Самым кровавым стал 2004 год. Тогда с февраля по сентябрь произошло семь терактов, в которых погибло более 500 человек. Он унес жизни 333 детей и взрослых. Главная новость по теме В феврале террорист-смертник устроил взрыв в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Погибли 42 человека, более 200 получили травмы. В том же году террористы взорвали два самолета с пассажирами — Ту-134 и Ту-154.

Жертвами стали 90 человек.

Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно.

Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу.

От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева.

Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона.

Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее.

А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить».

Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель.

RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле.

Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события.

Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается.

Получив от Басаева несколько десятков тысяч долларов, Хубиев прибыл в Учкекен, чтобы создать в селе подпольный джамаат , который должен был заниматься диверсионно-террористической деятельностью. На выделенные деньги Хубиев купил в Учкекене дом, где начали собираться местные ваххабиты. Анзор Ижаев тоже вступил в джамаат; члены группы дали ему новое имя «Абдул-Джабар». Задачей участников джамаата была разведка объектов будущих терактов: они выезжали в различные города на юге России , в том числе Ростов , Минеральные Воды и Ставрополь , фотографируя подходящие места и изучая топографию окружающей их местности. Вся собранная ими информация через Хубиева стекалась к Басаеву [44]. По сведениям прокуратуры, уже тогда Шамиль Басаев рассматривал кандидатуру Ижаева как исполнителя одного из терактов, запланированных в Ставропольском крае [51].

В начале весны 2000 года Ижаев неожиданно прекратил приходить на уроки в школе и исчез из села. Сначала Татьяна Ижаева объясняла прогулы болезнью сына, а затем утверждала, что тот уехал погостить к родственникам в Нальчик. После того, как Анзор пропустил несколько месяцев занятий, школьная администрация пригрозила его матери, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних. В конце мая 2000 года Ижаев вернулся в Учкекен и с большим трудом сдал выпускные экзамены за 9 класс. По воспоминаниям директора школы Ибрагима Эркенова, возвратившийся в село Ижаев выглядел «совершенно зомбированным». Милиция стала следить и за его младшим братом, который вместе с Анзором учился в учкекенском медресе [47]. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку. Деньги на паломничество Ижаев получил от своей матери [47] , которая после смерти отца Анзора была вынуждена торговать шерстяной одеждой на рынке, чтобы прокормить семью [44].

Во время хаджа Ижаев попытался поступить в Исламский университет Медины , где давно мечтал учиться, но не сумел пройти вступительные испытания. Вернувшись в Учкекен, он начал вести скрытный образ жизни, постоянно исчезая из дома в неизвестном направлении; своей семье о целях своих частых отъездов Анзор ничего не рассказывал [47]. По данным следствия, арабский террорист Абу Умар , убитый летом 2001 года, обучал Ижаева проведению диверсий [4]. В середине 2003 года Анзор по приказу Азрета Хубиева вновь уехал на одну из тренировочных баз боевиков под названием «Талибан», которая располагалась возле села Галашки Ингушетия на территории заброшенного пионерского лагеря [44]. Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений. Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой.

В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3]. По показаниям Хубиева, в последние дни жизни Анзор отправлялся на прогулки по улицам столицы [3]. Утром 6 февраля 2004 года Ижаев, надев рюкзак с бомбой, ушёл на станцию метро « Кантемировская » [4]. С собой он взял музыкальный плеер , чтобы по дороге слушать записи Корана [3]. Сев в поезд, Ижаев доехал до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», где взорвал себя [4]. Весной 2004 года сотрудники прокуратуры, ещё не зная, что Ижаева уже не было в живых, объявили его в федеральный розыск [46]. После опознания останков террориста-смертника розыск Ижаева был прекращён в связи с его смертью [51].

Арест террористов[ править править код ] Впервые спецслужбам удалось выйти на след одного из организаторов этого теракта во время расследования взрыва, совершённого террористкой-смертницей возле метро «Рижская» 31 августа 2004 года [52]. Бомба была взорвана преждевременно, и сопровождавший смертницу до станции метро организатор теракта — амир Карачаевского джамаата Николай Кипкеев [52] — получил тяжёлые ранения и позднее умер в больнице [45]. Когда оперативники нашли на месте взрыва мобильный телефон Кипкеева, из распечаток его телефонных разговоров им стало известно, что незадолго до теракта он связывался с уроженцем Кабардино-Балкарии Муратом Шаваевым [53] — сотрудником Федеральной службы судебных приставов при Министерстве юстиции России [54]. За годы работы в ведомстве Шаваев дослужился до звания полковника [55] и имел чин старшего советника юстиции [56]. В ходе расследования было установлено, что в конце августа 2004 года Кипкеев несколько дней проживал в одной квартире с Шаваевым [54]. Изучение круга общения Николая Кипкеева также позволило оперативникам вычислить организаторов серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже , которые произошли в 2004—2005 годах [52]. Одним из этих террористов оказался русский ваххабит Максим Панарьин «Муслим» [4] — участник возглавляемого Кипкеевым джамаата, поселившийся в Воронеже в 2003 году [57]. В феврале 2004 года он по приказу своего командира Идриса Глоова, приехавшего в Воронеж из Москвы после проведения теракта в вагоне метро [4] , организовал взрыв на городской автобусной остановке [57].

В июле того же года Панарьин по указанию Николая Кипкеева подготовил два аналогичных теракта [52]. После этого Панарьин выехал в Москву, чтобы принять участие в изготовлении бомбы, взорванной смертницей возле станции метро « Рижская » [58]. Затем он вернулся в Воронеж. Сотрудники спецслужб начали слежку за Панарьиным, надеясь выявить остальных членов его террористической группы. Когда в мае 2005 года поступили данные, что Максим Панарьин собирается устроить взрыв во время празднования Дня Победы , было принято решение задержать террориста. В том же мае 2005 года в Московской области был арестован карачаевский террорист Тамбий Хубиев исламское имя — «Абду-Салям» [4] [59] , а в Нальчике — судебный пристав Мурат Шаваев, который ранее уже проходил подозреваемым по делу о теракте возле станции метро «Рижская» [4]. Хубиев, изучавший минно-взрывное дело в учебном центре Хаттаба « Кавказ », рассказал на допросах, что Шаваев доставлял в Москву компоненты СВУ не только перед взрывом у «Рижской», но и в ходе подготовки к теракту в вагоне метро в феврале 2004 года, а в последнем случае также помогал конструировать бомбу, взорванную Ижаевым. Тамбий Хубиев сознался в том, что изготовил взрывные устройства для обоих терактов [4] в августе 2004 года бомбу для теракта он собирал вместе с Панарьиным и Кипкеевым [52].

Кроме того, согласно Управлению ФСБ по Краснодарскому краю , куда Хубиев был этапирован после своего ареста, Тамбий нёс ответственность за подрывы автобусных остановок в Краснодаре 25 августа 2003 года. По признанию Хубиева, эти взрывы являлись лишь отвлекающим манёвром и должны были побудить спецслужбы перебросить в Краснодар часть сил из Кабардино-Балкарии. Тем самым террористы рассчитывали дать Шамилю Басаеву, блокированному в тот день в одном из частных домов города Баксан , возможность вырваться из окружения и беспрепятственно покинуть территорию республики [59]. В июне 2005 года Генеральная прокуратура объединила уголовные дела Хубиева, Шаваева и Панарьина в одно производство, так как все трое обвиняемых были участниками одной и той же террористической группировки [4]. Показания подсудимых о взрыве в вагоне метро[ править править код ] В августе 2003 года на совещании Маджлисуль Шуры лидеры чеченских сепаратистов приняли решение организовать в России очередную серию терактов, направленных против гражданского населения. Координация действий террористов была поручена арабу Ахмеду Самбиеву, известному по прозвищам «Марван» и «Белый араб» [60]. По показаниям Тамбия Хубиева, в том же 2003 году он получил от Самбиева приказ перебраться в Москву и начать подготовку нового теракта. Приехав в столицу, Хубиев поселился в съёмной квартире на Бирюлёвской улице.

Вскоре он приступил к закупке необходимых электронных компонентов СВУ с целью их последующей переправки в Нальчик, а также приобрёл селитру вместе с алюминиевой пудрой, которые использовал при изготовлении бомбы [4]. Завербованный террористами судебный пристав Мурат Шаваев в декабре 2003 года привёз Хубиеву из Нальчика взрывчатку, электродетонаторы и пластит , полученные от амира Карачаевского джамаата Идриса Глоова [61] [к 1]. В январе 2004 года в Москву приехал и сам Глоов [4] ; по свидетельству арестованных террористов, именно он руководил подготовкой теракта в московском метро [61]. Собравшись на съёмной квартире, Глоов, Хубиев и Шаваев, которого Тамбий ранее лично обучал паянию часового механизма для бомб [61] , вместе сконструировали взрывное устройство большой мощности [4]. По утверждению Хубиева, общий вес бомбы составил почти 19 килограммов. В её конструкцию входили поражающие элементы — болты и гайки. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4].

