Новости что значит сакральный

сакральный (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. Данная трактовка особенно значима в контексте учета элементов сакрального в ходе исследования имиджевых технологий, агитационно-пропагандистских материалов и актуализации основных идеологий. Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др.

Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?

Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. Так, наиболее значимым является выявление сакрального как связи между человеком и Богом, между человеком и миром. Значение слова «сакральный» в научном аспекте. Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». в широком смысле означает посвящённое потустороннему, мистическому, небесному, божественному, религиозному, то есть очень сильно отличающееся от обыденных явлений, понятий, вещей.

Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?

Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Можно сказать с этого времени Россия стала оформляться как сакральное государственность, появилось словосочетание Сакральная Русь. Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. САКРАЛЬНЫЙ. священный, связанный с верой, относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный (см. Ритуал).

Значение слова "сакральный": определение, происхождение, примеры и использование

В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека - сложенные на груди или вскинутые к небу руки, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко - характеристики внутреннего содержания личности?

Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. Что такое Сакральное? Значение слова «Сакральное» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Сакральное от Лат.

Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. Для слав. В картине мира С. В аксиологии С. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С.

Убеждение в существовании С. В религии С. Отто в классич. В религ. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность.

Будучи для религ. Поэтому в контексте религиозной культуры С. Уже в древних культурах к восприятию С. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С. Обособленность С.

При этом, однако, религ. Поэтому при описании С. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С. Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А.

Евхаристия: Таинство Царства. Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Святость и святые в русской духовной культуре. Les formes elementaires de la vie religieuse.

Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G. Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R. Mysticism, Sacred and Profane.

Забияко Раньше женщины вкладывали особый сакральный смысл в свои повседневные дела. Может быть, поэтому семьи были гармоничнее и крепче, а люди здоровее и счастливее? Так женская энергия, которую, как известно, впитывают наши волосы, восстанавливается. Женщина с длинными волосами имеет очень сильную энергетику, и способна создать "обережный круг" для любимого мужчины. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы.

У славян существовала такая традиция. Такое зелье станет нектаром, и сможет напитать и исцелить не только тело, но и душу. Если женщина готовит наспех, суетясь, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то муж не захочет с ней длительных отношений. Если же она вкладывает в этот процесс всю свою душу, готовит не спеша, и ее блюда всегда разнообразны, значит, и семейная жизнь будет долгой и интересной. Замешивая тесто можно медитировать на сплочение отношений между членами семьи.

И тогда в ней он действительно станет способен достигать любых высот. И дом наполняется светом вашей любви, радостью и волшебством. Благоприятно очищать дом пламенем свечи, открывать окна, для свободного движения воздуха, жечь благовония, делать влажную уборку и выращивать цветы. Тем самым вы заручаетесь поддержкой всех стихий, и обретаете защиту. Ко всем делам относитесь как к ритуалу, наделяя его особым сакральным смыслом.

Именно в таких внешне незаметных деяниях женщины и проявляется ее истинная, магическая сила. И счастье приходит к ней в виде душевной гармонии, успешного любящего мужа, здоровых умных детей, дружной и крепкой семьи. Сакраментальное - освященное, святое, заветное. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни.

Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью. Символом сакрализации выступает освящение, т. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Помимо теологического понимания С.

Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического эгоистического существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни.

Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту. Система сакрализации состоит из.

На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения.

Это понятие стремится выявить те общие и универсальные особенности понимания начал бытия, которые можно выявить из сравнения самых разнообразных духовных учений, культовых практик и многовековых традиций. Сакральное противопоставляется мирскому профанному , понимаемому как нечто вторичное, второстепенное и, прежде всего, управляемое человеком, подвластное ему. Исторически те или иные явления или предметы получали сакральное значение или сакрализовались и лишались этого значения или десакрализовывались.

Наглядный пример такого обращения через «встречу с неведомым» был в шутливой форме великолепно сыгран Андреем Мироновым в известной кинокомедии «Бриллиантовая рука» в эпизоде, когда, оказавшись в открытом море, его герой вдруг видит явление «хождения по водам» мальчика, находит у себя нательный крест и начинает следовать за «мессией», пока, опять же, вдруг не осознает истинную причину видимого «чуда»… Серьезную постановку этой проблемы мы встречаем у Андрея Тарковского в его всемирно знаменитом «Сталкере», где видимых чудес вообще не происходит. Здесь, однако, очевидно творится чудо приближения обретения смысла самого бытия личности в мире, высвечиваемое посещением мира Зоны, которым тоже невозможно манипулировать.

И притом, по идее, это рабство добровольно и составляет долг каждой личности, — раз уж ты не можешь откупиться от святого формально. Ты должен Богу все, он тебе — что захочет благодатью. Причащение ему возможно, но это — именно — таинство, некий потомок табу; наследник жреца — священник... Сила, не сосредоточенная в чем-то одном, а значит, сколь ни великая и ни пронырливая, но не всемогущая и не всеведущая, — которую можно и перехитрить. Не пойман — не вор.

Сила, проникающая собою все, естественно всемогуща и всеведуща... Хотя, опять же, есть сатана, затыкающий дыры в этом всемогуществе и всеведении. Грех — служение сатане. Сила, неразличимая с понятием власти: имеет власть фетиш, имеет ее идол, имеет власть вмешиваться в дела сего мира, иногда каверзить, иногда и делать добро, бог. Имеет ту же самую сакральную власть и вождь, изначально бывавший и жрецом; фараон — бог, Цезари — божественные. Сила, уже почти воспринимаемая как нечто не насилующее наши тела и души, а объективно-ценное, самоценное для нас, — нечто сливающееся с понятием ценности. Хотя и власть, заставляющая архаичного человека убеждаться в своей принудительной самоценности для него — еще, для него, святыня.

От начала времен был Бог и только Бог... Почему всегда его образ маячит во всякой, даже монотеистической вере, не признающей иных мистических сил, кроме силы святой — кроме Бога? Последний воплощает все небожеское в Божьем мире, все, чего будто бы и быть не должно, и что поэтому легче назвать, чем определить. Итак, возникающий вместе с благим Богом, как его тень, сатана — — темная, нечистая, злая сторона сакральной силы, противостоящая ее святой светлой, пречистой, доброй стороне. Сакральный дух зла. Черт в этом понимании — обыденная теодицея, решение главного религиозного вопроса. Но как быть с тем, что Бог всемогущ?

Для примитивного сознания загадки тут нет, наличием сатаны могущество Бога, как силы сакральной, отнюдь не отрицается, ведь и сатана сакрален — есть его же, Бога, «падший ангел». Если мы не язычники, то за ангелами не можем признавать самостоятельного существования... Что черт в расхожем понимании — тот же слуга божий, его собственная темная сторона, видно из того, что на него даже возложены Богом кое-какие обязанности, — черти в аду вроде палачей. Это тот же профос так назывался исполнитель наказаний в царской армии , осмысленный как презренный и ненавистный «прохвост», но без которого все-таки нельзя. Как всякий холуй, тайком он готов и напакостить своему хозяину сбивая с панталыку его рабов или внося элементы хаоса в божий мир — это он мстит, видимо, за свое унижение, — только оттого не перестает быть его холуем... Но есть и принципиально иное понимание. Сатаны самого по себе нет, как нет самого по себе небытия.

Могут отсутствовать предметы, но само отсутствие, как бы ни было заметно, не есть предмет; добро в событиях, поступках или иных душах может явно отсутствовать, и вот это отсутствие — изъян, недостаток, пустое место, где должно было бы что-то быть — мы и называем злом. Вспоминается забавная присказка — «полное отсутствие всякого присутствия». Этакий убедительный пшик. В общем, «сатана» — именно в кавычках — — это абстракция «небытия», или, говоря понятнее, само ничтожество. Духа зла, противостоящего духу благому, не существует. И это тоже, своего рода, гуманистическая теодицея. Низость или глупость могут определять в этом мире многое, могут, кажется, его и погубить — как уже едва его не погубили фашизм и коммунизм — и все же оттого не перестанут быть лишь низостью или глупостью; зло может торжествовать, то есть за случайностью, недомыслием, бездушием и моральным ничтожеством может оказаться и сила превосходящая — увы, — но сила эта не сакральна, достойна сама по себе лишь презрения, и нашей воли к добру самые сокрушительные поражения, нанесенные ею, никак не затрагивают: «не в силе Бог, а в правде»...

Два противоположных мироощущения — архаичное дуалистическое которое без достаточных оснований сейчас еще назовут, пожалуй, религиозным и культурное, гуманистическое — могут быть представлены как разные трактовки понятия сатаны. Итак — Дух зла существует Духа зла не существует Но Бог, благой дух, один. Выходит, не наш бог — то есть понимаемый хоть каплю иначе — уже сатана. Пусть в теории верующие, как будто, так далеко не заходят, в их психологии и на практике получается именно так. Подозрительность к чужой вере выглядит в точности как страх невидимого и коварного духа — она сакральна, внеразумна. Ну кто, скажем, из знакомых вам православных помнит, что отличается от католиков признанием «филиокве» «и от Сына» — то есть, что Святой Дух исходит не только лишь от Бога-Отца ; а если кто и помнит, как тут без Аверинцева разберешься, в чем разница! Но что в костеле что-то не так, и лучше там не показываться — это ощущает каждый православный уже своей православной душой.

Со своей стороны, так и черта должно корчить от ладана.

Происхождение слова «сакральный» Слово «сакральный» имеет латинские корни и произошло от слова «sacralis», которое, в свою очередь, образовалось от «sacer». В переводе с латыни оно означает «священный». Также в античные времена это слово употреблялось в значениях «божественный», «небесный», «потусторонний».

