Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Великое Пятикнижие Достоевского
Его творчество вот уже сто пятьдесят лет остаётся неисчерпаемым источником для научных исследований и открытий языковедов, литературных критиков, философов, психологов, кинематографистов и многих других. Всё это говорит о гениальности писателя, но ещё больше — о том, что до сегодняшнего дня так и не разгадана какая-то главная тайна его личности, души и особенно его слов. Впрочем, она не будет, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней сокрыта истина, вершина которой, как у плавающего айсберга, открыта взору, а подводная часть непостижима. Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу. После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним. Это ли не откровение Божье?
Главные идеи Продолжаем говорить о произведениях, которые написал Достоевский пятикнижие. Что объединяет эти романы? Прежде всего, они были написаны один за другим в последний период жизни писателя с 1866 по 1880 год. Далее и самое важное — в основе их лежат две идеи — Бог и Россия.
Лев и сам является старшим ребенком в семье, где семеро детей, четверо младших — приемные. Оказалось, что этот опыт — интересный материал для книги. Сюжет отчасти придуман, я взял реальные образы и закрутил вокруг них историю.
Сначала это ситком, который превращается в триллер с элементами комедии. Работа над книгой шла два года, мама поддержала писателя и дала немало ценных советов. Названием книги стала первая фраза одной из приемных сестер, которая приехала из иркутского детского дома. Сейчас Кузьминский учится в магистратуре Литинститута и работает над продолжением романа. Есть идеи попробовать себя в жанре ужасов или супергероики. Кроме того, он надеется, что книга будет когда-нибудь экранизирована, поскольку изначально он писал не роман, а киносценарий. Действие в романе происходит с 1917 по 1922 год.
Главная героиня Анна — молодая женщина из дворянской семьи, она любит стихи, зачитывается Блоком и Гумилевым, вышла замуж и родила двух дочек. Но ее родной Петроград уже охвачен музыкой революции, и Анна вместе с детьми уезжает в Крым, чтобы пережить смутные времена. В книге наряду с вымышленными действуют исторические персонажи, например, там есть родители Владимира Набокова и сам молодой писатель, и другие известные люди, кто оказывается в Крыму, — рассказала Елена Афанасьева. Большая часть романа посвящена тому, как Анна выживает с дочками в Крыму, где власть менялась восемь раз, переходила из рук в руки, и каждая последующая власть оказывалась страшнее предыдущей. Люди оказываются виноваты перед очередной властью, поскольку всего лишь хотели выжить. Трагедия гражданской войны — нет ничего страшнее. Чтобы написать этот роман-трилогию, Елена Афанасьевой потребовалось 10 лет.
Уже осенью выйдет продолжение — «Театр тающих теней. Главный герой в новой книге — журналист Петр Кравченко, действие происходит в 2021-м ковидном году, Петр ведет расследование и сталкивается с нестандартной ситуацией, которая уходит корнями в 1960—70-е годы. Какой была милиция в те годы, как она менялась до середины 1980-х, мне, всю жизнь прослужившей в милиции, показалось интересным, и я это включила в книгу. Вторая новинка, «Генрих Шестой глазами Шекспира», написана в жанре нон-фикшн. Это логичное продолжение «Шпаргалки для ленивых любителей истории», которая вышла год назад. Это не история, это подробный и построчный разбор исторических пьес-хроник Шекспира, — пояснила писательница. Я устала быть серьезной, мне захотелось быть позитивной.
Мне хотелось еще остаться в этом состоянии, и я взялась за Шекспира, за пьесы-хроники о Генрихе Шестом. Современные школьники их не воспринимают — цветистые тексты, полные метафор, утяжеленные отсылками к Библии и античным мифам, которые нашим современникам непонятны. Я переписала современным прозаическим языком, без утяжелений и цветистости, и дополнила своими комментариями.
Сюжет этого романа кажется простым, но он производит глубокое интеллектуальное и эмоциональное впечатление, которое оставляет неизгладимый след.
В чем заключается его загадка? Помимо очевидного ответа, связанного с гениальностью Достоевского, есть еще один аспект: "проклятые" вопросы не имеют простых и однозначных ответов. Бедность, собственные страдания и страдания близких всегда ставят перед человеком выбор: есть ли у меня право нарушить нравственные законы, чтобы впоследствии стать спасителем униженных и утешителем слабых? Должен ли я сначала полюбить себя и только потом, став сильным, полюбить ближнего своего?
Эти вечные вопросы затрагивают глубинные аспекты человеческой природы. Из воспоминаний жены писателя А. Достоевской известно, что в романе "Преступление и наказание" изображен реальный Петербург. Автор описывает реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и другие места.
Интересно, что даже двор, в котором Раскольников прятал украденное имущество, также реально существовал. Сам Достоевский в одной из своих прогулок показал жене этот двор с камнем. Согласно исследователям, дом, в котором жил Раскольников со своей "каморкой", также существовал на самом деле. Более того, по данным ученых, Достоевский не только знал этот дом, но и некоторое время сам проживал в "доме Раскольникова".
В одной из ранних концепций романа Достоевский планировал, чтобы Раскольников покончил с собой в конце произведения.
Людмила Сараскина: Предвидения автора "Дневника писателя" о будущих взаимоотношениях России и дальнего Запада, России и славянского мира поистине ошеломительны. Он был зорким свидетелем: "Взгляните, кто нас любит в Европе теперь особенно?
Даже друзья наши, отъявленные, форменные, так сказать, друзья, и те откровенно объявляют, что рады нашим неудачам. Поражение русских милее им собственных ихних побед, веселит их, льстит им. В случае же удач наших эти друзья давно уже согласились между собою употребить все силы, чтоб из удач России извлечь себе выгод еще больше, чем извлечет их для себя сама Россия".
Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия Россия не сегодня рассорилась с Европой; прежде Достоевского об этой вековой вековечной? Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть!
Спустя столетие с лишним ничего не изменилось - Федор Михайлович мог бы с прискорбием повторить свой диагноз. В России к Федору Михайловичу неоднозначное отношение. Когда-то Анатолий Чубайс заявил: "Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку.
Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Сейчас уже стало общим местом обвинять Чубайса во всех бедах России, с чем я, кстати, не согласен. В сущности, он выразил мнение большинства "эффективных менеджеров", которые сегодня составляют в России особый класс.
С кем же России по пути?
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма
Читать романы из цикла «Великое пятикнижие» Достоевского Фёдора Михайловича полностью по главам и частям. Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет? Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского – это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Библиотека-филиал № 3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих. «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. Но больше всего в своих произведениях Достоевского интересовали вопросы добра и зла, а именно — проблема выбора между ними.
11 ноября — 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского
В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились. Книжная выставка «Великое пятикнижие Достоевского» заинтересовала читателей, согласитесь перечитывать великого Федора Михайловича можно бесконечно. Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы»[291], замысел которого возник весной 1878 года. И завершает серию, которую написал Достоевский (пятикнижие), самое важное и сильное произведение – «Братья Карамазовы» (1880). Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Павел Демидов: Чтобы понять великое пятикнижие Достоевского, нужно было уехать в Китай
Великое пятикнижие Достоевского — это одно из самых известных творений в истории русской литературы. Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием». Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет? очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. И завершает серию, которую написал Достоевский (пятикнижие), самое важное и сильное произведение – «Братья Карамазовы» (1880).
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма
К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе. Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях. Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018.
Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется. Но был один замысел. После того как в 1966 году в "Андрее Рублеве" у Тарковского сыграл Анатолий Солоницын, режиссер задумал сделать с ним фильм о Достоевском. В дневниках Андрея Арсеньевича сохранилась запись: "О самом Ф.
О его характере, о его Боге и дьяволе и о его творчестве. Толя Солоницын мог бы быть прекрасным Достоевским. Сейчас нужно читать. Все, что написал Достоевский. Все, что писали о нем, и русскую философию - Соловьева, Леонтьева, Бердяева и т. Тарковский даже придумал название будущей картины - "Голгофа".
Собирал материалы, перечитывал дневники, вникал в детали: "Ф. Ламп не любил. Во время работы много курил и время от времени пил крепкий чай. Вел монотонную жизнь, начатую в Старой Руссе прообраз городка, где жил Карамазов. Цвет морской волны - любимый цвет Ф. Очень часто одевал своих героинь в платья этого цвета".
Странным образом биографический замысел трансформировался в идею многосерийного телефильма "Страсти по князю Мышкину" с Солоницыным в роли автора романа. Актер собирался даже сделать пластическую операцию, чтобы достичь максимального сходства с писателем. Тот ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть? Не хочется думать, что рухнувший замысел навсегда закрыл тему. Достоевского в издательстве "Прогресс-Традиция" вышла книга Людмилы Сараскиной "Достоевский и предшественники", посвященная важной проблеме воплощения биографий великих людей на экране. Ключевой вопрос Сегодня бытует точка зрения, что Достоевский был первым блогером во времена, когда еще не существовало интернета.
Речь идет о его "Дневнике писателя" - актуальных статьях о текущих событиях, в том числе и политических. Вы согласны с этим? Можно представить Достоевского, "живущего" в Сети? Людмила Сараскина: Блогосфера, пытаясь создать себе достойную родословную, находится в активном поиске предшественников. И конечно, первым номером числится "Дневник писателя" Достоевского. Но "писатели на скорую руку" самоназвание иных блогеров почему-то забывают, что Достоевский не работал "на скорую руку" и решился издавать "Дневник писателя", когда его писательский статус уже ни у кого не вызывал сомнения и его мнение о злобе дня было более чем авторитетно.
У большинства же сетевых авторов их блоги - плоды малых и очень малых усилий, легкая проба пера с попыткой заработать на рекламе. Достоевский на экране Достоевский вместе с Толстым и Чеховым является самым экранизируемым русским писателем в мире. Существует двадцать четыре экранизации "Преступления и наказания", четырнадцать экранизаций "Идиота", шесть экранизаций "Бесов".
С другой, всегда нужно помнить, что зачастую его герои заблуждались в своих высказываниях и их слова далеко не всегда соответствуют позиции автора. Впрочем, это относится к произведениям любого беллетриста. С третьей, наследие писателя достаточно объёмно, и охватить его в одной публикации невозможно. Поэтому сегодня мы решили ограничиться бережно отобранными и наиболее ценными, на наш взгляд, мыслями автора и его героев из так называемого «великого пятикнижия» Достоевского: романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», которые мы дополнили кадрами из кинофильмов, снятых по этим бессмертным произведениям. Настоящая правда всегда неправдоподобна.
Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Нынешнее время — это время золотой средины и бесчувствия, страсти к невежеству, лени, неспособности к делу и потребности всего готового. Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус. Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленную. Никаких знаний и беззаветное самомнение. Человек ищет не столько бога, сколько чудес. Чтоб умно поступать — одного ума мало. Кадр из фильма «Братья Карамазовы», 1968 год Не ум главное, а то, что направляет его.
В основу романа легло громкое дело об убийстве студента Ивана Иванова, совершенное революционными террористами под руководством Сергея Нечаева. Достоевский изучал это дело через газетные статьи и корреспонденцию, связанную с Нечаевым и его группировкой. Поначалу писатель планировал написать небольшой памфлет, но сюжет и идея романа усложнились в процессе работы, и в результате получился трагический и глубокий роман. Роман подтвердил свою актуальность в исторических событиях, таких как русская революция и диктаторские режимы Гитлера и Сталина. Однако, помимо социальной критики, Достоевский предлагает метафизическую трактовку событий, подчеркивая разложение и гибель души человека. Он обращает внимание на необходимость исцеления души и способности различать добро и зло, отвергая теории о переустройстве мира, которые могут привести к безумию, если утрачивается человеческая мораль. Он затрагивает тему взаимоотношений между отцами и детьми. Главный герой, Аркадий Долгорукий, испытывает множество душевных мук как незаконнорожденный сын помещика. Он стремится к богатству, признанию и статусу, мечтая выбраться из своего двойственного положения.
Роман представляет собой актуальное изображение человеческой психологии и борьбы с внутренними конфликтами. Он был написан в 1879-1880 годах и представляет собой обобщенное метафорическое изображение современной действительности и интеллигентской России. Роман состоит из 12 книг, объединенных в четыре смысловые части. Главная сюжетная линия крутится вокруг убийства главы семейства Карамазовых, Федора Павловича. В процессе развития сюжета автор касается философских вопросов, обнажает социальные и моральные пороки общества, исследует сложные взаимоотношения между героями.
Павел Демидов: Чтобы понять великое пятикнижие Достоевского, нужно было уехать в Китай
Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. Структура пятикнижия Достоевского Пятикнижие, или «роман в романе», является особой структурной особенностью присущей многим произведениям Федора Достоевского. Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Павел Демидов: Чтобы понять великое пятикнижие Достоевского, нужно было уехать в Китай
Пятикнижие Достоевского — обширнейшая тема, не ограниченная только лишь определёнными произведениями, привлекла внимание любителей литературы. Порядок чтения Великого пятикнижия Достоевского. Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Федор Достоевский Пятикнижие. Романы Великого Пятикнижия Достоевский. Пятикнижие Достоевского по порядку. Роман бесы, подросток, Роман братья Карамазовы. Но больше всего в своих произведениях Достоевского интересовали вопросы добра и зла, а именно — проблема выбора между ними. Итак, мы рассмотрим пятикнижие Достоевского и «Записки из Подполья» как пролог к ним — как систему либертарного социализма.