Феллини Федерико (Federico Fellini) (20.1.1920, Римини – 31.10.1993, Рим; похоронен в Римини), итальянский кинорежиссёр.
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини
Все о фильме Федерико Феллини «8 с половиной». 31октября 1993 Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини в семье коммивояжера. Когда гроб с телом Феллини подняли, чтобы вынести из церкви, эта маленькая, хрупкая, смертельно больная женщина всем телом подалась вперед и начала махать рукой. Они оказались столь популярны, что Федерико предложили экранизировать эти истории — на съемках Феллини познакомился с актрисой Джульеттой Мазина, которая вскоре стала его женой. Сто лет назад, 20 января 1920 года, родился Федерико Феллини. На мой взгляд, Федерико Феллини был режиссером, чьи фильмы могут служить оправданием изобретению кинокамеры, иллюзиям, которые порождены кинокамерой и ради которых кинокамера и изобреталась.
Кто такой Федерико Феллини? ?
100 лет со дня рождения режиссера Федерико Феллини — 20.01.2020 — В мире на РЕН ТВ | Федерико Феллини (Federico Fellini) родился в 20 января 1920 г. в семье коммивояжера Урбано Феллини (Urbano Fellini) и Иды Барбиани (Ida Barbiani). |
Федерико Феллини - биография и фильмография режиссера | Фильмы Федерико Феллини признано считать сложными, артхаусными и непонятными обычному обывателю, как раз из-за странного стиля повествования. |
100 лет со дня рождения режиссера Федерико Феллини — 20.01.2020 — В мире на РЕН ТВ | Последнее — ерунда, и я никогда бы не стал бросаться бутылками в фанатов Федерико Феллини. |
Клоун Федерико
Феллини также обращается к воспоминаниям детства, юности и осмыслению исторических процессов, свидетелем которых он был — это фильмы «Клоуны», «Рим» и «Амаркорд». В 1979 году он снимает метафорический фильм «Репетиция оркестра». В 1980-х - начале 1990-х годов Феллини развивает уже существующие мотивы своего творчества — «Город женщин», «Джинджер и Фред», «Голос луны». Эти фильмы не получили широкого распространения. Федерико Феллини умер 31 октября 1993 года в Риме от инсульта, был похоронен в родном городе Римини. Персоны дня 27 апреля: 1872 — 1915 Александр Скрябин русский пианист и композитор.
Режиссерский дебют Феллини состоялся в 1950 году. Тогда он снял картину «Огни варьете». После этого постановщика ожидала мировая слава.
В одном из интервью он рассказывал, что студии сами находили его и предлагали средства в качестве бюджета для проектов. Некоторые идеи Феллини браковали, так как видели в них слишком инновационный подход. Картина «Маменькины сынки» была отмечена премией «Серебряный лев» и номинирована на «Оскар» за лучший сценарий.
Одним из самых знаменитых фильмов Феллини считается «Дорога». Из-за грандиозных планов он долгое время не мог найти средства на их реализацию. Большую часть времени приходилось снимать на природе, но в те времена обеспечить электричеством площадку было очень сложно.
В главных ролях он снял свою супругу Джульетту Мазину и актёра Энтони Куинна. После работы над этим фильмом у Федерико Феллини начались серьезные психологические проблемы, ввиду чего временно пришлось перестать снимать. Несмотря на это, картина «Дорога» была тепло встречена критиками и получила массу хороших отзывов.
Фильм имел большой успех и был удостоен более пятидесяти наград, в числе которых «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и премия «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм. В поздние годы Феллини начал снимать символические притчи.
Примечательно, что параллельно с Fellini Forward снимался документальный фильм о его создании. Его режиссёры, Закари Канепари и Дреа Купер, пригласили для съёмок экспертов в разных областях, чтобы узнать их мнение о растущей роли искусственного интеллекта в творческих сферах. Премьера Fellini Forward состоится 7 сентября на Венецианском кинофестивале, а работа Канепари и Купера выйдет позднее в сети. Рекламная кампания Campari Red Diaries была запущена в 2017 году.
Здесь открываются новые тематические ресурсы режиссера, рождается свежий взгляд на окружающий мир. Здесь же впервые возникает призрак сладкой жизни, которая Кабирии незнакома, но манит, очаровывает, дразнит ее инстинкты намек на такую жизнь содержался еще в «Огнях варьете» — там, где труппа попадает в Рим ; бар, куда Кабирию приводит актер, его роскошный дом, его капризная белокурая возлюбленная, мощный автомобиль, не чета скромным «фиатам», на которых ездят сутенеры, — все это и есть мир сладкой жизни, dolce vita. Он явно и безусловно противоречит той жизни, какой Кабирии приходится жить, заставляет ее искать способы вырваться из привычного полупещерного состояния, и она к тому же из-за своего романтического характера становится легкой добычей агрессивных проходимцев. С 1960 г. В них и формируется его экранный язык, взгляд на мир и съемочная манера, другими словами — кино Феллини. И именно со «Сладкой жизни» Феллини, собственно, и становится Художником нового времени, эпохи Шестидесятых. Журналист Марчелло сопровождает на вертолете статую Христа, которая, привязанная к другому вертолету, летит над Римом; вместе с коллегами встречает американскую кинозвезду; объясняется по поводу самоубийства его друга-писателя; вместе с телегруппой разбирается в мнимом явлении Мадонны и т. И всюду он так или иначе терпит поражение — чаще в моральном, но иногда и в физическом смысле его избивают. Фильм состоит из 13 эпизодов шести коротких и семи длинных — событий в повседневном существовании журналиста желтой прессы, никак между собой не связанных, но вместе составляющих жизненную мозаику современной на ту пору Италии. Здесь возникает бессюжетная драматургия эпизодов, по сути автономных и связанных лишь главным героем и общим идейным заданием. Главный герой, обозревая закулисье национальной элиты, то есть сплетни, стремится быть своим всюду — и в самом низу общественной иерархии, и на самом ее верху, но ему нигде это не удается. Монтаж коротких мгновения самооценки и длинных «суета сует», бытие журналиста эпизодов драматургически расчислен и позволяет режиссеру то сжимать, то растягивать время, пользуясь им как своего рода гармошкой и передавая таким образом ощущение коварной изменчивости окружающего мира, в котором ни на что и ни на кого невозможно положиться. Феллиниевский «герой нашего времени» — человек легкомысленный, но и чем-то встревоженный; некоторые события его обнадеживают, но, оказавшись на распутье, он чувствует собственное бессилие и теряет всякую веру в кого и во что бы то ни было. Общество отреагировало на фильм достаточно шумно, особенно на откровенности, слишком смелые по тому времени, и на то, что Феллини, по сути, уравнял верхи и низы общества. Мир «Сладкой жизни» непривычно широк и объемен, каждое событие многоуровнево, а люди, и герои и статисты, — не только личности, но и поразительные типажи. Кстати, хорошо помню свои первые впечатления от фильма я его увидел в 1964 г. Это один из сложнейших фильмов в Истории кинематографа, хотя сам Феллини называл его «мой простой фильм». Как и в «Сладкой жизни», в нем нет четкого сюжета: модный кинорежиссер затеял съемки фильма, но никак не может сконцентрироваться на нем. Он не может решиться начать съемки, потому что в кино очень быстро преодолевается «точка невозврата», а он еще не придумал, что и как снимать.
Федерико Феллини: как начать смотреть его фильмы
Некоторые из его дебютных работ получили признание за рубежом. В нём роль журналиста, праздно проводящего время в элитных кругах, сыграл Марчелло Мастроянни. Режиссёр вспоминал, что в картине отразилось и его увлечение психотерапией.
Может, даже пышнее.
Порой, когда глядишь на демонстративную театральность происходящего в феллиниевских фильмах, на все эти целлофановые волны и выпяченные декорации, создается впечатление, что «Айболита-66» Ролана Быкова и «Интервенцию» Геннадия Полоки он точно где-то видел. С Пазолини же они вообще шли ноздря в ноздрю, словно соревнуясь друг с другом на звание главного итальянского визионера, используя при этом одни и те же орудия. Оба выбирали в качестве главных героинь проституток, парий римского общества «Ночи Кабирии» Феллини и «Мама Рома» Пазолини. В случае «Сатирикона» мы видим прекрасный пример взаимного влияния двух мастеров.
Чудо сообщающихся сосудов. Пазолини своим «Царем Эдипом» повлиял на феллиниевский «Сатирикон», который, в свою очередь, открыл дорогу для пазолиниевской «Трилогии жизни»: «Декамерона», «Кентерберийских рассказов» и «Цветка 1001 ночи», пышным цветом распустившихся апологетикой «простых любовных отношений», над которыми в докапиталистическую эру еще не довлеют никакие табу. Здесь Феллини вновь обращается к молодежным контркультурным течениям. Его полуголые хиппи, греющиеся на солнце и купающиеся в фонтанах, заняли место вчерашних проституток и нищих.
По ночам по улицам Рима мчится оглушающая моторным гулом и закованная в кожу кавалькада «ангелов ада», угрожающая, подобно племенам вандалов, снести остатки старой культуры. Однако наиболее характерным соприкосновением с темами и мотивами кинематографа контестации становится неожиданный для Феллини саркастический антиклерикализм. Впрочем, отношения с церковью у режиссера всегда были непростые. Они были лишены семиминутного эпизода, рассказывающего о неком человеке с мешком, приносящим по утрам продукты для бездомных, живущих в катакомбах.
В католических кругах сочли эту сцену данью аномальной филантропии, освобожденной от посредничества церкви, тогда как забота о сирых и убогих должна была полностью находиться в ее власти. Начальная сцена «Сладкой жизни» со статуей Христа, привязанной тросом к вертолету и проносящейся над Римом, Ватиканом и девушками в бикини, сочли пародией на Второе пришествие, запретив картину к показу, обложив судебными разбирательствами и пригрозив отлучением от церкви. Речь идет об эпизоде, в котором Феллини со злой иронией демонстрирует показ церковных мод с по-павлиньи роскошными нарядами для всех высших чинов церкви. Пышные кучи золотого шитья, камней и даже неоновых ламп, крепящихся прямо на облачениях кардиналов, епископов и самого Папы.
Под одеждами дряблая старческая плоть полулюдей-полутрупов, к которым простирают руки в благоговении почтенные зрители — аристократы-вырожденцы. Благодаря этому фантастическому, но короткому эпизоду Феллини смог попасть в поток итальянского антиклерикального кинематографа, особо активизировавшегося к 70-м годам. Политический кризис близился к своему апогею, и католическая церковь, всю жизнь бывшая одним из столпов общества, первейшим оплотом государства, становилась его неотъемлемым символом. Марко Феррери уже снял свою «Аудиенцию», в которой фарсово высмеивал бюрократическую машину Ватикана, сделав представителем Бога на земле римскую проститутку в исполнении Клаудии Кардинале.
Марко Беллоккьо выступил с картиной «Во имя отца», посвященной анархистскому бунту среди воспитанников духовной семинарии. Герой фильма «Огонь! Вскоре на экранах появятся «Выше небес» Сильвано Агости, в котором застрявшие в лифте благочестивые паломники высвобождают все свои низменные инстинкты, и «Тодо Модо» Элио Петри, демонстрирующего своеобразное католическое реалити-шоу, сопровождаемое бесконечными убийствами участвующих в нем политиков. И это не говоря уже об откровенно богохульных, приправленных черными мессами фильмах Пьера Карпи «Povero Cristo» и «Кольцо тьмы».
Иконоборческие выступления в кинематографе тех лет не были чисто итальянским явлением. Достаточно вспомнить «Млечный путь» Луиса Бунюэля, в котором группа молодых революционеров расстреливает Папу Римского, «Львиную любовь» Аньес Варда, где троица переодетых в католических святых любовников читает отрывки из их писаний на фоне гигантского аквариума, в котором плавает обнаженная девушка, или даже анархистский памфлет Вернера Херцога «И карлики начинают с малого», где запечатлена пародия на религиозную процессию, во время которой взбунтовавшиеся карлики несут крест с распятой вместо Христа живой обезьяной. По уровню провокационности и безбожности нападок на церковь перечисленные картины намного превзошли «Рим» Феллини, но удивительным образом оказались с ним в одном ряду. В конце концов, как остроумно отметил католический теолог Амедей Эйфр: «Присутствие Бога у Феллини говорит о его отсутствии».
Во многом это утверждение основано на трудах итальянского философа Бенедетто Кроче, писавшего, что фашизм — это злокачественная опухоль на здоровом теле нации. Со временем этот тезис эволюционировал в представление о фашизме и нацизме как о неком садо-мазохистском комплексе, присущем каждому человеку и проявляющемся в зависимости от обстоятельств. Подобное представление вылилось в целую серию фильмов, отразивших «сексуальное обаяние» европейских тоталитарных режимов. Началось все с Лукино Висконти, внезапно прореагировавшего на волну направленных против института семьи картин молодежной контестации, болезненным шедевром «Гибель богов».
В «Гибели богов», рассказывающей о разложении и деградации рода знатных промышленников фон Эссенбеков, главным носителем нацистского эмбриона становится Мартин, имеющий склонность к маленьким девочкам, трансвестицизму, а к финалу и вовсе насилующим собственную мать.
В результате «Дорога», как мы знаем, стала чуть ли национальным брендом, над чем ироничный Феллини впоследствии потешался, чувствуя некоторую неловкость: уж на что-что, а на «символы» Италии ни он, ни его жена нисколько не претендовали. Знаменитая «улыбка Кабирии» — в финале фильма, когда она, в очередной раз обманутая, брошенная, оскорбленная, бредет, улыбаясь и плача, — эта улыбка сквозь слезы до сих пор не дает никому покоя. Если верить, в частности Евтушенко, который сумел добраться и до Феллини, подружиться и с ним, над «Ночами Кабирии» плакали даже...
Неизвестно, насколько это правда и кто тут больше привирает, Евтушенко или Феллини, но маэстро как-то похвастался, что, по свидетельству Евтушенко, «Ночи Кабирии» показали на китобойном судне с помощью передвижного киноаппарата. Растроганы были все, от эскимосов до белых медведей. А еще Евтушенко поведал ему, что любит заглядывать в глаза тюленей — у них, мол, такой же нежный и влажный взгляд, как у его жены. Затрудняясь сказать, приятно ли женщине слышать, что у нее «тюленьи» глаза, сам Феллини сравнивает взгляд Мазины с взглядом потерявшейся собачонки.
Та же растерянность, нежность, тоска, смешанная с надеждой и отчаянием... Клоун и клоунесса Любопытно, что этот «комплимент» обращен к одной из самых самостоятельных, решительных женщин своего времени: к той, которая никому не давала спуску. Когда критики заподозрили, что в «Джульетте и духах» Мазина играет самое себя — зависимую, слабую, страшащуюся одиночества женщину, возмущению Мазины не было предела: скорее это женская ипостась Феллини, нежели моя, заявила она во всеуслышание. Это скорее его комплексы, фобии, страхи, заключенные в женское тело, нежели мои собственные...
Трудно сказать: иной раз Мазина признавалась, что ее муж — трудный человек, не считающийся с ее мнением и заполняющий собой слишком много пространства. С другой стороны, она как-то резко парировала в ответ на вопрос, трудно ли жить с гением, что, дескать, уж лучше с гением, чем с дураком. Разумеется, в их содружестве первым был он учитывая уникальность этого человека, иное и невозможно , но ведь и Мазина в своем роде была уникумом. Это совсем не тот случай, когда режиссер снимает свою жену он как раз снимал ее довольно редко и был чрезвычайно требователен — требовательнее, чем к другим , тут другое.
То, что называется «судьбой», когда клоун встречает свою клоунессу, чтобы никогда не расставаться. В буквальном смысле: когда Феллини заболел, Мазина тут же слегла — возможно, просто потому, чтобы быть к нему поближе: ее положили в соседнюю палату. Несмотря на трудности сосуществования с гением, Феллини на свой лад «сделал» Мазину — в конце концов, она блеснула у режиссера, какие рождаются раз в столетие, в ролях, каких немного в мировом репертуаре. Но это — с одной стороны.
С другой — Мазина, актриса, без всякого сомнения, выдающаяся, снималась очень мало. Если прибегнуть к арифметике, то получается вот что. За всю жизнь Мазина сыграла в двадцати семи фильмах, из которых лишь четыре можно назвать значительными, достойными упоминания. Семь, снятых самим Феллини, — выдающимися.
Два из этих семи — «Дорогу» и «Ночи Кабирии» — шедеврами. Парадокс же состоит в том, что Мазина в отличие от других актеров, находящихся в постоянном нервном ожидании приличной роли, эти самые роли — более чем приличные, сам Антониони в ногах валялся, — отвергала с королевским презрением. Еще бы. После тех головокружительных вершин, той планки, какую задал ее муж, опуститься хотя бы на миллиметр ниже не представлялось возможным.
Когда же речь идет о Феллини, отсчет идет уже не на миллиметры; от других режиссеров — даже от Антониони, не говоря уже о прочих, — его отделяет пропасть. Как бы там ни было — «угнетал» Феллини свою жену или нет, не нам судить, «самостоятельная» и «независимая» Мазина не смогла пережить своего мужа, так и не став профессиональной вдовой: после его смерти она прожила менее полугода. Видимо, как бы ни отбрыкивалась Мазина, по крайней мере изустно, от своей фатальной «зависимости», называя себя существом отдельным, зависимость все же была. До такой степени, что после смерти Феллини у нее тут же констатировали рак...
Вероятно, спровоцированный чудовищным стрессом: смерть Феллини была в какой-то степени неожиданной — еще вчера он, так и оставшись семидесятитрехлетним ребенком, сбежал из больницы, переодевшись чуть ли не монахиней!
