«После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. 16 сентября 2023 года в Москве на Красной площади состоится X Арт-фестиваль «Рисуем Покровский собор», председателем жюри которого станет заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Анатолий Егорович Денисов.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Вторая написана в 1780-х годах и является списком фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Ранее список располагался над входом в придел Василия Блаженного [112]. Галереи и крыльца[ править править код ] По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись.
На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113]. Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114].
Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора.
Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».
Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время.
Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111].
Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями.
Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111].
В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111].
В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года.
Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131]. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом.
Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109].
В финал вышли 8 исполнителей и коллективов. Дуэт «Струны Струны» Мурманской областной филармонии стал обладателем первой премии фестиваля авторской песни «Покровский собор». Мончегорский бард Вадимир Трусов награжден дипломом лауреата в номинации "Поэзия".
Затем митрополит Сергий совершил помазание духовенства и мирян освященным елеем. Освященные вербы верующие приносят в свои дома, где с благоговением хранят возле икон до следующего года. Информационный отдел Барнаульской епархии 169 Навигация по записям.
Храм Василия Блаженного
первое, что видят посетители, входя на территорию Марфо-Мариинской обители. После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. Первоначально образ «Спас Москворецкий» размещался недалеко от Покровского собора — в нише Москворецких ворот Китайгородской стены, снесенных в начале XIX века, затем был передан в храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
День Покровского собора 2023 | Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 Га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. |
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме / | Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве, цена билета 2024, купить онлайн, расписание собора хранящего множество инженерных тайн. |
Покровскому собору на Красной площади — 462 года
- История храма Василия Блаженного
- День Покровского собора 2023 | Куда сходить в Москве
- Храм Василия Блаженного: интересные факты
- Что еще почитать
Красную площадь временно закрыли
19 декабря 2021 года в Гостином Дворе состоится самое ожидаемое музыкальное событие страны — второй всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор», который соберет более 5 тыс. гостей и зрителей со всех уголков России. 1 апреля, в субботу 5-й седмицы Великого поста, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе города Москвы. Панорама — православный храм Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, Москва.
Виртуальный тур
В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили.
Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты.
Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины.
Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями.
Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью. Мощи Василия Блаженного. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох. Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора.
Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века. Иконостас церкви Василия Блаженного. Фото: Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви. Основание у него деревянное, окрашенное тёмно-зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки. Экспозиционные залы Занимают несколько помещений в подклете храма.
Здесь представлена постоянная экспозиция, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви.
Жители и гости столицы не смогут попасть на Красную площадь и Покровский собор. Общественное пространство временно закрыли.
С чем это связано, пока неизвестно. Кроме того, в четверг нельзя будет попасть в Покровский собор, а также купить сувениры в популярном музейном магазине на Никольской.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Морозовой был приобретен участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. Проект здания был создан архитектором В.
Всего на постройку здания было потрачено 100 000 рублей. После закрытия храма в нем расположилось отделение Общества содействия обороне авиационному и химическому строительству Осоавиахим. С 1970-х годов в здании располагался ОРС Метростроя, была проведена перепланировка, в результате которой внутреннее пространство было разделено на три этажа. Печальным следствием такой реконструкции стало нарушение всей акустики помещения.
Виктор обратил наше внимание на ниши под окнами храма, есть предположение, что строителями внутри колонн и сводов была оборудована не только отопительная система, но и своего рода акустические каналы, которые впоследствии были разрушены в ходе работ по перестройке внутреннего предела. Восстанавливать их не пытались, так как на сегодня это чревато опасностью для самого здания. Некогда существовавшие обширные подвалы храма залили бетоном, поскольку в помещении было установлено станочное оборудование отдела Мосметро. На сегодня остался лишь небольшой фрагмент подвала под притвором храма, также в процессе строительной реконструкции храм лишился одного из входов, как предполагается хозяйственного назначения.
Ранее храм общины располагался на Рогожке со стороны кладбища, но в начале девяностых годов архиереи РДЦ обратились к правительству Москвы с просьбой предоставить для богослужений один из храмов, исторически принадлежавших беглоповцам. Таковыми в Москве являются: Никольский храм на Малой Андроньевской улице, затем молитвенный дом на Бауманской улице между улицами Ольховской и Спартаковской, сейчас здесь располагается колокольня великомученицы Екатерины , владение купцов Карасевых, которые известны своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве.
7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
Группа прихожан церкви святителя Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом Сахаровым посетила Покровский кафедральный собор РДЦ Росписи в храме — новые, работы закончили в 2006 — 2008 гг. В общей сложности расписывали около 10 лет. Основная часть икон была перенесена общиной из храма на Рогожке, но среди них есть и новые. Например, стараниями прихожан была заказана и написана роспись священномученика Аввакума. Кроме того, аналои Покровского храма изготовлены знаменитыми городецкими резчиками по дереву. Покровский собор находится в центре города, проходимость у него большая, и многие жалуются, что не находят в нем икон Матроны Московской, царской семьи и Серафима Саровского. Объяснить людям это очень сложно, и до сих пор основную массу нестарообрядцев возмущает то, что в центре Москвы отсутствуют такие образа.
Виктор рассказал, что есть у них священнослужители весьма почтенного возраста, которые настаивают на том, что в притворе должен быть установлен умывальник, чтобы прихожанин, заходя в храм, чистыми руками брал подручники и прочие храмовые предметы. Сегодня, к сожалению, этого нет, а люди старшего поколения за это журят. Была ли такая традиция в древнем старообрядчестве — сложно сказать, скорее всего она имела региональное распространение. На большие праздники в соборе проходят архиерейские службы, последняя из них была совершена на Рожество Пресвятой Богородицы. В храме есть мощевик, в котором находятся мощи святых как Вселенской Церкви прп.
Мы очень Вас благодарим, что в сентябре 2023 года Покровский собор обрёл купола с крестами. Это очень значимое событие. Крест-хранитель вселенной.
Я думаю, что уникального и исторического памятника, потому что он тесным образом связан с историей Москвы, историей нашего государства. Чудотворный образ, почитавшийся москвичами, считался утерянным после 1927 года. В 2018 году его обнаружил на антикварном рынке и выкупил коллекционер Станислав Николаев, председатель совета директоров компании «Меркатор Холдинг». Икона попала ко мне, как я уже говорил, совершенно случайно.
Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора. Самые интересные — шёлковые волосники XVII века. Это особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник. Большую часть экспозиции занимают иконы и хоругви полотнища с изображениями святых второй половины XIX — начала XX века. Особенно впечатляет хоругвь в виде шлема с кольчугой и иконой Казанской Богоматери, украшенной золотом и изображениями космоса. Ещё одна интересная хоругвь повторяет форму древнерусского храма, на ней изображён образ Серафима Саровского. Обе святыни изготовили специально для Покровского собора. Мифы Покровский собор на протяжении всей истории обрастал загадками и легендами. Одни уже давно удалось развеять, а над другими учёные по-прежнему ломают голову. Ослеплённые архитекторы Учёные до сих пор не могут точно установить, кто именно построил храм Василия Блаженного. Однако большинство исследователей склоняется к мнению, что зодчими стали древнерусские мастера Постник и Барма. Их имена удалось узнать только в конце XIX века, когда в архивах Румянцевского музея обнаружили летопись с их упоминанием. Правда, позже учёные выдвинули гипотезу о том, что Постник и Барма — это один человек, но подтвердить или опровергнуть её так и не удалось. Зато многим знакома легенда о жестокой расправе с архитекторами Покровского собора. Говорят, Иван Грозный боялся, что зодчие построят второй столь же великолепный храм, и потому велел их ослепить. Конечно, никаких тому подтверждений исследователи не нашли, зато смогли опровергнуть предание: в летописных хрониках обнаружили упоминания новых зданий, построенных Постником уже после Покровского собора. Подземные сокровища Распространён миф о несметных богатствах, которые скрываются в подземелье Покровского собора. И у него есть вполне достоверные исторические основания. Дело в том, что фундаментом собора служит кирпичный подклет — цокольный этаж, на который «опираются» все церкви. Чтобы стены выдержали нагрузку и не растрескались от перепада температур, зодчие сделали внутри ниши-пустоты. Когда строительство завершилось, небольшие комнатки переоборудовали под хранилища с замысловатыми замками. Чтобы их открыть, требовалось сразу несколько ключей. Согласно летописям, в этих тайниках держали ценные вещи, принадлежавшие собору, а также хранили богатства зажиточных москвичей. Некоторое время здесь находилась царская казна. Благодаря отличной вентиляции, в подклете держали даже книги. Сейчас в нишах подклета размещена музейная экспозиция. Подвалы храма. Фото: grushenka Реплика мечети Миф об исламских истоках собора с уверенностью можно назвать самым экстравагантным. Он гласит, что Иван IV, завоевав Казань, приказал разрушить главную городскую мечеть в начале 2000-х на её месте возвели знаменитую Кул-Шариф , но был настолько потрясён красотой исламской святыни, что приказал построить православную церковь, похожую на мусульманский храм. В подтверждение этой гипотезы казанские исследователи ссылаются на сходство композиции храма с планировкой исламских святынь. Например, у собора нет главного фасада, купола напоминают тюрбан, а стены расписаны яркими растительными орнаментами. Однако все эти аргументы разбились об исторические факты. Что касается куполов, то изначально они были гладкими и монохромными. А рельефными стали после восстановительных работ в конце XVI столетия. То же касается и росписей с растительным орнаментом, которые появились вследствие модных веяний XVII века. Кроме того, основной мотив фресок — изображение виноградной лозы — распространён в христианстве. Богослужения Возобновились в 1990-х, когда здание передали в ведение РПЦ. При этом научно-исследовательская деятельность не прекратилась. Сейчас собор работает одновременно как действующий храм и как филиал Государственного исторического музея.
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Храм Василия Блаженного - Покровский собор | | Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества. |
Уникальный экспонат вернули в Покровский Собор | Кстати, Покровский собор был в то время самым высоким сооружением в Москве. |
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
События, происходящие с 1770 по 1873 года в Покровском соборе, фиксировались. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, пополнился обновленными экспонатами.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Храм Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посещений
- В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви - МК
- Похожие новости
- В Москве объявили победителей фестиваля авторской песни "Покровский собор"
Наши проекты
- Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме
- Храм Василия Блаженного - Покровский собор
- Всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии - Сергиево-Посадская епархия
- Храм Василия Блаженного - Покровский собор
- Лента новостей
Престольный праздник в Покровском кафедральном соборе
Красную площадь временно закрыли | В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. |
Архиепископ Фома совершил Литургию в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву | Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672). |