Навруз Байрам – это древнейший земледельческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало нового сельскохозяйственного года. В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник). Навруз считается праздником весеннего равноденствия, точкой начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также народов Казахстана, Средней и Малой Азии. Навруз – весенний праздник нового года, своими корнями он уходит в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии. 21 марта, в день весеннего равноденствия, башкиры, татары, тюркоязычные народы Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана отмечают Новый год по восточному календарю — Навруз.
Международный день Навруз: все о празднике, традиции и обряды
Как показали результаты опроса, значительная часть респондентов планирует приять участие в массовых мероприятиях. Поскольку в празднование Навруза предусмотрены выходные дни, то для многих участников опроса — это дополнительная возможность провести время на природе, а также отправиться в древние города, такие как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и др. Как известно, блюдо сумаляк - главный символ праздника, олицетворяющий наступление весны, изобилие, здоровье, добро и единство. Сумаляк - уникальное блюдо из проросшей пшеницы, многие тысячелетия является главным украшением праздничного стола. Процесс приготовления сумаляка представляет собой необычный ритуал и занимает особое место в праздновании Навруза. Респонденты отметили, что приготовление сумаляка для них — это возможность пообщаться с друзьями, соседями, родственниками, разделить с ними радость прихода весны. В процессе опроса респонденты обратили внимание, что в праздничные дни они испытывают прилив сил и энергии, участники исследования описали свое эмоциональное состояние, как «чувство возрождения, обновления и душевный подъем». Как показал опрос, большинство узбекистанцев считают Навруз особым днем, характеризуя его как очень важный, значимый праздник, вызывающий особые чувства и эмоции. Логика опроса предполагала выявить причину, по которой для узбекистанцев так важен Навруз. Для большинства участников опроса празднование Навруза является древнейшей национальной традицией.
С 2010 года Навруз был признан и в Грузии, где живет много азербайджанцев.
В некоторых арабских странах Навруз не отмечают, а вот в Сирии праздник запрещен законодательно. Как принято отмечать Навруз К Наврузу принято готовиться заранее. Нужно навести порядок в доме, избавиться от хлама и ненужных вещей, раздать долги, помириться с теми, с кем по той или иной причине пришлось поссориться, чтобы в новый год вступить с чистой душой и совестью. А в среду накануне Навруза на улицах разжигают костры и прыгают и через них. К праздничному столу в этот день принято готовить блюда, названия которых начинаются на персидскую букву «С», например: яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно. Кстати, проросшие зерна пшеницы принято не только есть, но и украшать ими дом.
Эти ритуальные блюда готовятся только на Навруз. По традиции продукты кладут в большой котёл, возле которого дружно хлопочут женщины. На дно кладут камни — разумеется, не в качестве изысканной приправы, а для того, чтобы при помешивании злаки не слипались и не подгорали. А того, в чьей тарелке во время праздника окажется такой камешек, будут считать счастливчиком.
На столе должны обязательно присутствовать блюда, символизирующие начало жизни: проросшие зёрна пшеницы, яйца, ёмкости с живыми рыбками. Подают наваристый плов , баранину, лепёшки из чечевицы, пирожки с зеленью, сладости… Чем больше угощений, тем обильнее будет урожай! Праздник Навруз — это настоящий Новый год для восточных народов, с которым связывают обновление и надежды на лучшее. Сама природа конца марта с её пробивающимися травинками, теплеющими лучами пробудившегося солнца и вылезающими на свет букашками благословляет людей на новую жизнь, обещая в дальнейшем дарить удачу. Здесь можно почувствовать атмосферу средневекового города с его торговыми площадями, караван-сараями, искусными изделиями ремесленников. У отеля богатый номерной фонд, именно здесь представлены номера, наилучшим образом подходящие для размещения большой компанией.
История праздника 4 Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Его начали отмечать еще три тысячелетия назад. У Навруза древнеиранское происхождение. Оно связано с культом Солнца и пророком Заратуштрой.
Старейший источник, в котором говорится о празднике, — священная книга зороастрийцев "Авеста". Согласно писанию, каждую весну в этот день люди должны были отмечать появление жизни на земле. Традиции Навруза 5 Перед праздником нужно покаяться в грехах, простить долги, примириться с недругами и убрать в доме. Считается, что ангелы-фаришта не принесут изобилие и благоденствие тем, кто не выполнил эти пункты.
Праздник Навруз
пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий. Данный праздник также часто называют Новруз, Нуруз, Наурыз, Навруз-байрам. Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник.
Древнейший праздник весны. Что такое Навруз и почему он важен
Традиции празднования Навруза, что принято ставить на праздничный стол, обряды в разных странах. В Иране праздники Навруз длятся тринадцать дней. Праздник Навруз у восточных народов связан с культом солнца, это новый год по астрономическому календарю. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20–21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Навруз - история и традиции праздника
Здесь многие из-за своего невежества считают навруз исламским праздником и даже поздравляют мусульман. Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других. Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Хотя официальным днём начала празднования Навруз Байрама считается 21 марта, некоторые страны начинают веселится еще 20 числа. Навруз считается одним из самых древних праздников в истории человечества, отмечать его в Персии (Иране) и Средней Азии начали ещё до VII века до н. э. Празднование Навруза связывают с культом Солнца и огня и с именем пророка Заратустры. Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты
Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.
Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы.
Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение.
Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение.
Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается.
Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996.
Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М.
История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.
Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987.
Джарилгасинова Р. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране.
Елизаренкова Т. Кузьмина Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.
Лобачева Н. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. Набиев А.
Новруз байрамы. Омар Хайям.
Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу.
В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н.
Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу.
Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира.
А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков.
Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв.
Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы. Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни. Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов. В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы.
Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге. О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности.
На столе также обязательно должны присутствовать семь блюд, которые символизируют семь благ: здоровье, богатство, счастье, долголетие, благополучие, любовь и удачу. В этот день принято поздравлять друг друга с праздником и желать всего наилучшего. Значение Навруза Навруз — это праздник обновления и возрождения. Он символизирует победу света над тьмой, добра над злом, жизни над смертью.
Навруз-2022: почему в этот праздник нужно подслушать разговор соседей
Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Навруз 2023 — история праздника, традиции и запреты" в ленте новостей на сайте Восход. Навруз, праздник весны и обновления - наступил в ночь на 21 марта. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник
Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник. Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз, а в Таджикистане - Навруз. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. В Российской Федерации тоже отмечается большой праздник Навруз (Нооруз).