В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Жители Благовещенска неоднозначно отреагировали на появившиеся в городе баннеры, где рядом с призывами в обязательном порядке носить медицинские маски разместили надгробия и поминальную кутью. Кутья — это вовсе не блюдо для похорон, а традиционное праздничное кушанье из риса. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Кутья уходит корнями в языческий культ предков восточных славян, однако прочно вошла в православную традицию.
Войти на сайт
Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.
Приготовление к похоронам начинается с подготовки тела усопшего.
К телу человека в православной традиции — особое отношение. При жизни каждый заботится о здоровье, силе и красоте тела. После ухода человека наше благоговейное отношение к его телу и забота о достойном погребении усопшего — это проявление любви к нему и его душе.
Ведь тело было храмом для души, и в конце времен оно воскреснет, снова восстанет из праха. Поэтому после смерти близкие усопшего совершают омовение его тела с молитвой «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это действо символизирует очищение от грехов.
Затем человека облекают в чистую одежду, надевают на шею нательный крест и крестообразно укладывают на груди руки. Затем усопшего помещают во гроб, накрывают погребальным покрывалом с изображением креста, вкладывают в руки крест. Существует традиция также класть в руки умершего или на его грудь иконы: мужчины — икону Спасителя, женщины — Пресвятой Богородицы.
Все это символизирует надежду христиан на спасение души. Покрывало, венчик и иконы входят в погребальный набор , который можно приобрести в церковных лавках или же заказать в нашем каталоге. Какие молитвы читать, когда умер человек?
Когда душа человека покинула тело, в первую очередь его родные должны помолиться о нем. Над телом усопшего положено читать молитвы, которые можно найти в православном молитвослове: Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию. Важной поддержкой для души усопшего является чтение Псалтири.
Как читать Псалтирь по усопшему новопреставленному , мы писали в отдельной статье. Если человек умер вне дома и его тело находится в морге, молиться за него также можно и нужно. Панихида и погребение.
В чем отличие? Панихида и отпевание — две службы, которые совершаются по усопшим членам Православной Церкви. Отпевание — это обряд погребения, он совершается только один раз, на третий день после смерти человека, непосредственно перед преданием тела земле.
Это более глубокий и сугубый чин, он содержит особые прошения и чин прощения сродников с усопшим. Панихида с др. Панихида служится сразу после смерти человека в храме или на дому , а затем на 3-й, 9-й и 40-й день и в дни особой памяти о человеке — его рождения и смерти.
Панихиду служат в храме или на кладбище, это не такой сугубый и длительный чин, как отпевание, но он не менее важен. Кроме того, родственникам усопшего, которые заказывают в храме поминовение на панихиде, важно и самим присутствовать на этой службе и принимать в ней молитвенное участие.
На следующий день после похорон или поминок носят завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле.
Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в Кологодные поминальные «родительские» праздники: на Красную Горку, Радуницу Вешних Дедов, а в эпоху двоеверия — на Фоминой неделе , на Осенних Дедов в эпоху двоеверия — в Дмитровскую субботу и т. Считалось, что кто печёт блины на поминки, тот печётся о насыщении души умершего. В Белоруссии блины пекут на Дедовы поминки — чтоб Дедам предкам «пара пошла».
Блины используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать. Блины на Масленицу — повсеместное угощение, главным образом, у русских.
Круглая форма блинов напоминает Солнце, которое о сию пору года начинает «входить в силу». Блины пекут всю неделю. Первый блин посвящают Велесу в эпоху двоеверия — святому Власию или умершим.
Его кладут «родителям» на слуховое окно, на крышу или могилу, на Божницу в Красный угол, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших. В Масленичное «прощёное воскресенье» или в шесток ходят с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы Морены.
В эпоху двоеверия блины пекли также на Вознесение. Их называли «Христу онучи», «Христовы или «Божьи» онучи». Их пекли на счастье, брали с собой в поле.
Наряду с другими видами Хлеба блины пекут и на Коляду. Первый блин в Сочельник дают овцам — от мора, скоту отдают остатки блинов и Колядной кутьи. Накануне Коляды хозяин с кутьёй и блинами выходит звать Мороз на ужин.
Мед нужно подогреть до жидкого состояния, добавить по вкусу к блюду и тщательно перемешать. Орехи измельчаются ножом, добавляются в блюдо, тщательно перемешиваются. Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты. Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым. Удобней всего выбирать пропаренный рис, который при варке не склеивается. Если такой рис купить не удалось, используется стандартный рис, который после варки хорошо промывается. Как проводится обряд после похорон После похорон должен быть организован поминальный обед. За столом предусматривается еще один столовый прибор — это дань уважения, так показывают умершему, что думают о нем, почитают.
На столе должна стоять также и фотография покойного. Один угол внизу перевязывают траурной лентой. Перед фотографией ставят стакан с водой, накрывают хлебом. Иногда оставляют водку в рюмке. Считается, что следует делать по своему усмотрению: если покойный при жизни не употреблял спиртное, в стакане должна быть вода, компот. Также ставят рюмку с алкогольным напитком на могиле. Поминальный обед Что делать с подношением на 9 и 40 день после смерти Существует несколько вариантов: стакан вместе с содержимым и хлеб ставят после поминок, убирают через три, девять или сорок дней; оставленное подношение должно храниться до момента, когда душа умершего вознесется на небеса — через 40 дней. Есть мнение, что можно доливать водку, если она испаряется. Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб.
Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т. Куда деть воду и хлеб после поминок Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором. Это проявление неуважения к умершему родственнику. После смерти все предметы, а также пища и растения, которые были в контакте с мертвым телом, впитывают негативную энергетику, поэтому необходимо узнать, куда девать оставшиеся продукты так, чтобы они не навредили живым. Эзотерики запрещают употреблять продукты, оставленные для покойника, это может стать причиной серьезной болезни, другой беды.
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Православная поминальная трапеза | Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. |
Кутья из риса с изюмом поминальная: рецепт с фото, как приготовить | Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. |
Завтрак на кладбище после похорон
Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.
Что взять на поминки на кладбище?
Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную. Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители. Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека. Душе может быть трудно перед совершенным создателем от осознания своего недостоинства. До 40 дня человек смотрит, что такое ад, жизнь без Бога.
Читайте также — Похороны Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти На 40 день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Мы не знаем точно, как выглядят ад и рай, но у нас есть обетование о том, что в аду душа человека страдает. Это решение остается в силе до Страшного Суда. Мы предполагаем, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важна молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем. Грехи человека чинят ему препятствия для радостной встречи с Господом. Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти. Это важно и для близких. После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв.
Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву. Поминки на 40 дней после смерти До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства. В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы. Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна. Господь создавал всех нас для вечной жизни. Но мы знаем, что Иисус Христос, Сын Божий, пришел, чтобы подарить нам жизнь Вечную, поэтому отчаянье и уныние не сопровождает переход христианина из земной жизни в Вечность.
Очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с близкими усопшего был тот, кто мог бы найти слова и утешения и напоминания о Вечной Жизни, которую даровал нам Господь. Чтобы кто-то молился о душе человека рядом со скорбящими. А вот брань и споры на поминках человека, воспоминания о былых обидах совершенно неуместны.
Например, для христиан — это нательный крест, тканевый или бумажный венчик с изображением святых, распятие или небольшая икона Иисуса Христа для мужчин или Богородицы для женщин и лист с текстом разрешительной молитвы.
Погребение или кремация? Важным вопросом, который также необходимо решить в короткие сроки, является выбор способа погребения. Все зависит от желания самого усопшего, а также от решения его родных. В случае погребения родственники умершего после получения гербового свидетельства о смерти должны обратиться в администрацию кладбища, выбрать место для захоронения и заказать копку могилы.
В случае кремации необходимо обратиться в крематорий и заключить договор на оказание услуг кремации. Сюда необходимо предоставить свидетельство о смерти и паспорт заказчика. На основании кавитации об оплате услуг крематория, можно будет выбрать дату и время проведения этого мероприятия. Заказ катафалка и грузчиков Следующим шагом станет заказ ритуального транспорта и выбор грузчиков, которые доставят гроб из морга к месту прощания, отпевания и захоронения.
Здесь также есть нюансы, на которые стоит обратить внимание. Искать транспорт для транспортировки гроба по объявлениям нежелательно, поскольку это может обернуться дополнительными проблемами - водитель, не имеющий опыта оказания подобных услуг, может не знать всех маршрутов и нюансов перевозки такого ответственного груза. Кроме того, машина может находиться в неисправном техническом состоянии, она может быть попросту грязной — это может привести к срыву похорон, поэтому лучше обратиться за помощью в ритуальную службу и заказать катафальный транспорт и услуги профессиональных грузчиков. Для проведения похорон требуются специалисты с опытом и соответствующей квалификацией.
Обычные грузчики не владеют всеми тонкостями процесса, не имеют необходимой подготовки и не способны организовать процесс должным образом. Религиозные обряды и поминки По христианской традиции умершего принято отпевать в день похорон перед захоронением в землю или кремацией. Обычно этот обряд проводится в церкви, куда доставляют тело покойного, но по желанию родных оно может быть проведено в прощальном зале, крематории или на кладбище. Отпевание — это церковный обряд, который проводится священником для того, чтобы проводить душу усопшего в мир вечности.
В ходе этого Чина церковь молит о прощении грехов умершего и просит Бога о его упокоении в Небесном Царстве. Для организации этого религиозного обряда, следует обратиться в любой храм, внести пожертвования — в разных храмах это может быть разная сумма, и записаться на церемонию на нужный день и время.
Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение. Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, то есть ногами на восток, головой к западу. При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом. После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву.
В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди или забыл покаяться, или по неведению. Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно или вообще не каялся на исповеди. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего. После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой. Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу ногами вперед.
Возможно отпевание двух и более людей за один раз. По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека. Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа.
Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение. Заочное отпевание Заочное отпевание академика Сергея Аверинцева состоялось в Москве. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания. Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные. После совершения заочного отпевания родственникам дают землю песок с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти , то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. Если захоронение урны производится в колумбарий хранилище урн с прахом после кремации , то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина. Похороны Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям.
Если по каким-то причинам например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны , можно попросить других людей помочь с выносом гроба.
Что потребуется мирянину для чтения молитвы Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся: Святая вода Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника Церковная свеча Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи. Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов. Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии. Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить. Как проводить обряд Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Самый простой способ — это перекрестить предмет или пищу. Иногда этого вполне достаточно. Православный никогда не приступит к трапезе, не перекрестив свою пищу.
Так можно освятить любое свое действие: выход из дома по какому-то поводу, предстоящую дорогу, свое авто перед тем как сесть за руль. Какие вещи необходимо освящать в первую очередь и почему Дом, автомобиль, пищу и даже новые, не бывшие в употреблении вещи нужно освящать. Стоит отдельно остановиться на покупках. Многие считают, что одежда, купленная в магазине, не нуждается в освящении, но это не так. Мы не можем знать о том, с какими помыслами и кто к ней прикасался. В каком настроении были люди, которые ее изготовили, упаковали и привезли в магазин. Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» — его используют в своей работе темные маги.
Поэтому, прежде чем взять вещь, следует ее троекратно перекрестить, а придя домой, совершить полный обряд. Так даже обычный человек сможет нейтрализовать то зло, которое причиняют люди с недобрыми намерениями. Что еще необходимо освящать Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка — все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках. Данный ритуал поможет защитить его владельца от различных неприятностей на дороге. Покупая дом или квартиру, мы хотим, чтобы они были нашей «крепостью». Даже если жильё новое, его тоже необходимо освятить. Таким образом, оно наполниться духом радости, любви и процветания. Обручальные кольца.
Это не просто украшение, это символ супружеской верности, любви и стабильности. Поэтому, прежде чем надеть его на палец свой второй половинке, обручальное кольцо нужно освятить.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Поэтому в качестве тоста можно использовать краткое изречение, устную эпитафию , например: «Пусть земля будет пухом! Так, не допускается, чтобы гости приходили в разноцветных и пестрых одеяниях. Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок желательно темных тонов. Допустим костюм классического покроя, без больших вырезов и открытых участков. Когда на поминках присутствуют дети, одевать их нужно неброско. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Так, корни сосны способны выломать все соседние надгробия.
Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле. Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде — это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины. Поминальные слова принято произносить стоя. Траурные речи произносят, когда уже все собрались за столом. Обстановка за столом сдержанная, разговаривать нужно тихо, полушепотом. Первое слово предоставляют главе семьи.
Траурные слова на православных поминках произносят по старшинству. Все, кто хочет высказаться, могут и должны получить слово. Траурные речи на православных поминках завершают словами: «Царствие небесное! Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято. Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон?
Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй. Рецептов приготовления кутьи существует несколько но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза — чтобы его задобрить. В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили. Ещё одним обязательным блюдом на поминальном столе являются небольшие булочки, сплетённые в виде погребального костра или с символикой погребального костра. Главными культами славян были культы огня небесного и земного , воды, земли и Рода родителей, мёртвых. Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того.
Второстепенным было и поклонение тотемным животным если только они не символизировали огонь конь, петух , воду, землю или Рода олениха, корова, медведь. Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др. Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей.
Строгого рецепта не существует. Чтобы приготовить кутью, можно взять рис, пшеницу, пшено, перловку, ячку.
В наше время кутью обычно варят из риса, соблюдая пропорцию: 1 стакан риса; 200 г изюма; 2—4 ст. Для подачи на стол блюдо выкладывают в одну или несколько общих мисок. Этим подчеркивается совместное участие в поминовении. Отведав 2—3 символические ложки кутьи, можно переходить к другим блюдам.
После того как зерно попадает в землю, оно дает росток, а затем истлевает по аналогии с телом покойного.
Закончив свой земной путь, душа усопшего обретает истинное бессмертие, начинает новую, настоящую жизнь. Мед, сладкие сухофрукты в этом случае означают сладость пребывания в Царствии Небесном. Вкушая данную пищу, православные верят в то, что их близкого человека ждет вечное блаженство на небесах. С кутьей связана еще одна традиция: ее приносят в церковь вместе с другими поминальными блюдами и оставляют на специальном столе-кануне. После завершения службы часть уносят домой, а часть раздают прямо в храме с просьбой помолиться за упокой души усопшего.
История Кутия является старинным блюдом, появившимся еще в дохристианские времена. Первые упоминания о ней датированы V-VI вв. Само слово произошло от греческого «коккос» — зерно. Кстати, у древних греков поминальные подношения из фруктов и зерна назывались kolibo, что дословно означало «вареная пшеница». Ритуальная пища плотно входила и в другие языческие культуры, в частности, римскую.
И здесь кутия сохраняла свое символическое значение — употребляя обрядовую пищу, верующий постигал связь жизни и смерти, на которой основано все бытие. Будучи уже «мертвым», зерно в ожидании весны могло долгое время хранить в себе новую жизнь. Поэтому язычники готовили kolibo не только на поминки, но и на свадьбу, и в честь появления в семье новорожденного. Древние славяне оставляли приготовленную кашу-кутью на могиле. Считалось, что усопший сохраняет все человеческие потребности, включая потребность в пище.
Поминки: суть и правила обряда
Твоим близким понравится кутья». О социальном дистанцировании напоминает слоган «Выбор за тобой», размещенный на фоне надгробий. Истории без цензуры и запретов — в «Ленте дна» в Telegram.
Если батюшка не был приглашен, можно со взятого ранее благословения своего духовника освятить это ритуальное блюдо самостоятельно, трижды окропив его святой водой. Рецепты поминальной кутьи В некоторых районах отдают предпочтение только версии, приготовленной по традициям, идущим из древности, из пшеничных зерен. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Для этого блюда можно выбрать и другое зерно ячмень, чечевицу, перловку и др. В традициях одних областей принято готовить на поминки «богатую кутью» с множеством разнообразных ингредиентов курага, чернослив, миндаль, фундук, грецкие орехи и др.
В других считают более целесообразным простой строгий вариант, максимально схожий с древними рецептами, содержащими только вареное зерно и мед, добавляя к ним немного мака и изюма. Заправка «богатой» постной кутьи, кроме сладкой составляющей, может иногда содержать льняное, кунжутное или другое растительное масло. В некоторых скоромных версиях присутствует сливочное масло. Как правильно сварить рис с изюмом Никаких особенных секретов в приготовлении простейшего варианта из риса с изюмом нет. Важно только выбрать подходящий сорт этого зерна, чтобы каша, составляющая основу блюда, получилась не клейкой, а достаточно рассыпчатой. Для этого некоторые сорта рисовых зерен перед варкой замачивают на пару часов. Изюм непременно нужно выбирать без косточек, чтобы не подвергать опасности зубы поминающих. Перед готовкой его важно промыть, чтобы избавить от пыли.
Чтобы дать сухим ягодам напитаться водой, их на несколько минут заливают кипятком. Варить изюм не нужно, ведь при этом получатся несладкие безвкусные ягоды. Традиционно кутью готовят с изюмом и медом. Но и в этом моменте есть расхождения. Упрощающий и ускоряющий готовку современный рецепт позволяет заменить мед сахарным сиропом. Изюм встречается практически в каждом варианте кутьи, но есть версии и обходящиеся без него. Чтобы ритуальное яство несло положительную энергетику, его важно делать с чистыми помыслами, с добрыми воспоминаниями об усопшем. А еще лучше прочитать над этим кушаньем специальную молитву.
Классический рецепт Как следует из названия блюда, классический старинный вариант — это кутья из пшеницы. Но поправки, внесенные в традиционный рецепт современностью, сделали версию из риса с изюмом и медом почти такой же общепризнанной классикой. Кроме того, в большинстве случаев каждая хозяйка хранит свой особый семейный рецепт, именно его считая наиболее правильным и традиционным. Каких-либо особенно строгих ограничений по количеству и подбору ингредиентов не существует. Не принято только добавлять в это ритуальное яство кусочки шоколада и конфеты. Многие кулинары подбирают украшающие ее фрукты, орехи и другое «по движению души», поэтому приготовить кутью неправильно почти невозможно. Количество ингредиентов обычно подбирается на вкус готовящего.
После них, по обычаю, принято в молчании расходиться — сначала старики, а затем молодые, ибо, по поверьям, кто первым уйдёт с поминок, тот и умрёт раньше. На сороковины совершается обряд «проводов души» почившего. Все собравшиеся выходят во двор, обращаясь к Родным Богам и предкам, молятся за душу почившего, после чего открывают ворота — чтобы его душа «вышла со двора». С окна снимают рушник, провисевший на нём сорок дней, и относят его на кладбище, навязывая на священное дерево, либо на памятный Родовой столб с тремя насечками знаками Тремирья — Прави-Яви- Нави , либо крест знак огня и возрождения — воскресения души , установленный над могилой или курганом почившего. По возвращении с кладбища устраивают поминки, как в день похорон. Также поминки устраиваются в годовщину смерти. Особливо умерших следует поминать, принося им положенные требы на Вешних и Осенних Дедов, а также во время некоторых других Святодней Годового Круга, связанных с почитанием предков. После похорон душа часто возвращается в дом, поэтому на поминках у восточных славян принято подавать к столу горячие блюда борщ, свежеиспечённый хлеб, который непременно ломают руками, и т. У белорусов в течение шести недель в Красном углу стоит сосуд с водой: согласно поверью, душа покойника сорок дней находится в доме и нуждается в питье. На сороковой день после смерти у восточных славян происходят проводы души на «тот свет»; в Полесье, например, этот обряд называется «поднимать воздух». Сходные представления о душе усопшего, пребывающей вблизи людей в течение первых сорока дней после смерти, характерны и для южных славян. По истечении данного времени души путешествуют по земле, поднимаются в высшие воздушные сферы, летят на Суд к Вещему Богу и т. В поминальные дни и Кологодные праздники — на Масленицу, на Вешних Дедов в эпоху двоеверия — на Фоминой неделе и др. Их приветствуют, как живых, приглашают их к трапезе: «Святые радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць! В Рязанской губ. Особую группу составляли умершие в течение последнего года: до тех пор, пока по ним не справили все положенные поминки годового круга в третий, девятый, сороковой день, полугодовые и годовые , они ещё не воспринимались как «предки», а после этого срока их уже можно было поминать наряду со всеми «родителями» в определённые дни. По широко известным славянским поверьям, души предков в определённые дни года приходят с «того света» в свои дома, чтобы навестить живых сородичей, которые обязаны должным образом встретить и угостить гостей из Иного мира. Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать недовольство и всяческие беды.
Кутья сладкая. Кутья поминальная на 9 дней. Богатая кутья. Поминальное пшеничное коливо. Кутья Ингредиенты. Кутья для поминания. Каша на поминки кутья. Кутья из пшеницы на поминки. Коливо Федору Тирону. Рисовая каша кутья. Поминальная Трапеза. Стол поминальный еда. Поминальные угощения. Коливо на поминки. Кутья София. Кутья Пасхальная. Кутья поминальная рецепт из риса с изюмом классический на похороны. Кутья сборник рецептур. Кутья жидкая рецепт на поминки. Заказать кутью на поминки в Москве. Бедная кутья. Кутья гречка. Гречневая каша с грецкими орехами. Рисовая кутья с цукатами. Кутья с миндалем. Великопостоное коливо. Кутья в церкви. Рис с изюмом на поминки. Кутья с рисом и изюмом поминальная. Кутья из риса с изюмом. Сочиво и кутья. Как украсить коливо на похороны.
Советы в день поминок. Отчитки, если сделали что-то неправильно, чтобы отвести беду.
В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после. Кутья из риса с изюмом и медом поминальная. кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут.
Другие рецепты
- Нужны ли поминки на 9 день?
- Что делать с вещами умершего? Не зная этого вы навлечете на себя беду!
- Кутья на поминки: символизм и рецепты • Как готовить кутью
- Кутья на поминки из риса с изюмом: поминальный рецепт, как сварить
- Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи
- Поминки: традиции, особенности поминания на 9 и 40 дней, примерное меню поминального обеда
Лента новостей
- Кутья поминальная
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ.
- Что готовят на поминки в день похорон
- Что взять на поминки на кладбище • 9 дней, 40 дн., годовщину
- Истоки традиции
Кутья из риса с изюмом "Поминальная"
Виды кутьи сочиво, коливо, постная, сладкая, богатая В зависимости от праздника и ситуации, готовить кутью можно разными способами. Блюдо можно сделать в жидком виде или наоборот, варить до состояния рассыпчатости. Есть несколько видов кутьи. Сочиво — та же кутья, только с современным названием. Коливо — это наоборот, более старое название этого блюда, так кутью именовали ещё в древности. К новогоднему столу обычно готовят щедрую кутью: это крупа с добавлением молока, масла, сухофруктов и орехов. Некоторые готовят это блюдо с тыквой, получается оригинально и вкусно. Или добавляют в кутью шоколад. В Сочельник одно из основных блюд на столе — сочиво. Другие названия этого вида кутьи — постная и богатая.
Готовится она из пшена либо риса. По старым традициям, сочиво готовят и приносят для родственников, которые живут отдельно. В Крещенский вечер готовится голодная кутья из постной крупы гречка, пшено, булгур. Разрешается добавлять мед, фрукты и зерна орехов. Зачем нужен сироп для кутьи и когда его нужно добавлять в кашу Для начала давайте разберемся с тем, зачем вообще добавляют сироп в традиционную кутью и насколько важен этот ингредиент для блюда. Если рассмотреть классическую рецептуру этой каши, то можно заметить, что все ингредиенты в ней относительно сухие: рассыпчатая пшеничная крупа, мак, орехи и сухофрукты. Смешав эти продукты вместе, просто невозможно получить яство, которое можно было бы есть руками, как это иногда делается в дань традициям. Кроме того, сироп собирает ароматы всех ингредиентов и соединяет их воедино, а также насыщает этим богатым вкусовым «букетом» крупу. Именно поэтому добавляют сладкий соус в кашу в самом конце готовки кутьи, ведь к этому моменту крупа уже должна немного остыть и в ней уже должны присутствовать сухофрукты, мак и орехи.
Кулинарные секреты Приготовление кутьи к Рождеству — дело нехитрое, но для получения наилучшего результата не помешает знать несколько кулинарных секретов. Каша для кутьи должна быть рассыпчатой, поэтому крупу нельзя переваривать. Лучше не доводить ее до полной готовности на огне, а укутать, сняв с плиты незадолго до готовности, и позволить распариться. Для того чтобы каша вышла рассыпчатой, нужно соблюдать правильное соотношение крупы и воды. На стакан пшеницы или перловки нужно взять 3-4 стакана воды, на стакан пшена — 2,5-3 стакана, на одну часть гречки — две части жидкости, а для риса подходят пропорции 1:1,5 для круглозерного или 1:2 для длиннозерного. Любую крупу перед приготовлением нужно перебирать и промывать.
Этим объясняется и бытование похоронно-поминальных обрядов в наши дни. Родственные связи в деревнях сегодня значительно трансформировались, тем не менее, многие похоронные обряды и поминки бытуют в марийских деревнях. Далее интересная работа Владимира Лукоянова учащийся 9 класса Мари-Ушемской основной школы Марийский погребальный обряд Ежедневно человек встречается с такими понятиями, как пища, одежда, жилище, праздник и обычай, поведение и этикет, но мы зачастую не задумываемся, сколько смысла вложено в эти обычные слова.
Часто в последнее время можно слышать и видеть, что взрослые стремятся следовать старинным обычаям и традициям, очень много об этом говорят в школе. Но далеко не все знают, как правильно все же совершать тот или иной обряд. Не каждому взрослому известно, что такое сватовство, как вершится венчание, какие моменты необходимо учесть при погребении умершего, ведь похоронный обряд — один из важнейших обрядов жизненного цикла. Даже название деревни Лумаре в прошлом в переводе с марийского «10 марийцев» , говорит о том, что именно эти 10 марийцев и были первыми ее жителями, поселившимися на правом высоком берегу реки Лум. От них пошли потомки Кореевых, Антипиных, Тихоновых. Для изучения выбранной мною темы я стал искать историческую литературу. Признаться, таковой мне удалось найти не очень много, но я убедился ещё раз в том, что тема эта весьма интересна и привлекала ученых-этнографов еще много-много лет назад. Представления о смерти Со смертью люди связывали различные верования, во многом языческие. За многовековую историю сложились традиционные представления о смерти, как о некоем существе, приходящем к человеку в различных обликах, чтобы увести его в «иной мир», на новое житье.
Самое трудное и главное испытание — перейти по тонкой нитке через котел с кипящей серой. Впрочем, объект, через который необходимо переправиться, разные по возрасту люди толкуют по-разному: для одних — это огненная река, для других — котел с кипящей серой. Но ясно одно — каждый должен преодолеть это испытание именно по тонкой жердочке или нитке: «Рядом с покойником кладут тонкую нитку — порен, а если нет — то лыко, чтобы переходить на том свете через горящую реку». Успех перехода ставился в зависимость от того, удавалось или не удавалось покойнику отбиться от злых духов, которые стремились столкнуть его в котел. Об этом говорит и И. Смирнов в своей работе, и такое же объяснение встречал в беседах: «Говорят, переходить реку более страшно, черти стараются столкнуть тебя Е. Иванова, 1918 года рождения ». В настоящее время многие думают, что безопасный переход, прежде всего, зависит от того, как жил на земле человек, много ли нагрешил за свою земную жизнь. Умерший, по представлениям марийцев, сохраняет все потребности живого человека в еде, одежде, орудиях труда и прочем.
В гроб клали все необходимые вещи, которые могут ему понадобиться. Со временем количество вещей намного уменьшилось, видимо, люди стали считать, что нет необходимости в таком большом количестве вещей, у русских вообще ничего не кладут. Ничего не класть в гроб не принято у марийцев, так как они уверены, что человек будет приходить и выпрашивать, а может и увести с собой кого-либо из родственников. Как живое существо, умерший сохраняет способность к душевным волнениям. Он может чувствовать страх, гнев, радость и т. Для его успокоения перед опусканием гроба «кидают монетки, чтобы выкупить осырок, где будут жить покойный» Е. Иванова, 1918. Денег не нужно жалеть, чтобы не расстраивать усопшего. Приметы, предвещающие смерть Смерть очень часто людьми предугадывалась.
Существуют различные приметы, предвещающие смерть: необычные происшествия в доме и вне дома, неадекватное поведение птиц и животных, вещие сны. Особо верили в них больные люди. Многие приметы существуют и по сей день, они схожи с приметами других народов. По всей видимости, некоторые в нашей деревне были переняты у русских. Любая женщина-марийка знала, что «прилетела маленькая пичушка, синичка, и постучала по стеклу» М. Федотова, 1928 г. Осень страшной приметой люди считали падение в доме иконы с подыконника подставки под иконы. Наблюдая за поведением птиц и животных, люди тоже делали необычные выводы: закричит пролетающий ворон протяжно или отрывисто, пробежит мышь по человеку, залетит в дом воробей и т. Всему было объяснение.
Настороженно наблюдали за воем собак: если собака книзу воет, быть в деревне обязательно покойнику. Особое место отводили снам, предсказывающим смерть. По словам М. Федотовой, увидеть во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для житья. Ну, а если уж выпали коренные зубы, «знать, помрет близкий человек». Интересной приметой, связанной со снами, считается видение того, что выделяют новый участок земли для строительства или под огород — явное предсказание нового места для жительства в «ином мире». Смерть предсказывает сон, рассказывающий о копке грядок или их формировании, так как по форме грядка очень напоминает могильный холм. Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях. Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные.
Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам. Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб.
Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С.
Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу. Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке...
Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой».
Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю.
Хлеб и соль. Хлеб символизирует духовное питание, а соль — очищение души усопшего и его переход в новый мир. Это также является знаком гостеприимства и доброжелательности к душе умершего. Вода предназначена для утоления жажды души усопшего и дарит ей освежение после перехода. Вино является символом жизни, крови Христовой, и представляет собой образ духовного обновления и преображения. Цветы украшают могилу и являются выражением скорби и уважения к умершему. Родные часто выбирают цветы, которые были любимыми усопшего. Символика в поминальных обрядах Поминальные обряды сопровождаются рядом символических действий, которые укрепляют связь между миром живых и миром усопших. Зажжение свечей. Свет свечей символизирует свет и духовное прозрение, который помогает душе умершего преодолеть тьму и перейти в мир иной. Этот обряд представляет собой курение благовонных ладанов и трав, что создает особую атмосферу и привлекает благословение Божие на душу усопшего. Чтение молитв. Молитвенные чтения и пения призывают милость и прощение для души умершего и поддерживают его в пути к вечности. Одежда приглашенных Одежда, которую надевают приглашенные на православные поминки, играет важную роль в этом торжественном обряде. Как правило, облачение на поминальное мероприятие подчеркивает уважение к усопшему и соблюдение духовных традиций. Возникает вопрос: "Что надеть на поминки? Соблюдайте скромность и умеренность. Поминальные обряды являются торжественным событием, и одежда приглашенных должна соответствовать этой атмосфере. Основное правило — выбирать одежду, которая выражает уважение к умершему и отличается скромностью. Женщинам рекомендуется носить темные или приглушенные цвета, а мужчинам — темные костюмы или пиджаки с галстуками. Избегайте ярких цветов и украшений. Поминальные обряды — это время скорби и памяти о ушедшем, поэтому желательно избегать одежды с яркими цветами и яркими украшениями. Лучше отдать предпочтение спокойным и умеренным оттенкам. Отказ от неподходящей одежды: Важно помнить, что поминки — это священный обряд, и следует избегать одежды, которая может быть неуважительной или неподходящей для данного события. Например, рекомендуется избегать повседневной или слишком развлекательной одежды. Придайте значение аксессуарам. Некоторые люди выбирают на поминки специальные аксессуары, которые символизируют память о усопшем. Например, это может быть брошь, подвеска или браслет, который ассоциируется с образом покойного. Такие аксессуары придают особую значимость обряду. Важно помнить, что решение о том, что надеть на поминки, может зависеть от местных традиций и обычаев, а также от отношения родных и близких к обряду. Основное правило — это уважение к усопшему и соблюдение духовных ценностей, которые сопровождают этот священный обряд. Таким образом, православные поминки представляют собой глубокий и значимый религиозный обряд, прочно укоренившийся в культуре и традициях русского народа. Поминки служат мостом между миром живых и миром усопших, позволяя близким прощаться с ушедшими и помнить их добрым словом и молитвой.
Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии. Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах. Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость. Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало. Можно помолиться и на кладбище. Например, почитать самому «Литию, совершаемую мирянином дома и на кладбище» или пригласить для этого священника. Помимо этого, на кладбище можно отслужить и панихиду, но ее уже может отслужить только священник. Если вы не можете приехать на кладбище, то обе эти заупокойные службы можно отслужить и в храме или дома. Их вы можете заказать, обратившись в свечную лавку в храме. Существует также литургическое поминовение. Оно совершается на каждой Литургии в храме. Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку «обедню» с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Будет очень хорошо, если вы и сами придете в храм в этот день и помолитесь о душе усопшего. Поминают ли умерших водкой? Церковь рекомендует относиться к алкоголю с осторожностью. Апостол Павел прямо пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Ефесянам 5:18. Если же говорить про поминальный стол, то Церковь в этом случае вообще запрещает любой алкоголь. Потому что, несмотря на весьма распространённое мнение, что водка на столе, это наша — «русская» традиция поминовения, это не так. Ведь этой «традиции» не более 70-80 лет. Гораздо более зрелая позиция была в дореволюционном обществе, когда возбранялось пить на похоронах, это осуждалось не только Церковью, но и самими людьми. Безусловно, прецеденты случались и раньше, но «водочные проводы» стали повсеместными лишь в Советской России. Безбожное общество всеми силами стремилось изжить из себя людей, которые стремились жить по Законам Божиим и исполнять Евангелие. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Похороны — это всегда стресс для близких людей умершего. Кажется, что же может быть плохого в том, если они «немного расслабятся»? Шаткость этой аргументации особенно подчеркивается тем, если задать вопрос, ради чего мы собираемся на похороны. Если мы собираемся, чтобы помянуть умершего, вспомнить о его делах, помолиться, то водка, как и кулинарные изыски, на столе не нужны. Если же мы превращаем поминки в «вечер встреч», то да, тут, конечно, нужно соответствовать «общепринятым» нормам атеистического общества. Прикрываясь благой идеей почтения памяти усопшего на поминальной трапезе, люди могут искать банального повода выпить. А везде, где появляется водка, сразу исчезает страх Божий. Есть также еще одна «традиция», это наливать рюмку водки умершему, ставя ее у портрета или возле креста на могиле. Это вообще языческий обычай! Как может что-то материальное помочь бестелесной душе, отошедшей в мир иной? Тем более алкоголь! Неразумно полагать, что это обычай и его надо чтить. Чтить нужно Христа. Душа умершего нуждается лишь в одном — в молитве о ней. Никакими народными ритуалами мы не заслужим ей у Бога отпущение ее грехов. Молитва и дела милосердия во имя усопшего с просьбой о молитве — вот две вещи, которые действительно имеют силу в загробном мире. Водка же, говоря медицинским языком, это депрессант. Поэтому никакого утешения она не принесет ни родственникам, ни самому усопшему. Можно ли поминать умершего конфетами Можно, почему нет? Как и любыми другими продуктами. Ведь просьба помянуть, сопровождающаяся раздачей продуктов, вещей, может быть, денег — это, в конце концов, пожертвование, милость во имя умершего. Однако, интересно другое, почему именно конфеты стали своеобразной народной традицией в вопросах поминовения усопших? Здесь стоит немного обратиться к истории. В Новом Завете Господь не требует от нас какой-то специальной жертвы, в отличие от Ветхого Завета, где есть указания, например, на то, какое жертвенное животное выбрать для какого-то конкретного случая. Например, в Евангелии от Луки мы можем видеть эпизод, когда Богомладенца принесли в храм для очищения «по закону Моисееву». По этому закону родители должны были, во-первых, пожертвовать определенную сумму денег, а во-вторых, принести жертву в виде голубя. После этого мать должна была принести торжественную жертву очищения. Богатые люди жертвовали ягненка, но бедная Мария принесла Богу второго голубя. Фото Enza Brunero on Unsplash Итак, в этом эпизоде можно увидеть, что Богу, даже в ветхозаветной традиции с ее, достаточно жесткой, регламентацией жизни, важнее было именно чувство, приносящего жертву, нежели конкретное животное. В этом моменте также важно уточнить, что богатые люди жертвовали ягненка, который стоил несравнимо дороже голубя. Потому что издавна люди несли Богу самое лучшее, что у них было. Храмы, богато украшенные золотом, священнические облачения, сшитые из драгоценных тканей — примеров можно увидеть множество. Но при чем же тут конфеты? При том, что в дореволюционной России ежедневные сладости могли себе позволить лишь весьма богатые слои населения. Для крестьян сахар был предметом роскоши. Именно этим можно объяснить появившуюся традицию поминовения конфетами или иными сладостями — это была лучшая еда, которую могли позволить себе верующие. Лучшая материальная жертва, которую могли принести бедные люди. Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли поминать умершего конфетами, стоит сказать так. Поминать можно, но придавать этому способу некое сакральное значение — нет. Стоит расценивать поминовение как дело милосердия. Не в еде дело, а в чистом сердце. Душе, отошедшей к Богу, важна наша молитва, а не некая специальная еда. Как поминать умерших детей? Для начала стоит разделить детей на крещеных и некрещеных. Это влияет на то, сможет ли молиться за них Церковь. Если ребенок был крещен, то происходит обычный чин отпевания. Затем можно подать записки на Евхаристию, просить священника отслужить панихиду или литию, и, разумеется, не забывать личную молитву. Тут нужно уточнить, в каком возрасте наступила смерть. Традиционно для православной Церкви возраст до 7 лет считается младенческим, а соответственно, ребенок, умерший до наступления отрочества, считается безгрешным. Церковь в принятых молитвах об усопших просит отпущения грехов умершему, но так как младенец безгрешен, такая просьба не имеет смысла, поэтому молитва за умершего крещенного младенца должна содержать прошение о ниспослании Богом утешения и сил родителям в этой трагической скорби. С отроческого возраста ребенок начинает исповедоваться. Конечно, его грехи не такие тяжкие, как грехи взрослых, однако грех — коварен в любом возрасте и виде и неизменно оказывает влияние на душу. Поэтому по умершему отроку читаются все принятые Церковью молитвы и испрашивается отпущение его грехов. Существует даже отдельная молитва об умершем ребенке: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! Печальнее, если ребенок не был крещен. Если речь идет о младенцах, то есть специальный чин, который читает священник: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Но даже в этом случае Церковь не может молиться о тех, кто не стал ее членом через Святое Крещение. Однако, для родителей нисколько не запрещается личная молитва, даже если ребенок умер уже в отроческом возрасте, так и не получив Крещения. В этой молитве родные и близкие могут вымаливать у Бога отпущения грехов ребенку, могут просить о помиловании его души, а главное, просить утешения себе, потому что отчаяние на корню убивает любую духовную работу. Нельзя отчаиваться, нужно верить в милосердие Господне и просить у Него прощения и помилования. Как поминать умершего младенца Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших. Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку. Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию. Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев. Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас. Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом. Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен. Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание?