Новости агашина маргарита стихи

Маргарита Агашина — Второе февраля. Автор: Администратор, размещено в: Новости, комментарии: 0. вытащил тетрадку –. свои стихи о сути бытия. Его рука рубила воздух резко, дрожал басок, срываясь на верхах. Стихи известной поэтессы Маргариты Агашиной – это удивительная красота, теплый лиризм и родниковая чистота.

Стихи Маргариты Агашиной

Маргарита Агашина — Горькие стихи: Стих. Когда непросто женщине живётся — одна живёт, одна растит ребят — и не перебивается, а бьётся, — «Мужской характер», — люди говорят. на суд людской! Стихи о моём солдате. Когда, чеканный шаг равняя, идут солдаты на парад.

Откройте свой Мир!

Маргарита Константиновна Агашина (29 февраля 1924, Ярославль — 4 августа 1999, Волгоград) — поэтесса, автор песен, член Союза писателей СССР, почётный гражданин города-героя Волгограда. Стихотворение Маргариты Агашиной "Второе февраля". В этом разделе представлены лучшие стихи замечательного русского писателя Маргариты Агашиной написанные на рубеже 18-20 вв. Второе февраля — Агашина Маргарита, читать стих на сайте [HOST]. Маргарита Константиновна Агашина (1924 -1999) – поэт не только нашей родной волгоградской земли, но и необъятной России.

Маргарита Агашина — стихи

Сад на улице Мира. Интересная игра. Сорок трав. У Алёнушки дела.

Я люблю тебя, Корея! Стихи о моём солдате. Маленькая повесть о большой мечте….

Не просто женщине живётся.

И как она печальна и нежна! Но знаешь ты: она другим нужнее. И выпускаешь песню из окна. И нам ли плакать, что идёт по свету единственная милая моя!

И всем вокруг покажется, что снова в семье у Вари - счастье, как тогда. И муж решит: «Забыла про обиду! Что ж, она у всех в крови... Не знаю, может быть, она вернётся, любовь, которой Варя так ждала. Не потому ли радостно поётся у праздничного шумного стола?