Понятие «сакральный» стали использовать ученые, чтобы описывать религиозные явления вне зависимости от конкретной религии. Таким образом, «сакральный» - более широкий термин по сравнению со «священным». Последнее относится только к одной религии, а «сакральный» может описывать любые религиозные аспекты, включая язычество. Чем «сакральный» отличается от «священный» и «святой» «Священный» и «святой» - термины, которые используются в рамках конкретных религий.

Они относятся к предметам, людям или понятиям, которые почитаются последователями этой религии. Он может применяться к любым религиозным аспектам, в том числе к язычеству, мифологии и древним верованиям. Таким образом, «сакральный» выступает как научный термин, позволяющий описывать различные проявления религиозности в культуре человечества.

Сакральность это простыми словами

Большое значение уделено мифологии народов России. В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора. Цитаты для словаря отобраны таким образом, чтобы максимально полно продемонстрировать употребление Лемом того или иного слова. Словарь и путеводитель будут полезны всем интересующимся творчеством фантаста.

Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть.

Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее. Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости».

Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум. Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал , что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого».

Чтобы избежать оценочных трактовок, Отто ввел для религиозного опыта категорию нуминозного. Это прикосновение к чему-то настолько далекому от обыденного, что ни одно из «земных» ощущений не может сравниться с ним в полной мере. Нуминозное, согласно Отто, сочетает в себе моменты ужасающего tremendum , всемогущего majestas , «энергийного» то есть того, что позволяет говорить о Боге как о мировой воле — «совершенно иного» mysterium. Постигнуть такую силу невозможно, потому что она находится вне нашего рацио, однако ее присутствие ощущается, создает эффект таинственности, вызывает ужас и восторг. Искусство и эстетически прекрасное Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве.

Или же через произведения, предназначенные для того, чтобы быть предметом почитания и поклонения например, иконы и храмы. Разделение эстетической и сакральной функций вообще оформилось не так уж давно — на протяжении большей части человеческой истории они представляли собой одно целое. Но с точки зрения философии культуры особенно интересны взаимоотношения самих этих понятий. В эстетической науке существует категория возвышенного, которая связана с переживанием чего-то невероятно значимого, огромного и необъятного. Это предмет наслаждения, выходящий за пределы прекрасного.

В «Критике способности суждения» Кант определяет его das Erhabene как нечто великое, порой обладающее силой и динамикой. В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх. Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство. Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное.

И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно. Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем. Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной.

Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис. Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия. А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения. Подобное переживание прорывает оболочку одиночества, нарушая границы, как совместная ритуальная практика, оргия или насилие.

Замкнутые в субъективном мире атомарные человеческие существа, погружаясь в общее эстетическое переживание или делясь своим искусством, получают возможность проткнуть оболочку одиночества в бытии. По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития маленького дионисийского акта люди часто стремятся найти собутыльника. Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт. Сакральная социология Новейшего времени Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места.

Источник: «Биологический энциклопедический словарь. М … Биологический энциклопедический словарь Сакральный — лат. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б. Связанный с религиозным обрядом; обрядовый, ритуальный.

Сакральное могло быть источником не только блага, но и «скверны». Например, сакральным т.

Источником скверны мог считаться человек, возвратившийся из путешествия или военного похода, т. В архаичных верованиях «нечистым» считалось все, что было связано с кровью, болезнью и смертью - нечистым не столько в гигиеническом смысле, сколько в смысле сосредоточения вредоносной силы, негативного сакрального. На избавление от скверны, нечистоты были направлены специальные ритуалы очищения, повседневная жизнь архаичных общностей была организована так, чтобы не допустить осквернения. Архаичные религии содержат множество запретов, касающихся пищи, одежды, взаимодействия с другими людьми, нарушить которые означает «оскверниться». Даже сегодня христиане, соблюдающие пост, боятся «оскоромиться», съесть запрещенную во время поста пищу, мусульмане и иудеи не едят свинину, так как свинья - нечистое животное. Все современные религии. Правда, статус этого нечистого различается.

В иудаизме, исламе, христианстве нечистое, запретное не считается сакральным, священным. Но это примеры уже довольно поздних религий, переживших долгую эволюцию. Чем архаичнее верования, тем заметнее изначальная связь сакрального и нечистого. Между собой они для нас схожи не больше, чем голоди изобилие, сон и бодрствование. И все же характерной чертой любой первобытной религии оказывается отсутствие четкого различения священного и нечистого».

Сакра́льный

Сакральное в теологии означает подчиненное Бо­ гу. от латинского sacer, что значит «священный». Значение слова «сакральный» простыми словами Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»?

Значение слова САКРАЛЬНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка

Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. это наше восприятие священного, одно из бесчисленных разновидностей пережитого или переживаемого человеком опыта сакрального. Сакральный смысл герба нашего Российского. происхождение: Лат. sacrum — священный. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. Происхождение (этимология) и значение слова сакральный. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий