Новости что такое сатирическое произведение

Сатирическое произведение – это произведение небольшого объема, направленное на высмеивание, обличение общественных явлений и людских недостатков. В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех.

Что такое сатира вообще и в литературе в частности

Они могут быть разделены на несколько поджанров, таких как политическая сатира, социальная сатира или литературная сатира. Примеры сатирических произведений: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — роман, в котором автор с помощью фантастических событий и мистических персонажей критикует советскую действительность. Сатирические произведения могут быть не только развлекательными, но и иметь глубокий смысл и политическую значимость. Они помогают нам рассмотреть социальные реалии с новой точки зрения, затронуть проблемы, которые пока что остаются нерешенными, и показать нам, насколько мы все-таки часто ошибаемся. Основные черты и стиль Сатирическое произведение — одна из форм литературного искусства, которая отличается особым стилем и целью. Сатира часто применяет острый и саркастический юмор для выражения критического отношения к различным аспектам общества и человеческой натуры.

Основные черты сатирического произведения: Ирония — одно из главных художественных средств сатиры. Авторы используют иронию для передачи своих мыслей и устанавливают противоречие между высказанным и подразумеваемым смыслом текста. Сарказм — форма критики, которая используется для острого и грубого выражения неодобрения или насмешки. Часто сарказм выражается через саркастические комментарии или негативные оттенки. Персонажи-символы — часто сатира создает узнаваемых персонажей-символов, которые представляют определенные типы личностей или общественные группы.

Это помогает авторам высмеивать различные стереотипы и поведенческие шаблоны. Аллегория — используется для передачи критики в скрытой или символической форме.

Слово «сатира» стало использоваться для обозначения произведения искусства, в котором осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. В сатирических произведениях часто используется такой художественный прием, как гротеск — сочетание фантастики с реальными, но сильно преувеличенными бытовыми жизненными явлениями. Сатира так и осталась «всякой всячиной»: она воплощается в самых различных жанрах, и та энергия смеха, которая ей присуща, делает ее грозным оружием. Вспомним строки Пушкина: Приди на мой призывный клич! Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!.. Среди сатириков именно Ювенал ок. Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе.

Общепризнанный законодатель литературных правил Буало 1636—1711 в своем теоретическом трактате в стихах «Поэтическое искусство» пишет, что жанр сатиры нужнее обществу, чем ода. Так мы утверждаемся в мысли, что в литературе существует жанр сатиры.

Автор, подобно андерсеновскому мальчику, первым не побоявшемуся заметить, что «король-то голый», указывает на общественное или моральное зло людям, к этому злу притерпевшимся и не желающим замечать, насколько оно аномально. Сатирик пытается как бы восстановить естественное положение вещей. Недаром долгое время главной задачей всякой сатиры считалось исправление нравов и искоренение социальных недостатков. Эта задача в большей или меньшей степени входит в цели сатирических произведений и нашего времени: таковы, например, рассказы Зощенко, сатирические стихотворения и пьесы Маяковского, современный газетный фельетон. Сатирика сравнивали даже с искусным хирургом, "срезывающим наросты и впускающим щуп в заразительные раны" Вяземский. А главное "горькое" его лекарство — правда. Он-то и отличает сатиру в литературе от других способов критического осмысления жизни. Особое сочетание эмоций автора - когда, осмеивая, он может сказать про себя: «В сердце о злонравных плачу» Кантемир.

Но какие бы чувства ни владели писателем, между ним и его героем всегда непроницаемая стена. Гиперболическая характеристика свойственна сатире разных эпох: и мольеров Тартюф, и щедринский Иудушка Головлев, и Мальчиш-Плохиш Гайдара, и Присыпкин, и Оптимистенко Маяковского - персонажи принципиально неполноценные, с резко «выпяченными» негативными чертами. Что такое сатира в литературе? Она как бы выводит своих героев на всеобщее обозрение, на сцену. Действия их и помыслы доводятся нередко до гротеска. Сатирическое сочинение, сатирическая трактовка характера, сатирический "укол" малым жанром - эпиграммой, пародией, басней - явления всегда остросовременные.

На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей. Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках. Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки. Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения. Получается, что сатира — это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству. Жанры сатиры Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа. Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки. Наиболее известные жанры сатиры: Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы: В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ. Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец — «Сатирикон» Петрония.

Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие

Его сатиры отличаются краткостью, стремительным развертыванием темы. Осетров, Поэзия вчера, сегодня, завтра. Язвительная, злая насмешка, резкое обличение. Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов [исправнику Коцу], понемногу и осторожно начинал переходить к сатире. Короленко, В дурном обществе. Смешное, искаженное подобие чего-л. Гоголь, Тарас Бульба.

Значительных успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними. Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др.

Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры? Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее.

В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм. Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую. В действенной борьбе с изображаемым комически объектом заключается социальная функция сатиры и смеха.

В этом ее отличие от иронии и юмора. От любых других форм комического сатира также отличается волевой направленностью, активностью и целеустремленностью. В смехе всегда присутствует отрицание. Вместе с ним поэтому звучат не менее сильно возмущение и негодование.

Иногда они столь сильны, что практически заглушают смешное или же оттесняют на задний план. Может ли сатира обходиться без комических приемов?

Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами.

Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются». Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано». Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити». Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты.

Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А. В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений. Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы».

У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В. Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе». И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной.

Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену. Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага.

Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «...

Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет! Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию! И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка. Три дни в черньцех, а семой манастырь.

Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других. Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити?

Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория.

На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в. В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной.

Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов. Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа. То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г.

Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр. Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот». Запретительные указы правительства с осуждением вспоминают «позорища» — разные виды народного театра, в том числе и кукольного, привлекавшие зрителей, между прочим, и сатирическими выпадами по адресу властей, господствующего класса. Другой способ сатирического изображения безудержной эксплуатации феодалами трудового парода — показ ее через ироническую характеристику, которую даст своему положению сам обездоленный труженик. Примеры подобной сатиры XVII в.

Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации. Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и.

Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой. В былинном героическом эпосе выработался в XVII в. Сказание о киевских богатырях по списку XVII в. Богатырское слово в списке начала XVII века. ГИМ, собр. Повести о Мамаевом побоище. Именно эта особенность народной поэзии XVII в.

Эти указы имели целью искоренить «бесчинства», мирские забавы», т. Социальная острота, антикрепостническая направленпость народной сатиры XVII в. В начале XVII в. Самый дух «подметных писем» и патриотических воззваний этого времени с наибольшей ясностью усвоен литературной «Новой повестью о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», а сатирическая направленность обличений господствующего класса в народной публицистике отражена в осудительных характеристиках феодалов, которым уделил много места неизвестный автор «Сказания кних ради грех попусти господь бог праведное свое наказание и от конец до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядены быша». Автор «Новой повести» не случайно тщательно скрыл свое имя, как скрывали его и составители «подметных писем», не случайно придал своему памфлету против правительства «семибоярщины» форму этого вида подпольной народной литературы. Сатирическая острота этого памфлета сосредоточена в едких характеристиках предателей и изменников из господствующего класса, в язвительных насмешках по адресу короля Сигизмунда и польской шляхты, хозяйничавшей в Москве. Каламбур — одно из излюбленных средств автора, когда он выражает свое презрение, негодование, описывая поведение пособников оккупантов.

В его изображении московские власти «славою мира сего прелстилися, просто рещи подавилися и к тем врагом приклонилися и творят их волю. А сами наши земледержьцы, яко же и преже рех — землесъедцы... XIII, вып. Л, 1925, стлб. В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках. Автор иронически изображает состояние Сигизмунда, нетерпеливо ожидающего осуществления своих замыслов: «... Он, как жених, которому невеста не дает согласия, стремится подкупить «сродников и доброхотов невестиных», т.

Однако современникам и не было необходимости называть их имена: предателей-«земледержцев» знали хорошо. Есть основание предполагать, что Сигизмунд, против замыслов которого направлена «Новая повесть», знал ее и пытался оправдаться в тех обвинениях, которые здесь были высказаны против него.

Произведение искусства чаще — литературы , в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности. Сатиры Ювенала. Сатиры Салтыкова-Щедрина. Васильев] знает законы осмеяния и умело, талантливо ими пользуется. Его сатиры отличаются краткостью, стремительным развертыванием темы. Осетров, Поэзия вчера, сегодня, завтра. Язвительная, злая насмешка, резкое обличение. Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов [исправнику Коцу], понемногу и осторожно начинал переходить к сатире.

Короленко, В дурном обществе.

Значение слова «сатира»

От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру. сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику.

Что такое сатирическое произведение

Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. Примеры сатирических произведений. Примеры сатиры в произведениях. Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • Как найди сатирическое произведение
  • Определение сатиры – что это
  • Ключевые слова
  • Из истории жанра сатиры
  • Что такое сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры | Гид по Китаю
  • Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя

Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие

Сатирические романы – это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением понятия «сатира», анализируются основные приемы создания сатирического пафоса в художественных произведениях. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса.

Содержание

  • Особенность жанра
  • Вы точно человек?
  • Сочинение Нужны ли сатирические произведения?
  • Основные особенности сатирического произведения
  • Что такое сатирическое произведение

Сатира как прием

  • Писатели-сатирики и их роль в обществе |
  • Что такое сатирическое произведение
  • В чем разница между Сатирой и Фарсом
  • Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий