Данная работа была написана с целью обзора области законодательства Российской Империи, касающегося т. н. «инородцев». В XIX веке по всей России насчитывалось всего 12 тыс. караимов, из них 12 — миллионеры (по одному на тысячу человек). это не оскорбление, а правовой статус в Российской Империи для неславянских народов (ссылка). Согласно Уставу инородцы разделялись на " кочевые ", " оседлые ", " бродячие ", что определяло их правовой и административный статус.
Исторический контекст и определение термина
- Кого в XIX в. называли инородцами?
- кого в 19 веке называли инородцами?
- Ответы на вопрос:
- Кого в 19 веке называли инородцами? - id828890120200701 от 2424r 01.07.2020 00:50
Инородцы в Российской империи
В ней описана сложившаяся в XIX веке система обучения русскому языку нерусских жителей России. инородцы (т.е. иные народы). В конце 19 века список народов, официально признанных инородцами, включал тринадцать различных категорий населения от сибирских инородцев до российских евреев. Бродячие (живущие охотой) и большинство кочевых инородцев в 19 веке освобождались от несения воинской повинности. Законодательство о «западных» инородцах разрабатывалось в 19 веке главным образом еврейскими комитетами. Оседлыми считались инородцы, «имеющие постоянную оседлость, хлебопашество и живущие деревнями или в городах, занимаясь торговлей и промыслом городских обывателей».
Когда в 19 веке называли инородцами — политический и культурный контекст
Причину таких «географических открытий» заметим, в те же века расширением географического пространства занимались в первую очередь европейцы, проникая на территории с более благоприятным климатом и, скажем, более «ликвидные», приносящие практически сиюминутный доход учёные искали в специфической русской хозяйственной культуре, которая отличалась своей экстенсивностью, постоянно требующей расширения площадей. Такая экономическая мотивация требовала и особой национальной психологии. Ещё Екатерина II в расширении Русского государства — первоначально на север, затем на северо-восток и далее — видела особенности характера русского человека его «склонность к приключениям». Существует представление и о том, что Россия реализовывала потенциал эпохи Великих географических открытий — продвигаясь на более доступный ей север и северо-восток Евразии за новыми землями и богатствами — будь это «меха» или «нефть и газ» «эра пушнины и эра нефтегаза» - так сформулировал этапы русской колонизации северных территорий культуролог А. Ломоносов предсказывал, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Впрочем, изучение русской колонизации с точки зрения внутренних процессов подталкивает некоторых исследователей видеть в этом проникновении не столько экономический интерес, сколько продолжение формирования русского народа путём приспособления к новым природно-климатическим условиям и создания новых хозяйственных и бытовых форм. Так, современный антрополог и этнограф А. Головнев задаётся вопросом: «неужели для русских добыча шкур в таких тяжёлых условиях того стоила? Как бы то ни было, расширение России на северные территории привело к тому, что государство и общество в результате приобрело целый комплекс проблем. Даже эпохи, когда богатства Севера составляли благополучие страны XVI-XVII века - «эра пушнины», вторая половина XX - начало XXI веков — «эра нефтегаза» , не умаляли объёма этих проблем: ответственность за «туземцев», связанное с колонизацией огромных и неосвоенных пространств истощение народных ресурсов и, наконец, «ресурсное проклятье»: зависимость от природных ресурсов в ущерб экономической и социальной модернизации.
Впрочем, рецепт, который предлагался в 90-е годы либеральными экономистами, - а именно «отказ» России от «северов», вряд ли может быть принят. И не только потому, что «могущество России будут прирастать Сибирью». Проводимая государством начиная ещё с Ивана Грозного политика сформировала бесценный опыт по сохранению и устойчивому воспроизводству населения в сложных природно-климатических условиях, по выработке норм, позволяющих в той или иной степени бесконфликтно проживать бок-о-бок представителям различных культур. Европейский север был заселён и освоен относительно рано, в процессе расселения носителей русской аграрной культуры на неосвоенных лесных территориях, а также в процессе военно-торгового продвижения, в первую очередь новгородцев, в поисках источников сырья и рынков сбыта для своих ремесленников. Хозяйственное освоение этих малопривлекательных для земледельцев территорий связано и с монастырской колонизацией, при этом насельники монастырей развивали не только промыслы и ремёсла, но также сельское хозяйство, делая территории всё далее на север обитаемыми для русского человека. Проникновение в Сибирь происходило сначала через северный Урал промышленное, а затем военное освоение , позднее — через средний и южный Урал в основном военное, а потом крестьянское продвижение. Северная часть Сибири зона тундры и вечной мерзлоты в XVII веке осваивалась прежде всего промышленниками, которые занимались чрезвычайно выгодной в то время добычей пушного зверя. Это было связано не только с истощением ресурсов в результате хищнического их уничтожения. Со стороны государства стала проводиться жёсткая политика по защите прав коренных народов.
Центральные районы Сибири в процессе её освоения заселялись русскими более активно, и это было связано с решением задачи обеспечения мирного сосуществования с местными племенами. Чтобы не вынуждать казаков, направляемых сюда для сбора ясака, «кормиться» за счёт местного населения или, к примеру, похищать местных женщин для создания собственных семей, сюда направляли «чёрных», то есть казённых крестьян в том числе — «на женитьбу» «крестьянских девок и жёнок» , затем — ссыльных преступников и различных «гулящих людей», включая «гулящих женщин», на поселение. Принудительное направление в Сибирь крестьян дополнялось мощной программой по предоставлению льгот на первоначальное обзаведение. С конца XVI века переселяющимся выдавались деньги «на подъём, на дворостроение, на платье и на всякий обиход», семенной и продовольственный хлеб, скот, инвентарь и прочее. Особые льготы давались «гулящим и промышленным людям», согласившимся «оседло» жить и трудиться в Сибири. В результате такой комплексной политики , в земледельческом «поясе» Русского Севера и Сибири постепенно сложилось постоянное русское население. С конца XVII века продолжалось заселение отдалённых территорий преступниками. Были приняты правительственные указы «Об отсылке бродяг и беглых крестьян в Сибирь» 1729 , «О замене смертной казни ссылкой в Сибирь» 1753 , «О приёме в Сибирь на поселение от помещиков дворовых, синодальных, монастырских, купеческих и государственных крестьян с зачётом их за рекруты…» 1760. Таких переселенцев освобождали на три года от уплаты подати и оброка, после чего они уравнивались в правах с государственными крестьянам.
Преступники, а также «принятые от помещиков в зачёт рекрутов на поселение, бродяги не имеющих родства, ссылаемые за шалости церковники» или высланные по приговорам сельских обществ тунеядцы, пьяницы, мелкие уголовники создавали дополнительное напряжение с укоренившимся в Сибири русским населением. В 1907 года сибирский генерал-губернатор докладывал, что ссылаемые в Сибирь с целью «обращать их к заселению края» разного состояния люди отягощали этот край, поскольку «не только как тунеядцы служат к великой тягости земледельцев, но находясь всегда в праздности, по отвычке их от земледелия и по самой несвойственности оного многим из них, не подают никакой надежды, чтобы они могли быть когда-либо полезными поселянами…» [1] Высылка «на поселение» в северных европейских губерниях была прекращена в начале XIX века, в Сибири — с 1900 года. Но продолжалась административная ссылка; довольно часто она имела положительное значение, поскольку таким способом например, по «политическим» статьям сюда попадали образованные, интеллигентные люди, занимавшиеся изучением культуры и быта местного населения, исследованием природных ресурсов, а также нередко и их практическим применением. Расселяясь в отдалённых от дорог и магистральных рек районах что придало новый импульс земледельческой колонизации , спасаясь от преследования властей, они уходили в наиболее труднодоступные места и тем самым осваивали их. Собственно, добровольное переселение в северные районы и в Сибирь для государства было более выгодным, поскольку не требовало расходов на доставку и «укоренение». Затрудняло такое расселение наличие крепостного права, а также в целом малочисленность населения России. Первый Указ, санкционировавший добровольное переселение, был подписан императором в 1822 году «О дозволении крестьянам поселиться на земли сибирских губерний». В 1843 году, в рамках реформы государственных крестьян известной, как «реформа графа П. Киселева» , был принят закон об их переселении в Сибирь, наделение пятнадцатью десятинами на «душу» с предоставлением различных льгот и пособий.
С конца XIX, и особенно в начале XX века в рамках реализации «Столыпинских реформ» правительственная деятельность, направленная на стимуляцию крестьянских переселений, активизировалась. Таким образом, ещё недавно суровая, Сибирь становится богатым земледельческим регионом. Переселение особенно активизировалось со строительством Сибирской железной дороги, администрация которой различными льготами поощряла заселение в район строительства. С этого времени стремительно теряет своё значение северный путь в Сибирь; экономическое развитие северных территорий Европейской России, и особенно Сибири, фактически прекращается. Заинтересованные в подъёме северных территорий предприниматели и исследователи видели основную причину этого в отсутствии трудовых ресурсов и в наличии законов, защищавших права на территории традиционного землепользования малых коренных народов, которым не свойственно было стремление к интенсификации своей хозяйственной деятельности. Первоначально это была пушнина, мамонтовая кость, ценные породы рыб; затем — полезные ископаемые, в первую очередь — нефть и газ.