А мне все еще хотелось кружевного, праздничного, с бантиками и бабочками, чтобы не жизнь, а субботние танцы! Познакомившись с Маргаритой Константиновной, вникнув в ее поэтический мир, я стала учиться быть взрослой. И она это оценила со временем. Еще не слишком близко её зная, я полагала, что в быту, в семье, в своем личном женском устрое Маргарита Константиновна по заслугам счастлива, благополучна. Оказалось, что жизнь ее буквально распята на крайних полюсах судьбы со знаками «плюс» и «минус»: огромная народная любовь, почтительное признание властями и душевное одиночество, хорошая квартира на Аллее Героев, дети, внуки и страдание вечно предаваемой женщины, хранящей верность человеку, которого им мужем-то назвать было преувеличением; творческая успешность, востребованность и вечная нехватка денег, особенно в последние годы жизни… Жаловаться она не любила, хвастаться успехами — тем более. Да и быт свой не прятала за семью дверями, хотя приглашение в дом к Агашиной мы считали чуть ли не наградой. Доводилось и мне гостевать в ее трехкомнатной квартире, вкушая на кухне так считалось интимнее, доверительнее изумительные пирожки и вкуснейший крестьянский холодец с «лажей». Назвал ее так сын Маргариты Константиновны Витя Агашин. С тех пор в нашем обиходе домашняя аджика зовется «лажей», добавляя еще теплинку воспоминания о ней. В качестве фирменного напитка Маргарита Константиновна неизменно ставила на стол хрустальный графин с водкой, настоенной на апельсиновых корочках. Доверительно говорила: «Урин любил, чтобы к его приезду была запасена «апельсиновая водочка» именно в этом графине». На пятидесятилетие Василия Макеева Агашина подарила свой заветный графин мне со словами: «Таня, я хочу, чтобы графин был в вашем доме и чтобы он не пустовал к Васиной радости». Увы, увы… графин чаще пустует, чем наполняется — Вася нетерпелив, апельсиновый изыск не для казачьей натуры! В доме Агашиной я изумлялась огромному количеству любопытных сувениров и аскетизму обихода. Узкая тахта под клетчатым пледом стояла боком к книжному стеллажу, на котором лицевой стороной красовались книги любимых ею волгоградских, московских и прочих поэтов-современников. Было радостно видеть там книги Валентина Леднева, Василия Макеева, Юрия Окунева… Из моих книжек лишь третья, «В ожидании грома», оказалась в ряду признанных ею авторов. Маргарита Константиновна любила собирать всякие записочки, телеграммы, открытки, календарики, обрывки лишь ей понятных и дорогих информаций и сообщений. Подгадав под торжественный для кого-нибудь из нас момент, она преподносила неожиданный подарок — например, записку ей от Александра Максаева касательно меня: «Рита, поддержи Таню Брыксину на приемном собрании. Она хоть и подражает Ваське Макееву, но стихи писать наловчилась. Брыксина жаловалась, что ты к ней строга… Но это между нами! А Максаев». В другой раз это была телеграмма ей от Федора Сухова, когда еще Макеев учился в Литературном институте и надолго угодил в Больницу: «Рита, будешь Москве — проведай Васю. Он больнице, нуждается. Через много лет после означенных событий мы получали от нее пожелтевшие листки и готовы были плакать от нежности. Она вообще любила дарить нам к Новому году и 8 Марта симпатичные мелочи: колокольчики, чайные пары с серебристыми надписями, заказанными у гравера, свистульки глиняные — обязательно со смыслом и значением. В других воспоминаниях я рассказывала о некоторых любопытных моментах общения с Маргаритой Агашиной и повторяться не хочу. Но готова повторять снова и снова: я любила ее с особинкой дочернего чувства, не позволяла себе даже попыток творческого соперничества, старалась помочь, где это было возможно, ценила каждое доброе слово в своей адрес. А на похвалу Маргарита Константиновна была скуповата и даже субъективна порой — что уж тут лукавить? Но и не только в писательском цехе она держалась строго и независимо. Перед властями тоже голову не клонила. На одном из выдвижений Ю. Чехова на пост мэра Волгограда, где по прикидке организаторов Агашина как Почетный гражданин города должна была сказать одобрительно-рекомендательное слово, ей не понравилась двусмысленная роль политической обслуги — она встала и молча вышла из зала. Президиум огорченно шевельнулся, мол, куда же вы, сейчас ваша очередь… ан нет, не остановилась. Я тихонько вышла следом, спросила: «Маргарита Константиновна, вы совсем уходите? Я больна, еле сижу, а меня ставят в конец очереди за какими-то прохвостами из непонятных партий. Кстати, к Чехову у меня претензий нет. Можешь передать это им…» Многопартийная катавасия с ее трескучей амбициозностью Агашину сильно раздражала. К тому же она не хотела мириться с вынужденной потерей Родины под названием Советский Союз. Боль эта не покидала ее ни на минуту, становясь чуть ли не яростью в спорах с оппонентами. Приглашали Агашину на встречу с Михаилом Горбачевым, ставили перед камерой с Борисом Ельциным, вводили в мэрские и губернаторские кабинеты — ни намека на умильную улыбку! Холодно глядя в сторону, Маргарита Константиновна оставалась вежливо-непроницаемой. Она не чтила власть, приветы и награды от нее воспринимала как протокольную формальность. Общение Агашиной с доперестроечными властями я наблюдала мало — судить не могу. Зато с простым народом, с работягами, с женщинами-матерями веселела на глазах. Именно для них она писала свои чудесные песни и ясные стихи, сохраняя верность житейской правде и милосердному чувству.

Маргарита Агашина «Второе февраля»

Маргарита Агашина | СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ 1975 [1] Парнишка, сочиняющий стихи Бывают в жизни глупые обиды: не спишь из-за какой-то чепухи.
Маргарита Агашина «Второе февраля» Маргарита Агашина — Второе февраля. Автор: Администратор, размещено в: Новости, комментарии: 0. вытащил тетрадку –. свои стихи о сути бытия. Его рука рубила воздух резко, дрожал басок, срываясь на верхах.
В центре Волгограда пропали все годы жизни знаменитой Маргариты Агашиной 29 февраля почитатели творчества Маргариты Агашиной по всей стране отметят 100-летие волгоградской поэтессы.

Маргарита Агашина. Любимые стихи ( 8 )

Агашина даже написала стихи «Не уезжай, Пономаренко» (как бы привлекая за образец старинное «Не уезжай ты, мой голубчик»). Маргарита Агашина ушла из жизни 4 августа 1999 года, похоронена в Волгограде на Центральном (Димитриевском) кладбище. Избранные стихотворения известной российской поэтессы Агашиной Маргариты Константиновны.

Маргарита Агашина. Любимые стихи ( 8 )

Надо сказать, Дмитрий Ефимович очень ценил людей, которые любили выступать и умели «держать» любую аудиторию. Обычно он звал нас в самые трудные поездки от Сахалина до Камчатки и от Сибири до Львова. Так в октябре 1969 года, в поездке по Ивановской области, я впервые встретила поэтессу Маргариту Агашину. Рита Агашина была из тех, кто сразу завоевал доверие Дмитрия Ефимовича, и потому стала частым участником Дней советской литературы, проходивших в разных уголках страны. Свои лирические стихи она читала доверительно, в её голосе звучала лёгкая хрипотца — её просили читать ещё и ещё. Особенный успех ей сопутствовал в женских аудиториях… В 70-х, начале 80-х годов мы много ездили и часто с Ритой встречались — на БАМе, на Тамбовщине. В Тюмени, на праздниках сказочника Ершова. Бродили по старинному Тобольскому Кремлю, я водила её по декабристским местам, и она с интересом слушала мои рассказы.

Люди тогда в Сибири жили очень трудно. Условия жизни были тяжёлые, нефтяные города только начинали строиться. Слушатели приходили на наши вечера усталыми, и только постепенно их лица светлели и становились заинтересованными. Помню, как в сибирской деревне Омутинке после окончания вечера подошла к нам немолодая женщина с глазами, полными слёз: - Спасибо, бабоньки, что приехали к нам, - про людей хороших рассказали, и стихи почитали, и песни попели! Приезжайте ещё, мы ж теперь в церкву не ходим, а тут как в церкву сходили, на душе полегчало… Мы с Ритой отошли в сторонку — у самих глаза на мокром месте… Чаще всего мы встречались уже на месте — Рита прилетала из Волгограда, я — из Москвы. Поначалу на нас лежал отпечаток домашней усталости, житейской замотанности, но проходило буквально несколько часов — и радость встречи смывала утомление от дороги, начинались расспросы, рассказы. Все делались такими весёлыми, и Рита становилась такой жизнерадостной, приветливой!

У нас был довольно напряжённый график поездок по краю или республике — подчас четыре-пять выступлений в день, и к вечеру мы очень уставали. Но Рита была из немногих, кто при этом умудрялся вникать в тамошнюю жизнь людей, стремился больше узнать, увидеть. Мы с ней потому и сдружились - в свободную минуту бежали в музей, а вечером, ночью — другого времени не было! Многие побаивались ночных прогулок, а Рита отмахивалась: «Да кому мы нужны?.. У неё было точное чувство прошлого, и она уважала мой глубокий интерес к истории... С Ритой я любила ездить ещё и потому, что в ней была какая-то надёжность. Она не терпела панибратства и мужской фамильярности.

Не помню уж, в каком городе за нами в гостиницу заехал автобус, чтобы везти на выступление, но произошло недоразумение — мужчин забрали, а нас, женщин, оставили. Время идёт, а за нами никто не едет, впору пешком идти.

Ответить Е. Агашина 24.

Пример супербредовой "биографии" М. Агашиной перед нами. Тут и вольные фантазии не покидала Агашина никакой университет, более того, ни в каком университете не училась, а успешно окончила Литинститут им. Горького ; и отсутствие элементарного — для профессионалов, конечно!

