Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых, то есть 12 наиболее важных после Пасхи праздников в церковном календаре. Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Сына Божия. Благовещение Пресвятой Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.
Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника
День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы изображены Архангел Гавриил обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах , предстоящий прямо или коленопреклоненный перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила — трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей в храмине и благоговейно читающей книгу пророка Исайи ; в книге иногда видны слова: "Се Дева во чреве примет" Ис. Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее.
Мойры или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги. Как правило, она лежит на аналое. Иногда вместо неё трезубец , посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.
Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия. Картина Баварского мастера, около 1500 года. Бог-Отец изображён в медальоне в верхнем левом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя.
Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца Изображение Гавриила[ править править код ] Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой. Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве.
На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения.
В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45].
В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , в католичестве это праздник второго класса полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии. Молитвы Трехчастная икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица!
Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери.
Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.
О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Но эта традиция отменяется, когда Благовещение выпадает на Страстную неделю Великого Поста. Сейчас просфоры в основном изготавливают пекарни при храмах, а прихожане их покупают. Хлеба состоят всего из четырех ингредиентов — мука, вода, дрожжи и соль.
Пекут просфоры накануне Благовещения, примерно 6 апреля. Тем, кто постится, на Благовещение церковь разрешает есть рыбу. Это касается даже верующих, которые строго соблюдают все правила, отметил собеседник ОТР. Еще в этот день можно выпить немного вина, написали «Известия». Но оба послабления отменяют, если праздник выпадает на Страстную неделю.
Великий Пост сам по себе подразумевает отказ от излишеств в еде и развлечений, чтобы была возможность очистить душу. То есть мы должны в любой день удерживать себя от этого, но в день Благовещения, конечно же, особенно», — подчеркнул Савченко. В 2024 году в храмах пройдут особенные службы 7 апреля, потому что на этот день выпало два значимых праздника — Благовещение и воскресение Крестопоклонное. И при этом будет еще и вынос Честного Животворящего креста.
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. История формирования чинопоследований и служб Богослужение Русской Православной Церкви Благовещение Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников Богородица. С полной покорностью Божией воле принимает весть Пресвятая Богородица. Верующие на Благовещение Пресвятой Богородицы могут немного отойти от строгого поста. Для верующих Благовещение Пресвятой Богородицы – символ воплощения Господа в человеческом мире, начало искупления грехов.
7 апреля БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. История праздника
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4. один из 12 основных, двунадесятых, праздников православной церкви, который имеет фиксированную дату: 7 апреля, то есть ровно за девять месяцев до Рождества. История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. История формирования чинопоследований и служб Богослужение Русской Православной Церкви Благовещение Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников Богородица.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Чему посвящен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, как соблюдать пост на праздник 7 апреля 2024 года. Благовещение пресвятой Богородицы является двунадесятым непереходящим праздником. История праздникаУстановление одного из важнейших праздников приписывается апостолам. История Благовещения Пресвятой Богородицы. В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы двадцать пятого марта по юлианскому календарю, ровно за девять месяцев. История Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещение Пресвятой Богородицы в 2024 году: какого числа, суть праздника, традиции и запреты
Также 7 апреля в небо выпускают белых голубей, птицы символизируют Святого Духа. Об этом сообщает издание «Дни. В этот праздник предки отказывались от любых занятий. Они замечали, что даже животные по-особенному ведут себя в Благовещение. Ровно за 9 месяцев до Рождества Христова запрещается подрезать растения и деревья.
В этот день верующие обращали внимание на погоду.
Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую славу доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, — место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают Небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!?
Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием: где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил чуждой всякого повреждения. Если бы эта Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла Девой, то Кто же — Рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: «Господь мой, и Бог мой! Апостол Павел говорит, что Христос «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» 1 Кор.
Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном Престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и Ангелы оскорблялись бы служением человеку. Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: «человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца, и без матери, по слову Апостола Евр.
По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.
По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание». Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ. Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит, прельстившего их змея дьявола. Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.
Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе. Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть.
Так, на стол в Благовещение можно подавать рыбу, выпечку без мясной начинки. Крошки от просфор смешивают с зерном при посеве для хорошего урожая. Еще одной традицией является выпуск голубей из клетки — в знак того, что каждое Божие творение должно быть свободно. В Благовещенском соборе Московского Кремля стаю голубей отпускает патриарх, а посмотреть на полет птиц собираются сотни прихожан. Иногда праздник совпадает с периодом подготовки к Пасхе — как, например, в 2018 году, когда Благовещение пришлось на Великую Субботу. Тогда прихожане приносят с собой крашеные яйца и куличи на освящение. Полное совпадение Пасхи с Благовещением случается редко.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы — это христианский праздник о Евангельском событии, в Православии празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю), ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда был очень радостным днем для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость, стремление к идеальному. Народные представления о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы в Судогодском районе Владимирской области. Благовещение Пресвятой Богородицы — поистине радостный праздник в православном календаре. В этот день верующие вспоминают о счастливой новости, которую архангел Гавриил принес Деве Марии. Об истории и традициях праздника — в материале «360». Благовещение Пресвятой Богородицы — православный праздник, отстоящий ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества.
Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы
В конце утрени, согласно богослужебному уставу, был совершен крестный ход вокруг храма с Плащаницей Спасителя, после чего богослужение продолжилось литургией Василия Великого. Евангельская история Она известна только из одного Евангелия — св. История Благовещения рассказывается в 1 главе. Ее предваряет другая — о зачатии св. Иоанна Предтечи праведной Елисаветой, о том, как был наказан немотой отец пророка, Захария, который не сразу смог понять совершающееся чудо, подходил к тому, что ему предстояло зачать сына в старости, с точки зрения, человеческой, а это — дело небывалое. Но вот «в шестый месяц», как говорит Евангелист, после этого события — то есть когда прав. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве.
Елисавета была уже беременна 6 месяцев —в Назарет, к «Деве, обрученной мужеви» посылается тот же вестник — Гавриил. Вот рассказ Евангелиста, услышанный им, скорее всего, из уст Самой Богородицы известно, что св. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел» Лк.
В чем суть и смысл праздника Они выражены уже в первых словах тропаря этого дня: «Днесь спасения нашего главизна…». Славянское «главизна» чаще всего переводят как «начало», но это слово также значит «основание». Что же стало основанием «нашего спасения» и одновременно — первым шагом к нему? Нет, они — лишь донесенная до Девы, избранной стать Матерью Спасителя, воли Божией. Но эту волю требовалось еще принять. Автор картины Сергей Шемет Мария обещала Богу девство — случай совсем не рядовой для еврейской девушки, ведь народ неотступно ожидал Мессию, всякий надеялся, что Спаситель родится в его семье, потому так радовались супруги, когда у них рождались дети. Юная Мария, однако, как бы пошла против этого обычая — Её стезей Ей виделось лишь служение Богу. И, как говорят дошедшие до нас предания, на такой путь Она имела и Божие благословение, ведь в храме Она была в постоянном общении с Ангелами, молилась в «святом святых», самом священном месте.
Оттого и вопрос: как, если у Марии нет мужа ведь праведный старец Иосиф — лишь хранитель Её девства? И Архангел, понимая, что в вопросе Марии нет противления, но лишь желание точнее знать Божественную волю, отвечает — Сын родится сверхъестественно. О том, что случилось дальше, Евангелие хранит молчание. Может быть потому, что невозможно передать словами это «нахождение Святого Духа », трепет Ангела, присутствующего при величайшем событии — Сын Божий становится Человеком! Благовещение Пресвятой Богородицы. XVI в. И положила его юная девушка, предавшая Себя Господу. Именно поэтому Благовещение — Её праздник, и также — праздник нашей бесконечной благодарности Ей.
Потом будет еще многое — чудесное Рождество и бегство в Египет с Сыном и мнимым мужем, годы безвестности Иисуса, когда Он возрастал в доме Иосифа и Марии, бесконечные тревоги Матери — когда покинул Её для проповеди, страшное горе, зрелище Его страданий, неземная радость Воскресения… Как и Её жизнь, праздник всякий год окрашен в разные тона: то сияет радостью о Христе, приходясь на Пасху или дни после «праздника праздников», то растворен скорбью, то — вдохновляет христиан в первые недели Великого Поста. Суть и смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы В 2024 г. Благовещение выпадает на Крестопоклонную неделю — третий воскресный день Великого поста. Место, где произошло событие Это город Назарет. Его нынешнее здание возведено в 1750 г. Здесь мы можем видеть «версию» события, отраженную в апокрифических произведениях, например, в «Протоевангелии Иакова» источник этот не относится к Апостольскому веку, он более поздний, однако, доносит до нас древнее предание. Одна из подробностей, которой нет у св. Луки — что Гавриил первоначально явился Марии, когда она пошла за водой к роднику.
Этот источник, где случилось «первое Благовещение», сохраняется и сейчас. Израиль, Назарет. В храме Благовещения. Фото Ильи Ковалева Близ него — католическая базилика, возведенная на месте дома прав. Иосифа, здесь Гавриил явился Марии во второй раз. Этот храм имеет нижний уровень — это пещера, где, по преданию, произошло Благовещение. О том, что это была за пещера, существуют разные мнения: многие говорят, что здесь был дом прав.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I 687-701 , где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. Французская миниатюра конца XIII века Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии , в католичестве это праздник второго класса полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему… Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу.
Полное совпадение Пасхи с Благовещением случается редко. Такой день называют Кириопасхой, последний раз наложение дат случилось в 1991 году, а в следующий раз будет только в 2075-м. Праздник Благовещение: что нужно делать, запреты В любой двунадесятый праздник не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна — разрешается только готовка. Традиция не работать на Благовещение распространяется и на поездки по работе или командировки. Конфликты и ссоры в день светлого праздника могут навлечь на человека беды и горести, которые будут преследовать его еще долгое время. Поэтому в светлый праздник важно помогать ближним, не отказывать в просьбах, заниматься благотворительностью.
Евангелие от Луки I, 24-38 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
После 7-го Евангелия поется полиелей, величание Благовещения и степенны, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединятеся с трипеснцем Страстной пятницы. На праздник Благовещения служат литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого в случае, если праздник пришелся на дни Великого поста , а также на Страстной Четверг или Страстную Субботу. Перед литургией читают часы, совершают изобразительны и вечерню. Согласно Уставу, на часах не положено творить земные поклоны. Однако молитву Ефрема Сирина на 1-м часе и на изобразительных совершают с тремя земными поклонами. Вечерня, соединенная с литургией Иоанна Златоуста , совершается без чтения Псалтири и без земных поклонов.
Если же храм Благовещения, то поется задостойник праздника независимо от дня. Иконография праздника Дева Мария на иконах праздника Благовещения изображена сидящей. Объясняется это тем, что Пресвятая Дева действительно сидела за прядением завесы, или чтением Писания согласно апокрифам. С другой стороны, то, что Она изображена сидящей, подчеркивает Ее превосходство над ангелом. Иногда Дева Мария изображается стоящей перед ангелом, что показывает, с каким вниманием и благоговением Она выслушивает дивную весть. Правая рука Пресвятой Владычицы изображается развернутой ладонью к ангелу, в виде знака внимания и послушания Божией воли, или прижатой к груди в знак смирения перед Божьей волей.
На разных иконах лик Богоматери принимает различное выражение — чувство смущения, желание последовать воле Божией. Архангел Гавриил и Богородица изображаются глядящими друг на друга, или же смотрящими вверх, в Небо. Луч, который часто изображают в верхнем углу иконы, ниже расходится на три луча. Это также является образом Божественного действия — очищение Девы Марии, благодаря которому Она стала из Чистой Пречистой, и подготовка Ее к необычной Миссии — стать Матерью Бога, желающего воплотиться в человека.
И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.
В народе праздник Благовещение воспринимали в том числе и как символ прихода весны. Потому и традиции в этот день связаны с будущими посевами. Так, крестьяне освещали приготовленное зерно: ставили рядом икону и произносили молитву о даровании урожая. А 9 апреля, в воскресенье, во всех храмах Томской епархии будут совершены праздничные Божественные литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье. В Богоявленском кафедральном соборе богослужение возглавит митрополит Ростислав. Начало в 09:00. Что можно и нельзя делать Согласно поверьям, в Благовещение не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна. Возможна готовка. Верующие убеждены, что конфликты и ссоры в день благой вести могут навлечь на беду и горести, которые будут преследовать человека еще долгое время. Поэтому в этот день в семье должны царить мир и гармония. Рекомендуется навестить 7 апреля родственников и близких друзей.
Филарет Дроздов к-рый сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» Быт 1. Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Б. Во всех словах на Б. Феодор Студит даже называет Б. Из-за тесной связи между Б. Прокла или проповедь свт. Льва Великого PL. Девы в Б. Нек-рые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа и кондак прп. Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресв. Дева и ангел, но и прав. Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Б. К VII в. Лекционарии указывают следующие праздничные тексты Там же. Херувимская песнь. На нестабильное положение дня празднования Б. Служба Б. На особое почитание Б. Иакова СДЛ. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. XIII в. В навечерие Б. Софии в храм Пресв. Богородицы в Халкопратии службы Богородичных праздников обычно проходили в этом или во Влахернском храмах - Mateos. Сергий Спасский. На следующий день 25 марта в храме Св. Софии Великой ц. Для литургии указаны: чтения Исх 3. Богородицы 26 дек. В случае совпадения Благовещения с субботой или неделей, когда литургия не может совершаться во 2-й половине дня, паремии Исх и Притч переносятся на вечерню накануне и к ним добавляется общая богородичная паремия Притч 9. По Канонарю X-XI вв. Типикон Великой ц. Фрагмент створки триптиха. Екатерины на Синае Богоматерь. Возникает богатый гимнографический материал, посвященный Б. Кроме подробного описания служб в обычном случае когда Б. Порядок совершения служб в типичном случае следующий. Предпразднство Б. На утрене 24 марта, совершаемой по-постовому с Аллилуия , вместе с трипеснцами Триоди поется канон предпразднства. На вечерне под праздник 24-го вечером на «Господи, воззвах» к стихирам Триоди прибавлены стихиры Б. Повечерие бывает с сокращениями.