теремок Снегурочки, куда приходят письма от детишек. Новости. Подписка.
Побывать в Резиденции Снегурочки в Костроме теперь можно только по записи
На родине Снегурочки На родине Снегурочки Костромcкая земля по праву считается колыбелью царской династии и российской государственности. Именно на этой земле в имении Щелыково жил великий драматург Александр Николаевич Островский, создавший Снегурочку. Ту самую, без которой не обходится ни один Новый год.
Кировская область « Серега Сызранский: «Блеск. Спасибо большое! Получила колоссальное удовольствие!!! Ташкент в восторге от вас!!!
Ждём к нам с гастролями! В зале совсем другое восприятие, другие эмоции. Спектакль потрясающий, музыка и песни пробирают до дрожи. Спасибо Музыкальному театру и порталу Культура. РФ за возможность очутиться в сказке в любое удобное время. Еще раз пережила эти эмоции!
Вы лучшие!
Утренняя заря». Лес вокруг усадебного дома Александр Николаевич вместе с братом Михаилом превратил в ландшафтный парк, где в живописных местах стоит скамьи и беседки. На краю откоса они построили двухэтажную беседку, прозванную детьми Островского «Снегурочкиной», потому что именно в ней драматург и обдумывал свою «весеннюю сказку». Трагическая судьба Снегурочки вызывает глубокое сочувствие. Воображение дорисовывает картину: на месте, где растаяла Снегурочка, образовался родник, на дне которого благодаря кристально чистой воде видно бьющееся Снегурочкино сердце. Лакшин, автор популярной, занимательно изложенной биографии А.
Островского, увлекаемый фантазией, пишет: «Испробуйте вымерить глубь колодца - трехметровая жердь уйдет вниз и не найдет дна», а в действительности глубина колодца «Голубого ключика» не более двух метров. Могучая, живописная, девственная красота щелыковских окрестностей, неизменно восхищавшая Островского, наполняла его теми чувствами благоговейного преклонения перед природой, которые с такой необычайной силой вылились в сказке «Снегурочка». Слова мудрого царя Берендея, любующегося красотой Снегурочки, являются восторженным гимном природе - плодоносной, неисчерпаемой в своих богатствах: Полна чудес могучая природа! Дары свои обильно рассыпая, Причудливо она играет... Пребывание Островского в Щелыкове, расположенном на севере нашей страны, где так часто хмурится небо и где особенно радуются теплу, солнцу, безусловно вдохновило Островского на создание той замечательной песни, которую поют берендеи в конце пьесы: Даруй, бог света, Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Я хочу рассказать о поездке в уютный и такой холодный уголок русского севера, как усадьба великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.
Раннее майское утро. Пронизывающая до костей прохлада, молочный туман обволок все вокруг, только кое-где проступают очертания зданий, случайных прохожих. Именно с такого утра началось наше путешествие. Мерно гудит машина, плавно стелется впереди полотно шоссе. Две высокие, неприступные стены леса возвышаются по обе стороны от машины, так и кажется, будто мы едем по огромному лесному лабиринту. И вот мы въезжаем в старинные ворота и выходим на березовую аллею, где нас встречает сам Островский - бронзовый памятник великого драматурга как будто смотрит на нас с высоты постамента. С центральной аллеи дорога сворачивает влево, к усадебному дому.
Парадный двор посредине украшен «островком» огромных елей. Щелыково - парк, заповедник с деревьями-исполинами, с солнечными лужайками, с быстрыми ручейками и речками. Кое-какие лучи солнца, попавшие в прорехи листвы перекрещивались в воздухе, деревья почти голые, в то время, как у нас в Подмосковье природа цветет вовсю пышным цветом. А здесь все напоминает пейзажи из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Здесь внучка Деда Мороза и ее помощники проведут для вас экскурсию, расскажут о славянских традициях и покажут убранство терема.
Особенный интерес у детей и даже их родителей вызывает ледяной зал, где круглый год поддерживается температура -15 градусов. Ребят здесь угощают молочными коктейлями, а взрослым наливают напитки покрепче, подавая их в бокалах из настоящего льда. Кто прячется под кокошником Снегурочки? В то время как раскрыть истинное лицо главного Деда Мороза России — задача не из легких, Снегурочка своей настоящей личности не скрывает. Сейчас роль главной российской Снегурочки исполняет 27-летняя Анастасия Коморина, жительница Костромы.