Два подъезда были полностью уничтожены, взрывной волной был поврежден соседний дом. По официальным данным, погибли 106 человек, 690 пострадали. Теракт в Кизляре, 1996 9 сентября 1996 года в Кизляре повторилась ситуация, произошедшая годом ранее в Буденновске. Группа террористов под командованием Салмана Радуева и Зункара Исрапилова напала на дагестанский город Кизляр. Боевики взяли в заложники местных жителей и удерживали их в больнице, а затем под прикрытием группы из 200 заложников выехали на территорию Чечни. Боевики, как и в Буденновске, требовали остановить войну в Чечне и вывести оттуда федеральные войска. В результате теракта в Кизляре погибли 78 человек. Теракт у Дома правительства Чечни, 2002 27 декабря 2002 года у Дома правительства Чечни в Грозном прогремело два взрыва с разницей в несколько секунд. Организатором теракта называли Шамиля Басаева. В результате взрыва 48 человек погибли на месте, еще 23 позднее умерли в больницах. Более 600 человек получили ранения разной степени тяжести. В доме проживали семьи военнослужащих Каспийского пограничного отряда Северо-Кавказского пограничного округа. Мощность бомбы составляла до 150 кг в тротиловом эквиваленте. Виновные не были найдены. Теракт в Буйнакске, 1999 Вечером 4 сентября 1999 года в Буйнакске в непосредственной близости от жилого дома на улице Шихсаидова взорвался автомобиль ГАЗ-52, в нем было более 3,7 тонн взрывчатки. В результате обрушились два подъезда жилого дома, 64 человека погибли, в том числе дети.

Два года назад прогремел взрыв в московском метро

После взрыва на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» система безопасности в московском метро серьезно изменилась. 6 Февраля 2004 года взрыв в вагоне московского метро, произошедший между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», унес жизни 41 человек. Взрыв на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой», 2004 г. 8.32 В Московском метрополитене во втором вагоне поезда, который двигался от станции "Автозаводская" к станции "Павелецкая", произошел взрыв.

15 самых страшных московских терактов

6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии Московского метрополитена на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в вагоне поезда произошел взрыв. После взрыва на станции «Автозаводская» депутаты внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. Более 300 человек собрались сегодня на станции метро "Автозаводская", чтобы почтить память жертв теракта 6 февраля 2004 года. Взрыв на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой», 2004 г. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России. 15) 6 февраля 2004 г. — взрыв на перегоне между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая”.

20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская"

Обгоревшие паспорта, удостоверения, еще есть ошметок тетрадки, на котором стоит имя ученика 9-го класса Игоря Ковалева... Тех, кто узнал документы, приглашают посмотреть на фотографии трупов, которые появляются на экране компьютера. Удостоверение на имя Бориса Юльевича Гелиптера, 1971 г. Отец, еле переставляя вмиг отяжелевшие ноги, поднимается по лестнице. Сына в страшном видеоряде нет... Мужчину отправляют в прокуратуру, где он наряду с другими родственниками, чьи поиски не увенчались успехом, будет мучительно вспоминать особые приметы, а также во что был одет самый родной человек, когда уходил утром, ни о чем не подозревая, из дома... С родными и близкими погибших работают психотерапевты Департамента здравоохранения Москвы. Пытаются помочь справиться с горем... К собравшимся выходит зампрокурора Москвы Владимир Юдин и выражает соболезнования... Его окружают и закидывают вопросами.

Пустите нас к ним, мы должны сначала опознать живых! Когда я поднимаюсь по ступенькам морга, меня пробивает мелкая дрожь. Вокруг компьютера с фотографиями сомкнулось плотное кольцо людей. Вдруг они как-то разом расступаются, и я смотрю глаза в глаза смерти — в пустые глазницы обгоревших людей. Одни лица спокойные и бледные, другие разглядеть трудно — у кого-то сожжено полголовы, вывернутые щеки... На улице застыл старик, по лицу которого текут слезы, которые он не вытирает, да и вряд ли вообще замечает. Обычно вместе с утра ездим... А я не успел, лучше бы мы вместе там были... Это я должен был быть в том поезде, он за меня поехал документы в банк отвозить...

Никогда не прощу себе этого! Брат Наташи Никоновой проводил ее до самых дверей в метро — она недавно закончила институт, только что устроилась на работу и собиралась ехать на семинар от фирмы... Строгая была! Наташа, 1974 г. Говорит исключительно в настоящем времени, потому что верит, что еще увидит Наталью живой. К концу субботы 20 погибших опознаны, двор перед моргом пустеет. Тем, кто нашел здесь своих родных, обещают выдать тела после того, как бумаги оформят в прокуратуре. Это он! Я — мать!

Из открытых дверей выбегает несчастный отец и, ничего не видя, натыкается на стену... Они ответят мне за него... Обычные домашние хлопоты — приготовила завтрак, собрала 10-летнюю дочь Аннушку в школу. Из дома они вышли в 8. На ходу Асмик забежала к соседке напомнить, во сколько заканчиваются уроки, — пожилая женщина забирала девочку после занятий, открывала ей квартиру, и та ждала, когда с работы придет мама. Навстречу смерти. Асмик всегда садилась в первый-второй вагон: она пользовалась ближайшим к школе входом в подземку. Так ей было удобно ездить на работу в компьютерную фирму, где молодая женщина трудилась менеджером. Мать Асмик сейчас на родине, в Ереване.

Но во время поездок в Москву, в гости к дочери, она успела досконально высчитать время, которое требуется Асмик, чтобы дойти до метро, и точный маршрут. Поэтому, когда по телевизору сообщили о трагедии в метро, родители сразу поняли, что больше не увидят свою любимицу. Наверное, просто хотел отсрочить этот ужасный момент. Только на следующий день мне показали в морге фотографию. На ней была любимая серая кофточка... Асмик Мелкумян окончила с отличием Ереванский государственный университет, а десять лет назад вышла замуж и переехала к мужу в Москву. Но недавно они развелись. Женщина окончила компьютерные курсы, выучила английский язык и одна воспитывала дочь, которую просто обожала. По словам родственников, Асмик была из тех людей, с которыми всегда хочется подольше побыть рядом.

В фотоальбоме на каждой карточке она светится улыбкой. В прошлую субботу Геворг заходил к сестре. Они договорились, что встретятся через неделю и устроят маленький праздник — приготовят ее любимую рыбу, выпьют вина и поболтают. В пятницу, 6 февраля, соседка забрала Аннушку из школы, но не отвела ее домой дожидаться маму, а оставила у себя. Девочка до сих пор не знает, что мамы нет — для Ани она просто в больнице. Так говорят и сестре, и матери Асмик, от звонков которых разрывается телефон Геворга. Отец, который прилетел, чтобы забрать тело на родину, не решается подтвердить страшную догадку близких. Несколько позже туда же привезли пациента, скончавшегося в 53-й больнице. Первый и очень важный этап экспертизы — опознание.

Правда, состояние тел после этой трагедии оказалось таким, что впускать в морг родственников врачи не решились. Предъявляли фотографии, сделанные в оперативном порядке, и компьютерную видеозапись, которая велась прямо в секционном зале. Как только родные и близкие называли имя погибшего, сотрудниками правоохранительных органов в присутствии понятых составлялся протокол опознания, в который обязательно заносились все признаки, указывающие на конкретного человека: одежда, форма носа, родинки и рубцы на теле и т. И лишь после этого выдавалось медицинское свидетельство о смерти — но не само тело.

Обсудить Редактировать статью 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. Прошло уже несколько лет с того памятного дня, но люди не забыли о трагедии, и в этот день к станции метро «Автозаводская» стекаются потоки скорбящих, возлагая цветы в память о жертвах теракта.

Взрыв в тоннеле метрополитена Утром, в 8 ч. Такое время называют «час пик». Часто террористы устраивают теракты именно в этот час, причем выбирают самые оживлённые места, поскольку только так будет максимальное количество жертв. Поезд успел отъехать от станции «Автозаводская» всего 300 метров, как во втором вагоне прозвучал взрыв большой разрушительной силы. Сразу за взрывом начался сильный пожар, пятой степени сложности. Второй вагон, охваченный пламенем, был сильно изуродован.

Третий вагон смят взрывной волной, которая, ударив в стены тоннеля, рикошетом сдавила его. От взрывной волны, рассыпавшись на мелкие осколки, вылетели все стёкла в вагонах, расположенных близко к месту взрыва. Разбилось правое лобовое стекло в кабине машиниста. Второй вагон, представлял собой страшное зрелище: месиво из тел погибших людей, пожар, пожирающий всё вокруг, а выбраться из вагона было невозможно, да, в общем-то, и некому. Масштаб теракта подтверждает количество погибших — 41 человек, если не брать в расчет террориста-смертника, и 250 пострадавших в разной степени.

Со мной еще был друг, но он вышел на станцию раньше. А на следующей двери захлопнулись, поезд тронулся и... Очнулся, встал, от шока еще не чувствовал боли. Кругом дым, запах паленой кожи и волос. Увидел двух женщин, вцепившихся в поручень, помог им выбраться в тоннель. Потом все сами вышли на улицу, там уже ждали доктора». За спасенную жизнь Андрей благодарит водителя и врачей Института Склифосовского. Пробыл там несколько недель, потом перевели в Первую градскую, где обманули: провели одну операцию на ухо, а вторую жду до сих пор. Но уже нет смысла делать — привык к постоянному шуму». Спустившись первый раз после теракта в метро, Андрей запаниковал — в вагоне сидели иммигранты с сумками. Но поборол страх. Обидно, государство забыло про пострадавших. Выплатили 120 тысяч рублей, и вся поддержка закончилась. Кстати, 29 марта 2010 года я чуть не стал жертвой теракта на «Лубянке»: отправлялся на встречу, но начальник отменил ее.

В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий