С 23 марта в Таджикистане начался священный месяц Рамазан.
Постишься? Ведь не Рамадан!
Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). От соблюдения поста в священный месяц Рамадан освобождаются люди, здоровью которых может навредить отказ от приема пищи. Рамадан 2025 Когда начинается и заканчивается? Краткое руководство Сухур и ифтар Что нарушает пост, а что нет Важные периоды. ураза для мусульман начнется 23 марта и закончится 20 апреля. В 2023 году Рамадан начинается в марте и продлится почти весь апрель.
Традиции и обряды
- Значение и происхождение Великого поста
- Размер закятуль-фитр в 2024 г.
- Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения
- Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог | DOCTORPITER
- Читают на Liter
Рождественский пост в 2023 году: когда начинается, сколько длится, зачем поститься
Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия.
Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями.
Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста.
В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует.
И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой!
Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели.
Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался.
Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами.
Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей.
Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее.
Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет.
В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы?
Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности. Желательный пост — это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет. Дни, когда желательно держать уразу: День Арафа — за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад с. День Ашура — постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха с. Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка с. Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа — об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» Ибн Маджа.
Месяц Мухаррам — ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад с. Месяц Шаабан — ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего с. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. Ураза через день, или пост Пророка Дауда а. Каждый понедельник и четверг — именно в эти дни Посланник Всевышнего с. Время соблюдения поста в исламе Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток.
Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят: Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи 2:187 Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи сухур до наступления времени фаджр-намаза примерно за 30 минут.
Второй прием пищи разрешается после захода солнца — когда белую нитку будет невозможно отличить от черной. Опять же, есть можно все что угодно, но специалисты не рекомендуют жирное, соленое и копченое, чтобы не перегружать организм перед сном. Кому разрешается не соблюдать пост Конечно, пост должны соблюдать все верующие мусульмане, но есть и исключения из общего правила: Беременные и кормящие женщины, Дети, Люди, страдающие теми или иными заболеваниями, включая психические.
Кроме того, не соблюдать пост разрешается тем, кто находится в пути, но с условием, что пропущенные дни поста они наверстают позже. Какие запреты действуют во время месяца Рамадан Кроме запрета на прием пищи и интимную близость в светлое время суток, во время месяца Рамадан не допускается: Курить, в том числе кальян Глотать то, что случайно попало в рот Намеренно вызывать рвоту При этом можно принимать лекарства в виде инъекций, купаться, но рот держать закрытым, целоваться, чистить зубы, глотать слюну и сдавать кровь. Окончание Рамадана К празднику разговения принято готовиться заранее. Нужно провести генеральную уборку, украсить дом, раздать милостыню, приготовить праздничные блюда.
Перед тем, как приступить к совершению вечернего намаза, Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха разговлялся свежими финиками. Если не было свежих фиников, то он разговлялся сушеными. Если же не было и сушеных фиников, то он разговлялся несколькими глотками воды. Желательно и предпочтительно по Сунне завершить пост либо финиками, либо водой, а потом уже совершить намаз и садиться кушать. Это не нарушает пост при условии, что человек не проглотит ее, что может нарушить его пост, но есть такая вероятность, что может что-то остаться между зубами и он проглотит пасту и нарушит пост. Поэтому лучше не рисковать.
Почистить зубы ночью, а днём сторониться этого. Кроме совершения Хаджа и Умры, по Сунне их нужно произносить вслух. Самое главное, чтобы намерение на пост было искренним. Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Человек должен понимать, что он делает это ради Всевышнего Аллаха, подчиняясь приказам Всевышнего.
У мусульман начался Рамадан. Что можно и чего нельзя делать в этот месяц?
Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой. С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения.
Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться. Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты.
Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом.
У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью.
Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе. Важен выход из поста — организму надо время, чтобы адаптироваться к изменению рациона. Нужно постепенно вводить в рацион сначала молочные продукты, потом яйца, рыбу, после этого птицу. Мясо вводят в последнюю очередь.
Сначала мясо, приготовленное на пару.