В 2012 году Анастасия стала победительницей конкурса «Костромская Снегурочка», с чего и началась ее карьера в новом образе. Коморина окончила Институт педагогики и психологии КГУ по специальности «социальная работа», так что полученное образование стало хорошим подспорьем для такой ответственной должности. Как рассказывает сама Анастасия, ей всегда нравилось работать с детьми: уже с первого курса девушка ездила в детские лагеря в качестве вожатой. В 2015 году Анастасия вышла замуж, пошатнув традиционное представление о том, что изображать Снегурочку должна незамужняя девушка.
Кострома — родина русской Снегурочки
В этом — дань уважения великому российскому драматургу, увековечившему движениями своего пера историческую память и традиции, столь дорогие сердцам костромичей. Кострома, пр-т Мира напротив здания Костромского государственного драматического театра Бронзовый бюст А. Островского, созданный скульптором Н. Саркисовым, был перевезен из усадьбы "Щелыково" и установлен на аллее напротив Костромского драматического театра в 1967 г. Памятник взирает на здание театра, украшая собой тенистую аллею, раскинувшуюся посреди исторического квартала одной из главных городских улиц — проспекта Мира. Памятная табличка А. Островского на Аллее признания г. Кострома, пр-т Мира аллея, начало улицы от Сусанинской площади В самом начале проспекта Мира устроена Аллея признания, где в тротуарную плитку вмонтированы таблички с именами выдающихся костромичей и тех, кто прославил Кострому своими делами или творчеством.
На одной из табличек выгравировано имя А. Праздники Снегурочка — волшебный персонаж. Несмотря на все тяжести судьбы, которые ее образ испытал в ходе своей многовековой истории, она олицетворяет собой сказку, любовь, тепло и самое настоящее веселье. Встретить сказочную девицу можно не только в ее Тереме или Резиденции, Костромская Снегурочка всегда рада приветствовать костромичей и туристов на праздничных и торжественных мероприятиях. Визит Всероссийского Деда Мороза 22 декабря. Новогодняя елка на центральной городской площади с участием главного волшебника страны и его внучки, Российской Снегурочки. С этого момента в Костроме официально берет старт Новогодний марафон.
Новогодние торжества 31 декабря — 5 января. Последний день уходящего года и первые дни наступившего — самая важная пора для Костромской Снегурочки. Она встречает Новый год вместе со всеми пришедшими отметить яркое событие на Сусанинскую площадь, а в следующие дни участвует в веселых танцевальных шоу, театрализованных представлениях и веселых играх. Рождественские балы 6-7 января 2019 г.
О брэндах И именно здесь, на костромской земле, Островский написал сказку «Снегурочка», о любви сказочного персонажа и пастушка Леля. А потому вполне естественно, что именно Снегурочка стала одним из туристических брэндов Костромской области. В честь сказочного персонажа несколько лет назад был построен терем, который можно посетить. А в резиденции Снегурочки есть и такой туристический объект проводятся различные развлекательные интерактивные программы и круглый год работает свое Почтовое отделение, в котором можно отправить поздравительную открытку от имени сказочного персонажа. И здесь же детвору радуют Музыкальная гостиная, Лаборатория волшебства и Лавка подарков.
Ну а увидеть потрясающие одежды, в которых актеры в XIX веке играли все в той же пьесе «Снегурочка» на сцене местного областного театра, можно в интереснейшем Музее театрального костюма. А еще в этом музее можно примерить на себя одеяние русских царей XVII века и даже сфотографироваться в нем на троне. Возможно, в подобном одеянии венчался на царство первый из русских царей династии Романовых — юный Михаил Романов. Именно в Костроме в Ипатьевском монастыре скрывался от польских захватчиков будущий самодержец и отсюда он отправился в Москву, на царствование. И в этом же монастыре позже частенько бывали все русские цари. Вполне естественно, что благодаря подобным фактам Кострома получила еще один брэнд — Колыбель Романовых. А узнать больше о династии можно, заглянув в весьма любопытный Романовский музей, расположенный в самом центре. В прошлом году областной город, удаленный от Москвы всего-то на 340 км, заняла третье место в гастрономическом рейтинге городов России по версии поисковой системы booking. И с ним связан еще один туристический брэнд старинного купеческого города — Родина российского сыра.
Хотя за это высокое звание борются в нашей стране несколько российских городов. И возможно в них также функционируют Музеи сыра. Как работает он с прошлого года в Костроме. Частный музей расположен совсем рядом с пристанью, где швартуются круизные теплоходы. На двух этажах в увлекательной форме рассказывается об истории сыроварения и проводится дегустация лучших образцов местного сыра. Это высказывание, как и многие другие перлы о сыре знаменитых людей, украшает стены данного музея. А еще сырку попробовать и прикупить можно на Сырной бирже, расположенной в старинных Торговых рядах, чудом сохранившихся до наших дней.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» 1867. В 1873 году А. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой шубка, меховая шапка, рукавички. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. В 1882 году Н. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов то есть на самую главную ёлку Советского Союза. История Снегурочки. Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она — уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка а не девочка — вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм. Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка — сравнительно недавнее достижение русской культуры. Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы. Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей — местных или государственных. В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки. Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома. Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.
С центральной аллеи дорога сворачивает влево, к усадебному дому. Парадный двор посредине украшен «островком» огромных елей. Щелыково - парк, заповедник с деревьями-исполинами, с солнечными лужайками, с быстрыми ручейками и речками. Кое-какие лучи солнца, попавшие в прорехи листвы перекрещивались в воздухе, деревья почти голые, в то время, как у нас в Подмосковье природа цветет вовсю пышным цветом. А здесь все напоминает пейзажи из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Архитектура дома характерна для усадебных построек среднего достатка. На первом этаже дома открыта мемориальная экспозиция с личными вещами писателя и предметами интерьера его семьи. Обстановка в доме простая, но изящная, в центре дома стоит большая русская печь, украшенная изразцовой плиткой. Очень красивые бумажные обои восстановлены по фотографиям. Первая и самая большая комната - столовая: место сбора семьи и гостей. В центре - стол-«сороконожка» с прекрасной цветочной вазой. Цветы, комнатные и срезанные в саду, стоят везде: на всех столах, столиках, подоконниках, даже на рояле. Так любил Александр Николаевич! Вторая комната - гостиная, где стоит рояль, кресло-качалка, шахматный столик; здесь читались и обсуждались отрывки новых произведений, звучала музыка. Из этой гостиной можно растворить двустворчатые двери и выйти на террасу с живописным видом на цветники Нижнего парка. Здесь Островский любил устраивать вечернее чаепитие и слушать рояль. Из гостиной мы переходим в кабинет Островского. Рабочий стол очень большой, здесь много книг, газет, канцелярские принадлежности, настольная лампа. Очень поразил нас рассказ экскурсовода о том, что писатель работал за этим столом до последнего вздоха и умер от приступа аритмии прямо здесь 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра. Мы невольно отступили от стола… За кабинетом располагается спальня, небольшая и скромная, а дальше, в северной части дома, есть библиотека и комната старшего брата, Михаила Николаевича. Комнаты жены и детей находятся на втором этаже. У Островского было четыре сына и две дочери. Детей своих он очень любил, когда они болели, дни и ночи лично ухаживал за ними, сделал все для их воспитания и образования. После экскурсии по дому мы направились в выставочный зал посвященный драме "Снегурочка" и узнали много исторических фактов и легенд, связанных с историей создания оперы, кинофильма и двух мультфильмов по той драме.
Все про Терем Снегурочки в Костроме
В 2009 году, в рамках развития проекта «Сказочная Кострома-родина Снегурочки», впервые был проведен межрегиональный праздник «День рождения Костромской Снегурочки»и и участниками праздничной программы стали сказочные персонажи из Ярославской. Ежегодно в конце декабря Дед Мороз из Великого Устюга едет на родину Снегурочки, в Щелыково – музей-заповедник в Костромской области, где находится усадьба великого русского драматурга ского. Кострома — родина Снегурочки. Согласно легенде, Снегурочка обитает в небольшой деревушке под названием Берендеевка, расположенной в Костромской области.
Кострома - родина Снегурочки
Письма с новогодними желаниями приходят мешками со всей страны. Ксения Смирнова, руководитель проекта "Сказочная Кострома - родина Снегурочки": "Есть ошибочное немножко мнение, что современные дети довольно меркантильны. На самом деле, читая письма, Снегурочка удостоверилась в том, что дети хотят мира, добра, счастья своим семьям. Ну и, во вторую очередь уже, конечно, каких-то подарочков". Благодаря Снегурочке Кострома теперь может стать и городом всех влюбленных. И есть любовь! Обвязали свои пальчики цветочками - таким образом обручились.
А, как бы маркетинговая идея вот этого фрагмента - жениться можно где угодно, а обручаться надо только в Костроме! Чтобы встретиться со Снегурочкой, ежегодно на новогодние праздники в Кострому приезжают тысячи туристов. Сейчас в местных гостиницах свободных мест уже не осталось. Снежный и морозный январь в России - но в эти новогодние каникулы в резиденциях двух сказочных персонажей особенно много гостей. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В.
Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Мерно гудит машина, плавно стелется впереди полотно шоссе. Две высокие, неприступные стены леса возвышаются по обе стороны от машины, так и кажется, будто мы едем по огромному лесному лабиринту. И вот мы въезжаем в старинные ворота и выходим на березовую аллею, где нас встречает сам Островский - бронзовый памятник великого драматурга как будто смотрит на нас с высоты постамента.
С центральной аллеи дорога сворачивает влево, к усадебному дому. Парадный двор посредине украшен «островком» огромных елей. Щелыково - парк, заповедник с деревьями-исполинами, с солнечными лужайками, с быстрыми ручейками и речками. Кое-какие лучи солнца, попавшие в прорехи листвы перекрещивались в воздухе, деревья почти голые, в то время, как у нас в Подмосковье природа цветет вовсю пышным цветом.
А здесь все напоминает пейзажи из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Архитектура дома характерна для усадебных построек среднего достатка. На первом этаже дома открыта мемориальная экспозиция с личными вещами писателя и предметами интерьера его семьи. Обстановка в доме простая, но изящная, в центре дома стоит большая русская печь, украшенная изразцовой плиткой.
Очень красивые бумажные обои восстановлены по фотографиям. Первая и самая большая комната - столовая: место сбора семьи и гостей. В центре - стол-«сороконожка» с прекрасной цветочной вазой. Цветы, комнатные и срезанные в саду, стоят везде: на всех столах, столиках, подоконниках, даже на рояле.
Так любил Александр Николаевич! Вторая комната - гостиная, где стоит рояль, кресло-качалка, шахматный столик; здесь читались и обсуждались отрывки новых произведений, звучала музыка. Из этой гостиной можно растворить двустворчатые двери и выйти на террасу с живописным видом на цветники Нижнего парка. Здесь Островский любил устраивать вечернее чаепитие и слушать рояль.
Из гостиной мы переходим в кабинет Островского. Рабочий стол очень большой, здесь много книг, газет, канцелярские принадлежности, настольная лампа. Очень поразил нас рассказ экскурсовода о том, что писатель работал за этим столом до последнего вздоха и умер от приступа аритмии прямо здесь 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра. Мы невольно отступили от стола… За кабинетом располагается спальня, небольшая и скромная, а дальше, в северной части дома, есть библиотека и комната старшего брата, Михаила Николаевича.
Комнаты жены и детей находятся на втором этаже.
Можно увидеть царские и годуновские вклады, выставку костромской иконы, коллекцию ЦИАМ, посетить выставку, посвященную иконописцу Гурию Никитину. Подробности можно узнать на сайте монастыря. А в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, основанном сподвижником и родственником Сергия Радонежского Никитой Костромским, содержится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, покровительница города. Сегодня налажено новое производство во многих районах Костромской области, и в Костроме на Сырной бирже можно приобрести самую разнообразную продукцию: сыры твердые, плавленые, мягкие с орехами, черносливом и травами , копчёные, сырные косички, итальянские рассольные, а с недавнего времени даже пармезан. Но не сыром единым жива Кострома. Диетическое мясо кролика и индейки, вкусные изделия мясокомбинатов «Шувалово», «Мясной Гурман», «Адмирал Бенбоу» и Волжской птицефабрики заполняют прилавки костромских магазинов. Но настоящий гастрономический хит региона — «Чебуречная» советского периода, где к гостовским чебурекам подают «тот самый» кофе с молоком, сваренный в огромных кастрюлях. Погладить лося Фото: Отдел по туризму Департамента культуры Костромской области Под Костромой с середины прошлого века действует единственный в России и второй по счету в мире объект — Сумароковская лосеферма, где обитающие в дикой природе лоси настолько доверились человеку, что спокойно размножаются здесь. Кроме этого, на лосеферме с мая по сентябрь можно попробовать и приобрести уникальный продукт живой природы — лосиное молоко.
Подробности смотрите на сайте лосефермы. Посетить ювелирную столицу Фото: Отдел по туризму Департамента культуры Костромской области Ювелирный промысел издавна существует на костромской земле. Традиции старых мастеров бережно сохраняются, передаются из века в век и постоянно развиваются современными ювелирами.
Снегурочка приходит в мир людей, влюбляется в пастуха Леля, который красиво играет на свирели. Тем самым она обрекает себя на гибель, ибо любовь зажигает сердце Татьяна Воронцовафилолог, культуролог и кандидат филологических наук Это произведение во многом объясняет происхождение и современный образ той Снегурочки, какую мы знаем.
Именно на театральной сцене Снегурочка — изначально маленькая девочка из снега, вероятно, похожая на колобок, — превратилась в красивую девушку с длинными белыми волосами и голубыми глазами, символ чистоты и невинности. Неслучайно терем Снегурочки — ее современную резиденции — решили устроить в Костроме , городе, который часто называют малой родиной Островского. В Костромской области , имении Щелыково, знаменитый драматург написал два десятка произведений, и в том числе «Снегурочку». Еще до революции 1917 года фигурки Снегурочки вешали на елки. На костюмированные праздники девочки часто выбирали себе образы Снежинок.
На любительских сценах ставились отрывки из сказок и фрагменты пьесы Островского. В театрах была популярна опера Римского-Корсакова. В конце 1935 года советская власть открыто призвала граждан отмечать новый пролетарский праздник — Новый год. После официального разрешения празднования Нового года Дед Мороз и Снегурочка стали главными героями книг, написанных как инструкции по организации новогодних елок. Именно в этот период Снегурочка становится полноценным персонажем наравне с Дедом Морозом.
Проект «Сказочная Кострома — родина Снегурочки»
Еще до революции 1917 года фигурки Снегурочки вешали на елки. На костюмированные праздники девочки часто выбирали себе образы Снежинок. На любительских сценах ставились отрывки из сказок и фрагменты пьесы Островского. В театрах была популярна опера Римского-Корсакова. В конце 1935 года советская власть открыто призвала граждан отмечать новый пролетарский праздник — Новый год.
После официального разрешения празднования Нового года Дед Мороз и Снегурочка стали главными героями книг, написанных как инструкции по организации новогодних елок. Именно в этот период Снегурочка становится полноценным персонажем наравне с Дедом Морозом. В сценариях Снегурочка — внучка главного героя Нового года, его помощник, а также посредник в общении между могущественным магом Дедом Морозом и детворой. В военное время для Снегурочки наступил период забвения, а вновь про нее вспомнили уже в 1950-е годы XX века.
Благодаря таким детским классикам, как Лев Кассиль и Сергей Михалков , писавшим сценарии для кремлевских елок, этот образ постоянной спутницы Деда Мороза получил новую жизнь. Дед Мороз и Снегурочка во второй половине XX века становятся главными героями новогодних торжеств: как во всех детских учреждениях, так и в обычных советских семьях. В преддверии зимних праздников эту роль нередко примеряли на себя студентки театральных вузов.
Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идёт с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу и в этом случае её спасают звери, привезя её на себе домой , либо тает, прыгая через костер по всей видимости, купальский. Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным.
В нём нашёл отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко. Здесь обнаруживается связь с календарным купальским обрядом прыганья через костёр, который является инициационным в этот момент девочка превращается в девушку. Снегурочка как сезонный зимний персонаж погибает с приходом лета… Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии еЁ аналоги. Ни Маланка участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе , ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника».
Женских персонажей, связанных с Новым годом и ёлкой, на Западе не существует… 2. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель.
Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это ещё и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.
По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства. Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.
В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка.
А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного.
Именно на этой земле в имении Щелыково жил великий драматург Александр Николаевич Островский, создавший Снегурочку.
Ту самую, без которой не обходится ни один Новый год. Сегодня в Костроме есть несколько мест, связанных со Снегурочкой.
Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. Снегурочка скучает в лесу. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.
Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобное: «Ау! Обернулись они — а Снегурочки нет. Стали они кликать её: - Ау! Ау, Снегурушка! Только эхо им в лесу откликнулось… Однажды утром проснулись старик со старухой и увидели в окошко, что вся земля белым-бела, пушистым искрящимся снегом. Выбежали они на улицу, а навстречу им идет Снегурочка, красивая да пригожая, улыбается, руками приветливо машет. То-то радость была на всю деревню! А на Новый год к ним сам Дед Мороз пожаловал. Лихо пролетел на своей тройке с бубенцами по деревне, у дома старика и Снегурочки остановил. Всей деревне подарки раздал, всех поздравил, а старику и старухе новую избу подарил.
Да какую! О двух этажах с окнами и крыльцом резным. Возле дома ёлка большая, вся игрушками изукрашенная, разноцветными огоньками сияющая. Всей деревней Новый год весело праздновали, друг к другу в гости ходили, на санках катались, вокруг ёлки хороводы водили. С тех пор так и повелось — с первым снегом Снегурочка возвращается, а в начале лета жаркого опять белым облачком на холод улетает. Старик со старухой всё лето её поджидают, грибы и ягоды собирают, варенье варят, яблоки на зиму запасают… И как первый снег падает, сразу пироги и угощенья к встрече своей Снегурочки готовят. Если ты будешь на Новый год в деревне, тоже сможешь со Снегурочкой и деревенскими ребятишками в снежки поиграть, с Дедом Морозом на санной тройке покататься. А старик со старухой угостят тебя чаем с разными вкусными пирогами — и с яблоками, и с вареньем черничным да земляничным. Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там её из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась.
Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, что злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает её о землю, дудочка ломается, и из неё появляется живая Снегурушка. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» - прощание с весной и приветствие лета. Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде традиционный цвет Снегурочки , иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер. Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.
Путешественники покажут родину Снегурочки с необычного ракурса
Где живет Снегурочка? Кострома – родина Снегурочки :: | Новый маршрут доставил участников спецрейсов «Время героев» на Родину Снегурочки в Кострому. Город Кострома по праву считается жемчужиной Золотого Кольца России и в этом смогли убедиться военнослужащие. |
В гости к Снегурочке | Кострому называют родиной Снегурочки благодаря драматургу Александру Островскому. |
Щелыково - родина Снегурочки | Современный образ Снегурочка получила в 1935 году после официального разрешения празднования Нового года. |
Где живёт Снегурочка?
- История происхождения снегурочки
- Военнослужащие и их семьи в преддверии зимы отправились в путешествие на Родину Снегурочки
- Где живет Снегурочка? Кострома – родина Снегурочки ::
- Официальный сайт Терема Снегурочки в Костроме. Родина снегурочки - Кострома.
- История происхождения снегурочки
- Где живет Снегурочка
Щелыково – родина "Снегурочки"
Снегурочка со своими Академиками Снежных Чудес разработали интерактивный природный маршрут, который поможет гостям региона лучше узнать родину Российской Снегурочки. Родиной Снегурочки считается Кострома и Костромская область, где была написана пьеса Островского. Сегодня, 30 января, мы отмечаем День Деда Мороза и Снегурочки. Родиной Деда Мороза у нас в России официально считается Великий Устюг.
Родина Снегурочки, столица сыра, город деревянного зодчества — это всё о Костроме.
Совсем недавно Снегурочка подключилась к Интернету и может теперь по электронной почте поздравить с Новым годом лапландского Санта Клауса. Терем Снегурочки открылся в 2008 году, на 5 лет раньше, чем резиденция. Это российская столица льна, сыра, родина Снегурочки и самый красивый город «Золотого кольца».