И она в ледяной земле, на морозе, под ветром вьюг выжила. Три солдата разных национальностей в январскую стужу судьбоносной битвы здесь грелись у костра и после боя «навек остались на снегу. Святая живая память останавливает на каждом шагу священной земли Города… В очерке «Цветы Волгограда» торжественно звучит фраза: «Это не просто город,- это Волгоград». Агашина восхищается великолепием и разнообразием цветов на клумбах его улиц: «Они так прекрасны, что рассказать об этом невозможно…» «Живой ветер шевелит их лепестки. Живой аромат разливают они над городом». И резкая антитеза: «Но есть и другие цветы, которые тоже «процветают» на земле Волгограда и которые давным- давно, как старый осколок, горькой болью сидят у меня в сердце…» Это мертвые подделки — искусственные цветы. Маргарита Агашина считает: «Земля города была покрыта кровью героев — пусть она вечно будет покрыта живыми цветами. Живые цветы — символ того, что жива память о погибших». И летом, и зимой.

Не должно быть искусственных цветов в нашем городе, особенно в венках на братских могилах. Так жила Поэтесса. Искренне, с любовью дарила Городу Сердце и Душу. Его парадным проспектам и «переулочкам милым», землякам. Стихотворение «В обеденный перерыв» - яркая зарисовка одной из встреч М. Агашиной с молодежью на заводском участке, каких раньше организовывалось очень много. Агашина являлась почетным членом женской бригады треста Металлургстрой, была удостоена звания «Ветеран труда», Почетного гражданина города-героя Волгограда. Она же — первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград». Поэтесса не сомневалась: «Если бы я жила в другом городе, я бы писала другие стихи.

А может быть, совсем не писала бы…» В личном письме другу детства Валентину Изосимову: «…В Городе моем, в моей писательской среде, все добрые люди - меня любят и понимают, и берегут…» Подтверждение - строчки письма воспитателя-методиста подготовительной группы одного из волгоградских яслей-сада: «…Я читаю детям Ваши стихи — ребята их легко запоминают и, поверьте, любят!.. Мы проводили литературный вечер, посвященный Вашему творчеству, - пришли мамы, папы, бабушки, дедушки. Это был по-человечески чистый, добрый вечер. Читали и слушали стихи, пели, говорили о нашем городе и о его защитниках, о Вас…» К детям славного города М. Агашина относилась по-особому и рассказывала много историй из их ребячьей жизни. Например, «Про Борю и про море». Малыши в стихотворении старательно отстаивают достоинства Сталинграда перед Сочи. Поэт В. Макеев в воспоминаниях о М.

Агашиной «Как у всех на свете» сказал: «Она была совестью нашей писательской организации, верной подругой всем счастливым и несчастным женщинам Волгограда, высокой, плакучей волгоградской песней…» Однажды в предновогодье, когда принято встать у елки и подумать о многом, в рифмованные строки у М. В честь поэтессы в сквере, там, где она любила бывать, установлен памятник из белого мрамора, созданный народным скульптором В. На жилом доме по адресу Аллея Героев, дом 3 сейчас мемориальная табличка. Имя М. Агашиной увековечено в названии новой улицы Волгограда. В здании Волгоградского института экономики, социологии и права открыт и активно работает музей имени поэтессы. Продолжают выходить в свет сборники стихов. Город, который доверял Слову и Чувству поэтессы, не перестает отдавать ей свою любовь. Во время поисков в Интернете дополнительных материалов к своей работе я вдруг увидела картину «М.

Но есть ещё помужественней что-то, что не на плечи — на сердце легло. Когда непросто женщине живётся, когда она одна растит ребят и не перебивается, а бьётся, ей — «Будь мужчиной! А как надоедает «быть мужчиной»! Не охнуть, не поплакать, не приврать, не обращать вниманья на морщины и платья подешевле выбирать.

Нет, мне ли докопаться до причины!

«ВОЛГОГРАДСКАЯ БЕРЁЗКА»

Все стихотворения Маргариты Агашиной на одной странице: читайте лучшие и самые известные произведения поэтессы. Все стихотворения Маргариты Агашиной на одной странице: читайте лучшие и самые известные произведения поэтессы. Стихи Маргариты Агашиной пропитывает ярчайшая эмоциональная окраска, в каждую из строк поэтесса вкладывает свои ощущения и видение мира. Агашина даже написала стихи «Не уезжай, Пономаренко» (как бы привлекая за образец старинное «Не уезжай ты, мой голубчик»). стихи маргарита агашина горькик стихи. Автобиографические стихи Агашиной. Стихи о поэтических чтениях. Стихи советской поэтессы. Вдовья песня. Маргарита Агашина. Годы, как ласточки, мчатся.

Маргарита Агашина – Стихи о моём солдате (Поташова Валерия Евгеньевна)

Так и слышу её горькую интонацию: «Подожди, Пономаренко, подожди — не уезжай…» Ни в жизни, ни в стихах она душой не кривила. И люди это чувствовали. Могла и посмеяться, над собой, в том числе! В одной из поездок оказался с нами туркменский поэт-классик Берды Кербабаев. Старенький уже, а за «барышнями» приударить не прочь. Так Рита в его честь сочинила перифраз на мотив своей же песни: А где мне взять такую бабку — и для любви, и для судьбы, да чтоб никто не догадался, что эта бабка — для Берды?.. Очень она веселилась, когда нам это напевала! Подчас чувствовалось, что живётся ей непросто, но я никогда не слышала от неё ни слова жалобы. Так мы общались на протяжении многих лет, и не боюсь повторить: при встрече всегда радовались друг другу. Очень мне грустно, что ни разу во время её приездов в Москву мы с ней так толком и не встретились. Но спасибо судьбе и за те встречи, которые она нам подарила.

Но как подлинный поэт она писала о том, что было во времени самым существенным. Главное её качество — безграничная любовь к человеку, будь он просто сосед по дому, ребёнок, или любимый. С самого первого прикосновения к стихам Маргариты Константиновны меня как будто омыло свежей родниковой водой: Мальчишка мой, мальчишка мой, Поймай мне майского жука!.. Её глубокие, проникновенные строки в стихах «Варя», «Юрка», в поэме «Моё слово» заставляли думать о жизни не однолинейно, а сложно, что в наши былые годы не поощрялось. Она подлинный народный поэт, и не случайно песни «Что было, то было», «Подари мне платок», «Растёт в Волгограде берёзка» люди поют, зачастую не зная, кто автор. Поют до сих пор. Как женщину меня восхищает её способность любить — любовью абсолютной, не знающей претензий и компромиссов: Ни о чём не спрошу, ничего не скажу — на дарёном платке узелок завяжу… «Любовь — достоинство того, кто любит», - сказал уругвайский писатель прошлого века Хосе Энрике Родо. И, в этом смысле, достоинство Агашиной безгранично. В живом общении она была очень скромным человеком — ей не свойственно было жить напоказ. Она была истинна и прекрасна.

Больше всего я люблю её стихотворение «Журавли» и часто его цитирую. Заканчивается оно строчками: Они всю жизнь летают рядом. А это больше, чем любовь.

И муж решит: «Забыла про обиду! Что ж, она у всех в крови... Не знаю, может быть, она вернётся, любовь, которой Варя так ждала. Не потому ли радостно поётся у праздничного шумного стола?

И кто-то, криком песню заглушая, какой-то тост провозглашает вновь...

И еще было у поэтессы — среди прочих — одно качество, которое тоже настраивает нелицедействующего читателя на одну волну с ней. Его некогда отметил Николай Мизин. Агашину как человека? Более чем за двадцать лет знакомства и дружбы с Маргаритой Константиновной не помню случая, чтобы она покривила душой. В любых обстоятельствах, невзирая на лица, она без обиняков скажет свое мнение о чем бы и о ком бы то ни было, в крайнем случае — красноречиво промолчит. Жила Маргарита Агашина на Аллее Героев. Там, где у Вечного огня, с автоматами на груди, еще недавно стояли мальчишки Волгограда.

И в первую очередь — к тому, чтобы сверять свою жизнь с высокими заветами тех, во имя которых горит этот Вечный огонь. К тому, чтобы отблеск этого огня не угасал ни в душе поэта, ни на страницах его произведений. К тому, чтобы пронести до конца жизни в нетленности идеал Правды, Добра, Достоинства, Чести. Не верьте тем, кто скажет надо мною Высокие надгробные слова! Какой была — а я была иною — Сама скажу, покуда я жива.

Сборник поэзии Маргариты Агашиной. Агашина Маргарита - русский поэт написавший стихи на разные темы: о войне, о дружбе, о женщине, о любви, о свободе, о судьбе, о временах года, о жизни, о лете, о маме, о мужчине, о одиночестве, о осени, о природе, о птицах, о смерти и смысле жизни. На сайте размещены все стихотворения Маргариты Агашиной, разделенные по темам и типу.

Маргарита Агашина

Поэтесса Маргарита Агашина, которой «повезло» родиться 29 февраля. Стихотворение Маргариты Агашиной "Горит на земле Волгограда" — Анастасия Дмитриевна, Волжский, Волгоградская область. Второе февраля: читать стих, текст стихотворения поэта классика на LikePoem.

Маргарита Агашина — стихи

Настоящая поэзия. Маргарита Агашина. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи.
Маргарита Агашина Случайно сегодня набрел на стихи Маргариты Агашиной и был поражен этой удивительной красоте.
Маргарита Агашина — 46 стихотворений Стихи Маргариты Агашиной по темам: Война Дружба Женщина Любовь Свобода Судьба Времена года Жизнь Лето Мама Мужчина Одиночество Осень Природа Птицы Смерть Смысл жизни.

Маргарита Агашина — стихи

Легенда Волгограда Маргарита Агашина Главная» Новости» Стихотворение 2 февраля маргарита агашина.
ВСПОМИНАЯ МАРГАРИТУ КОНСТАНТИНОВНУ... - 20 Марта 2014 - Землячество, объединяющее волгоградцев Маргарита Константиновна Агашина (29 февраля 1924, Ярославль — 4 августа 1999, Волгоград) — поэтесса, автор песен, член Союза писателей СССР, почётный гражданин города-героя Волгограда.

Маргарита Агашина – Стихи о моём солдате (Поташова Валерия Евгеньевна)

Боль эта не покидала ее ни на минуту, становясь чуть ли не яростью в спорах с оппонентами. Приглашали Агашину на встречу с Михаилом Горбачевым, ставили перед камерой с Борисом Ельциным, вводили в мэрские и губернаторские кабинеты — ни намека на умильную улыбку! Холодно глядя в сторону, Маргарита Константиновна оставалась вежливо-непроницаемой. Она не чтила власть, приветы и награды от нее воспринимала как протокольную формальность. Общение Агашиной с доперестроечными властями я наблюдала мало — судить не могу. Зато с простым народом, с работягами, с женщинами-матерями веселела на глазах. Именно для них она писала свои чудесные песни и ясные стихи, сохраняя верность житейской правде и милосердному чувству. Поколение писателей, к которому принадлежала Маргарита Агашина, было совсем иным, чем наше поколение.

Их голоса звучали куда увереннее. И дело тут не в степени талантливости. Просто литература как явление перестала быть идеологической трибуной для власти, и уж совсем перестала быть кормилицей для автора. Нас, нынешних, легко унизить, щелкнуть по носу, заставить за кусок хлеба кланяться дураку-чинуше. Уж и не знаю, кому лучше служить, — фальшивой идее или дурному начальнику? Не служить никому могут позволить себе лишь единицы, да и то… при определенном везении. На долю большинства литераторов Парад планет не выпадает.

Даже сестра-пресса поняла невыгодность литературных публикаций для своей коммерческой конъюнктуры. Думаю, в наши дни Агашина уже не написала бы замечательных стихов в адрес главной областной газеты, которыми та гордится уже не по праву. Пасынки новой власти, мы, естественно, нуждаемся в ее любви и заботе, но не умеем, не знаем, как стать любимыми. Стихов она не понимает, а если и читает кого, то лишь авторов из своего чиновничьего круга. Есть такие, и их становится все больше. Однажды заместитель главы администрации Тракторозаводского района без малейшего стеснения сказал мне: «Книги волгоградских писателей нам не нужны…» Умная Агашина, осознав это уже у последней черты, умудрилась не потерять достоинства. На всех званых и случайных празднествах к банкетному столу подходила одной из последних и садилась в самом дальнем уголке.

Это всегда замечали, приглашали ее на почетное место, но она не шла, и часто центр застолья перемещался к ее «тарелке». Видя это, я говорила себе: «Учись, Брыксина! Она их любила еще и по-человечески, понимая искренность, светлые души своих молодых друзей. Никогда не обижалась, что семидесятники-восьмидесятники ориентированы на другую поэзию, чем та, в стиле которой писала сама. Дорвавшись до Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Гумилева, Анненского, Иванова ряд можно продолжить , мы пытались учиться у них, намеренно усложняли форму, осваивали метафористику, стесняясь порой называть березу березой, любовь любовью, а горе горем, и, как следствие, теряли массового читателя — подавай элиту! Где она сейчас — вожделенная элита? Сидит перед компьютерами?

Носит плейеры в ушах? Лениво листает примитивного Пауло Коэльо и непотребного Владимира Сорокина? И в то же время, размягчившись сердцем за праздничным столом, у дачного костерка или на речном песочке все мы по сию пору запеваем со слезой в голосе: «А где мне взять такую песню? Однажды, после 70-летнего юбилея, обласканная и задаренная Агашина сказала мне: «Девочка, не понимаю я этой шумихи. Может быть, и не плохо то, что я сделала, но сделала мало, ни одной толстой книжки не издала. У вас уже такие солидные томики вышли…» В ее словах не было прямого упрека, но и смирения не было тоже. Книжку большего объема она могла бы собрать, но то ли сил не хватало, то ли еще что.

Не знаю. Мне всегда казалось, что Маргарита Константиновна, будучи человеком конкретным, редко позволяла себе абстрактное стихописание. Что ни строка — узнаваемая реальность, а это не сообразуется с килограммами словесной шелухи. Не в этом ли и популярность агашинских стихов и песен, их стопроцентное усвоение народом-современником? Считаю, что творческая судьба Агашиной сложилась достойно. На ее век с лихвой хватило славы, поклонения, признания. Жуть отторжения литературы ее почти не коснулась и, может быть, преувеличена мной, но тенденция к этому очевидны.

Не дай Бог дожить до времени, когда и Пушкин, и Толстой, и Бунин с Чеховым окажутся истлевшей архаикой безлюдных библиотек. Высокому строю человеческой души нынешние песни уже не послужат, и это печально.

И я — не испугаюсь и не спрячусь. И я — не из героев, а не трус. И я — с неправды досыта наплачусь, но всё равно до правды доберусь.

И я, как ты, крута и своевольна: умру — не отступлюсь от своего.

Избранная лирика. Поздний август пришёл без оглядки. Где ж ты раньше-то была? Новые стихи. Хлеб Поволжья.

Детям Волгограда. В каждой песне берёза. Что было, то было… — Волгоград: Нижне-Волжское кн.

