Вы увидите известные шахматные дебютные ловушки, что позволит Вам быстро получить материальное преимущиство или провести матовую атаку.
Ловушки в дебюте
Комбинации и ловушки в дебюте - Вайнштейн Б. - 1965 | В основном победа в шахматах достигается вашей возможностью прочитать своего противника, при этом не позволяя ему прочесть себя. |
Шахматы. 5 ловушек на Ферзя. Шахматные ловушки. 🎥 Топ-4 видео | Видео от Школа шахмат d4-d5 | Уроки шахмат. |
«Какая самая лучшая ловушечная схема за белых в шахматах на момент 2022?» — Яндекс Кью | В основном победа в шахматах достигается вашей возможностью прочитать своего противника, при этом не позволяя ему прочесть себя. |
Шахматные ловушки: как избежать и как использовать | В основном победа в шахматах достигается вашей возможностью прочитать своего противника, при этом не позволяя ему прочесть себя. |
Enjoy nine variations of the game | Подборка материалов «Лучшие шахматные ловушки» автора «Клуб шахматистов» в Дзен: шахматные ловушки. |
Не попадись в ловушку! Грязные шахматные трюки-11 !
Дорогие учащиеся несколько тысяч новых и бесплатных курсов Вы сможете посмотреть в бесплатном проекте: "Карьера в кармане", мы надеемся, что Вы поделитесь данной ссылкой в социальных сетях с родственниками и друзьями: careerbox. Отраслевые академии созданы не только для получения бесплатных знаний, но и для поиска грантов, практик, стажировок и работы. После бесплатной регистрации Вам будут доступны другие уроки и курсы данного автора: Скандинавская защита.
ФЬ4— е7. Монов растерялся, он не думал над позицией и запом- нил лишь, что в партии про- 24 тив меня белые пошли коро- лем на el. Он автоматически делает ход 10. Kpfl—el, на что следует 10. Cel—еЗ Фс14 : с4, и белые сдались. Я, между тем, с грустью смотрю на свою позицию и не вижу защиты против 12. Подходит Дуз-Хо- тимирский.
От него я узнаю, что это начало называется гамбит Сальвио-Зильберш- мидта, а ловушка Kf2 и Cfl известна уже около ста лет. Так мы и ушли с Меновым, В. ЛЕНСКИЙ «Недавно мы были приятно изумлены чрезвычайно ин- тересным открытием: редак- ция «Всемирной Иллюстра- ции» получила несколько шахматных партий, игран- ных 40 лет назад между ли- цами, изображенными в «Оне- гине»,— между Ольгой и Ленским... Партии писаны рукою Ольги... Везде дается мат Ленскому... А жаль, могли бы сыграть две хорошие партии... Если бы черный ферзь не пошел на g2, а остался бы стоять на месте — на ЬЗ, то последовало бы Kd3—f4, и все равно ему некуда уди- рать. Если бы на 10-м ходу ферзь ушел на h5, то 11. Kd3—f4 ФИ5—а5 12.
Kf4—d5 с угрозой выиграть при по- мощи несложной, но эле- гантной комбинации: 13. Ь2— Ь4 Фа5—а4 14. Вот она: Владимир Ленский — Ольга Ларина 1. Kgl— f3 g7—g5 4. Cfl—c4 g5—g4 5. Ленский играет гамбит Муцио — начало, модное в прошлом веке. Один из нем- ногих случаев, когда белые в дебюте жертвуют ради ата- ки целую фигуру без реаль- ных шансов быстро ее оты- грать или дать мат. Ловушка, в которую Оль- га и попадается. На сделанный Ленским ход Ольга, если бы знала теорию, ответила 6.
КЬ8—сб, она же берет пешку, которая ей совершенно не нужна. Кре8 : f7 8. ЛН : f4. Черный король остался беззащитным. Лишние две фигуры не улучшают поло- жения Ольги. Kg8—f6 10. ФИ5—h4 d7—d6 12. Ша- ховым, который в случае победы набирал норму на звание мастера, и В. Жили- ным, который тоже обяза- тельно хотел выиграть в пос- леднем туре.
Известно было, что Жилин очень тщательно 26 в течение двух дней готовил- ся к этой партии. В конце концов он решил играть за- щиту Филидора. И вот что произошло: 1. Kgl — 13 d7—d6 3. Cfl—c4 Cf8—e7?? Черные сделали ход, ко- торый приводит к немедлен- ному проигрышу: им сле- довало играть 4. Kg8—Ь6 7. Cel : h6 О—0. В партии Жилин отве- тил 5.
Kd7—Ь6 и отде- лался потерей только одной пешки, но проиграл. В чемпионате Москвы 1959 года блестяще сыграл молодой шахматист, ныне — международный мастер Ли- берзон. Он в полуфинале на- 1. СП — с4 Cf8— е7 4. Kf3 : e5 d6 :e5 7. Черные вынуждены отве- тить g7—g6, после чего те- ряют пешку е5 и попадают в безнадежное положение. Им следовало на пятом ходу брать не конем, а пешкой. Я как раз хотел вас спросить... Kgl— f3 c7—c5 4.
Cfl—c4 Kg8—f6 5. Ф61 : g4 d7—d5 9. Фg4—f3 Фd8—d7 10. Правиль- ный ход — 3. Вторая ошибка — тактиче- ская: на пятом ходу не сто- ило уходить конем, лучше было 5. На де- вятом ходу черные могли еще отделаться потерей фи- гуры, нельзя было ходить ферзем на d7, прямо на- встречу смелой пешке, ко- торая только того и ждала, чтобы дать мат. Вот здорово! А это как получи- лось? Хотя слоном на с4 тоже иногда играют, имея в виду вызвать шах ферзем, а затем с темпом вывести коня на f3, но я не думаю, чтобы это было хорошо.
Вто- рая, грубая, ошибка —4. Здесь обязательно надо уходить королем на fl, дру- гой игры нет. Но есть одна, ко- торая, по всей вероятности, не повторится никогда, и все же я покажу ее, настоль- ко она красива и необы- чайна. Kgl—f3 Cc8—f5 4. Ла1 : a7!! Между тем, в дейст- вительности черные вынуж- дены сдаться. Ла8 : а 7 последует сб—с7!! Неожиданность и тон- кость этой комбинации за- ключаются в том, что белая пешка может превратиться в ферзя либо на с8, двинув- шись вперед, либо на Ь8, съев коня. Черные могут защитить любое из этих по- лей, но не оба сразу.
Белые достигли этого по- следним своим ходом 8. Они поставили черную ладью перед выбором — уйти с защиты восьмой гори- зонтали или погибнуть на посту. Перлис не дал Шлехтеру довести до конца эту комби- нацию, он разглядел ее после хода 7. Черные в энд- шпиле едва не сделали ни- чью. Я еще помню, там на диа- грамме стоят три черных коня. Где черные ошиблись? А если уж вышли — надо было брать белого коня ходом раньше, до размена ферзей. Незавершенную в этой партии идею Шлехтера уда- лось до конца реализовать Алехину спустя 15 лет, прав- да, в несколько иной ситуа- ции. СП—Ь5 а7— аб 4.
Cb5—а4 Kg8—f6 5. ЛП—el b7—b5 8. Комбина- ции и ловушки. Белые обходят подводный камень. Если 10. Ф61 : d4, то 10. Cel—d2 аб—а5 14. Cd2 : а5. Ла8:а5 17.
ЬЗ : с2! Са5 :d8 Ла8 : al 18. Ь2—Ь4 с5 : Ь4. Это начало — сицилиан- ский гамбит — применяют иногда шахматисты острого стиля, чтобы избежать пози- ционных маневров, свойст- венных многим вариантам си- цилианской защиты. Основ- ная его идея — отвлечь чер- ную пешку «с» на фланг и создать сильный центр. Kgl— f3 Kg8—е7 6. Cel—f4 Ke7—g6 7. Cf8—Ь4 11. ФсЗ :Ь4 Кеб : Ь4, и на следующем ходу у черных будет новый ферзь.
Если бы в ответ на 8. КЫ—d2, то они также проигрывали: 9. Фа5—сЗ 10. Ла1— cl Cf8—аЗ 11. Kd2 : ЬЗ СаЗ : cl 13. КЬЗ : cl, у черных ка- чество за пешку. Конечно, ко- роль к королю не подойдет, чтобы дать мат, но все же... Вот легкая партия американ- ского мастера Эдуарда Ла- скера, однофамильца чемпио- на мира, с английским масте- ром сэром Дж. Он лорд, но, несмотря на это, сильный шахматист.
Хотя уже не очень молодой. До- статочно сказать, что эта партия была играна в 1912 году. ТОМАС 1. Kgl — f3 f7—f5 3. Kbl—c3 Kg8— f6 4. Cel—g5 Cf8—e7 5. Cg5 : f6 Ce7 : f6. Белые хотят провести e2— e4, чтобы раскрыть игру, и для этого им нужно было ликвидировать коня f6. КсЗ : е4 Ь7—Ь6 8.