Критики даже придумали для его стиля термин «фантареализм», который, правда, не прижился. Вместо него чаще используют другое слово из истории искусства — барокко. Густота формы, усложненность структуры, гротескность визуальных образов, размытая граница между иллюзией и действительностью, атмосфера надвигающегося апокалипсиса — все это действительно сближает манеру Феллини со статуями Бернини, картинами Караваджо, зданиями Борромини. До «Сладкой жизни» Феллини предпочитал показывать жизнь маргиналов — бедняков, бездомных, проституток, бродячих артистов. А здесь камера направлена на буржуа и их роскошную, расточительную, в буквальном смысле сладкую жизнь. Главный герой фильма — репортер Марчелло Рубини Марчелло Мастроянни — становится проводником зрителя в мир высшего света. Он берет интервью у звезд, проводит вечера в дорогих ресторанах на самой фешенебельной улице Рима виа Венето, посещает закрытые вечеринки. И постепенно превращается из стороннего ироничного наблюдателя в персонажа своих репортажей — лощеного, модного, любящего пустить пыль в глаза, но опустошенного, прячущего за острой шуткой грусть в глазах. Кадр из фильма «Сладкая жизнь».
Эти кадры восприняли как пародию на второе пришествие, а весь фильм — как пасквиль, злонамеренное искажение итальянской реальности эпохи «экономического чуда» Так называют 20-летие между серединой 1950-х и серединой 1970-х годов. В итоге Италия стала одним из самых индустриализированных государств в мире и вошла в число развитых стран. После премьеры зрители плевали Феллини в лицо, в церквях молились за очищение его грешной души, на фасаде одного из храмов его имя даже поместили в траурную рамку. Феллини пытался объясниться: главное в картине — вовсе не сатирические эпизоды, а сладость жизни, показанная во всех ее проявлениях, от суеты никогда не засыпающей виа Венето до дерзости ночного купания героини Аниты Экберг в фонтане Треви — одной из самых знаменитых сцен в истории мирового кино. Федерико Феллини. Что смотреть дальше Кадр из фильма «Белый шейх». Следом стоит посмотреть другие «римские» фильмы Феллини. В раннем «Белом шейхе» 1952 столица предстает мечтой, сказкой, в которой оказались молодожены из провинции. Рим буквально завораживает героиню, заманивает в мир иллюзии. Она попадает на съемки фотокомикса со своим любимым актером — его играет Альберто Сорди.
Век Феллини: что мы знаем о властителе снов, грустном клоуне и фантазере
И это не говоря уже об откровенно богохульных, приправленных черными мессами фильмах Пьера Карпи «Povero Cristo» и «Кольцо тьмы». Иконоборческие выступления в кинематографе тех лет не были чисто итальянским явлением. Достаточно вспомнить «Млечный путь» Луиса Бунюэля, в котором группа молодых революционеров расстреливает Папу Римского, «Львиную любовь» Аньес Варда, где троица переодетых в католических святых любовников читает отрывки из их писаний на фоне гигантского аквариума, в котором плавает обнаженная девушка, или даже анархистский памфлет Вернера Херцога «И карлики начинают с малого», где запечатлена пародия на религиозную процессию, во время которой взбунтовавшиеся карлики несут крест с распятой вместо Христа живой обезьяной. По уровню провокационности и безбожности нападок на церковь перечисленные картины намного превзошли «Рим» Феллини, но удивительным образом оказались с ним в одном ряду.
В конце концов, как остроумно отметил католический теолог Амедей Эйфр: «Присутствие Бога у Феллини говорит о его отсутствии». Во многом это утверждение основано на трудах итальянского философа Бенедетто Кроче, писавшего, что фашизм — это злокачественная опухоль на здоровом теле нации. Со временем этот тезис эволюционировал в представление о фашизме и нацизме как о неком садо-мазохистском комплексе, присущем каждому человеку и проявляющемся в зависимости от обстоятельств.
Подобное представление вылилось в целую серию фильмов, отразивших «сексуальное обаяние» европейских тоталитарных режимов. Началось все с Лукино Висконти, внезапно прореагировавшего на волну направленных против института семьи картин молодежной контестации, болезненным шедевром «Гибель богов». В «Гибели богов», рассказывающей о разложении и деградации рода знатных промышленников фон Эссенбеков, главным носителем нацистского эмбриона становится Мартин, имеющий склонность к маленьким девочкам, трансвестицизму, а к финалу и вовсе насилующим собственную мать.
Другой кульминационной сценой фильма становится «Ночь длинных ножей», в ходе которой гитлеровцы расправились над своими вчерашними союзниками — штурмовыми отрядами СА. Расправе предшествует затяжная сцена пьянки с переодетыми в чулки и женские платья штурмовиками, танцующими и распевающими нацистские марши. Пьянка перерастает в гомосексуальную оргию, в ходе которой фашистские бонзы тащат в постель пьяных юнцов.
Мир нацизма — это мир грубой военщины, основанной на насилии и сексуальной эксплуатации, в котором половые отношения приобретают исключительно походно-полевой характер. В его же фильме «ХХ век» герой Дональда Сазерленда фашист Аттила насилует и зверски убивает маленького мальчика. В «Ночном портье» Лилианы Кавани и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини фашизм уже напрямую представлен в виде бесконечного всеобщего выбора между бытием жертвы и бытием палача, приобретшего исключительно сексуальный характер.
Далее последовала уже целая череда картин, укладывающихся в рамки nazi-exploitation, где проблемы половых отклонений рассматривались на фоне нацистской атрибутики. Провинциальные дуче его юности откровенно асексуальны, корявы и нелепы. Отталкивающую грозность они проявляют лишь в сцене пальбы по тайно поставленному кем-то граммофону, играющему «Интернационал», и во время ночного допроса отца главного героя, которого насильно поят касторовым маслом.
Если это и проявление секса, то исключительно в форме скучнейшего садизма. Герои «Амаркорда» восхищаются необъятным бюстом табачницы, округлыми ягодицами садящихся на велосипеды женщин, предаются коллективной мастурбации в сломанном автомобиле и неуклюже лапают в кинотеатре местную королеву красоты Градиску. Фашизм по Феллини — это не сексуальный беспредел, как в фильмах его коллег по цеху, а печальное надругательство над собственными инстинктами, коричневые клубы дыма, накрывающие горожан с появлением гигантской цветочной головы Муссолини.
Конфликт между дирижером и жаждущим свободы профсоюзом музыкантов легко можно трактовать как аллегорию расслоения общества, не подозревающего, какие силы оно пробудило. Репетиция перерастает в безумный хаос, дирижер заменен метрономом, не способным управлять процессом, кто-то занимается любовью под роялем, стены рушатся, одна из участниц оркестра гибнет под обломками, после чего наступает всеобщая растерянность. Восстановить порядок под силу лишь усилением диктатуры дирижера, внезапно переходящего с итальянского на истеричный немецкий, словно имитируя речи Адольфа Гитлера.
Происходящее на экране нисколько не удивительно, если учитывать ситуацию, царившую в этот момент в Италии. Свинцовые годы достигли своего пика и привели к радикализации деятельности Красных бригад. Их манифест 1975 года напрямую указывал на то, что они направили «сконцентрированный удар в самое сердце Государства, потому что государство представляет собой империалистическое объединение транснациональных корпораций».
Мишенью Красных бригад становились судьи, адвокаты и карабинеры. В конце концов был похищен и убит бывший премьер-министр Альдо Моро. Параллельно активизировались фашистские Революционные вооруженные ячейки, стрелявшие в коммунистов, полицейских и в конце концов организовавших самый кровопролитный террористический акт на Центральном железнодорожном вокзале в Болонье, в ходе которого погибли 85 человек и получили ранения свыше 200.
Все эти тектонические сдвиги пугали Феллини и были ему чужды и непонятны. Несмотря на социальный подтекст многих его работ, в них не было идеала в лице левого радикализма, как в картинах Марко Беллоккьо или Сальваторе Сампери, зачастую не щадящих никого, кроме коммунистов маоистского толка. Свое раздражение происходящим Феллини никогда не скрывал: «Какое-то кошмарное наваждение, к которому добавлялось… недоумение при виде того, как некоторые журналисты придумывали оправдание тому, что творилось; как некоторые твои друзья-идиоты находили какое-то утешение в писании этих торговцев собственными неврозами и отзывались о них с симпатией… Болтовня психоаналитиков из иллюстрированных журналов: «Они пытаются убить живущую внутри них пустоту», … или же еще более крикливые исследования социологов и политологов, пытающихся заставить нас принять это явление как нечто фатальное, как неизбежный процесс».
