Краткое содержание произведения Пикник на обочине.
"Пикник на обочине": каким был и каким стал сталкер братьев Стругацких
События, описанные в книге, происходят в выдуманной англоязычной стране, в городе Хармонт. На Земле произошла глобальная катастрофа — по всему земному шару появляются некие «Зоны» — шесть опасных и непредсказуемых мест, где нарушаются все законы привычной для человечества физики. Сама по себе Зона вызывает чувство если не страха, то хотя бы опасения. Это место статично, здесь не живут люди или животные, внешне оно не кажется опасным. Но на самом деле Зона скрывает в себе массу «ловушек», смертельных для человека. В произведении Зона словно выступает как отдельный персонаж со своим разумом, идеями и целями, она притаилась и ждет возможности нанести удар. Главный герой, Рэдрик, принадлежит к касте сталкеров и занимается воровством артефактов — необычных предметов, которые разбросаны по всей Зоне.
Книга повествует о трагичной истории человека, ненавидящего Зону, но вынужденного каждый раз возвращаться к ней. В чем трагедия Рэдрика Шухарта? Главный герой очень симпатизирует мне, как читателю: простой и колкий юмор, харизма, серьезные философские размышления обо всем, особое видение людей и внутренняя сила. Отчаянный Рэдрик, будучи сталкером, проникает в Зону без специального оборудования и ворует из нее «хабар», который затем дорого продает на черном рынке. Главный герой отвергаем и гоним обществом, люди боятся и ненавидят сталкеров, но это не останавливает его от посещения Зоны.
Дело в том, что критики видели сатиру на общество.
Впрочем, Стругацким всё же удалось опубликовать повесть, которая стала одним из лучших произведений научной фантастики в СССР. Ещё у цензоров были сомнения по поводу того, что действие происходит в Англии. Это было не слишком патриотично, как считали в то время в Советском Союзе.
Примерно за 13 лет до описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре происходит высадка инопланетных пришельцев. Зоны расположены вдоль так называемого радианта Пильмана — мысленной линии, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут и всё население было из них срочно эвакуировано. Сами зоны обнесены строго охраняемым ограждением и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения. Некоторые из них весьма полезны — могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасное оружие. Герой книги доктор Валентин Пильман образно предполагает, что все эти «пустышки», «этаки», «браслеты» — это космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни человеческому пикнику на обочине дороги и забытым там банкам и бутылкам. Одна из Зон собственно и оказалась невдалеке от города Хармонт. Главный герой книги Рэдрик Шухарт становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты. Сюжет книги построен как описание жизни Шухарта от 23 лет до 31 года. Он был нелегальным сталкером, преступником, отсидел срок в тюрьме, был и официальным сотрудником Института внеземных культур. Основная тема — это моральный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны и того, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами. В конце книги Шухарт планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне, он решает найти «Золотой Шар» — артефакт, который согласно сталкерской легенде может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Шухарт идёт к Шару, будучи совершенно разочарованным в своей жизни и в людях, как к последней надежде. Сложность миссии состоит не только в том, что дорога к Шару смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики — Артура Барбриджа. Зона Зона Посещения — представляет собой участок местности на Земле — результат так называемого Посещения. На Земле насчитывается 6 Зон. Зоны необитаемы, в них не могут жить люди и животные. Многие из тех, кто не успел вовремя эвакуироваться из Зон, пострадали — ослепли, перенесли болезни. Зона, которая возникла недалеко от города Хармонт, представляет собой частично городские руины, здание завода, карьер, пустынную равнинную местность и горы. Предположительно её площадь достигает десятков квадратных километров. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных «ловушек», опасных для человека. Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, несмотря на то что в присутствии человека зона кажется «статичной». У Зоны есть собственная чётко очерченная граница, то есть никакие аномалии например, переносимый ветром «жгучий пух» , на первый взгляд беспорядочно перемещающиеся по Зоне, никогда не пересекают её границ. Зона также ограничена по периметру, который охраняется военными. Официально в нее можно было попасть через Предзонник расположенного рядом с ней Института Внеземных Культур. Приборы не зашкаливают. Повышенного электрического, магнитного, радиационного фона не наблюдается. Сталкеры, которые посещают Зону на свой страх и риск, ориентируются в ней благодаря своим чрезвычайно развитым рефлексам, интуиции и возможно какой-то сверхчувствительности Рэдрик Шухарт, герой книги, описывает у самого себя внезапные приступы, когда он начинал различать запахи так же хорошо, как собака. Типичный способ прокладывать маршрут в Зоне — это бросать по пути гайки, которые могут выявить опасные флуктуации типа комариных плешей. Герои произведения Алоиз Макно — полномочный агент Бюро эмиграции. Проводил агитацию среди хармонтцев на то, чтобы они уехали из окрестности Зоны. При этом Бюро обеспечивало подъемные, трудоустройство, а молодым — возможность учиться. Впоследствии, с установлением корреляции числа эмигрантов из Зон в отдельных регионах с увеличением количества природных и техногенных неблагоприятных происшествий и катастроф, эмиграцию запретили вообще. Артур Барбридж — сын Стервятника Барбриджа. Бенни — работник в бардачке Ричарда Г. Точный род занятий не упоминается. Гута Шухарт — жена Реда Шухарта. Гуталин — координатор общества Воинствующих Ангелов. Скупает артефакты и возвращает их обратно в зону.
В первых двух и последней частях повествование ведется от его лица, в третьей — от третьего и рассказывается в ней о трудах и днях Ричарда Нунана, человека, плотно ввязанного во множество околозоновских структур, он такой делец с разнообразными связями как среди военных, администрации, ученых, так и в криминальной среде. Эта третья часть дает панорамный взгляд на происходящее и несколько отстраняет читателя от фигуры сталкера, чья мощная харизма поневоле затягивает в сферу его притяжения. А между тем, Шухарт совсем не Румата и то, что он сознательно делает в финале могло бы травмировать читателя, плотно отождествившегося с ним. Хотя на самом-то деле, когда я читала в первый и второй раз, эти соображения меня не смутили, в первый просто не поняла, что Артур заранее предназначен в жертву, во второй — была молодой матерью, кто в теме, тот поймет. Нужно бы в финале что-то глубокомысленное, но глубоких мыслей у меня нет, кроме разве той, что смысл фразы в эпиграфе из «Всей королевской рати» Роберта Пенна Уоррена: «Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать», каждый определяет для себя в разное время по-разному, а все-таки добро из зла невозможно. Как и счастье для всех, добытое ценой крови. Оценка: 10 [ 13 ] AiRon88 , 27 мая 2021 г. Люблю этот роман Стругацких. Всё чаще встречаю мнения, что, мол, он переоценён и едва ли не самый слабый у Стругацких. Правда, эти же люди обычно пишут какую-то дичь, пытаясь объяснить свою позицию. Недавно встретил как какой-то блогер писал, что книга одна из самых слабых у братьев потому что... Меня это очень удивило, потому что я никогда и близко не рассматривать эту книгу как попытку напугать. Да, это мрачная и философская фантастика, но говорить про то, что это хоррор это какая-то дичь. Тут одна только идея контакта с инопланетянами через «пикник на обочине» чего только стоит, а ведь смысловых и сюжетных пластов в книге ещё много... Оценка: 9 [ 11 ] Ctixia , 13 декабря 2021 г. Это моя третья попытка примириться со Стругацкими и их творчеством, вторая относительно успешная, и, кажется, первая, когда я могу сформулировать, что именно мне не зашло. Первую книгу, про НИИ ЧАВО, я честно бросила на первых главах, вторую — «Трудно быть богом» — прочла, пересилив себя примерно на трети текста, эту же я слушала в аудио. Очень интересный мир у Стругацких. Я поначалу хотела назвать его постапокалиптичным, но ведь никакой такой катастрофы по сюжету не произошло, а было лишь Посещение. Некие несколько точек на карте, складывающиеся в дугу, в начале книги которые сравнивают с очередью из оружия по крутящемуся глобусу, место действия книги — одна такая точка, город под названием Хармонт, судя по роману, находящийся на территории Британии или Канады. После Посещения попавшие в них локации стали аномальными — странные явления, самого разного характера, видоизменившиеся растения, смертельные аномалии, преобразившиеся вещи человеческого происхождения и совсем уж внеземные приблуды. Всё это активно изучается государствами днем и так же активно таскается вчерную сталкерами ночью. Шаг влево, шаг вправо — там уже не расстрел, а смерть, и молись, сталкер, чтобы она была быстрой и безболезненной. Книга состоит из 4 глав, сильно разведенных между собой по времени, в общем счете около 8 лет. Почти всё происходящее мы наблюдаем с позиции главного героя по имени Рэдрик Шухарт, сталкер ночью, лаборант днем. Он знает, где находится артефакт, очень интересный его коллеге и другу, ученому по имени Кирилл Панов, и решает провести его туда в официальной экспедиции. Тут мы много узнаем о Зоне, о местных порядках, о самом Рэдрике, о криминальном прошлом и «синих касках» в том числе. Лишь третья глава ведется от имени Ричарда Нунанна, глазами которого мы видим дальнейшее развитие событий, спустя 7 лет от первой главы и 2 года от второй. Здесь, пожалуй, есть всё, что я люблю в книгах — внезапные догадки, которые не озвучиваются прямо, но читателя к ним подводят, очень интересный сеттинг, довольно подробно описанный мир, живые персонажи, философская подоплека, даже открытая концовка, заставляющая задуматься. Но есть то, что меня коробило и отвращало — удивительно, но факт — это язык книги. Язык повествования тут максимально простой, с просторечными языковыми оборотами, с руганью но не матом , эмоциональный и насыщенный. Но словечки типа «ихний», «папаня» и тому подобное меня изрядно передергивали. Слушать было сложно, хоть и интересно. И они постоянно пьют, пьют, пьют... Оценка: 8 [ 14 ] URRRiy , 4 августа 2020 г. И посещение пришельцев-ушельцев, бросивших загаженную ими территорию без приборки а никто не предъявит , и промысел сталкеров и тех, кто кормится на этих сталкерах, не говоря уже об акулах типа Хрипатого Хью — все зациклено на стремлении извлечь прибыль, положив на последствия и Институт, кстати, в первую голову, та же история со «студнем». Конечно, есть главный герой, пацанчик с понятием Рэдрик Шухарт, сотворивший икону из безвременно почившего ученого Кирилла, есть порождения Зоны, которым как бы по форме параллельно на все, кроме заложенной пришельцами программы, но по сути все кружится вокруг корыстного интереса -получить поболе, отдать помене. В отличие от прекрасного коммунистического будущего других произведений братьев — авторов. Последняя фраза книги — это насмешка над ее сутью, которая делает книгу запоминающейся именно своей абстракцией. В общем, мне роман понравился как раз своей «жизненностью» человеческой и не только натуры, без идеологической накачки, хотя безусловно идея Зоны предъявлена вполне увлекательно. Не согласен, что произведение устаревшее или тяжеловесное, как раз актуальное, с иронией и плотным острым сюжетом. Оценка: 10 [ 8 ] Тимолеонт , 5 ноября 2022 г. Пожалуй, пик творчества братьев Стругацких. Здесь уже по полной чувствуется всё их мастерство и искусство в построении сюжета, характеров и историй персонажей, мира с таинственными загадками и загадочными тайнами, и всего прочего, что присуще хорошей литературе, но ещё не было и того, что многих отталкивает от позднего творчества братьев. Нельзя не отметить и множество крайне