Новости когда колядуют на рождество

Коляда, коляда, Накануне Рождества! Близится большой праздник – Рождество (рождение) молодого Божича – Солнца-Коляды. колядки на Рождество Колядование – это один из самых древних славянских обрядов. Детские колядки на рождество.

Когда надо колядовать, щедровать и посевать

В период от Рождества до крещенского сочельника на Руси идут Святки. Испокон веков на Руси в эти дни люди веселились, гуляли, колядовали. Ведомо, самый короткий день в году перед радостным праздником Коляды. Колядовать можно с рождественского сочельника 6 января и до крещенского вечера, который наступает 18 января.

Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России

По церковной традиции колядуют с Рождества Христова, то есть с 7 января и всю Рождественскую светлую седмицу. 13 января 2020 Эль Бали ответила: Считается сто колядуют 6 на 7 число, а щедруют с 13 на 14 вплоть до раннего утра 14, дальше не нужно, святые вечер в и светлые силы помогают людям в это вр. Коляда, коляда, Накануне Рождества! — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда. Накануне Рождества! Об этом читайте в нашем материале про Рождество Христово 2025 в России.

Рождество Христово 2025 в России

И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Коляда — это народное название Рождества, которое длится с 7 по 19 января. Это можно сделать на Рождество, на следующий день после колядования. Ограничения и запреты на колядки: Запрещено колядовать в тех домах, в которых в течение года были случаи смерти кого-либо из жильцов. колядовать начинают к вечеру 6 января и продолжают на Рождество 7 января.

Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать

Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество. На Сочельники Рождество в России, веселой компании колядующих нужно распределить между собой следующие “должности”. Бог Коляда вступает в свои права со дня зимнего солнцестояния, когда Солнце поворачивает с зимы на лето, а провожают его на Масленицу, встречая весеннее Солнце. Бог Коляда вступает в свои права со дня зимнего солнцестояния, когда Солнце поворачивает с зимы на лето, а провожают его на Масленицу, встречая весеннее Солнце. Колядки – обычай, который связан с празднованием Рождества Христова. Близится большой праздник – Рождество, рождение молодого Божича – Коляды.

Святочное колядование

Любопытно, что в каждом регионе имелись свои особенности колядования. Так, Поволжье и средняя полоса Европейской России характеризовались тем, что «непростые гости» обращались ко всем хозяевам сразу, обрисовывая им специально преувеличенную картину домашнего благополучия. А вот колядующие северных губерний обращались с возгласом «Виноградье красно-зелено мое! ВАЖНО: Считалось, что эта традиция обязательно должна представлять собой обмен: гости дарили хозяевам удачу и счастье, а последние — деньги, пироги, ватрушки и разнообразные сладости. Причём особенно часто встречались специальные мучные изделия, называемые «козульками». Вот так выглядят козульки, которыми раньше щедро одаривали колядующих Как колядовать правильно взрослым и детям? Учтите, что компания колядующих должна включать в себя не менее 3 человек. Дело в том, что непременно должны быть: Звездарь — идёт во главе процессии, неся рождественскую восьмиконечную звезду. Быть им должен человек бойкий, который знает множество стишков и имеет звучный голос.

Звонарь — идёт следом за звездарём, неся большой колокольчик. Звоном он оповещает окружающих о приближении компании колядующих. Мехоноша — третий важных участник процессии, который отвечает за большой мешок для гостинцев. Мехоноша должен быть сильным, так как нести угощения под конец празднования непросто.

А знаешь ли ты, добрый человек, на какой день Коляда — праздник славян в нынешнем году приходится? Когда следует в ряженых облачаться, да песни колядные заводить? Об том тебе сегодня мой сказ. Ты слушай, слушай, да мотай на ус, предки наши поболе нашего знали, да что могли, нам передали.

Коляда — старинный праздник славян У нас на севере два друга — мороз да вьюга. Оттого-то мы особо чтим праздники зимние, зимой-то ведь одна на всех забота — весну ждать. Коляда — древний праздник славян, дата которого выпадала в современном ладу на конец декабря. Это сейчас люди корни свои позабыли, да от Родных Богов отвернулись, и по незнанию празднуют Коляду в январе, во время православного рождества. Большое невежество это! Коляда — молодой Бог Зимнего Солнца с каждым зимним солнцестоянием рождается, да тьму со дворов прогоняет. Недаром в наших краях говорят, когда счастья хотят пожелать — взойдет и над нашими воротами Солнце. Карачун — самая тёмная ночь в году Впереди Коляды шел Карачун — самый короткий день в году, смутное да страшное время.

В эту пору Явь и Навь уж слишком близко становятся. Нечисть всякая да навьи неугомонные так и норовят в мир людской проникнуть.

Проходят они в первые две недели после Рождества Христова, но впервые традиция на Руси появилась еще до принятия Христианства.

Что такое колядование Изначально праздник Коляды считался языческим и отмечался в день зимнего солнцестояния. Он символизировал начало двух годов — солнечного и сельскохозяйственного. На Руси слово «кол» означало солнце, а «яда» — еда.

Световой день начинал увеличиваться, а колядующие получали за свои выступления еду. Так и появилось название праздника. Читайте также: Топ-3 рождественских блюд: лучшие рецепты для праздничного стола После Крещения Руси христианские традиции стали вытеснять язычество.

А праздник связывали больше с библейскими мотивами. Колядующие ходили к соседям и поздравляли их семьи с Рождеством, пели песни, желали счастья и благополучия в наступившем году. За это хозяева должны были обязательно подать гостям сладости.

И чем больше угощений — тем богаче и лучше станет год для владельцев дома.

Но это не означает, что всю неделю люди ходят по домам и поют обрядовые песни. Всего дважды проводятся эти мероприятия, несколько отличающиеся друг от друга.

Последний обряд также называют посыпанием или щедрованием. Смысл этих мероприятий несколько различается. Рождественские колядки Ночь с 6 на 7 января — это время рождественских колядок.

Но перед тем как отправиться на "мероприятие", люди дожидались появления первой звезды на небе. Как только вестник начала праздника воссиял, семьи собирались на столом, чтобы отведать традиционное кушанье — кутью. Как только трапеза заканчивалась, о сне никто не помышлял, напротив, веселье только начиналось.

Люди собирались в группы, наряжались и отправлялись колядовать. Как правильно колядовать на Рождество, будет рассмотрено далее. Щедрование на старый Новый год Много путаницы создалось вокруг обряда колядования.

Многие путают, когда нужно ходить совершать обряд: в Рождество или на старый Новый Год? Как правильно колядовать, поговорим позже. Итак, с 6 на 7 января совершается обряд колядок, а 13 января — посевание или щедрование.

Сейчас это тоже редкость, а вот ранее проводилось ежегодно в Щедрый вечер — канун старого Нового года.

Когда и как колядуют в России в 2023 году на Рождество?

В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток. Коляда пришла, Рождество принесла. После Крещения Руси языческий праздник Коляды объединился с Рождеством Христовым. С того времени и появилась традиция петь колядки на Рождество Христово. На Сочельники Рождество в России, веселой компании колядующих нужно распределить между собой следующие “должности”.

Святочное колядование

Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик — всегда желанный гость. Зайдя в дом, они приветствует с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет! Хозяева их приглашали к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками.

А по желанию самым щедрым благодарением были деньги. Зерно, которым посевали считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца.

В какую сторону указывал упавший предмет — оттуда ждали суженого. Как отметить Святки сегодня Многие святочные традиции остались в прошлом, но и сегодня святые дни можно провести радостно и весело. Что можно сделать? Источник: hramvnukovo. Накрыть праздничный стол и позвать гостей. Пойти в гости к родным или друзьям, подарить им сувениры и сладости.

Побывать в театре или кино. Пройтись по нарядным улицам. Покататься на коньках или на санках. Уделить внимание тем, кто в этом больше всего нуждается, например, пожилым, бездомным, одиноким людям. Что нельзя делать на Святки В период Святок действует ряд запретов. Считалось, что их нарушение приведет к неприятностям. Нельзя устраивать свадьбы и помолвки. Запрещено ссориться и скандалить.

Не стоит прибираться в доме — вместе с мусором можно вынести достаток и счастье. Незамужним женщинам нельзя играть в азартные игры, чтобы не остаться в одиночестве. В святые дни не занимались рукоделием, чтобы не навлечь проблемы со здоровьем. Нельзя охотиться и ходить на рыбалку. Не приветствуется тяжелый физический труд. Не рекомендуется занимать деньги и давать в долг. Народные приметы на Рождество и Святки Москва январская. Случайно пролить воду на Рождество — год будет счастливым.

Любые находки 7 января — к прибыли в будущем году, и наоборот, если что-то потерять, стоит ожидать убытков. Молодой месяц в рождественскую ночь сулит безденежье. Если в ночь с 13 на 14 января много звезд на небе — год будет богатым. Чтобы привлечь счастье в грядущем году, 8 января наши предки выносили из дома колотую посуду. Защититься от злых духов можно было, забив колья по углам во дворе 9 января. Отогнать тревоги и болезни помогал разожженный 11 января во дворе костер.

Борис Зворыкин. Рождественская открытка. Источник: wikimedia. Как отголоски язычества сохранились колядки и гадания.

Церковь не одобряет обращение к потусторонним силам, готовым открыть тайны будущего. Однако запреты и по сей день не останавливают девушек, желающих узнать имя суженого. Ряжение также считалось предосудительным. Так, в 680 году на VI Вселенском соборе в Константинополе постановили отвергать «пляски и обряды» и осуждать тех, кто наряжается и надевает маски. За гадание и вовсе предлагалось отлучать от таинства причастия на шесть лет. На Руси первое время церковь пыталась бороться с колядой. Но молодежь продолжала из года в год на Святки надевать маски, льняные бороды, вывернутые наизнанку старые тулупы и ходить по домам. Колядующие в наши дни. Служители церкви даже сочинили особые колядные песни во славу Христа. Днем дети и подростки ходили по домам с самодельной звездой и славили Рождество.

Ряженые при этом никуда не делись — их выход начинался с заходом солнца. Так соседствовали языческие и христианские обычаи. Святочные увеселения на Руси Во время святочных игр и забав парни и девушки нередко находили себе пару. На Святки венчаться запрещалось, но после Крещения свадьбы играли одну за другой. Вечерами обычно собирались в просторной избе. Хозяева посылали нарочных, обычно пожилых женщин, ходить по селу и приглашать девушек на посиделки. Заходя в дом, они говорили: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Гостей угощали, наливали им чарку вина, старались разузнать, кто еще приглашен из молодых. Если подходящей избы не находилось, собирались по очереди в домах девушек. Подходили часам к 5-6 вечера.

Парни и девушки водили хороводы, пели, играли. Веселье продолжалось до ночи. В какой-то момент в избе появлялась компания ряженых. Они устраивали забавы, в которые вовлекали всех присутствующих.

Луна Фата в то врем была ближайшей к Мидгард-Земле луной, с периодом обращения в 13 дней. Поэтому она, в силу своей близости, довольно сильно влияла своим притяжением на Мидгард-Землю. После уничтожения Луны Фаты, её притяжение перестало влиять на Мидгард-Землю. В результате этого Мидгард-Земля стала обращаться вокруг своей оси несколько быстрее и поэтому число дней в году стало триста шестьдесят пять, и в древнеславянский календарь пришлось внести изменения пять месяцев из 9 стали по 41 дню.

Четные месяцы были продолжительностью 40 дней, нечетные — 41. Каждое 16 лето объявлялось Священным и все его месяцы были продолжительностью 41 день. Таким образом продолжительность лета была 365,25 суток реальная продолжительность 365,2422. Коляда кроме того что дал людям календарь считался и богом который несет мир, он содействует жизни между народами в полном согласии. Потому чествовали Коляду не только в привычный ему день 21-25 декабря, но и всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами. Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.

Бог Коляда также является родоначальником многих славянских родов. Казаки например, считают его своим батькой. В сказе опубликованном Ю. Миролюбовым списанным как и «Велесова Книга» с буковых дощечек прямо указывается на божественную родословную казаков: «Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна с матерью Даж-землею в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, — такую червонную, аж багряную, як сполох небесный». А вот что написано о Коляде М.

Забылиным в 1880 году в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». У Чехов, Болгар и Сербов Kol;da, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kol;de, ходить по коледу значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать. Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома….. Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... Наконец от слова колядование произошло слово "колдование". Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов Владимировых; но Св. Димитрий Туптала митр.

Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…. Профессор Снегирев говорит См. Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.

Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами.

Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы».

Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды. Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать. Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога!

Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать

В деревнях для праздника закалывали поросят, свиней, подавали гуся с квашеной или кислой капустой. Такое дорогое блюдо было своеобразной жертвой в пользу родившегося младенца Иисуса Холодец варился из свиных ног, потрохов и остатков мяса. Если холодец хорошо застывал, то хозяева верили, что год будет удачными и никто не семье не заболеет Главная примета: чем богаче стол на Рождество 7 января, тем успешнее и благополучнее будет жизнь семьи в новом году Что можно делать на Рождество Рождественскую ночь желательно встретить на праздничной службе в храме После вечерней службы садятся за стол. На столе должно быть 12 блюд — по количеству святочных дней до Крещения Господня Днем 7 января принято ходить в гости или приглашать гостей в свой дом Не скупиться, одаривая колядующих рождественскими подарками. Чем щедрее подарки, тем счастливее будет жизнь в этом году Что нельзя делать на Рождество В народе считалось, что как встретишь Рождество, так и проживешь целый год. Поэтому старались соблюдать традиции и не гневить Господа. Сегодня эти приметы многим покажутся странными, но раньше они были тесно связаны с религиозной жизнью общества и имели глубокий смысл.

Верующему человеку нельзя есть до первой звезды на вечернем небе Не следует садиться за праздничный стол в черной или темной одежде. Наряды предпочтительнее белого цвета Нельзя заниматься уборкой и выносить сор из избы — в прямом и переносном смысле.

Прост, празд. Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.

Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник, это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в личины, это как раз проигрывание той ситуации. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу.

Верхом на лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем. В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов, которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.

Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины Карамз, И. В его время святочный игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.

Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

Вот и матушка-зима пришла. Растворяй-ка ворота! Пришла и коляда, да из Новгорода. Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют. Приходила коляда Накануне Рождества. Кто даст пирога, Тому полон хлев скота, Овин с овсом, Жеребца с хвостом. Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку. Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору. Эй, дядька Мирон, Выноси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать. Выходила свет Сергевна, Собирала жемчуг себе на серьги, Коляда, коляда, подай пирога! Не подашь пирога — возьмем корову за рога!

Подашь пирога — будет рожь густа, Будет рожь чиста, обмолотиста, Будет с колоса по хлебу, С зерна по пирогу. Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей. Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепешки не лезут в окошко. Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша — девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары. Колядующие славят хозяев.

Дай Бог тому, Кто в этом дому! Вам и плюшек с творогом. И детишек полный дом. Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. Пойдем колядовать к дяде Николаю. Дети идут цепочкой за ведущим и поют. Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу. Мы нашли коляду у Николина двора. Николин двор — железный тын, Посреди двора три терема стоят. Во первом терему — красно солнышко, Во втором терему — светел месяц, Во третьем терему — часты звездочки. Красно солнышко — то хозяюшка, Светел месяц — то хозяин тут, Часты звездочки — малы детушки. Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно. Колядовщики говорком.

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой. С праздником! С Новым годом, со всем родом! Открывайте сундучок — доставайте пятачок! Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу. Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем. Овсень, овсень, Ты гулял по всем По заулочкам, по проулочкам. Кому песни поем — тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. Выходи, хозяин, выходи, боярин, Принимай гостей со всех волостей! Выходит дядя Николай, зевает и потягивается. Кто тут орет, Спать не дает?

На Руси было принято печь обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, которые должны были гореть ровно 12 дней. Вокруг костров собирались нарядные молодые люди, водили хороводы, рассказывали сказки, пели и прыгали через пламя. А еще изготавливали специальные маски, чтобы человека никто не мог узнать. В таком виде ряженые танцевали, пели и колядовали по дворам, желая благополучия каждому дому и требуя взамен подарки. Обряды на Коляду Основное предназначение Коляды — это проведение обрядов, посвященных рождественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени по сей день, являются: облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями и монетами; игры молодых людей; гадания незамужних девушек. Еда на Коляду Колядам предшествовал строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении.

Как колядовать правильно детям и взрослым, существует несколько условий: Колядующие идут по улице, звенят колокольчиками, громко поют обрядовые песни. Подойдите к дому и постучите в дверь. Когда хозяева откроют дверь, спросите: «Можно колядовать? Хозяин должен ответить: «Да! Это обязательно, так как при помощи этого обряда привлекается в дом все хорошее. Затем юноши и девушки поют хвалебные колядки, призывая хозяина дать им подарки и деньги. Владелец дома должен щедро одарить колядующих. После того как подарки сложены в мешок, говорите «Спасибо» и отправляйтесь к следующему дому. Традиционно в некоторых регионах вручали моток пряжи и обрядовый хлеб, который пекли специально для тех, кто придёт колядовать. Компания колядующих старалась посетить все дома в деревне, но было исключение: там, где недавно умер один из членов семьи, не колядовали. Совет: Заработанные угощения должны быть съедены на совместных посиделках. Деньги делятся поровну между всеми участниками обряда. Раньше считалось, что если колядники по какой-то причине не зашли в дом, то это не к добру.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий