Среди средневековых ученых-эстетов можно выделить: Августина Аврелия, Иоанна Златоуста, Фому Аквинского Среди мыслителей-эстетов 20 века можно отметить А. Шопенгауэра, Ф. Новая классика ювелирной моды Что такое классика ювелирного гардероба? 10 ноября в Ювелирном доме Estet прошло открытие 24-й сезона международной ювелирной недели моды Estet Fashion Week. На знаковом событии в модной индустрии представили свои коллекции известные и молодые дизайнеры.
Счастливые люди – сильный Эстет
Уайльда Дориан Грей. Начал он с преклонения перед юностью и красотой, затем стал искателем острых ощущений, часто совершенно чуждых изысканности и красоты, а закончил убийством друга, а затем и самоубийством. Судьба самого Уайльда тоже была печальной. Обращаясь к проблеме метода художественного творчества, Пейтер утверждает, что художник должен искать и выражать в своём искусстве то, чего в мире нет «в достаточной мере или нет вовсе» [7]. Исходным материалом для творчества полагается действительность, но она должна быть кардинально преобразована, и главным в искусстве, согласно Пейтеру, должно быть личное переживание художника, его отношение к переживаемому, его интерпретация. Тут Пейтер оказывается почти теоретиком импрессионизма [8]. Произведение искусства, полагает он, создаётся художником прежде всего для себя как удовлетворение и исполнение его собственных потребностей. В своих книгах Уолтер Пейтер часто рассматривает искусство вне его связей с жизнью. В пейтеровской трактовке искусства намечается формальный подход, который ляжет в основу модернистской эстетики XX века.
Так, основоположник английского эстетизма решает, что к живописному полотну нельзя подходить с позиций оценки его идейного содержания, научной оценки, вообще — рассудочно. Это единственный залог неподдельного художественного дарования» [9]. И далее: «В чувственной радости, независимо от какого бы то ни было поэтического или научного замысла, и заключается истинная цель художника…» [10] Последний тезис весьма существен для эстетов. Ведь традиционно, со времён Аристотеля, эстетическое переживание считалось умной эмоцией, синтезом рационального и эмоционального. Здесь же явный отказ от признания разумности эстетического и низведение его до уровня голой чувственности. Последовательный и принципиальный сенсуализм ан- глийского эстета основывается на философии субъективного идеализма. Так, Уолтер Пейтер утверждает: «Опыт, уже заранее сведённый к группе впечатлений, огорожен для каждого из нас толстой стеной личности, через которую до нас не может донестись реальный голос, да и от нас не может проникнуть в то «вне», о котором мы лишь строим догадки» [11]. Для того чтобы понять, что такое эстетизм конца XIX столетия, лучше обращаться всё же не к Пейтеру, а к Оскару Уайльду.
Пейтера знали плохо; Уайльд был очень популярен не только на родине, но и во Франции, а также в США, куда он ездил с лекциями. В начале XX века Уайльд прославился и в России; здесь его причисляли к символистам. Самое сильное влияние на Уайльда оказали Пейтер и английские романтики. Многим обязан он Джону Рёскину и Уильяму Моррису. Общефилософская позиция Уайльда ясна. Он пишет: «Если рассматривать природу как совокупность явлений, лежащих вне человека, то люди в ней открывают лишь то, что они сами в неё привносят. У неё нет собственных замыслов» [12]. Мало кто из писателей и художников интересующего нас круга столь чётко решает центральный вопрос философии.
Уайльд, как и Пейтер, — последовательный идеалист, склонный к агностицизму. Благодаря такой оценке действительность оказывается эстетически бедной. Только сознание человека привносит в природу и общество эстетические и иные ценности. Все это немало напоминает кантовский априоризм. По Уайльду, действительность в обыденном смысле слова хотя и может служить источником творчества, но этого крайне мало для искусства. Решающее значение тут приобретают условность и фантазия. Наиболее интересным и плодотворным явлением в истории европейского искусства и литературы Уайльд считает романтизм, а наиболее несовершенным — реализм и натурализм. Между ними английский писатель ставит знак равенства.
Раз действительность почти ничего не значит для искусства, то каким же образом оно существует и развивается? Откуда оно черпает сюжеты, образы, своё содержание? На эти вопросы у Оскара Уайльда есть ответ: «В уродливый и рассудочный век искусствам приходится заимствовать сюжеты не из жизни, а друг у друга» [13]. Таким образом, возникает некая сфера, в которой обитает только искусство, и главной её характеристикой становится ненатуральность, искусственность, удалённость от действительности. Это и есть искусство для искусства. Процесс заимствования одними видами искусства у других тем и сюжетов всегда имел место, но когда эта тенденция абсолютизируется, содержание искусства основательно сужается и обедняется. Тем не менее и такая методология даёт положительные результаты: иные произведения эстетов вошли в сокровищницу мировой культуры. Если действительность почти непригодна для искусства, если искусствам приходится обращаться друг к другу за сюжетами и темами, то художнику ничего не остаётся, как стать художественным критиком, так как базой для его творчества выступают уже созданные произведения.
Критика в данном случае понимается как существенная часть творческого духа. Эстетика Уайльда строится следующим образом. Сам О. Уайльд, безусловно, является критиком-художником. Создавая «Портрет Дориана Грея», он опирался на уже существующие литературные произведения. Среди них: «Шагреневая кожа» Бальзака, «Мельмот-скиталец» Ч. Не возникает сомнения в том, что Уайльд помнил и о «Фаусте» Гёте, где так ярко разработана тема заключения соглашения с дьяволом. Материал и впечатления были тщательно переработаны, пропущены через индивидуальность и талант Уайльда, и вот создана мрачная сказка о магическом портрете и его несчастном обладателе.
Культ воображения, сказочности, неестественности приводит Уайльда к шокирующим выводам: он решает, что искусство обязано лгать. Он пишет: «Одной из главных причин, объясняющих на удивление пресный колорит современной литературы в большинстве её образцов, вне всякого сомнения, является упадок Лжи как искусства, как науки и как общественного развлечения» [15]. Ложь, ирония, фантазия, притворство — эти понятия хорошо характеризуют эстетское отношение к жизни и к искусству. Но это не пошлое и корыстное лганьё, это красивость и стильность, которые самоценны. Художник обязан лгать не ради обмана, а ради Красоты, она оправдывает всё. Одной из составных частей эстетизма является гедонистическая этика. Начало новому гедонизму было положено У. Уайльд почти дословно повторяет слова своего учителя: «Конечно, гедонизм этот будет прибегать к услугам интеллекта, но никакими теориями или учениями не станет подменять многообразный опыт страстей… Гедонизм научит людей во всей полноте переживать каждое мгновение жизни» [16].
В таком гедонизме, пожалуй, нет ничего упаднического или аморального, но, как уже было отмечено, удержаться на этих позициях довольно сложно.
Мобильная тема Создание темы для мобильных устройств позволяет корректно отображать сайт на всех телефонах с iOS и Android. Автоматизация партнерской программы Подобная возможность позволяет обеспечивать постоянную онлайн-коммуникацию франчайзера и франчайзи. Рабочая зона менеджеров Создание такой площадки позволяет менеджерам общаться с клиентами и партнерами в реальном времени прямо из администраторской панели сайта. Help Desk Модуль помощи и обратной связи в разделе для партнеров бренда помогает без задержек получать ответы на вопросы и оперативно решать поступающие задачи.
Модуль индивидуального заказа Ювелирные украшения - вещь достаточно личная и индивидуальная. Функция такого заказа позволяет оставлять заявки на украшения, созданные по эскизам покупателя или украшения из коллекций, но персонализированные под конкретные заявки и нужды клиента.
Показ традиционно прошел под руководством основателя, директора и художественного руководителя Елены Эпельбаум.
Фотозона Барби предоставлена студией «Шарики-Декор», а цветы ручной работы — «Сообществом Флористов Росси», сделанными в авторской технике мастера-флориста Елены Максимовой. Открытие EFW 2023 ознаменовалось выступлениями Юлианной Карауловой, Сергеем Зверевым, на сцену также вышли Маша Малиновская, Сурен Платонов и другие медийные персоны, что в очередной раз подчеркнуло, что самая стабильна неделя моды не только модное событие столицы, но ещё и музыкальное.
Развитие теоретической мысли вложило в него новое содержание. По Канту см. КАНТ Иммануил эстетика - критика эстетической способности суждения. У Гегеля см. Чернышевский см. Предмет современной эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости эстетической ценности его явлений.
О смысле эстетики Эстетика нужна художнику. Он творит по ее законам, даже если думает, что следует только велению души. Решая творческую задачу, оценивая свое произведение, ища выход из кризиса, художнику трудно руководствоваться только интуицией - на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан см. Платон см. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности.
Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение. Ныне эстетика, сохраняя приоритет художественной культуры, преодолевает искусствоцентризм пренебрежение дизайном, эстетикой обрядов, быта, спорта ; сохраняя приоритет вербального искусства, преодолевает литературоцентризм опора на литературу, без учета опыта других искусств ; сохраняя приоритет общечеловеческих ценностей, преодолевает европоцентризм невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании ; сохраняя приоритет современного искусства, преодолевает исторический нарциссизм любование современностью, игнорирование художественного опыта других эпох ; сохраняя приоритет отечественного творчества, преодолевает культурный шовинизм невнимание к зарубежному искусству, сосредоточение только на отечественном творчестве. Особенности эстетики Эстетика - это подчиненная художественной практике система знаний. Ее особенности: информативная насыщенность: - суждения конкретно-всеобщи; теоретичность - обобщение и «снятие» эстетических особенностей произведений во имя постижения природы искусства; соподчиненность - эстетические понятия, категории, законы горизонтально и вертикально взаимосвязаны; иерархичность - менее общие понятия подчиняются более общим, понятия - категориям, категории - законам, менее общие законы - более общим, а последние - фундаментальной парадигме значение предмета для человечества ; упорядоченность - накопленные знания организуются в систему постмодернистская эстетика отказывается от этого принципа ; единство монизм системы - она строится на едином основании и позволяет объяснять одним принципом все явления, входящие в предмет данной науки. Так основанием эстетической системы Аристотеля было прекрасное и принцип человек - мера вещей, а у Гегеля - место явления в развитии духа; минимальная достаточность - наименьшее число исходных положений способствуют развертыванию идей, охватывающих наибольшее количество явлений искусства; принципиальная разомкнутость - готовность принять новые явлений искусства, обобщение бесконечно развивающегося художественного опыта человечества, поэтому система эстетики, претендующая как у Гегеля см. Жизнеспособна эстетическая система, развивающаяся с каждым художественным открытием; независимость - положения эстетики подчинены не идеологии, а научным требованиям. Ранее системообразующее значение имела категория «прекрасное см.
Ныне предмет эстетики расширился и эстетическая система уже держится не только на «прекрасном» его исключительное значение сохраняется: произведение должно быть прекрасным и доставлять эстетическое наслаждение. Для монистического основания современной эстетической системы потребовалась более широкая нежели прекрасное фундаментальная системообразующая категория - эстетическое. Эта категория иерархически высшая и включала в себя то общее, что присуще прекрасному, возвышенному см. Круг проблем У современной эстетики широкое и многосоставное проблемное поле. Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившейся от философии науки - эстетики, рассматривавшей мир природы в его эстетической значимости. Первые эстетические идеи древнегреческих философов были аспектом их натурфилософии Эмпедокл см. Вселенная, Космос, Природа трактовались как эстетические феномены. Эстетика искусства Начиная с Сократа см.
СОКРАТ в сферу эстетики входят человек и искусство - возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон см. Бахтин см. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1 эстетика нормативна и предписывает художнику правила Буало см. ТЭН Ипполит. Современная эстетика неприемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности.
Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, в той мере в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны - они исторически изменчивы. Когда Бетховен см.
В Москве прошла Неделя моды «Эстет» осень-2022
Значение слова эстет в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Кто такой эстет Что означает слово эстет Дата написания: 08. Такое случилось и со словами эстетика и эстет, которые пришли в наш язык из благодатной древней Греции. 1. книжн. поклонник искусства, ценитель изящного Признаться, я эстет — питаю слабость к женской красоте.
Эстетизм Эстет Эстетичный
Словарь Ушакова. Украшения Эстет со скидками! Огромный выбор изделий Эстет, возможность выбора в крупнейшем демонстрационном зале или доставка по всей России. 1. книжн. поклонник искусства, ценитель изящного Признаться, я эстет — питаю слабость к женской красоте. На днях в Ювелирном доме Estet состоялось фешенебельное, громкое событие fashion-индустрии. В рамках 22-го сезона прошла осенняя неделя моды Estet Fashion Week. В этой статье вы узнаете, что такое эстетство, какие виды эстетов существуют, как развить эстетический вкус и как стать эстетом в жизни.
Эстет ювелирный завод
презрительный эстет.». Но в космической систематике эстет-вид Papilionidae объединяет различные живые организмы, имеющие лишь внешнее сходство с земными парусниками, и их главными отличительными признаками являются большие, так называемые «вырезанные», крылья и их цветовая гамма. Дверные технологии ESTET превращают квадратные метры в уютный Дом, пространство в удобное и прекрасное Жильё.
Телеканал «Москва 24» в гостях у Ювелирного дома «Эстет»
Ювелирные изделия бренда На сегодняшний день этот ювелирный дом производит ежегодно более полутора миллионов украшений. Каждый год выпускается более трех тысяч новинок, а сотрудничество налажено более чем с восемью тысячами ювелирных магазинов по всей стране. Завод ювелирного дома считается крупнейшим в Европе, а в мире — третьим по величине. Такие результаты не могли быть достигнуты просто так. В основе успеха компании лежит внимательное и трепетное отношение к деталям. Ювелиры отбирают лучшие образцы камней для своих украшений, используя для этого услуги поставщиков со всего мира.
Кроме того, компания гордится тем, что наряду с инновационными технологиями в производстве все еще применяется ручной труд. В особенности это относится к изготовлению люксовых изделий. В арсенале компании есть также собственный комбинат по огранке, что позволяет производить бриллианты для украшений самостоятельно. Как люксовые, так и обычные изделия начинают свой путь с художественного отдела.
Уинстон Черчилль говорил: «Вкусы у меня простые. Я предпочитаю все самое лучшее». Лучшее эстету необходимо, чтобы душа пела, чтобы ощущать внутреннее спокойствие и удовлетворение. Он крайне зависим от людских оценок, хотя и старается демонстрировать безразличие к поддержанию своей значимости в глазах окружающих. Обычно эстет позитивно и оптимистично взирает на мир. Радостность и веселость делают его душой своей компании. В незнакомой обстановке он несколько зажат, закрыт и скован. С человеком, вызывающим у эстета неприязнь, он вообще не может общаться. Внутренне ранимый и скрытный, эстет предпочитает отмалчиваться о своих душевных передрягах и реальных неприятностях. Он миролюбив, дружелюбен, покладист и незлопамятен. Эстет уважителен к людям, что дает ему возможность легко доставлять приятное окружающим. Если большинство людей тяготеет к удовлетворению физиологических потребностей, эстет отдает явное предпочтение своим эмоциональным и интеллектуальным потребностям. Он алчен к произведениям искусства, к красотам природы. Он обожает комфорт и чувствует себя крайне неуютно в дисгармоничной среде. Дисгармония с собой и внешним миром может спровоцировать у него болезненные переживания. Эстет свободен от шаблонности и штампов. Он ярок и самобытен. Если работа не доставляет ему удовольствия, он превращается в саму неорганизованность и нерадивость. Истинный эстет не проявляет брезгливости к суровым реалиям жизни. В годы Первой мировой войны известный эстет Александр Вертинский проходил мимо госпиталя и увидел, как принимают партию раненых. Представьте, как удивились замученные врачи и сестры милосердия, когда богемного вида молодой мужчина бросился им на помощь. Не знаю, что им руководило в тот момент — минутное порывы или нечто большее, — но несколько часов подряд Вертинский носил раненых и помогал делать перевязки. Вертинский поступил медбратом в санитарный поезд. Назвался при этом брат Пьеро. За два года своей службы он сделал тридцать тысяч перевязок и одну операцию. Самостоятельно удалил пулю, хотя в подвижном поезде это было строго запрещено. Подобную операцию невозможно было сделать без специальных щипцов. В Вертинского щипцы были. Он их купил случайно. Просто потому, что ему понравилась их форма. По-декадентски изогнутая и очень хорошее название, корнцангом. Вертинский говорил, что ему нравилось стоять до упаду в перевязочной, не спать много ночей подряд. В этом была, конечно, какая-то доля позерства, необходимого мне в то время.
Они пишут стихи, рисуют, создают музыку. Всё, что они создают, отражает их внутренний мир, их поиск гармонии и красоты. Творчество для них — это способ самовыражения и самопознания. Эстет воспринимает мир через призму красоты. Они умеют находить вдохновение в обыденном. Их отношение к жизни привлекает к ним людей. Эстеты способны видеть необычное в привычном. Это делает их мир уникальным и целостным. Понимание эстетики помогает им в профессии. Вне зависимости от сферы работы, они приносят в неё чувство стиля, точность и гармонию. Благодаря этому, их труд высоко ценится, ведь они способны видеть то, что недоступно другим. Эстеты часто служат примером для подражания. Их стиль, образ жизни, взгляды вдохновляют окружающих. Они не стремятся навязывать своё мнение, но их пример побуждает других искать и ценить красоту вокруг. Живя в гармонии с собой и миром, эстеты добиваются внутреннего баланса. Это помогает им оставаться уверенными в себе, находить силы для преодоления жизненных сложностей. Их жизненная философия притягивает к ним людей. Эстетизм не ограничивается внешней красотой. Это стремление к гармонии души и тела.
В прямом значении - человек, получающий удовольствие от прекрасного. Но это слово часто употребляется в шутливом или презрительном варианте. Форма слова «эстетики» является множественным числом не только от слова «эстетик» , но и от слова «эстетика».
Значение слова «Эстет»
В Москве завершен 25-й сезон международной ювелирной недели моды «Estet Fashion Week». На подиуме свои коллекции одежды продемонстрировали дизайнеры из разных регионов России. «Эстет» производит ювелирные украшения и аксессуары: серьги, кольца, браслеты, подвески, колье, цепи, броши. Компания выпускает базовые коллекции драгоценных изделий под брендом Estet, премиальные под брендом Gevorkyan и лимитированные. В Викиданных есть лексема эстет (L182976). книжн. поклонник искусства, ценитель изящного Признаться, я эстет — питаю слабость к женской красоте.
Счастливые люди – сильный Эстет
В философском плане эта позиция находит свою кульминацию у Ницше: «Единственным законом является для нас эстетическая оценка», — пишет он. И добавляет: «Искусство, и ничего, кроме искусства! Именно оно позволяет нам жить, оно убеждает нас жить, оно подталкивает нас к жизни… В искусстве больше ценности, чем в истине… Искусство на службе иллюзии — вот наш культ» «Воля к власти», IV, 8 и III, 582. В этих словах выражена главная сущность явления, объясняющая, почему мы считаем Ницше эстетом.
Дизайнер — обладательница государственной премии за особый вклад в развитие культуры нашей страны. Александра Русская В показе Екатерины Дудиной, представляющей купальники для эстетических видов спорта, модели продемонстрировали костюмы многократных чемпионок Европы и мира по художественной гимнастике Дины и Арины Авериных. Актуальна не только классика и русская тема, в показах, как всегда, была много урбанистичного стиля, футуристичной геометрии, любви к приглушенным цветам или напротив, к чему-то яркому. Alla Couture В этом сезоне отдельно можно выделить два показа. Коллекцию бренда «Мечты Ангела» на подиуме представили солнечные дети.
Сами изделия бренда также создавались в коллаборации с юными дизайнерами с особенностями развития под руководством креативного директора, дизайнера Лилии Новиковой.
Главной целью коллекции стало сочетание эстетики и комфорта, а основными чертами образа коллекции — природная красота и подчеркнутая женственность. Ключевым в этот вечер стало дефиле новой коллекции салона «Кенгуру» от дважды обладателей Grand Prix фестиваля детского творчества Star Generation — воспитанников академии стиля Diamond kids. Показ традиционно прошел под руководством основателя, директора и художественного руководителя Елены Эпельбаум.
Эстетов от большинства отличает способность самостоятельно формировать свои взгляды и каноны красоты. И делают они это не до 5 лет, а всю свою жизнь. Все великие люди в мире искусства были эстетами. Более того, именно они сформировали культуру, в которой мы живём. Быть эстетом, значит, выделяться из серой массы. Эстетизм в литературе Яркое выражение эстетизм нашёл в литературе, где он является частью романтизма Первыми литературными эстетами являются братья Гонкур, Флобер и Готье, положившие начало течению. Продолжателями направления стали Уистлер, Бердсли, Уайльд, Пейтер. Эстетической литературе свойственны такие черты как манерность, стилизация, лёгкая ирония и изящество.
Эстетизм и эстеты — украшение нашей действительности. Каким станет общество, если каждый его индивид превратиться в эстета? Счастливым и гармоничным, созидающим и совершенствующим всё вокруг.
Портал правительства Москвы
Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Как делают Украшение начинается с идеи. Дизайнеры дома не просто ищут вдохновения в искусстве и природе. Они учитывают модные тенденции и покупательские предпочтения. Эскизы дизайнеров оцифровываются, и на 3D-принтере печатается мастер-модель. До 24 часов уходит на 3D-печать сложного ювелирного изделия.
По мастер-модели отливают каучуковые формы. С их помощью делают восковые копии украшения. Из копий собирают «елочки» для литья заготовок из металла.
По характеристике М. Бахтина, пикаро...
Самое сильное влияние на Уайльда оказали Пейтер и английские романтики. Многим обязан он Джону Рёскину и Уильяму Моррису. Общефилософская позиция Уайльда ясна. Он пишет: «Если рассматривать природу как совокупность явлений, лежащих вне человека, то люди в ней открывают лишь то, что они сами в неё привносят. У неё нет собственных замыслов» [12]. Мало кто из писателей и художников интересующего нас круга столь чётко решает центральный вопрос философии. Уайльд, как и Пейтер, — последовательный идеалист, склонный к агностицизму. Благодаря такой оценке действительность оказывается эстетически бедной. Только сознание человека привносит в природу и общество эстетические и иные ценности. Все это немало напоминает кантовский априоризм. По Уайльду, действительность в обыденном смысле слова хотя и может служить источником творчества, но этого крайне мало для искусства. Решающее значение тут приобретают условность и фантазия. Наиболее интересным и плодотворным явлением в истории европейского искусства и литературы Уайльд считает романтизм, а наиболее несовершенным — реализм и натурализм. Между ними английский писатель ставит знак равенства. Раз действительность почти ничего не значит для искусства, то каким же образом оно существует и развивается? Откуда оно черпает сюжеты, образы, своё содержание? На эти вопросы у Оскара Уайльда есть ответ: «В уродливый и рассудочный век искусствам приходится заимствовать сюжеты не из жизни, а друг у друга» [13]. Таким образом, возникает некая сфера, в которой обитает только искусство, и главной её характеристикой становится ненатуральность, искусственность, удалённость от действительности. Это и есть искусство для искусства. Процесс заимствования одними видами искусства у других тем и сюжетов всегда имел место, но когда эта тенденция абсолютизируется, содержание искусства основательно сужается и обедняется. Тем не менее и такая методология даёт положительные результаты: иные произведения эстетов вошли в сокровищницу мировой культуры. Если действительность почти непригодна для искусства, если искусствам приходится обращаться друг к другу за сюжетами и темами, то художнику ничего не остаётся, как стать художественным критиком, так как базой для его творчества выступают уже созданные произведения. Критика в данном случае понимается как существенная часть творческого духа. Эстетика Уайльда строится следующим образом. Сам О. Уайльд, безусловно, является критиком-художником. Создавая «Портрет Дориана Грея», он опирался на уже существующие литературные произведения. Среди них: «Шагреневая кожа» Бальзака, «Мельмот-скиталец» Ч. Не возникает сомнения в том, что Уайльд помнил и о «Фаусте» Гёте, где так ярко разработана тема заключения соглашения с дьяволом. Материал и впечатления были тщательно переработаны, пропущены через индивидуальность и талант Уайльда, и вот создана мрачная сказка о магическом портрете и его несчастном обладателе. Культ воображения, сказочности, неестественности приводит Уайльда к шокирующим выводам: он решает, что искусство обязано лгать. Он пишет: «Одной из главных причин, объясняющих на удивление пресный колорит современной литературы в большинстве её образцов, вне всякого сомнения, является упадок Лжи как искусства, как науки и как общественного развлечения» [15]. Ложь, ирония, фантазия, притворство — эти понятия хорошо характеризуют эстетское отношение к жизни и к искусству. Но это не пошлое и корыстное лганьё, это красивость и стильность, которые самоценны. Художник обязан лгать не ради обмана, а ради Красоты, она оправдывает всё. Одной из составных частей эстетизма является гедонистическая этика. Начало новому гедонизму было положено У. Уайльд почти дословно повторяет слова своего учителя: «Конечно, гедонизм этот будет прибегать к услугам интеллекта, но никакими теориями или учениями не станет подменять многообразный опыт страстей… Гедонизм научит людей во всей полноте переживать каждое мгновение жизни» [16]. В таком гедонизме, пожалуй, нет ничего упаднического или аморального, но, как уже было отмечено, удержаться на этих позициях довольно сложно. Сам Уайльд не останавливается на перечисленных выше принципах нового гедонизма, в конце концов он признаёт полную свободу субъекта и его право нарушать любые моральные запреты. Эстетическое и этическое, художественное и нравственное в эстетском гедонизме Уайльда совершенно независимы. Парадоксальным образом стремление соединить жизнь с искусством путём подгонки жизни под искусство приводит к смешиванию этики и эстетики. Но мы же знаем, что эстетизм строго разделяет области этического и эстетического! Дело в том, что такой разрыв невозможен. Если искусство не желает быть моральным, то оно становится «внеморальным» или аморальным. В сущности, «внеморальное» искусство тоже невозможно, так как отрицание определённой морали с необходимостью подразумевает её замену другой моралью. Эстет считает себя избранным, отличающимся от прочих; он тонкий ценитель красоты и её защитник. Ощущение избранности, инаковости порождает неординарные принципы поведения, новые моральные нормы, базирующиеся на эстетических ценностях. В ненависти Уайльда к викторианскому морализму надо отметить и положительную сторону, ибо освобождение искусства из-под ига дидактизма необходимо для раскрытия его эстетической сущности. Закономерный процесс самоотделения искусства от иных форм духовной деятельности у неоромантиков достигает первой зрелости, а завершается на наших глазах в новом тысячелетии. Философия эстетизма формировалась параллельно в разных странах. Взгляды Уайльда и Ф. Ницше служат удивительным примером конгениальности в данной области. Так, Томас Манн отмечал: «Нельзя не поразиться близким сходством ряда суждений Ницше с теми выпадами против морали, отнюдь не только эффектными, которые примерно в то же время шокировали и веселили читателей английского эстета Оскара Уайльда» [18]. Сходство разительно! Ницше и Уайльд очерчивают границы европейского эстетизма, каким он был в конце века. Границы, внутри которых заключено богатое разнообразие вариантов. Это разнообразие продолжает реализовываться и сегодня и далеко ещё не исчерпано.
Он ярок и самобытен. Если работа не доставляет ему удовольствия, он превращается в саму неорганизованность и нерадивость. Истинный эстет не проявляет брезгливости к суровым реалиям жизни. В годы Первой мировой войны известный эстет Александр Вертинский проходил мимо госпиталя и увидел, как принимают партию раненых. Представьте, как удивились замученные врачи и сестры милосердия, когда богемного вида молодой мужчина бросился им на помощь. Не знаю, что им руководило в тот момент — минутное порывы или нечто большее, — но несколько часов подряд Вертинский носил раненых и помогал делать перевязки. Вертинский поступил медбратом в санитарный поезд. Назвался при этом брат Пьеро. За два года своей службы он сделал тридцать тысяч перевязок и одну операцию. Самостоятельно удалил пулю, хотя в подвижном поезде это было строго запрещено. Подобную операцию невозможно было сделать без специальных щипцов. В Вертинского щипцы были. Он их купил случайно. Просто потому, что ему понравилась их форма. По-декадентски изогнутая и очень хорошее название, корнцангом. Вертинский говорил, что ему нравилось стоять до упаду в перевязочной, не спать много ночей подряд. В этом была, конечно, какая-то доля позерства, необходимого мне в то время. Вернувшись в Москву, Вертинский начал выступать. Он выходил на сцену в образе Пьеро и пел экзотические печальные ариетки. Изысканный костюм и густой грим создавали ему репутацию настоящего эстета эпохи декаданса. Истинный эстетизм проверяется необычной ситуацией. Борис Поляков описывает именно такую ситуацию, случившуюся в осеннем парке, по которому прогуливается «эстет»: «Эстет явно наслаждается осенними пейзажами, любовно глядя на осыпающуюся листву самых невообразимых оттенков: от бледно-жёлтых листьев тополя до бордовых многоугольников маньчжурского клёна. Наверняка мысли его сейчас витают в каких-то чудесных мирах, где торжествуют поэзия и музыка. Если это стихи, то непременно Пушкин, Бунин и иные представители русской словесности, прославившие оную повсеместно: «Унылая пора, очей очарованье…» Что может быть прекраснее поэзии, поэзии золотой осени. Разве что музыка. И музыка эта — несомненно, классическая — наверняка ласкает воображение Эстета. Мелодии Баха, исполненные на органе, одухотворяют даже пространство вокруг мужчины, и волшебство кажется реальным, волны неземных звуков плавно путешествуют в парке, заставляя сердце радоваться и ликовать. Эстет передвигается по дорожке медленно, но твёрдой поступью, как будто он находится на балу у некой знатной дамы, будто вот-вот грянет оркестр и он пригласит хозяйку, саму Осень, на мазурку. Или на вальс. А его зонт вполне может оказаться шпагой, признаком дворянского благородства. Несколько затуманенный великолепием взор Эстета падает на маленькую девочку, разгребающую веточкой кучку только что согребённых дворником листьев. Приятный голос Эстета произносит что-то вроде комплимента, уста выдают сдержанную, но милую улыбку, а пухлогубый малыш с торчащими белокурыми косичками в ответ показывает господину язык, ярко окрашенный недавно съеденной карамелью. Эстет умилённо смеётся, мамашка извиняющее улыбается — все счастливы.