Kf3—е5 0—0 9. Cfl—d3 Сс8—Ь7. Черные играют слишком безмятежно, не обращая вни- мания на вражеские силы, нависшие над их королев- ским флангом. Не худо было бы еще до рокировки про- гнать либо разменять коня е5. Замечательная комбина- ция, в результате которой черный король перекочевал с g8 на gl и там получил мат. Любопытно, что ни 11. Ке4—g5, ни 11. Kpg8 : h7 12. За- мечательная была бы запись этого хода: 18.
Что вы скажете по поводу Kpel—ЬЗ? Позиция не вынуждала белых решить- ся на такую крайность, тем более что король пошел под шах. Нетрудно догадаться, что Хорсмен хотел пойти фер- зем с dl на ЬЗ, но по ошибке взялся за короля. Что де- лать? Если рокиро- вать, то 10. Пришлось играть 10. Kpel— fl, и после геройского со- противления белые получи- ли мат лишь на тридцать седьмом ходу. Будьте осторожны! Преж- де чем сделать ход, посмот- рите на фигуру, которую вы берете рукой!
Это правило техники без- опасности в шахматах забыл гроссмейстер Корчной. На финише всесоюзного чем- пионата 1960 года во время его партии с Багировым на де- монстрационной доске вдруг появилась надпись «Белые выиграли». В зале раздался смех — «опять демонстра- торы напутали», — затем недоумение, возгласы «по- кажите ход». Но хода не было, просто Корчной сдал- ся — и все. У него еще целый час в запасе. Главный судья турнира П. Романовский вышел на авансцену и объяснил. Но гроссмейстерское чутье подсказало ему, что бело- польному слону будет не- уютно на черной клетке. По- вертев в руке этого слона- авантюриста и поглядев на него с укоризной, он водво- рил его к месту жительства на аб и...
Самое удивительное в этой истории — ее финал. Этот непостижимый промах не сломил Корчного, он вы- играл все три оставшиеся партии и стал чемпионом. На турнире в Будапеште в 1926 году после шести ту- ров на первом месте шел бельгиец Э. В седь- мом туре его партия против А. Стейнера пришла к сле- дующему положению. Стейнер под- нял его и по ошибке поста- вил не на hl, где король стоял до падения, а на gl. Борьба продолжалась. Фс11—ЬЗ е7—еб 3. Cel—g5 f7—f6 5.
Здесь Стейнер провел ком- бинацию с жертвой ладьи: 6. Cg5 : f6 0—0 8. Ле7 : d7, и через не- сколько ходов Колле был 40 34 вынужден сдаться. Задача бе- лых заметно осложнялась, если бы король стоял там, где ему надлежало. Тогда после восьмого хода Ле1 : е7 См. Ф67 : е7 9. Cf6 : е7 JIf8—fl, мат. Все это выяснилось после партии, но протест Колле не был принят во внимание. Он получил ноль и был настолько огорчен этим инцидентом, что играл в дальнейшем очень плохо, разделив в резуль- тате 7—8-е места.
Следите за падающими фи- гурами! Ставьте их на те места, которые они занимали до падения. Лd8 : d2, чтобы разменять ладьи, слонов и продолжать Ь6 : с5 с намерением пере- вести коня на d4. Пшепюрка мог ответить JIdl : d2 или Фе1 : d2, но такая стандарт- ная игра его, как видно, не удовлетворила, и он провел неожиданный маневр 2. JId2 : Ь2! Ауэс решил подшутить над своим рассеянным парт- нером и, подумав немного, ответил 2. ЛЬ2 : а2. Меж- ду тем, Пшепюрка заметил, что на доске творится что-то неладное. Положение его заметно ухудшилось после того, как он за полтора хода потерял ладью, слона и пеш- ку.
Он поднял голову и спросил партнера: — Куда, к черту, девались мои фигуры? Судья турнира гроссмей- стер Мароци остановил часы и водворил белые фигуры на прежние места. Партия продолжалась после 1. Лd8 : d2 и закончилась эле- гантной комбинацией: 2. Лd2 : Ь2 Kf5—d4 грозит «шах ко- ролю и королеве» 4. Kpgl—hl JIf8— d8 6. Kg2—f4 Kf3—g5 7. Фе4—e2 e6—e5 8. Фе2 : e5.
Пшепюрка попался в ло- вушку. Эту пешку нельзя было брать из-за 8. Поймать ферзя нелегко. Если бы по правилам для выигрыша партии нужно бы- ло дать мат не королю, а ферзю, то на пустой доске для этого потребовалось бы, по крайней мере, пять ферзей и то был бы не мат, а пат — примечание читательницы Маши Барановой. Но все же и ферзя можно замато- вать, особенно когда он сте- снен своими же фигурами и пешками. Вот подлинная партия из чемпионата Франции 1924 г. КЫ — d2 e7—e5 3. А вот еще партия на ту же тему и тоже из французского турнира — 1927 года в Ша- муа. Kgl—f3 d7— d6 4.
Kbl—c3 Kb8—d7 5. Cfl—c4 Kg8-f6 6. Этот вариант имеет значе- ние большее, чем может по- казаться с первого взгляда. Дело в том, что он с переста- новкой ходов может полу- читься из защиты Уфимцева: 1. КЫ — сЗ d7—d6 3. Kgl-f3 g7—g6 4. Cfl—c4 Kb8—d7? А эта партия началась медлительными маневрами и закончилась неожиданным комбинационным взрывом на тему «мат ферзю». Kgl—f3 d7—d5 2.
Ь2—ЬЗ e7—еб 4. Cel—b2 Cf8—e7 5. Kbl — c3 Kb8—d7 6. Kc3—e2 0—0 7. Ke2—g3 c7—c5 8. Cfl—d3 Cc8—b7 10. Ла1—cl Ла8—c8 11. Kf3—g5 Л18—e8 12. Kpel— fl g7—g6 13.
Kg5 : еб. Cd3 : g6 не брали слона, а защитили бы пункт f7, сыграв 14. Ле8—f8, то комбинация завершилась бы жертвой ферзя: 15. Ф61 : Ь5! Kf6 : h5 16. Cg6—h7, мат. Шамковичу в то время еще кандидату в мастера в 1946 году. Kgl— 13 КЬ8—сб 3. СП—Ьб а7— аб 4.
СЬб—а4 d7— d6 5. КЫ—сЗ Сс8—g4 7. КсЗ—d5 Ла8—Ь8. Черные стремятся изба- виться от связки и подготав- ливают ход Ь7—Ь5. Cel—g5 Ь7—Ьб 10. Сс4—ЬЗ Кеб— еб. Развязавшийся конь на ра- достях спешит напасть на своего связанного собрата. Kf3 : еб! Черным, очевидно, нельзя брать ферзя ввиду 13.
СЬЗ : 17, мат. Если они берут коня еб, то после 13. ФЫ : g4 остаются без фигуры. Поэтому 12. Ке7 : d5 13. Cg5 : 16!! Если они берут пешкой, то 15. Если конем, то 15. Самый красивый мат по- лучается, если черный ферзь берет слона: 14.
Ф68: 16 15. Мат на d7 большая ред- кость, так как в начальном положении этот пункт очень прочно защищен. Что такое маэстро? Всего в России было 12—15 ма- эстро. И хотя Руднев был далеко не лучший из них, играть с ним все же была большая честь для меня. Я, конечно, побаивался его, но, изучив множество вариантов французской защиты и зная, что Руднев не особенно силен в дебютах, был убежден, что он быстро со мной не сладит. Сейчас я буду подрывать центр, а затем атаковать пеш- ку е5. Kgl— f3 Ф68—Ьб. Три удара на пешку d4 и три защиты.
Больше ему пешку защищать нечем, я же сыграю Kg8—е7 и затем поведу этого коня для атаки пешки е5 или d4 в зависи- мости от обстоятельств на g6 или на f5. Опять ошибка! Это дей- ствительно ход не очень хо- роший, здесь лучше б. Cd3, и если черные пытаются вы- играть пешку d4, то резуль- тат получается для них пла- чевный: б. Cb5-f-, и пропадает ферзь. Теперь пе- шка е5 осталась без защиты, и я ее быстро выиграю. Cf8 : с5 7. Фdl— с2 Kg8—е7. Сейчас я поставлю коня на g6 и заберу центральную пешку.
Слону некуда ухо- дить.
Партнер зевнул пешку, да еще какую! Сей- час я ее возьму и нападу на вторую пешку, которую вроде и защищать нечем... Kf3 : е5 Ф68—g5 Он напал на пешку и на коня. Но я возьму конем пешку и сделаю «вилку» ферзю и ладье. Ферзь уйдет, а ладью я заберу. Этого он, конечно, не видел. А он возьмет пешку, ну и бог с ней.
У меня будет лишняя ладья. Но это ничего, его ладья все равно никуда не уйдет, а моя может уйти. Поэтому 6. Ферзем за- крыться нельзя, уйти коро- 7 л ем некуда. Придется за- крыться слоном. Сс4—е2 Kd4—f3x- 3 Я сидел, покраснев до слез, и не мог произнести ни одного слова. Как же это получилось? Все было так хорошо: «вилка»...
И вдруг. Если бы еще раз попробовать, я бы наверняка выиграл. Я робко спросил, нельзя ли сыграть еще, но литератор отказался. Эта партия его очень утомила. Посмотри, где ты ошибся, где мог лучше сыграть. Капабланка сказал, что из одной про- игранной партии можно больше пользы извлечь, чем из ста выигранных... Значит, надо разбирать проигранные партии? Надо за- писывать, а затем анализи- ровать, самому или лучше с товарищами.
Ну что ж, давайте по- слушаемся совета Капаб- ланки и вместе рассмотрим эту ловушку, одну из самых коварных и неожиданных. Начнем с конца. Если на шестом ходу не уходить ладьей, а взять черную ладью — 6. Kf7 : h8, то последует хотя бы 6. Kpel— fl Фе4 : hl, мат. Кеб—g4, то чер- ные проводят двойной удар 5. Если же уйти конем обратно — 5. Кеб—f3, то 5.
Белые остались без качества и пешки, и позиция у них далеко не блестящая. Так, что ли? Тогда получается, что белые вывели слона и оче- редь хода снова за ними. Значит, они бесплатно сде- лали лишний ход — это не- малое достижение. Затем можно пойти 5. Ь2 : сЗ у белых будет силь- ный центр — залог будущей атаки. Самое логичное — пожалуй, прогнать коня хо- дом 4. Тогда 4.
Cel—g5 с ловушкой; в случае 7. Cc8—g4 белые отвечают 8. Cg5 : f6 и вы- игрывают фигуру. Разве я сам не понимаю? Но что ж делать, поневоле приходится двигать край- нюю пешку. Не хочется сразу проигрывать. Вот, смотрите: 1. Cf 1—с4 —попробуйте здесь не пойти h7—h6, а сделать развивающий ход 3.
Kg8—f6, что будет? Kf3—g5, и не видно, как защищать пешку f7. Николай пошел 4. Kf6 : d5 6. Kg5 : f7 Kpe8 : f7 7. Остался без пешки, без роки- ровки, с разбитой пози- цией. Вот вам и принципы,— продолжал он,— белые де- лают два хода кряду одной и той же фигурой и разносят черных. Вот и приходится ходить h7—h6.
На еб? Это сюда, что ли? КЫ—сЗ Кеб—Ь4 9. Теперь ты проиграл! На d8 нельзя было уходить. Кеб—е7 9. Cel—g5 Креб—d7. Отправлю короля домой, а фигура-то лишняя: 6 — Не дойдет до дому: 11.
КсЗ : d5 Ce6:d5 14. Нет, правда, ска- жите,— обратился он ко мне,— могут здесь черные защититься? Ведь у них лишняя фигура. Вот ты один раз зевнул, другой раз проглядел, в третий раз будет то же самое. Вы- ходит, черным и вправду нужно играть h7—h6? Kgl — f3 КЬ8—сб 3. Cfl—с4 Kg8—f6 4. Kf3—g5 d7—d5 5.
Cb5—е2 h7—h6 9. Kg5—f3 е5—е4 10. Kf3—е5 Cf8—d6 11. Где здесь комбинация, где ловушка? Cb5—e2 h7—h6 9. Это отступление коня Стейниц—в то время чемпион 11 мира — предложил как но- винку в своем руководстве «Modern Chess Instructor» и фанатически отстаивал его. Cf8—с5 10. За год до этой партии Стейниц играл с Чигориным матч из двух партий по телеграфу.
Тогда он про- должал в таком же точно положении 10. Теперь он при- меняет улучшение. Ce2—13 Cc5—b6 16. Фа4—h4 Cb6—c7 17. ЛП-dl f7—f5 18. Kbl—d2 Л18—f6 20. Kpgl—fl e5—e4 21. ФЙ4—h5 Лg6—g5 23.
Стейниц сдался. В крайнем случае коня про- гонят, и получится, что он прогулялся туда и обратно и очередь хода как бы пере- шла к черным. Но до про- игрыша белых, разумеется, еще очень далеко. Смотрите: 1. Cfl— с4 Kg8—f6 3. КЫ—сЗ Kf6 : е4. КсЗ : е4, то сле- дует 4. Сс4—d3 d5 : е4 6.
Cd3 : е4. Золотых гор черные, ко- нечно, не нажили, однако они уничтожили централь- ную пешку белых, сохранив свою, и могут развить любую легкую фигуру. Дебютного преимущества у белых нет. Зачем было брать крня на четвертом ходу? Конь хотя и резвое животное, но пока не убежит. Не лучше ли сначала 4. Кре8 : f7, и теперь 5. Полу- чится примерно вот что: 5.
Ke4-g5 g7-g6. Материально силы равны, a развиты черные ничуть не хуже. КЫ—сЗ Kf6 : е4 5. КсЗ:е4 d7—d5. Сс4—d3, чтобы после 6. У черных хорошее поло- жение. Но связанный конь, выбрав удачный момент, мо- жет развязаться, натворив немало бед. Вот, посмотрите: 1.
Kbl—c3 Kg8—f6 4. Cel—g5 коня связали 4. Хороший ход и, вместе с тем, ловушка. Черные при- глашают противника взять два раза на d5 и выиграть центральную пешку. Может, правда взять? КсЗ : d5 Kf6 : d5 конь развязался! Cg5 : d8. Что, если дать шах слоном?
Пришлось возвратить фер- зя: любой другой ход был бы по шахматным правилам объявлен недействительным. Подведем баланс. У чер- ных конь, у белых пешка. Но они переоценили силу связки. Если бы за связанным конем стоял король, то конь дей- ствительно не смог бы ше- вельнуться. Но если речь идет лишь о ферзе, то чер- ный ферзь не дороже белого, особенно если дают фигуру в придачу. В общем, ход Сс1—g5 хо- рош, ошибкой было лишь КсЗ : d5. Эта комбинация встреча- ется во многих дебютах, и не только в открытых.
Су- дите сами, вот подлинная партия из полуфинала пер- венства СССР 1929 года: 1. КЫ—сЗ Cf8—b4 4. Ф41—c2 c7—c5 5. Cel—g5 — слон связал коня, развязался, а слон, который хотел его связать, погиб. А вот еще примеры: 1. КЬ1—сЗ Kg8—f6 3. Cel—g5 d7— d6 5. Ф48 : g5.
Kgl—f3 Kg8—f6 3. Cfl—c4 Kf6 : e4 4. КЫ—сЗ Ke4 : c3 5. Kpf2—el Ф68 : g5, и конь 7. Название это обманчиво. Атака Греко связана с жертвой двух пешек и ла- дьи. Одно время считали, что она основана на ловуш- ке, даже Чигорин разделял это мнение, но впоследствии 15 честь калабрийца была вос- становлена. Cfl—с4 Cf8— с5 4.
Белые жертвуют пешку. Этот ход и считался ловуш- кой. В руководстве Дюф- реня — Чигорина, изданном на русском языке в 1897 году, рекомендуется здесь 7. Сс1 — d2 с таким примечанием: «Невыгодно было бы 7. КЫ—сЗ Kf6 : е4 8. Ь2 : сЗ d7—d5, и черные удерживают выигран- ную пешку». Итак, черные продолжают 7. Kf6 : е4.
СсЗ : al 11. Cel—g5 Кеб—е7 13. Такие партии мне доводи- лось играть в сеансах одно- временной игры. После того как черные берут ладью, они погибают неизбежно. Но од- нажды в сеансе я пережил несколько неприятных ми- нут. Один из моих против- ников, которого я никак не мог считать выдающимся тео- ретиком, поскольку ему не исполнилось еще и двенадца- ти лет, разыграл весь этот ва- риант, взял ладью, но в ответ на 12. Сс1—g5 нестал закры- ваться конем, а, не долго думая, пошел 12... Кеб : d4.
Kf3 : d4, то он берет слона — 13. Ф68 : g5, а на 14. Jlfl—el отвечает просто d7—d5. Если же я беру ферзя — 13. Cg5 : d8, то и он берет ферзя — 13. Kd4 : ЬЗ 14. Cf7 : ЬЗ Cal—f6, и черные остаются с лишним качеством и пешкой. Пришлось все же пойти на этот вариант без качества, но счастье улыбнулось мне: мой юный партнер уже через два хода прозевал фигуру.
Я расставил на доске фи- гуры и показал ему, какой гениальный ход он придумал. А разрешается по теории дать шах? Я очень люблю шаховать. И он сделал за белых ход 13. Черные те- ряют ферзя. Я чуть не выругался от досады, но затем обрадовался за калабрийца Греко. Его атака выдержала испытание, вероятно, самое серьезное за все время своего существо- вания. В какой же момент черные сделали решающую ошибку?
Вместо того, чтобы брать ладью, следовало играть 10... Cc4:d5 0—0 12. Это название относится к вари- анту 1. Cfl—с4 Cf8—с5 4. Однако оба эти дебюта во- все не такие уж «пиано» и «пианиссимо», как может по- казаться по названию. Вот пример. Ф61—d5, См. Вообще отступление слона на Ь6 в дебюте «спокойная игра» на руку белым.
Белые центральные пешки устрем- 17 18 19 ляются вперед, напоминая уже не пешки, а скорей воин- ственных слонов. Победно трубя, они растаптывают черные поля. Cel— g5! Черные должны подумать о спасении ферзя,а тем вре- 18 менем происходят решающие события: 11. СЬб—f2-f- 12. Kpel—fl с7—сб 13. Kf3—gS JIh8—f8 15. Фе2—h5, и нет защиты от мата, а смелые пешки остались целы.
Cfl — с4 Cf8—с5 4. Kf3—g5 0—0 6. Ф61—h5 h7—h6 7. Kg5 : f7 Ф08—e8 чтобы не отдавать качество 8. ФИ5—h8 x. Kg8— e7 у черных уже не было хо- рошей защиты; они теряют пешку и попадают под силь- ную атаку. Правильный ход— 4. Kg8—f6 или 4.
ФИ5 : е5. Что будешь делать? Смотрите: 7. Феб : h8 Фd8—h4 9. Kpgl—hl Cc8— f5 13. В заключительном поло- жении у черных — только три легкие фигуры, а у бе- лых — ферзь, две ладьи и две фигуры. К тому же я сейчас — Красиво,— сказал Се- режа,— но вы с Блэкберном меня не убедили. Во-первых, на восьмом ходу можно было не брать ладью, а играть 8.
Феб—d5-f- Сс8—еб 9. Фбб : 19 Ь7. Теперь белые за фигуру имеют уже три пешки и четы- ре шаха. Ла8—Ь8, затем 10. Ф68—h4 — полу- чится примерно то же, что и у Блэкберна. Надо либо 10. ФЬ8—d8, а самое лучшее — и то и другое. В общем, я должен проверить.
Вспомни, что го- ворил Капабланка. В па- рижской «Гранд опера» идет «Севильский цирюльник». В креслах и ложах — блиста- тельное общество, парижский «бомонд». И в том числе — известный герцог Брауншвей- гский и малоизвестный граф Изуар. Оба они играли в шахматы, и по тем време- нам не очень плохо. Был в этот вечер в театре и гениальный Пауль Морфи. А он играл в шахматы очень хорошо. По всем временам.
В антракте граф и герцог пригласили Морфи в свою ложу. Не знаю, насколько искусны были артисты на сцене, но в ложе в этот день было создано бессмертное произведение. Kgl — f3 d7—d6 3. Cfl—c4 Kg8—f6 7. Здесь Морфи мог выиг- рать пешку Ь7, но тогда черные разменивали ферзей— и атака белых стихала. Впро- чем, возможно было 8. Морфи, не теряя времени, заканчивает мобилизацию. КЫ— сЗ!
Сс1 — g5- Каждым ходом белые раз- вивают фигуру, и теперь они — хозяева на поле боя. Ь7—Ь5 10. В игру вступает ладья. Ла8—d8 13. Лdl ; d7! Зачем белые отдали каче- ство? Чтобы без потери темпа ввести в бой вторую ладью и обеспечить подавляющее пре- восходство сил на главном участке. Помимо этих общих 20 23 соображений, Морфи рас- считал конкретный выигры- вающий вариант.
Разговоры о развитии, лишних темпах и т. Если бы задуманная им комбинация не прохо- дила, он мог сыграть просто 13. Jldl—d3, имея в виду ЛЫ—dl, и забрал бы свя- занного коня d7, оставаясь с лишними пешками. Лd8 : d7 14. ЛЫ- dl Фе7—еб. Дон Базилио пел на сцене: «И, как бомба, разрываясь». Морфи сыграл 16. Kd7 : Ь8 17.
Л61 — d8, мат. Если бы не эта партия, никто в целом мире не знал бы о графе Изуаре,— теперь же его имя известно миллио- нам любителей шахмат. Так гений обессмертил графа. Почему они так быстро проиграли?
Кc3 - ведет в зависимости от ответа к Дебюту 3 коней или Дебюту 4 коней 3. Сc4 ведет в зависимости от ответа черных к Гамбиту Бодена-Кизерицкого или Защите 2 коней 3. Кxe5 - Классический вариант Показать больше.
ТОП-5 ЛОВУШЕК В ДЕБЮТЕ. РУССКАЯ ПАРТИЯ за белых/черных. Школа шахмат d4-d5. — Video
Дебютной ловушкой называют такую комбинацию, например, жертва фигуры, ухудшение позиции, возможность перейти в атаку, при которой, происходит провокация соперника с целью. Западня – внезапный для врага вариант, дающий выгоду шахматисту, выполнившему шахматную ловушку в дебюте. Нападение на пешки – одна из самых распространенных шахматных ловушек, на которую часто попадают начинающие игроки. Познакомьтесь с 10 опаснейшими шахматными ловушками. Шахматные ловушки могут быть особенно эффективны в дебюте, когда игроки еще не успели развить свои фигуры и пешки. Удиви соперника мощной ловушкой за черных в итальянской партии и он не устоит! В эту шахматную ловушку попадут 90 игроков | Дебют ПонцианиСкачать.
Дебюты в шахматах
Именно поэтому шахматы называют игрой ума: приходится проявлять хитрость и изобретательность, чтобы одержать победу. В статье рассказываем о наиболее интересных приёмах. Что называют ловушкой в шахматах? Фигуры и доска Это обман оппонента. Он думает, что совершает выгодное действие, но на самом деле «съедает приманку» и часто после этого исход партии становится предрешён.
Ловушкой можно считать любой хитрый ход, который содержит скрытую угрозу и приведёт соперника к ухудшению его положения в партии. Различают множество видов ловушек. Опишем несколько из них. Виды шахматных ловушек «Ноев ковчег» — яркий пример ловушки за черных.
Считается, что она очень древняя, поэтому и носит такое название. В ней слон, работающий на белых полях, ловится после серии запланированных ходов. Nf3 Nc6, 3. Bb6 a6, 4.
Ba4 d6, 5. Bb3 Nxd4 ловушка открывается , 7. Nxd4 exd4, 8. Qxd4 белые «проглатывают наживку» c5, Qd5 Be6, 10.
Qc6 Bd7, 11.
Теперь если черные возьмут на е3, белые делают промежуточный ход с шахом - разменивают ферзей, после чего черные теряют право на рокировку, и после 6. Слон е3 черные остаются без пешки, не имея никакой компенсации. Но вместо этого черные ходят 4. Слон b4 шах! Белые уже теряют свое преимущество первого хода.
Пешку черные вернут, белым приходится защищаться Теперь после 5.
Черные стремятся изба- виться от связки и подготав- ливают ход Ь7—Ь5. Cel—g5 Ь7—Ьб 10. Сс4—ЬЗ Кеб— еб. Развязавшийся конь на ра- достях спешит напасть на своего связанного собрата. Kf3 : еб! Черным, очевидно, нельзя брать ферзя ввиду 13.
СЬЗ : 17, мат. Если они берут коня еб, то после 13. ФЫ : g4 остаются без фигуры. Поэтому 12. Ке7 : d5 13. Cg5 : 16!! Если они берут пешкой, то 15.
Если конем, то 15. Самый красивый мат по- лучается, если черный ферзь берет слона: 14. Ф68: 16 15. Мат на d7 большая ред- кость, так как в начальном положении этот пункт очень прочно защищен. Что такое маэстро? Всего в России было 12—15 ма- эстро. И хотя Руднев был далеко не лучший из них, играть с ним все же была большая честь для меня.
Я, конечно, побаивался его, но, изучив множество вариантов французской защиты и зная, что Руднев не особенно силен в дебютах, был убежден, что он быстро со мной не сладит. Сейчас я буду подрывать центр, а затем атаковать пеш- ку е5. Kgl— f3 Ф68—Ьб. Три удара на пешку d4 и три защиты. Больше ему пешку защищать нечем, я же сыграю Kg8—е7 и затем поведу этого коня для атаки пешки е5 или d4 в зависи- мости от обстоятельств на g6 или на f5. Опять ошибка! Это дей- ствительно ход не очень хо- роший, здесь лучше б.
Cd3, и если черные пытаются вы- играть пешку d4, то резуль- тат получается для них пла- чевный: б. Cb5-f-, и пропадает ферзь. Теперь пе- шка е5 осталась без защиты, и я ее быстро выиграю. Cf8 : с5 7. Фdl— с2 Kg8—е7. Сейчас я поставлю коня на g6 и заберу центральную пешку. Слону некуда ухо- дить.
Пришлось отдать фи- гуру за пару пешек, но ни- 39 какой атаки не получилось, и через несколько ходов я сдался. Я уже выиграл таким образом в своей жизни шесть- десят слонов. Но я уверен, что и вы будете в этом варианте исправно ловить слонов. Это психологический закон. Здесь нельзя не пойти Kg8-e7. И он оказался прав. За какие-нибудь 40 лет я уже поймал на поле с5 дюжины три слонов.
Еще один пример неудач- ной попытки выиграть пеш- ку е5. Kbl—c3 Cf8—Ь4 4. Cel—d2 Kb8—сб. Черные грозят выигратьцент- ральную пешку, белые защи- щают ее комбинационным пу- тем. Kgl— е2сб : d4 8. Ке2 :d4 Кеб : еб. Теперь кажется, что пешка потеряна, но неожи- данно следует 9.
Kd4 : еб-J-l Сс8 : еб 10. Если черные на восьмом ходу сначала возьмут коня на сЗ слоном, чтобы не дать белым возможности прове- сти эту комбинацию, то по- лучается другое разветвле- ние: 8. СЬ4 : сЗ 9. Kd4 : еб- -! Сс8 : еб 11. СсЗ : е5. В том и другом случае при материальном равнове- сии позиция белых несколь- ко лучше.
Какой же ин- терес черным на 1. Пешка ро- беет пойти в центр и к тому же загораживает диаго- наль своему слону. Сколько раз они по- гибали на этом пункте, не успев даже рокировать. Ты сам лишь недавно еще играл h7—h6, чтобы не пропустить на g5 коня, который нацели- вался на f7. И правда, дру- гие подступы к королю за- щищены по четыре раза, тогда как пешку f7 черный монарх оберегает лично. И вот за- родилась идея французской защиты — прикрыть пешку f7, в корне пресечь попытки белых к быстрой агрессии против короля. Если черные играют неточно, то такие атаки порой уда- ются.
КЫ—сЗ Cf8—Ь4 4. Ь2 :сЗ с7—с5 6. Фdl—g4 d5 : е4. Черные считают, что пеш- ку g7 они могут отдать, взяв взамен центральную бе- лую пешку, а за ладью им нечего бояться: ферзь ус- пеет ее защитить — 7. Если берут слона ферзем, то после 9. Ф : h8 остаются без качества. Брать слона конем, разумеется, 41 нельзя, так как ферзь ос- тается без защиты.
Между тем, грозит Ф : f6 и затем Cg7 с выигрышем фигуры. При попытке отразить эту угрозу путем 8. Кре7 чер- ные теряют ферзя — 9. Cg5, если же 8. КЬ8—d7, то 9. Cfl—Ь5 и все те же уг- розы сохраняются, да еще появляется новая: 10. Поэтому черные вы- нуждены сложить оружие.
Еще пример комбинацион- ной атаки на пешку g7. Фdl—g4 Kg8—e7 6. Фg4 : g7 Ф65— e4-f-. Теперь у черных под ударом ферзь и ладья, они должны сдаться. Черным необходимо было сначала взять коня 6. Ь2 : сЗ и лишь затем дать шах 7. Kpel—dl ЛЬ8—g89.
Фg7—е5 белые сохраняли лишнюю пе- шку. Черные ошиблись раньше, когда взяли пешку d5 ферзем. Но экспедиции белого фер- зя в дальние края за до- бычей не всегда кончаются так удачно. Ф61—g4 Kg8—е7 6. Фg7 : h7. Пиратским набегом белые выиграли две пешки. Но в одиночестве даже ферзь в поле g7 не воин.
Теперь 52 черные переходят в контр- атаку. Ла1—bl d4 : сЗ 10. Белым кажется, что худ- шее для них уже миновало и они сохранят одну лишнюю пешку. Но следует неожи- данный маневр: Ю. Забавно симметричное поло- жение ферзей на разных кон- цах доски. Легче всего воплотить эту идею в сказке. Конек- Горбунок, Давид и Голиаф...
Говорит ему Ваня Васильчиков: «Хоть и жаль мне твоих крокодиль- чиков... Но сказка — это мечта. В литературе ав- тор может распорядиться сю- жетом и судьбой героев, а в шахматах произведение ис- кусства создается в острой борьбе и каждый шаг дей- ствующих лиц контролиру- ется строгим партнером. В этой обстановке каждый шаг навстречу химере или сказке может стать роковым. Все знают, что преимуще- ство в силах, будь то фигура, качество или хотя бы пешка, почти всегда эквивалентно победе. Вот именно эти «по- чти», как перья Жар-птицы, сверкают в красивых комби- нациях с жертвами, когда победа достигается при ос- тавшихся малых силах. Здесь ферзь был отдан не то что даром, а еще и с конем в придачу...
КЫ—сЗ d5 : е4 4. КсЗ : е4 Kg8—f6 5. Фdl— d3 е7—еб. Черные таким путем хо- тели разменять центральные пешки, открыть диагональ чернопольного слона, чтобы затем быстро рокировать. Од- нако белые значительно опе- режают их в развитии. Луч- ше было использовать преж- девременный выход белого 43 ферзя и продолжать 5. Kf6 : е4 6.
Cel—d2 Фа5 : e5 8. Итак, Тартаковер выиграл фигуру. Он, конечно, по- нимает, что это не всерьез, что белые могут ее отыграть: 9. Л61—el f7—f5 10. И вдруг про- исходит нечто непостижимое: 9. Кре8 : d8 10. При двойном шахе — одно спасение: бежать.
Но куда? Kpd8—е8, то 11. JIdl—d8, мат, поэтому 44 10. Kpd8—с7, но и здесь не легче — 11. Cg5—d8l, мат. Чудеса не повторяются. Комбинация с жертвой ферзя на d8 воз- можна и в другом исполне- нии.
Kf3 : d4 — самая обычная шотландская партия. Кеб : d4 5. Ф41 : d4 Kg8—е7 6. СП—с4 с7—сб 7. КЫ—сЗ d7—d6 8. Cel—g5 Ф68—Ьб 9. Ф64 : d6 ФЬб : Ь2 10.
Ла1 — dl ФЬ2 : сЗ-Ь Черные взяли коня с ша- хом и сейчас заберут еще одну фигуру, но белые гро- зят дать мат на d8. Cg5—d2 ФсЗ : с4. Ферзь на d8! Фбб—d8-f- Кре8 : d8 13. Л61—d8, мат. Ведь они мало чем отличаются? Пошли бы белые про- сто 12.
Cd2—а5, и черным ничего не остается, как сдать- ся. На 12. Са5 следует f7—f6, и сдаться могут белые. Еще одна комбинация на эту же тему из сеансовой партии Д. Ф61 : d4 КЬ8—сб 4. Ф64—а4 Kg8—f6 5. КЫ— сЗ d7—d5 6.
Cel— g5 d5 : e4 7. Фа4 : e4. Хорошему шахматисту достаточно и лишней пешки. В одном случае белые выигрывают пешку, если черные, конечно, попадутся, а в другом слу- чае цель ловушки — пожерт- вовать пешку, чтобы полу- чить хорошую позицию. Смо- трите: 45 1. Kbl—сЗ e7—еб 5. Kgl—e2 Kb8—d7 7.
Не помогает и 8. Cg6—е4 ввиду 9. Kf4 : h5; приходится идти 8. Cg6—h7, на что следует 9. Kf4 : h5. Черным следовало вместо 7. Ке2— f4 отойти слоном на h7 без потери пешки.
В другом случае после 1. Если же они отступят слоном на g6, то следует 5. Cfl—d3 Cg6-f7 8. Шамковича — Как бы мне белыми в дебюте не ошибиться, моя противница очень хорошо знает теорию. Лида показала следующий вариант. КсЗ : е4 Kb8—d7 5. Cf 1 — с4 Kg8—f6 6.
Kgl— f3 Cc8—g4. Ведь черные здесь мгновенно проигрыва- ют! Она всегда так играет, это ее любимый ход. Я показал Лиде, как иг- рать, и специально пришел посмотреть на партию. Чер- ные играли довольно быстро; перед седьмым ходом про- тивница Лиды немного по- думала и уверенно, как и подобает знатоку теории, по- шла Сс8—g4. Здесь у белых приятный выбор: либо про- сто взять пешку — 8. Кеб : g4, либо поставить прозрачнуюловуш- ку — 8.