Она вообще любила дарить нам к Новому году и 8 Марта симпатичные мелочи: колокольчики, чайные пары с серебристыми надписями, заказанными у гравера, свистульки глиняные — обязательно со смыслом и значением. В других воспоминаниях я рассказывала о некоторых любопытных моментах общения с Маргаритой Агашиной и повторяться не хочу. Но готова повторять снова и снова: я любила ее с особинкой дочернего чувства, не позволяла себе даже попыток творческого соперничества, старалась помочь, где это было возможно, ценила каждое доброе слово в своей адрес. А на похвалу Маргарита Константиновна была скуповата и даже субъективна порой — что уж тут лукавить? Но и не только в писательском цехе она держалась строго и независимо. Перед властями тоже голову не клонила. На одном из выдвижений Ю. Чехова на пост мэра Волгограда, где по прикидке организаторов Агашина как Почетный гражданин города должна была сказать одобрительно-рекомендательное слово, ей не понравилась двусмысленная роль политической обслуги — она встала и молча вышла из зала. Президиум огорченно шевельнулся, мол, куда же вы, сейчас ваша очередь… ан нет, не остановилась. Я тихонько вышла следом, спросила: «Маргарита Константиновна, вы совсем уходите? Я больна, еле сижу, а меня ставят в конец очереди за какими-то прохвостами из непонятных партий. Кстати, к Чехову у меня претензий нет. Можешь передать это им…» Многопартийная катавасия с ее трескучей амбициозностью Агашину сильно раздражала. К тому же она не хотела мириться с вынужденной потерей Родины под названием Советский Союз. Боль эта не покидала ее ни на минуту, становясь чуть ли не яростью в спорах с оппонентами. Приглашали Агашину на встречу с Михаилом Горбачевым, ставили перед камерой с Борисом Ельциным, вводили в мэрские и губернаторские кабинеты — ни намека на умильную улыбку! Холодно глядя в сторону, Маргарита Константиновна оставалась вежливо-непроницаемой. Она не чтила власть, приветы и награды от нее воспринимала как протокольную формальность. Общение Агашиной с доперестроечными властями я наблюдала мало — судить не могу. Зато с простым народом, с работягами, с женщинами-матерями веселела на глазах. Именно для них она писала свои чудесные песни и ясные стихи, сохраняя верность житейской правде и милосердному чувству. Поколение писателей, к которому принадлежала Маргарита Агашина, было совсем иным, чем наше поколение. Их голоса звучали куда увереннее. И дело тут не в степени талантливости. Просто литература как явление перестала быть идеологической трибуной для власти, и уж совсем перестала быть кормилицей для автора. Нас, нынешних, легко унизить, щелкнуть по носу, заставить за кусок хлеба кланяться дураку-чинуше. Уж и не знаю, кому лучше служить, — фальшивой идее или дурному начальнику? Не служить никому могут позволить себе лишь единицы, да и то… при определенном везении. На долю большинства литераторов Парад планет не выпадает. Даже сестра-пресса поняла невыгодность литературных публикаций для своей коммерческой конъюнктуры. Думаю, в наши дни Агашина уже не написала бы замечательных стихов в адрес главной областной газеты, которыми та гордится уже не по праву. Пасынки новой власти, мы, естественно, нуждаемся в ее любви и заботе, но не умеем, не знаем, как стать любимыми. Стихов она не понимает, а если и читает кого, то лишь авторов из своего чиновничьего круга. Есть такие, и их становится все больше. Однажды заместитель главы администрации Тракторозаводского района без малейшего стеснения сказал мне: «Книги волгоградских писателей нам не нужны…» Умная Агашина, осознав это уже у последней черты, умудрилась не потерять достоинства. На всех званых и случайных празднествах к банкетному столу подходила одной из последних и садилась в самом дальнем уголке. Это всегда замечали, приглашали ее на почетное место, но она не шла, и часто центр застолья перемещался к ее «тарелке». Видя это, я говорила себе: «Учись, Брыксина! Она их любила еще и по-человечески, понимая искренность, светлые души своих молодых друзей. Никогда не обижалась, что семидесятники-восьмидесятники ориентированы на другую поэзию, чем та, в стиле которой писала сама. Дорвавшись до Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Гумилева, Анненского, Иванова ряд можно продолжить , мы пытались учиться у них, намеренно усложняли форму, осваивали метафористику, стесняясь порой называть березу березой, любовь любовью, а горе горем, и, как следствие, теряли массового читателя — подавай элиту! Где она сейчас — вожделенная элита? Сидит перед компьютерами? Носит плейеры в ушах? Лениво листает примитивного Пауло Коэльо и непотребного Владимира Сорокина?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий