К самым интересным самолетным фигурам можно отнести «колокол Квочура» (самолет задирает нос, чуть проседает, опрокидывается носом вниз и идет на снижение).
Анатолий Николаевич КВОЧУР
Умер Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур, сообщил 15 апреля его сын Николай Квочур на странице сообщества «Авиация» во «ВКонтакте». 7 апреля, по окончании торжественного богослужения в Благовещенском храме посёлка Кикнур, епископ Яранский и Лузский Паисий совершил чин освящения колоколов. За годы работы лётчиком-испытателем общий налет Анатолия Квочура составил около 4 800 часов, из них испытательный – около 3 500 часов (в основном на самолётах-истребителях).
Умер летчик и Герой России Анатолий Квочур
Квочуром, преодолел около 15 тысяч километров с дозаправками топливом в воздухе и всего двумя промежуточными посадками на пути в Австралию. В полетах по отработке спутникового радионавигационного комплекса СРНК в акватории Северного Ледовитого океана с проходом над Северных полюсом были достигнуты рекордная дальность и продолжительность полета для одноместного истребителя 11 ч 29 мин. В двух трансарктических полетах, проведенных во взаимодействии с 37-й воздушной армией, были выполнены комплексные исследования ряда новых научно-технических разработок, прежде всего, спутникового радионавигационного комплекса СРНК , обеспечивающего высокоточное определение взаимных координат и скоростей двух самолетов, например, заправляемого самолета и танкера, или двух самолетных групп. При этом бортовое компьютерное обеспечение позволяет вывести заправляемый самолет на заправочный конус с точностью 1-2 метра с расстояния до 800 километров. Также оценивались шесть спутниковых навигационных приемников, новые бортовые вычислители и самописцы, новая индикация на лобовом стекле, а также цветной жидкокристаллический многофункциональный индикатор ЗАО "Русская авионика". Были получены ценнейшие медико-физиологические данные о состоянии летчика, записанные на кардиокассету. Анатолий Квочур в совершенстве владеет многими фигурами высшего пилотажа. Многие из них он довел до совершенства на самолетах последнего поколения. Например, исполнение такой фигуры как "Колокол" А. Квочур отработал на Миг-29, подготовил методику безопасности и впервые продемонстрировал вместе с другими летчиками-испытателями ОКБ имени Микояна на международной авиасалоне "Фарнборо-88". Устроители любой авиавыставки стараются заручится участием в ней именно Анатолия Квочура, потому что он - гарантия зрелищного показа, когда фигуры высшего пилотажа сменяют друг друга без всяких пауз, на предельно малой высоте.
Известный английский эксперт летчик-испытатель Джон Фарли, комментируя пилотаж Квочура, говорил: "Его я сравнил бы с исполнением классической музыки, в частности "Лунной сонаты", "к восприятию которой можно быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем. По поводу же личных впечатлений могу сказать, что летчик явно не "борется" с самолетом и такое полное взаимопонимание делает их как бы единым целым, приводя к совершенству всех движений". Ныне Анатолий Квочур продолжает совмещать летную и научную работу. Это и развитие пилотажно-исследовательского центра, и разработка методик одиночного и группового высшего пилотажа на современных истребителях, и обучение летчиков ЛИИ и ВВС, и непосредственное руководство программами модернизации самолетов, разработки перспективной кабины, межобъектовой спутниковой навигации. Физической форме Анатолия Квочура можно позавидовать. Несмотря на два катапультирования и огромный летный стаж, он по-прежнему идеально попадает в типаж настоящего Героя: атлетическое телосложение, безупречная осанка, сильные руки. Спорт, впрочем, не бросал никогда. Десять лет занимался каратэ, но после второго катапультирования пришлось оставить это дело. Теперь люблю горные лыжи".
Котловым не забылся. Его нулевая скорость при наборе высоты легла в основу эффекта пилотажа фигуры «колокол». Всякий раз, выполняя ее, летчик-испытатель Квочур повторяет экстремальный полет своего коллеги. Анатолий Николаевич умеет в небе творить со своей машиной чудеса. Делает это так красиво, лаконично, словно дышит. Оторваться от демонстрации фигур высшего пилотажа просто невозможно. Английский летчик-испытатель Джон Фарли, комментируя пилотаж Квочура, сравнил его полет с «Лунной сонатой» Л. Бетховена, «к восприятию которой можно быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем». Его поразило единение летчика с машиной. Квочур умеет в ходе демонстрации возможностей истребителя эффектно показать все его лучшие стороны, используя характеристики летательного аппарата. Когда говорят об уникальности и неповторимости при выполнении им фигур высшего пилотажа, он обвиняет в любительском подходе к проблеме и отвечает: «Да все очень просто. Умение летать — это качество для летчика-испытателя само собой разумеющееся. Вот в рамках этого само собой разумеющегося я и распоряжаюсь рационально летательным аппаратом. Зрители видят его сильные стороны. Маневры связываются между собой с этой же целью. Естественно, нужно выжимать из машины максимум, что она может. Ничего такого специального и особенного я в небе не делаю. Это просто моя обязанность, иначе я бы не был летчиком-испытателем! Был День открытия Международного авиасалона в Ле-Бурже. Только что закончилась гроза, парило, летали птицы, столбик термометра достигал 29 градусов. Квочур выписывал во французском небе фигуры высшего пилотажа, выступление подходило к концу... Но именно такая скорость лучше всего характеризует машину, демонстрирует ее несущие свойства, правда, самолет довольно трудно управляется, — вспоминает Анатолий. Работоспособность силовой установки не восстанавливалась. Был какой-то невероятный случай, такого никогда раньше не происходило. Однако времени на пассивное ожидание у меня не было. Хлопок привел к резкому крену вправо, выправить его одними рулями на таком маленьком скоростном режиме нельзя, но я пытался не допустить падения самолета и минимизировать вращение. Истребитель прогрессирующе ввинчивался в сторону земли. Я принял решение катапультироваться, но… куда падать? Справа были десятки тысяч зрителей, самолет вращался в сторону публики по спирали... В момент отказа двигателя до столкновения с землей оставалось 9,5 секунд, а еще через семь — Анатолий катапультировался. Невозможно представить, что испытал летчик в эти секунды. Безусловно, он думал о спасении десятка тысяч оцепеневших зрителей, сохранении МиГа. Находясь на волосок от гибели, ему, конечно же, было страшно, как и любому из нас, ходящему по земле. Но настоящий летчик-испытатель всякий раз, поднимаясь в небо, готов ко всему. Он находит в себе силы контролировать ситуацию и управлять ею. В Ле-Бурже Квочур спас зрителей благодаря умению ждать, выбирать наиболее оптимальный момент для выхода из самолета, прогнозировать ситуацию. Парашют раскрылся, взрывной волной русского аса отнесло в сторону откуда шел взрыв , летчик остался жив. Правда, полученные травмы до сих пор дают о себе знать, но они не способны остановить человека с такой силой воли, жизненной энергией и безграничной любовью к небу и машине. В один из воздухозаборников попала птица. По всем расчетам западных специалистов в такой ситуации летчик спастись не мог. А Квочур после катапультирования сам отвечал на вопросы досужих журналистов и авиаторов о возможностях российской военной техники и летчиков-испытателей... По инициативе А. Такое случалось крайне редко, об этом можно было только мечтать. Учитель видел и чувствовал своего ученика, позволял раскрыться. Безопасные и результативные полеты — обязательный принцип на фирме. Такой скрупулезный подход к испытаниям позволяет сохранять жизнь летчикам. Любая неточность на земле или в воздухе грозит непоправимыми последствиями.
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Колокол Квочура Как Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.
За свою короткую карьеру летчика Нестеров успел совершить еще один прорыв в авиации — первый в истории воздушный таран, к сожалению, ценой собственной жизни. Плоский штопор На заре авиации «штопор» был вовсе не красивой фигурой высшего пилотажа, а одним из самых печальных испытаний для любого пилота. Самолет в буквальном смысле выходит из-под контроля, падает вниз по спирали, при этом еще и сам вращается. Справиться с штопором было нереально, и летчики в такой ситуации неминуемо погибали. Но в августе 1912 года одному пилоту очень повезло. Британец Уилфред Парк, свалившись в «штопор», в последний момент повернул ручку управления в сторону противоположную направлению вращения самолета. Машина вышла из «штопора», и Парк выжил. Русский летчик Константин Арцеулов, исследуя историю Парка, пришел к выводу, что «штопор» не всегда смертелен — при правильном управлении самолет можно вывести. Коллеги к его теоретическим расчетам отнеслись с недоверием. Константин Арцеулов возле своего истребителя «Ньюпор-XХI», 1916 год После этого «штопор» занял свое достойное место в программе обучения пилотов. Кстати, среди учеников Арцеулова был легендарный советский ас Валерий Чкалов. Колокол Квочура Слово «колокол» отлично описывает эту фигуру пилотажа — самолет «рисует» в небе движение маятника колокола. Вначале на нулевой скорости поднимается нос машины вверх, а после опрокидывается вниз. Впервые фигура появилась как элемент пилотажа у спортивных винтовых самолетов.
В Конаковском районе установили колокола в Троицком храме
Анатолий Квочур появился на свет 16 апреля 1952 года в украинском селе Мазуровка (сейчас входит в состав Черневецкого района Винницкой области) в семье агрономов. Колокол Квочура: Как Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. К этой памятной дате сотрудники центральной детской библиотеки проведут экологический час «Колокол Чернобыля», для учащихся 4 класса Черемшанской СОШ №1. В ОАК отметили, что Квочур установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Су-27 в 2005 году. Колокол Квочура – Самые лучшие и интересные посты на развлекательном портале
КОЛОКОЛ КВОЧУРА
Меньше всего вариаций у высшего пилотажа — три указанные фигуры составляют весь список без учета элементов, появившихся в качестве производных от них. Будучи в пассажирском самолете, человек может почувствовать фигуру пилотажа, например, вираж грубо говоря, поворот в какую-либо сторону. Самые зрелищные и сложные фигуры относятся к высшему пилотажу, однако их всего три. Летчик Игорь Волк выполнил фигуру, когда его Су-27 из-за ошибки испытателя был выведен за критический угол атаки и электродистанционная система управления вышла из строя. Волк попытался спасти самолет, отключив автоматику управления руля и осознал, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету. Первый, кто публично доказал способность выполнения данной фигуры, стал военный летчик-испытатель Виктор Пугачев в 1989 году. Поэтому фигура получила название кобра Пугачева.
Практическое применение данной фигуры — экстренный сброс скорости. Это позволяет «стряхнуть с хвоста» вражеский истребитель и обмануть радиолокационные станции. Самолет задирает нос к небу, чуть ли не опрокидываясь назад, а потом возвращается в нормальный режим полета практически без потери высоты.
С апреля 1981 года по март 1991 года - летчик-испытатель конструкторского бюро имени А. За время работы в ОКБ Квочур провел испытания истребителей-перехватчиков МиГ-31, обычного и палубного вариантов истребителя МиГ-29, ракет разных классов и др. В частности, в 1988 году впервые демонстрировал МиГ-29 на авиасалоне в британском Фарнборо. Там же он впервые показал фигуру высшего пилотажа "колокол". В 1990 году на МиГ-29К выполнил первую посадку и взлет на авианосец "Адмирал Кузнецов" в ночное время.
Когда Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.
Зачем Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют. Фигура Пугачева: Как Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.
Зачем Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою. Ранверсман: Как Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона.
Летом, когда внуки собирались у деда, большая часть летних каникул проходила под их непосредственным руководством, в котором мальчикам уделялось особое внимание с целью всестороннего развития и спартанского воспитания - залезть на самое высокое дерево, управиться со змеей, сделать модель самолета, построить временное жилище для ночевки в лесу...
При этом всегда и во всем акцент делался на развитии в детях чувства патриотизма, любви к Родине, необходимости ее защищать. В результате с детских лет Анатолий приобрел уверенность, что человек, в принципе, может достичь любой цели при условии его целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия, любви к родной земле. Видимо поэтому, примерно с 10-летнего возраста в нем стало формироваться неистребимое желание стать защитником Родины, что тогда ему представлялось в основном в роли военного летчика, и конечно, летчика-истребителя. Со временем это желание переросло в твердое убеждение и жесткую программу подготовки к поступлению в летное училище.
В школе он усиленно занимался спортом, серьезно относился к школьным предметам, особенно к математике и физике. После десятилетки Анатолий Квочур без особого труда поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. С началом первых полетов на учебном самолете в училище выяснилось, что профессия летчика - это не только умение летать, это почти неограниченная возможность самосовершенствования через познание. Поэтому дальнейшее освоение летной профессии и новых типов летательных аппаратов, как в училище, так и в последующей карьере Квочура, проходило больше на инициативной основе, что выражалось в постоянно потребности знать о мире летания как можно больше, в постоянном изучении всевозможных справочников и специальной литературы, необязательных, но полезных расчетов тех или иных характеристик самолета и конкретных маневров.
В значительной степени, благодаря этому своему увлечению, многолетнее участие в летных испытаниях различной степени сложности было для Анатолия Квочура относительно простым и безопасным. В училище Анатолию Квочуру повезло. Его учителя - летчики-инструкторы старший лейтенант Засько Иван Николаевич первый учебный самолет Л-29 , капитан Никитенко Ким Владимирович и старший лейтенант Кондратьев Валерий Иванович первый боевой самолет - сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б - были настоящими патриотами своего дела, хорошими, а в чем то даже лучшими специалистами в учебных полках училища. И после училища, когда в 1973 году лейтенанта Квочура направили для прохождения боевой службы в Группу Советских войск в Германии, ему посчастливилось встретиться с настоящими мастерами своего дела.
Один из них - заместитель командира боевого полка Леонтий Николаевич Григорьев, был для молодого летчика образцом не только летного профессионализма, но и мужества. Однажды на самолете Григорьева Су-7Б с бомбовым грузом во время учений над населенным пунктом остановился двигатель. С риском для жизни он увел самолет в безопасную зону и катапультировался почти с нулевой высоты. В Восточной Германии А.
Квочур в течение двух лет служил в качестве истребителя-бомбардировщика, затем командира звена истребителей-бомбардировщиков. В 1975 году командир дивизии генерал В. Скарюкин, отметив талант лейтенанта Квочура, написал ему рекомендательное письмо для поступления в Школу летчиков-испытателей.
Испытан уникальный комплекс бортовой навигации
В марте 1995-го выполнил сверхдальний перелёт на одноместном истребителе Су-27 в Австралию, а в июле и сентябре 1999 года — перелёты через Северный полюс по замкнутому маршруту. Он многократно совершал полеты в группе истребителей продолжительностью более 10-11 часов с дозаправками в воздухе днём и ночью, в том числе над океаном, от арктических до тропических широт. Квочур был летчиком от бога и привнес в мировую школу высшего пилотажа сложнейшую фигуру "Колокол", которую он впервые показал в 1988-м на авиасалоне в британском Фарнборо. Ее суть: самолет переводится в вертикальный набор высоты с последующим гашением скорости до практически полной остановки. После того, как тяга становится нулевой, за счет хорошо скомпонованных аэродинамических качеств самолёт начинает «проваливаться» вниз в вертикальном положении с последующим опусканием носа в горизонтальную плоскость.
Он был легендарным летчиком. Он также выполнил сверхдальний перелет на истребителе Су-27 из Жуковского в Мельбурн длительностью 18 часов 40 минут; освоил более 90 типов и модификаций летательных аппаратов; установил 11 мировых рекордов. Читайте также.
Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст.
Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов. Сообщение отправлено.
За время своей деятельности он протестировал более 90 моделей различных летательных аппаратов, сообщило интернет-издание Regions. В 1988 году на авиасалоне в Фарнборо Великобритания Квочур стал первым летчиком в мире, выполнившим фигуру высшего пилотажа «колокол». В 90-е годы он совершил ряд дальних перелетов, включая полеты через Северный полюс по замкнутым маршрутам и в Австралию.
Колокол Квочура на L39
Соколы России | Сегодня это базовая фигура, которые должны уметь делать все военные летчики. "Колокол Квочура" назван в честь летчика-испытателя Анатолия Квочура, который в 1988 году на. |
8 самых сложных фигур высшего пилотажа: mytholog — LiveJournal | Колокол Квочура: Как Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. |
Что еще почитать
- Виды и типы фигур сложного пилотажа
- Умер летчик и Герой России Анатолий Квочур // Новости НТВ
- Опасные фигуры высшего пилотажа показали на МАКС. Как они выглядят?
- На 72-м году жизни скончался легендарный летчик-испытатель Анатолий Квочур
- Кто провоцирует «голодомор 2.0» на Украине?
- 3 ноября – Telegraph
Колокол Квочура
Получайте последние новости от Городской службы новостей. день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Ярград провел мероприятие «Колокола. день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Ярград провел мероприятие «Колокола. Казанское авиа шоу "Я выбираю небо 2019" Смотрите видео онлайн «Колокол Квочура на L39» на канале «Мозаики Восприятия» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 23. Колокол Квочура. Фигура, для реализации которой специалист должен заставить летательный аппарат поднять высоту, задрать нос вверх, достигнуть нулевой скорости и начать. Информация Новости Контакт Род занятий.
Фигуры высшего пилотажа.
Умер Герой России, летчик-испытатель Анатолий Квочур. Колокол Квочура. Как: Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. На 72-м году жизни ушел из жизни известный летчик-испытатель и Герой России Анатолий Квочур, первый в мире, кто продемонстрировал фигуру пилотажа «колокол».
Кто провоцирует «голодомор 2.0» на Украине?
Работа в авиационной промышленности[ править править код ] После увольнения в запас и окончания Школы лётчиков-испытателей 1978 [6] Квочур до 1981 года работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре , где проводил испытания серийных модификаций самолётов Су-17 Су-17М, Су-17УМ, Су-17М3, Су-17УМ3, Су-22М [7] [6]. В 1981 году он окончил Московский авиационный институт факультет «Стрела» в Жуковском [6] и был переведён на испытательную работу в ОКБ имени А. В ОКБ участвовал в испытаниях самолётов МиГ-29 и МиГ-31 , испытаниях авиационных ракет « воздух-воздух » и « воздух-поверхность », испытаниях палубного истребителя МиГ-29К, включая оценки систем авианосца « Адмирал Кузнецов ». В рамках этих работ первым выполнил ночной взлёт с палубы.
После перестройки много летал на авиационных салонах в разных странах мира. В 1988 году на авиационном салоне в Фарнборо Великобритания Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа — « колокол » [6]. Квочур успел катапультироваться с предельно малой высоты.
Через неделю продолжил полёты. В августе выполнил демонстрационный пилотаж на МиГ-29 в Абботсфорде Канада [8]. В 1991 году Квочур перешёл на работу в Лётно-исследовательский институт ЛИИ в качестве лётчика-испытателя, а затем и начальника лаборатории эргономики.
Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют. Читайте также Кобра Пугачёва Как Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачёв на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении.
Колокол Квочура. Чтобы выполнить эту фигуру высшего пилотажа, летчик поднимает свой самолет высоко в небо, затем на нулевой скорости поднимает нос воздушного судна вверх. После этого нос самолета опрокидывается вниз. При этом возникает имитация движения колокольного маятника, это отразилось на названии. Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он выступал за штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 на авиасалоне в городе Фарнборо в Англии. Интересно, что фигуру придумали в военных целях. Такой маневр делает истребитель невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. Эту фигуру в 1988 году впервые выполнил летчик-испытатель Анатолий Квочур 2. Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси. Если пилот выполнит один оборот на 360 градусов — это одинарная бочка, если полтора оборота — полуторная, если два и больше — это уже многократная бочка. Впервые этот маневр совершил американский летчик Дэниел Мэлони. Это случилось в 1905 году. Уже во время Второй мировой войны этот трюк не раз спасал жизни летчиков, уходящих от погони. Во время этой фигуры высшего пилотажа самолет несколько раз делает полный разворот в воздухе вокруг своей горизонтальной оси 3. Когда летчик в небе выполняет эту фигуру высшего пилотажа, его самолет делает разворот-полубочку в верхней части полупетли. Впервые это сделал 25-летней немец Макс Иммельман в 1915 году на моноплане «Фоккер Е. III» в то время, когда шла Первая мировая война. Благодаря этой боевой хитрости летчик оказался позади своего неприятеля и к тому же выше.
За свою короткую карьеру летчика Нестеров успел совершить еще один прорыв в авиации — первый в истории воздушный таран, к сожалению, ценой собственной жизни. Плоский штопор На заре авиации «штопор» был вовсе не красивой фигурой высшего пилотажа, а одним из самых печальных испытаний для любого пилота. Самолет в буквальном смысле выходит из-под контроля, падает вниз по спирали, при этом еще и сам вращается. Справиться с штопором было нереально, и летчики в такой ситуации неминуемо погибали. Но в августе 1912 года одному пилоту очень повезло. Британец Уилфред Парк, свалившись в «штопор», в последний момент повернул ручку управления в сторону противоположную направлению вращения самолета. Машина вышла из «штопора», и Парк выжил. Русский летчик Константин Арцеулов, исследуя историю Парка, пришел к выводу, что «штопор» не всегда смертелен — при правильном управлении самолет можно вывести. Коллеги к его теоретическим расчетам отнеслись с недоверием. Константин Арцеулов возле своего истребителя «Ньюпор-XХI», 1916 год После этого «штопор» занял свое достойное место в программе обучения пилотов. Кстати, среди учеников Арцеулова был легендарный советский ас Валерий Чкалов. Колокол Квочура Слово «колокол» отлично описывает эту фигуру пилотажа — самолет «рисует» в небе движение маятника колокола. Вначале на нулевой скорости поднимается нос машины вверх, а после опрокидывается вниз. Впервые фигура появилась как элемент пилотажа у спортивных винтовых самолетов.