Кантата стала одним из главных жанров барочной музыки, объединяющим хоровое, инструментальное и вокальное искусство. С начала XVII века до конца XVIII, кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких сольных инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки[1]. Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Кантата – одна из наиболее известных и интересных форм вокальной музыки. один из популярных жанров вокально-инструментальной музыки.
ЧТО ТАКОЕ ОРАТОРИЯ, КАНТАТА И ДРУГИЕ ХОРОВЫЕ ПЬЕСЫ.
Кантаты религиозного содержания получили наибольшее развитие в лютеранской Германии. У одного только Иоганна Себастьяна Баха их было несколько сотен. Писал он их к каждому празднику, но сохранилось их не так уж много, всего около двух сотен. Духовные кантаты И. Баха очень разные. Среди них есть произведения для одного или нескольких солистов с оркестром, для солистов, хора и оркестра, только для хора. Великий немецкий композитор оставил и несколько светских кантат, наиболее известные из которых - "Кофейная" и "Крестьянская". Значительный вклад в развитие этого жанра внес и Г. Телеман, Немало прекрасных кантат принадлежит перу В.
Он занимался этим жанром преимущественно в последние годы жизни. В Германии были чрезвычайно популярны и светские кантаты.
Он написал несколько сотен духовных кантат, в которых использовал различные составы солистов, хора и оркестра. Бах также создал несколько светских кантат, известных как "Кофейная" и "Крестьянская". В советской эпохе кантаты были особенно популярными в России, в то время как на Западе они уже почти не писались. Советские кантаты часто имели ярко выраженный идеологический характер и использовали большие хоровые составы. В некоторых случаях трудно было отличить кантату от родственной ей оратории. Он имел различные формы и характеры в разных странах и эпохах.
Определение и назначение оратории Оратория имеет свою собственную структуру и особенности, которые отличают ее от других жанров.
В отличие от оперы, оратория не содержит сценического действия и театрального представления. Она является скорее вокально-симфонической композицией, где ведущую роль играют музыка и словесный текст, служащие для передачи эмоций и идей. Основное назначение оратории заключается в том, чтобы передать различные философские, религиозные или исторические идеи, а также повествовать об эпических событиях. Композиторы используют ораторию в качестве прекрасной формы для выражения глубоких эмоций и показа драматических событий. Оратории часто подразделяются на религиозные и мирские. Религиозные оратории, такие как «Мессия» Генделя, передают религиозные и богословские идеи, рассказывают истории из Библии или религиозные легенды. Мирские оратории, например «Создание» Йозефа Хайдна, рассказывают о природе, истории или философии. В обоих случаях оратории имеют сильное эмоциональное воздействие и могут вызывать сильные чувства у слушателей. Различия между кантатой и ораторией 1.
Формат исполнения: Кантата представляет собой музыкальное произведение, которое обычно исполняется оркестром, хором и солистами на сцене концертного зала или церкви. Оратория, в свою очередь, чаще всего исполняется в концертном зале, и нет необходимости в сценическом действии. Время исполнения: Кантата обычно имеет более короткое время исполнения, чем оратория. Обычно ее длительность составляет 20-30 минут. Оратория, напротив, может требовать нескольких часов для исполнения, так как она часто включает множество арий, хоров и рекитативов.
Орф написал его в 1935—1936 годах на собственное либретто по текстам немецких и латинских светских песен XIII века. Сам композитор называл это произведение мирским песнопением для солистов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене. Кантаты на историческую тематику создавал советский композитор Сергей Прокофьев. Например, кантату «Александр Невский» для хора, меццо-сопрано и оркестра Прокофьев написал для одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. В процессе работы композитор тщательно изучал материалы о Ледовом побоище, музыку Древней Руси и католические гимны Средневековья. Однако он не стремился воссоздать музыку XIII века, а осовременил ее. Тексты для кантаты написали поэт Владимир Луговской и сам Прокофьев. Иоганн Себастьян Бах.
Что такое кантата музыка 5 класс
(итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки. В оперных кантатах музыка сопровождает действие и развитие сюжета, арии и речитативы раскрывают эмоциональную сторону драматической ситуации. В Викиданных есть лексема кантата (L114847). Кантата (ит. cantata), буквально "пьеса для пения", подобно тому как ближайшее значение слова соната в сущности — пьеса для инструмента.
Что такое кантата в музыке 6 класс
Кантата (итал. cantata, от cantare – петь), музыкальное произведение для певца-солиста (одного или нескольких) и/или хора в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. Кантата — (итальянск. cantata) принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Кантата – это своеобразное сплетение музыки, слова и эмоций, создающее чувство гармонии и полноты выражения. песня, петь) - это музыкальное произведение исполняемое в жанрах вокальной и инструментальной музыки предназначенное для большого хора, отдельных солистов или оркестра.
Кантата — что это такое в музыке для детей 3 класса
Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Что такое кантата в музыке: история, особенности и жанровое многообразие. Итак, кантата имеет значение в современной музыке как средство для сохранения и развития классической музыкальной традиции, а также для передачи определенных идей и эмоций.
Что такое кантата и оратория в музыке
Композиторы по стилям/Кантата — Викиверситет | Кантата – это своеобразное сплетение музыки, слова и эмоций, создающее чувство гармонии и полноты выражения. |
Кантата: значение музыкального термина | Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. |
Кантата — Энциклопедия | Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. |
Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра | (итал. cantata, от cantare – петь) – обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально-инструментальной музыки. |
Что такое кантата в музыке
(итал. cantata, от cantare – петь) – обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата (итал. cantata, от cantare – петь), музыкальное произведение для певца-солиста (одного или нескольких) и/или хора в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. это музыкально-театральный жанр музыки, в котором музыка совмещается с танцем. песня, петь) - это музыкальное произведение исполняемое в жанрах вокальной и инструментальной музыки предназначенное для большого хора, отдельных солистов или оркестра.
Что такое кантата в музыке 6 класс
Речитативы являются своеобразной формой музыкальной декламации, в которой солист выражает слова текста с определенным ритмом и интонацией. Хоры в кантате выполняются группой певцов и передают коллективное выражение уверений и идей. Кантаты были очень популярны в эпоху барокко и раннего классицизма, особенно в Германии. Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах является одним из самых известных авторов кантат. Его музыкальные произведения, такие как «Рождественская оратория» и «Пасхальная кантата», стали классическими образцами жанра.
Особенность кантаты заключается в том, что она является концертным произведением, предназначенным для исполнения на концертах и церковных службах. Кантата может быть посвящена религиозной или мирской теме, и ее исполнение обычно требует наличия хора, оркестра и солистов.
Главная цель алхимии — нахождение так называемого «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и т. Алхимики внесли вклад в развитие получения ценных продуктов, а именно минеральных и растительных красок, стекла, эмали, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов, а также в разработку некоторых приемов лабораторной техники перегонка, возгонка и др.
Жанр торжественной лирики в русской поэзии 18 — начала 19 вв. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью. Торжественная хоровая песнь.
В первой половине XVII ст. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением.
Иоганн Себастьян Бах , от которого сохранилось более 200 его кантат, внёс заметный вклад в этот жанр [3]. Верстовского первая — на стихотворение Пушкина , другая — на либретто Ю. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай» [4]. Вяземскому от апреля 1824 года просил передать композитору «усердный поклон». Через несколько месяцев Пушкин посылает Вяземскому нотную запись цыганской песни «Старый муж, грозный муж», которую услышал в Бессарабии, и просит показать её композитору. Брюллова, вернувшегося в Россию после пятнадцатилетнего пребывания за границей. После Одессы, где, приветствуя прибывшего из Константинополя художника, М.
Воронцов вдохновенно говорил об уважении и благодарности, которые каждый русский чувствует к творцу «Последнего дня Помпеи», Брюллову отдавала дань восхищения Москва. Сначала распорядитель обеда, директор Московского художественного класса Михаил Федорович Орлов, предложил тост за государя императора, затем подняли бокалы за здоровье знаменитого живописца. Тогда и прозвучали эти стихи, положенные на музыку А.
