В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. 18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город.
Как была прорвана блокада Ленинграда
- 1.4. Прорыв блокады.
- 80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
- Соотношение сил перед прорывом
- Новости и события Российского исторического общества
- Начало блокады
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда | Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда./Фото. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Ленинград — второй по значению город СССР — в годы ВОВ стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. |
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. |
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. |
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском | 18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город. |
Сошлись два фронта: как прорывали блокаду Ленинграда
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. 18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город. Парламентская газета. Новости: Общество. Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа. Дата публикации: 18.01.2023.
Наши проекты
- Основные сведения
- Как была прорвана блокада Ленинграда
- Битва за Ленинград. Годы 1943 и 1944. Прорыв блокады Ленинграда
- 1.4. Прорыв блокады.
- Прорыв - дело чести
- Газета «Суть времени»
80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
«Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Наступательная операция называлась "Январский гром". На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда.
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
К январю 1943 г. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра». На этот раз Ленинградский и Волховский фронты должны были действовать примерно одинаковыми силами. Бои должны были снова развернуться в бутылочном горлышке — самом узком месте блокадного кольца южнее Ладожского озера. Наступление советских войск, теперь имевших подавляющее превосходство на один немецкий пехотный батальон в первой линии было минимум 3—4 советских началось 12 января 1943 г. Первые семь дней операции «Искра» принесли успех — блокада была прорвана утром 18 января 1943 г. Но ее замысел предусматривал не только прорыв блокады, но и освобождение железнодорожной станции Мга. Последующие бои оказались чрезвычайно кровопролитными советские потери за 12—18 января составили около 70 000 человек, а немецкие — около 10 000 человек , но успеха не принесли. Но на волне эйфории от прорыва блокады высшее советское командование решилось на авантюру — грандиозный план разгрома всей группы армий «Север», известный как операция «Полярная звезда».
Это был план окружения и уничтожения сначала Демянской группировки и группировки немецких войск у Мги, а далее — глубокая операция с прорывом сил 1-й танковой армии Катукова в тыл группе армий «Север», что привело бы к обвалу всего северного немецкого фланга на Северо-Западном фронте. Боевые действия под Ленинградом в феврале 1943 г. Но выполнить даже часть грандиозного замысла «Полярной звезды» не удалось. Для войск Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов это было время многих горьких неудач. Немцы вывели свои войска с Демянского плацдарма, отбили все попытки наступления советских войск. Общие потери 16-й и 18-й армии за февраль — март 1943 г. Более того, новый путь снабжения Ленинграда постоянно находился под угрозой. Его обстреливала немецкая артиллерия.
Читайте также:Павел Аптекарь: Вопросы о блокаде Ленинграда Но чтобы полностью освободить Ленинград, потребовались значительные усилия и сражение на Курской дуге — точнее, второй его этап, когда войска Красной армии перешли в общее наступление. Достаточно быстро из группы армий «Север» стали снимать дивизию за дивизией. А советские войска под Ленинградом, наоборот, усиливались.
Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».
Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия.
В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя.
Как пробили брешь в блокаде Ленинграда
Источник: Музей обороны и блокады Ленинграда 21 января дивизии 67-й армии обошли фашистов с запада и практически окружили их. Одни из самых красивых дворцово-парковых комплексов в мире были варварски разрушены и разграблены. Части 42-й армии стали подступать к городу 22 января, но взять его сходу не смогли. Бои продолжались почти сутки. Это означало развал сплошного фронта немецкой обороны - 18-я армия вермахта была рассечена на две части. К 20 января за четыре дня боев она сумела продвинуться вперед на пять километров. Удержать позиции у Чудово и Любани для немецкого командования было крайне важно - вдоль железной дороги и шоссе Ленинград - Москва проходила немецкая промежуточная линия обороны. Именно на нее 21 января начали отступать немецкие войска из района Мги. Задача освобождения Октябрьской железной дороги возлагалась на 67-ю армию и войска Волховского фронта.