Какие молитвы читают в Рамадан? Днем во время месяца Рамадан мусульмане проводят в многочасовых молитвах. Верующие отказываются от греховных мыслей и развлечений, совершают намаз с большим усердием, читают Коран и раздают подаяния — обязательные закят и добровольные садака. Каждый день про себя важно произносить намерение — ният. Это придает смысл поста — почему именно мусульманин отказывается от пищи. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи, но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца. Произнесенное после рассвета намерение нарушает пост.
Во время священного месяца Рамадан к обязательным намазам добавляется добровольный таравих — желательный намаз, который совершается после обязательной ночной молитвы иша и длится до появления зари. Кто может не держать пост? От соблюдения поста в священный месяц Рамадан освобождаются люди, здоровью которых может навредить отказ от приема пищи. Это болеющие, старики и дети, умолишенные, а также беременные и кормящие женщины. Что делать, если нарушил пост? Для начала необходимо разобраться с видом нарушения, чтобы понять, потребуется возмещение «када» или искупление «каффарат». Вступление в интимную связь, употребление алкогольных напитков и наркотиков требует возмещения и искупления. При этом употребление еды по ошибке требует только возмещения.
Почистить зубы ночью, а днём сторониться этого. Кроме совершения Хаджа и Умры, по Сунне их нужно произносить вслух. Самое главное, чтобы намерение на пост было искренним. Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Человек должен понимать, что он делает это ради Всевышнего Аллаха, подчиняясь приказам Всевышнего. В сердце человек должен иметь намерение совершить обязательный пост этого дня. Желательно, чтобы каждый человек обновлял своё намерение каждый день. Не так, чтоб человек подумал «я намереваюсь поститься весь месяц», а потом уже не обновлять, а обновлять каждый день намерение и делать это до наступления утренней молитвы.
Также, если мусульманин разумный. Достижения зрелости и его разума уже включают в обязанности поститься. Если пост не навредит здоровью человека, то есть по состоянию здоровья, то он обязан поститься.
В праздник также принято раздавать милостыню бедным и нуждающимся и дарить подарки. Еще один важный элемент — утренняя праздничная молитва, на которую могут собираться сотни тысяч человек. Какой месяц после Шавваль? Месяц Шавваль — 10-й месяц в исламском календаре. После его завершения следует 11-й месяц Зу-ль-Каада Месяц оседлости.
Первый день этого месяца в 2024 году приходится на 9 мая. Завершится месяц Зу-ль-Каада 6 июня.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
В Чистый понедельник в первый день поста — 18 марта 2024 года верующим рекомендуется полностью отказаться от еды. В Страстную пятницу в 2024 году — 3 мая нельзя принимать пищу до выноса плащаницы во время церковной службы. В остальные дни по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется употреблять блюда из сырых продуктов без растительного масла. По вторникам и четвергам едят пищу, подвергшуюся термической обработке, без постного масла.
По субботам и воскресеньям пост становится менее строгим, и можно употреблять сваренную растительную пищу и добавлять в блюда растительное масло. По праздникам разрешается включать в меню рыбу. Это Вербное воскресенье в 2024 году оно выпадает 28 апреля и Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля.
К числу праздников, отмечаемых православной церковью в это время, также относится Лазарева суббота в 2024 году отмечается 27 апреля , когда можно подавать к столу рыбную икру. Расскажем подробнее, как правильно соблюдать Великий пост. Рацион верующих включает каши и другие блюда из круп овсяной, гречневой, пшенной, перловой , кушанья из картофеля и других овощей, сушеных грибов белых, груздей, маслят, лисичек, опят , различные соления и др.
Вам будет легче соблюдать ограничения в питании, если вы составите меню таким образом, чтобы оно включало привычные для вас кушанья, но без ингредиентов, имеющих животное происхождение. Чтобы вы могли восполнить недостаток полезных веществ, практически любому запрещенному продукту можно найти аналогичную замену. Отказавшись от скоромной пищи, готовьте больше блюд из фасоли и гороха, грибов, ешьте орехи.
Они содержат много растительного белка, который прекрасно заменяет белок животного происхождения. Чтобы разнообразить меню, в каши и десерты можно добавлять кусочки фруктов и сухофруктов изюм, чернослив, курагу. Чтобы избежать авитаминоза, ешьте цитрусовые апельсины, мандарины, лимоны , пейте фруктовые соки, компоты из ягод и фруктов.
Что можно и чего нельзя делать в Рождественский пост Самое главное, что запрещено делать в Рождественский пост, — совершать повседневные грехи. Человек должен перестать злиться, раздражаться, ссориться с ближними, завидовать и осуждать. Рождественский пост дает человеку возможность отстраниться от ряда привычных вещей, чтобы очистить свою душу: от лени и безделья; от просмотра телевизора и видео в интернете; от отдыха и путешествий. Кроме того, нельзя венчаться во время Рождественского поста.
Скромная регистрация брака в ЗАГСе разрешена, но от пышных торжеств нужно отказаться. Но нужно помнить, что в эти 40 дней важно молиться, наполнять свое сердце и душу добрыми мыслями и делами. Помогайте своему ближнему, нуждающимся и тем, кому необходима поддержка в это сложное время, — сказал священнослужитель. Собеседник «ВМ» отметил, что во время поста можно крестить ребенка в любой день.
По словам эксперта, разрешено пить немного красного вина или кагора в некоторые дни поста: — Не возбраняется выпить немного вина в праздник Введения Богородицы во храм 4 декабря и 19 декабря, в день святителя Николая Чудотворца.
Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев.
Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар.
Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев.
Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься.
По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне.
Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание.
Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье.
Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай!
Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек?
Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу.
Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.
Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св.
Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей.
Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге. Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились.
Месяц Шавваль 2024 – начало и конец
- Традиции и обряды
- Как правильно держать Великий пост с 18 марта по 4 мая 2024 года
- Основная навигация
- ТОП-10 вопросов газеты «Ингушетия» про Рамадан
- Значение Великого поста
Что можно есть?
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- Суть Рамадана
- Месяц Шавваль 2024: что это, начало и конец, пост, намерение, достоинства | Вестник Кавказа
- Main navigation
- Узнайте больше о каждой неделе Великого поста
Рождественский пост: календарь, традиции, что можно и что нельзя
Помимо обязательно поста в Рамадан, существуют различные желательные посты, которые наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) держал в течение года. Пост начинается с заходом солнца 22 марта. Если человек начнет держать пост, а затем выйдет в путь, то он должен завершить его. Когда начинается пост в текущем году, каковы его история, традиции и связанные с ним запреты — в материале «Вечерней Москвы». Начало и конец Рамадана в 2024 г. когда начнется месяц поста Рамадан, первый день поста, первый и последний Таравих, когда Ураза-байрам в 2024 г в России.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Не начинай поститься, когда до Рамадана остаётся всего 4 дня. Рамадан 2025 Когда начинается и заканчивается? Краткое руководство Сухур и ифтар Что нарушает пост, а что нет Важные периоды. ураза для мусульман начнется 23 марта и закончится 20 апреля. Пост в первую очередь ассоциируется у нас с месяцем Рамадан, однако постятся мусульмане не только в этом месяце.
Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи.
Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.
Если есть слюна с мокротой, то лучше выплюнуть. Даже если проглотит с мокротой, то это пост не нарушает, но желательно выплюнуть. Проверить на вкус еду можно на язык, но потом выплюнуть. Тут самое главное условие — не глотать. Это пост не нарушает. Если вдохнуть дым трав, то пост не нарушается. Даже севаком пользоваться можно, это даже сунна. Полоскать рот и промывать нос тоже дозволяется, но с условием, чтобы человек не проглотил воду. Даже если он не в этом состоянии, а просто решил искупаться, тоже проблем нет.
Главное, чтобы вода не попала в горло и т. С них обязанность поста сходит, и они не будут отвечать в Судный день за это перед Всевышним Аллахом.
Но если у вас по различным причинам никак не появляется такая возможность или не хватает времени, тогда можете возместить этот день и после Рамадана. Однако помните, что вам нельзя возмещать пост в дни Ураза байрам и в течении трёх дней ташрик, точнее говоря — это три дня Курбан байрама. А в любое другое время возмещать посты дозволено ин шаа Аллах. А вообще, возмещение пропущенных постов является обязанностью.
Кто этого не выполнит, тот будет считаться грешником. Человеку, если это возможно, лучше всего соблюсти все посты во время самого Рамадана. Потому что если пропустить один день Рамадана, потом, даже постясь всю жизнь, будет невозможно получить награду, равную той, которая даётся в месяц Рамадан. Вопрос: что если кто-то прервал пост не зная про каффаарат? Ну, незнание не снимает с вас ответственности, уважаемый. Если вы кого-то убьёте по незнанию, вас всё равно арестует полиция.
И если вы по незнанию проедете на красный свет, вас тоже арестуют. Вот в чём дело. Если ты знал, на тебе каффаарат, и если не знал, на тебе тоже каффаарат. Вопрос: говорят что в месяц Рамадан все награды увеличиваются, значит грехи сделанные в этом месяце, тоже увеличатся? Уважаемый брат или сестра, конечно, любое добро приходит со злом. Если в Рамадане любая награда увеличивается многократно, соответственно и грехи, совершаемые в этом месяце, будут многократно увеличены в своём наказании.
Говорится что в этом месяце шайтан находится в оковах, а это значит, что все грехи совершаемые вами, исходят от вас самих. И по этой причине, все ваши грехи и плохие деяния во время священного месяца, будут наказуемы во много раз больше чем в другие месяцы. Да убережёт нас от такого Аллах. Если говорить на тему уразы, уважаемые братья и сестры мусульмане, то первое о чем хочется сказать — это то, что ураза даёт человеку возможность размышлять. Во время уразы голодающий человек начинает думать о других голодающих. Он начинает понимать, что: оказывается и я могу остаться голодным.
Человек соблюдающий уразу, становится верным аманатам. Если кто-то задаётся вопросом: как мне научиться быть верным аманату? Как мне перестать воровать? Как мне научиться относиться к людям справедливо? Тогда мы отвечаем ему: держи уразу. Если человек несмотря на свой полный холодильник, держит уразу и терпит голод, тогда он в будущем станет терпеливым, а если он столкнётся с трудностями, он сумеет с лёгкостью их преодолеть.
Мы можем даже не сомневаться в этом. А вчера начался футбол, и они теперь все переключились на него. Скажите, можно проводить ночи Рамадана и ночь предопределения за просмотром футбола? Нормально ли это? Вы затронули действительно актуальную тему.
Как и ифтар вечернее разговение , сухур является единственным приемом пищи для мусульман на всем протяжении месяца Рамадан вместо традиционного питания три раза в день с завтраком, обедом и ужином. Сухур должен быть завершен до того, как появятся первые признаки рассвета ближе к его началу и вознаграждение саваб , которое получит от Всевышнего Аллаха постящийся за пост Рамадан тогда будет больше. В Священном Коране сказано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» сура 2:187. Мусульманину следует относиться к сухуру как благодати и милости Всевышнего Аллаха: проснуться вовремя, чтобы, не спеша, поесть. После этого следует приступить к утренней молитве. Ифтар Вечерний прием пищи или разговение на протяжении поста Рамадан называется ифтар. Мусульмане совершают ифтар после того как проведут вечернюю молитву магриб. Началом ифтара может считаться время после того, как зайдет солнце. Постящемуся нежелательно откладывать прием пищи ифтар позже. Вместо фиников можно употреблять и другие продукты, которые могут быстро насытить кровь глюкозой: подойдет выпечка или лучше сухофрукты. После того, как постящийся совершит вечерний прием пищи, ему следует произнести такие дуа мольбу : - «О Господи, я постился для Тебя и, используя Твои блага, разговелся. Таравих Термин «таравих» в переводе с арабского языка означает «передышка», «отдых» или «перерыв». Таким термином называют добровольную молитву, который мусульманин может совершать добровольно после того, как совершит молитву иша , которая является ночной обязательной молитвой. Таравих можно сделать индивидуально, а можно совершить коллективную молитву таравих. Молитва получила свое название из-за того, что молящиеся мусульмане после того, как совершат каждый из четырех ее ракаатов, могут сидя отдохнуть, слушая те назидания, которые преподносит им имам, и восхваляя Всевышнего Аллаха. Четыре мазхаба суннитов сходятся во мнении, что таравих должен состоять из двадцати ракаатов, то есть из десяти молитв по два ракаата. Таравих следует совершать ежедневно на протяжении всего месяца Рамадан после того, как будет совершена обязательная ночная молитва иша. Последние десть дней месяца Рамадан Из всех дней месяца Рамадан последние десять дней — особенные. Ночь аль Кадр или Ночь Предопределения Ночь Предопределения или Ночь аль-Кадр, которую также называют Ночь могущества — это одна из главных ночей в исламе. Произошло это событие в 610 году в пещере Хира, которая расположена в горе Джабал ан-Нур. Ночь предопределения наступает в последнюю декаду рамадана. Ночь предопределения является своего рода окончанием Рамадана. В эту ночь мусульмане просят прощения у Всевышнего Аллаха за все грехи, которые они совершили, а также читают Священную Книгу Коран и многократно поминают Милостивого и Прощающего Аллаха. Итикаф Последние десять дней и ночей верующие мусульмане по возможности, удаляются от своих семей в мечети, для более полноценного поклонения и великой награды за поклонение, совершаемое в мечети, будь-то коллективный намаз, чтение Корана или поминание Аллаха. Для полноценного итикафа мусульманин должен взять намерение и провести все 10 дней в мечети, выходя из нее только по крайней нужде, для совершения полного омовения или же для того, чтобы покушать, если таковой возможности не предоставится в мечети, при этом он не должен вступать в этот период в интимные отношения со своей супругой. Ураза байрам или Ид аль-Фитр: Праздник разговения Праздник разговения празднуют в первый день лунного месяца шавваль, и этот праздник знаменует окончание поста Рамадан. Праздник разговения называется в арабском варианте Ид аль-Фитр, а в тюркском варианте — Ураза байрам. В Праздник разговения мусульманам следует совершить Ид намаз или праздничную молитву, а также обязательно выплатить закят аль-фитр , который представляет собой обязательную милостыню. Закят аль-Фитр в переводе с арабского дословно означает «милостыня разговения» - это милостыня, которую мусульманину следует выплатить тем, кто нуждается, до того, как наступит праздник Ураза-байрам — это строгое условие и Сунна. Выплачивать закят аль-фитр для мусульманина — это обязательное деяние или ваджиб. По исламу, глава семьи до того, как начнется Ураза байрам, должен выплатить милостыню за всех членов своей семьи, находящихся на его попечении. Не нужно выплачивать закят аль-фитр за ребенка, родившегося в последний день месяца Рамадан после захода солнца. Выплачивают закят аль-фитр лицу, который уполномочен принимать закят в мечети, или лучше выплатить его непосредственно нуждающимся, положения которых известно выплачивающему закят аль-фитр, можно также передать свой закят аль-фитр человеку, который знает нуждающихся людей и готов передать им своевременно закят аль-фитр. Ислам устанавливает размер такой милостыни: она должна быть равна либо одному саа сыпучих продуктов, которые являются распространенными в том регионе, где проживает мусульманин пшеница — для Европы, рис — для Азии, финики — для Ближнего Востока. Саа представляет собой меру веса, которую ханафитский мазхаб приравнивает к трем с половиной килограммам, а остальные суннитские мазхабы приравнивают к 2,176 г. Но ханафитский мазхаб разрешает выплачивать закят аль-фитр в денежном эквиваленте. Мусульманам предписано выплачивать закят аль-фитр с целью искупления ошибок, которые они могли совершить во время поста Рамадан, либо упущений, которые могли иметь место.