Kf3—еб в расчете, что черные простодушно возь- мут ферзя — 8. Cg4 : dl и получат мат — 9. Сс4 : f7. Лида, разумеется, выбрала второе, логично рассудив — если она всегда так играет, значит, не знает этого ва- рианта и, несомненно, возь- мет ферзя. Черные, однако, подумав, дали шах: 8. Лиде пришлось ответить 9. Ла1 : dl Kf6— d5, и у белых нет даже одной лишней пешки, хотя позиция их немного лучше.
Вот она играет 1. Kgl—f3 КЬ8—сбЗ. Cfl—с4 и ждет 3. Cf8—сб или 3. Kg8—f6, как вдруг следует ответ 3. Она настолько неожиданна, что в нее иной раз попадаются даже мастера. В 1950 году Пауль Керес в международ- ном турнире в Щавно-Здруй играл такую партию.
КЫ—сЗ d7—d5 3. Kgl—f3 d5 : e4 4. Kc3 : e4 Kg8—f6. Здесь Керес сделал ход 5. Прогулявшись по залу и по- дойдя вновь к своей доске, Керес увидел, что Арламов- ский пошел 5. Тогда гроссмейстер, стоя за стулом своего противника и не глядя ему в глаза, взял своего коня с е4 и тихонько переставил на d6. Эта же ловушка возможна и при другом порядке ходов, например 1.
Ке4— d6, мат. КЫ—сЗ Kg8—f6 3. КсЗ—d5 Kf6 : е4 4. Kd5— f6, мат. Он выиграл, проведя комбинацию с жертвой ферзя. Там получился мат одним конем. Мне ка- жется, эта партия связана с сюжетом картины.
Воюют, мол, не числом, а умением. Садко благодаря своей сме- лости и смекалке справится с врагами и с победой вер- нется из дальних краев. Я хотел по- казать такую же комбина- цию в партии. Смотри: 1. Kgl — f3 Kg8—f6 6. Ke4—g5 e7—еб 7. Cfl—d3 Cf8—e7 8.
ЛП — el b7—b6 10 Ф61 — e2 JIf8—e8. Черные сделали этот ход в защиту от комбинации 11. Однако те- перь возникает возможность еще более красивой и резуль- тативной комбинации: 11. Kg5 : f7 Kpg8 : f7 12. Kpf7—g8 13. Сме- лые атаки, рискованные жерт- вы, горячая любовь к шах- матному искусству выделяли его из среды западных про- фессионалов. Шпильман участвовал в Московском международном турнире 1935 года, и жребий свел его в первом же туре с Ботвинником.
Я очень хотел посмот- реть эту партию и спешил к началу тура, но все же опоз- дал минут на сорок: нельзя было уйти с работы. Я быст- ро взлетел по лестнице и стал разглядывать участни- ков. Как будто все на месте. Вот только двух нет на сце- не — Ботвинника и Шпиль- мана. В чем же дело? На 49 демонстрационной доске изо- бражена какая-то странная позиция: у Шпильмана чер- ные лишняя пешка —и висит табличка с надписью «Белые выиграли». Это за сорок-то минут?
Жур- налист меня так настойчиво в этом убеждал, что я был им как бы загипнотизирован, и меня даже не удивило, что именно я оказался тем счаст- ливцем, которому был пере- дан этот секрет, причем почти даром — за бутылку вина. Кто же опишет мою ра- дость, когда по жребию мне 60 довелось играть в первом же туре черными против Бот- винника! Я уже видел жир- ную единицу в турнирной таблице и делал первые ходы быстро, не думая. Когда же я решил углу- биться в позицию, то, к крайнему своему изумлению, увидел, что ферзь мой погиб безвозвратно. Сдаваться сра- зу мне было стыдно, и я сделал еще несколько аго- низирующих ходов... Вариант в защите Каро- Канн, который Ботвинник нередко применял в те годы. Kg8—f6 5.
КЫ—сЗ КЬ8—сб 6. Cel—g5 Ф68— Ьб. В партии Ботвинник — Флор из матча 1933 года черные играли здесь 6. СП : d3 с4 : d3, и Ботвинник, не торопясь брать пешку d3, пошел 10. Ходом в партии начина- ется ловушечный вариант, придуманный аналитиком Рейфиром и ставший извест- ным иностранному журна- листу. Еще можно было выйти почти сухим из воды: 7. Кеб : d4 8.
Cg5—еЗ е7—е5 9. Ла1—сП Здесь Шпильман решил уг- лубиться в позицию. Причи- на была в том, что Ботвинник сделал ход, не предусмотрен- ный анализом в поезде за бутылкой вина. По мнению иностранного журналиста, белые должны были играть 8. Cg5—d2 ФЬ4 : d4 10. Kpel— е2, 63 и у черных после Ь7 : сб силь- нейшая атака. Однако они не могут просто взять коня ферзем: 12.
ФЬ4 : а4 13. Кре2—el КсЗ : а4 ввиду 15. Шпильман еще не знал нашего Ботвинника. Не пом- ню, чтобы до 1951 года кому- нибудь удалось поймать его на заранее подготовленный вариант. Зато могу указать не один десяток случаев, ког- да Ботвинник побеждал бла- годаря великолепной дебют- ной подготовке. Что же касается данной партии, то, как впоследствии рассказывал Ботвинник, он предвидел возможность «ло- вушки» Фd8—Ь6 : Ь2 и за- ранее нашел опровержение. Кеб—Ь4 9.
Важно учитывать все возможные варианты развития партии и предугадывать возможные уловки соперника. Шахматные ловушки — это неотъемлемая часть игры. Игроки, которые знают об этих ловушках и умеют избегать их, имеют больше шансов на победу. Поэтому, если вы хотите быть успешным шахматистом, необходимо изучить и запомнить основные закрытые ловушки и научиться их избегать. Как победить в эндшпиле: секреты успешной игры в финале 1.
Улучшение пешек В эндшпиле пешки играют особенно важную роль. Они могут стать настоящей силой, если им удается достичь противоположной горизонтали и превратиться в фигуру. Поэтому старайтесь продвигать свои пешки вперед, создавая угрозы противнику и открывая пути для своих фигур. Король в эндшпиле Король в эндшпиле становится главной фигурой. Он должен активно участвовать в игре, приближаясь к центру доски и поддерживая свои пешки.
Не забывайте о защите короля и не допускайте его ранней активации, пока не уверены в своих позициях. Выгода от обмена фигур В эндшпиле, когда на доске остается меньше фигур, обмен фигурами может иметь большое значение. После обмена фигурами, пешки становятся более важными, их роль в партии возрастает. Поэтому, прежде чем делать обмен, оцените, как это повлияет на положение ваших пешек и возможности атаки. В заключение, эндшпиль — это фаза игры, где каждый ход имеет большое значение и малейшая ошибка может стоить вам партии.
Следуя этим секретам и избегая ловушек, вы сможете повысить свои шансы на победу в эндшпиле и стать успешным шахматистом. Расчет вариантов: как просчитать все возможные ходы В шахматах, как и в любой другой игре, важно уметь анализировать и просчитывать все возможные варианты ходов. Это поможет вам избегать ошибок и принимать обоснованные решения во время партии. В этом разделе мы рассмотрим несколько полезных стратегий и приемов, которые помогут вам в расчете вариантов. Анализирование позиции Перед тем как начать просчитывать варианты ходов, необходимо внимательно проанализировать текущую позицию на доске.
Оцените свои и соперниковы фигуры, особенности позиции и возможности для атаки. Такой анализ поможет вам понять, какие ходы могут быть наиболее эффективными и какие ловушки могут поджидать вас или вашего соперника. Расчет вариантов При расчете вариантов ходов важно учесть все возможные варианты развития партии. Рассмотрите ходы, которые могут сделать как вы, так и ваш соперник. Попробуйте предсказать возможные ходы и комбинации, которые могут возникнуть в результате ваших действий.
Помните, что в шахматах необходимо думать не только о текущем ходе, но и о последующих ходах и позициях на доске. Для более эффективного расчета вариантов вы можете использовать тактические приемы, такие как выявление уязвимых мест соперника, создание угроз и ловушек, а также использование комбинаций и тактических маневров. Помните, что в шахматах важно не только предсказать ходы соперника, но и учитывать его планы и стратегию.
Please wait while your request is being verified...
Шахматные ловушки — это тактические уловки, используемые в шахматах для. Смотрите видео на тему «шахматные ловушки» в TikTok (тикток). Магнус Карлсен впервые стал чемпионом Кубка Мира по шахматам 2023.
Chess Traps Pro
Сc4 Кd4?! В дебюте не следует без надобности ходить несколько раз подряд одной фигурой 4. К:d4, белые сильно опережали соперника в развитии и игра чёрных на ловушку ничем себя не оправдывала 4... Фg5 5.
С:g8 Л:g8.
Она включает в себя жертву пешки на d4, которая может быть захвачена пешкой на e5. Затем следует удар ферзем на h4, который угрожает матом королю противника. Ловушка Морриса: Эта ловушка возникает, когда одна из сторон дает свою ладью на a8, чтобы привлечь ладью противника на a1. Затем следует удар ферзем на d4, который угрожает матом королю противника. Ловушка Фишера: Эта ловушка возникает в ответ на открытие игры пешкой на e4. Она включает в себя жертву пешки на g6, за которой следует удар ферзем на h7, угрожающий матом. Если противник защищает своего короля, то следует удар ладьей на f7, захватывающей ферзя.
Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3. Упоминания в литературе Выжидательной называется «местность», в которой любая сторона, начавшая действовать первой, проиграет. В таких случаях ни один из соперников не хочет двигаться первым. Обычно это происходит перед публикацией важных новостей. Однако иногда противник может изобразить первое движение, задергаться, завлекая нас в ловушку и стимулируя на реакцию и ответные действия. В таких случаях рекомендуется не реагировать на действия соперника, а дождаться изменения «местности» рыночной ситуации. Исключением может быть случай, когда противник заигрался и предложил действительно очень привлекательную цену, и при этом цена уже начала возвращаться к уровню, зафиксированному до обманного маневра противника. Но в этом случае вы должны быть уверены, что он не обладает инсайдерской информацией, не действует вполне осознанно и не блефует. Эрик Найман, Как покупать дешево и продавать дорого. Пособие для разумного инвестора, 2011 Можно считать общим принципом то, что обладание есть девять десятых успеха. Проще удержать деньги в своем кармане, чем отнять их у другого человека. Если один человек собирается ограбить другого, он должен быть сильнее или лучше вооружен, если, конечно, не намерен прибегнуть к хитрости или ловкости, и здесь мы видим одно из преимуществ наступления. Сторона, берущая в свои руки инициативу, обычно имеет больше шансов закрепить преимущества ловкости или хитрости. Однако это не всегда так. Если на суше или на море мы имеем возможность занять настолько хорошую оборонительную позицию, что ее невозможно обойти, и противнику, чтобы достичь цели, придется идти на прорыв, тогда преимущества ловкости и хитрости переходят к нам. Мы выбираем устраивающую нас территорию для поединка и будем находиться в знакомом месте, а противник — нет. Мы можем создавать ловушки и подготавливать внезапные контратаки, когда противник находится в самом опасном положении. Отсюда и парадоксальная доктрина: там, где оборона крепка и надежна, преимущество внезапности оборачивается против атаки. Вооруженные этой информацией, вы в будущем сможете существенно быстрее реагировать на ухищрения ваших партнеров по переговорам и предотвращать свои потери, потери вашего предприятия и вашего окружения. Ибо тот, кто владеет стратегиями обмана, ловушками и трюками, может дать резкий отпор и не позволит больше обводить себя вокруг пальца. Петр Лионов, 100 самых популярных трюков в общении, 2011 Такой тип ловушек можно назвать ловушками зоны патологической невидимости. Пока Я не упрочено в своей полной достоверности, пока не окрепнет его сложная видеологическая структура, оно поддерживается и выстраивается тем, что видимо другими, и прежде всего «близкими другими». Уже шестилетний ребенок не попадет в ловушку зоны патологической невидимости хотя может попасть в другие ловушки , поскольку овладел элементарными структурами лжи. Он воспримет такие поиски себя именно как игру, как шутку. Но лишь потому, что уверен — на самом деле его зримость гарантирована. Ибо даже взрослый, если в нем не видят «дорогое и единственное Я», говоря словами Бахтина, а видят все время только некую функцию — «покупателя, клиента, последнего в очереди» и т. Ты видишь меня? Но и такое уже имело место и присовокупилось к индивидуальному и коллективному опыту. Вообще-то, по большому счету, даже если бы кто-то из угодивших в ловушку и «ушел», особого кризиса не случилось. Конечно, при долгом умствовании можно предположить, что тогда их последующие задания усложнятся. Но, наверное, это стало бы совсем надуманной ситуацией. Основное противоречие возникало не здесь. Просто в тех, кто сидел в засаде, выработали хорошую привычку — делать все на совесть. В данном случае совесть требовала досконального истребления. Ну, что же… Се ля ви! Федор Березин, Красный рассвет, 2005 Второй лимит по правилам баскетбола требует от команды продвинуть мяч на половину противника в течение десяти секунд, и, если сопернику «Редвуд-Сити» удавалось уложиться в первый лимит и вбросить мяч вовремя, девочки переключали внимание на второе временное ограничение. Они кидались на девочку, поймавшую вбрасываемый мяч, и заводили ее в «ловушку». Анджали как раз была в их числе. Она подбегала к ведущей мяч вместе со вторым игроком, выбрасывая длинные руки в стороны и вверх. Может быть, ей удастся забрать мяч. Может быть, соперница в панике бросит его не глядя. Или окруженная со всех сторон замрет на месте, в результате чего судья засвистит в свисток.
И большинство начинающих игроков стремятся копировать игру своих кумиров, выбирая самые сложные комбинации, которые лишь вредят им самим. Следует запомнить, что цель дебюта в том, чтобы создать удачную позицию в середине партии и минимизировать риски. Далее рассмотрим самые простые, но эффективные дебюты, которые должны знать начинающие игроки. Итальянский дебют Это один из самых лучших дебютов для начинающих шахматистов. Его очень легко понять и использовать. Ходы итальянского дебюта просты и логичны. Итальянский дебют начинается следующими ходами: 1 — е4 е5, 2 — Kf3 Kc6, 3 — Cc4 Cc5. Суть дебюта заключается в том, чтобы сдвинуть белые и черные фигуры в центр доски. Белые, обладая преимуществом первого хода, создают угрозу на два поля е5 и f7. Черные, обороняясь, развивают фигуры и ищут пути для контратаки. В итальянском дебюте белые усиливают свое преимущество в центре доски, жертвуя пешкой b, чтобы создать хорошую позицию для следующей атаки. Этот дебют как правило приводит к открытым позициям и возможности свободной игры обоих шахматистов. Начальный уровень. Учебник Учебник предназначен для учащихся 5 — 6 классов, которые не умеют играть в шахматы или обладают начальным уровнем знаний и направлен на получение учащимися базовых знаний о шахматах: правилах, стадиях игры, шахматной нотации. Учащиеся познакомятся с элементарными тактическими приемами, с алгоритмами постановки матов одинокому королю, получат теоретические знания о турнирах, видах шахматного контроля.
Современные шахматные ловушки, в которые могут попасть даже сильные шахматисты
скачать Шахматные ловушки 1.0 для Android на 0.99. Шахматные ловушки которые помогут вам красиво выиграть у соперника. Эти шахматные ловушки в дебюте отлично подойдут для начинающих игроков. Ловушка в шахматах – это намеренное создание на доске такой ситуации, которая провоцирует соперника на ошибку. Познакомьтесь с 10 опаснейшими шахматными ловушками. Познакомьтесь с 10 опаснейшими шахматными ловушками. Шахматы сегодня: Яновский: «Россиянки сыграли ниже своих возможностей в турнире претенденток».
Как использовать шахматные ловушки?
Сс4 Кf6. Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. Сb5 c6. Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника. Испанская партия Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5: 1. Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20—30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Шотландская партия Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу: 1. Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону. Чаще всего черные отвечают 4.
Кf6 или 4. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге. Полуоткрытые дебюты В полуоткрытых дебютах черные не отвечают 1.
Этот маневр переносит противостояние на центр и открывает дорогу для вашего ферзя и слона. Играя за черных, переместите пешку на E6. На следующий ход белые должны переместить пешку на E4, позволив вам ответить пешкой на D5. Тем самым освободив своему слону дорогу для атаки. Забрав вашу пешку на e6, белые оставят своего короля под ударом, во избежание этого они могут переместить коня на C3. Чтобы прижать коня, переместите слона на B4. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре. Ни один игрок не захочет пожертвовать ферзем, только чтобы избавиться от вашего коня. Можете также выполнить идентичные ходы, но вместо того чтобы переместить ферзя по доске, оставьте его на E7, рядом с королем. Имейте в виду: детский мат получится поставить, только если вы играете с новичком, который еще не слишком хорошо разбирается в шахматах и может не разгадать ваш план. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски — лишь 1—2. Существует два основных способа добиться контроля над центром: Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
Сe2 Кf3X. Ловушка в ферзевом гамбите[ править править код ] 1. Кc3 d5 4. Сg5 Кbd7 хороший развивающий ход. Попутно ставится ловушка 5.
Через центральную ячейку вы можете построить наибольшее количество возможных вариантов выигрыша: две диагонали, одну горизонталь и одну вертикаль. Второй ход крестиков. После того как вы сделали первый ход, поставив крестик по центру, вам остается ждать ход противника. И следует сразу отметить, что от этого хода уже коренным образом зависит ваша возможность выиграть. Этот алгоритм описан в схеме ниже. В первую очередь вам нужно поставить крестик своим вторым ходом в угловую клетку, вынудив соперника защищаться. А после этого вы занимаете еще одну свободную угловую клетку, в результате чего вы имеете 2 ряда, где не хватает всего одного крестика это показано на последнем поле схемы. Куда бы соперник ни поставил свой нолик, вы в любом случае побеждаете, имея запасную стратегию. Третий и последующие ходы крестиков. Дальнейшие ходы «крестиков» должны быть направлены на построение в ряд 3-х собственных фигур, а также на пресечение маловероятных, но все-таки возможных попыток «ноликов» поставить подряд 3 фигуры. Также, «крестики» для того, чтобы выиграть могут начинать не только с центральной клетки, но и с угловой. Подробнее об этом читайте здесь. Соотношение стратегии и тактики в шахматах Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества. А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика.
Лучшие ловушки в шахматах
Познакомьтесь с 10 опаснейшими шахматными ловушками. Западня – внезапный для врага вариант, дающий выгоду шахматисту, выполнившему шахматную ловушку в дебюте. Эти шахматные ловушки в дебюте отлично подойдут для начинающих игроков. В данном видео рассматриваются лучшие и самые хитрые ловушки в шахматах. Особенно эффективны шахматные ловушки в самом начале партии, ведь у игроков еще не было времени на развитие своих фигур и пешек. Все хорошие шахматисты должны иметь в своем боевом арсенале самые лучшие шахматные ловушки в дебюте. Ставить ловушки в шахматах – это один из эффективных способов добиться выигрыша над своим соперником.
Шахматные ловушки
Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу«Внимание ловушка!», Алексея Сокольского в pdf или читать онлайн. Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес! Ловушки в шахматах Шахмат Шахматные ловушки! САМАЯ СИЛЬНАЯ, ХИТРАЯ, КРАСИВАЯ ЛОВУШКА ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ШАХМАТ. Классная ловушка в 4 ХОДА! #шахматы #шахматныеловушки #шахматыдлявсех #ifvfns. 06:50, 22 ы. Непомнящий расписался в собственном бессилии. Ловушка — в шахматах попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным.
Шахматные Ловушки В Дебюте Самые Лучшие
Опытные игроки знают о таких ловушках и стараются избегать их, но начинающие игроки могут быть легкой добычей для опытных соперников. Одной из основных ловушек в шахматах является «ловушка вилки». Вилка — это ход, при котором одна фигура одновременно атакует две фигуры противника. Начинающие игроки часто не замечают такие угрозы и ставят свои фигуры в уязвимое положение. Чтобы избежать ловушек вилок, необходимо внимательно анализировать позицию на доске и предвидеть возможные ходы противника. Секреты победы в шахматах: избегайте ловушек и достигайте успеха 1. Внимательно изучайте открытия Шахматные открытия — это набор ходов, которые игроки делают в начале партии. Они позволяют занять правильное положение на доске и создать базу для дальнейших атак. Однако, некоторые открытия могут быть опасными и вести к ловушкам. Поэтому важно внимательно изучать различные варианты и учиться распознавать потенциальные опасности. Будьте осторожны с фигурами Фигуры — основной инструмент в шахматах.
Они могут быть использованы для атаки и обороны. Однако, некорректное использование фигур может привести к их потере или попаданию в ловушку. Поэтому очень важно внимательно следить за своими фигурами и избегать их ненужных рискованных ходов. Анализируйте ходы соперника Одной из основных задач в шахматах является анализ ходов соперника. Наблюдайте за его ходами и пытайтесь предугадать его намерения. Это поможет вам избегать ловушек, которые может подготовить ваш соперник. Будьте внимательны и не допускайте промахов в оценке ситуации на доске. Учитеся обнаруживать ловушки Чтобы избежать ловушек, важно уметь их обнаруживать. Знание типичных шахматных ловушек поможет вам избежать их и даже использовать их в свою пользу. Изучайте различные тактические приемы, такие как вилки, шахи, пингвины и другие, и учите их применять в своих партиях.
Обучайтесь и тренируйтесь Шахматы — это игра, в которой невозможно достичь успеха без постоянного обучения и тренировок. Чтение книг, просмотр видеоуроков, игра сильных соперников — все это поможет вам развивать свои навыки и избегать ловушек. Тренируйтесь регулярно и стремитесь к постоянному совершенствованию. В заключение, избегание шахматных ловушек и достижение успеха в игре требуют внимательности, анализа и постоянного обучения. Следуя вышеуказанным советам, вы сможете избегать ошибок и добиваться победы в шахматах. Важность правильного открытия В шахматах открытие игры играет решающую роль. Оно определяет дальнейший ход партии и может стать ключом к победе или поражению.
При дальнейшем развитии игры черные получают преимущество. Bb5 a6 4. Ba4 Nf6 5. O-O Be7 6. Re1 b5 7. Bb3 d6 8. Черные планируют продолжить развитие своего коня с b8 на более активное поле d7. Противник, не зная о ловушке, может сыграть 10. Однако, если противник играет 11.
Закрытые ловушки: как не попасться на уловки соперника Одной из таких ловушек являются закрытые ловушки. Это такие ходы, которые кажутся безопасными и логичными, но на самом деле скрывают в себе опасность. Игрок, не зная об этих ловушках, может легко попасться на уловку соперника. Одна из самых распространенных закрытых ловушек — это ловушка «шахматного мостика». Она возникает, когда ферзь или ладья перекрывают линию обороны короля. Игрок, думая, что его король в безопасности, может быть сильно удивлен, когда соперник проводит мощный удар и объявляет мат. Еще одна закрытая ловушка — это ловушка «подставного коня». Она возникает, когда игрок, двигая коня, создает видимость угрозы, но на самом деле открывает линию для атаки соперника. Игрок, не замечая этого, может сделать ход, после чего его позиция станет крайне уязвимой. Чтобы избежать попадания в закрытые ловушки, необходимо быть внимательным и анализировать каждый ход соперника. Не стоит полагаться на интуицию или просто «играть на ощущения». Важно учитывать все возможные варианты развития партии и предугадывать возможные уловки соперника. Шахматные ловушки — это неотъемлемая часть игры. Игроки, которые знают об этих ловушках и умеют избегать их, имеют больше шансов на победу. Поэтому, если вы хотите быть успешным шахматистом, необходимо изучить и запомнить основные закрытые ловушки и научиться их избегать. Как победить в эндшпиле: секреты успешной игры в финале 1. Улучшение пешек В эндшпиле пешки играют особенно важную роль. Они могут стать настоящей силой, если им удается достичь противоположной горизонтали и превратиться в фигуру. Поэтому старайтесь продвигать свои пешки вперед, создавая угрозы противнику и открывая пути для своих фигур. Король в эндшпиле Король в эндшпиле становится главной фигурой. Он должен активно участвовать в игре, приближаясь к центру доски и поддерживая свои пешки. Не забывайте о защите короля и не допускайте его ранней активации, пока не уверены в своих позициях. Выгода от обмена фигур В эндшпиле, когда на доске остается меньше фигур, обмен фигурами может иметь большое значение. После обмена фигурами, пешки становятся более важными, их роль в партии возрастает. Поэтому, прежде чем делать обмен, оцените, как это повлияет на положение ваших пешек и возможности атаки. В заключение, эндшпиль — это фаза игры, где каждый ход имеет большое значение и малейшая ошибка может стоить вам партии. Следуя этим секретам и избегая ловушек, вы сможете повысить свои шансы на победу в эндшпиле и стать успешным шахматистом. Расчет вариантов: как просчитать все возможные ходы В шахматах, как и в любой другой игре, важно уметь анализировать и просчитывать все возможные варианты ходов.
Qxf2 9. Qa4 Nf6 5. Nc3 d5 6. Bg5 dxe4 7. O-O-O Qxe4 9. Ke7 10. Nc3 Qd8 5. Qe2 c6 6. Bc4 Nb6 5. Bb3 dxe5 6. Qg4 O-O 9. Bh6 g6 10. Nc3 Qd8 4. Nf3 Bg4 5. Bc4 Nf6 6. Qxh5 Nxh5 8. Nxg4 Nxg4 8. Qxg4 7. Nf3 d6 3. Nxd4 Nf6 5. Nc3 g6 6. Nc3 dxe4 4. Bd3 Ngf6 6. Ng5 h6 7. Ne6 fxe6 8. Nf3 f6 3. Nxe5 fxe5 4. Nc3 g4 6. Nf3 Nc6 3. Nc3 Bb4 7. Bd3 d5 8. O-O O-O 10. Bg5 h6 11. Nxd5 Qxd5 13. Qxd5 12. Nxb4 Qxb4 14. Nc3 Nf6 4. Bd3 Be7 7. Nf3 O-O 9.