После этого командование Волховского фронта доложило о полном освобождении Октябрьской железной дороги. Видя, как рушится железное кольцо на шее Ленинграда, Леонид Говоров и Андрей Жданов обратились к Сталину с просьбой произвести в Ленинграде 27 января салют - 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. И хотя контроль над Октябрьской железной дорогой советские войска восстановили лишь 29-го числа, именно 27-го по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта о полном освобождении города после 872 дней блокады.
К исходу дня наступавшие в центре 136-я и 268-я стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до 3 км. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорвать первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражение оперативные резервы. С утра 13 января наступление продолжалось. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударными группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер: немецко-фашистское командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши.
Значительно активизировалась вражеская авиация. С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся большие потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий тяжелый танк новой конструкции «Тигр», на который, как известно, большие надежды в 1943 г. В последующем войска 67-й и 2-й ударной армий пытались продолжить наступление на синявинско-мгинском направлении, однако дальнейшего развития оно не получило. В ходе операции авиационные соединения 13-й и 14-й воздушных армий и флота совершили более 9 тыс. Они наносили бомбовые и штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления, коммуникациям противника, не допуская переброску его резервов в район прорыва, надежно прикрывали войска от ударов с воздуха. Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота.
Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. Выполнению фронтами наступательных задач способствовали ленинградские партизаны. Активно действуя на коммуникациях врага, подходивших к северо-восточным районам Ленинградской области, они срывали его оперативные и снабженческие перевозки, затрудняли маневр резервами вдоль фронта и из глубины. Умелые действия войск были высоко оценены партией и правительством. Симоняка из Ленинградского фронта и 327-я стрелковая дивизия полковника Н. Полякова из Волховского фронта были преобразованы в гвардейские, около 19 тыс. С огромной радостью встретили весть о победе под Шлиссельбургом трудящиеся Ленинграда, весь советский народ. Город знал, что там, за Невой, бьются его доблестные сыны, молчал, ожидая известий с фронта, чувствуя, что подходит час освобождения». На заводах и фабриках Ленинграда состоялись митинги; трудящиеся от всего сердца благодарили великий советский народ, родную Коммунистическую партию за помощь в дни блокады, за восстановление сухопутной связи с Большой землей.
Выступавшие от имени своих коллективов выражали глубокую признательность героическим защитникам города и давали обещание удесятерить свои силы для помощи фронту, приблизить час окончательного разгрома врага. Конкретными делами, перевыполнением сменных заданий ознаменовали победу рабочие Кировского завода, заводов имени В. Ленина, «Большевик», «Вулкан», «Металлического», фабрики «Красное знамя» и других. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Победа под Ленинградом имела важное военно-политическое значение. Был окончательно сорван план врага захватить город Ленина — колыбель Великой Октябрьской социалистической революции.
Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 г. Одержанная победа явилась переломным моментом в исторической битве за Ленинград. С этого времени инициатива ведения военных действий на этом направлении окончательно перешла к советским войскам. Была устранена угроза соединения немецких и финских войск восточнее Ладожского озера. Войска Ленинградского и Волховского фронтов обрели локтевую связь, что значительно улучшило их оперативное положение, повысило боеспособность. Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать.
Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении. Прорыв блокады явился новым ударом по престижу «непобедимого» вермахта, израсходовавшего огромные силы и средства, чтобы удержаться на своих позициях южнее Ладожского озера. Был развеян миф геббельсовской пропаганды о непреступности позиций немецко-фашистских войск под Ленинградом. Прорыв вражеской блокады продемонстрировал возросшее военное искусство Советской армии и ее командования. Впервые в истории современных войн советские войска ударами из осажденного Ленинграда и извне осуществили разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город. Ленинградцам предстояли новые сражения и большие испытания, но самое трудное осталось позади. Брежнев, — город Ленина выстоял в смертельной схватке с жестоким и сильным врагом, преодолел тягчайшие испытания блокады, выдержал всё — и победил».
Операция «Искра» стала одним из самых эффективных примеров использования лыжных батальонов.
По льду Ладожского озера на лыжах они смогли выйти в тыл обороняющимся частям и захватить несколько укреплённых населённых пунктов. К слову, свою роль не смогли сыграть и «секретные» немецкие «Тигры» 502 тяжёлого танкового батальона. Один из них был захвачен и доставлен в Москву, где впоследствии выставлялся на территории ВДНХ в качестве трофея. Кто-то там впереди навалился на ДОТ, и земля на мгновенье застыла… Всё это было невозможно без героизма обычных солдат. Каждый из них делал невозможное. Младший сержант Тимофей Пирогов нёс сообщение в штаб полка, когда напоролся на группу солдат противника. Получив ранение, всё-таки сумел отбиться и передать донесение. Лёгкий танк Т-60 под командованием будущего Героя Советского Союза лейтенанта Дмитрия Осатюка переправился по тонкому льду Невы в числе первой наступающей волны.
Боевая машина оказалась отрезанной от сил пехоты огнём немецкой артбатареи, но лейтенант вместе с остатками своего взвода смог уничтожить пушки врага и продолжить наступление. После чего помог выбить немецкую пехоту из района торфоразработок, но был подбит. Уже из горящего танка лейтенант смог спасти своего механика-водителя и оттащить его к подоспевшим бойцам стрелковой роты. В районе деревни Марьино наступающие части обнаружили батарею немецких 305-мм орудий, которую прикрывала сеть укреплённых позиций с дотами во главе.
Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги.
Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни.
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги. Как проходила операция «Искра» Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе.
Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана.
Долгожданная победа пришла в ходе операции «Искра», которая началась 12 января. Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города. Полностью блокада была прорвана 27 января 1944 года.
Как выживал и боролся осаждённый Ленинград — в материале RT. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг Северной столицы. В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову: Также по теме Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением... Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен.
Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают принять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы реактивные снаряды — RT. Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?..
Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?.. Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования... По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым... В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. Также по теме «Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.
Музыка композитора транслировалась... По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт.
Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют. День 27 января, согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», является днем славы России как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 1944 год ». Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллионов человек.
В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года он был назван в числе первых городов-героев. В мае 1965 года это звание Ленинграду было присвоено официально и вручена медаль «Золотая Звезда». С 1990 года 8 сентября — годовщина начала блокады Ленинграда — отмечается как День памяти жертв блокады.
Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда
18 января 2024 исполнится 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда, главное о событии и операции Искра. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» (причем такое название предложил лично И. В. Сталин). 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. Прорыв блокады Ленинграда: операция «Искра». Гитлеровцы полагали захват и уничтожение Ленинграда важнейшей военно-политической задачей. с 12 по 30 января 1943 года.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
Говоров и Волховского генерал армии К. Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога.
С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем.
Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои.
Мерецков фронтов в районе Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда. Летчики ПВО совершили 917 боевых вылетов, провели 89 воздушных боев, в результате которых уничтожили 54 вражеских самолета. Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.
В осаде города принимала участие не только немецкая армия, но и финские войска, а также добровольцы из Испании и эскадра ВМС Италии. Начало блокады На карте боевых действий лета — осени 1941 года заметно, что на Ленинград, второй по значимости город СССР, наступала финская армия с северо-запада и группа армий «Север» со стороны Эстонской ССР. Блокада Ленинграда. В начале 1941 года в городе проживало около 3 млн человек, из которых 565 тыс. В нём также действовало около 300 учебных заведений и НИИ. В ходе боёв в августе 1941 года на Лужском рубеже командованию Красной армии удалось сорвать попытку немцев с ходу штурмовать город, противник был задержан на несколько недель. К концу лета к городу также был переброшен Балтийский флот из Таллина. Это позволило к началу сентября создать плотную систему ПВО. Организацией обороны города руководили адмирал Трибуц, маршал Ворошилов, генерал Жуков и первый секретарь обкома и горкома Жданов.