Термин «инородцы», будучи сам по себе нейтральным «люди иного рода» , приобретал обычно оттенок неравноправия. По переписи 1897 года все население России составляло 125,6 млн. Из них к инородцам с той или иной степенью условности можно отнести около 13 млн.
После 1917 г.
При этом в армию на общих основаниях призывали только одну категорию инородцев - евреев. И там к ним относились плохо. Настолько плохо, что ряд евреев принимали православие, чтобы избежать негативного отношения со стороны сослуживцев и начальства а для еврея смена веры - это очень серьезно.
Остальные группы инородцев изначально могли идти служить в качестве добровольцев, но они этим правом пользовались крайне редко. Начиная со второй половины 1880-х годов, инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, а также самоедов Мезенского уезда стали привлекать к отбыванию всеобщей воинской повинности на основании особых положений.
Но на деле разделение обычно проходило по религиозному принципу и инородцами звали всех неправославных. Это не удивительно: на протяжении столетий культивировалась идеология об уникальности России именно благодаря тому, что это единственное не павшее под ударами врагов православное царство По также термин «инородцы» существовал в официальных законах Российской империи и обозначал народы, к которым применялись иные по сравнению с основным населением юридические нормы.
Как деление на славян и инородцев в Российской Империи позволяло вбирать другие государства
Отбирание земель у церкви и продажа их; ограничение произвола церкви королевскими указами; проповедование пуританской веры-строгой, как католической, но без пышности и роскоши; установление королевской власти над церковью - полномочия папы римского перешли к королю. Она не испытывала тяги к издевательствам. Ее прозвали Кровавой за то, что, будучи ревностной католичкой, она постановила пытать и казнить тех, кто отказывался принять католичество. Сама на допросах она не присутствовала, за нее всю работу делали церковники и юристы. В годы ее правления было сожжено на костре более 300 человек. Сама Мария в юные годы была столь привержена своей вере, что не отреклась от нее даже тогда, когда это угрожало ее комфортной жизни, безопасности и престолонаследию.
Энджелл Исходя из этимологии слова, так должны были называть представителей всех народов Российской империи, кроме русского. Но на деле разделение обычно проходило по религиозному принципу и инородцами звали всех неправославных.
К этой категории относисись коренные народы Севера, Дальнего Востока и Закавказья, особенно мусульмане, которые вместо несения воинской службы платили особый налог. Выделялась также особая категория — «инородцы, несовершенно зависящие от России», которые фактически не считались российскими подданными, например, племена, кочевавшие в российско-китайском пограничье. К этой же группе по положению 1822 года были отнесены чукчи и дзюнгорцы зюнгорские двоеданцы. Власти Российской империи старались способствовать переводу кочевых и бродячих инородцев к оседлости и постепенной их русификации.
Мерва, около 1890 года. Многие неславяне - татары, мордва, эстонцы — к инородцам не причислялись. Согласно уставу инородцы разделялись на «кочевых», «бродячих» и «оседлых», и именно это разделение и определяло их правовой и административный статус.
Дополнение к вопросу
- Инородцы в старой Москве и их место в обществе: nngan — LiveJournal
- Остались вопросы?
- Кто такие инородцы в 19 веке. Инородцы в российской империи. Польша. Инородцы в России
- Инородцы в Российской империи
- Почему на Руси \"инородцы и иноверцы\" не могли быть крепостными
- Экзотические пришельцы и их изображение
Когда в 19 веке называли инородцами — как расизм и колониализм проникли в повседневную жизнь
Так что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских подданных точно не с целью обидеть. Первым законодательным актом об инородцах стал «Устав об управлении инородцев», изданный в 1822 году. «Устав об управлении инородцев» разделял инородцев на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.
Кто такие «инородцы» и когда они появились в Российской империи?
Устав 1822 г. являлся основным юридическим документом, определявшим жизнь «инородцев» в XIX в. и действовавшим почти до Октябрьской революции. Найдите правильный ответ на вопрос«Кого в 19 веке называли инородцами? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Согласно Уставу инородцы разделялись на " кочевые ", " оседлые ", " бродячие ", что определяло их правовой и административный статус.