Не менее известен, чем финальная улыбка Кабирии, первый кадр следующей картины Феллини Сладкая жизнь 1960 , обогатившей общемировой сленг выражениями «папарацци» и собственно «дольче вита» «сладкая жизнь». Фильм начинается с появления вертолета, к которому подвешена статуя Христа. В этом парадоксальном сочетании в значительной мере раскрывается одна из основных идей картины — несоответствие традиционных представлений и символов современным реалиям, которые используют их для своих собственных целей, значительно отличающихся от первоначальных. В фильме показано, как в современном мире события, препарированные и растиражированные средствами массовой информации главный герой картины — журналист , отрываются от своей сущности и превращаются в пустую самодостаточную оболочку, равнодушную к природе самих явлений. Тем самым Феллини впервые раскрыл одну из важнейших проблем наших дней, на полтора десятилетия опередив ее осмысление в философской литературе в трудах, прежде всего, Жана Бодрийара. С точки зрения развития киноязыка, фильм в определенном смысле завершил формальные поиски кинематографа 50-х гг. В результате, несмотря на незавершенность и повествовательных, и изобразительных структур самих по себе, фильм оказывается связным, цельным и драматургически напряженным. Эта техника, получившая в киноведении название «поток сознания», была предсказана Сергеем Эйзенштейном в начале 1930 и частично разработана Ингмаром Бергманом в фильме Земляничная поляна Smultronstallet, 1957 а впоследствии доведена им же до логического итога в картине Персона Persona, 1966. Разнообразие возможностей применения техники потока сознания в кино продемонстрировало, что киноязык по своей широте и гибкости не уступает языку словесному: до тех пор такими способностями в показе внутреннего мира человека обладала только литература. Тематически картина посвящена режиссеру, который, как сформулировал сам Феллини, «задумал поставить фильм, а какой — позабыл», и эта внутренняя сумятица и опустошенность главного героя как раз и дает повод проникнуть в душу современного человека и раскрыть, помимо проблем психологии творчества, состояние его сознания и подсознания.
По мнению историка кино Джеральда Маста, основной тематической оппозицией фильмов Феллини, начиная по крайней мере со Сладкой жизни, является противопоставление чувственного и духовного Sensuality versus Spirituality Mast G.
В свободное время он читал комиксы и срисовывал изображения с них. К этому времени Феллини успел поработать журналистом, автором рассказов и сценаристом. Некоторые из его дебютных работ получили признание за рубежом. В нём роль журналиста, праздно проводящего время в элитных кругах, сыграл Марчелло Мастроянни.
Просмотр отрывков из фильмов мэтра итальянского киноискусства на большом экране позволил сакцентировать внимание слушателей не только на ключевых темах творчества, но и особенностях режиссёрского стиля Федерико Феллини. В библиотеке «Точки зрения» запланированы и другие лекции в рамках цикла «Секреты авторского кино» с киноведом Дмитрием Бакировым.
Кто такой Федерико Феллини, что принесло ему успех
Федерико Феллини: «Если во время съемок сцены я не являюсь центром их жизни, фильм не состоится» | Все о фильме Федерико Феллини «8 с половиной». |
Феллини Федерико. Большая российская энциклопедия | Великому итальянскому кинорежиссёру Федерико Феллини сегодня исполнилось бы 90 лет. |
93 года назад родился выдающийся кинорежиссер Федерико Феллини
Феллини Федерико. Большая российская энциклопедия | Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Федерико Феллини можно посмотреть на Иви. |
Федерико Феллини — великий бунтовщик без идеала | Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини, Италия. |
Кто такой Федерико Феллини из песни | В разделе представлена информация о самых интересных последних новостях Федерико Феллини из личной жизни и карьеры. |
Кто такой Федерико Феллини из песни | Федерико Феллини — итальянский режиссер, который вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный гений и творец авторского стиля, вызывающего восхищение у широкой публики. |
Федерико Феллини: какие фильмы получили Оскар, муза Джульетта Мазина, смерть сына, песня про богиню | Великий итальянский режиссёр Федерико Феллини, обладатель пяти «Оскаров» (последний — за вклад в кинематограф), кардинально поменял мышление как зрителей, так и многих других постановщиков. |
Федерико Феллини
Федерико Феллини — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Федерико Феллини родился 20 января 1920 г. в Римини (Италия) в семье коммивояжера. Сегодня сто лет со дня рождения Федерико Феллини. Сегодня сто лет со дня рождения Федерико Феллини. итальянский кинорежиссер и сценарист, известный своим самобытным стилем, сочетающим фантазию и барочные образы с приземленностью.
Премьер-министр Армении отбыл в Нью-Йорк
ФЕЛЛИНИ, ФЕДЕРИКО (Fellini, Federico) (1920–1993) – итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка. Про Федерико Феллини, которому сегодня исполнилось бы 100 лет, написаны сотни томов и тысячи статей. это один из величайших режиссеров прошлого столетия, человек, который во многом повлиял на кинематограф и изменил его, обладатель пяти премий “Оскар”. Кому такой Феллини, к черту нужен, если он в итоге упирается в компьютерные эффекты и копеечный цирк? Федерико Феллини Federico Fellini.
Нейросеть задействовали в создании фильма о Федерико Феллини
Латтуада в свое время снял итальянскую киноверсию классических произведений русской литературы — «Шинель», «Собачье сердце» и другие. В результате творческой работы Феллини и Латтуада был снят фильм под названием «Огни варьете». Следующей картиной, где Федерико стал режиссером и сценаристом, становится фильм «Белый шейх». Дебютные фильмы мастера не пользовались большой популярностью, однако они помогли Феллини заявить о себе. С этой ленты режиссер начал сотрудничать с легендарным композитором Нино Рота. Следующая картина мэтра «Маменькины сынки» становится лауреатом премии «Серебряный лев» на Венецианском фестивале.
Большой популярностью пользовался эпизод режиссера из киноальманаха «Любовь в городе». Режиссер Федерико Феллини В 1954-м году мужчина начинает работать над драмой «Дорога», сценарий для которой был создан еще в 49-м году. Провинциалку Джельсомину сыграла актриса Джульетта Мазина, а ее товарища силача сыграл актер Энтони Куинн. Картина вызвала фурор среди мирового сообщества, режиссер же стал обладателем премии «Оскар». Стоит ли говорить, что фильм полностью окупился и собрал внушительную кассу в прокате.
В 1955-м году режиссер снимает киноленту под названием «Мошенники». Спустя два года появился очередной шедевр Феллини — драма под названием «Ночи Кабирии». И вновь главная роль была отдана неподражаемой Джульетте Мазине. Сюжет повествует о доброй и доверчивой девушке, которой приходится работать проституткой. Главная героиня этой истории бесконечно преданна своему единственному возлюбленному, который задумал убить ее.
Феллини вновь стал обладателем главной премии Каннского фестиваля, получил заветную статуэтку «Оскар». Мазина была признана лучшей актрисой. Интересно, что фильмы мэтра имели такую оглушительную популярность, что повлияли на моду того времени. Все герои кинолент Феллини одевались в особом стиле, которому стали подражать люди в реальном мире. Так появилась тенденция haute couture.
Модное течение выражалось в том, что в моду вошли шикарные декольтированные платья, шляпы с перьями, блестящие наряды. Федерико Феллини в процессе съемок Сам же Федерико отдавал дань своему «художественному» прошлому и черпал в дизайне вдохновение. Он был настоящим законодателем мод — люди старались одеваться, как их кумир. В моду вошли кашпо и шляпа, которые были неизменными атрибутами гардероба режиссера. Один из самых известных фильмов под названием «Сладкая жизнь» Федерико создал, вдохновившись платьем-мешком от бренда Givenchy.
Лента стала лауреатом премии «Оскар», при этом награда была вручена за лучший дизайн костюмов. Снискала картина и множество других наград, оказала большое влияние на культуру. Именно благодаря этому фильму появился термин «папарацци» — так звали вездесущего журналиста из картины. В 63-м году режиссер представил трагикомедию под названием «Восемь с половиной». Показ состоялся на Московском кинофестивале.
Фильм стал знаковым для своего времени. Сюжет представляет собой структурированный поток сознания, который широко использовался в европейской культуре. Среди самых известных представителей этого художественного приема были Андрей Тарковский, Такэси Китано, Вадим Абдрашитов и многие другие.
Несмотря на стремительный успех карьеры Феллини, его часто посещало ощущение душевного опустошения.
К тому же, режиссер часто страдал и от непонимания общества. Самые отъявленные критики позволяли себе плевать режиссеру в лицо, призывая власти лишить Феллини гражданства. И только всемирный успех картины помог утихомирить эту группку недовольных итальянцев. Постоянно пожираемый беспокойством и тоской, находящийся в хроническом поиске правды, с душой, рвущейся на части от внутренних сомнений и попыток выбраться из пустого балагана жизни — вот каким был Феллини.
Он так и не смог познать некоторых простых человеческих радостей — таких, как отвести сына в школу или мирно почивать с женой на лаврах славы. Его травила даже налоговая служба, из-за чего Федерико был вынужден продать дом и ютиться с красавицей-супругой в крохотной квартирке.
Слушатели лектория узнали как происходил рост и эволюция одного из величайших режиссеров мирового кино, как биография режиссера влияла на его творческий поиск. Просмотр отрывков из фильмов мэтра итальянского киноискусства на большом экране позволил сакцентировать внимание слушателей не только на ключевых темах творчества, но и особенностях режиссёрского стиля Федерико Феллини.
Сам Феллини родился в Италии в 20-е годы прошлого века. В детстве его часто мучили болезни, поэтому он много времени проводил дома. В свободные часы он сам шил костюмы, разрисовывал маски, потому что был впечатлен цирком. В 50-е годы режиссер знакомится с другим представителем киноиндустрии - Роберто Росселлини, что приводит к первому фильму, к которому приложил руку Феллини. Далее его карьера только шла в гору и он стал известным сценаристом.
Скончался Федерико Феллини в 1993 году, оставив после себя множество классических кинофильмов, на которых выросло целое поколение.