Что такое контакта в музыке
Несмотря на то что репертуар последней довольно хорошо изучен, имеющиеся концепции жанра и использование термина «кантата» в научной литературе и в муз. Результатом этого стала реформа нем. Ноймайстером, автором 9 годовых циклов кантатных либретто - лит. Главным новшеством 1-го из годовых циклов, опубликованного сначала отдельными тетрадями 1700 , а затем целиком Neumeister E. Geistliche Cantaten, statt einer Kirchenmusic. Die allerneueste Art, zur reinen und galanten Poesie zu gelangen. Hamburg, 1707. Радикально новаторские либретто были положены на музыку вайсенфельсским придворным капельмейстером И.
Кригером; и хотя ни одно из 79 его сочинений на стихи Ноймайстера из данного цикла не сохранилось, известно, что почти все они были написаны для солистов, без участия хора. Однако в дальнейшем Ноймайстер занял более гибкую позицию и отказался от копирования жанра сольной К. Gotha, 1711; idem. Eisenach, 1717 2 , наряду с мадригальной поэзией для арий и речитативов присутствуют фрагменты библейского текста и строфы лютеран. Практика смешения текстов сама по себе была традиционна для музыки протестантов, однако в данном случае ее следствием стало большое разнообразие муз. Положенный на музыку Телеманом цикл 1711 г. Так, И.
Бах, познакомившись с творчеством Ноймайстера и написав на его тексты в общей сложности 5 произведений церковные К. Хотя исходный замысел Ноймайстера состоял в подражании К. Поэтому как муз. В частности, И. Маттезон в трактате «Совершенный капельмейстер» отстаивал жанровую чистоту К. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg, 1739.
Далее теоретик в полемике с теми, кто причисляли к К. В этом контексте неудивительно, что И. Бах именует К. Эти произведения действительно отвечают жанровым критериям сольной К. В большинстве случаев композитор никак не обозначает собственные произведения церковного проприя согласно уставам, они именуются понятием Haupt-Musik, т. При этом из 74 случаев, когда Бах все же дает жанровое обозначение соответствующим произведениям, 64 раза фигурирует слово «концерт» Concerto : композитор называет весь цикл по жанру его 1-й части pars pro toto ; подобным же образом нередко поступали и др. Тем не менее за отсутствием общепринятого аутентичного обозначения для «главного сочинения» церковного дня в протестантской музыке 1-й пол.
К тому же за ним стоит более чем полуторавековая традиция, восходящая ко времени публикации «старого» Полного собрания сочинений Баха Bach J. Эта практика прижилась и была существенно расширена: сначала К. Чтобы обозначить стилевые и жанровые изменения, происшедшие на рубеже 2 столетий, нем. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Расширительная трактовка жанра нем. С одной стороны, благодаря ей история протестант.
С другой - в построениях ученых присутствует «бахоцентризм», есть тенденция искать произведения в жанре К. В результате история протестант. Смешение текстов разного характера проза, поэзия и происхождения библейские фрагменты, традиц. На этом основании ученые выявляют «кантаты» и «подобные кантатам» kantatehafte сочинения у композиторов XVII в. Возникает стройная, однако не вполне соответствующая действительности классификация «старой» К. На 1-м уровне находятся произведения, в к-рых использован лишь 1 текстовый источник: библейская или иная проза концерты , традиц. На 2-м - сочинения, в к-рых сочетаются 2 вида текстов и соответствующие им «простые» муз.
К 3-му уровню классификации относятся многосоставные К. На первый взгляд, представленные типы К. Однако, напр. Букстехуде изучение к-рого в свое время оказало большое влияние на общие представления об истории церковной К. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Dietrich Buxtehude. Wiesbaden, 1974. Аналогичную картину можно наблюдать и в творчестве др.
В музыке этого времени фактически отсутствуют устойчивые и широко распространенные формы концертно-хоральной и хорально-ариозной К. В свою очередь многосоставные «смешения» довольно нестабильны и далеко не всегда имеют хорошо расчлененную многосекционную форму, вслед. Феномен концертно-ариозной К. Во-первых, подобное сочетание отвечает многовековой практике тропирования см. Троп : библейские тексты, на которые обычно пишутся концертные разделы, комментируются и разъясняются «живым» словом совр. Во-вторых, концерты располагаются, как правило, в начале и в конце сочинения и, будучи исполнены tutti, создают обрамление арии, строфы которой часто поются солистами или небольшими ансамблями. Подобный тип композиции, логичный и эффектный, прослеживается в XVII в.
На этом примере видно, что композиторы XVII в. Так, строфы обработок лютеран.
В данной статье вы узнаете историю появления кантаты, ее основные характеристики и отличия от других музыкальных произведений. Рассмотрим наиболее яркие примеры этого жанра и композиторов, внесших наибольший вклад в его развитие. Первоначально под кантатой понимали любое вокальное произведение для одного голоса в сопровождении басового инструмента, в отличие от инструментальной сонаты. По мере становления и развития оперы, кантата также эволюционировала - в ее состав стали включаться хоры, речитативы, арии и дуэты. Основоположником кантаты как самостоятельного жанра считается итальянский композитор Джакомо Кариссими, творивший в первой половине XVII столетия. Выдающийся немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал огромное количество кантат духовного содержания, предназначенных для исполнения во время богослужения. Бах вывел кантату на новый уровень художественного совершенства, обогатил ее выразительные возможности.
Появились кантаты, посвященные торжественным событиям, юбилеям, коронациям. Композиторы обращались к сюжетам из античной мифологии, истории, литературы. Так кантата превратилась в самостоятельный крупный вокально-инструментальный жанр. Основные характеристики жанра кантаты Кантата представляет собой крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Обычно кантата состоит из нескольких контрастных частей, объединенных общим сюжетом или идеей. В отличие от оперы, кантата не предназначена для сценического воплощения. Для кантаты характерно сочетание различных вокальных и инструментальных жанров - арий, речитативов, хоров, увертюр, инструментальных пьес. Хоровые номера чередуются с сольными, что позволяет воплотить драматургию произведения, передать развитие действия и эволюцию образов. В отличие от оратории, в кантате больше лиризма, сольные номера носят более обобщенный характер.
Баха и Г. С сер. Баха, И. Кирнбергера, аббата Фоглера и др. Рейхардта «Прометей», «Ганимед» на тексты И.
Гёте , от которых прямые пути ведут к развитым формам шубертовской песни. Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой франц. Много произв. Керубини, Э. Мегюль, Ж.
Лесюэр, Ф. Жанру К. Бетховен, написавший К. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов на сл. Шиллера по существу также является кантатой.
В творчестве композиторов-романтиков 19 в. Ими созданы лишь отд. В этих и подобных им К. Многие хор. Намечается понимание К.
Хиндемита, сочинения Й.
В Франции кантаты были известны как «кантаты на смерть», исполнялись на похоронах значимых личностей или важных событиях. В России кантаты писались для королевских и императорских празднеств, включая передвижное театральное шоу «Кантаты на воде». Однако, она остается важной частью истории музыки и вдохновляет современных композиторов создавать новые произведения в кантатном стиле.
Жанры и особенности кантаты музыки Кантата — это музыкальное сочинение, которое имеет свои особенности в жанровом и структурном плане. В зависимости от своего назначения, кантаты можно разделить на несколько основных жанров: Религиозные кантаты: эти кантаты предназначены для исполнения в церковных церемониях и обычно имеют религиозную тематику. Они могут быть написаны на латыни и рассказывать о библейских событиях, либо быть написаны на народном языке и отражать религиозные чувства и настроения верующих. Светские кантаты: эти кантаты не имеют прямого религиозного содержания и могут рассказывать о различных сюжетах и темах.
Они часто исполняются в концертных залах и могут содержать в себе элементы театральности и драматизма. Вокально-инструментальные кантаты: эти кантаты отличаются использованием не только вокала, но и инструментов. Они могут состоять из сольных песен с аккомпанементом, а также из ансамблей и хоровых номеров. Особенности кантаты музыки связаны с ее структурой и композицией.