Золотая осень — Василий Поленов Пейзаж в творчестве Василия Дмитриевича Поленова занимал особое место.
«Ранний снег», Василий Дмитриевич Поленов
Еще у него было много папочек, в которых он хранил рисунки…Так мы проводили у Григория Павловича вечера. Григорий Павлович рассказывал нам о художниках, картинах из своей коллекции, что и где он купил…На всю жизнь запомнила некоторые выражения нашего коллекционера. Например, он мог сказать, глядя на рисунок: "Вещь подлинная, хоть и подписная". Или иногда любил говорить: "Эх, Володечка, я сам все покупаю по ценам завтрашнего дня".
Так вспоминала жена нашего великого "виртуоза Москвы" Владимира Спивакова о своих встречах с Григорием Павловичем. Странно, как порою судьба преследует достойных людей. Снова вернемся к письму Белякова в Советский Фонд Культуры.
Поленова "Ранний снег" должна находиться в постоянной экспозиции галереи в разделе, отведенном ею творчеству этого художника и не почить мертвым сном в пыли и сырости запасников ГТГ. Это не только мое условие и менее всего требование, а право самого произведения на достойное место в общение с людским потоком галереи. Это обстоятельство должно найти свое неброское отражение в каталогах, альбомах и репродукциях ГТГ и непосредственно гравированной пластинкой внизу рамы с надписью: Дар Г.
Белякова — памяти сына, — ученого, педагога Бориса Григорьевича Белякова 1936 — 1989. Мне верится, что "Ранний Снег" по своим художественным достоинствам, величию, красоте и духу русской природы, воплощенной художником, найдет дорогу к сердцу каждого посетителя ГТГ и, может быть, глянув на эти строки, будут помянуты добрым словом люди, сохранившие этот шедевр от гибели и вывоза за рубеж". Поразителен, конечно, пример подобной душевной щедрости и мужества — не каждый способен пережить такой удар судьбы.
Следы первого авторского варианта "Раннего снега" нам удалось отыскать во Франции с помощью внука Поленова Александра Александровича Ламина, живущего в Париже. Он рассказал, что картина сегодня находится в кабинете директора "Комеди Франсез" и что ему удалось уговорить администрацию театра представить картину для выставки в музее Тургенева во французском городке Бужеваль в 1994 г.
На протяжении 1890-х годов Поленов будет много раз повторять и варьировать этот полюбившийся ему мотив. При этом они ничуть не уступали основному произведению, которое он покажет на 19-ой выставке Товарищества передвижников в 1891 году.
Так, из всех повторений пейзажа «Ранний снег» лучшей считается работа, выполненная Поленовым для его друга, известного коллекционера, доктора медицины Алексея Лангового. Эта картина как раз и находится в настоящее время в Третьяковской галерее.
Другая картина под тем же названием находится в Ярославском художественном музее [5]. Отзывы [ править править код ] Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова [4] : Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX — начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» 1891. По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень».
Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.
В конце 1889 года художник купил небольшое и к тому времени довольно заброшенное имение Саблуковой. В следующем году семья Поленовых построило двухэтажный флигель рядом с уже обветшавшим домом старых хозяев и переселилась туда. Именно там из окна своей мастерской художник осенью увидел неожиданно выпавший снег. Тогда он написал этюд будущей картины «Ранний снег». Вот что об этом рассказывают эксперты Третьяковки: Поленова поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и замедлившим течение реки.
Он тщательно прорабатывает композицию картины с глубоко и широко раскинувшимися холодными синеющими далями, как бы смыкающимися на горизонте с серо-голубым затянутым тучами небом и уходящими за рамки картины бескрайними просторами степи.
Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег»
В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега.
Эскиз пейзажа был написан Поленовым в 1890 году в деревне Бёхово на Оке, когда в сентябре выпал ранний снег.
Это было незадолго до переезда в соседнюю усадьбу «Борок», которая потом стала называться «Поленово». Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов.
Четко вырисовывается на этом серо-белом фоне силуэт одиноко стоящего дерева в глубине, что еще более приковывает взгляд зрителя к далям, как и удаляющаяся река, теряющаяся среди снежных просторов. Широкие, плавные линии, на которых строится пейзаж, придают ему большую ясность и гармонию, спокойствие и эпический размах.
Мне хотелось выступить на передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время».
Работа имела оглушительный успех, принеся её создателю лавры родоначальника «интимного» пейзажа. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков. За ней последовали, «Бабушкин сад» 1878 год «Заросший пруд» 1879 год , «Ранний снег» 1891 год , удивительно поэтичные картины, в которых художнику блестяще удалось соединить свежесть пленэрного восприятие с ощущением созерцательного покоя и уюта, столь характерного для лучших образцов русской пейзажной живописи. Василий Поленов был первым из русских живописцев, кто ввёл в русский пейзаж чистые яркие цвета, лёгкий и свободный мазок, контрастность цветной светотени и свежую непосредственность живого пленэрного взгляда. С 1879 года Василий Поленов состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1881—1882 художник отправился в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма. В 1883—1884 в Италии Поленов продолжил работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она с большим успехом экспонировалась на XV-ой выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Будучи от рождения городским жителем, Василий Дмитриевич очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам.
Художник всегда мечтал поселиться где-нибудь на природе. В 1890 году Поленов приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивая их художественный вкус. По замыслу художника, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. В настоящее время в усадьбе Борок современное название Поленово находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина.
Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов 1886—1967.
Ранний снег. Бёхово
Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег", 1891 Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых в пейзаже. Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег". rayalis На картине В. Д. Поленова изображен первый снег. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою красивую осеннюю листву, но уже оказались под покровом снежных заносов.
Ранний снег (картина Поленова)
Василий Дмитриевич Поленов (Vasiliy Dmitrievich Polenov). А снег сегодня выпал и растаял. Василий Дмитриевич Поленов "Ранний снег". rayalis На картине В. Д. Поленова изображен первый снег. Ранний снег (1891) Картина дает широкое, обобщенное изображение пейзажа Оки.
Портал правительства Москвы
Поленов ранний снег | Воскресный день» Музей» Каталог музея» Русская живопись» Поленов Василий Дмитриевич». |
Поленов Василий Дмитриевич(Polenov Vasiliy) | Студия И | Василий Дмитриевич Поленов (Vasiliy Dmitrievich Polenov). |
Биография Василия Дмитриевича Поленова | Василий Дмитриевич Поленов «Ранний снег», 1891. |
Ранний снег. Бёхово | Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. |
Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения | «Ранний снег» – так называется одна из самых любимых работ Василия Дмитриевича Поленова. |
Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891
Василий Дмитриевич Поленов "Источник девы Марии в Назарете". «Ранний снег» – одна из первых картин Поленова, написанных им в селе Бёхове на Оке, недалеко от Тарусы. В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа.
«Ранний снег»
Поленова, автора «тургеневских» мотивов в живописи, легко представить в Абрамцеве, усадьбе второй половины XVI11 века, где с 1843 года жил писатель С. Аксаков, а с 1870-го - С. Многочисленными мотивами Абрамцевская усадьба и ее окрестности вошли в десятки этюдов и пейзажей, написанных здесь художником, - «Березовая аллея в парке» 1880 , «Верхний пруд в Абрамцеве» 1882, все - Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник, далее Музей-заповедник «Абрамцево». В абрамцевских пейзажах появились новые интимно-лирические связи художника и природы. Их живописные формы становятся более крупными и обобщенными, хотя сохраняются излюбленные художником таинственные романтические «уголки», игра планов, часто нагромождаемых один на другой «Абрамцево. Речка Воря», 1882, Музей-заповедник «Абрамцево». В них меньше пленэризма, и, как следствие, становится более звучным цвет.
Свое завершение этот тип пейзажа получит в картине «Осень в Абрамцеве» 1890, Музей-заповедник «Абрамцево» , законченной уже в Бехове на Оке, в имении, приобретенном Поленовыми в самом конце 1889 года. Вокруг С. Мамонтова в конце 1870-х годов объединились крупнейшие мастера изобразительного искусства: И. Репин, В. Поленов и В. Васнецов, скульптор М.
Антокольский; в 1880-1890-е годы в кружок влились художники младшего поколения: В. Серов, К. Коровин, Е. Поленова, М. Врубель, М. Нестеров, А.
Васнецов, И. Остроухов и многие другие. Впервые Поленов приезжает в Абрамцево в 1873 году в перерыве пенсионерской командировки. Здесь он знакомится с Мстиславом Праховым старшим братом историка искусства Адриана Прахова , поэтом и философом, лингвистом, романтиком-шеллингианцем, подолгу гостившим у Мамонтова. В Прахове художник находит подтверждение и теоретическое обоснование своим эстетическим идеям. Наиболее цельное практическое применение они получат в театральной деятельности кружка, начатой по инициативе Прахова.
К спектаклям домашнего театра Поленов создает романтически приподнятые эскизы декораций. Он же исполняет в этих постановках главные роли, легко вживаясь в близкие ему образы - Деция в «Двух мирах» А. Майкова 1879 , олицетворявшего героико-романтизированный дух античности; Камоэнса в одноименной драме В. Жуковского 1882 , переделке пьесы австрийского романтика Мюнха Биллинггаузена, - умирающего в нищете поэта, бросившего вызов не понимающей его толпе и духовно торжествующего над ней. В экспозиции этого раздела представлены эскизы декораций Поленова к домашним спектаклям, среди них «Атриум» Музей-заповедник «Абрамцево» к первому спектаклю, поставленному в кружке по пьесе А. Майкова «Два мира» 1879.
В нем привлекает внимание сочетание точности в воспроизведении парадных покоев римского патрицианского дома с большой степенью обобщения и условности, продиктованной театральной спецификой. Работая над «Атриумом», Поленов вносит в декорацию не только знание античной архитектуры и свой талант живописца, но и возникшее в ходе его актерской работы понимание драмы Майкова. В результате рождается новый синтез искусств. Зрителей «Двух миров» поражали «художественная цельность» постановки и «моменты совпадения на сцене красоты с подлинной поэзией»[20]. Действие 3. Майкова «Два мира» на домашней сцене Абрамцевского кружка.
Премьера — 29 декабря 1879 года, Москва. Бумага, акварель. Выработанный «принцип единой картины» позволил художнику использовать в оформлении сцены свое мастерство, подчинив при этом живопись сценическим законам. Она приобрела эмоциональную приподнятость и обобщенность. Умело варьируя, стилистически заостряя различные архитектурные формы, он создает в эскизах декораций выразительные сценические образы. Передает характер мрачного средневекового лиссабонского госпиталя, используя декоративные возможности простых и лаконичных форм сводчатых перекрытий в эскизе «Госпиталь» к «Камоэнсу» В.
Жуковского 1882 ; выявляет экспрессию египетской архитектуры в эскизе «Темница» оба - Музей-заповедник «Абрамцево» к «Иосифу» С. Мамонтова 1880. Наибольшим достижением Поленова в театрально-декорационном искусстве в период домашних постановок было оформление «Алой розы» С. Мамонтова 1883 , где трансформации подверглась сама живопись художника. Домашний театр определял в содружестве организационные и временные рамки кружка, его структуру, накладывал отпечаток на характер личных и творческих контактов между его участниками и в значительной мере определял место каждого из них в сообществе. Об этом свидетельствует тот факт, что датой формирования сообщества его участники считали 1878 год, когда в доме Мамонтова на Садовой-Спасской был дан первый театральный вечер.
Потому и празднование 15-летия кружка состоялось в январе 1893 года. После вечера участниками содружества было решено издать альбом, посвященный юбилею, - «Хроника нашего художественного кружка»[21], составлением которого занимались Мамонтов и Поленов. В 1894 году для этого альбома художник создал авантитул: на нем - вход в помещение, ряд деталей которого совпадает с деталями интерьера кабинета мамонтовского дома. Но в целом изображение носит символистский характер, который прочитывается достаточно ясно - здесь мир красоты и ее культ. Роль, которую театр играл в жизни Абрамцевского кружка, в какой-то степени сродни театральности, пронизывающей все искусство и культуру Серебряного века, когда жизнь, искусство и театр сливаются в представлении о мире как о вечной игре. Происходит своеобразная «театрализация жизни и искусства»[22].
Театральный опыт, приобретенный в кружке, был использован на сцене Русской частной оперы С. Мамонтова, организованной в 1885 году. Уже первые спектакли театра произвели настоящую сенсацию необычной художественностью постановок, тонкими связями сценической живописи с режиссерским, музыкальным и драматическим замыслами. Левитана, А. Янова, Н. Чехова, В.
Симова и К. Обращение к театру художников-станковистов в конце 1870-1880-х годов в Абрамцевском кружке, начало которому положил Поленов, не только способствовало мощному взлету искусства театральной декорации начала XX века, но привело к возникновению принципиально нового явления в русском искусстве этого времени, названного впоследствии «театрализацией» живописи. В 1890-е годы Поленов создает с Мамонтовым две театральные работы - живую картину «Афродита» в оформлении художника и в сочиненном им же музыкальном сопровождении, поставленную в зале Благородного собрания на I съезде художников в 1894 году, и спектакль по опере «Орфей и Эвридика» К. Глюка в Русской частной опере в 1897 году. Обе были связаны с античным искусством и, по воспоминаниям Василия Дмитриевича, доставили ему «особое удовольствие». Вместе с Мамонтовым, автором сценария живой картины «Афродита», он создал, по словам Н.
Прахова, «великолепную по стильности, красочности и динамичности постановку. Тема ее была - прославление красоты»[23]. Избранная мера условности позволила Поленову создать в декорации идеальный образ Греции в ее архитектурных творениях, пластике и природе, очищенный от всего повседневного. Эта композиция с некоторыми изменениями была использована им для оформления спектакля по его опере «Призраки Эллады» на либретто С. Мамонтова, поставленного в 1906 году в Большом зале Московской консерватории силами музыкантов-любителей. Упрощенный вариант оперы был поставлен в Тарусе в Народном доме в 1915 году.
На основе эскизов декораций к «Афродите» в 1890-1900-е годы Поленов исполнит картину «Эллада» частное собрание , или «Античный пейзаж» по другому ее названию, выполнив фон по натурному этюду и решив передний план в декоративном ключе. Этот сюжет будет пользоваться большой популярностью у любителей живописи, коллекционеров, и художник сделает несколько авторских повторений картины. Из статьи М. Среди них были тонкие ценители музыки - например, Михаил Александрович Врубель; большие энтузиасты современного им отечественного музыкального творчества - например, Илья Ефимович Репин; было немало любителей домашнего музицирования, владевших разными инструментами. Но постоянно сочинявшего музыку большого русского художника мы знаем все-таки лишь одного - Василия Дмитриевича Поленова. Корректурные листы оперы «Рейнская легенда.
Замок Трифельз». Автор либретто С. Мамонтов, композитор В. В конце концов, Поленов стремился в этом музыкальном опусе. При таком взгляде "Призраки Эллады" - интересный материал для анализа восприятия русским обществом той эпохи античной темы». Продумывая в 1897 году постановку «Орфея и Эвридики», Мамонтов писал Поленову, что возлагает на нее «большие надежды», собираясь преподать ею московской публике «урок эстетики»[25].
Бахрушина создал пейзажи, тонко ассоциировавшиеся с живописью знаменитого художника-символиста. В них все больше видны черты стилистики модерна. Органичным для Поленова оказалось обращение в кружке в начале 1880-х годов и к архитектурному творчеству. В 1880-м он увлекся вместе с другими участниками содружества идеей создания церкви в Абрамцеве, приняв участие в ее проектировании, строительстве и оформлении интерьера. В предложенном им проекте за образец были взяты новгородские храмы XII века, что было новым словом в церковном строительстве второй половины XIX века, опиравшемся в качестве прототипов на московские соборы середины XVII века. Таким образом, Поленовым был открыт «новый эстетический идеал»[27] для архитекторов неорусского стиля.
В основанных в Абрамцеве мастерских - столярной, которой руководили Е. Мамонтова и Е. Поленова 1885-1893 , с 1908 года М. Якунчикова и Н. Давыдова; гончарной, действовавшей под руководством С. Мамонтова и М.
Врубеля 1890-1895 в Абрамцеве; с 1896 по 1918 - в Москве , - формулировались основные принципы создания окружающей предметной среды эпохи модерна. Возникший в Абрамцеве «культ» красоты и радостного творчества не исключал идею служения народу, пронизывающую сознание русской интеллигенции пореформенного периода и особенно сильную у представителей старшего поколения кружка — B. Поленова, В. Васнецова, М. Антокольского, C. Мамонтова, Е.
Г Мамонтовой. Эта идея между тем своеобразным образом модифицируется. Служение народу начинает мыслиться прежде всего как несение людям красоты. Мамонтов выражает эту мысль в яркой и афористичной форме: «Мы в долгу у народа. Искусство во всех направлениях должно быть, прежде всего, народным. Надо приучать глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах»[28].
Идея преобразования мира по законам красоты придаст высший смысл абрамцевским занятиям разными видами искусства, призванными «украшать жизнь». Опыт, приобретенный Поленовым в Абрамцеве, скажется впоследствии в уникальном архитектурно-парковом комплексе, созданном им в его усадьбе «Борок» на Оке ныне Музей-заповедник В. В 1892 году по его проекту здесь был построен Большой дом, предназначавшийся для создания в нем музея и картинной галереи. В нем соединились живопись и архитектура, прикладное искусство, музыка и театр. В их органическом единстве много от того синтеза искусств, того стилевого единства, которое искал художник в своем творчестве. Стилистически цельный художественный образ создал Поленов в двух других архитектурных работах - Аббатстве 1904 , здание служило мастерской художнику, и Троицкой церкви в селе Бехове 1906 , построенной для жителей округи.
Все архитектурные сооружения по своей стилистике целиком принадлежали модерну. Поленов называл архитектуру своих построек «скандинавской», можно говорить и о романских или готических образцах, легших в основу фантазии художника-романтика. Но точнее было бы назвать эти постройки «поленовскими», настолько самобытно и глубоко новаторски он решил здесь архитектурные задачи. Опыт, приобретенный Поленовым в кружке, сказался и в театрально-общественной деятельности Поленова. В 1915 году в Москве частично на средства художника и по его проекту, воплотившему любовь мастера к европейскому Средневековью, был построен Дом для размещения Секции содействия фабричным и деревенским театрам на Медынке. Деятельности Секции художник отдавал много творческих сил и энергии, считая театр «великим культурным делом», смягчающим нравы.
В 1921 году учреждению было присвоено название Дом театрального просвещения имени академика В. Претерпела ли изменения живопись Поленова в связи с его обращением к архитектуре, театру, прикладному искусству? И как декоративистский дар художника воплощался в его живописи? Впервые эмоциональная сила цвета в его живописи предстала перед зрителями в 1885 году на XIII выставке передвижников, где экспонировались этюды для картины «Христос и грешница Кто из вас без греха » 1887, ГРМ , привезенные им из путешествия по Ближнему Востоку 1881-1882. Остроухов, вспоминая свое впечатление от этих этюдов, писал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял»[29].
При этом на молодежь оказывала воздействие не только красота поленовской живописи. В самом многообразном и широком понимании мастером этюда для них открывались новые творческие горизонты. Поленов и «молодая московская школа живописи» В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа А. Саврасова, факультативно он вел еще класс натюрморта оба - до 1895. В его классах была создана искренняя, доверительная атмосфера товарищества и серьезного, углубленного изучения рисунка и техники живописи.
Постепенно Поленов посвящал учеников в тайны колорита и построения перспективы, которыми сам владел блестяще. По сути, Василий Дмитриевич в своей педагогической практике продолжал развивать положения, полученные им еще в детстве на занятиях с П. Позже М.
Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась.
Река кажется неподвижной.
Кажется, будто чувствуешь этот легкий морозный воздух, наполненный первой свежестью зимы и смешанный с теплой прохладой осени. Снега хочется потрогать рукой, настолько естественно художнику удалось это изобразить. Когда я смотрю на этот пейзаж, в моем сознании возникают те самые образы из реальной жизни, которые каждый человек наблюдает в межсезонье. Только изображенный на холсте, этот пейзаж кажется гораздо красивее, глубже и живописнее. Оцените статью.
Линия горизонта показана полосой синего цвета. Палитра цветов картины включает в себя следующие оттенки: желтый, оранжевый, светло и темно коричневый, черный и белый. В целом, пейзаж не яркий и броский, а напротив, умиротворяющий и чистый, спокойный. Но в тоже время, очевидно, что акцент ставился на белый снег, который общий фон картины очень украшает, оживляет и дополняет. Общее впечатление от картины очень реалистичное. Кажется, будто чувствуешь этот легкий морозный воздух, напоенный первой зимней свежестью и смешанный с теплой прохладой осени.
Художник Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927), «Ранний снег», 1891 г.
Вот что об этом рассказывают эксперты Третьяковки: Поленова поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и замедлившим течение реки. Он тщательно прорабатывает композицию картины с глубоко и широко раскинувшимися холодными синеющими далями, как бы смыкающимися на горизонте с серо-голубым затянутым тучами небом и уходящими за рамки картины бескрайними просторами степи. При этом он резко очерчивает границы покрытой снегом степи у небольшой рощицы, тянущейся по диагонали вдоль берега реки. Снежные просторы словно наступают на эту рощицу, маленький островок тепла, сохраняющую звучность своего оливково-желтого убора. Резкое противопоставление больших плоскостей теплых и холодных тонов смягчено нежной желтизной пушистых веточек кустов первого плана, застывших на фоне ослепительной белизны только что выпавшего снега. Пейзаж написан широкими мазками, но при этом тщательно проработаны детали.
Деревья и кустарники, находящиеся на первом плане, которые еще не освободились от осенней листвы, покрыты снегом. Художник большое внимание уделил прорисовке мелких деталей природы, таких, как стебли травы, листва деревьев, особенно ему удалось передать мягкость снежного покрова.
Река Ока, выступившая натурой для данной картины, видна лишь вдали, и еще не поддалась зимнему морозу. А над ней мы видим небо, которое хмуро нависает над основным пейзажем. Серые облака дают нам понять, что оно скорее уже зимнее, нежели осеннее. На картине мы видим оттенки следующих цветов: белый, оранжевый, коричневый, а также черный. Общее ощущение от картины - спокойствие и умиротворение, нет ярких и броских цветов. Особенно заметен акцент на белый снег, который делает картину более выразительной, визуально украшает ее и дополняет. Впечатление от картины в общем крайне реалистично.
В центре картины выделяется небольшой поселок, покрытый снегом. Видны его уютные деревянные хаты и церковь с небольшими колокольнями, которые тихо нежно звенят под действием морозного воздуха. Атмосфера спокойствия и уединения, присутствующая в данной композиции, позволяет зрителю в полной мере ощутить особую красоту зимней магии. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Каждая деталь полотна художником продумана с большой точностью и любовью, что придает ему особую эмоциональную и художественную ценность.
Эта картина является не только образом необыкновенной красоты природы, но и своеобразной летописью русской зимы, неразрывно связанной с духовностью и национальностью нашей культуры. На картине В. Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено. Желтеет припорошённая снегом Ока.
Чёрное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. Тучи тёмно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что ещё вчера здесь была золотая осень. Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов.
И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега.
Григорий Павлович передавал картину в память о своём безвременно погибшем сыне Борисе. Беляков в молодости Г. Беляков в молодости «Предназначенная мною и моим сыном к передаче в государственную Третьяковскую галерею после моей смерти картина «Ранний снег» передаётся мною в дар прижизненно в связи с преждевременной смертью моего сына и в знак памяти о нём.
Это обстоятельство должно найти своё неброское отражение в каталогах, альбомах и репродукциях галереи и непосредственно гравированной пластинкой внизу рамы с надписью «Дар Г. Белякова — памяти сына, учёного, педагога Бориса Григорьевича Белякова 1936-1989 Так кем же он был, Григорий Беляков, коллекционер, подаривший в самые различные художественные центры почти пять сотен уникальных произведений русской живописи и графики? Благодаря ему в различных музеях Москвы и Московской области теперь находятся такие шедевры, как «Деревенский мальчик» Венецианова и «Сенокос» Архипова, «Женский портрет» кисти Зинаиды Серебряковой и «Портальный занавес» Кустодиева, прижизненное изображение Пушкина работы Уткина и «Пророк» Репина. А в Дом-музей Виктора Васнецова, также при содействии Фонда культуры, Григорий Павлович подарил этюды этого великого наследника лучших традиций древнерусской живописи. Этюд В.
Васнецова, переданный в дар Г. Беляковым Этюд В. Беляковым О Белякове сейчас вспоминают мало, а это был человек, собиратель, меценат огромного масштаба. Он родился в пензенской деревне, в крестьянской семье. Совсем молодым красноармейцем принимал участие в национализации помещичьих усадеб.
А в Пензенской губернии, в Наровчатовском уезде были богатейшие собрания Араповых, Унковских, других знаменитых дворянских фамилий. Именно тогда вначале не слишком образованный деревенский парень и приобщился к произведениям искусства. Одарённый от природы, обладавший зорким глазом, Беляков всё видел и всё замечал. Видел, как уничтожались иконы, полотна с обнажённой натурой, как пропадали бесценные реликвии отечественной истории.