Первый фильм по пьесе Александра Островского вышел в 1911 году: режиссер Петр Чардынин создал короткометражную немую картину «На бойком месте». Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Наиболее известные произведения: «Гроза» (1859). Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». В 1879 году Островский написал одно из самых известных своих произведений – пьесу "Бесприданница", фабулу которой позаимствовал из уголовной хроники. Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург, автор сорока семи оригинальных пьес, создатель русского национального театра.
От Островского – к пониманию мира
Присутствующие посмотрели отрывки из художественных фильмов и театральных постановок по произведениям Островского «Женитьба Бальзаминова», «Жестокий романс», «Снегурочка» и других. Специалисты Розовской библиотеки для жителей с. Участников встречи познакомили с биографией юбиляра, с основными этапами творчества писателя, произведения которого в равной степени принадлежат двум мирам: литературе и театру. Ни то и не другое нельзя представить без его «Грозы», «Без вины виноватые», «Снегурочки», «Тяжелых дней», «Леса». Присутствующие узнали, что творчество писателя исключительно многообразно, а драматургия его поражает шекспировской широтой проблематики и классическим совершенством художественных форм. Закончилось мероприятие викториной, посвященной жизни и творчеству Александра Николаевича. В ходе кинолектория «Весенняя сказка А. Островского» Горячеключевская библиотека ребята познакомились с жизнью и творчеством русского писателя, историей создания пьесы — сказки «Снегурочка» и её содержанием, а далее приступили к просмотру фрагментов художественного фильма «Снегурочка». По завершение просмотра специалисты библиотеки вместе с пользователями-детьми обсудили фильм.
Адрес электронной почты: vesti ivtele.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Салехарда, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ по адресу: Россия далее по тексту - Оператор. Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.
Однако, переехав вслед за Тихоном в Калинов, Катерина с ужасом обнаруживает, что на свете существуют совсем другие места: негостеприимные, мрачные. Будучи типичной скромной девушкой, воспитанной в духе XIX века, она, разумеется, терпит издевательства снохи, холодность супруга; отводит душу в разговорах с Варварой, которая поневоле становится ее самой близкой подругой хотя, впрочем, покидает Катерину именно в тот момент, когда ей больше всего нужна моральная поддержка…. Но в итоге главная героиня оказывается не в силах противиться чувствам — и решается на ночное свидание с Борисом, который обходится с ней ничуть не лучше остальных. Во избежание спойлеров не будем говорить, чем закончилась пьеса, — скажем только, что закончилась она очень печально. Но давайте задумаемся: были ли у бедняжки способы вырваться из Калинова?
Луч света в темном царстве? Добролюбов в той самой работе «Луч света в темном царстве», на которою обожают ссылаться учителя, делает вывод, что участь Катерины была предрешена едва ли не с самого начала, ведь она, словно прекрасный цветок, не могла «произрастать» на столь бедной почве. Критик, посвятивший размышлениям о «Грозе» огромную по современным меркам статью, — 47 страниц! Но кто знает: может, если бы Катерину не покинули буквально все и у нее осталась бы хоть какая-то отдушина, она могла бы, пусть даже через долгие годы, смириться с происходящим в Калинове? Если бы, к примеру, в нужное время рядом оказалась Варвара; или Тихон, узнав, что супруга ему изменила, решился на доверительный разговор и дал ей понять, что прощает ее; а там, глядишь, у них с Катериной родился бы ребенок, — а ведь главная героиня пьесы так любит детей и так жалеет, что у нее пока нет своего маленького ангела? Но даже если бы всё вышло именно так, надеяться на то, что у Катерины всё стало бы хорошо, — слишком наивно. Скорее всего, она бы, год за годом проходя через бытовые мытарства и сталкиваясь с осуждением даже незнакомых людей, зачерствела, обозлилась — и через пятнадцать-двадцать лет мало чем отличалась бы от Кабанихи. Или, может, преподаватели и критики что-то упускают и у Катерины был еще какой-то выход? Вполне возможно!
Думайте, спорьте, отстаивайте свою точку зрения: уроки словесности нужны именно для этого. Хотя на ЕГЭ по русскому и литературе от слишком смелых теорий лучше, конечно, воздержаться. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов. Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.
Александр Николаевич Островский читать все книги автора онлайн бесплатно без регистрации
А что бы вы сделали? Постращали бы хорошенько. Как это? Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать. Хотел, да не отдал, так это всё одно, что ничего. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать!
Нет, уж я перед ним рабствовать не стану. Итак, подчиненные Дикого, если совсем «прижмет», могут дать ему отпор или и вовсе уйти искать счастья в другом месте хотя последнее спорно — в Калинове вряд ли много рабочих мест. И всё же совсем другое дело с Кабанихой — женщиной лет сорока-пятидесяти, которая после смерти супруга и также, очевидно, его родителей, ведь жить отдельно от свекра и свекрови в XIX веке было не принято осталась одна с двумя детьми, Тихоном и Варварой, — и стала для них настоящим тираном. Теперь взрослым отпрыскам Кабанихи приходится выслушивать постоянные нравоучения, исполнять все ее требования, следовать старинным обрядам. И только попробуй ослушаться — иначе на тебя обрушится поток оскорблений и проклятий. В сложившейся ситуации Кабановы-младшие пытаются хоть как-то отвести душу. Варвара, кажется, пошла характером в мать: она ничего и никого не боится «по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» , мастерски прячется и врет — и не видит в этом ничего плохого.
С одной стороны, ее умение плыть против течения вызывает уважение, — но, с другой, Варвара эгоистична, и такие слова, как «любовь», «мечта», «совесть» для нее — пустой звук. Тихон же, также будучи человеком самолюбивым, при этом хрупок и раним, поэтому он топит горе на дне стакана — и, как только представляется возможность, идет выпивать с Савёлом Прокофьичем Диким. В этом, кстати, горькая ирония Островского: убегая от одного тирана, Тихон сидит за столом с другим. Но вот в Калинове появляется новое лицо — чувственная, искренняя, свободолюбивая Катерина. Островский не случайно указывает, что главная героиня пьесы выросла в другом городе: все-таки, сколько бы по России ни было раскидано Калиновых, не везде нравы настолько жестоки. Будучи девочкой, а затем подростком, Катерина не боялась бунтовать: Катерина. Такая уж я зародилась, горячая!
Каждая его пьеса — это новые картины русской жизни. Начиная с 1856 года, Островский каждый год писал по пьесе, а иногда по две: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Старый друг лучше новых двух», «Праздничный сон — до обеда». Есть в Москве у знаменитого Малого театра своеобразный памятник. Создатель русской национальной драматургии А. Островский в глубоком раздумье, «по-домашнему», сидит в кресле посреди столичной суеты. Он и в самом деле здесь дома. С Малым театром неразрывно связана человеческая и творческая судьба Островского, все его неудачи и вершины, его бессмертие.
Перед спектаклем была проведена беседа, в ходе которой ребята узнали об основных вехах жизни автора, который навсегда изменил русский театр: о превосходном домашнем образовании и ранней страстной любви к литературе, о работе в суде, где он был свидетелем невероятных жизненных драм и наблюдал, как раскрываются удивительные человеческие типажи, о цензурных ограничениях и преследованиях, вызванных жалобами главных героев Островского — влиятельных московских купцов, о путешествии по Волге для того, чтобы изучить, как живёт родная страна, о собственной концепции театра, об одном из наиболее совершенных воплощений интереса XIX века к славянскому фольклору — стихотворной пьесе «Снегурочка», для которой написали музыку сразу два выдающихся композитора своего времени — Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков. В фойе театра участники мероприятия ознакомились с выставкой, посвящённой постановке пьес Александра Островского в «Галёрке». Обсуждение спектакля также вышло оживлённым. Ребята с большим интересом отзывались об образах главных героев. Судьба матери и дочери Кругловых вызвала искреннее сопереживание и стала поводом поговорить о положении женщин в Российской империи и важности экономических прав и свобод для каждого человека и гражданина. А антагонист Ермил Зотович Ахов показался хоть и отвратительным и «токсичным», но в итоге смешным в своих одиночестве и беспомощности и в чём-то даже трогательным — сейчас, как кажется ребятам, богатых и жадных людей не так-то просто смутить угрозой самоубийства. Полная оригинальных находок постановка дала возможность участникам творческого объединения затронуть и режиссёрское искусство: один и тот же текст пьесы может, преображённый фантазией разных постановщиков, открывать всё новые и новые смыслы; разные мизансцены могут придавать совершенно новый ход действию, менять восприятие отношений между персонажами. Некоторые участники мероприятия были на классическом спектакле во взрослом театре впервые, и строгая и одновременно праздничная театральная атмосфера сама по себе произвела на них особое впечатление. Все участники мероприятия выразили желание ближе познакомиться с творчеством Александра Островского и продолжить участвовать в подобных мероприятиях.
Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания. Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную — «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» — и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном — во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности. Автор фотографии Сергей Львович Левицкий. Он не раз жаловался в письмах друзьям, что не может позволить себе отдыхать даже летом: вынужден без конца работать, чтобы к новому театральному сезону была новая пьеса — и чтобы прокормить семью. Семья у него скоро появилась и быстро разрослась: через два года после смерти первой жены он женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой; у них появилось шестеро детей. А заработки драматурга, даже самого успешного, были ничтожными: с каждого представления в императорских театрах он получал четыре рубля, в провинциальных — вовсе ничего. Островский принимал деятельное участие в создании в 1859 году и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. В 1874 году Островский стал председателем только что образованного Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и оставался на этом посту до своей кончины, защищая интересы театральных авторов. На встречи артистического кружка, основанного Островским в 1866 году, в его доме собирались писатели, композиторы, актеры — у него бывали Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолова, Чайковский. Гончаров очень ценил Островского; Достоевский терпеть не мог его исторических пьес, но «купеческие» ставил очень высоко. Фото: РИА Новости Толстой был с Островским на «ты», хотя в их отношениях бывали периоды охлаждения: Толстому не нравились какие-то пьесы Островского, Островский ужаснулся моральной проповеди Толстого и просил его оставаться романистом: «а то, что ты взялся умы мутить, это к хорошему не приведет». Толстой писал: «Он мне нравился своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием. Он был самобытным, оригинальным человеком, ни у кого не заискивал, даже в литературном мире». При этом Толстого слегка забавляла страсть Островского к созданию всяческих докладных записок, посвященных реформированию театра. Один современник вспоминал, что Толстой говорил: «Помню, в последнее время пришел к нему, он после болезни, с коротко остриженной головой, в клеенчатой куртке, пишет проект русского театра. Это была его слабая сторона — придать себе большое значение: я, я, я». Да, Островский прямо так и говорил. Я — все: и академия, и меценат, и защита». Были ли у него для этого основания? Если мы посмотрим на труды Островского , посвященные постановке театрального дела, — мы увидим там и подробную программу обучения актеров, и записки о цензуре, и обсуждение авторских прав, и проекты театральных уставов, и документ об обязанностях заведующего репертуарной частью… Он входил во все подробности, зная театр досконально. Именно поэтому в 1881 году он вошел в состав Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления. В следующем году, когда Островский отмечал 35-летие творческой деятельности, Гончаров написал ему: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой собственный мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского»». В конце концов, в 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища; по сути дела, это означало принять на себя командование всем русским театром. На этом посту он не успел ничего сделать: был немолод и нездоров; про назначение это горько сказал — мол, дали белке воз орехов, когда зубов не стало. Он проработал на этом посту полгода; в мае уехал в имение Щелыково, надеясь отдохнуть, поработать, завершить перевод Шекспира, — и в самом начале лета, 2 июня, умер от разрыва сердца. Или, может быть, от усталости: почти полсотни пьес, 20 с лишним переводов и все здание русского театра.
В мире произведений Александра Островского
Александр Николаевич Островский (1823-1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Наиболее известные произведения: «Гроза» (1859). Школьники познакомились с основными этапами жизни и творчества А.Н. Островского, его вкладом в развитие драматургии как жанра, актуальности его произведений на сегодняшний. В период с 1853-го по 1872-й пьесы Островского только на официальной сцене ставили 766 раз. Возможно ли представить театральную афишу Петербурга без постановок по произведениям Александра Николаевича Островского?
Библиомарафон «Читаем Островского вместе»
Центральная городская библиотека предлагает вашему вниманию видеообзор «Женские судьбы в пьесах А.Н. Островского». В пьесах Островского никто ни с кого искренности не спрашивает, половина диалогов в них — это обмен более или менее благонамеренным враньем, устраивающим все стороны. Островский называл эту пьесу в числе трех своих лучших произведений. Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского».
Знакомы ли вы с Василисой Мелентьевой?
- О произведении
- 200 лет исполнится в 2023 году со дня рождения русского драматурга и писателя А.Н. Островского
- Категория:Пьесы Александра Островского — Википедия
- История создания
Летописец русской жизни. А.Н.Островский — драматург и человек
Биография и список книг и произведений (в том числе доступны и электронные книги для онлайн чтения) Александр Николаевич Островский на В этом году отмечается не только 200 лет со дня рождения драматурга А. Н. Островского, юбилярами являются и несколько его произведений. Работая в суде или наблюдая в доме отца за клиентами, Островский заимствовал сюжеты для своих произведений.
В Петербурге оцифровали рукописи пьес Островского в честь 200-летия драматурга
Знаменитые произведения драматурга | Однако даже небольшое количество произведений Александра Островского способно раскрыть и обогатить внутренний мир читателя. |
200-летие Александра Островского: театральный Петербург | Так проявилась основная тема произведений Островского – повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов. |
Александр Островский: «Я и есть русский театр» - | Читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) все книги автора Александр Николаевич Островский на сайте электронной библиотеки «LibCat». |
Летописец русской жизни. А.Н.Островский — драматург и человек | Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии. |
«Играть запретить»
- ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЬЕСЫ А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»
- Александр Островский: «Я и есть русский театр» -
- «Не могу купить даже конфектов». Почему пьесы Островского запрещали цензоры | Аргументы и Факты
- Творчество Островского
- Александр Островский: Произведения, рассказы
- Глава XVI. Последние произведения островского