интересных мыслей и идей, вроде той, что дала само название книге. А лично я воспринял это как историю о попытке человека разобраться в самом себе и окружающих, да и само человечество многое пытается понять... И как поклонник серии игр STALKER не могу не отметить, что часть той самой игровой атмосферы здесь уже есть — пусть не в постсоветском постапокалипсисе, без регулярных перестрелок и боёв с мутантами и бандитами, но это всё равно та самая книга, что стала основой великолепной игры. Оценка: 9 [ 32 ] Elessar , 20 сентября 2012 г. Всегда очень трудно судить о книге, которую столь многие считают без всяких скидок великой. Конечно, всё намного проще, если ты и сам сразу поддался обаянию текста, в этом случае остаётся только разделить всеобщий восторг. Но я, перевернув последнюю страницу, остался немного разочарован. Да, я прочитал незаурядную, умную, глубокую книгу, но всё же не вполне оправдавшую мои ожидания. Находящийся в центре романа конфликт сталкера Шухарта с насквозь прогнившим, мерзким и циничным миром в этом отношении как нельзя более показателен. Герою кажется, что абсолютно всё вокруг безнадёжно испорчено, что, если убрать всё неизлечимо больное, то останется голая безжизненная пустыня. Рэдрик презирает сытый потребительский мирок, в котором балом правят власть и деньги. Но ведь и сам он, добровольно выйдя из этой системы, так и не избавился от культивируемых ей идеалов. Шухарт любит лёгкие деньги, пусть и полученные незаконным путём. Честная, но безденежная должность лаборанта его ни капли не привлекает. Он ненавидит Стервятника Барбриджа, которому не раз случалось бросать в Зоне напарников, но сам же сознательно отправляет ни в чём не виноватого паренька на смерть. Бенягу Артура подставил, просить пришёл за себя, как и подобает потребителю-эгоисту. И при всё этом Шухарт до самого конца оставался глубокой и очень правильной морально личностью. Тут-то и ждёшь финального противостояния высоких альтруистических устремлений и укоренённых на генетическом уровне рефлексов одиночки-индивидуалиста. Но выходит, что битый-перебитый жизнью человечище Шухарт, когда дело доходит до главного, ничем не лучше мальчишки-мечтателя. У Рэда, и вместе с ним и у авторов, нет готовых ответов, только грустное признание того, что всё давно пошло не так. И ничего-то уже не исправить, и счастья нам нет, потому что не заслужили. И никому-то мы не нужны, и вся наша история и смешные потуги построить рай на земле — всего лишь пыльная обочина для чьего-то пикника. Не знаю, чего я ждал, но точно не этого. Зато, если на минутку отвлечься от судьбы Рыжего Шухарта, натурально дух захватывает от придуманного авторами мира. Фантазии Стругацких хватило и на замечательную игру, и на несколько десятков книжек последователей, продолжателей и даже гоняющихся за длинным рублём барбриджей. Вот где бы авторам развернуться, поведать читателю побольше мифов и баек о Зоне, немного разбавить беспросветность финала такими увлекательными монологами профессора Пильмана и вообще добавить здоровой развлекательности. Но Стругацкие слишком сосредоточились на депрессиве и безысходности. Бесценные сокровища растаскивают дельцы и уголовники, ничего не понимающие учёные продоолжают забивать гвозди микроскопами, кричит в истерике вконец сорвавшийся с катушек Шухарт, человечество продолжает катиться в пропасть. Добро пожаловать в будущее. Оценка: 8 [ 18 ] Тигр5 , 5 июня 2018 г. Если честно я долго не решался читать эту повесть, так как боялся эффекта завышенных ожиданий который подпортил мое впечатление от повести «Трудно быть богом». Но я был приятно удивлён, потому что передо мной открылось многослойное и глубокое произведения, прекрасно раскрывающее талант братьев Стругацких. В первую очередь я должен сказать о чертовски лёгком и живом языке писателей. В тексте нет ничего лишнего, но при этом они прекрасно передают все эмоциональные переживания героев и гнетущею атмосферу навсегда изменившегося мира. Благодаря ему книгу можно осилить буквально за несколько часов. Книга изобилует яркими, интересными и живыми персонажами. В первую очередь это главный герой — Рэдрик Шухарт. В начале книги перед нами — простой и немного наивный парень, такой, которого ни у кого не повернётся язык назвать плохим человеком, способный на настоящую дружбу и настоящую любовь. А в конце мы видим усталого и побитого жизнью циника, который из отчаяния решился на последний поход в зону.
Пикник на обочине (повесть)
Когда Редрик через три года освобождается из тюрьмы, у него и его семьи наконец-то появляется достаточно денег от продажи адской слизи, чтобы Редрик больше никогда не попал в Зону. Однако психологическое состояние его дочери ухудшилось до такой степени, что она существует в полу-животном состоянии. В результате Редрик соглашается участвовать в схеме по доставке Золотого шара из Зоны по воздуху в надежде, что с помощью Шара он сможет пожелать вернуть человечность своей дочери. Чтобы добраться до Золотого шара, необходимо пройти «мясорубку», которая убивает всех, кто приближается к ней, прежде чем отключиться. Для успешного прохождения «мясорубки» необходимо человеческое жертвоприношение, поэтому Редрик планирует использовать взрослого сына Стервятника Артура. Столько счастья, сколько вы захотите! Затем Редрик подходит к Золотому шару, чтобы пожелать Обезьянке снова стать человеком. Однако он не может придумать, что сказать, кроме как повторить желание Артура.
Путь к счастью кончается фразой: Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным! То и дело по прочтении встаёт вопрос: а что если Зона и все её чудеса — всего лишь последствия бурной инопланетной вечеринки? А хабар — всего лишь груда мусора? Что, если просто подвыпившая инопланетная шпана не прибрала за собой? Всё равно, что смотреть на мир глазами муравья, тягающего ценные остатки мусора, разбросанного людьми на лесной поляне. Стоит спросить самого себя: кто ты — человек или муравей? Где грань? Ответ, полагаю, в последней строчке повести. Наверно, этого достаточно. Скорее, в неё нужно нырять и ощущать всеми клетками своего тела. Её стоит созерцать изнутри, жить на её страницах.
От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обёртки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян… — Я понял… Пикник на обочине. Пикник на обочине какой-то космической дороги… …Там же и тогда же появляется утверждённое и окончательное название — «Пикник на обочине», — но понятия «сталкер» ещё нет и в помине, есть «старатели». Почти год спустя… будущие сталкеры называются пока ещё «трапперами»… Видимо, сам термин «сталкер» возник у нас в процессе работы над самыми первыми страницами текста. Что же касается «старателей» и «трапперов», то они нам не нравились изначально, это я помню хорошо. Словечко «кибер» тоже привилось, но, главным образом, в среде фэнов, а вот «сталкер» пошёл и вширь, и вглубь, правда, я полагаю, в первую очередь, всё-таки, благодаря фильму Тарковского. Но ведь и Тарковский не зря же взял его на вооружение — видимо, словечко получилось у нас и в самом деле точное, звонкое и ёмкое. Между прочим, произносится это слово как «сток», и правильнее было бы говорить не «сталкер», а «стокер», но мы-то взяли его отнюдь не из словаря, а из романа Киплинга, в старом, ещё дореволюционном, русском переводе называвшегося «Отчаянная компания» или что-то вроде этого — о развесёлых английских школярах конца XIX — начала XX века и об их предводителе, хулиганистом и хитроумном юнце по прозвищу Сталки. Упомянутый фильм « Сталкер », был снят по мотивам этой повести, по сценарию самих же братьев Стругацких , и получился столь же глубоким и философским. Общая оценка: 10 из 10 великолепно.
Чтобы спасти дочь, Рэд отправляется к Золотому шару: Барбридж, помня о том, что Рэд не бросил его в Зоне, дает ему карту, объясняет, как найти шар, и хочет, чтобы Рэд попросил вернуть ему ноги: "Зона взяла, может, Зона и вернет". По пути к шару нужно преодолеть множество препятствий, которыми полна Зона, но самое страшное - "мясорубка": один человек должен быть принесен ей в жертву для того, чтобы другой мог подойти к Золотому шару и попросить его исполнить желание. Стервятник объяснил все это Рэду и даже предложил на роль "живой отмычки" кого-нибудь из своих людей - "кого не жалко". Однако Рэдрик берет Артура, сына Барбриджа, красавца, вымоленного у Зоны, который отчаянно просил Рэда взять его с собой, - Артур догадался, что Рэдрик отправляется на поиски Золотого шара. Рэдрику жаль Артура, однако он убеждает себя в том, что выбора у него нет: или этот мальчик, или его Мартышка. Артур и Рэдрик, пройдя сквозь все ловушки, расставленные Зоной, подходят, наконец, к шару, и Артур бросается к нему, крича: "Счастье для всех! Сколько угодно счастья! Все собирайтесь сюда! Хватит всем! Никто не уйдет обиженный! Рэд сидит, глядя на Золотой шар, и думает: попросить о дочери, а еще о чем?
«Пикник на обочине» братьев Стругацких: краткое содержание
это роман, сюжет которого развивается стремительно. Так, Рэд, досидев свой срок, возвращается домой. Здесь он узнает неприятную новость – его дочь изменилась настолько, что врачи сомневаются в том человек ли она. «Пикник на обочине» — фантастическая повесть братьев Стругацких, впервые изданная в 1972 году. своей материальной культуры; возможно, пришельцы и сейчас живут в Зонах и пристально изучают землян; а возможно, пришельцы останавливались на Земле по пути к какой-то неведомой космической цели, и Зона — как бы пикник на обочине космической дороги. Пикник на обочине (повесть) — Пикник на обочине Обложка издания 2007 года Автор: А. Стругацкий, Б. Стругацкий Жанр: Научная фантастика Язык оригинала: русский Оригинал издан: 1972 Издательство: АСТ Выпуск: 2007 Страниц: 224 ISBN 5-17-040960-5 ISBN. Аркадий и Борис Стругацкие Пикник на обочине. Вычитка – MCat78 «Пикник на обочине»: Сталкер; 2006.
Совместные чтения 17: обсуждаем Пикник на обочине Аркадия и Бориса Стругацких
«Пик. Смотрите онлайн видео «Краткое содержание - Пикник на обочине». В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян. Строго по определению Пикник на обочине гениальным произведением не является, вряд ли это была наивысшая степень проявления их творческих сил. Хотя надо признать, что Пикник и все творчество АБС чуть больше, чем просто очень хорошая литература. По имеющимся данным, права на «Пикник» Стругацкие продали другой компании, с которой GSC не сошлась в цене. В аудиоподкасте с Сергеем Галёнкиным Андрей Прохоров согласился, что в случае с «Пикником на обочине». Повесть «Пикник на обочине» братьев Аркадия и Бориса Стругацких без преувеличения можно считать одним из лучших произведений наследия научной фантастики.
Пикник на обочине - Roadside Picnic
вот что действительно увлекает и заставляет рассуждать и размышлять. Употребляют его даже те, кто «Пикник на обочине» не читал. И часто делают это неправильно. Нам продают шашлыки из некачественного мяса, токсичное средство для розжига костра и испорченные закуски. Мы расскажем, как устроить безопасный пикник на природе.
Краткое содержание Стругацкие Пикник на обочине
Направление Научная фантастика — направление, в котором написано произведение. Стругацкие смогли создать целый мир, который в дальнейшем будут развивать современные писатели. Читайте по теме:.
Среди них стоит отметить «Пикник на обочине», созданный в 1972 году. История создания Произведение не удавалось опубликовать сразу после его создания. Дело в том, что критики видели сатиру на общество. Впрочем, Стругацким всё же удалось опубликовать повесть, которая стала одним из лучших произведений научной фантастики в СССР.
В 2020 же продуктовые магазины в радиусе ста метров от подъезда непреодолимо тянули к себе.
Видимо что-то похожее чувствовали сталкеры "Пикника на обочине", раз за разом, рискуя жизнью, отправлявшиеся в неизведанный и опасный сектор за сбором межпланетных артефактов. Такая она, Зона. Возвращаясь в 2020 году из похода в магазин, я испытывал глубокое чувство облегчения и радость — я добыл хабар! Сегодня можно выдыхать. Стругацкие оставили богатую пищу для ассоциаций с образом Рэдрика Шухарта, сталкера и героя книги. Во всяком случае, году эдак в 2016, когда я читал книгу, она не настолько сильно цепляла. Ну Зона и зона… чего ж в ней такого особенного? Для меня "Пикник" — это и книга о нравственном выборе как поступить с опасными предметами, чьи свойства неизвестны , и о том, что то, что для нас сокровище, на самом деле может быть обычным мусором.
Однако самая главная тема — кто есть человек. Насколько ты — человек?
Хотя в последнее время начал задумываться, зачем оно ему всё это надо и зачем всё вообще? Сдавал Рыжего, в частности, перед последним визитом сталкера к Хрипатому и Костлявому; вот этот вот момент: « — Ну что ж, ты прав, — сказал Нунан рассеянно. Он равнодушно поглядел на портфель Рэдрика на стуле рядом, потёр пальцем серебряную пластинку с выгравированными на ней славянскими буквами. В свободное от слежки за сталкерами время занимался поставками оборудования в Институт, затем стал также бизнесменом — организовал заведение «Пять минут» бордель, если называть вещи своими именами , где работали: Управляющий Рафаэль aka Мосол Катюша , осведомитель Нунана. Полуглухой старый Бенни с лицом в синих и багровых шрамах, швейцар. Алоиз Макно, «полномочный агент Бюро эмиграции». Предлагал Рэдрику уехать. Здоровенный, чёрный, как офицерский сапог, курчавый, ручищи до колен.
Регулярно вылетает с работы. У него когда деньги есть, он у кого попало хабар скупает, не торгуясь, за сколько спросят, а потом ночью прёт этот хабар обратно, в Зону, и там закапывает…» «У него группа из трёх человек. Неделями пропадают в Зоне. Всё, что находят, уничтожают на месте. А его общество Воинствующих Ангелов распалось. Теперь скупать стало нечего, а кроме того, новый директор филиала натравил на них полицию». Эрнест, владелец «Боржча» и связной между сталкерами и мафией. Всё-таки сел спасибо Нунану , и ресторанчиком стала заниматься жена Розалия. Мафиози, с которыми стал вести дела Рэдрик после неудачи с Эрнестом: Хрипатый Хью — нездоровое одутловатое лицо гладко выбрито, редкие волосы, голубые ангельские глазки. Курит сигары.
Доктор Джеймс «Мясник» Каттерфилд. Он тоже брал свою долю с Зоны: брал натурой, разным хабаром, который применял в своей медицине; брал знаниями, изучая на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма; брал славой, славой первого на планете врача специалиста по нечеловеческим заболеваниям человека. Деньгами он, впрочем, тоже брал с охотой». Полицейский капитан Квотерблад. Враг мой — «Я всю жизнь с капитаном Квотербладом воюю, а он всю жизнь с Хрипатым воевал и от меня, обалдуя, только одного лишь хотел — чтобы я сталкерство бросил». Господин Лемхен, сотрудник силового ведомства, занятый борьбой со сталкерством, шеф Нунана. Управляющий многоквартирного дома, где жили Шухарты. И соседи по дому. Массовка из голубых касок — полицейских сил ООН. Сеттинг « И тут на него накатило.
Такого с ним ещё никогда не было вне Зоны, да и в Зоне случалось всего раза два или три. Он вдруг словно попал в другой мир. Миллионы запахов разом обрушились на него: резких, сладких, металлических, ласковых, опасных, тревожных, огромных, как дома, крошечных, как пылинки, грубых, как булыжник, тонких и сложных, как часовые механизмы. Воздух сделался твёрдым, в нём объявились грани, поверхности, углы, словно пространство заполнилось огромными шершавыми шарами, скользкими пирамидами, гигантскими колючими кристаллами, и через всё это приходилось протискиваться, как во сне через тёмную лавку старьёвщика, забитую старинной уродливой мебелью… » Город « Все правильно. Городишко наш — дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас — это дыра в будущее. Через эту дыру мы такое в ваш паршивый мир накачаем, что всё переменится. Главный герой в спецкостюме. Обратите внимание на эмблему МИВК на шлеме.
Да, это стилизованный «радиант Пильмана». Хармонтский филиал Международного института внеземных культур. Выпускает «Доклады Международного института внеземных культур». Здание в 15 этажей с толстыми, свинцовыми стёклами. Спецкостюм — как у лётчика-реактивщика или у космонавта. Лёгкий, удобный, нигде не жмёт, от жары в нём не потеешь. В таком костюмчике и в огонь можно, и газ через него никакой не проникает. Пуля, говорят, и то не берёт. В спецкостюмах тоже мрут как миленькие. Без них мёрли бы ещё больше.
Ресторанчик «Боржч». Отель «Метрополь». В вестибюле было прохладно, сумрачно, гулко, стояли громадные кожаные кресла. В коридоре, озарённого уютным светом скрытых ламп, лежал мягкий ковёр. Здесь пахло дорогим табаком, парижскими духами, сверкающей натуральной кожей туго набитых бумажников, дорогими дамочками по пятьсот монет за ночь , массивными золотыми портсигарами». Бордель «Пять минут» — «ярко освещённый холл, провонявший табаком, парфюмерией и прокисшим шампанским». Коттедж Стервятника — «два этажа, застеклённый флигель с бильярдной, ухоженный садик, оранжерея, белая беседка с ажурной крышей среди яблонь, узорная железная решётка, выкрашенная светло-зелёной масляной краской, песчаная дорожка, обсаженная розовыми кустами, мягкая зелёная трава». Деньги Рэд называет «зелёненькими», что ассоциируется с американским долларом. А раньше были «квадратные, королевские, с какой-то полуголой бабой в плаще и в венке», что ассоциируется с Британским содружеством. Раньше были и королевские военно-воздушные силы с красно-синей эмблемой.
А ещё раньше, когда на территории Зоны ещё работали заводы и оттуда дул северный ветер, в город приносило мерзкий запах. Рексополис Рексополь — соседний город. Зона « Язва оказалась не такой уж и язвой, и даже не язвой вовсе, а вроде бы сокровищницей… А теперь уже никто и не знает, что это такое — язва ли, сокровищница, адский соблазн, шкатулка Пандоры, чёрт, дьявол… » — Слова Нунана Чужеродное место. Пожалуй, кодификатор в русской культуре. Вон и гараж виден: длинная серая кишка, ворота нараспашку, а на асфальтовой площадке грузовики… Не нравятся мне эти грузовики! Тринадцать лет под открытым небом стоят, а всё как новенькие… В двадцати шагах бензовоз ржавый, как решето, а они будто только что с конвейера…» Даже заря в Зоне зелёная , а тени — лиловатые. Районы Чумной квартал — почти все, кто в нём жил, переболели чумкой, при которой слезали кожа и ногти. Некоторые померли, но главным образом старики, да и то не все. Дома облупленные, мёртвые, стёкла целые, но грязные. А из подвалов голубоватыми язычками дышит «ведьмин студень», словно спирт горит.
Целёхонький стеклянный киоск, детская коляска, даже бельишко в ней вроде бы чистое. А антенны обросли какими-то волосами наподобие мочала. Нигде такого больше нет, только в Чумном квартале и только на антеннах. Однажды сотрудники института спустили с вертолёта якорь на стальном тросе, зацепили одну мочалку. От антенны и якоря пошёл дым, и сам трос задымился с ядовитым шипением, как гремучая змея. Пилот быстро сообразил, трос выбросил и улетел. Первый Второй и Третий Слепой кварталы. В них слепли люди — не до конца, а вроде куриной слепоты. Ослепли не от вспышки, хотя вспышки тоже были, а от сильного грохота. И никто, кроме них, грома не слыхал… Гравитационные, электрические, химические и т.
Почти что кодификатор. Впрочем, против них отлично помогает защитный костюм. Чёрная колючка. Тень от неё какая-то ненормальная. Солнце нам в спину, а тень к нам протянулась. Барбридж про тени что-то рассказывал, диковинное что-то, но безопасное…» Гараж, куда Рэдрик привёл Кирилла. Странные серебристые нити в гараже, похожие на паутину, которые тянутся от канистр к потолку. Если на них напороться, они не оставят следов, не окажут видимого эффекта, и незадачливый сталкер может даже подумать, что всё хорошо. А через пару часов умрёт от сердечного приступа. Облучением и прочими средствами не нейтрализуются и действуют даже сквозь защитный костюм.
Некая текучая субстанция, превращающая почти всё, с чем соприкасается, в такой же «студень». Именно от соприкосновения с ним стал калекой Стервятник Барбридж: его ноги превратились в резиноподобную массу, а затем зараза стала распространяться и на не контактировавшие со «студнем» части тела. Судя по упоминанию, что Рэдрик и Артур два часа пережидали, пока её поток пройдёт мимо, вероятно, опасна для человека. Очаги очень горячего воздуха. Лощина, дно которой «покрыто гнойно-зелёной, жирно отсвечивающей на солнце жижей. Над поверхностью курился парок, в тридцати шагах уже ничего не было видно. И смрад». Что преодолеть её, надо заткнуть ноздри ватой, смоченной в дезодоранте. Кровожадная дверь : убив человека, она некоторое время перезаряжается, и можно успеть дойти до Шара и загадать желание. Прозрачная пустота, притаившаяся в тени ковша экскаватора, схватила его, вздёрнула в воздух и медленно , с натугой скрутила, как хозяйки скручивают бельё, выжимая воду», — так погиб Артур в конце повести.
Стервятник Барбридж получил такое прозвище за то, что постоянно возвращался без напарников. Поскольку маловероятно, что он ходил к Шару раз за разом, в Зоне, скорее всего, есть не одна «мясорубка» или другие аналогичные аномалии, которым скармливал напарников или использовал их в качестве живых тральщиков. Рэдрик в финале думает, что «мясорубки бывают с фокусами». Так что, вероятно, показанная нам «мясорубка» и в самом деле не единственная в Зоне. При этом и к Золотому Шару Стервятник тоже все-таки мог ходить несколько раз, загадывая по очереди разные желания вечная молодость, деньги, здоровье... Из текста повести известно, что Барбридж ходил именно к этой «мясорубке» с Сусликом, но по меньшей мере подозрительно выглядит его осведомленность о том, где конкретно на подступах к Золотому Шару еще до «мясорубки» погибли Хлюст, Очкарик и Пудель, — эти имена указаны на его карте, которую он никому до Рэдрика не показывал. Так что, вероятно, верны обе версии: «мясорубок» в Зоне несколько, но и конкретно к этой Стервятник наведывался не единожды. Артефакты Огромное количество непонятных устройств и материалов. Можно туда просунуть руку, можно и голову. И при всём при том что-то между ними, конечно, есть, сила какая-то, потому что ни прижать их, эти диски, друг к другу, ни растащить их никому ещё не удавалось.
Полная пустышка: «новенькая, чистенькая, синяя начинка между медными дисками туманно так переливается, струйчато. Видно, что это вроде сосуда, вроде стеклянной банки с синим сиропом». О них вышла посмертная статья Кирилла «Об одном неожиданном свойстве магнитных ловушек типа 77-б». Пильман: «Мы понимаем, что это магнитная ловушка, Панов это очень остроумно доказал. Но мы не понимаем, где источник такого мощного магнитного поля, в чём причина его сверхустойчивости». Только упоминаются. Потом завопил кто-то так, что у меня даже уши заложило на расстоянии. Чёрные красивые шарики, которые идут на украшения. Существует безумная идея, что на самом деле это « гигантские области пространства, обладающего иными свойствами, нежели наше, и принявшего такую свёрнутую форму под воздействием нашего пространства ». Подтверждением этого является то, что «если пустить луч света в такой шарик, то свет выйдет из него с задержкой, причём эта задержка зависит от веса шарика, от размера, ещё от некоторых параметров, и частота выходящего света всегда меньше частоты входящего».
Очкарик предлагал этот агрегат институту. В цене они не сошлись, Очкарик ушёл в Зону и не вернулся. Где находится агрегат в настоящее время — неизвестно. В институте до сих пор рвут на себе волосы. Правда, доподлинно неизвестно, монстр ли это, нечто полуживое типа вируса или просто аномальное вещество. То, что ученые его называют «коллоидным газом», по сути, ничего не объясняет. С таким же успехом «студень» можно назвать «твердым светом» или «непонятной фигней из Зоны номер 1017». Но менее опасным он от этого не становится. Исследования, представляющие потенциальную опасность для человечества». Хрипатый Хью заказал Рэдрику студень в фарфоровом контейнере.
Рэдрик долго не решался, «Шухарт, что же ты, зараза, делаешь? Падаль ты, они же этой штукой всех нас передушат… Кинул бы её, стерву, обратно в Зону, и концы в воду», но всё же продал фарфор. Это оказался ящик Пандоры — произошла катастрофа в Карригановских лабораториях вероятно, имеется в виду город Корриган, штат Техас. Некоторые вещи лучше не выносить из Зоны… «Мне новый коктейль показали. Это такая вещь, что на пустое брюхо принимать опасно для жизни: руки-ноги отнимаются с одной порции». Стимулирует жизненные процессы. Нет, не циркониевый. Неиссякаемый источник энергии — оные источники: Белый обруч — один из первых «вечных двигателей», найденных в Зоне. Обруч вроде «браслета», но из белого металла, полегче и диаметром побольше, миллиметров на тридцать. При насаживании на стержень и сообщении ему импульса раскручивание обруч продолжал крутится и выполнять механическую работу, пока не был силой же остановлен.
Тот исключительный случай, когда копирование оказалось простым: этаки размножаются делением при определённой температуре и дают достаточно энергии , чтобы использовать их в электромобилях. Но вот как самим сделать этак, земляне представления не имеют. Из артефактов получены «различные типы квазибиологических масс, которые произвели такой переворот в медицине, новые транквилизаторы, новые типы минеральных удобрений, переворот в агрономии». Золотой Шар В Институте его называют «машина желаний». Согласно представлениям жителей Хармонта, сооружение в Зоне, имеющее форму и вид некоего золотого шара , предназначенное для исполнения человеческих желаний. Ходит легенда, что любых, однако Барбридж, который его нашёл, утверждает, что это не так. Жил бы в Европе. В деньгах бы купался. Вечную молодость чёрта я получил. Денег — чёрта.
А вот здоровье — да. И дети у меня хорошие. И жив». Он лежал под дальней стеной карьера … тяжко придавил своё ложе. В нём не было ничего разочаровывающего или вызывающего сомнение, но не было ничего и внушающего надежду. Почему-то сразу в голову приходила мысль, что он, вероятно, полый и что на ощупь он должен быть очень горячим: солнце раскалило. Он явно не светился своим светом и он явно был неспособен взлететь на воздух и плясать, как это часто случалось в легендах о нём. Может быть, вывалился из какого-нибудь огромного кармана или затерялся, закатился во время игры каких-то гигантов». Нечто среднее между обычным макгаффином и макгаффин-местом : с одной стороны, это всё-таки предмет; с другой — он постоянно находится в одном месте, и уж точно в карман его не положишь и даже на турбоплатформу не взгромоздишь — нужен воздушный шар , чтобы поднять. Фальшивый макгаффин — Золотой Шар вполне может оказаться таковым, поскольку доподлинно неизвестно, имеет ли он вообще хоть какую-то аномальную силу.
А может, и правда волшебный — читатель этого так и не узнает, а создатели не рассказывают. Джинн-телепат — в повести остаётся неизвестным , что же делает Золотой Шар и вообще исполняет ли он желания. А вот в киносценарии один из персонажей в явном виде высказал гипотезу, что Шар исполняет только заветные желания: исполняется не то, что человек просит, а то, чего он хочет на самом деле. Пожалуй, кодификатор в русской литературе; Аверсия : в книге он так и не исполнил никакого желания впрочем, Шар появляется в самом конце книги и до конца осталось непонятно, высказал ли Шухарт ему своё желание или оно так и осталось в его голове. Джинн-буквалист — а даже если все же Золотой Шар исполняет желания, то как он сможет понять такой расплывчатый запрос? И Золотой Шар сделал всех людей навеки счастливыми. А также отрезал им ноги, чтобы никто не ушёл…» Б. Стругацкий однажды сказал в личной беседе, хитро прищурясь: «А почему вы так уверены, что этот Золотой Шар не был попросту походным синтезатором пришельцев? Делал им, грубо говоря, бутерброды и тому подобное. Как вам такое: легковерный Шухарт, допустим, страстно распинается перед Шаром насчёт того, чего Шар ему не может обеспечить просто по определению?
Да и суть не в падении манны небесной. Суть в катарсисе Шухарта. Существа «Все люди, которые достаточно долго общаются с Зоной, подвергаются изменениям как фенотипическим, так и генотипическим». В том числе и сталкеры. Где мутагенный фактор? Радиации в Зоне никакой. Химическая структура воздуха и почвы в Зоне хотя и обладает своей спецификой, но никакой мутагенной опасности не представляет». Дети сталкеров рождаются с сильными внешними мутациями и аномалиями в поведении. Яркий пример — Мария. У Барбриджа родились вполне нормальные дети, но действительно ли он их «вымолил» у Золотого Шара как сам утверждает или ему просто повезло — неизвестно.
Беременной Гуте сразу предложили сделать аборт: понятно, какие дети должны были родиться от Шухарта — сталкера с многолетним стажем. Гута отказалась. Родилась Мартышка. После посещения некоторые покойники, ранее захороненные в Зоне, «ожили» и вернулись домой. Впрочем, прежних людей они напоминают весьма отдаленно. Вставшие из могил мертвецы ведут себя прилично, ни на кого не бросаются, не едят мозги и вообще ничего не едят но выпить за компанию могут , пахнут только первые дни, находиться рядом с ними даже полезно, хотя двигаются, как положено зомби — медленно. Пильман утверждает, что это не мертвецы и не живые люди, а ходячие муляжи, реконструированные по скелету. Странным образом имитируют часть прижизненной деятельности: помнят, где жили, и упорно возвращаются в свой дом, хотя к сложным видам деятельности, видимо, не пригодны. Обладают автономной жизнеспособностью. Можно отрезать какую-то часть, и она будет жить.
Без всяких физиологических растворов. Не способны на общение и другое взаимодействие, степень разумности неясна, но видимо, что-то живое в них имеется. Отделённые части тела продолжают жить, рука даже однажды показала кукиш. Собственно, здесь может быть момент под названием Ужас у холодильника : «…любопытное свойство: автономная жизнеспособность. Можно у них, например, отрезать какую-то часть, и она будет жить. Без всяких физиологических растворов… Так вот, недавно доставили в институт одного такого…. Это мне лаборант Бойда рассказывал… — Валентин захохотал». Можно себе представить, что и как они использовали… Троп Поцелуй и затемнение тут явно не подойдёт. Пильман: «С точки зрения фундаментальных принципов эти муляжи не более и не менее удивительная вещь, чем вечные аккумуляторы. Все мы в каком-то смысле пещерные люди, ничего страшнее призрака или вурдалака представить себе не можем.
А между тем нарушение принципа причинности гораздо более страшная вещь, чем целые стада привидений…» У живущих в других городах людей, которые общаются с эмигрантами из Зон посещения, резко повышается вероятность погибнуть. Поэтому эмиграцию запретили. Какие-то люди. Посещение настигло их тут, и они мутировали… приспособились к новым условиям. Только это не здесь. На северо-западе. Пастухи какие-то». А вот в тех, местах, куда ходят Рэдрик и другие сталкеры, никакой живности нет. И жучков-паучков Рэд никогда не видел, и трясина мёртвая — ни мошкары, ни лягушек, даже лозняк высох и сгнил. И птицы над Зоной почти не летают.
Повесть состоит из 4 глав. Первая глава Рэдрик Шухарт, 23 года, холост, лаборант Хармонтского филиала Международного института внеземных культур. Написано от лица Рэдрика в разговорном стиле.
Пикник на обочине, сериал 1 сезон
Сегодня мы можем включить компьютер и с упоением наслаждаться игрой в «S. А можно включить телевизор и посмотреть фильм, снятый Андреем Тарковским. Но ведь всё начиналось далеко не как игра и не как кино. Начиналось всё с книги. Пикник на обочине: сталкер как профессия В 1974 году братья Стругацкие публикуют свою повесть «Пикник на обочине», и вряд ли, даже они сами тогда подозревали о том, какая грандиозная судьба ждёт их творение. На момент выпуска произведение не казалось чем-то новаторским в жанре, ведь историями о вторжении внеземных цивилизаций на нашу планету уже в то время никого бы не удивишь. Но творцы очень скрупулёзно подошли к тому, чтобы описать жизнь на Земле после того, как инопланетяне уже отчалили дальше покорять далёкие-далекие Галактики. Сама жизнь землян изменилась тогда кардинальным образом, ведь случилась техногенная катастрофа, что поставило человечество в тупик борьбы за выживание. Как говорится, прилетели, попировали, и отправились восвояси.
Повесть вполне можно считать родоначальником нового жанра. И камнем довольно непривычной формы, в первую очередь - для сферы кино. Но об этом будет дальше.
Как она влияет на их жизнь и чего они от неё хотят. Не обошлось и без общечеловеческих моральных качеств и ценностей. Пожалуй, именно этот вопрос — что делает человека человеком, что допустимо и что — нет, на пути к личному счастью, — главные темы повести.
А Зона — это лишь причудливая декорация, созданная для того, чтобы лучше разглядеть со всех сторон героев с разным «нутром». Что касается главного героя, то он все произведение «стоит на весах», и мы рассматриваем его моральный облик не только сквозь призму Зоны и сталкерской жизни, но и тяжелых жизненных ситуаций, в которые герой попадает. И спойлер, и не спойлер! Мне показалось, что для такого масштабного и красочного произведения концовка вышла какая-то вялая. Все шло с такими нервами, надрывом, а оборвалось хоть и лирично, но без особой эффектности. И меня это несколько разочаровало.
Очень интересно узнать чужое мнение на этот счет… Итог: Очень рекомендую к прочтению, но настраивайтесь на спокойное и вдумчивое. Местами — странное. Но пронзительное и наводящее на размышления. А после можно будет ознакомиться с легендарной экранизацией Тарковского. В общем, приятного ознакомления!
Помимо нравственной дилеммы о том свидетельствует и детально проработанный мир — гипотетическая реальность, имеющая под собой научный фундамент. Сама книга побудила к творчеству целую плеяду фантастов, режиссёров, создателей игр.
Не говоря уже о самом слове "сталкер", ставшим самым часто употребляемым неологизмом и прочно вошедшим в лексику. Да, в книге герой проходит по пути своего мрачного развития: от полного жизни энтузиаста к человеку почти что пропащему. Однако надежда на Человека никогда не оставляет читателя. Противоречивая динамика — чем больше озлобляется сталкер, чем больше становится пустота в его душе, нем неминуемее, неотвратимее он становится человеком. В этом диалектическом столкновении и рождается катарсис финальной фразы, после которой дальнейшее развитие событий перестаёт иметь хоть какое-то значение. Путь к счастью кончается фразой: Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным! То и дело по прочтении встаёт вопрос: а что если Зона и все её чудеса — всего лишь последствия бурной инопланетной вечеринки?
А хабар — всего лишь груда мусора? Что, если просто подвыпившая инопланетная шпана не прибрала за собой?
А Румата Ярмольник ему отвечает: «Сейчас я здесь всех убью. А тебя, студент, первого». Мне почему-то кажется, что этот диалог мы ещё много раз услышим в разных вариантах.
«Пикник на обочине» - маленькая книга для больших размышлений
— «Пикник на обочине» 2014, Россия, реж: Артём Прохоров. На сайте Топ книг вы сможете книгу братьев Стругацких Пикник на обочине читать, а так же найдете другие книги Аркадия и Бориса Стругацких по порядку. это то что Вам нужно. Пожалуй, «Пикник на обочине» — самое популярное, что есть у Стругацких. знаменитый научно-фантастический роман братьев Стругацких, который был опубликован в 1972 году.
4 причины прочитать повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине».
Рекомендовать книгу "Пикник на обочине" могу только маленьким мальчикам, интересующимся миром сталкеров. «Пик. Смотрите онлайн видео «Краткое содержание - Пикник на обочине». В повести «Пикник на обочине» действие происходит на вымышленных англоязычных землях.